Jump to content

Маленький

(Перенаправлено с Мазуизма )

Маленький
Статуя в парке Линь Моньян в Тайнане
Традиционный китайский Мазу
Упрощенный китайский Мазу
Буквальный смысл «Мать-предок»
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinMāzǔ
Wade–GilesMa1-tsu3
IPA[má.tsù]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationMāajóu
JyutpingMaa1-zou2
IPA[ma˥.tsɔw˧˥]
Southern Min
Hokkien POJMá-chó͘
Tâi-lôMá-tsóo
Eastern Min
Fuzhou BUCMă-cū
Лин Моньян
китайский Лин Моньян
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLín Mòniáng
Wade–GilesLin2 Mo4-niang2
IPA[lǐn mwô.njǎŋ]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationLàhm Mahknèuhng
JyutpingLam4 Mak6-noeng4
IPA[lɐm˩ mɐk̚˨.nœŋ˩]
Southern Min
Hokkien POJLîm Be̍k-niû / Lîm Bia̍k-niû / Lîm Be̍k-niô͘
Tâi-lôLîm Bi̍k-niû / Lîm Bia̍k-niû / Lîm Be̍k-niôo
Eastern Min
Fuzhou BUCLìng Mĕk-Niòng
Популярные имена
Granny Mazu
Традиционный китайский Мазу По
Упрощенный китайский Мазу По
Буквальный смысл Granny Mazu
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinMāzǔpó
Wade–GilesMa tsu3 p'o
Yue: Cantonese
Yale RomanizationMāa Jóu pòh
JyutpingMaa1 Zou2 po4
Southern Min
Hokkien POJMá-chó͘ -pô
Tâi-lôMá-tsóo-pô 
Eastern Min
Fuzhou BUCMă-cū-bò̤
Царица Небесная
китайский королева небес
Буквальный смысл Небесная   Императрица
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinTiānhòu
Wade–GilesT'ien-hou4
Yue: Cantonese
Yale RomanizationTīn hauh
JyutpingTin1 hau6
Southern Min
Hokkien POJThian-hiō
Tâi-lôThian-hiō
Eastern Min
Fuzhou BUCTiĕng-hâiu
Небесная супруга
китайский Тяньфэй
Буквальный смысл Небесная   наложница
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinTiānfēi
Wade–GilesT'ien-fei
Yue: Cantonese
Yale RomanizationTīn fēi
JyutpingTin1 fei1
Southern Min
Hokkien POJThian-hui
Tâi-lôThian-hui
Eastern Min
Fuzhou BUCTiĕng-hĭ
Святая Небесная Мать
Традиционный китайский Богоматерь Небесная
Упрощенный китайский Богоматерь Небесная
Буквальный смысл Небесная и Священная Мать
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinTiānshàng Shèngmǔ
Wade–GilesT'ien shang4 sheng4 mu3
Yue: Cantonese
Yale RomanizationTīn seuhng sing móuh
JyutpingTin1 soeng6 sing3 mou4
Southern Min
Hokkien POJThian-siōng sèng-bó͘
Tâi-lôThian-siōng sìng-bó
Eastern Min
Fuzhou BUCTiĕng-siông séng-mō̤

Мазу или Мацу китайская морская богиня в китайской народной религии , китайском буддизме , конфуцианстве и даосизме . Она также известна под несколькими другими именами и титулами . Мазу — обожествленная форма Линь Моньяна ( китайский : 林默 ; пиньинь : Линь Моньянг ; Пэ-э-джи : Лим Бек-ню / Лим Бьяк-ню / Лим Бек-нио ), шаманки из провинции Фуцзянь, которая, как говорят, жили в конце 10 века. После ее смерти она стала почитаться как божество-покровитель китайских мореплавателей, в том числе рыбаков и моряков . Ее поклонение распространилось по прибрежным регионам Китая и зарубежным китайским общинам по всей Юго-Восточной Азии , где некоторые мазуистские храмы связаны со знаменитыми тайваньскими храмами. Традиционно считалось, что Мазу бродит по морям, защищая своих верующих посредством чудесных вмешательств. Теперь верующие обычно считают ее могущественной и великодушной Царицей Небесной.

Поклонение Мазу популярно на Тайване, потому что многие первые китайские поселенцы на Тайване были людьми хокло из провинции Фуцзянь. Ее храмовый фестиваль — главное событие на Тайване, причем самые крупные торжества проходят в ее храмах и вокруг них в Дацзя и Бэйгане .

Имена и титулы

[ редактировать ]
Статуя Мазу в храме Небесной Королевы в Футскрей, Виктория

В дополнение к Мазу [1] [2] или Ма-цу , что означает «предок по материнской линии». [3] "Мать", [4] «Бабушка», или «Бабушка», [5] Линь Моньяну поклоняются под другими именами и титулами:

