Цанг Лап Чуен
Цанг Лап Чуэн ( китайский : 曾立存 ) — китайский философ аналитической традиции. Он известен своей теорией возвышенного, в которой он представляет понятие предельных ситуаций в жизни как центральное в человеческом опыте.
Личная жизнь
[ редактировать ]Цанг родился 7 октября 1943 года в округе Ухуа , провинция Гуандун, Китай, в семье Цанг Квок Ин (1906–1999), окружного министра миссии Цунг Цинь (ранее Базельской миссии) Гонконга, и Вонг Кун Цинга (1916–2014). ), набожный христианин, преданный церкви и семье. Они переехали в Гонконг, когда ему было два года. [1] Сегодня он и его жена Це Вай Йи живут в Гонконге. У них двое сыновей, Цзе Йи и Цзе Ян.
Образование и работа
[ редактировать ]Цанг посещал церковные государственные школы. [2] до учебы в Университете Гонконга с 1963 по 1968 год, получив степень бакалавра философии и современных языков и степень магистра философии. [3] С 1968 по 1970 год работал репетитором по философии. [4] в Китайском университете Гонконга . С 1969 по 1974 год он продолжил обучение в HKU на степень доктора философии по философскому методу, которое закончилось его уходом из-за постепенного отклонения его исследовательских интересов. С 1975 по 2004 год он был преподавателем. [5] в области общего образования и религиоведения в Гонконгском баптистском университете ; с 1978 по 1979 год — профессор по обмену в колледже Мэлоун , США; а с 1995 по 2000 год — руководитель отдела религии и философии.
С 1985 по 1991 год Цанг повторно поступил на докторскую программу в Гонконгском университете, на этот раз по философии религии, с темой исследования экзистенциального чуда. [6] Чтобы поместить эту тему в исторический контекст, его руководитель Ф. К. Т. Мур познакомил его с «Критикой суждения» Канта о концепции возвышенного . [7] В итоге он защитил диссертацию [8] о новой теории возвышенного в традиции Лонгина , Бёрка и Канта , позже опубликованной под названием «Возвышенное: Основы теории» по рекомендации Джозефа А. Мунитиса , тогдашнего магистра Кэмпион-холла в Оксфорде .
Теория возвышенного
[ редактировать ]В свете Витгенштейна о «языковых играх», Леви-Стросса о «ритуалах и мифах» и Фрейда об «идеях и мечтах», [9] Цанг развивает концептуальную основу [i] истолкования, [ii] эвокации, [iii] аффективности и [iv] реализации, давая последовательное описание элементов, которые можно различить в феномене возвышенного, [10] с событием Распятия как образцовым примером. [11] В опыте возвышенного Лонгин подчеркивает, что наше созерцание и мысль достигают предела естественного порядка величия; Берк – наше самосохранение в ситуациях, которые бросают вызов нашим существующим способностям; и Кант — о нашей трансцендентности естественного порядка как сверхчувственных существ. Каждый из них касается аспекта возвышенного, который Цанг характеризует в общих чертах как тот, который ведет нас к самореализации на пределе нашего существования. [12]
Согласно теории, которую предлагает Цанг, возвышенное связано с предельной ситуацией в жизни и нашей самореализацией в ней, так что ядром всего опыта возвышенного является усиленное осознание нашей самореализации на пределе жизни. [13] Ограничения жизни бывают трёх видов: верхний предел нашего бытия, граничащий с тем, что превосходит естественное и человеческое, нижний предел нашего бытия, граничащий с несуществующим, и срединный предел, обозначающий расцвет нашего существования. находясь в его владениях. [14] Мы приходим к усиленному осознанию нашей самореализации на пороге жизни при встрече с объектом, который устроен таким образом, что вызывает ряд мыслей и реакций, относящихся к определенным темам, включая пределы наших сил и способностей, и важность возможности выйти за эти пределы или даже выйти за них. [15]
