Jump to content

Китайский шаманизм

Китайский шаманизм , альтернативно называемый уизм ( китайский : 巫教 ; пиньинь : у цзяо ; букв. « у религия », « шаманизм », « колдовство »; альтернативно 巫觋宗教 xí zōngjiào ), относится к шаманской религиозной традиции Китая . [1] [2] Его особенности особенно связаны с древними неолитическими культурами, такими как культура Хуншань . [3] Китайские шаманские традиции присущи китайской народной религии . [4]

Различные ритуальные традиции коренятся в оригинальном китайском шаманизме: современные китайские мастера ритуалов иногда идентифицируются как у , посторонними [5] хотя большинство заказов не идентифицируют себя как таковые. Также даосизм имеет некоторые корни из китайского шаманизма: [1] [6] оно развивалось вокруг стремления к долгой жизни ( шоу / 寿 ) или статуса сяня ( , «горный человек», «святой человек»). [1]

Значение слова у

[ редактировать ]
Ауу wuмастер

Китайское этимологическое слово у «шаман, волшебник», обозначающее человека, который может быть посредником с силами, порождающими вещи ( значение «дух», «бог», или nomen Agentis , virtus , energeia ), впервые было записано во времена Шан. династия (ок. 1600–1046 гг. до н. э.), когда у мог быть любого пола. Во времена поздней династии Чжоу (1045–256 гг. до н.э.) слово «у» использовалось для обозначения «женщины-шамана ; волшебницы» в отличие от xi в 4 веке до н.э. «мужского шамана; колдуна» (который впервые появляется в Гоюй ). Другие имена шаманов, различающиеся по полу, включают nanwu 男巫 , что означает «шаман-мужчина; колдун; волшебник»; и nuwu 女巫 , wunü 巫女 , wupo 巫婆 и wuyu 巫嫗 для «шаманки; волшебницы; ведьмы».

Слово tongji 童乩 (букв. «предсказатель молодости») «шаман; дух-медиум» является почти синонимом слова у . Современные китайцы отличают туземного у от « сибирского шамана »: самань 薩滿 или самань 薩蠻 ; и от индийского шрамана «странствующий монах; аскет»: шамен 沙門 , санмен 桑門 или санмен 喪門 .

Бертольд Лауфер (1917:370) предложил этимологическую связь между монгольским bügä «шаман», тюркским bögü «шаман», китайским bu , wu (шаман), buk , puk (предсказывать) и тибетским aba (произносится ba , колдун). Коблин (1986:107) выдвигает китайско-тибетский корень * mjaɣ «маг; колдун» для китайского wu < mju < * mjag «волшебник; шаман» и письменного тибетского «ba'-po «колдун» и «ba'- мо «волшебница» ( религии бон ). Дальнейшие связи связаны со бу-мо священниками чжуан -шигунизма и би-мо священниками бимоизма , И. коренной веры Также корейский му ( муизм ) является родственным китайскому у . Шюсслер перечисляет некоторые этимологии: wu может быть родственным слову wu «танцевать»; у также могло быть родственником mu «матери», поскольку у , в отличие от xi , обычно были женщинами; wu может быть заимствованным словом от иранского * maghu или * maguš «волхв; маг», что означает «способный; специалист по ритуалам». Майр (1990) приводит археологические и лингвистические свидетельства того, что китайцы у < * m и ag «шаман; ведьма, волшебник; волшебник», возможно, было заимствованным словом из древнеперсидского * maguš «волшебник; волхв ». Майр соединяет почти идентичное китайское бронзовое письмо, обозначающее «у», и мощный западный геральдический крест , древний символ мага или волшебника .

Ранняя история

[ редактировать ]

Китайская религия, начиная с династии Шан , развивалась вокруг поклонения предкам . [1] Главные боги этого периода — не силы природы в шумерском смысле, а обожествленные добродетельные люди. [1] Предков императоров звали ди ( ), а величайшего из них звали Шанди ( 上帝 , «Высший господин»). [1] Его отождествляют с драконом ( Куй ), символом вселенской силы ( ци ). [1]

Космические силы доминируют в природе: Солнце , Луна , звезды, ветры и облака наделены божественными энергиями. считалось, что [1] Бог земли — Она ( ) или Ту ( ). [1] В период Шан существовало два метода вступления в контакт с божественными предками: первый - это нуминозно-мистическая практика у ( ), включающая танцы и трансы; и второй — метод костей оракула , рациональный путь. [1]

Династия Чжоу , пришедшая на смену Шану, была более укоренена в сельскохозяйственном мировоззрении. [1] Они выступили против богов-предков Шан, и господствующими стали боги природы. [1] Высшая сила в этот период называлась Тянь ( , «небеса»). [1] Вместе с Ди ( , «земля») он образует весь космос в дополнительной двойственности. [1]

Царство Чу (ок. 1030 г. до н.э. – 223 г. до н.э.) периода весны и осени особенно любило вуистские практики и ритуалы. Это отражено в их поэзии, каллиграфии, произведениях искусства и лаковых изделиях , которые часто изображали эфирные и мифологические элементы, которые иначе не встречаются в реликвиях других современных государств.