  • Мазуп [6] [1] ( упрощенный китайский : Мазу По ; традиционный китайский : Мазу По ; букв. «Бабушка Мазу») или Ма Чо По на языке хоккиен , популярное имя в провинции Фуцзянь. [6] [1]
  • А-Ма, также пишется Ах-Ма (阿媽, «Мать» или «Бабушка»), популярное имя в Макао. [7]
  • Линхуэй Фюрен [6] («Леди сверхъестественной благодати») — официальный титул, присвоенный в 1156 году. [6] [8]
  • Линхуэй Фэй [6] («Принцесса сверхъестественной благодати») — официальный титул, присвоенный в 1192 году. [6]
  • Тяньфэй («Принцесса Небесная», у кит.: Ти-фи ), [1] [9] полностью Хуго Минчжу Тяньфэй [6] («Светящаяся принцесса Небесная, защищающая нацию») — официальный титул, присвоенный в 1281 году. [6] [10]
  • Хуго Биминь Мяолин Чжаоин Хунжэнь Пуджи Тяньфэй («Небесная принцесса, защищающая нацию и укрывающая людей, обладающая чудесным даром, блестящим резонансом, великодушной добротой и всеобщим спасением»), официальный титул, присвоенный в 1409 году. [8]
  • Тяньхоу или Тяньхоу Шэнму (титул, используемый в основном в материковом Китае, Гонконге и Вьетнаме), также называемый Тин Хау на кантонском диалекте, Теан Хоу на минском китайском языке и Тхиен Хоу на вьетнамском языке ( китайский : 天后 ; букв. «Королева / Императрица Небес»). ), [2] официальный титул присвоен в 1683 году. [10]
  • Тяньшан Шэнму («Святая Небесная Мать»; титул используется в основном на Тайване) [10]
  • Тунсянь Линню ( упрощенный китайский : 通добродетельная леди ; традиционный китайский : 通добродетельная леди ; букв. «Достойная и эффективная леди») [11]
  • Шэннюй ( китайский : 神女 ; букв. «Божественная женщина») [12]
  • Чжаосяо Чуньчжэн Фудзи Ганин Шэнфэй [6] («Святая принцесса ясного благочестия, чистой веры и полезного ответа»), официальный титул, присвоенный во время правления императора Хуну династии Мин. [6]
  • Гупозу ( китайский : 姑婆祖 ; горит. «Прадедушка»), неофициальный титул, используемый потомками, чья фамилия « Лин (林)», из-за того, что у них одна и та же фамилия Линь.

Хотя во многих храмах Мазу чтят ее титулы Тяньхоу и Тяньфэй, во время чрезвычайной ситуации стало традицией никогда не молиться ей под этими именами, поскольку считалось, что, услышав один из ее официальных титулов, Мазу может почувствовать себя обязанной ухаживать и одеваться должным образом. подобающей ее положению до получения петиции. Считалось, что на молитвы, призывающие ее как Мазу, ответ приходит быстрее. [13]

Предполагаемая могила Линь Моньянга в Нангане на островах Мацу

Об историческом Линь Моньяне известно очень мало. [3] Судя по всему, она была шаманкой из маленькой рыбацкой деревни на острове Мэйчжоу , входящем в состав Фуцзянь провинции уезда Путянь . [6] в конце 10 века. [3] Однако она, вероятно, жила не там, а на близлежащем материке. [14] [а] В эту эпоху Фуцзянь была сильно китаизирована из-за притока беженцев, спасающихся от вторжений в северный Китай, и была выдвинута гипотеза, что культ Мацзу представляет собой гибрид китайской и местной культуры коренных народов. [16] Самое раннее упоминание о ее культе датируется двумя столетиями позже, в надписи 1150 года, в которой упоминается, что «она могла предсказать удачу и неудачу человека» и «после ее смерти люди воздвигли для нее храм на ее родном острове». [3]

Легенды о жизни Линь Моньяна получили широкое распространение к XII веку. [3]

Говорят, что она родилась во времена правления цюаньчжоуского военачальника Лю Цунсяо ( ум .   962) в Королевстве Мин , [3] что в конечном итоге превратилось в конкретную дату 23-го дня третьего месяца китайского лунного календаря. [11] [б] в   960 году нашей эры, в первый год Песни . [с] позднего Минского периода ее рождение было отнесено к гораздо более раннему периоду, в 742 году. в «Великом сборнике трех учений о происхождении, развитии и исследованиях божественного» Однако [19]

Ранние источники говорят о ней как о «мисс Лин»; ее имя Мо («Безмолвный») [20] или Мониан («Безмолвная девушка») появились позже. Говорят, что он был выбран, когда она не плакала во время родов. [4] или в течение первого месяца после этого; она оставалась тихим и задумчивым ребенком даже в четыре года. [20] Говорили, что она была шестой [4] или седьмая дочь Линь Юаня ( ). Его теперь обычно вспоминают как одного из местных рыбаков, [4] хотя издание « Записей об исследованиях божественного» 1593 года сделало его главным военным инспектором Путиана. [10] Семья была полезной и популярной в своей деревне. [4] Поздние легенды, призванные оправдать присутствие Мазу в буддийских храмах, гласили, что ее родители молились Гуаньинь о сыне, но получили еще одну дочь. [4] По одной из версий, ее матери приснилось, что Гуаньинь дала ей волшебную таблетку, вызывающую беременность, и, проснувшись, обнаружила, что таблетка все еще у нее в руке; [4] Вместо того, чтобы родиться обычным способом, Мазу выстрелила из своей матери при рождении в виде ароматной вспышки красного света. [20] Говорят, что Гуаньинь была особенно предана Мазу или даже воплощалась как Мазу; [21] [22] Со своей стороны, Мазу, как говорят, была очарована статуей Гуаньинь в храме, который она посещала в детстве, после чего она стала ярой буддисткой. [20]