Возвышенное связано с понятием предела тому, что можно сказать, подумать и пожелать. [16] Возвышенное — это не объект как таковой , а особый способ, которым определенные объекты истолковываются и вызывают определенные мысли и реакции. [17] Не существует какого-то общего свойства возвышенных предметов, какого-то одного эмоционального состояния в возвышенных переживаниях, которое является существенным признаком возвышенного. [18] Ибо возвышенное — это всего лишь представление в уме и сердце человека по отношению к объекту, любому объекту, [19] которое рассматривается как возвышенное. [18] Однако с точки зрения внешнего наблюдателя можно различить в опыте возвышенного то, что предполагает универсальность определенных понятий и свойств человека, и то, что принадлежит конкретным культурным и социальным формам и варьируется от культуры к культуре. [20] [21]
Отсылка к Святому Ансельму
[ редактировать ]Возвышенное: Основы теории связаны с языком, мышлением и высшей реальностью; как таковая, книга является продолжением магистерской диссертации Цанга по логике, языку и религии, которая завершается возможностью существования Бога и значимостью « веры, ищущей понимания » святого Ансельма к вопросу о существовании Бога. [22] Ансельма «Вера, ищущая понимания» — таково первоначальное название «Прослогиона» . Эпилог Возвышенного [23] намекает, не подтверждая, на две центральные идеи Прослогиона : что Бог есть Существование («Я есмь то, что Я есть». Исход 3:14 ), как объяснено в онтологическом аргументе Ансельма; и что человек создан по образу Божию ( Бытие 1:27 ). [24] Прежде чем заняться возвышенным, Цанг интересовался экзистенциальным чудом, то есть удивлением перед миром нашего существования и нашим существованием в мире. [25] Переживание возвышенного, которое представляет собой усиленное осознание нашей самореализации на пределе жизни, является экзистенциальным чудом, вызванным объектом, истолкованным как связанный с достижением предела некоторых человеческих возможностей. [26] и здесь человек может дальше откликнуться с верой, стремясь понять, что лежит за пределом. [27]
Эпилог « Возвышенного» завершается самореализующейся концепцией благочестивого христианина, подражающего Христу, Сыну Божию (Иоанна 14:6), в совершенно неблагоприятных условиях. [28] обретение ощущения вечности [29] в активно-рефлективном порядке. [30] Вот пример человека веры, стремящегося понять, что лежит на границе некоторых человеческих возможностей, несмотря на их неизбежную субъективность, даже если она недостижима, хотя и в конечном итоге желательна. [31]
Признание
[ редактировать ]В некоторых кругах «Возвышенное» признается как «важная работа, предлагающая жизнеспособную теорию понятия «возвышенного» в философии». [32] Среди тех, кто считает эту теорию приемлемой, — Аласдер Макинтайр , [33] влиятельный философ-моралист и Сирил Барретт, [34] известный эстетик и искусствовед. [35] Однако, как уже отмечалось, предложенная теория, даже если она жизнеспособна, нуждается в дальнейшем изложении. [36]
Библиография
[ редактировать ]- Цанг Лап Чуен (1998). Возвышенное: Основы теории . Университет Рочестера Пресс. ISBN 978-1580460279 .
- Цанг Лап Чуен (1989). «Бог, мораль и благоразумие: ответ Бернарду Уильямсу», The Heythrop Journal , Vol. 30, № 4, стр. 433–438.
- Цанг Лап Чуен (1968). Логика, язык и религия (магистерская диссертация, Университет Гонконга).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Фотография Цанга (в центре) с братьями и сестрами, сделанная в церкви Кау Ян , Гонконг, в 1946 году.
- ^ Школа Кау Ян , затем колледж (1949–1961) и колледж Святого Павла (1961–1963).
- ^ Вестник Гонконгского университета , Vol. XIV, № 2, с. 17 и Том. XVII, № 2, с. 21.
- ^ Бюллетень Китайского университета Гонконга , Том. 5, выпуски 1–8.
- ^ См. электронные новости HKBU , ср. 12 мая 2004 г.
- ^ Цанг, Лап-Чуэн (1991). «Витгенштейн, мир и чудеса» . Новые Блэкфрайерс . 72 (850): 269–277. дои : 10.1111/j.1741-2005.1991.tb07064.x . ; перепечатано в Цанге (1998) , стр. 147-160.
