Фуси
Фуси | |||
---|---|---|---|
![]() Фуси и Нюва. Висящий свиток. Цвет на шелке. Находится в Музее китайской истории. | |||
китайский | Фуси | ||
|
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Фуси или Фу Си (Фуси) [ а ] [ 1 ] — культурный герой китайской мифологии , которому вместе со своей сестрой и женой Нюва приписывают создание человечества и изобретение музыки. [ 2 ] охота, рыбалка, одомашнивание, [ 3 ] и кулинария, а также Цанцзе система письма китайских иероглифов около 2900 г. до н.э. [ 4 ] или 2000 г. до н.э. Фуси считался первым мифическим императором Китая, « божественным существом с телом змеи», чудесным образом рожденным. [ 5 ] даосское Трех божество и/или член Правителей в начале китайского династического периода .
Некоторые изображения изображают его как человека со змееподобными характеристиками, «голову, покрытую листьями, растущую из горы», «или как человека, одетого в шкуры животных». [ 5 ]
Имена
[ редактировать ]Он также известен как Бао Си (包牺) и Ми Си (宓羲). [ 5 ]
Источник
[ редактировать ]Паньгу считался богом-творцом в китайской мифологии . Он был гигантом, спящим внутри яйца хаоса . Проснувшись, он встал и разделил небо и землю. Затем Паньгу умер, встав, и его тело превратилось в реки, горы, растения, животных и все остальное в мире, среди которых есть могущественное существо, известное как Хуасю (華胥). Хуасю родила брата и сестру-близнецов Фуси и Нюва. Говорят, что Фуси и Нюва — существа с человеческими лицами и телами змей. [ 6 ]
Однако в некоторых мифах творцом считался Фуси, а не Паньгу, который работал один, а не с Нюва. [ 7 ]
Фуси был известен как «первородный бог», и говорили, что он родился в нижнем среднем течении Желтой реки в месте под названием Чэнцзи (成紀) (возможно, современный Ланьтянь , провинция Шэньси , или Тяньшуй , провинция Ганьсу ). . [ 8 ]
Возможная историческая интерпретация мифа заключается в том, что Хуасю (мать Фуси) была лидером в матриархальном обществе ( ок. 2600 г. до н.э.), поскольку ранние китайцы развили языковые навыки, в то время как Фуси и Нюва были лидерами в раннем патриархальном обществе ( ок. 2600 г. до н.э.). в то время как китайцы начали брачные ритуалы. [ 9 ]
Божество Тайхао ( 太皞 , «Великий Яркий») неопределенно появляется в источниках до династии Хань , независимых от Фуси. Позже Фуси отождествляют с Тайхао, причем последнее означает его вежливость или формальность. [ 5 ] имя. [ 10 ]
По легенде, богиня реки Ло Мифэй . была дочерью Фуси Кроме того, в некоторых версиях легенды говорится, что она супруга Фуси. Она утонула в реке Ло, переходя ее, и стала духом реки Ло. [ 11 ]
Легенда создания
[ редактировать ]Согласно « Книге гор и морей» , Фуси и Нюва были первыми людьми, жившими на мифологической горе Куньлунь (сегодняшний Хуашань). Однажды они подожгли две отдельные кучи огня, и в конце концов огонь стал одним. Под огнем они решили стать мужем и женой. Фуси и Нюва использовали глину для создания потомков и с помощью божественной силы оживляли глиняные фигурки. [ 8 ] Эти глиняные фигурки были самыми ранними людьми. Фуси и Нюва обычно признавались китайцами двумя из трех правителей в раннем патриархальном обществе Китая ( ок. 2600 г. до н.э.), основываясь на мифе о том, что Фуси установил брачный ритуал в своем племени. Создание человека было символической историей создания более крупной семейной структуры, включающей фигуру отца.
Социальная значимость
[ редактировать ]На одной из колонн храма Фуси в провинции Ганьсу следующий куплет описывает важность Фуси: «Среди трех прародителей цивилизации Хуася Фу Си в стране Хуайян занимает первое место». [ 8 ] Во времена его предшественника Нювы общество было матриархальным.
В древние времена не было Трех кардинальных указаний и Шестой годовщины. Люди знали только свою мать, но не своего отца. Они могли перевернуть прошлое, но не заднее. Когда они лежали, они могли говорить о нем, когда вставали. , они просили еды, когда были голодны. Когда они были сыты, они выбрасывали то, что осталось, Ру Мао пьет кровь и носит тростниковую кожу. Итак, Фуси посмотрел вверх, чтобы наблюдать за явлениями в небе, и посмотрел вниз, чтобы наблюдать за Дхармой на земле. Поскольку пара исправила пять элементов, они начали определять путь человечества и нарисовали Восемь диаграмм, чтобы управлять.
Вначале еще не было ни морального ( Санганг ), ни социального порядка. Мужчины знали только своих матерей, но не отцов.
[Отсутствует перевод следующих трех предложений: 能覆前而不能覆後 Они могли знать/следить только своих потомков, но не своих прародителей (беспорядочные связи без семейной концепции), 臥之言去言去 Они спали, когда хотели (нециркадный режим без понятия времени), 起之吁吁 Проснувшись, они начали юэ-инг (повторение/использование одного звука для выражения эмоций или общения без языка).]