Сейчас часто говорят, что она изучала религиозную литературу. [23] освоить Конфуция к 8 годам и основные буддийские сутры к 11 годам. [5] Отчет о благословениях, явленных Царицей Небесной китайский : FeiXianShengLu ( традиционный пиньинь упрощенный китайский FeiXianShengLu ; ; : Tiānfēi : Линь Xiώnshèng Lù ), собранный ее предполагаемыми потомками Яоюй ( ; Yu ; Lín Yáoyú ; fl 1589 . ) и Линь Линьчан ( ; Lín Línchàng ; фл. 1670 ) утверждали, что, будучи еще девочкой, ее посетил даосский мастер (в другом месте буддийский монах ) [20] по имени Сюаньтун ( ; Сюаньтун ), которая осознала свою природу Будды . К 13 годам она освоила книгу знаний, которую он ей оставил ( 玄微 ; Xuánwēi Bìfώ ). [8] и обрел способность видеть будущее и посещать места духом без путешествий. [20] Она также могла проявлять себя на расстоянии и использовала эту силу, чтобы посещать сады в окружающей сельской местности, хотя она спрашивала разрешения у владельцев, прежде чем собирать цветы, чтобы забрать их домой. [20] Хотя она начала плавать только в относительно позднем возрасте, в 15 лет, вскоре она преуспела в этом. Говорят, что она стояла на берегу в красной одежде, чтобы проводить рыбацкие лодки домой, несмотря на суровую или опасную погоду. Она встретила даосского бессмертного у фонтана. [20] в шестнадцать лет и получил амулет [8] или две бронзовые таблички, которые она перевела [20] или использовали для изгнания демонов , для исцеления больных, [5] и предотвратить катастрофы. [20] Говорят также, что она вызывала дождь во время засухи. [23]

Основная легенда Мазу связана с тем, что она спасла одного или нескольких членов своей семьи, когда они были застигнуты врасплох во время тайфуна , обычно когда ей было 16 лет. [23] Он проявляется в нескольких формах. В одном случае женщины дома боялись, что Линь Юань и его сын заблудились, но Мазу впала в транс, ткая на своем ткацком станке . Ее духовная сила начала спасать мужчин от утопления, но мать разбудила ее, заставив уронить брата в море. Отец вернулся и рассказал другим жителям деревни о чуде; эта версия истории сохранилась на фресках в Фэнтине в провинции Фуцзянь. [22] Один из вариантов состоит в том, что ее братья были спасены, но ее отец погиб; [23] Затем она провела три дня и ночи в поисках его тела, прежде чем нашла его. [13] Другая версия — все мужчины благополучно вернулись. [23] Другая версия заключается в том, что Мазу молился Гуаньинь; во-вторых, она спала и помогала своей семье во сне. [21] Еще одна причина заключается в том, что экипажем лодок были ее четыре брата, и что она спасла троих из них, соединив их лодки вместе, а старший погиб из-за вмешательства ее родителей, которые приняли ее транс за припадок и разбудили ее. [19]

В более ранних записях Мазу умер незамужним в возрасте 27 или 28 лет. [3] (Ее безбрачие иногда приписывали обету, который она дала после потери брата в море.) [19] Дата ее кончины в конечном итоге стала конкретной датой Фестиваля Двойной Девятки в 987 году. [24] то есть ей 27 лет по западным меркам и 28 лет по традиционным китайским данным. Говорили, что она умерла в медитации. [19] хотя в некоторых источниках она не умерла, а в одиночку поднялась на гору и вознеслась на Небеса как богиня. [23] в луче яркого света. [24] В других случаях она умерла, протестуя против нежелательной помолвки. [3] Третий относит ее смерть к 16-летнему возрасту, утверждая, что она утонула после того, как измотала себя в неудачной попытке найти пропавшего отца. [23] подчеркивая ее сыновнюю почтительность . [8] Затем ее труп выбросило на берег острова Нанган , где сохранилось захоронение, предположительно принадлежащее ей.

Статуя Мазу ( в центре ), несущего фонарь и церемониальный жуйи , в Вэйхае.

Помимо легенд, окружающих ее земную жизнь, Мазу фигурирует в ряде китайских мифов .

В одном из них демоны Цяньлиан («Глаз Тысячи миль») и Шуньфэнъэр («Следующее за ветром Ухо») влюбились в нее, и она призналась, что выйдет замуж за того, кто победит ее в бою. Однако, используя свои навыки боевых искусств , она подчинила их обоих и, подружившись, наняла их в качестве своих генералов-хранителей. [25]

книге Lǎojūn Shuō Tàishàng канона ( Нефритовая Tiānfēi чудесных Мяо дел Нефритовая женщина Jiùkǔ даосского ( ) Língyàn Jīng Син ) В девушка ) — звезда из Большого Ковша, принесенная на землю Лаоцзюнем , божественной формой Лаоцзы , чтобы показать свое сострадание к тем, кто может погибнуть в море. Она воплощается как Мазу и клянется не только защищать моряков, но и наблюдать за всеми аспектами жизни и смерти, оказывая помощь любому, кто может обратиться к ней. [8]

Наследие

[ редактировать ]

Поклонение

[ редактировать ]

