Дэн Спербер
Дэн Спербер | |
---|---|
Рожденный | Дэн Спербер 20 июня 1942 г. Кань-сюр-Мер , Франция |
Альма-матер | Сорбонна Оксфордский университет |
Известный | Теория релевантности , эпидемиология репрезентаций , теория культурного притяжения, аргументативная теория рассуждения. |
Научная карьера | |
Поля | Когнитивная антропология , когнитивная психология , прагматика , философия |
Часть серии о |
Медицинский и психологический антропология |
---|
Социальная и культурная антропология |
Дэн Спербер (родился 20 июня 1942 года в Кань-сюр-Мер ) — французский учёный в области социальных и когнитивных наук , антрополог и философ. Его наиболее влиятельные работы были в области когнитивной антропологии , лингвистической прагматики , психологии рассуждения и философии социальных наук. Он разработал: подход к культурной эволюции, известный как эпидемиология репрезентаций или теория культурного притяжения, как часть натуралистической реконцептуализации социального; (совместно с британским философом и лингвистом Дейдрой Уилсон ) теория релевантности ; (совместно с французским психологом Уго Мерсье) аргументативная теория рассуждения. Спербер, бывший директор по научным исследованиям в Национальном центре научных исследований, является профессором кафедр когнитивных наук и философии Центрально-Европейского университета в Будапеште.
Предыстория [ править ]
Спербер — сын австрийско-французского писателя Манеса Спербера . Он родился во Франции и вырос атеистом , но его родители, оба нерелигиозные евреи-ашкенази , привили юному Сперберу «уважение к моим предкам-раввинам и к религиозным мыслителям любого убеждения в целом». [1] Он заинтересовался антропологией как средством объяснения того, как рациональные люди приходят к ошибочным религиозным представлениям о сверхъестественном. [2]
Карьера [ править ]
Спербер обучался антропологии в Сорбонне и Оксфордском университете . В 1965 году он присоединился к Национальному центру научных исследований (CNRS) в качестве исследователя, сначала в Laboratoire d’Etudes Africaines ( лаборатория африканских исследований ). Позже он перешел в Лабораторию этнологии и сравнительной социологии ( Ethnology and Comparative Sociology ), Центр исследований в области прикладной эпистемологии и, наконец, с 2001 года, в Институт Жана Никода . [3] Ранние работы Спербера были посвящены антропологии религии . [2] и он проводил этнографические полевые исследования среди народа дорзе в Эфиопии . [4]
Первоначально Спербера привлекла структурная антропология , с которой его познакомил Родни Нидэм в Оксфорде. [5] Он посетил семинар Клода Леви-Стросса , известного как основатель структурализма, который поощрял «нетипичные теоретические размышления» Спербера. [6] Однако вскоре у Спербера развилось более критическое отношение к структурализму. [7] [8] и возражал против использования интерпретативных этнографических данных, как если бы это были объективные записи, [9] и из-за отсутствия объяснительной силы. [10] Тем не менее, Спербер настойчиво защищал наследие работы Леви-Стросса как открывающее двери для натуралистической социальной науки и как важного предшественника когнитивной антропологии . [6] [11]
Отойдя от структурализма, Спербер искал альтернативный натуралистический подход к изучению культуры. Его книга «Переосмысление символизма» 1975 года . [4] изложил теорию символизма , используя концепции развивающейся области когнитивной психологии . Она была сформулирована как ответ на семиологические теории, получившие широкое распространение в антропологии благодаря работам Виктора Тернера и Клиффорда Гирца (которые легли в основу того, что стало известно как символическая антропология ). [12] [13] Более поздние работы Спербера продолжали доказывать важность когнитивных процессов, понимаемых с помощью психологии, для понимания культурных явлений и, в частности, культурной передачи . Его « эпидемиология представлений ». [9] [10] [14] представляет собой подход к культурной эволюции, вдохновленный областью эпидемиологии . Он предлагает объяснить распределение культурных представлений (представлений о мире, принадлежащих нескольким людям) внутри популяции с учетом предубеждений в передаче (освещенных когнитивной и