Наполеон Шаньон
Наполеон Шаньон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Наполеон Альфонсо Шаньон 27 августа 1938 г. [1] Порт-Остин, Мичиган , США |
Умер | 21 сентября 2019 г. Траверс-Сити, Мичиган , США | ( 81 год
Альма-матер | Мичиганский университет (бакалавр, магистр, доктор философии) |
Известный | Репродуктивная теория насилия, этнография Яномамо |
Научная карьера | |
Учреждения | |
Диссертация | Война Яномамо, социальные организации и брачные союзы (1966) |
Докторантура | Лесли Уайт |
Наполеон Альфонсо Шаньон (27 августа 1938 — 21 сентября 2019) — американский культурный антрополог , профессор социокультурной антропологии в Университете Миссури в Колумбии и член Национальной академии наук . [2] Шаньон был известен своей длительной этнографической полевой работой среди яномамо , общества коренных племен амазонок , в которой он использовал эволюционный подход для понимания социального поведения с точки зрения генетического родства. Его работа была сосредоточена на анализе насилия среди племенных народов, и, используя социально-биологический анализ, он выдвинул аргумент, что насилие среди яномами подпитывается эволюционным процессом, в котором успешные воины рожают больше потомства. Его этнография «Яномамо: свирепые люди» 1967 года стала бестселлером и часто используется на вводных курсах антропологии.
Поклонники описывали его как пионера научной антропологии. Шаньон был назван «самым противоречивым антропологом» в Соединенных Штатах в статье журнала «Нью-Йорк Таймс», предшествовавшей публикации последней книги Шаньона « Благородные дикари: моя жизнь среди двух опасных племен — яномамо и антропологов» , мемуаров . [3]
Молодость образование и
Шаньон родился в Порт-Остине, штат Мичиган , и был вторым из двенадцати детей. [3] [4] Поступив в Мичиганский горно-технологический колледж в 1957 году, после первого года обучения он перевелся в Мичиганский университет и получил там степень бакалавра в 1961 году, степень магистра в 1963 году и степень доктора философии. в 1966 году под опекой Лесли Уайта . [5] [4] В диссертации Шаньона, основанной на семнадцатимесячном полевом исследовании, начатом в 1964 году, изучалась взаимосвязь между родством и социальной организацией деревень Яномамо. [6] [4]
Карьера [ править ]
Шаньон был наиболее известен своей многолетней этнографической полевой работой среди яномамо , коренных жителей Амазонии , живущих в приграничной зоне между Венесуэлой и Бразилией. [7] Работая в основном в верховьях Сиапа и рек Мавака в Венесуэле, он проводил полевые исследования с середины 1960-х до второй половины 1990-х годов. По словам Шаньона, когда он прибыл, он понял, что теории, которым его учили во время обучения, имели недостатки, поскольку, вопреки тому, что они предсказывали, набеги и сражения, часто из-за женщин, были повсеместными. За привычку постоянно задавать им вопросы Шаньон получил прозвище Яномамо «надоедливая пчела». Основным направлением его исследований был сбор генеалогий жителей деревень, которые он посетил, и на основе них он анализировал закономерности родства, модели брака, сотрудничества и истории расселения. Степень родства рассматривалась Шаньоном как важная для формирования союзов в социальных взаимодействиях, включая конфликты.
