Jump to content

Наполеон Шаньон

Наполеон Шаньон
Рожденный
Наполеон Альфонсо Шаньон

( 1938-08-27 ) 27 августа 1938 г. [1]
Умер 21 сентября 2019 г. ) ( 2019-09-21 ) ( 81 год
Альма-матер Мичиганский университет (бакалавр, магистр, доктор философии)
Известный Репродуктивная теория насилия, этнография Яномамо
Научная карьера
Учреждения
Диссертация Война Яномамо, социальные организации и брачные союзы   (1966)
Докторантура Лесли Уайт

Наполеон Альфонсо Шаньон (27 августа 1938 — 21 сентября 2019) — американский культурный антрополог , профессор социокультурной антропологии в Университете Миссури в Колумбии и член Национальной академии наук . [2] Шаньон был известен своей длительной этнографической полевой работой среди яномамо , общества коренных племен амазонок , в которой он использовал эволюционный подход для понимания социального поведения с точки зрения генетического родства. Его работа была сосредоточена на анализе насилия среди племенных народов, и, используя социально-биологический анализ, он выдвинул аргумент, что насилие среди яномами подпитывается эволюционным процессом, в котором успешные воины рожают больше потомства. Его этнография «Яномамо: свирепые люди» 1967 года стала бестселлером и часто используется на вводных курсах антропологии.

Поклонники описывали его как пионера научной антропологии. Шаньон был назван «самым противоречивым антропологом» в Соединенных Штатах в статье журнала «Нью-Йорк Таймс», предшествовавшей публикации последней книги Шаньона « Благородные дикари: моя жизнь среди двух опасных племен — яномамо и антропологов» , мемуаров . [3]

Молодость образование и

Шаньон родился в Порт-Остине, штат Мичиган , и был вторым из двенадцати детей. [3] [4] Поступив в Мичиганский горно-технологический колледж в 1957 году, после первого года обучения он перевелся в Мичиганский университет и получил там степень бакалавра в 1961 году, степень магистра в 1963 году и степень доктора философии. в 1966 году под опекой Лесли Уайта . [5] [4] В диссертации Шаньона, основанной на семнадцатимесячном полевом исследовании, начатом в 1964 году, изучалась взаимосвязь между родством и социальной организацией деревень Яномамо. [6] [4]

Карьера [ править ]

Шаньон был наиболее известен своей многолетней этнографической полевой работой среди яномамо , коренных жителей Амазонии , живущих в приграничной зоне между Венесуэлой и Бразилией. [7] Работая в основном в верховьях Сиапа и рек Мавака в Венесуэле, он проводил полевые исследования с середины 1960-х до второй половины 1990-х годов. По словам Шаньона, когда он прибыл, он понял, что теории, которым его учили во время обучения, имели недостатки, поскольку, вопреки тому, что они предсказывали, набеги и сражения, часто из-за женщин, были повсеместными. За привычку постоянно задавать им вопросы Шаньон получил прозвище Яномамо «надоедливая пчела». Основным направлением его исследований был сбор генеалогий жителей деревень, которые он посетил, и на основе них он анализировал закономерности родства, модели брака, сотрудничества и истории расселения. Степень родства рассматривалась Шаньоном как важная для формирования союзов в социальных взаимодействиях, включая конфликты.

Многие считают, что на методы анализа Шаньона повлияла социобиология . [3] [4] По описанию Шаньона, общество яномамо порождало жестокость, потому что такое поведение способствовало репродуктивному успеху мужчин. Генеалогии показали, что у мужчин, которые убивали, было больше жен и детей, чем у мужчин, которые не убивали. [3] На уровне деревень воинственное население увеличивалось за счет своих соседей. Утверждение Шаньона о связи между репродуктивным успехом и насилием ставит под сомнение социокультурную точку зрения, согласно которой культуры создаются на основе человеческого опыта. Непрекращающийся спор по поводу работы Шаньона был описан как микрокосм конфликта между биологической и социокультурной антропологией. [3] [8] [9]

