Jump to content

Дэн Спербер

Дэн Спербер
Спербер в Париже, декабрь 2012 г.
Рожденный
Дэн Спербер

( 1942-06-20 ) 20 июня 1942 г. (82 года)
Кань-сюр-Мер , Франция
Альма-матер Сорбонна
Оксфордский университет
Известный Теория релевантности , эпидемиология репрезентаций , теория культурного притяжения, аргументативная теория рассуждения.
Научная карьера
Поля Когнитивная антропология , когнитивная психология , прагматика , философия

Дэн Спербер (родился 20 июня 1942 года в Кань-сюр-Мер ) — французский учёный в области социальных и когнитивных наук , антрополог и философ. Его наиболее влиятельные работы были в области когнитивной антропологии , лингвистической прагматики , психологии рассуждения и философии социальных наук. Он разработал: подход к культурной эволюции, известный как эпидемиология репрезентаций или теория культурного притяжения, как часть натуралистической реконцептуализации социального; (совместно с британским философом и лингвистом Дейдрой Уилсон ) теория релевантности ; (совместно с французским психологом Уго Мерсье) аргументативная теория рассуждения. Спербер, бывший директор по научным исследованиям в Национальном центре научных исследований, является профессором кафедр когнитивных наук и философии Центрально-Европейского университета в Будапеште.

Предыстория [ править ]

Спербер — сын австрийско-французского писателя Манеса Спербера . Он родился во Франции и вырос атеистом , но его родители, оба нерелигиозные евреи-ашкенази , привили юному Сперберу «уважение к моим предкам-раввинам и к религиозным мыслителям любого убеждения в целом». [1] Он заинтересовался антропологией как средством объяснения того, как рациональные люди приходят к ошибочным религиозным представлениям о сверхъестественном. [2]

Карьера [ править ]

Спербер обучался антропологии в Сорбонне и Оксфордском университете . В 1965 году он присоединился к Национальному центру научных исследований (CNRS) в качестве исследователя, сначала в Laboratoire d’Etudes Africaines ( лаборатория африканских исследований ). Позже он перешел в Лабораторию этнологии и сравнительной социологии ( Ethnology and Comparative Sociology ), Центр исследований в области прикладной эпистемологии и, наконец, с 2001 года, в Институт Жана Никода . [3] Ранние работы Спербера были посвящены антропологии религии . [2] и он проводил этнографические полевые исследования среди народа дорзе в Эфиопии . [4]

Первоначально Спербера привлекла структурная антропология , с которой его познакомил Родни Нидэм в Оксфорде. [5] Он посетил семинар Клода Леви-Стросса , известного как основатель структурализма, который поощрял «нетипичные теоретические размышления» Спербера. [6] Однако вскоре у Спербера развилось более критическое отношение к структурализму. [7] [8] и возражал против использования интерпретативных этнографических данных, как если бы это были объективные записи, [9] и из-за отсутствия объяснительной силы. [10] Тем не менее, Спербер настойчиво защищал наследие работы Леви-Стросса как открывающее двери для натуралистической социальной науки и как важного предшественника когнитивной антропологии . [6] [11]