Многие считают, что на методы анализа Шаньона повлияла социобиология . [3] [4] По описанию Шаньона, общество яномамо порождало жестокость, потому что такое поведение способствовало репродуктивному успеху мужчин. Генеалогии показали, что у мужчин, которые убивали, было больше жен и детей, чем у мужчин, которые не убивали. [3] На уровне деревень воинственное население увеличивалось за счет своих соседей. Утверждение Шаньона о связи между репродуктивным успехом и насилием ставит под сомнение социокультурную точку зрения, согласно которой культуры создаются на основе человеческого опыта. Непрекращающийся спор по поводу работы Шаньона был описан как микрокосм конфликта между биологической и социокультурной антропологией. [3] [8] [9]
Шаньона Этнография « Яномамо: свирепые люди » была опубликована в 1968 году и выдержала несколько изданий, было продано около миллиона экземпляров. [3] Его обычно используют в качестве текста на вводных курсах антропологии университетского уровня, что делает его одним из самых продаваемых антропологических текстов всех времен. [10] [11] [12] Шаньон был также пионером в области визуальной антропологии . Он сотрудничал с этнографическим кинорежиссером Тимом Ашем и снял серию из более чем двадцати этнографических фильмов, документирующих жизнь яномамо. Этнографический фильм «Бой с топором» , показывающий борьбу между двумя группами яномами и анализирующий ее с точки зрения родственных сетей, считается классикой этнографического кинопроизводства. [13]
В 2012 году он был избран членом Национальной академии наук . [2] Маршалл Салинс , который был главным критиком Шаньона, ушел из академии, сославшись на введение Шаньона в должность одной из причин, по которым он ушел. [14]
21 сентября 2019 года Шаньон умерла в возрасте 81 года. [15] [16]
Споры [ править ]
Тьма в Эльдорадо [ править ]
В 2000 году Патрик Тирни в своей книге «Тьма в Эльдорадо » обвинил Шаньона и его коллегу Джеймса В. Нила в неэтичном поведении, таком как, среди прочего, манипулирование данными, а также в усугублении эпидемии кори среди народа яномамо. [17] [18]
Большинство обвинений, выдвинутых в «Тьме в Эльдорадо», были публично отвергнуты проректором Мичиганского в университета ноябре 2000 года. [19] Например, все интервью, на которых основана книга, были взяты членами салезианцев Дона Боско , конгрегации католической церкви , которую Шаньон критиковал и возмущал. [11]
В феврале 2001 года Американская антропологическая ассоциация созвала рабочую группу для расследования некоторых утверждений, высказанных в книге Тирни. В их отчете, опубликованном ААА в мае 2002 года, утверждалось, что Шаньон представлял яномамо вредными способами и в некоторых случаях не смог получить надлежащего согласия как со стороны правительства, так и со стороны групп, которые он изучал. Однако Рабочая группа заявила, что утверждение о том, что Шаньон и Ниль положили начало эпидемии кори, не получило поддержки. [18] Однако в июне 2005 года ААА проголосовала двумя голосами против одного за отмену принятия отчета за 2002 год. [20]
Элис Дрегер , историк медицины и науки, после годичного исследования пришла к выводу, что утверждения Тирни были ложными, а Американская антропологическая ассоциация была замешана и безответственна в распространении этой лжи и не защищала «ученых от необоснованных и сенсационных обвинений». [21]
Этот спор освещен в книге «Яномами: ожесточённая полемика и чему мы можем научиться из неё» антрополога Роберта Борофски в 2005 году . [22]
его Антропологическая работ критика
Работа Шаньона с яномамо подверглась широкой критике со стороны других антропологов. [3] [23] [24] Антропологи раскритиковали оба аспекта его исследовательских методов, а также теоретический подход, а также интерпретации и выводы, которые он сделал на основе своих данных. Наиболее спорным было его утверждение о том, что общество яномамо отличается особой жестокостью, а также его утверждение о том, что эта особенность их культуры основана на биологических различиях, являющихся результатом естественного отбора. [3]