Одетая в красное, она демонстрирует свою божественную силу.
В четвертый год правления Сюаньхэ императора Хуэйцзуна династии Сун при циклических знаках Жэнь Инь (1122 г.) надзирающий секретарь Лу Юнди получил приказ отправиться с миссией в Корею. На пути через Восточное море он попал в ураган. Из восьми кораблей семь потерпели крушение. Только корабль Лу не перевернулся в бурных волнах. Когда он горячо молился небесам о защите, он увидел, как над мачтой появилась богиня. Одетая в красное, она сидела неподвижно в формальной манере. Лу поклонился и попросил защиты. Посреди бурлящего моря ветер и волны внезапно утихли, и Лу был спасен. Вернувшись из Кореи, он рассказал всем свою историю. Господин, охраняющий праведность, Ли Чжэнь, человек, долгое время посещавший (Шэн)дунь, рассказал ему все о милосердных явлениях святой царевны. Лу сказал: «В этом мире только мои родители всегда проявляли бесконечную доброту. Однако, когда в ходе моей бродячей жизни я почти оказался на грани смерти, даже мои отец и мать, несмотря на их предельная родительская любовь могла помочь мне, а божественная девушка, просто дыша, смогла достучаться до меня. В тот день я действительно получил дар возрождения». Когда Лу сообщил о своей миссии суду, он почтил память милосердного проявления богини. Он получил приказ разрешить использование слов «Плавный переход» на храмовой табличке, перечислять налоги с полей храма и делать храмовые подношения в Цзянкоу.

- Тяньфэй Сяньшэн Лу (начало 17 века) о встрече Лу Юнди с богиней [26]

Мазуизм впервые засвидетельствован у Хуан Гунду ок . 1140 г. Поэма «О святилище Плавной переправы». [27] ( Сюндзи Храм ) ; Сюндзи Храм ; , который считал Сюнджи Мяо ее черной и заблудшей шаманкой, чье продолжающееся влияние было необъяснимым. [28] Он отмечает, что ее преданные танцевали и пели вместе и со своими детьми. [29] Вскоре после этого надпись Ляо Пэнфэя ( 廖鵬飛 ) 1150 года в деревне Нинхай (ныне деревня Цяодоу ) в Путяне была более уважительной. [3] [д] В нем говорится, что «после ее смерти люди воздвигли ей храм на ее родном острове». [3] и что Храм Священного Кургана ( ; ; Шэндун Мяо ) был построен в 1086 году после того, как некоторые люди в Нинхае увидели его светящимся и обнаружили чудесный старый плот. [27] или пень, [28] и испытал видение «богини Мэйчжоу». [27] [и] Это сооружение было переименовано в Храм Плавного Пересечения императором Сун Хуэйцзуном в 1123 году после того, как его посланник Лу Юнди ( ; Лу Юнди ) был чудесным образом спасен во время шторма годом ранее, когда находился с официальной миссией, чтобы выразить почтение двору Корё после смерти короля Еджона . [27] и заменить династию Ляо в качестве формальных сюзеренов, наделив своего преемника Инджуна . [32] [ф]

Впоследствии поклонение ей распространилось: Ли Цзюньфу начала XIII века Путянь Биши записывает храмы в Мэйчжоу, а также в Цяодоу, Цзянкоу и Байху. [33] К 1257 году Лю Кэчжуан отмечал, что «в больших торговых городах и маленьких деревнях Путяня есть… святыни принцессы» и что они распространились на Фэнтин на юге. [31] К концу династии Сун в Мацзу существовал как минимум 31 храм. [34] достигнув, по крайней мере, Шанхая на севере и Гуанчжоу на юге. [31]

Сила богини, действительно проявлявшаяся в прежние времена, в изобилии проявилась в нынешнем поколении. Посреди бурных вод случилось так, что во время урагана вдруг был замечен божественный фонарь, сияющий на верхушке мачты, и как только появился этот чудесный свет, опасность утихла, так что даже при опасности опрокинуться успокоился и понял, что нет причин для страха.

- Адмирал Чжэн Хэ и его соратники (надпись Чанлэ, начало 15 века) о том, как они стали свидетелями божественного фонаря богини, который олицетворял природное явление - огонь Святого Эльма. [35]

По мере распространения мазуизма он начал поглощать культы других местных шаманок, таких как две другие из Сянью . «Трех принцесс» [36] и даже некоторые меньшие морские и сельскохозяйственные боги, в том числе Лю Миан. [31] и Чжан Небесный наставник. [36] К 12 веку она уже стала хранительницей народа Цяодоу, когда тот пострадал от засухи, наводнения, эпидемии, пиратства . [36] или бандитизм. [5] Она защищала женщин во время родов [29] и помог с зачатием . [5] Как покровительница морей, ее храмы были одними из первых, воздвигнутых прибывшими из-за границы китайцами , поскольку они благодарили за благополучный переход. Несмотря на свое исламское воспитание, адмирал и исследователь династии Мин Чжэн Хэ выразил благодарность Мацзу за защиту одного из его путешествий, что привело к новому титулу в 1409 году. [8] Он покровительствовал храмам Мацзу в Нанкине и убедил императора Юнлэ построить городской дворец Тяньфэй ; Благодаря императорскому покровительству и видному расположению в южной столице империи, он долгое время был крупнейшим и самым статусным центром мазуизма в Китае. Во время Южного Мин сопротивления Цин , Мазу помог Коксинга армии захватить Тайвань у голландцев ; Позже сообщалось, что она лично помогла некоторым людям Ши Лана победить Лю Госюаня при Пэнху в 1683 году, положив конец независимому королевству потомков Коксинга и поставив Тайвань под контроль Цин. [24] Дворец принца династии Мин Чжу Шугуй был преобразован в Тайнане в Великий храм Мацу , который первым стал носить новый титул «Небесной императрицы». [ нужна ссылка ]