- ^ Цанг (1998) , стр. VII, XIII-XIV.
- ^ Диссертация называется «Теория возвышенного» (1991), Центр ученых HKU. См. также The University of Hong Kong Gazette , Vol. XL, № 1, с. 2.
- ^ См. также ссылки в книге на FCT Мура, Раша Риса , Дэна Спербера , Мартина Хенгеля , Герда Тайсена , Майкла Гранта , Мартина Холлиса , Бернарда Уильямса , Карла Юнга , Роберта Кэмпбелла Робертса , Гарри Франкфурта и Малкольма Бадда .
- ^ Цанг (1998) , с. 25.
- ^ Цанг (1998) , стр. 45-46.
- ^ Цанг (1998) , с. 7.
- ^ Цанг (1998) , с. 81.
- ^ Цанг (1998) , стр. 38–39. По самой своей природе мы желаем утверждения на вершине, сохранения в основе и равновесия в сфере бытия; Цанг (1998) , с. 125. Типичными примерами возвышенного в естественном порядке являются, например, гора Эверест , крутой утес и осенний листопад соответственно; Цанг (1998) , стр. 41–42.
- ^ Цанг (1998) , с. 25. Например, Распятие можно истолковать как возвышенное в трех его смыслах. Как объект, истолкованный с точки зрения высшего предела в утвердительном ключе, Распятие можно рассматривать как подлинное выражение автономии в ее совершенстве. Как объект, истолкованный с точки зрения возвышенного нижнего предела в консервативном режиме, Распятие можно рассматривать как применение величайшей пытки человеку. И тогда, как объект, истолкованный с точки зрения возвышенного на срединном пределе в оценивающем модусе, Распятие может быть изображено как Божий акт примирения с человеком, установления мира на земле. Цанг (1998) , стр. 45–46.
- ^ Цанг (1998) , стр. ix-x.
- ^ Цанг (1998) , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Цанг (1998) , с. 14.
- ^ Любой объект, будь то вещь, событие, мысль, действие, ситуация и т.п. Цанг (1998) , с. 25.
- ^ Цанг (1998) , стр. xi.
- ↑ См. дальнейшее объяснение теории в «Предисловии» Аласдера Макинтайра к Цангу (1998) , стр. ix–xii.
- ^ Цанг Лап Чуэн, Логика, язык и религия (магистерская диссертация, Университет Гонконга, 1968) , стр. 27-30 и 120-1.
- ^ Цанг (1998) , стр. 133-4.
- ^ Святой Ансельм, Прослогион (1078), Пролог и главы 1-3.
- ^ Цанг (1998) , с. 149.
- ^ Цанг (1998) , стр. xiii–xiv, 25, 81 и 104. Из машинописных комментариев к предпоследнему варианту Цанга (1991) « The Sublime » можно сказать, что FCT Мур первым указал на этот аспект «движения к предел некоторых человеческих возможностей» как центральное место в переживании возвышенного ( Цанг (1998) , стр. 104).
- ^ Цанг (1998) , стр. xiii, 70–1, 89 и 132–4; см. стр. 147–160 об онтологической направленности экзистенциального чуда у Витгенштейна. Обсуждение этого аспекта возвышенного в человеческой деятельности, отличной от религиозной и моральной, см., например, Дэвид Стипп, «Самое элегантное уравнение: формула Эйлера и красота математики» (Нью-Йорк: Basic Books, 2017), стр. 7. -15, 138-163. Формулировка возвышенного Стиппа (стр. 145) кратко объясняет центральную идею теории Цанга с точки зрения кантовского возвышенного с акцентом Макинтайра на его внутренней связи с пределом некоторых человеческих возможностей ( Цанг (1998) , стр. ix–x). , 3, 17 и 104). Вышеупомянутая теория возвышенного с акцентом на его троичный вид, переживаемый троичным образом ( Цанг (1998) , стр. 101), может рассматриваться как имеющая историческую значимость. Можно сказать, что теория Цанга представляет собой концепцию возвышенного, эксплицированную в языке, независимо от трансцендентального идеализма Канта ( Цанг (1998) , стр. 137–145, особенно стр. 142–4).
