Майкл Томаселло
Майкл Томаселло (родился 18 января 1950 года) — американский психолог развития и сравнительной психологии , а также лингвист . Он профессор психологии в Университете Дьюка .
Получив множество премий и наград с конца 1990-х годов, он считается одним из самых авторитетных современных психологов в области развития и сравнительной психологии. Он «один из немногих ученых в мире, признанных экспертом во многих дисциплинах». [1] Его «новаторское исследование истоков социального познания привело к революционным открытиям как в психологии развития, так и в познании приматов». [2]
Молодость образование и
Томаселло родился в Бартоу , штат Флорида , и учился в средней школе Тафт в Уотертауне, штат Коннектикут. Он получил степень бакалавра в 1972 году в Университете Дьюка и докторскую степень по экспериментальной психологии в 1980 году в Университете Джорджии . [3]
Карьера [ править ]
Томаселло был профессором психологии и антропологии в Университете Эмори в Атланте , штат Джорджия , США, в 1980-х и 1990-х годах. [3] Впоследствии он переехал в Германию, чтобы стать содиректором Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге , а позже также почетным профессором Лейпцигского университета и содиректором Центра исследований приматов Вольфганга Колера. [3] В 2016 году он стал профессором психологии и нейробиологии в Университете Дьюка, где сейчас является заслуженным профессором Джеймса Ф. Бонка.
Он работает над овладением языком детьми как чрезвычайно важным аспектом процесса приобщения к культуре . Он критик Ноама Хомского , универсальной грамматики отвергая идею врожденной универсальной грамматики. [4] и вместо этого предложить функциональную теорию языкового развития (иногда называемую социально-прагматической теорией овладения языком или подходом к овладению языком, основанным на использовании), в которой дети изучают лингвистические структуры посредством чтения с намерением и поиска закономерностей в их дискурсивном взаимодействии с другими.
Томаселло также изучает более широкие когнитивные навыки в сравнительном свете в Центре исследований приматов Вольфганга Келера в Лейпциге. Вместе со своей исследовательской группой он создал набор экспериментальных устройств для проверки пространственного, инструментального и социального познания малышей (от 6 до 24 месяцев) и обезьян; результатом которого является то социальное [5] (даже ультрасоциальный) [6] познание – это то, что действительно отличает человека.
Уникальность человеческого социального познания: общие очертания [ править ]
В частности, Томаселло утверждает, что нечеловеческим обезьянам не хватает ряда навыков [ см. https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.1812244115 подробнее ]:
- социальное обучение посредством педагогического напряжения и целенаправленной передачи;
- чрезмерное подражание, подражание не только действиям, но также манерам и стилю действий;
- информативное указание;
- перспективные взгляды, рассматривающие одну и ту же вещь или событие с точки зрения другого агента;
- рекурсивное чтение мыслей, знание того, что другие знают, что мы знаем, что они знают (и так далее);
- наказание третьей стороны (когда агент C наказывает или избегает сотрудничества с агентом B из-за несправедливости агента B по отношению к агенту A);
- создание и расширение общей базы (общение, чтобы поделиться с другими, и создание сферы общеизвестных вещей);
- групповое мышление (предписывающее чувство принадлежности, взаимозависимости, самоконтроля в соответствии с общими, безличными ожиданиями); и
- кумулятивная культура, которую иногда называют «эффектом храпового механизма».
Томаселло считает, что этим навыкам предшествует и включается способность разделять внимание и намерение ( коллективная интенциональность ), эволюционная новинка, которая могла возникнуть в результате совместной интеграции навыков обезьян, которые раньше работали в соревновании. [7]
Распределение внимания и намерений [ править ]
Общая схема разделения внимания и намерений предполагает вывод об общей потребности; наличие мотивации действовать совместно для удовлетворения этой потребности; координация ролей и взглядов людей в рамках общей цели удовлетворения этой общей потребности тогда и только тогда, когда другие агенты выполняют свои обязательства по достижению этой цели; и справедливо разделить добычу. Томаселло придерживается такой двойной структуры общности и индивидуальности, как когнитивная интеграция навыков чтения мыслей, инструментального действия и симуляционного мышления (это означает, что агенты используют внутреннее представление положения вещей и моделируют действия и результаты этих действий). . Людям необходимо четко или явно дать понять посредством зрительного контакта, жестовой пантомимы или иным образом, что они намерены координировать свои действия и взгляды ради общей цели. Сообщение о таком конкретном намерении предполагает, что агенты могут испытывать чувство формирования «мы», к которому они испытывают чувство приверженности, например, отказ от сотрудничества требует извинений или ухода. Агенты сотрудничества также рассматривают свое взаимодействие через репрезентативный формат, представляющий собой вид с высоты птичьего полета или вид из ниоткуда, о чем свидетельствуют их навыки переключения ролей с партнером и умозаключения о том, что полезно или актуально, чтобы помочь партнерам сыграть свою роль. .
