Шэнь (китайская религия)
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
Шен ( китайский : 神 ; пиньинь : шэн ) — китайское слово, имеющее смысл божества, бога или духа. Японский , эквивалент – шин как в синтоизме . Этот единственный китайский термин выражает ряд схожих, но разных значений.
Первое значение — это общее слово для божеств, которые тесно вовлечены в дела мира, или духов, таких как умершие предки. [ 1 ] Духи порождают такие сущности, как реки, горы, гром и звезды.
Второе значение слова «шен» относится к человеческому духу или психике, которая проявляется в теле как блеск или энергия, а в уме — как жизненная сила и энтузиазм; это основная сила или сила внутри людей, которая отвечает за жизнь, и чтобы способствовать жизни в ее самом полном потенциале, дух (Шэнь) трансформируется, чтобы реализовать потенциал ( Цзин 精). [ нужна ссылка ]
Третье понимание шэнь описывает сущность как сверхъестественную в смысле внушения трепета или удивления, поскольку она объединяет категории, которые обычно хранятся отдельно, или ее невозможно постичь с помощью обычных понятий. [ нужна ссылка ]
В традиционной китайской теории санбао , шэнь ассоциируется с янской стороной инь и ян а Цзин — это инь в сравнении (« Небо и Земля; Земля связана с Цзин , в частности, в традиционной китайской медицине»). [ нужна ссылка ] Небеса являются источником духовного аспекта человечества и обеспечивают постоянное духовное влияние, и, следовательно, они связаны с сердцем, в то время как Земля является источником физического аспекта человечества/природы и традиционно связана с нашими почками или нижним даньтянем . Продолжающееся гармоничное взаимодействие Неба и Земли создает ци в данном случае человека и, следовательно, связано с селезенкой, желудком и печенью в середине Цзяо , что важно для создания баланса и гармонии Инь и Ян, тем самым поддерживая хороший уровень здоровья. и создание жизни. [ нужна ссылка ]
В классиках сказано, что человек – лучшее творение Неба и Земли . [ нужна ссылка ] В традиционной китайской медицине , даосской , буддийской и китайской народной религиозной традиции баланс Инь и Ян важен для обеспечения внешней гармонии и внутреннего здоровья в течение жизни, тем самым предотвращая травмы, болезни или вред телу, разуму, духу или телу. среда. [ 2 ]
Произношение
[ редактировать ]Шен | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | бог | ||
Буквальный смысл | бог, божество | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | бог | ||
Китайские иероглифы | бог | ||
Корейское имя | |||
хангыль | бог | ||
Ханджа | бог | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | бог | ||
Хирагана | 1. Ками 2. Шин | ||
|
Шэнь (восходящий 2-й тон ) — это современное стандартное китайское произношение 神 «бог, божество; дух, духовное, сверхъестественное; осознание, сознание и т. д.». Реконструкции шен в среднекитайском языке (ок. 6-10 вв. н.э.) включают dź'jěn ( Бернхард Карлгрен , заменяющий j вместо своего «йод медиальный»), źiɪn (Чжоу Фагао), ʑin ( Эдвин Г. Пуллибланк , «Поздний средний» ) и Зин (Уильям Х. Бакстер). Реконструкции слова шэн в древнекитайском языке (ок. VI-III вв. до н. э.) включают * djěn (Карлгрен), * zdjien (Чжоу), * djin ( Ли Фанггуй ), * Ljin (Бакстер) и * m-lin (Аксель Шюсслер). .
Хотя этимологическое происхождение слова «шен» неясно, Шюсслер отмечает возможную китайско-тибетскую этимологию; сравните Чепанггли « дух человека». [ 3 ]
Китайский шен бог «дух» также присутствует в других восточноазиатских языках. Японский кандзи бог произносится как шин ( Шин ) или джин ( джин ) в онъёми (китайское чтение) и ками ( Ками ), ко. ( Коу ), или тамаши ( тамасии ) в Кунёми (японское чтение). Корейский Ханджа бог произносится как грех ( 신 ).