- ^ Христианин следует по стопам Иисуса во всех аспектах жизни, то есть в теле, разуме и духе; которые, можно сказать, являются главными темами трилогии Канта о практическом разуме, чистом разуме и суждении. Что касается нашего прихода к Богу, Кант утверждал, что, когда человек сталкивается с возвышенным в естественном или эмпирическом объекте реальной жизни, он может осознать себя как разумное и свободное существо, превосходящее естественный или социальный порядок. Для Канта Бог — самое возвышенное из всех, а Распятие как высшее проявление морального закона в человеке, бросающее вызов естественному и социальному порядку, является образцовым воплощением возвышенного. См. Лешек Колаковский о Распятии в статье, опубликованной в еженедельной газете Польской ассоциации атеистов и вольнодумцев в 1965 году, цитируемой в «Знаке противоречия» Кароля Войтылы (Папы Иоанна Павла II) (Нью-Йорк: Сибери, 1979), стр. 106. (См. Карлхайнц Герлах, Die Freimaurer im Alten Preußen 1738–1806 (Инсбрук: Studien Verlag, 2014), стр. 24; см. Кант, ссылка. 22. ) См. Цанг (1998) , стр. 56-7 и с. 133 примечание 15. (В опыте возвышенного Кант также намеревается объединить, пытаясь интегрировать свою критическую философию, теоретические и практические аспекты человеческого разума в эмпирическомизмерение.) Цанг (1998) , стр. 137-145.
- ↑ Христианин верит, что «[Бог] вложил в сознание людей ощущение вечности». (Экклезиаст 3:11 (GW)) (Что касается Экклезиаста 3:11, ср. «Путь [т.е. Дао, Высший Принцип] никогда не действует, но ничего не остается незавершенным». Лао Цзы , Дао Дэ Цзин (ок. 500 г. ) до н.э.), пер. Д.С. Лау (Penguin, 1963), глава 37. См. Tsang (1998) , стр. 42 и стр. 56, примечание 36.) Что касается «ощущения вечности», ср. «точка зрения на вечность» ( sub specie aeternitatis ) у Витгенштейна, Tractatus-Logico-Philosophicus (1922), пер. Д. Ф. Пирс и Б. Ф. МакГиннесс (Лондон: Routledge & Kegan Paul, 1961), 6,4–7, особенно. 6.45. (Ср. Витгенштейн, «Разве не странно, что такая книга, как Экклезиаст, была включена в канон?» «Воспоминания о Витгенштейне» , изд. Раша Риса (Oxford Paperbacks, 1984), стр. 143. Ср. Цанг (1998) , стр. 157 и стр. 160, примечание 43.) См. Цанг (1998) , стр. 148–9. Можно сказать, что как онтологический трактат « Возвышенное» начинается и заканчивается там, где заканчивается «Трактат» .