Шаньона Этнография « Яномамо: свирепые люди » была опубликована в 1968 году и выдержала несколько изданий, было продано около миллиона экземпляров. [3] Его обычно используют в качестве текста на вводных курсах антропологии университетского уровня, что делает его одним из самых продаваемых антропологических текстов всех времен. [10] [11] [12] Шаньон был также пионером в области визуальной антропологии . Он сотрудничал с этнографическим кинорежиссером Тимом Ашем и снял серию из более чем двадцати этнографических фильмов, документирующих жизнь яномамо. Этнографический фильм «Бой с топором» , показывающий борьбу между двумя группами яномами и анализирующий ее с точки зрения родственных сетей, считается классикой этнографического кинопроизводства. [13]

В 2012 году он был избран членом Национальной академии наук . [2] Маршалл Салинс , который был главным критиком Шаньона, ушел из академии, сославшись на введение Шаньона в должность одной из причин, по которым он ушел. [14]

21 сентября 2019 года Шаньон умерла в возрасте 81 года. [15] [16]

Споры [ править ]

Тьма в Эльдорадо [ править ]

В 2000 году Патрик Тирни в своей книге «Тьма в Эльдорадо » обвинил Шаньона и его коллегу Джеймса В. Нила в неэтичном поведении, таком как, среди прочего, манипулирование данными, а также в усугублении эпидемии кори среди народа яномамо. [17] [18]

Большинство обвинений, выдвинутых в «Тьме в Эльдорадо», были публично отвергнуты проректором Мичиганского в университета ноябре 2000 года. [19] Например, все интервью, на которых основана книга, были взяты членами салезианцев Дона Боско , конгрегации католической церкви , которую Шаньон критиковал и возмущал. [11]

В феврале 2001 года Американская антропологическая ассоциация созвала рабочую группу для расследования некоторых утверждений, высказанных в книге Тирни. В их отчете, опубликованном ААА в мае 2002 года, утверждалось, что Шаньон представлял яномамо вредными способами и в некоторых случаях не смог получить надлежащего согласия как со стороны правительства, так и со стороны групп, которые он изучал. Однако Рабочая группа заявила, что утверждение о том, что Шаньон и Ниль положили начало эпидемии кори, не получило поддержки. [18] Однако в июне 2005 года ААА проголосовала двумя голосами против одного за отмену принятия отчета за 2002 год. [20]

Элис Дрегер , историк медицины и науки, после годичного исследования пришла к выводу, что утверждения Тирни были ложными, а Американская антропологическая ассоциация была замешана и безответственна в распространении этой лжи и не защищала «ученых от необоснованных и сенсационных обвинений». [21]

Этот спор освещен в книге «Яномами: ожесточённая полемика и чему мы можем научиться из неё» антрополога Роберта Борофски в 2005 году . [22]

его Антропологическая работ критика

Работа Шаньона с яномамо подверглась широкой критике со стороны других антропологов. [3] [23] [24] Антропологи раскритиковали оба аспекта его исследовательских методов, а также теоретический подход, а также интерпретации и выводы, которые он сделал на основе своих данных. Наиболее спорным было его утверждение о том, что общество яномамо отличается особой жестокостью, а также его утверждение о том, что эта особенность их культуры основана на биологических различиях, являющихся результатом естественного отбора. [3]

Антрополог Брайан Фергюсон утверждал, что культура яномамо не отличается особым насилием и что насилие, которое действительно существует, во многом является результатом социально-политической реконфигурации их общества под влиянием колонизации. [25] [26] Брюс Альберт отверг статистическую основу для своих утверждений о том, что более жестокие мужчины яномамо рожают больше детей. [27] [28] Другие подвергли сомнению этику, присущую изображению этнической группы как жестоких дикарей, указав, что изображение Яномамо Шаньоном как таковое противоречит традиционной этике антропологии, заключающейся в попытках сочувственно описывать иностранные общества, и утверждали, что его изображения привели к усилению враждебности и расизма по отношению к этническим группам. Яномамо поселенцами и колонистами этого района. [29] [30] [3] Эмили Икин возразила, что Альберт «не может продемонстрировать прямую связь между трудами Шаньона и политикой правительства в отношении Индии» и что идея о том, что ученые должны скрывать нелестную информацию о своих предметах, вызывает беспокойство и поддерживает идею о том, что ненасилие является необходимым условием для защиты яномамо. [3]