В словаре Цзихуэй отмечается, что 神 имел особое произношение шэн (первый тон уровня вместо обычного второго шэнь ) в имени Шэнь Шу 神荼 , одного из двух «богов Восточного моря», наряду с Юй Лу 鬱壘 .
На вьетнамском языке оно произносится как thần . [ нужны дальнейшие объяснения ]
Семантика
[ редактировать ]значения Шэня Многозначные развивались диахронически на протяжении трех тысячелетий. Ханьюй Дазидиан , авторитетный исторический словарь, различает одно значение слова шэнь «божество ( царь )) и одиннадцать значений слова шэнь ( , переведенные ниже:
- Небесный бог (боги)/дух (духи) историй/легенд, а именно, создатель множества вещей на небе и земле и высшее существо .
- ; ум, умственные способности; сознание. Например: сосредоточенное внимание; утомление ума; концентрация энергии и внимания Дух .
- состояние . Выражение лица, манера поведения, сознание, душевное
- Портрет, портретная живопись .
- Волшебный, сверхъестественный, чудесный; загадочный, загадочный. Нравится: способность предугадать неизведанное, поразительное предвидение, ; гениальность
- Почитать, уважать; ценный, драгоценный .
- управлять . Править, управлять ,
- Осторожный, осторожный, осмотрительный ( осторожный. )
- Выставить, устроить, выставить ( показать. )
- Диалект 1. Достоинство, отличие ( престиж. ) 2. Упоение, экстаз ( Вход. ) 3. Умный, интеллигентный .
- Фамилия, фамилия. ( 姓. )
В этой словарной статье для слова «шен» перечислены ранние примеры использования, и многие из этих 11 значений были хорошо известны до династии Хань . В китайских классических текстах используется шэнь в значениях 1 «божество», 2 «дух, разум; внимание», 3 «выражение; состояние ума», 5 «сверхъестественное» и 6 «уважение». Самые ранние примеры значения 4 «портрет» встречаются в текстах династии Сун . Значения 7–9 впервые встречаются в ранних китайских словарях ; Эрья в значениях определяет шэнь 7 «управление» и 8 «осторожность» (и 6, что подтверждается в других местах), а Гуанъя определяет значение 9 «проявление». Значение 10 дает три употребления в китайских диалектах (технически «тополекты», см. Фанъянь ). Значение 11 «фамилия» проиллюстрировано Шэннуном («Божественным земледельцем»), культурным героем и изобретателем сельского хозяйства в китайской мифологии .
В китайском языке много сложных слов шэнь . Например, оно составлено с tian 天 «небо; небо; природа; бог» в tianshen 天神 «небесные духи; небесные боги; божества; (буддизм) дэва », с shan 山 «гора» в shanshen 山神 «горный дух», и hua 話 «речь; разговор; высказывание; история» в шэньхуа 神話. «мифология; миф; сказка». В некоторых составных словах шэнь «дух; бог» используются имена других сверхъестественных существ, например, лин 靈 «дух; душа» в шэньлин 神靈 «боги; духи, различные божества», ци 祇 «дух земли» в шэньци 神祇 «небесный и земной». духи», xian 仙 « Сянь (даосизм) , трансцендентный» в шэньсянь 神仙 «духи и бессмертные; божественный бессмертный», guai 怪 «дух; дьявол; монстр» в шенгуай 神怪 «духи и демоны; боги и духи» и gui 鬼 «призрак, гоблин; демон, дьявол» в гуйшень 鬼神 «призраки и духи» ; сверхъестественные существа». Самая ранняя обнаруженная форма иероглифа шэнь предполагает два компонента. Правая часть иероглифа дает основное значение и произношение, а также графическое изображение сверкающей молнии из облаков. Это изображение отражает веру древних людей в то, что молния была проявлением бога.1 На левой стороне изображен модифицированный иероглиф ши, который относится к ритуальным церемониям, поклонению или молитве. Первоначально это понятие относилось к каменному столу, используемому для принесения церемониальных жертв богам.