эволюционной психологией ) и «экологии» индивидуальных умов, в которых они обитают. Подход Спербера в целом является дарвинистским — он объясняет макрораспределение признака в популяции с точки зрения кумулятивного эффекта микропроцессов, действующих с течением времени, — но отходит от меметики , поскольку он не рассматривает репрезентации как репликаторы, за исключением нескольких особых обстоятельств. (например, «письма счастья» ). [15] Когнитивный и эпидемиологический подход к культурной эволюции оказал большое влияние и был описан философом Кимом Стерельным как «Парижская школа», в отличие от «Калифорнийской школы» Роба Бойда и Питера Ричерсона. [16] [17] [18] Его последняя работа, опубликованная совместно с учёным-когнитивистом Хьюго Мерсье, развила их аргументативную теорию рассуждения в более общий интеракционистский подход к рассуждению . [19] [20] Его самая влиятельная работа, возможно, связана с лингвистикой и философией : вместе с британским лингвистом и философом Дейдрой Уилсон он разработал инновационный подход к лингвистической интерпретации, известный как теория релевантности , которая по состоянию на 2010 год [update] стала мейнстримом в области прагматики , лингвистики , искусственного интеллекта и когнитивной психологии . Он утверждает, что когнитивные процессы ориентированы на максимизацию релевантности, то есть на поиск оптимального баланса между когнитивными усилиями и когнитивными эффектами.
Помимо своей почетной должности в CNRS, Спербер в настоящее время является профессором кафедр когнитивных наук и философии Центрально-Европейского университета . Он также является директором Международного института познания и культуры, научного дискуссионного и исследовательского сайта. [21] Он был приглашенным профессором философии в Принстоне (1989, 1990, 1992, 1993 гг.), Мичиганском университете в Анн-Арборе (1994, 1997 г.), Гонконгском университете (1997 г.), Чикагском университете (2010 г.); степень по антропологии в Лондонской школе экономики (1988, 1998, 200, 2003, 2004, 2005, 2006); степень бакалавра лингвистики в Университетском колледже Лондона (1992, 2007–2008 гг.); по общению в Болонском университете (1998). Он является членом-корреспондентом Британской академии . [22] ). Он был награжден Мемориальной медалью Риверса Королевского антропологического института в Лондоне в 1991 году, Серебряной медалью CNRS в 2002 году, а в 2009 году был награжден первой премией Клода Леви-Стросса за выдающиеся достижения во французских исследованиях в области гуманитарных и социальных наук. [23] Среди его названных лекций — лекция памяти Малиновского, Лондонская школа экономики, 1984 год; Лекции Мирчи Элиаде по религии, Университет Западного Мичигана, 1992 г.; Лингвистическая ассоциация Генри Свита, Великобритания, 1998 г.; лекция Рэдклиффа-Брауна, Британская академия, 1999 г.; лекция Роберта Герца, EHESS, Париж, 2005 г., лекция Лурси, Чикагский университет, 2010 г.; (С Хьюго Мерсье) Лекции Чандарии, Институт философии Лондонского университета, 2011 г.; Лекции Карла Хемпеля, Принстонский университет, факультет философии, 2017.
Библиография [ править ]
- Структурализм в антропологии ( Editions du Seuil , 1973)
- Переосмысление символизма ( издательство Кембриджского университета , 1975)
- Об антропологических знаниях (издательство Кембриджского университета, 1985)
- (совместно с Дейдрой Уилсон) Актуальность. Коммуникация и познание ( Блэквелл , 1986)
- (совместно с Дэвидом Премаком и Энн Джеймс Премак, ред.) Причинное познание: междисциплинарные дебаты. ( Издательство Оксфордского университета , 1995)
- Объясняя культуру (Блэквелл, 1996)
- (Ред.) Метапредставления: междисциплинарная перспектива (Oxford University Press, 2000)
- (Совместно с Ирой Новек, ред.) Экспериментальная прагматика ( Palgrave , 2004)
- (совместно с Дейдрой Уилсон), Значение и актуальность ( издательство Кембриджского университета , 2012)
- (совместно с Хьюго Мерсье), Загадка разума ( Harvard University Press , 2017), ISBN 9780674368309
Награды [ править ]
- Премия Клода-Леви-Стросса 2009 г. (Академия моральных и политических наук, Париж – первый лауреат)
- Премия «Разум и мозг» 2009 г. (Туринский университет)
- Серебряная медаль НЦРС, 2002 г.
