Jump to content

Вэнь и Ву

Картина «Ритуал воды и земли», изображающая божественного гражданского чиновника и бога грома в военных регалиях.

Вэнь ( китайский : ) и w ( китайский : ) — концептуальная пара в китайской философии и политической культуре, описывающая оппозицию и взаимодополняемость гражданской и военной сфер управления. Разграничением между вэнь и у занимались дискуссии об уголовном наказании, административном контроле, создании и воспроизводстве общественного порядка, образовании и моральном преобразовании. [1]

Эта концепция сформировалась в периоды Весны и Осени и Воюющих царств и лучше всего была сформулирована в III или II веке до нашей эры. Однако до недавнего времени оно мало обсуждалось западными учеными из-за их неточного восприятия важности конфуцианства в доимперскую и раннеимперскую эпоху, а также из-за их понимания конфуцианства как пацифистского по своей природе. [2] Пример последнего приводит Джон К. Фэрбенк : «В конфуцианстве война не уважалась... Обращение к войне ( у ) было признанием банкротства в погоне за вэнь [цивилизованностью или культурой]. Следовательно, это должно быть последним средством... В этом и заключается пацифистский уклон китайской традиции... Экспансия через Вэнь ... была естественной и правильной; тогда как экспансия с помощью у , грубой силы и завоеваний никогда не допускалась». [3]

История терминов

[ редактировать ]

Засвидетельствовано в династии Шан костях оракула , самое раннее использование было в посмертных эпитетах некоторых предков Шан, первым записанным - что удобно для обоих - был Вэнь У Дин . [4] Наиболее распространенный случай использования слова «вэнь» в эпиграфических записях - это обращение к умершим предкам, где оно разделяло семантическое пространство общей положительной хвалебной речи именно со словами хуан ( ) и лиэ ( ). Никаких оснований для того, почему один был выбран вместо другого, не очевидно. [5]

Посмертные имена основателей династии Чжоу (1046–256 гг. До н.э.), короля Вэня и короля Ву , представляют собой два термина, стоящих в отношениях «отец и сын». [6] Вэнь и Ву стали самыми популярными посмертными именами региональных правителей во времена династии Чжоу, но Вэнь, в частности, не видел никакого использования почти до конца Западного Чжоу , когда центральная власть была значительно ослаблена, что предполагает возможность королевской исключительности, сродни ритуалу. торговая марка. [7]

Первое археологически подтвержденное использование слов «вэнь» и «у» в качестве общих терминов помимо посмертных эпитетов или в качестве синекдохи для основателей Чжоу относится к периоду весны и осени, когда правитель государства Цинь использовал их для описания некоторых из своих положительных качеств, утверждая при этом, что его усердие в исполнении обязанностей ответственного главы линии. [8] В переданной литературе эти термины встречаются в самых ранних слоях самых ранних текстов, Шицзин и Шаншу , но точное значение вэнь, в частности, не определено из контекста. [9]

Шуоюань , составленный Лю Сяном (77–6 гг. до н.э., династия Хань), дает классический пример балансирования терминов друг против друга:

Король Чэн объявил Бо Циня [сына герцога Чжоу] герцогом Лу. Вызвав его, он обратился к нему со словами: «Знаешь ли ты, как действовать в качестве правителя над людьми? ... Если ты обладаешь Вэнь , но не обладаешь У , у тебя не будет возможности вызвать трепет перед теми, кто . внизу Если Вэнь . Ву и добродетель будут реализованы вместе, то ваша внушающая трепет будет достигнута» [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ МакНил (2012) , с. 8.
  2. ^ МакНил (2012) , стр. 1–6.
  3. ^ Юань-кан Ван, Гармония и война: конфуцианская культура и силовая политика Китая . Издательство Колумбийского университета, 2011:14. Цитата из Джона К. Фэрбенка, «Разнообразия китайского военного опыта», в книге «Китайские способы ведения войны», под ред. Фрэнк А. Кирман-младший и Джон К. Фэрбенк (Кембридж,Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1974), 7–9.
  4. ^ Фалькенхаузен (1996) , с. 11.
  5. ^ Фалькенхаузен (1996) , стр. 6–7.
  6. ^ МакНил (2012) , стр. 13–14.
  7. ^ Фалькенхаузен (1996) , стр. 8, 15.
  8. ^ Фалькенхаузен (1996) , с. 5.
  9. ^ Фалькенхаузен (1996) , стр. 2, 19.
  10. ^ МакНил 2012 , с. 15, перевод Цзюньдао главы « Шоюань» . Источник переводит вэнь и у соответственно как «гражданский» и «военный». Здесь слова возвращены в исходное состояние, чтобы уточнить взаимодействие терминов, не перегружая их дополнительным смыслом.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фалькенхаузен, Лотар фон (1996). «Концепция Вэнь в древнекитайском культе предков». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (CLEAR) . 18 : 1–22. дои : 10.2307/495623 . JSTOR   495623 .
  • Макнил, Робин (2012). Завоевывайте и управляйте: ранние китайские военные тексты из И Чжоу Шу . Гонолулу: Гавайский университет Press.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Керн, Мартин (2001). «Ритуал, текст и формирование канона: исторические переходы «Вэнь» в раннем Китае». Тунг Пао . 87 (1/3). Лейден: Брилл: 43–91. JSTOR   4528866 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b5bb5be24344e18b1e44b4826842522__1709488920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/22/2b5bb5be24344e18b1e44b4826842522.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wen and wu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)