Вин-Цит Чан различает четыре философских значения этого гуйшеня : «духовные существа», «предки», «боги и демоны» и «положительные и отрицательные духовные силы».
В древние времена слово «шен» обычно относилось к небесным существам, а «куй» — к духам умерших людей. В более поздних жертвоприношениях гуэй-шен вместе относится к предкам. В популярных религиях шэнь означает богов (добрых) и демонов (не всегда добрых). В неоконфуцианстве куай-шэнь может относиться ко всем этим трем категориям, но чаще всего этот термин относится к активности материальной силы ( ци ). Общепринятым определением стало изречение Чан Цая: «Негативный дух ( куэй ) и положительный дух ( шэнь ) суть спонтанная деятельность двух материальных сил (инь и ян)». [ 4 ]
Основное значение слова «шен» переводится на английский как «бог, боги, Бог»; божество, божества, дух, духовный, духоподобный, [ 1 ] духи, Дух, духовные существа; небесные духи; духи предков, сверхъестественные существа и т. д. Шен иногда вольно переводят как «душа», но китайские хун и по различают хун 魂 «духовная душа» и по 魄 «физическая душа». Шен можно использовать как заимствованное слово. Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.) определяет шэнь следующим образом: «В китайской философии: бог, человек сверхъестественной силы или дух мертвого человека». Шен также может относиться к живому, «духовному» или «духовному» человеку или людям, когда они совершают дела, которые кажутся сверхчеловеческими , например, спасают «людей силой Добродетели». [ 1 ]
В акупунктуре шэнь — это чистая духовная энергия, лишенная памяти и личностных качеств, тогда как хун — это духовная энергия, связанная с личностью, а по — энергия, связанная с поддержанием физического тела. В этой системе шэнь находится в сердце и уходит первым после смерти, хун находится в печени и уходит вторым, а по находится в легких и уходит последним. [ 5 ] [ 6 ]
Шен играет центральную роль в христианских спорах о переводе китайских терминов, обозначающих Бога . Среди ранних китайских имен «бог; Бог» шангди 上帝 или ди был термином Шан, тянь 天 был термином Чжоу, а шэнь был более поздним использованием ( см . [ 7 ] Современные термины для «Бога» включают шангди , чжужу , ( тяньчжу 天主 особенно католики) и шэнь 神 (особенно протестанты).
Графика
[ редактировать ]Иероглиф 神 для слова «шен» представляет собой наиболее распространенный класс в классификации китайских иероглифов : xíngshēngzì 形聲字 «пиктофонетические соединения, семантико-фонетические соединения», которые сочетают в себе радикал (или классификатор), который примерно указывает на значение, и фонетику , которая примерно указывает на произношение. В этом случае 神 сочетает в себе «радикальный алтарь/поклонение» 礻 or 示 и фонетику shēn 申 «9-я Земная Ветвь ; растянуть, растянуть; продлить, повторить». Сравните этот фонетический элемент, дифференцированный с «радикалом человека» в shen 伸 «растягиваться», «шелковым радикалом» в shen 紳 «пояс чиновника», «радикалом рта» в shen 呻 «петь, гудеть», «каменным радикалом». в шэнь 砷 «мышьяк», «земной радикал» в кун 坤 «почва» и «большой радикал» в янь 奄 «покрытие». (См. Список радикалов Канси .)