Антрополог Брайан Фергюсон утверждал, что культура яномамо не отличается особым насилием и что насилие, которое действительно существует, во многом является результатом социально-политической реконфигурации их общества под влиянием колонизации. [25] [26] Брюс Альберт отверг статистическую основу для своих утверждений о том, что более жестокие мужчины яномамо рожают больше детей. [27] [28] Другие подвергли сомнению этику, присущую изображению этнической группы как жестоких дикарей, указав, что изображение Яномамо Шаньоном как таковое противоречит традиционной этике антропологии, заключающейся в попытках сочувственно описывать иностранные общества, и утверждали, что его изображения привели к усилению враждебности и расизма по отношению к этническим группам. Яномамо поселенцами и колонистами этого района. [29] [30] [3] Эмили Икин возразила, что Альберт «не может продемонстрировать прямую связь между трудами Шаньона и политикой правительства в отношении Индии» и что идея о том, что ученые должны скрывать нелестную информацию о своих предметах, вызывает беспокойство и поддерживает идею о том, что ненасилие является необходимым условием для защиты яномамо. [3]
Антрополог Маршалл Салинс , один из аспирантов Шаньона, [31] раскритиковал методы Шаньона, указав, что Шаньон признал, что вел поведение, неприятное его информаторам, не участвуя в обязательствах по разделению еды. [14] [24] Сахлинс утверждал, что торговля Шаньоном стального оружия ради образцов крови и генеалогической информации представляла собой «подстрекательство участников», которое поощряло экономическую конкуренцию и насилие. [24] Наконец, Сахлинс утверждал, что публикации Шаньона, в которых утверждается, что жестокие мужчины яномамо наделены репродуктивными преимуществами, делают ложные предположения при назначении убийц и опускают другие переменные, объясняющие репродуктивный успех. [24] В 2013 году Сахлинс ушел из Национальной академии наук, отчасти в знак протеста против избрания Шаньона в эту организацию. [14] [32] [33] Другие исследователи яномамо, такие как Брайан Фергюсон, утверждали, что Шаньон сам способствовал эскалации насилия среди яномамо, предлагая мачете , топоры и дробовики избранным группам, чтобы добиться их сотрудничества. [25] [26] [23] [34] [22] [3] Шаньон сказал, что вместо этого местные салезианские священники снабжали яномамо оружием, которое затем использовало его, чтобы убивать друг друга. [3]
В своей автобиографии Шаньон заявил, что большая часть критики его работ была основана на постмодернистской и антинаучной идеологии, возникшей в рамках антропологии, в которой тщательное изучение изолированных племен во многих случаях заменялось явной политической пропагандой, отрицавшей менее приятные аспекты культуры яномамо. , такие как война, домашнее насилие и детоубийство. Шаньон заявил, что большая часть его работ подорвала идею «благородного дикаря» – романтизированного стереотипа коренных народов, живущих в синхронизации с природой и не испорченных современной цивилизацией. [35] Шаньон также заявил, что его взгляды на социобиологию и родственный отбор были неверно истолкованы и поняты, в том числе из-за отказа от научных и биологических объяснений культуры в антропологии. [35]
В результате разногласий и предполагаемых неэтичных действий с яномами, [36] Шаньону официально запретили изучать яномами и возвращаться в их страну в Венесуэле. [37] [38]
Письменные работы [ править ]
Книги [ править ]
- Шаньон, Наполеон А. (1968), Яномамо: Свирепые люди .
- Шаньон, Наполеон А. (1974), Изучение Яномамо , Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон .
- Шаньон, Наполеон А. (1992), Яномамо – Последние дни Эдема .
- Шаньон, Наполеон А.; Кронк, Ли; Айронс, Уильям (2002), Адаптация и человеческое поведение: антропологическая перспектива .
- Шаньон, Наполеон А. (2013). Благородные дикари: Моя жизнь среди двух опасных племен – яномамо и антропологов . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0684855110 .
Главы книги [ править ]
- Шаньон, Наполеон А. (1986), «Социальная организация и агрессия яномамо», Фрид, М. (ред.), Война; Антропология вооруженных конфликтов и агрессии , Нью-Йорк: Гарден-Сити.
- Шаньон, Наполеон А. (1995), «Хронические проблемы в понимании племенного насилия и войн», в Willey & Chichester (редактор), Генетика преступного и антисоциального поведения , Симпозиум Фонда Ciba.
- Шаньон, Наполеон А. (1972), «Племенная социальная организация и генетическая микродифференциация», Харрисон, А.; Бойс, А. (ред.), Структура человеческой популяции , Оксфорд.