Отойдя от структурализма, Спербер искал альтернативный натуралистический подход к изучению культуры. Его книга «Переосмысление символизма» 1975 года . [4] изложил теорию символизма , используя концепции развивающейся области когнитивной психологии . Она была сформулирована как ответ на семиологические теории, получившие широкое распространение в антропологии благодаря работам Виктора Тернера и Клиффорда Гирца (которые легли в основу того, что стало известно как символическая антропология ). [12] [13] Более поздние работы Спербера продолжали доказывать важность когнитивных процессов, понимаемых с помощью психологии, для понимания культурных явлений и, в частности, культурной передачи . Его « эпидемиология представлений ». [9] [10] [14] представляет собой подход к культурной эволюции, вдохновленный областью эпидемиологии . Он предлагает объяснить распределение культурных представлений (представлений о мире, принадлежащих нескольким людям) внутри популяции с учетом предубеждений в передаче (освещенных когнитивной и эволюционной психологией ) и «экологии» индивидуальных умов, в которых они обитают. Подход Спербера в целом является дарвинистским — он объясняет макрораспределение признака в популяции с точки зрения кумулятивного эффекта микропроцессов, действующих с течением времени, — но отходит от меметики , поскольку он не рассматривает репрезентации как репликаторы, за исключением нескольких особых обстоятельств. (например, «письма счастья» ). [15] Когнитивный и эпидемиологический подход к культурной эволюции оказал большое влияние и был описан философом Кимом Стерельным как «Парижская школа», в отличие от «Калифорнийской школы» Роба Бойда и Питера Ричерсона. [16] [17] [18] Его последняя работа, опубликованная совместно с учёным-когнитивистом Хьюго Мерсье, развила их аргументативную теорию рассуждения в более общий интеракционистский подход к рассуждению . [19] [20] Его самая влиятельная работа, возможно, связана с лингвистикой и философией : вместе с британским лингвистом и философом Дейдрой Уилсон он разработал инновационный подход к лингвистической интерпретации, известный как теория релевантности , которая по состоянию на 2010 год стала мейнстримом в области прагматики , лингвистики , искусственного интеллекта и когнитивной психологии . Он утверждает, что когнитивные процессы ориентированы на максимизацию релевантности, то есть на поиск оптимального баланса между когнитивными усилиями и когнитивными эффектами.

Помимо своей почетной должности в CNRS, Спербер в настоящее время является профессором кафедр когнитивных наук и философии Центрально-Европейского университета . Он также является директором Международного института познания и культуры, научного дискуссионного и исследовательского сайта. [21] Он был приглашенным профессором философии в Принстоне (1989, 1990, 1992, 1993 гг.), Мичиганском университете в Анн-Арборе (1994, 1997 г.), Гонконгском университете (1997 г.), Чикагском университете (2010 г.); степень по антропологии в Лондонской школе экономики (1988, 1998, 200, 2003, 2004, 2005, 2006); степень бакалавра лингвистики в Университетском колледже Лондона (1992, 2007–2008 гг.); по общению в Болонском университете (1998). Он является членом-корреспондентом Британской академии . [22] ). Он был награжден Мемориальной медалью Риверса Королевского антропологического института в Лондоне в 1991 году, Серебряной медалью CNRS в 2002 году, а в 2009 году был награжден первой премией Клода Леви-Стросса за выдающиеся достижения во французских исследованиях в области гуманитарных и социальных наук. [23] Среди его названных лекций — лекция памяти Малиновского, Лондонская школа экономики, 1984 год; Лекции Мирчи Элиаде по религии, Университет Западного Мичигана, 1992 г.; Лингвистическая ассоциация Генри Свита, Великобритания, 1998 г.; лекция Рэдклиффа-Брауна, Британская академия, 1999 г.; лекция Роберта Герца, EHESS, Париж, 2005 г., лекция Лурси, Чикагский университет, 2010 г.; (С Хьюго Мерсье) Лекции Чандарии, Институт философии Лондонского университета, 2011 г.; Лекции Карла Хемпеля, Принстонский университет, факультет философии, 2017.

Библиография [ править ]

  • Структурализм в антропологии ( Editions du Seuil , 1973)
  • Переосмысление символизма ( издательство Кембриджского университета , 1975)
  • Об антропологических знаниях (издательство Кембриджского университета, 1985)
  • (совместно с Дейдрой Уилсон) Актуальность. Коммуникация и познание ( Блэквелл , 1986)
  • (совместно с Дэвидом Премаком и Энн Джеймс Премак, ред.) Причинное познание: междисциплинарные дебаты. ( Издательство Оксфордского университета , 1995)
  • Объясняя культуру (Блэквелл, 1996)
  • (Ред.) Метапредставления: междисциплинарная перспектива (Oxford University Press, 2000)
  • (Совместно с Ирой Новек, ред.) Экспериментальная прагматика ( Palgrave , 2004)
  • (совместно с Дейдрой Уилсон), Значение и актуальность ( издательство Кембриджского университета , 2012)
  • (совместно с Хьюго Мерсье), Загадка разума ( Harvard University Press , 2017), ISBN   9780674368309

Награды [ править ]