Когда они были голодны, они искали еду; удовлетворившись, они выбросили остатки. Они пожирали шкуры и волосы, пили кровь, одевались в шкуры и тростник. Затем пришел Фу Си, посмотрел вверх и созерцал изображения на небесах, посмотрел вниз и созерцал события на земле. Он объединил мужа и жену, урегулировал пять стадий перемен и установил законы человечества. Он разработал восемь триграмм , чтобы обрести власть над миром.
Фуси обучал своих подданных кулинарии и различным методам охоты и рыбалки. [ 3 ] включая рыбную ловлю сетями и охоту с оружием из кости, дерева или бамбука. Он установил базовую структуру семьи, [ 3 ] а также бракосочетание и принесли первые жертвы небу под открытым небом. На каменной табличке, датированной 160 годом нашей эры, изображены Фуси с Нюва.
Традиционно Фуси считается создателем методов гадания, которые передавались на протяжении веков до И-Цзин . [ 4 ] В других версиях истории ему приписывают написание некоторых частей самого «И-Цзин» . Его способности к предсказанию объясняются чтением Карты Хе (или Карты Желтой реки ). Согласно этой традиции, Фуси открыл расположение триграмм И Цзин в отметках на спине мифического коня-дракона (иногда называемого черепахой ), вышедшего из реки Ло . Эта договоренность предшествует составлению « И Цзин» во времена династии Чжоу . Говорят, что это открытие положило начало каллиграфии. Фуси также приписывают изобретение музыкального инструмента Гуцинь , хотя заслуга в этом также принадлежит Шэннуну и Желтому императору .
Фигуристы , библейского рассматривали Фуси как Еноха патриарха. [ 12 ] Александр Кэткотт , сторонник Хатчинсона , отождествил Фуси с библейским Ноем ( «Трактат о потопе »).
Фуси и Нюва также считались богами шелка. [ 13 ]
Смерть
[ редактировать ]Говорят, что Фуси прожил в общей сложности 197 лет и умер в месте под названием Чэнь (современный Хуайян , Хэнань ), где до сих пор можно найти памятник ему и посетить его как туристическую достопримечательность. [ 8 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Картины династии Тан , изображающие Фуси (справа) и Нюва (слева), обнаружены на кладбище Астаны Синьцзяне в . Аналогично изображению Раху и Кету в индийской астрологии.
-
Сидящий портрет Фуси, написанный Ма Линем из династии Сун.
-
Император Фуси, гравюра на дереве Гана Бозонга из династии Тан
-
Фуси, картина Цю Ина из династии Мин, изображенная в «Православии правления на протяжении веков».
-
Китайский император Фуси в традиционном костюме с символом Инь Ян , 19 век.
-
Сфотографируйтесь вместе с различными учеными в Питерборо, Великобритания.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ также известный как Пао Си (谗, Бао Си, Пао Си или 卖士), Си Хуан Сихуан или Хуан Си Хуанси «Августовский пастырь» (太皞, Тайхао ) «Великая яркость» — его племенная фамилия Хуан Сюн «Желтый »; Медведь"
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теобальд, Ульрих. Фу Си 伏羲 ChinaKnowledge.de - Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства
- ^ Фернальд, Хелен Э. (декабрь 1926 г.). «Древние китайские музыкальные инструменты: изображения на некоторых ранних памятниках в музее» . Музейный журнал . XVII (4): 325–371.
- ^ Jump up to: а б с Айвенго, Филип Дж .; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения по классической китайской философии (2-е изд.). Индианаполис: Издательская компания Hackett . п. 379. ИСБН 0-87220-781-1 . OCLC 60826646 .
- ^ Jump up to: а б Кантон, Джеймс; Клири, Хелен; Крамер, Энн; Лаксби, Робин; Локсли, Диана; Рипли, Эстер; Тодд, Меган; Шагхар, Хила; Валенте, Алекс (2016). Кантон, Джеймс (ред.). Литературная книга . Нью-Йорк: ДК . п. 21. ISBN 978-1-4654-2988-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Плетчер, Кеннет. «Фу Си» . Британская энциклопедия . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ Миллидж, Джудит (1999). Китайские боги и мифы . Книги Чартвелла. ISBN 978-0-7858-1078-0 .
- ^ Сорок, Джо (2004). Мифология: Визуальная энциклопедия . Лондон: Barnes & Noble Books . стр. 196, 210. ISBN. 0-7607-5518-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Поклонение трем мудрым королям и пяти добродетельным императорам — Императорский храм императоров последующих династий в Пекине . Пекин: Пресса на иностранных языках. 2007. ISBN 978-7-119-04635-8 .
- ^ Коттерелл, Артур (1979). Словарь мировой мифологии . Партнеры книжного клуба. ISBN 978-0-19-217747-6 .
- ^ Биррелл, Энн (1993). Китайская мифология: Введение . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 44. ИСБН 0-8018-4595-5 .
- ^ Чжо, Синьпин (26 декабря 2017 г.). Религиозная вера китайцев . Спрингер. ISBN 978-981-10-6379-4 .
- ^ Мунгелло 1989 : 321
- ^ Вуд, Фрэнсис (2002). Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . п. 29. ISBN 978-0-520-23786-5 .
- Мангелло, Дэвид Эмиль (1989), Любопытная земля: жилье иезуитов и истоки китаеведения , Гонолулу: Гавайский университет Press, ISBN 0-8248-1219-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]