- Шаньон, Наполеон А. (1973), «Повседневная жизнь яномамо», в Ромни, А.К.; Девор, П.Л. (ред.), Вы и другие , Кембридж
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шаньон, Наполеон А. (1973), «Социальная организация и война яномамо», в книге Фрида, М. (ред.), Исследования в области антропологии , Нью-Йорк: Кроуэлл.
- Шаньон, Наполеон А. (1973), «Культура-экология сменного (новаторского) земледелия среди индейцев яномамо», в Гроссе, доктор наук (редактор), Международный конгресс антропологических и этнологических наук , Нью-Йорк: Гарден-Сити
- Шаньон, Наполеон А. (1977), «Яномамо - свирепые люди», в Гулде, Р. (редактор), « Множество путей человека» , Нью-Йорк: Harper & Row
- Шаньон, Наполеон А. (1977), «Война Яномамо», в Коппенхавере, Д. (редактор), Полный круг антропологии , Нью-Йорк: Прагер
- Шаньон, Наполеон А. (1979), «Равен ли репродуктивный успех в эгалитарных обществах?», в Шаньоне, Н.; Айронс, В. (ред.), Эволюционная биология и социальное поведение человека , North Scituate: Даксбери.
- Шаньон, Наполеон А. (1979), «Соревнование партнеров, предпочтение близких родственников и раскол деревень среди индейцев яномамо», в Шаньоне, Северная Каролина; Айронс, В. (ред.), Эволюционная биология и социальное поведение человека , North Scituate: Даксбери.
- Шаньон, Наполеон А. (1982), «Антропология и природа вещей», в Вигеле, Т. (редактор), Биология и социальные науки , Boulder: Westview
- Шаньон, Наполеон А. (1982), «Социодемографические атрибуты кумовства в племенных популяциях: человек-нарушитель правил», в KSCS Group (ред.), Текущие проблемы социобиологии , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета
- Шаньон, Наполеон А.; Айерс, М.; Нил, СП; Вейткамп, Л.; Гершовиц, Х. (1975), «Влияние культурных факторов на демографию и характер потока генов от макиритаре к индейцам яномама», в Халсе, Ф.С. (ред.), Человек и природа: исследования эволюции человеческий вид , Нью-Йорк: Random House
- Шаньон, Наполеон А.; Бугос, П.Е. (1979), «Родственный отбор и конфликт: анализ боя с топором Яномамо», в Шаньоне, Наполеон А.; Айронс, В. (ред.), Эволюционная биология и социальное поведение человека , North Scituate: Duxbury Press.
- Шаньон, Наполеон А.; Флинн, М.В.; Мелансон, Т.Ф. (1979), «Вариации соотношения полов среди индейцев яномамо», в Шаньоне, Наполеон; Айронс, В. (ред.), Эволюционная биология и социальное поведение человека , North Scituate: Duxbury Press.
Журнальные статьи [ править ]
- Шаньон, Наполеон А. (1967a), «Яномамо – свирепые люди», Natural History , vol. LXXVII, стр. 22–31.
- Шаньон, Наполеон А. (1967b), «Социальная организация и война яномамо», Natural History , vol. LXXVI, стр. 44–48.
- Шаньон, Наполеон А. (1968a), «Культура-экология сменного (новаторского) земледелия среди индейцев яномамо», Международный конгресс антропологических и этнологических наук , том. 3, стр. 249–255.
- Шаньон, Наполеон А. (1968b), «Пир», Natural History , vol. LXXVII, стр. 34–41.
- Шаньон, Наполеон А. (1970), «Экологические и адаптивные аспекты калифорнийских денег-ракушек», Годовой отчет Археологической службы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , том. 12, стр. 1–25.
- Шаньон, Наполеон А. (1973), «Культура-экология сменного (новаторского) земледелия среди индейцев яномамо», в Гроссе, доктор наук (редактор), Международный конгресс антропологических и этнологических наук , Нью-Йорк: Гарден-Сити
- Шаньон, Наполеон А. (1975), «Генеалогия, солидарность и родство: пределы размера локальной группы и закономерности разделения в растущем населении», Ежегодник физической антропологии , том. 19, стр. 95–110.