Антрополог Маршалл Салинс , один из аспирантов Шаньона, [31] раскритиковал методы Шаньона, указав, что Шаньон признал, что вел поведение, неприятное его информаторам, не участвуя в обязательствах по разделению еды. [14] [24] Сахлинс утверждал, что торговля Шаньоном стального оружия ради образцов крови и генеалогической информации представляла собой «подстрекательство участников», которое поощряло экономическую конкуренцию и насилие. [24] Наконец, Сахлинс утверждал, что публикации Шаньона, в которых утверждается, что жестокие мужчины яномамо наделены репродуктивными преимуществами, делают ложные предположения при назначении убийц и опускают другие переменные, объясняющие репродуктивный успех. [24] В 2013 году Сахлинс ушел из Национальной академии наук, отчасти в знак протеста против избрания Шаньона в эту организацию. [14] [32] [33] Другие исследователи яномамо, такие как Брайан Фергюсон, утверждали, что Шаньон сам способствовал эскалации насилия среди яномамо, предлагая мачете , топоры и дробовики избранным группам, чтобы добиться их сотрудничества. [25] [26] [23] [34] [22] [3] Шаньон сказал, что вместо этого местные салезианские священники снабжали яномамо оружием, которое затем использовало его, чтобы убивать друг друга. [3]

В своей автобиографии Шаньон заявил, что большая часть критики его работ была основана на постмодернистской и антинаучной идеологии, возникшей в рамках антропологии, в которой тщательное изучение изолированных племен во многих случаях заменялось явной политической пропагандой, отрицавшей менее приятные аспекты культуры яномамо. , такие как война, домашнее насилие и детоубийство. Шаньон заявил, что большая часть его работ подорвала идею «благородного дикаря» – романтизированного стереотипа коренных народов, живущих в синхронизации с природой и не испорченных современной цивилизацией. [35] Шаньон также заявил, что его взгляды на социобиологию и родственный отбор были неверно истолкованы и поняты, в том числе из-за отказа от научных и биологических объяснений культуры в антропологии. [35]

В результате разногласий и предполагаемых неэтичных действий с яномами, [36] Шаньону официально запретили изучать яномами и возвращаться в их страну в Венесуэле. [37] [38]

Письменные работы [ править ]

Книги [ править ]

  • Шаньон, Наполеон А. (1968), Яномамо: Свирепые люди .
  • Шаньон, Наполеон А. (1974), Изучение Яномамо , Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон .
  • Шаньон, Наполеон А. (1992), Яномамо – Последние дни Эдема .
  • Шаньон, Наполеон А.; Кронк, Ли; Айронс, Уильям (2002), Адаптация и человеческое поведение: антропологическая перспектива .
  • Шаньон, Наполеон А. (2013). Благородные дикари: Моя жизнь среди двух опасных племен – яномамо и антропологов . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN  978-0684855110 .

Главы книги [ править ]