Период Цин

[ редактировать ]

Маньчжурские ( правители династии Цин 1644–1912) привнесли в Китай существенные элементы тунгусского шаманизма. Хун Тайцзи (1592–1643) поставил шаманские практики на службу государству, в частности, запретив другим возводить новые святыни ( тансе ) для ритуальных целей. х годах цинский правитель проводил шаманские жертвоприношения в тангсе Мукдена В 1620-х и 1630 - , столицы Цин. В 1644 году, как только династии Цин захватили Пекин , чтобы начать завоевание Китая , они назвали его своей новой столицей и воздвигли там официальную шаманскую святыню. В пекинском тангсе и в женских кварталах Запретного города цинские императоры и профессиональные шаманы (обычно женщины) проводили шаманские церемонии вплоть до отречения династии в 1912 году.

В 1747 году император Цяньлун (годы правления 1735–1796) поручил опубликовать Шаманский кодекс , чтобы возродить и регулировать шаманские практики, которые, как он опасался, были утрачены. Он поручил его распространить среди Баннерменов, чтобы они могли руководствоваться ими в своей практике, но мы очень мало знаем о последствиях этой политики. Монголам и ханьским китайцам было запрещено посещать шаманские церемонии. Частично из-за своего секретного аспекта эти ритуалы привлекли любопытство жителей Пекина и гостей столицы Цин. Французский иезуит Жозеф-Мари Амио опубликовал исследование Шаманского кодекса « Rituels des Tartares Mandchous déterminés et fixés par l'empereur comme de sa religion » (1773). В 1777 году император Цяньлун приказал перевести кодекс на китайский язык для включения в Полную библиотеку Четырех сокровищниц . Маньчжурская версия была напечатана в 1778 году, тогда как издание на китайском языке под названием Qinding Manzhou jishen jitian dianli ( 欽定滿洲祭神祭天典禮 ) было завершено в 1780 или 1782 году. [7] [8] Несмотря на то, что этот «Шаманский кодекс» не полностью унифицировал шаманскую практику среди знаменосцев, он «помог систематизировать и изменить то, что было очень изменчивой и разнообразной системой верований». [9]

Северо-восточный шаманизм

[ редактировать ]

Шаманизм практикуется на северо-востоке Китая и считается отличным от народной религии центрального и южного Китая, поскольку он является результатом взаимодействия религии хань с народными религиозными практиками других тунгусских народов, такими как маньчжурский шаманизм . Шаман выполнял различные ритуальные функции для групп верующих и местных общин, такие как танец лунного барабана и чумсян (出馬仙 «верховая езда для бессмертных»).

Современный шаманизм

[ редактировать ]

Шаманизм пережил упадок из-за того, что неоконфуцианство назвало его необученным и беспорядочным. [10] Этому способствовало появление в XIX веке взгляда западного империализма на шаманизм как на суеверие. [10] противостоящие их взглядам на науку и западную религию . Последним ударом стал маоистский Китай , в результате которого все религиозные обряды исчезли из общественных мест. [10] Хотя духовные медиумы начали вновь появляться (в основном в сельских районах Китая) с 1980-х годов, [10] они действуют сдержанно, часто работают дома, полагаясь на молву для развития бизнеса, или в недавно построенных храмах по членскому билету даосской ассоциации , чтобы быть законными в соответствии с законом. [10] Термин «шаманизм» и сама религия подверглись критике со стороны западных ученых из-за несправедливого и ограниченного сравнения с более популярными религиями, такими как христианство , и другими современными и более документированными религиями в западном обществе. [11]