В позднем императорском Китае моряки часто несли с собой изображения Мазу, чтобы обеспечить безопасную переправу. [23] Некоторые лодки до сих пор несут на носу небольшие святыни. [5] Обереги Мазу также используются в качестве лекарств, в том числе как мази для ног с волдырями. [37] Еще в 19 веке правительство Цин официально приписало ее божественное вмешательство победу над французами в районе Тамсуй в 1884 году во время китайско-французской войны и особо почтило ее городской храм , который служил генерала Сунь Кайхуа штаб-квартирой . во время боевых действий. [13] Когда американские войска бомбили Тайвань во время Второй мировой войны, Мазу, как говорили, перехватывал бомбы и защищал людей. [38]

Храм Теан Хоу в Куала-Лумпуре , Малайзия.

Сегодня мазуизм практикуется примерно в 1500 храмах в 26 странах мира, в основном в синосфере или в зарубежных китайских общинах, таких как преимущественно хоккиенские Филиппины . Из этих храмов почти 1000 находятся на Тайване . [39] Это вдвое больше, чем 509 храмов, зарегистрированных в 1980 году, и более чем в дюжину раз больше, чем число храмов, зарегистрированных до 1911 года. [1] Эти храмы обычно считаются даосскими, хотя некоторые из них считаются буддийскими. [10] более 90 В Гонконге храмов Мазу . В материковом Китае мазуизм формально классифицируется как культ вне буддизма и даосизма , хотя многочисленные буддийские, конфуцианские и даосские храмы включают в себя ее святилища. Поклонение ей обычно разрешено, но не поощряется: большинство сохранившихся храмов сосредоточено вокруг Путяня в провинции Фуцзянь. Включая двадцать на острове Мэйчжоу, их более ста в префектуре и еще 70 в других местах провинции, в основном в поселениях вдоль ее побережья. Есть более 40 храмов в Гуандуне и Хайнане и более 30 в Чжэцзяне и Цзянсу , но многие исторические храмы сейчас рассматриваются как музеи и управляются местными парками или культурными агентствами. С начала 2000-х годов были разрешены паломничества из Тайваня в храмы в провинции Фуцзянь, особенно в храм в Юнчуне , где тайваньскому храму Синган Мацзу было разрешено открыть филиал храма. [40] Храм А-Ма на острове Макао , вероятно, является источником своего названия на португальском и английском языках; Исторический и охраняемый храм Тин Хау в Козуэй-Бэй в Гонконге является источником названия района Тин Хау от кантонского произношения одного из титулов Мазу, «Императрица Небес». Храм Мазу в Мельбурне — крупнейший китайский храм в Австралии . [ нужна ссылка ]

крупный проект по строительству самой высокой в ​​мире статуи Мазу в Танджунг Симпанг Менгаяу в Кудате , Борнео официально запустила Компания Sabah . Статуя должна была быть высотой в 10 этажей, но была отменена из-за протестов мусульман Сабаха и политического вмешательства. [41]

Неофициальные центры паломничества верующих Мацзу включают остров Мэйчжоу, храм Чжэньлань в Тайчжуне на Тайване и храм Сяньлян в гавани Сяньлян, Путянь . Вместе с островом Мэйчжоу храм Сяньлян считается самым священным местом Мацзу, чья предполагаемая смерть произошла на берегу гавани Сяньлян. Церемония, на которой присутствуют паломники из разных провинций Китая и Тайваня, посвящена этому легендарному событию каждый год в октябре. [40]

Паломничества

[ редактировать ]

Главный храмовый праздник в мазуизме — традиционный день рождения Линь Моньяна в 23-й день 3-го месяца китайского лунного календаря. На Тайване два крупных паломничества в ее честь совершаются : паломничество Дацзя Мазу и паломничество Байшатун Мазу . Во время обоих фестивалей паломники проходят более 300 километров, чтобы нести носилки со статуями богини между двумя храмами. [42] [43] Другой крупный фестиваль проходит вокруг храма Тяньхоу в Лукане . [44] В зависимости от года фестивальный день Мазу может приходиться уже на середину апреля или уже на середину мая. [45]

Годовщина ее смерти или предполагаемого вознесения на Небеса также отмечается, обычно в Праздник двойной девятки (девятый день девятого месяца лунного календаря). [10]

Операции влияния КПК

[ редактировать ]

Рабочий отдел Объединенного фронта Центрального комитета ( Коммунистической партии Китая КПК) использует Мацзу как инструмент для пропаганды объединения Китая . [46] [47] [48] [49] [50] По словам академика Чанг Гуй-мина из Национального Тайваньского университета , КПК создала версию, что она является поборником китайской народной религии , и Мацзу стал частью этой истории. [47] В 2011 году генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин поручил руководителям «в полной мере использовать» Мацзу для усилий по объединению Китая. [48] Храмы на Тайване, особенно в сельской местности, были наиболее заметными объектами операций влияния, поскольку они являются местом встреч видных местных деятелей, а финансовые пожертвования храмам остаются нерегулируемыми. [51] [52] [53]

В искусстве

[ редактировать ]
Фрагмент картины XVIII века, изображающей Мазу во время ее спасения посольства Сун в Корё в 1123 году в открытом море.