- Шаньон, Наполеон А. (1976), «Яномамо, истинные люди», журнал National Geographic , том. 150, стр. 210–223.
- Шаньон, Наполеон А. (1980), «Модели горной местности Новой Гвинеи в низинах Южной Америки», Рабочие документы по южноамериканским индейцам , том. 2, стр. 111–130.
- Шаньон, Наполеон А. (1981), «Полевые исследования среди яномамо», Современная антропология , стр. 11–24.
- Шаньон, Наполеон А. (1988), «Истории жизни, кровная месть и война в племенном населении», Science , vol. 239, нет. 4843, с. 985–992, Bibcode : 1988sci ... 239..985c , Citeseerx 10.1.1.217.1160 , doi : 10.1126/science.239.4843.985 , PMID 17815700 , S2CID 14297757 .
- Шаньон, Наполеон А. (1989), «Выживание яномамо», Science , vol. 244, нет. 4900, с. 11, Bibcode : 1989Sci...244...11C , doi : 10.1126/science.244.4900.11 , PMID 17818827
- Шаньон, Наполеон А. (1990), «О насилии Яномамо: ответ Альберту», Current Anthropology , vol. 31, стр. 49–53, номер документа : 10.1086/203802 , S2CID 144894980.
- Шаньон, Наполеон А.; Эйрес, М.; Нил, СП; Вейткамп, Л.; Гершовиц, Х. (1970), «Влияние культурных факторов на демографию и характер потока генов от макиритаре к индейцам яномама» (PDF) , Американский журнал физической антропологии , том. 32, нет. 3, стр. 339–349, doi : 10.1002/ajpa.1330320304 , hdl : 2027.42/37501 , PMID 5419372
- Шаньон, Наполеон А.; Хамес, Р.Б. (1979), «Дефицит белка и племенная война в Амазонии: новые данные», Science , vol. 203, нет. 4383, стр. 910–913, Бибкод : 1979Sci...203..910C , doi : 10.1126/science.570302 , PMID 570302
- Шаньон, Наполеон А.; Ле Кен, П.; Кук, Дж. М. (1971), «Галлюциногены Яномамо: антропологические, ботанические и химические данные», Current Anthropology , vol. 12, стр. 72–74, номер документа : 10.1086/201170 , S2CID 144661874.
- Шаньон, Наполеон А.; Марголис, Л.; Гаспарини, Дж.; Хамес, Р.Б. (1982–83), «Родство, демография, модели родительских инвестиций и социальное использование архитектурного пространства среди Шаматари-Яномамо из Амазонии TF: предварительный отчет», Boletin Indigenista Венесуэльский (на испанском языке), vol. 21, ВЗ , с. 171–225
Фильм [ править ]
Шаньон работал с этнографическим кинорежиссером Тимом Ашем над созданием не менее сорока фильмов о культуре яномамо. [39] включая «Пир» (1969), «Волшебную смерть» (1973) и «Бой с топором» (1975). Эти фильмы, особенно «Бой с топором» , широко используются в учебных программах по антропологии и визуальной культуре и считаются одними из самых важных этнографических фильмов, когда-либо созданных. [40]
См. также [ править ]
- Визуальная антропология
- «Ловушка» (телевизионный документальный сериал) ; Шаньон участвует в Ловушка ». документальном фильме BBC «
Ссылки [ править ]
Примечания
- ^ Шавит 1992 , с. 61.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Наполеон Шаньон» . Проверено 27 января 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Икин 2013 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Габриэльсен 2014 .
- ^ МакГи и Уормс 2007 , с. 247.
- ^ Шаньон 1966 .
- ^ Сильва 1988 .