- Мемориальная медаль Риверса, Королевский антропологический институт, Лондон, 1991 год.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Хан, Разиб (17 декабря 2005 г.). «10 вопросов Дэну Сперберу» . Экспрессия генов . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Эдж: ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: разговор с Дэном Спербером» . Край . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «Дэн Спербер — Биография» . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спербер, Дэн (1975). Переосмысление символизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-09967-7 .
- ^ Доссе, Франсуа (1997). История структурализма: восходящий знак, 1945–1966, том 1 . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-2241-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спербер, Дэн (2009). «Клод Леви-Стросс, предшественник?». Европейский журнал социологии . 49 (2): 309–314. дои : 10.1017/S0003975608000118 . S2CID 170926805 .
- ^ Спербер, Дэн (1973). Структурализм в антропологии . Париж: Editions du Seuil.
- ^ Дэвид Берлинер (2010). « Леви-Стросс и дальше (рецензия)». Антропологический ежеквартальный журнал . 83 (3): 679–689. дои : 10.1353/anq.2010.0012 . S2CID 143554936 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спербер, Дэн (1985). Об антропологических знаниях . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26748-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спербер, Дэн (1998). Объясняя культуру: натуралистический подход . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-20045-1 .
- ^ Спербер, Дэн (28 ноября 2008 г.). «Клод Леви-Стросс в 100 лет: эхо будущего» . openDemocracy.net . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Бассо, Кейт Х. (1976). «Обзор: переосмысление символизма». Язык в обществе . 5 (2): 240. дои : 10.1017/s0047404500007077 . S2CID 143504500 .
- ^ Хуртиг, Ричард (1977). «Рецензии на книгу: переосмысление символизма». Журнал психолингвистических исследований . 6 (1): 73–91. дои : 10.1007/BF01069576 . S2CID 189853660 .
- ^ Спербер, Дэн (2011). «Натуралистическая онтология механистических объяснений в социальных науках» . У Пьера Демёленаера (ред.). Аналитическая социология и социальные механизмы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Спербер, Дэн (2000). «Возражение против меметического подхода к культуре». В Роберте Аунгере (ред.). Дарвинизирующая культура: статус меметики как науки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 163–173.
- ^ Ричерсон, Питер Дж.; Бойд, Роберт (2008). Не только генами: как культура изменила эволюцию человека . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-71284-0 .
- ^ «Строго | Культурная эволюция в Калифорнии и Париже». Исследования по истории и философии науки . дои : 10.1016/j.shpsc.2016.12.005 .
- ^ Купер, Адам (1996). Антропология и антропологи: современная британская школа . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-11895-8 .
- ^ Мерсье, Хьюго; Спербер, Дэн (2011). «Почему люди рассуждают? Аргументы в пользу аргументированной теории» . Поведенческие и мозговые науки . 34 (2): 57–74. дои : 10.1017/S0140525X10000968 . ПМИД 21447233 . S2CID 5669039 .
- ^ Мерсье, Хьюго; Спербер, Дэн (2017). Загадка разума . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-36830-9 .
- ^ «ICCI – Институт» . Международный институт познания и культуры. Архивировано из оригинала 13 декабря 2010 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «Британская академия — Справочник стипендий» . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «Дэн Спербер, 1-й лауреат премии Клода Леви-Стросса» . Министерство высшего образования и исследований (MESR) . Проверено 3 марта 2011 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Официальная страница
- Блог в Международном институте познания и культуры
- Интервью в Edge
- 1942 года рождения
- Живые люди
- Выпускники Оксфордского университета
- Лингвисты-антропологи
- Французские евреи-ашкенази
- Французские антропологи
- Французские атеисты
- Французы австрийско-еврейского происхождения
- Еврейские атеисты
- Еврейские социологи
- Лингвисты из Франции
- Психологические антропологи
- Выпускники Парижского университета
- Когнитивная наука о религии
- Члены Общества когнитивных наук
- Прагматики
- Члены-корреспонденты Британской академии