- ^ Цанг (1998) , стр. 133-4. Христианин, подражающий Христу, Сыну Божьему, может быть истолкован как представляющий онтологический аргумент апостериорно , фактически, в пользу существования Бога в человеческой форме, тогда как аргумент Ансельма является онтологическим аргументом априорно , по логике, в пользу существования Бога. Бог как необходимое существо. Христианин верит, что любовь к Богу возвышает человека до причастности Божеству (1 Иоанна 4:16 ; см. Цанг (1998) , стр. 78, примечание 21) и что из своего существа ( онтос ) человек знает, что Бог должно быть ( Экклезиаст 3:11 и Луки 17:21 ; и, в порядке разума в вере , см., например, Св. Ансельм, Прослогион , Пролог и главы 1-3). В этой связи примечательно то, что Иисус предпочитал титул «Сын Человеческий» всем почетным эпитетам (см. особенно Луки 22:66-71 (KJV) с Луки 22:70 в анализе греческого текста ). Титул «Сын Человеческий» встречается 86 раз во всем Новом Завете, тогда как титул «Сын Божий» нигде не встречается в устной традиции ранней церкви ( керигме ) об Иисусе. В Деяниях Павел первым называет Иисуса «Сыном Божьим». (Деяния 9:20) . (См. «Библейский комментарий Джерома» под редакцией, среди прочего, Рэймонда Э. Брауна (Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc., 1968), том 2, стр. 772–3. Приведенные здесь исторические данные о титулах Христа таковы: удалено, но подтверждено между строк в «Библейском комментарии Джерома для XXI века » с предисловием Папы Франциска, под редакцией, среди прочего, Джона Дж. Коллинза (Лондон: T&T Clark, 2022), стр. 145–163, 1450. -2 и 1481-4.) См. Уильям П. Олстон : «Особое впечатление, произведенное Иисусом из Назарета на некоторых из его современников, было выражено в названии Его Сыном Божьим». «Религия», Энциклопедия философии под редакцией Пола Эдвардса (Нью-Йорк: Macmillan Publishing Co. & The Free Press, 1967), Vol. 7, с.142; Цитируется в Цанге (1977), «Религия и анализ», неопубликованная статья, примечание 8. О взгляде Витгенштейна на то, что религиозный язык в действии — это религиозная жизнь в действии, см., например, Цанг (1989), «Бог, мораль и благоразумие: Ответ Бернарду Уильямсу», The Heythrop Journal. , Том. 30, № 4, стр. 433–8, особенно. стр. 434 и 437.
- ^ См. Витгенштейн; также Конфуций (см., например, «Аналитики» , «Ён Е», глава 22 ). Цанг (1998) , стр. xiii, 2–3, 16–7 и 133–4. Христианин верит, что он пребывает в Боге и Бог в нем ( 1 Иоанна 4:16 (см. Цанг (1998) , стр. 78, примечание 21)), при этом он ищет дальнейшего понимания в вере; но святой Ансельм также ищет дальнейшего понимания только с помощью логики, отсюда его разочарование в Прослогионе (ср. 1 Кор. 13:13 ). (Ср. Витгенштейн: «Насколько мы с вами можем судить, религия будущего будет без каких-либо священников или служителей. ... Я убежден, что только если вы попытаетесь быть полезными другим людям, вы, в конце концов, достигнете успеха». найдите свой путь к Богу... В каком-то смысле мы с вами оба христиане». Воспоминания о Витгенштейне , изд. Раша Риса (Oxford Paperbacks, 1984), стр. 114. См. Tsang (1998) , стр. . 157 и стр. 160, примечание 43.) См., например, Цанг (1994), «Закон самаритянина и реальность альтруизма», неопубликованная статья о притче о добром самаритянине . См. Цанг (1998) , с. 42 и с. 56, примечание 33. (Приведенные выше библейские стихи, т.е. Исход 3:14 , Бытие 1:27 , Экклезиаст 3:11 (GW) , Иоанна 14:6 , Луки 22:66-71 , Деяния 9:20 , 1 Иоанна 4:16 , Луки 17:21 и 1 Коринфянам 13: 13 , представлены таким образом, чтобы понимать христианина как приходящего к Богу по стопам Иисуса. (Матфея 6:10) )
- ^ См., например, его запись в PhilPapers , Google Books и WorldCat .
- ^ Макинтайра См. «Предисловие» к «Цангу» (1998) , стр. ix–xii.
- ^ См. обзор книги Барретта в «Исследованиях: Ежеквартальный обзор Ирландии» , Vol. 88, № 350 (лето 1999 г.), стр. 231–234.
- ^ См. The Irish Times , суббота. 1 января 2004 г.; и «Введение» Сирила Барретта в «Работы, подаренные доктором Сирилом Барреттом», Университет искусств Уорика.
- ^ Как отметили Макинтайр и Барретт. В «Предисловии» Макинтайра подчеркивается предел некоторых человеческих возможностей в переживании возвышенного, а в обзоре Барретта — точка зрения вечности в экзистенциальном чуде Витгенштейна. См. ссылку. 27 и 29 выше.
Библиография
[ редактировать ]- Цанг, Лап Чуен (1998). Возвышенное: Основы теории . Университет Рочестера Пресс . ISBN 9781580460279 .