После ее смерти Мазу запомнили как девушку, которая носила красное платье и бродила по морям. [6] В религиозной скульптуре она обычно одета в наряд императрицы и украшена такими аксессуарами, как церемониальная табличка ху и императорский колпак с плоским верхом (冕冠, мяньгуань ) с рядами бус ( лю ), свисающими с спереди и сзади. [54] Ее храмы обычно защищают боги дверей Цяньлиян (千里眼) и Шуньфэнъэр (順風耳). Они различаются по внешнему виду, но часто представляют собой демонов: красный Цяньлиан с двумя рогами и двумя желтыми сапфировыми глазами и зеленый Шуньфэн'эр с одним рогом и двумя рубиновыми глазами. [25]

Линь Монян (2000), небольшой телесериал на фуцзяньском языке , представлял собой инсценировку жизни Мацзу как смертного. Мазу ( 海之傳說媽祖 , 2007) — тайваньский полнометражный анимационный фильм китайской компании Cartoon Production Co., изображающий ее жизнь шаманки и богини. Директор по производству Тэн Цзяо признал ограниченную привлекательность внутреннего рынка: «Если бы молодые люди были нашей основной целевой аудиторией, мы бы вообще не рассказывали историю Мазу, поскольку они не обязательно интересуются древней легендой[;] они также не лояльны к продукции, произведенной на Тайване». Вместо этого «когда вы смотрите на мировые рынки, иностранные покупатели всегда задают вопрос: что может лучше всего представлять Тайвань». «Мазу » с историей о «волшебной девушке и двух милых приятелях [дверных богах Мазу Цяньлиян и Шуньфэн'эр], приправленной сильным местным колоритом», вместо этого был разработан с намерением привлечь международные рынки, заинтересованные в Тайване. [55]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Возможно, она тоже родилась на материке. [15]
  2. ^ Иногда это ошибочно переводится на английский как «23 марта», например, в Университета Фучжоу обзоре храма Мэйчжоу . [17]
  3. Совпадение даты, засвидетельствованное только в поздних источниках, часто подвергается сомнению современными учёными, такими как Кларк . [18]
  4. ^ Надпись под названием «Шэндунь Цзумяо Чунцзянь Сюньцзи Мяо Цзи» ( 圣 Дунь Цзумяо Реконструкция храма Сюньцзи ) сохранилась в генеалогии семьи Ли ( 百堂李家genogenealogy , Байтан Лиши Цзупу ), и ее легитимность иногда подвергается сомнению. [28] Он был полностью переведен на английский язык Клаасом Руитенбеком . [30]
  5. Позже аналогичная история распространилась относительно основания храма в Фэнтинге. [31]
  6. В официальном отчете о путешествии чудо приписывалось ныне забытому « Богу Яньюя в Фучжоу », обожествленной форме старшего сына Чэнь Яня , военачальника 9-го века в этом регионе. [27] Однако считается, что легендарный рассказ о том, что Мазу спас только один из кораблей Лу, был ошибочным, и большинство или все из них выжили, а их торговые команды Фуцзянь приписывают свое выживание различным местным божествам, включая «Божественную госпожу» Нинхая. [12] на предположительно путианском корабле Ли Чжэня. [33] Храм Яньюй получил титул «Проявленные заслуги» ( чжаоли ) от двора Сун примерно в то же время, когда он чтил святилище Нинхай. [12]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Больц (1986) , с. 211.
  2. ^ Перейти обратно: а б Ирвин (1990) , с. 62.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кларк (2007) , с. 203 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Юань (2006) , с. 122 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джуффрида (2004) .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дуйвендак (1938) , с. 344.
  7. ^ Боско и Хо (1999) , с. 9
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Больц (2008) , с. 743 .
  9. ^ Дрейер 2007 , 148.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Больц (2008) , с. 741 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Су (1990) , с. 31.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Кларк (2007) , с. 205 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с «翌天昭佑» , Битва у Рыбацкой пристани , Гонконг: Blogspot, 2009, заархивировано из оригинала 29 ноября 2016 г. , получено 29 ноября 2016 г. (по-английски)
  14. ^ Кларк (2006) , с. 224.
  15. ^ Кларк (2015) , с. 126 .
  16. ^ Кларк (2015) , стр. 131–2 .
  17. ^ «Храм Мачжу в Мэйчжоу» , провинция Фуцзянь , Фучжоу: Университет Фучжоу, 1999 г., архивировано с оригинала 18 февраля 2005 г. {{citation}}: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) .
  18. ^ Кларк (2015) , стр. 130–1 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Больц (2008) , с. 742 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Юань (2006) , с. 123 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Ирвин (1990) , с. 63.
  22. ^ Перейти обратно: а б Руитенбек (1999) , с. 316.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Крук (2014) , с. 32 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Юань (2006) , с. 124 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Руитенбек (1999) , с. 319.
  26. ^ Перевод в Руитенбеке, 1999 г. , с. 283.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк (2007) , с. 204 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с Кларк (2015) , с. 127 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Кларк (2015) , с. 129 .
  30. ^ Руитенбек (1999) , стр. 312–5.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Кларк (2007) , с. 207 .
  32. ^ Шоттенхаммер, Анджела; и др. (2006), Восприятие морского пространства в традиционных китайских источниках , Экономические и социокультурные исследования Восточной Азии: Морская история Восточной Азии , Vol. 2, Висбаден: Harrassowitz Verlag, с. 81 .