Китайский shen 申 «расширять» в древности был фонетическим заимствованным иероглифом для shen 神 «дух». включают Шелковые тексты Мавандуи две копии Дао Дэ Цзин , а в «Тексте» шэнь пишется как 申 и 神 : «Если кто-то наблюдает за всем под небом в соответствии с Путем, у демонов нет духа. не имеют духа, но духи их не причиняют вреда людям». (гл. 60). [ 8 ] Шуовэнь Цзецзы определяет шэнь 申 как шэнь 神 и говорит, что в 7-м лунном месяце, когда силы инь увеличиваются, тела шэньшу 申束 «связываются». [ нужна ссылка ]
Самые ранние письменные формы шен 神 «дух; бог» встречаются в династии Чжоу письменах бронзовых изделий и династии Цинь символах письма печати (сравните варианты, показанные по ссылке «Китайская этимология» ниже). Хотя 神 не был идентифицирован в династии Шан записях письменности на костях оракула , фонетический шен 申 есть. Палеографы интерпретируют сценарий 申 Оракула как пиктограмму «молнии». [ нужна ссылка ] Это было графически разграничено между dian 電 «молния; электричество» с «радикалом облака» и shen 神 с «радикалом поклонения», семантически предполагая как «молнию», так и «духов», сходящих с небес.
См. также
[ редактировать ]- Китайская народная религия
- Китайские боги и бессмертные
- Китайское богословие
- Концепции китайского духовного мира
- Тиан и Ди
- Шанди
- Уфанг Шанди
- Нефритовый император
- Китайское древнее поклонение
- Религия в Китае
- Ками в синтоистской религии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Айвенго, Филип Дж .; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения по классической китайской философии (2-е изд.). Индианаполис: Издательская компания Hackett . стр. 391–392. ISBN 0-87220-781-1 . OCLC 60826646 .
- ^ «Су Вэнь из Хуанди Нэйцзин (Внутренняя классика Желтого императора)» . Всемирная цифровая библиотека (www.wdl.org) . 1115–1234. Архивировано из оригинала 22 марта 2021 г. Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Шюсслер, Аксель (2007). ABC Этимологический словарь древнекитайского языка . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета . п. 458. ИСБН 9780824829759 . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 г. Проверено 13 июня 2021 г.
- ^ Чан, Винг-Цит. 1963. Справочник по китайской философии . Издательство Принстонского университета. п. 790.
- ^ Рейли, Кристофер, Лос-Анджелес, Дух акупунктуры . Архивировано 28 августа 2014 г. в Wayback Machine , Times-Union.com, опубликовано 18 февраля 2009 г.
- ^ де Морант, Г.С., Китайская акупунктура. Архивировано 19 августа 2020 г. в Wayback Machine , Paradigm Publications, 1994, стр. 87-8.
- ^ Фунг, Ю-Лан (1983) [1952]. История китайской философии . Том. I - Период Философов. Перевод Дерка Бодда . Издательство Принстонского университета . стр. 22–6, 30–1. ISBN 9780691020211 .
- ^ Тр. Майр, Виктор Х. 1990. Дао Дэ Цзин: Классическая книга честности и пути, Лао Цзы; совершенно новый перевод, основанный на недавно обнаруженных рукописях Ма-ван-туи . Бантамские книги. п. 30.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дхармананда, Субхути. 2005. «На пути к миру в духе: понимание лечения расстройств шэнь с помощью китайской медицины», Институт традиционной медицины и профилактического здравоохранения, Портленд, Орегон.
- Ли Лэй. 1993. «Отслеживание корней китайских иероглифов: 500 случаев», Издательство Пекинского университета языка и культуры.
- Матер, CW 1901–2. «Значение слова шэнь », Chinese Recorder 3.2:61–72, 107–16, 3.3:71–79, 123–32.
- Нидэм, Джозеф ; Лу, Гвей-джен (1974). Наука и цивилизация в Китае . Том 5: Химия и химическая технология. Часть 2, Спагирические открытия и изобретения: Магии золота и бессмертия . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1086/ahr/82.4.1041 . ISBN 0-521-08571-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 神 Печать и бронзовые иероглифы , китайская этимология
- Что такое Шэнь (Дух)? , Субхути Дхармананда