  • Шаньон, Наполеон А. (1986), «Социальная организация и агрессия яномамо», Фрид, М. (ред.), Война; Антропология вооруженных конфликтов и агрессии , Нью-Йорк: Гарден-Сити.
  • Шаньон, Наполеон А. (1995), «Хронические проблемы в понимании племенного насилия и войн», в Willey & Chichester (редактор), Генетика преступного и антисоциального поведения , Симпозиум Фонда Ciba.
  • Шаньон, Наполеон А. (1972), «Племенная социальная организация и генетическая микродифференциация», Харрисон, А.; Бойс, А. (ред.), Структура человеческой популяции , Оксфорд.
  • Шаньон, Наполеон А. (1973), «Повседневная жизнь яномамо», в Ромни, А.К.; Девор, П.Л. (ред.), Вы и другие , Кембридж {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Шаньон, Наполеон А. (1973), «Социальная организация и война яномамо», в книге Фрида, М. (ред.), Исследования в области антропологии , Нью-Йорк: Кроуэлл.
  • Шаньон, Наполеон А. (1973), «Культура-экология сменного (новаторского) земледелия среди индейцев яномамо», в Гроссе, доктор наук (редактор), Международный конгресс антропологических и этнологических наук , Нью-Йорк: Гарден-Сити
  • Шаньон, Наполеон А. (1977), «Яномамо - свирепые люди», в Гулде, Р. (редактор), « Множество путей человека» , Нью-Йорк: Harper & Row
  • Шаньон, Наполеон А. (1977), «Война Яномамо», в Коппенхавере, Д. (редактор), Полный круг антропологии , Нью-Йорк: Прагер
  • Шаньон, Наполеон А. (1979), «Равен ли репродуктивный успех в эгалитарных обществах?», в Шаньоне, Н.; Айронс, В. (ред.), Эволюционная биология и социальное поведение человека , North Scituate: Даксбери.
  • Шаньон, Наполеон А. (1979), «Соревнование партнеров, предпочтение близких родственников и раскол деревень среди индейцев яномамо», в Шаньоне, Северная Каролина; Айронс, В. (ред.), Эволюционная биология и социальное поведение человека , North Scituate: Даксбери.
  • Шаньон, Наполеон А. (1982), «Антропология и природа вещей», в Вигеле, Т. (редактор), Биология и социальные науки , Boulder: Westview
  • Шаньон, Наполеон А. (1982), «Социодемографические атрибуты кумовства в племенных популяциях: человек-нарушитель правил», в KSCS Group (ред.), Текущие проблемы социобиологии , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета
  • Шаньон, Наполеон А.; Айерс, М.; Нил, СП; Вейткамп, Л.; Гершовиц, Х. (1975), «Влияние культурных факторов на демографию и характер потока генов от макиритаре к индейцам яномама», в Халсе, Ф.С. (ред.), Человек и природа: исследования эволюции человеческий вид , Нью-Йорк: Random House
  • Шаньон, Наполеон А.; Бугос, П.Е. (1979), «Родственный отбор и конфликт: анализ боя с топором Яномамо», в Шаньоне, Наполеон А.; Айронс, В. (ред.), Эволюционная биология и социальное поведение человека , North Scituate: Duxbury Press.
  • Шаньон, Наполеон А.; Флинн, М.В.; Мелансон, Т.Ф. (1979), «Вариации соотношения полов среди индейцев яномамо», в Шаньоне, Наполеон; Айронс, В. (ред.), Эволюционная биология и социальное поведение человека , North Scituate: Duxbury Press.

Журнальные статьи [ править ]