Защита, использование и углубление гипотезы общего внимания и намерения Томаселло опираются на собранные им экспериментальные данные (см. также работу с Малиндой Карпентер) . [8] ). Томаселло также прибегает к эволюционному двухэтапному сценарию (см. ниже) и к философским концепциям, заимствованным у Пола Грайса , Джона Сирла , Маргарет Гилберт , Майкла Брэтмана и антрополога Дэна Спербера .
В какой-то момент, после появления рода Homo два миллиона лет назад, Homo Heidelbergensis [9] или другой близкий кандидат стал обязательным собирателем и падальщиком в условиях экологического давления опустынивания, которое привело к нехватке ресурсов. Индивиды, способные избежать безбилетников и разделить добычу с партнерами по сотрудничеству, получили бы адаптивное преимущество перед теми, кто не сотрудничает. Предполагается, что повышенная зависимость от совместных усилий по добыче пищи и социального выбора партнеров объясняет эволюцию в сторону улучшения навыков координации ролей и взглядов человека в рамках общей структуры внимания (охоты или сбора мусора) и общей цели. порождая совместное межличностное намерение. Позже, около 200 000 лет назад, [10] новое экологическое давление, предположительно вызванное конкуренцией внутри групп, ставит тех, кто входит в «свободные пулы» коллаборационистов, в невыгодное положение по сравнению с группами слаженно сотрудничающих людей, работающих для общей территориальной защиты. «Люди... начали осознавать себя членами определенной социальной группы с определенной идентичностью». [11]
По мнению Томаселло, этот двухэтапный эволюционный путь макроэкологического давления, влияющего на навыки репрезентации, умозаключений и самоконтроля на микроуровне, несостоятелен, поскольку естественный отбор действует на внутренние механизмы. «Когнитивные процессы являются продуктом естественного отбора, но они не являются его целью. Действительно, естественный отбор не может даже видеть познание; он может видеть только эффекты познания в организации и регулировании явных действий». [12] Экологическое давление дало бы предшествующему кооперативному или мутуалистическому поведению такое преимущество перед конкуренцией, что создало бы новое селективное давление, благоприятствующее новым когнитивным навыкам, что автокаталитически создало бы новые проблемы.
Вторя филогенетическому пути, уникальные навыки людей в совместной и коллективной интенциональности развиваются в течение жизни человека, опираясь не только на простые навыки, такие как различение живой и неживой материи, но также на коммуникативные условности и институты, формирующие социокультурную среду, формирующую петли обратной связи, которые обогащают и углубляют как культурную основу, так и предыдущие навыки человека. «[B] Базовые навыки развиваются филогенетически, позволяя исторически создавать культурные продукты, которые затем предоставляют развивающимся детям биологические и культурные инструменты, необходимые им для онтогенетического развития». [13]
Считается, что разделение внимания и намерений предшествует языку в эволюционное время и на протяжении жизни человека, одновременно обуславливая овладение языком посредством анализа сцен совместного внимания на актеров, объекты, события и тому подобное. В более широком смысле Томаселло рассматривает разделение внимания и намерений как корни культурного мира людей (корни конвенций, групповой идентичности, институтов): «Человеческое рассуждение, даже когда оно совершается внутри себя, является... ...насквозь пронизанная своего рода коллективной нормативностью, в которой человек регулирует свои действия и мышление на основе нормативных соглашений и стандартов группы». [14]
Награды [ править ]
- Стипендия Гуггенхайма , 1997 г.
- Национальная академия наук Германии (избрана в 2003 г.)
- Премия Фонда Фиссена , Париж, 2004 г.
- Книжная премия Общества когнитивного развития, 2005 г. (за создание языка: теория овладения языком, основанная на использовании )
- Премия Жана Никода , Париж, 2006 г.
- Премия «Разум и мозг» , Туринский университет , 2007 г.
- Член Общества когнитивных наук (избран в 2008 г.)
- Премия Гегеля , Штутгарт, 2009 г.
- Премия Освальда Кюльпе, Вюрцбургский университет , 2009 г.
- Премия Макса Планка за исследования [Эволюция человека], Общество Гумбольдта, 2010 г.
- Премия Heineken в области когнитивных наук, Амстердам, 2010 г.
- Венгерская национальная академия наук (избрана в 2010 г.)
- Премия Британской академии Уайли в области психологии, 2011 г. [4]
- Премия Клауса Джейкобса за исследования, 2011 г. [15]
- Премия Висбадена Гельмута Плесснера, 2014 г. [16]
- Премия за выдающийся научный вклад, Американская психологическая ассоциация, 2015 г.
- Американская академия искусств и наук (избрана в 2017 г.)
- Национальная академия наук (избрана в 2017 г.)