  • Премия Клода-Леви-Стросса 2009 г. (Академия моральных и политических наук, Париж – первый лауреат)
  • Премия «Разум и мозг» 2009 г. (Туринский университет)
  • Серебряная медаль НЦРС, 2002 г.
  • Мемориальная медаль Риверса, Королевский антропологический институт, Лондон, 1991 год.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Хан, Разиб (17 декабря 2005 г.). «10 вопросов Дэну Сперберу» . Экспрессия генов . Проверено 3 марта 2011 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Эдж: ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: разговор с Дэном Спербером» . Край . Проверено 3 марта 2011 г.
  3. ^ «Дэн Спербер — Биография» . Проверено 3 марта 2011 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спербер, Дэн (1975). Переосмысление символизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-09967-7 .
  5. ^ Доссе, Франсуа (1997). История структурализма: восходящий знак, 1945–1966, том 1 . Университет Миннесоты Пресс. ISBN  978-0-8166-2241-2 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спербер, Дэн (2009). «Клод Леви-Стросс, предшественник?». Европейский журнал социологии . 49 (2): 309–314. дои : 10.1017/S0003975608000118 . S2CID   170926805 .
  7. ^ Спербер, Дэн (1973). Структурализм в антропологии . Париж: Editions du Seuil.
  8. ^ Дэвид Берлинер (2010). « Леви-Стросс и дальше (рецензия)». Антропологический ежеквартальный журнал . 83 (3): 679–689. дои : 10.1353/anq.2010.0012 . S2CID   143554936 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спербер, Дэн (1985). Об антропологических знаниях . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-26748-9 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спербер, Дэн (1998). Объясняя культуру: натуралистический подход . Оксфорд: Блэквелл. ISBN  978-0-631-20045-1 .
  11. ^ Спербер, Дэн (28 ноября 2008 г.). «Клод Леви-Стросс в 100 лет: эхо будущего» . openDemocracy.net . Проверено 3 марта 2011 г.
  12. ^ Бассо, Кейт Х. (1976). «Обзор: переосмысление символизма». Язык в обществе . 5 (2): 240. дои : 10.1017/s0047404500007077 . S2CID   143504500 .
  13. ^ Хуртиг, Ричард (1977). «Рецензии на книгу: переосмысление символизма». Журнал психолингвистических исследований . 6 (1): 73–91. дои : 10.1007/BF01069576 . S2CID   189853660 .
  14. ^ Спербер, Дэн (2011). «Натуралистическая онтология механистических объяснений в социальных науках» . У Пьера Демёленаера (ред.). Аналитическая социология и социальные механизмы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  15. ^ Спербер, Дэн (2000). «Возражение против меметического подхода к культуре». В Роберте Аунгере (ред.). Дарвинизирующая культура: статус меметики как науки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 163–173.
  16. ^ Ричерсон, Питер Дж.; Бойд, Роберт (2008). Не только генами: как культура изменила эволюцию человека . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-71284-0 .
  17. ^ «Строго | Культурная эволюция в Калифорнии и Париже». Исследования по истории и философии науки . дои : 10.1016/j.shpsc.2016.12.005 .
  18. ^ Купер, Адам (1996). Антропология и антропологи: современная британская школа . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-11895-8 .
  19. ^ Мерсье, Хьюго; Спербер, Дэн (2011). «Почему люди рассуждают? Аргументы в пользу аргументированной теории» . Поведенческие и мозговые науки . 34 (2): 57–74. дои : 10.1017/S0140525X10000968 . ПМИД   21447233 . S2CID   5669039 .
  20. ^ Мерсье, Хьюго; Спербер, Дэн (2017). Загадка разума . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-36830-9 .
  21. ^ «ICCI – Институт» . Международный институт познания и культуры. Архивировано из оригинала 13 декабря 2010 года . Проверено 3 марта 2011 г.
  22. ^ «Британская академия — Справочник стипендий» . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
  23. ^ «Дэн Спербер, 1-й лауреат премии Клода Леви-Стросса» . Министерство высшего образования и исследований (MESR) . Проверено 3 марта 2011 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e2dee0e4cd5d4c440fc125ac38cdb22__1718882640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/22/9e2dee0e4cd5d4c440fc125ac38cdb22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dan Sperber - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)