  • Шаньон, Наполеон А. (1967a), «Яномамо – свирепые люди», Natural History , vol. LXXVII, стр. 22–31.
  • Шаньон, Наполеон А. (1967b), «Социальная организация и война яномамо», Natural History , vol. LXXVI, стр. 44–48.
  • Шаньон, Наполеон А. (1968a), «Культура-экология сменного (новаторского) земледелия среди индейцев яномамо», Международный конгресс антропологических и этнологических наук , том. 3, стр. 249–255.
  • Шаньон, Наполеон А. (1968b), «Пир», Natural History , vol. LXXVII, стр. 34–41.
  • Шаньон, Наполеон А. (1970), «Экологические и адаптивные аспекты калифорнийских денег-ракушек», Годовой отчет Археологической службы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , том. 12, стр. 1–25.
  • Шаньон, Наполеон А. (1973), «Культура-экология сменного (новаторского) земледелия среди индейцев яномамо», в Гроссе, доктор наук (редактор), Международный конгресс антропологических и этнологических наук , Нью-Йорк: Гарден-Сити
  • Шаньон, Наполеон А. (1975), «Генеалогия, солидарность и родство: пределы размера локальной группы и закономерности разделения в растущем населении», Ежегодник физической антропологии , том. 19, стр. 95–110.
  • Шаньон, Наполеон А. (1976), «Яномамо, истинные люди», журнал National Geographic , том. 150, стр. 210–223.
  • Шаньон, Наполеон А. (1980), «Модели горной местности Новой Гвинеи в низинах Южной Америки», Рабочие документы по южноамериканским индейцам , том. 2, стр. 111–130.
  • Шаньон, Наполеон А. (1981), «Полевые исследования среди яномамо», Современная антропология , стр. 11–24.
  • Шаньон, Наполеон А. (1988), «Истории жизни, кровная месть и война в племенном населении», Science , vol. 239, нет. 4843, с. 985–992, Bibcode : 1988sci ... 239..985c , Citeseerx   10.1.1.217.1160 , doi : 10.1126/science.239.4843.985 , PMID   17815700 , S2CID   14297757 .
  • Шаньон, Наполеон А. (1989), «Выживание яномамо», Science , vol. 244, нет. 4900, с. 11, Bibcode : 1989Sci...244...11C , doi : 10.1126/science.244.4900.11 , PMID   17818827
  • Шаньон, Наполеон А. (1990), «О насилии Яномамо: ответ Альберту», ​​Current Anthropology , vol. 31, стр. 49–53, номер документа : 10.1086/203802 , S2CID   144894980.
  • Шаньон, Наполеон А.; Эйрес, М.; Нил, СП; Вейткамп, Л.; Гершовиц, Х. (1970), «Влияние культурных факторов на демографию и характер потока генов от макиритаре к индейцам яномама» (PDF) , Американский журнал физической антропологии , том. 32, нет. 3, стр. 339–349, doi : 10.1002/ajpa.1330320304 , hdl : 2027.42/37501 , PMID   5419372
  • Шаньон, Наполеон А.; Хамес, Р.Б. (1979), «Дефицит белка и племенная война в Амазонии: новые данные», Science , vol. 203, нет. 4383, стр. 910–913, Бибкод : 1979Sci...203..910C , doi : 10.1126/science.570302 , PMID   570302
  • Шаньон, Наполеон А.; Ле Кен, П.; Кук, Дж. М. (1971), «Галлюциногены Яномамо: антропологические, ботанические и химические данные», Current Anthropology , vol. 12, стр. 72–74, номер документа : 10.1086/201170 , S2CID   144661874.
  • Шаньон, Наполеон А.; Марголис, Л.; Гаспарини, Дж.; Хамес, Р.Б. (1982–83), «Родство, демография, модели родительских инвестиций и социальное использование архитектурного пространства среди Шаматари-Яномамо из Амазонии TF: предварительный отчет», Boletin Indigenista Венесуэльский (на испанском языке), vol. 21, ВЗ , с. 171–225

Фильм [ править ]

Шаньон работал с этнографическим кинорежиссером Тимом Ашем над созданием не менее сорока фильмов о культуре яномамо. [39] включая «Пир» (1969), «Волшебную смерть» (1973) и «Бой с топором» (1975). Эти фильмы, особенно «Бой с топором» , широко используются в учебных программах по антропологии и визуальной культуре и считаются одними из самых важных этнографических фильмов, когда-либо созданных. [40]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания

  1. ^ Шавит 1992 , с. 61.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Наполеон Шаньон» . Проверено 27 января 2014 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Икин 2013 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Габриэльсен 2014 .
  5. ^ МакГи и Уормс 2007 , с. 247.
  6. ^ Шаньон 1966 .
  7. ^ Сильва 1988 .
  8. ^ Шаньон, Наполеон (19 августа 2014 г.). «Наполеон Шаньон: Кровь — их аргумент» . Эдж (Интервью). Беседовал Стивен Пинкер; Ричард Рэнгэм; Дэниел С. Деннетт; Дэвид Хейг . Проверено 23 февраля 2015 г.
  9. ^ Ладен, Грег (2 мая 2013 г.). «Являются ли антропологи опасным племенем?» . Сланец . Проверено 23 февраля 2015 г.
  10. ^ Кинг, Барбара Дж. (28 февраля 2013 г.). «Войны Наполеона Шаньона снова вспыхивают в антропологии: 13.7: Космос и культура: NPR» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 1 июня 2016 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Д'Антонио 2000 .
  12. ^ «Жесткий антрополог | Житель Нью-Йорка» . Житель Нью-Йорка . 2 октября 2000 г. Проверено 1 июня 2016 г.
  13. ^ Шаньон и Бугос 1979 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Салинс 2013 .
  15. Хорган, Джон (27 сентября 2019 г.). «Мои сожаления о противоречивом антропологе Наполеоне Шаньоне (RIP)». Научный американец . Проверено 11 июля 2020 г.
  16. ^ «Похоронное бюро Шаньон | Онэуэй, Мичиган» . m.chagnonfh.com . Проверено 28 сентября 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ Уилсон, Джеймс (1 декабря 2000 г.). «ДИКОЕ ГОСУДАРСТВО» . Эколог . 30 (9): 50.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Документы оперативной группы Эльдорадо» (PDF) . Американская антропологическая ассоциация. 18 мая 2002 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2015 г. . Проверено 24 февраля 2015 г.
  19. ^ «Заявление ректора Мичиганского университета Нэнси Кантор о книге «Тьма в Эльдорадо» » . Архивировано из оригинала 18 апреля 2009 года . Проверено 28 января 2008 г.
  20. ^ «ААА отменяет принятие отчета об Эльдорадо» . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года.
  21. ^ Дрегер 2011 .
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Борофски, Р. (2005). Яномами: Ожесточенная полемика и чему мы можем из нее научиться (Том 12). Университет Калифорнии Пресс.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Повинелли 2013 .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Салинс 2000 .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фергюсон, 1995 год .
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фергюсон 2001 .
  27. ^ Альберт 1989 .
  28. ^ Альберт 1990 .
  29. ^ Рамос, Арканзас (1987). Размышления о яномами: этнографические образы и погоня за экзотикой. Культурная антропология, 2 (3), 284–304.
  30. ^ Ньюджент, С. (2003). Яномами. Этика антропологии: дебаты и дилеммы, 77.
  31. ^ Шаньон 2013 , с. 338.
  32. ^ Голден, Серена (25 февраля 2013 г.). «Протестная отставка» . Внутри высшего образования . Проверено 20 февраля 2015 г.
  33. ^ Уэйд, Николас (25 февраля 2013 г.). «Разногласия по поводу племенных исследований ученого» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 февраля 2015 г.
  34. ^ Лизот Дж. и Дарт С. (1994). О войне: ответ Н. А. Шаньону. Американский этнолог, 21 (4), 845–862.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шаньон 2013 .
  36. ^ Фассен, Дидье (1 декабря 2008 г.). «По ту сторону добра и зла? : Ставя под сомнение антропологический дискомфорт в вопросах морали» (PDF) . Антропологическая теория . 8 (4): 337. дои : 10.1177/1463499608096642 . S2CID   145417693 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2019 года . Проверено 29 июля 2019 г.
  37. ^ Тирни, Патрик (1 октября 2000 г.). «Свирепый антрополог» . Житель Нью-Йорка . Предварительные публикации . Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 года . Проверено 29 июля 2019 г.
  38. ^ Борофски, Роберт; Альберт, Брюс (31 января 2005 г.). «Кто главные герои спора?» (PDF) . Яномами: ожесточенный спор и чему мы можем из него научиться . Том. 12. Издательство Калифорнийского университета. п. 11. ISBN  978-0520244047 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 марта 2016 г. Проверено 29 июля 2019 г.
  39. ^ Саксон, Вольфганг (11 октября 1994 г.). «Тимоти Аш, 62 года, профессор, снимавший удаленные общества» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 февраля 2015 г.
  40. ^ Льюис 2004 .

Библиография

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86e6a338e680b5e2a7a419a710bec9df__1714136820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/df/86e6a338e680b5e2a7a419a710bec9df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Napoleon Chagnon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)