- За заслуги перед наукой и искусством , 2020 г. [17]
- Премия Дэвида Румельхарта , Общество когнитивных наук, 2022 г. [18]
Избранные работы [ править ]
- Томаселло, М. и Колл, Дж. (1997). Познание приматов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510624-4
- Томаселло, М. (1999). Культурные истоки человеческого познания , Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-00582-1 (лауреат книжной премии Уильяма Джеймса APA , 2001 г.)
- Томаселло, М. (2003). Построение языка: теория усвоения языка, основанная на использовании , издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01764-1 (лауреат книжной премии Общества когнитивного развития, 2005 г.)
- Томаселло, М. (2008). Истоки человеческого общения , MIT Press. ISBN 978-0-262-20177-3 (лауреат книжной премии Элеоноры Маккоби APA, 2009 г.)
- Томаселло, М. (2009). Почему мы сотрудничаем , MIT Press. ISBN 978-0-262-01359-8
- Томаселло, М. (2014). Естественная история человеческого мышления , Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-72477-8
- Томаселло, М. (2016). Естественная история человеческой морали , издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-08864-1 (лауреат книжной премии Элеоноры Маккоби APA, 2018 г.)
- Томаселло, М. (2019). Становление человеком: теория онтогенеза . Издательство Гарвардского университета.
- Томаселло, М. (2022). Эволюция свободы воли: от ящериц к людям . МТИ Пресс.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Премия Heineken в области когнитивных наук» . Knaw.nl. Нидерланды: Королевская Нидерландская академия искусств и наук . 2010.
- ^ «Награда за выдающийся научный вклад 2015 г.» . апа.орг . Американская психологическая ассоциация .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «БИОГРАФИЯ» (PDF) . герцог.edu . 15 июня 2017 г. Проверено 23 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Премия Уайли 2011 года в области психологии на сайте Wiley.com
- ^ «Майкл Томаселло, 2009, «Разрыв социальный» в П. Каппелере и Дж. Б. Силке, Помните о разрыве: отслеживание истоков человеческих универсалий).
- ^ Томаселло, Майкл (2014). «Ультрасоциальное животное» . Европейский журнал социальной психологии . 44 (3). Уайли: 187–194. дои : 10.1002/ejsp.2015 . ISSN 0046-2772 . ПМК 4302252 . ПМИД 25641998 .
- ^ стр.6 в М. Томаселло, 2014, Естественная история человеческого мышления . Издательство Гарвардского университета
- ^ Томаселло, Майкл; Карпентер, Малинда; Позвони, Жозеп; Бене, Таня; Молл, Хенрике (2005). «Понимание и обмен намерениями: истоки культурного познания». Поведенческие и мозговые науки . 28 (5). Издательство Кембриджского университета (CUP): 675–691. дои : 10.1017/s0140525x05000129 . ISSN 0140-525X . ПМИД 16262930 . S2CID 3900485 .
- ^ «Палеонтологические данные свидетельствуют о том, что этот [Homo Heidelbergensis] был первым гоминином, который систематически участвовал в совместной охоте на крупную дичь, используя оружие, которое почти наверняка не позволило бы одному человеку добиться успеха в одиночку, и иногда возвращая добычу обратно в База базирования», с. 36, М. Томаселло, 2014, Естественная история человеческого мышления . Издательство Гарвардского университета
- ^ стр.84 в М. Томаселло, соч. цит .
- ^ стр.82-3, в М. Томаселло, указ. цит .
- ^ стр.7 в М. Томаселло, 2014, Естественная история человеческого мышления . Издательство Гарвардского университета
- ^ Майкл Томаселло, 2008, Истоки человеческого общения , MIT Press, стр.345
- ^ стр.112-3, в М. Томаселло, Естественная история человеческого мышления. Издательство Гарвардского университета.
- ^ «Премия Клауса Джейкобса». Зюддойче Цайтунг . 2 декабря 2011. с. 18.
- ^ Лауреаты премии Немецкого общества Гельмута Плесснера (HPG)
- ^ «Ассманны записали» . Süddeutsche Zeitung (на немецком языке). Мюнхен. дпа. 23 октября 2020 г. . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Джонс, Элисон (27 июля 2021 г.). «Майкл Томаселло награжден премией в области когнитивных наук» . сегодня.duke.edu . Проверено 30 декабря 2022 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт Университета Дьюка
- Происхождение человеческого общения , Лекции Жана Никода (2006)
- Майкл Томаселло на IMDb
- 1950 рождений
- Американские когнитивные психологи
- Американские психологи развития
- Американские моральные психологи
- Психолингвисты развития
- Члены Общества когнитивных наук
- Лауреаты премии Жана Нико
- Живые люди
- Директора Института Макса Планка
- Институт эволюционной антропологии Макса Планка
- Лауреаты премии Heineken.