  33. ^ Перейти обратно: а б Кларк (2007) , с. 206 .
  34. ^ Шу (1996) .
  35. ^ Перевод на Нидхэм, Джозеф (1959). Наука и цивилизация в Китае, Том 3 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 558. ИСБН  0-521-05801-5 .
  36. ^ Перейти обратно: а б с Кларк (2007) , с. 208 .
  37. ^ Чжан (1993) , с. 145.
  38. ^ Расширенная версия исторической карты Тайваня. [ Исторические карты Тайваня, расширенное и исправленное издание ] (на китайском языке (Тайвань)). Тайбэй : Национальный музей истории Тайваня . Февраль 2018. с. 43. ИСБН  978-986-05-5274-4 .Мазу пришел на помощь {...} В конце японского правления американские военные интенсивно бомбили Тайвань, и распространились слухи о том, что Мазу, похоже, получал бомбы и защищал людей.
  39. ^ Сантьяго, Эрин де, «Мазу (Мацу), китайская богиня моря» , Чем заняться , Путешественник, заархивировано из оригинала 23 сентября 2014 г. , получено 23 сентября 2014 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Чанг, Сюнь (31 декабря 2017 г.), Куо, Чэн-тянь (редактор), «13. Множественные религиозные и национальные идентичности: паломничества Мацзу через Тайваньский пролив после 1987 года», Религия и национализм в китайских обществах , Amsterdam University Press , стр. 373–396, doi : 10.1515/9789048535057-015 , ISBN.  978-90-485-3505-7 , JSTOR   j.ctt1zkjzkd.17
  41. ^ Лим Кит Сианг (31 декабря 2007 г.). «Спор о статуе Мазу следует решать не только за столом переговоров» . Малайзия-сегодня.net. Архивировано из оригинала 29 августа 2014 года . Проверено 21 сентября 2014 г.
  42. ^ «Паломничество Мазу из храма Чжэньлань, Дацзя» . Тайваньские боги . Министерство внутренних дел. Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
  43. ^ «Пешеходное паломничество Байшатун-Мазу» . Тайваньские боги . Министерство внутренних дел. Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 5 июня 2021 г.
  44. ^ Килинг, Стивен (2013), «День рождения Мазу» , «Грубый путеводитель по Тайваню» , «Rough Guides», ISBN  9781409350613 .
  45. ^ «Таблица преобразования григорианско-лунного календаря» , Гонконгская обсерватория , Гонконг: Правительство специального административного района Гонконг, 2015 г., заархивировано из оригинала 24 февраля 2011 г. , получено 23 сентября 2021 г.
  46. ^ Фонг, Брайан CH; Цзе-мин, Ву; Натан, Эндрю Дж. (30 декабря 2020 г.). «Влияние Китая на религии Тайваня». Ин Фонг, Брайан Ч.; У, Цзе-мин; Натан, Эндрю Дж. (ред.). Влияние Китая и перетягивание каната между центром и периферией в Гонконге, Тайване и Индо-Тихоокеанском регионе (1-е изд.). Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж, 2021 г.: Рутледж. дои : 10.4324/9781003088431-19 . ISBN  978-1-003-08843-1 . S2CID   229424691 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  47. ^ Перейти обратно: а б «Китай надеется, что Мазу, морская богиня, поможет ему завоевать Тайвань» . Экономист . 15 июня 2023 г. ISSN   0013-0613 . Архивировано из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 16 июня 2023 г. Чиновники в Пекине надеются, что Мазу поможет им другим способом. Рабочий отдел Объединенного фронта, отделение Коммунистической партии, задачей которого является усиление влияния Китая за рубежом, рассматривает богиню как инструмент для завоевания сердец и умов тайваньцев. Мацзу — или Линь Моньян, как она была известна до того, как стала богиней, — родом из небольшой рыбацкой деревни на острове Мэйчжоу в провинции Фуцзянь. Сегодня верующие совершают паломничество к храму ее предков. Это полезно для Китая, который поддерживает культурные обмены с Тайванем, связанные с Мазу, с конца 1990-х годов. Местные отделения Объединенного фронта открыто говорят об использовании Мазу для «укрепления патриотических сил объединения Тайваня». Если они смогут превратить любовь Тайваня к Мазу в любовь к родине, это облегчит мирное возвращение Тайваня под власть материка.
  48. ^ Перейти обратно: а б «Атеистическая Коммунистическая партия Китая поощряет народную религию» . Экономист . 19 сентября 2019 г. ISSN   0013-0613 . Архивировано из оригинала 16 июня 2023 года . Проверено 16 июня 2023 г. В 2011 году Си Цзиньпин призвал чиновников «полностью использовать» Мазу, чтобы добиться расположения тайваньцев, большинство из которых имеют родственные связи с материком.
  49. ^ Грут, Джерри (24 сентября 2019 г.). «Большой объединенный фронт КПК за рубежом» . Синопсис . Карлов университет . Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 года . Проверено 2 июля 2023 г.
  50. ^ «Дворцы и храмы Коммунистической партии Китая, проникшие в культуру Мацзу, также стали инструментами Объединенного фронта - Политика» 3 , мая 2023 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2023 г. Проверено 16 июня 2023 г. .
  51. ^ Помфрет, Джеймс; Ли, Имоу (21 декабря 2023 г.). «Китай использует религию «богини мира» Мазу в качестве оружия на выборах в Тайване» . Рейтер . Проверено 21 декабря 2023 г.
  52. ^ Вонг, Тесса; Чанг, Джой (29 декабря 2023 г.). «Поклонники оказались между Китаем и Тайванем» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  53. ^ «Китай нацелился на тайваньские храмы, а поклонники Мацу участвуют в операциях по влиянию» . Радио Свободная Азия . 10 января 2024 года. Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 11 января 2024 г.
  54. ^ Руитенбек (1999) , с. 318.
  55. ^ Хо И, «Хороший, плохой и божественный» , Taipei Times , заархивировано из оригинала 12 декабря 2021 года , получено 9 декабря 2005 года .

