Элизабет Спелке
Элизабет Спелке | |
---|---|
Рожденный | 28 мая 1949 г. |
Образование | Гарвардский университет ( бакалавр ) Йельский университет Корнелльский университет ( магистр , доктор философии ) |
Научная карьера | |
Поля | психология развития , когнитивное развитие |
Учреждения | Гарвардский университет |
Веб-сайт | http://harvardlds.org/our-labs/spelke-labspelke-lab-members/elizabeth-spelke/ |
Элизабет Шилин Спелке, FBA (родилась 28 мая 1949 г.) — американский когнитивный психолог факультета психологии Гарвардского университета и директор Лаборатории исследований развития.
Начиная с 1980-х годов она проводила эксперименты на младенцах и маленьких детях, чтобы проверить их когнитивные способности. Она предположила, что люди обладают большим набором врожденных умственных способностей. [1] В последние годы она внесла важный вклад в дискуссию о когнитивных различиях между мужчинами и женщинами. [2] Она отстаивает позицию, согласно которой нет никаких научных доказательств каких-либо существенных различий в интеллектуальных способностях мужчин и женщин. [3]
Образование и карьера [ править ]
Спелке училась на бакалавриате в Рэдклифф-колледже Гарвардского университета у детского психолога Джерома Кагана . Ее диссертация изучала привязанность и эмоциональные реакции у младенцев. Она поняла, что ей нужно иметь представление о том, что на самом деле понимают младенцы, и так начался ее пожизненный интерес к когнитивному аспекту детской психологии.
Она защитила докторскую диссертацию. в Корнелле с психологом, специализирующимся на развитии, Элеонорой Гибсон , у которой она научилась ставить эксперименты над маленькими детьми.
Ее первая академическая должность была в Пенсильванском университете , где она проработала девять лет. После этого она переехала сначала в Корнелл, а затем на технологического института факультет мозговых и когнитивных наук Массачусетского . С 2001 года является профессором Гарварда. [4]
Спелке был избран членом Американской академии искусств и наук в 1997 году. [5] Она была лауреатом премии Жана Никода 2009 года и прочитала серию лекций в Париже, организованном Французским национальным центром научных исследований . В 2015 году она была избрана членом -корреспондентом Британской академии . [6] В 2016 году Спелке получил премию CL de Carvalho-Heineken в области когнитивных наук . [7] Спелке несколько раз удостаивался степени Honoris Causa во Франции, Нидерландах, Швеции и Уругвае. [8] [9]
Эксперименты [ править ]
Эксперименты, проводимые в Лаборатории исследований развития, пытаются сделать выводы о когнитивных способностях младенцев, используя метод предпочтительного взгляда , разработанный Робертом Фантцем . Он состоит в том, чтобы предлагать младенцам разные изображения и определять, какой из них им больше нравится, по продолжительности времени, в течение которого на них фиксируется их внимание.
Например, исследователи могут неоднократно показывать ребенку изображение с определенным количеством предметов. Как только ребенок привыкнет, он представляет второе изображение с большим или меньшим количеством объектов. Если ребенок будет смотреть на новое изображение дольше, исследователи могут сделать вывод, что ребенок может различать разные величины.
С помощью множества подобных экспериментов Спелке интерпретировала свои данные так, что младенцы обладают набором очень сложных врожденных умственных способностей. Это представляет собой альтернативу гипотезе Уильяма Джеймса о том, что дети рождаются без каких-либо отличительных когнитивных способностей, но приобретают их все посредством образования и опыта (см. «Принципы психологии», 1890 ).
Дебаты о интеллекте и сексе
В 2005 году Лоуренс Саммерс , тогдашний президент Гарварда, размышлял о преобладании мужчин над женщинами на высших научных и инженерных должностях. Он предположил, что определенную роль может сыграть статистическая разница в дисперсии врожденных способностей среди мужского и женского населения (мужская дисперсия, как правило, выше, что приводит к большему количеству крайностей). Его слова сразу же вызвали бурную дискуссию. Спелке была одной из самых резких критиков Саммерса, и в апреле 2005 года она встретилась со Стивеном Пинкером в открытых дебатах по этому вопросу. [2] Она заявила, что ее собственные эксперименты не выявили разницы в умственных способностях детей мужского и женского пола в возрасте от 5 месяцев до 7 лет. [10]
Ссылки [ править ]
- ^ Спелке, Элизабет (2000). «Основные знания». Американский психолог . 55 (11): 1233–1243. дои : 10.1037/0003-066X.55.11.1233 . ПМИД 11280937 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Эдж: НАУКА О ГЕНДЕРЕ И НАУКЕ» . www.edge.org . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ Спелке, Элизабет (2005). «Различия во внутренних способностях к математике и естественным наукам?». Американский психолог . 60 (9): 950–958. CiteSeerX 10.1.1.69.5544 . дои : 10.1037/0003-066X.60.9.950 . ПМИД 16366817 .
- ^ Спелке, Элизабет. Биографическая справка [pdf]. http://www.wjh.harvard.edu/~lds/pdfs/spelkecv_mar07.pdf. Архивировано 29 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава S» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 7 апреля 2011 г.
- ^ «Количество стипендий Британской академии достигло 1000, поскольку приветствуются 42 новых британских стипендиата» . 16 июля 2015 г.
- ^ «Премии Heineken – Элизабет Спелке» . Королевская Нидерландская академия искусств и наук. Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 10 мая 2016 г.
- ^ «Дело чести Элизабет Спелк» .
- ^ «Дело чести Элизабет Спелке в Уругвае» .
- ^ Энджер, Натали; Чанг, Кеннет (24 января 2005 г.). «Серое вещество и полы: серая зона с научной точки зрения» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 2 сентября 2022 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Профиль факультета Гарварда Спелке
- Сайт лаборатории Спелке
- Профиль Спелке в New York Times
- Профиль Спелке на Edge.org
- Видео (и аудио) разговора о некоторых ее исследованиях со Спелке и Джошуа Ноуб на Bloggingheads.tv
- Маргарет Талбот, Детская лаборатория , The New Yorker , 4 сентября 2006 г. https://web.archive.org/web/20090122052520/http://www.newamerica.net/publications/articles/2006/the_baby_lab
- Американские психологи XXI века
- Американские женщины-психологи
- Женщины-когнитивисты
- Американские психологи развития
- Исследователи когнитивного развития
- Члены Общества психологов-экспериментаторов
- Члены Американской академии искусств и наук
- Члены Американской ассоциации содействия развитию науки
- Лауреаты премии Жана Нико
- Члены Национальной академии наук США
- Лауреаты премии Heineken.
- Выпускники Корнеллского университета
- Выпускники Рэдклифф-колледжа
- Факультет психологии Гарвардского университета
- 1949 рождений
- Живые люди
- Члены Общества когнитивных наук
- Члены-корреспонденты Британской академии
- Американские женщины-ученые
- Американские женщины 21 века
- Американские психологи XX века