Цяньлиян
Цяньлиян | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
китайский | ясновидение | ||
Буквальный смысл | Тысяча Ли Глаз(ов) | ||
| |||
Ли Лу | |||
Традиционный китайский | 離развод | ||
Упрощенный китайский | Ли Лу | ||
|
Цяньлиянь — китайский бог моря и дверей . Обычно он появляется вместе с Шуньфэн’эром как хранитель храмов морской богини Мазу .
Имя
[ редактировать ]Имя Цяньлиян буквально означает «Тысяча миль » или «Глаза лиги». [ 1 ] но в более общем смысле можно понимать как «Соколиный глаз», «Рысиглазый», [ 2 ] «Дальвидящий», [ 3 ] или даже « Всевидящий » [ 4 ] или « Ясновидящая ». [ 5 ] поскольку расстояние в 1000 ли было идиоматическим в китайском языке для обозначения любого большого расстояния. [ 6 ] Он также появляется как Цяньли Ян. [ 7 ] и Цянь Ли Янь . [ 8 ] Имя его партнера Шуньфэн’эра также означает «Остроухий» или «Всеслышащий».
При Мине Цяньлиян был также известен как Ли Лу . [ 9 ]
История
[ редактировать ]начала XVI века « Цяньлиянь впервые упоминается в романе Путешествие на Запад» . [ 9 ] где он появляется как олицетворение даосского . Нефритового императора глаз [ 4 ] и один из его помощников. [ 9 ] Однако существует более раннее его изображение в пещерах Шимен ( t 石門石門山 , s 石门石门山 , Шимэншань ) в провинции Сычуань, которое датируется периодом Южной Сун . [ 10 ] Китайская народная сказка о десяти братьях , вероятно, также возникла задолго до своей первой публикации во времена династии Мин; в нем два старших брата обладают такими же силами, как и у Цяньлияна и Шуньфэнъэра. [ 11 ]
Затем Цяньлиянь появился в роли лейтенанта Императора Цветущей Яркости ( t 華华光 大大帝 , s 华华光 大大帝 , Хуагуанг Дади ) в «Путешествии Юй Сяндоу на Юг». [ 9 ] и как персонаж в Сюй Чжунлиня произведении «Сотворение богов» . [ 11 ] Его путали с богом дверей Шэньшу ( 神荼 , Шэншу ) и, в частности, постепенно отождествляли с более ранним морским богом Чжаобао Цилан ( 招宝七郎 , Чжаобуо Цилан ), поскольку он был вытеснен культом Мазу . [ 9 ]
Религиозные истории
[ редактировать ]Острое зрение Цяньлияна используется для защиты моряков ночью, во время тумана и других ненастных погодных условий. [ 12 ] По некоторым сведениям, он способен видеть все на свете. [ 13 ]
Цяньлиян чаще всего изображается как демон , побежденный и прирученный или подружившийся с морской богиней Мазу . По одной из версий, он и Шуньфэнъэр появились у острова Мэйчжоу во время шторма и были побеждены волшебным шелковым шарфом Мазу, который запустил облака песка им в глаза и уши. После подчинения они поклялись в своей верности, когда она любезно исцелила их от причиненного ею ущерба. [ 14 ] В другом случае эти двое были генералами Сун, которые боролись за ее руку на горе Персикового цвета ( 桃花山 , Таохуа Шан ), но оба потерпели поражение от ее кунг-фу . [ 15 ] В другом случае это были братья Гао Мин и Гао Цзюэ. Безжалостные генералы, они пали на горе Персикового Цвета и впоследствии населяли ее как демоны. Они явились Мазу, когда она путешествовала поблизости, и вызвали ее на битву, где проигравший выполнял приказы победителя. Они намеревались выдать ее замуж за них обоих, но были побеждены ее магией и стали ее слугами. [ 2 ] [ 4 ] В другом случае братья Гао были бандитами во времена Шан, прежде чем они начали посещать гору. [ 12 ]
Согласно еще одному рассказу, эта пара изначально была воинами или охранниками короля Чжоу из Шаня. [ 5 ] В этой версии истории иногда говорят, что они уже обладали своими сверхчеловеческими способностями и использовали их, чтобы помешать первым шагам Чжоу к восстанию . Однако советник Цзи Фа, Цзян Цзия, считается адептом даосизма , который использует эзотерические знания, которые он получил от Изначального Владыки Небес на горе Куньлунь, чтобы победить их. Их силы подводят их, когда он покрывает их кровью черной собаки, и Цзи Фа может одержать победу при Муе и, наконец, утвердиться в качестве Военного Короля Чжоу («Король Ву»). [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]Поклонение
[ редактировать ]Цяньлиян чаще всего появляется как бог дверей в мазуистских храмах. [ 14 ] или как страж рядом с Мазу у ее алтаря [ 7 ] или на ее желтых бумажных брелоках. [ 16 ] В некоторых деревнях ему отдельно поклоняются. [ 17 ] и моряками за помощь во избежание опасности. Во время 8-дневных 250-километровых (155 миль) ежегодных паломничеств из Дацзя в Бэйган кумира Мазу сопровождают 10-футовые (3-метровые) фигуры Цяньлияна и Шуньфэнъэра, которых играют люди в масках на ходулях . [ 18 ]
В искусстве
[ редактировать ]Цяньлиян обычно выглядит как зеленокожий демон, закрывающий глаза от яркого солнца. [ 2 ] Это не было его первоначальное положение: статуя Южной Сун, упомянутая выше, и другая в храме Наньхай Лунван ( t 南海 龍王龍王廟 , s 南海 龙王龙王庙 , Nánhώi Lóngwáng Miào ) в восточном Гуанчжоу в Гуандуне дают ему три глаза , но у него нет ни одного из них. его руки были подняты ко лбу. Очевидно, он перенял позу у более раннего Чжаобао Цилана , когда последователи этого бога пришли поклоняться Мазу. [ 9 ] Цяньлиян также иногда появляется с тремя головами и шестью руками. [ 2 ] Обычно он появляется справа от своего спутника Шуньфэн’эра . Иногда он появляется как красный демон, и в этом случае у него обычно два рога и желтые сапфировые глаза. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Никайдо (2011) , стр. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мазур, Ив, «Чиен Ли Йен» , ThaiLex .