Сегодня термин «шаманизм» имеет несколько негативное клеймо. Духов-медиумов часто считают мошенниками, и их часто изображают таковыми в телевизионных шоу и комедиях. [10] Наряду с акцентом на науку, современную медицину и материальную культуру в Китае (что вызвало серьезные сомнения в духовных практиках), шаманизм рассматривается как оппозиция современному фокусу науки и медицины на стремлении к модернизации. [10] Маргинализация шаманизма является одной из причин того, что он в основном практикуется в сельских или менее развитых районах или в небольших городах, наряду с отсутствием проведения антишаманистской политики среди властей в сельской местности (либо потому, что они сами верят в шаманизм, либо потому, что они сами верят в шаманизм, либо потому, что они сами верят в шаманизм). «посмотреть в другую сторону, уступив местным верованиям»). Сегодня шаманские практики включают управление погодой, исцеление болезней, которые современная медицина не может вылечить, изгнание призраков и демонов, а также видение или предсказание будущего. [12]

Снижение популярности шаманизма отражается не во всех сферах. Он до сих пор сохраняет популярность во многих районах южного Китая (например, в Чаошань ) и сельских районах северного Китая. На Тайване (хотя Тайвань пытался запретить шаманизм, а в конечном итоге лишь ограничил его) до сих пор есть много тех, кто открыто практикует без стигмы, наблюдаемой в других частях Китая.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Либбрехт 2007 , с. 43.
  2. ^ Эйххорн 1973 , стр. 55–70.
  3. ^ Нельсон и др. 2006
  4. ^ Чжан и Хрискос 2003 .
  5. ^ Надо 2012 , с. 140.
  6. ^ Вальдау и Паттон 2009 , с. 280.
  7. ^ ди Космо 1999 , с. 355, примечание 5 (маньчжурский текст напечатан в 1778 г., китайский текст завершен в 1782 г.).
  8. ^ Равски 1998 , с. 240 (текст на китайском языке завершен в 1780 г.).
  9. ^ Равски 1998 , с. 298.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Тот самый 2015 года .
  11. ^ Дюбуа 2011 .
  12. ^ Син и Мюррей 2018 .

Библиография

[ редактировать ]
  • ди Космо, Никола (1999). «Маньчжурские шаманские церемонии при дворе Цин» . В Макдермотте, Джозеф П. (ред.). Государство и придворный ритуал в Китае . Издательство Кембриджского университета. стр. 352–398. ISBN  978-0-521-62157-1 .
  • Дюбуа, Томас А. (2011). «Тенденции современных исследований шаманизма». Нумен . 58 (1): 100–128. дои : 10.1163/156852710X514339-2 . JSTOR   23045924 .
  • Майкл, Томас (2015). «Теория шаманизма и раннее китайское «У» ». Журнал Американской академии религии . 83 (3): 649–696. дои : 10.1093/jaarel/lfv034 . JSTOR   24488180 .
  • Эйххорн, Вернер (1973). Религии Китая . Религии человечества. В. Кольхаммер. ISBN  978-3-17-216031-4 .
  • Либбрехт, Ульрих (2007). В четырех морях: Введение в сравнительную философию . Издательство Питерс. ISBN  978-90-429-1812-2 .
  • Нельсон, Сара М.; Мэтсон, Рэйчел А.; Робертс, Рэйчел М.; Рок, Крис; Стенсель, Роберт Э. (2006). Археоастрономические свидетельства вуизма на стоянке Хуншань в Нюхэляне . S2CID   6794721 .
  • Надо, Рэндалл Л., изд. (2012). Спутник Уайли-Блэквелла по китайским религиям . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-4051-9031-2 .
  • Равски, Эвелин С. (1998). Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-92679-0 .
  • Вальдау, Пол; Паттон, Кимберли, ред. (2009). Сообщество субъектов: животные в религии, науке и этике . Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-13643-3 .
  • Уэйли, Артур (1955). Девять песен: исследование шаманизма в Древнем Китае . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Син, Хайян; Мюррей, Джеральд (3 декабря 2018 г.). «Эволюция китайского шаманизма: пример северо-западного Китая» . Религии . 9 (12): 397. дои : 10.3390/rel9120397 .
  • Ян, Мейфэр (6 мая 2015 г.). «Шаманизм и одержимость духом в современном Китае: некоторые предварительные размышления о гендерной религиозности тела». Обзор религии и китайского общества . 2 (1): 51–86. дои : 10.1163/22143955-00201001 .
  • Чжан, Хун; Хрискос, Константин (июнь 2003 г.). «Современный китайский шаманизм: возрождение традиции» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . 27 (2).
Дальше
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 75414d225b7334866f112392faa84627__1719212940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/27/75414d225b7334866f112392faa84627.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese shamanism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)