Библиография

[ редактировать ]
  • Больц, Джудит Маги (1986), «В честь Тянь-фэя», Журнал Американского восточного общества , том. 106, Синологические исследования, стр. 211–232, номер документа : 10.2307/602373 , JSTOR   602373 .
  • Боско, Джозеф; Хо, Пуай-пэн (1999), Храмы Императрицы Небесной , Гонконг: Oxford University Press, ISBN  9780195903553
  • Больц, Джудит Маги (2008), «Мазу» , Энциклопедия даосизма , том. II, Абингдон: Рутледж, стр. 741–744, ISBN.  9781135796341 .
  • Кларк, Хью Р. (2006), «Религиозная культура Южной Фуцзянь, 750–1450: Предварительные размышления о контактах через морскую границу» (PDF) , Asia Major , vol. XIX, Тайбэй: Институт истории и филологии, заархивировано (PDF) с оригинала 26 ноября 2016 г. , получено 28 ноября 2016 г.
  • Кларк, Хью Р. (2007), Портрет сообщества: общество, культура и структуры родства в долине реки Мулан (Фуцзянь) от позднего Тан до Сун , Гонконг: Издательство Китайского университета, ISBN  978-9629962272 .
  • Кларк, Хью Р. (2015), «Что делает китайского бога? или Что делает Бога китайцем?», Имперский Китай и его южные соседи , Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии, стр. 111–139, ISBN  9789814620536 .
  • Крук, Стивен (2014), «Мазу» , Тайвань (2-е изд.), Чалфонт-Сент-Питер: Путеводители Брэдта, стр. 32–33, ISBN  9781841624976 .
  • Дрейер, Эдвард Л. (2007), Чжэн Хэ: Китай и океаны в эпоху ранней династии Мин, 1405–1433 гг. , Нью-Йорк: Пирсон Лонгман, ISBN  9780321084439 .
  • Дуйвендак, Ян Юлиус Лодевийк (1938), «Истинные даты китайских морских экспедиций в начале пятнадцатого века», T'oung Pao , vol. XXXIV, Брилл, стр. 341–413, номер документа : 10.1163/156853238X00171 , JSTOR   4527170 .
  • Джуффрида, Ноэль (2004), «Тяньхоу» , «Святые люди мира » , том. II, Санта-Барбара: ABC Clio, ISBN  9781576073551 .
  • Ирвин, Ли (1990), «Божественность и спасение: Великие богини Китая», Азиатские фольклорные исследования , том. 49, Университет Нанзан, стр. 53–68, номер документа : 10.2307/1177949 , JSTOR   1177949 .
  • Руитенбек, Клаас (1999), «Мазу, покровительница моряков, в китайской живописи», Arts of Asia , vol. 58, Издательство Arts of Asia, стр. 281–329, номер документа : 10.2307/3250021 , JSTOR   3250021 .
  • Шу, Тенджун (1996), Массо до Тюгоку но Минкен Синко Мазу и китайские народные верования (на японском языке), Токио: Хейка Шуппанша, ISBN  9784892032745 .
  • Су Кхин Ва (1990), «Культ Мазу на полуострове Малайзия», Сохранение и адаптация традиций: исследования китайского религиозного выражения в Юго-Восточной Азии , Вклад в этнографию Юго-Восточной Азии, Колумбус: ОГУ Департамент антропологии , стр. 29– 51, ISSN   0217-2992 .
  • Юань Хайван (2006), «Мазу, богиня-мать моря» , «Волшебный лотосовый фонарь и другие сказки ханьцев » , Всемирная фольклорная серия, Вестпорт : Libraries Unlimited, ISBN  9781591582946 .
  • Чжан Сюнь (1993), Подношение благовоний и получение магической силы Ци: Паломничество Мацзу (Небесной Матери) на Тайване (диссертация, доктор философии в антропологии), Беркли: Калифорнийский университет, OCLC   31154698 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f6061d710b505e01448afffd7b0e064__1722729840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/64/4f6061d710b505e01448afffd7b0e064.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mazu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)