- ^ Хо И, «Хорошее, плохое и божественное» , Taipei Times .
- ^ Перейти обратно: а б с Лобб, Фред (2011), «Мазу и генерал видит все, а генерал все слышит» , Китайские народные сказки , Гонконг: Blogspot .
- ^ Перейти обратно: а б «Путеводитель по залу гильдии Цинъань» , Официальный сайт , Нинбо: Музей народных обычаев морского дела Восточного Чжэцзяна, 2010 г.
- ^ Ю Нин (2009), Китайское сердце в когнитивной перспективе: культура, тело и язык , Берлин: Вальтер де Грюйтер, с. 288 .
- ^ Перейти обратно: а б Джуффрида, Ноэль (2004), «Тяньхоу» , Святые люди мира, Том. II , Санта-Барбара: ABC Clio, ISBN 9781576073551 .
- ^ Хранитель южных морей: Тиан Хок Кенг и Сингапур Хоккиен Хуай Куан , Сингапур, 2006, с. 28
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Никайдо (2011) , стр. 90.
- ^ Ху Вэньхэ (1994), Даосское и буддийское наскальное искусство Сычуаньской пещеры [ Сычуань Даоцзяо Фоцзяо Сику Ишу ] , Народное издательство Сычуань, стр. 16 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сэм, Крис У.К.; и др. (28 сентября 2008 г.), «Богиня моря и ее хранители» , The Macau Daily Times , Макао: Публикации Macau Times .
- ^ Перейти обратно: а б Баке, Джеймс (2015), «Супруги Мазу» , Shenzhen Daily , Шэньчжэнь
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ^ Кодекс боксера , Лейден: Koninklijke Brill, 2016, стр. 644 , ISBN 9789004301542 .
- ^ Перейти обратно: а б Юань (2006) , стр. 123–4 .
- ^ Девоншир-Эллис, Крис (2008), «Мазу: Принцесса приливов» , China Expat , Asia Briefing .
- ^ Су (1990) , с. 41.
- ^ Дин и др. (2010) , с. 147 .
- ^ Надо, Рэндалл (2012), «Божественность» , Спутник Уайли-Блэквелла по китайским религиям , Молден : Уайли-Блэквелл, стр. 375 , ISBN 9781444361971 .
- ^ Руитенбек (1999) , с. 319.
Библиография
[ редактировать ]- Дин, Кеннет; и др. (2010), Ритуальные союзы Путяньской равнины, Том. II , Справочник по востоковедению , §4: Китай , Том. 23/2, Лейден: Брилл, ISBN 978-9004176010 .
- Никайдо, Ёсихиро (2011), «Трансформация богов в китайской народной религии: примеры Хуагуан Дади и Чжаобао Цилан» (PDF) , Подборка эссе по востоковедению Института исследований культурного взаимодействия , Осака: Университет Кансай, стр. 85–92 .
- Руитенбек, Клаас (1999), «Мазу, покровительница моряков, в китайской живописи», Arts of Asia, Vol. 58, нет. 3/4 , стр. 281–329 .
- Су Кхин Ва (1990), «Культ Мазу на полуострове Малайзия», Сохранение и адаптация традиций: исследования китайского религиозного выражения в Юго-Восточной Азии , Вклад в этнографию Юго-Восточной Азии , № 9, Колумбус: ОГУ Департамент антропологии , стр. 29–51 .
- Юань Хайван (2006), «Мазу, богиня-мать моря» , «Волшебный лотосовый фонарь и другие сказки ханьцев » , Всемирная фольклорная серия, Вестпорт : Libraries Unlimited, ISBN 9781591582946 .