- ^ Шаньон, Наполеон (19 августа 2014 г.). «Наполеон Шаньон: Кровь — их аргумент» . Эдж (Интервью). Беседовал Стивен Пинкер; Ричард Рэнгэм; Дэниел С. Деннетт; Дэвид Хейг . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Ладен, Грег (2 мая 2013 г.). «Являются ли антропологи опасным племенем?» . Сланец . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Кинг, Барбара Дж. (28 февраля 2013 г.). «Войны Наполеона Шаньона снова вспыхивают в антропологии: 13.7: Космос и культура: NPR» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 1 июня 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Д'Антонио 2000 .
- ^ «Жесткий антрополог | Житель Нью-Йорка» . Житель Нью-Йорка . 2 октября 2000 г. Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Шаньон и Бугос 1979 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Салинс 2013 .
- ↑ Хорган, Джон (27 сентября 2019 г.). «Мои сожаления о противоречивом антропологе Наполеоне Шаньоне (RIP)». Научный американец . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Похоронное бюро Шаньон | Онэуэй, Мичиган» . m.chagnonfh.com . Проверено 28 сентября 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Уилсон, Джеймс (1 декабря 2000 г.). «ДИКОЕ ГОСУДАРСТВО» . Эколог . 30 (9): 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Документы оперативной группы Эльдорадо» (PDF) . Американская антропологическая ассоциация. 18 мая 2002 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2015 г. . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Заявление ректора Мичиганского университета Нэнси Кантор о книге «Тьма в Эльдорадо» » . Архивировано из оригинала 18 апреля 2009 года . Проверено 28 января 2008 г.
- ^ «ААА отменяет принятие отчета об Эльдорадо» . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года.
- ^ Дрегер 2011 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Борофски, Р. (2005). Яномами: Ожесточенная полемика и чему мы можем из нее научиться (Том 12). Университет Калифорнии Пресс.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Повинелли 2013 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Салинс 2000 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фергюсон, 1995 год .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фергюсон 2001 .
- ^ Альберт 1989 .
- ^ Альберт 1990 .
- ^ Рамос, Арканзас (1987). Размышления о яномами: этнографические образы и погоня за экзотикой. Культурная антропология, 2 (3), 284–304.
- ^ Ньюджент, С. (2003). Яномами. Этика антропологии: дебаты и дилеммы, 77.
- ^ Шаньон 2013 , с. 338.
- ^ Голден, Серена (25 февраля 2013 г.). «Протестная отставка» . Внутри высшего образования . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Уэйд, Николас (25 февраля 2013 г.). «Разногласия по поводу племенных исследований ученого» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Лизот Дж. и Дарт С. (1994). О войне: ответ Н. А. Шаньону. Американский этнолог, 21 (4), 845–862.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шаньон 2013 .
- ^ Фассен, Дидье (1 декабря 2008 г.). «По ту сторону добра и зла? : Ставя под сомнение антропологический дискомфорт в вопросах морали» (PDF) . Антропологическая теория . 8 (4): 337. дои : 10.1177/1463499608096642 . S2CID 145417693 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2019 года . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Тирни, Патрик (1 октября 2000 г.). «Свирепый антрополог» . Житель Нью-Йорка . Предварительные публикации . Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 года . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Борофски, Роберт; Альберт, Брюс (31 января 2005 г.). «Кто главные герои спора?» (PDF) . Яномами: ожесточенный спор и чему мы можем из него научиться . Том. 12. Издательство Калифорнийского университета. п. 11. ISBN 978-0520244047 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 марта 2016 г. Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Саксон, Вольфганг (11 октября 1994 г.). «Тимоти Аш, 62 года, профессор, снимавший удаленные общества» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Льюис 2004 .
Библиография
- Альберт, Брюс (1989). «Яномами «Насилие»: инклюзивный фитнес или репрезентация этнографа?». Современная антропология . 30 (5): 637–640. дои : 10.1086/203793 . S2CID 54187233 .
- Альберт, Брюс (1990). «О войне яномами: ответ». Современная антропология . 31 (5): 558–563. дои : 10.1086/203901 . S2CID 143900820 .
- Шаньон, Наполеон (1966). Война Яномамо, социальные организации и брачные союзы (доктор философии). Анн-Арбор: Мичиганский университет. ОСЛК 12160324 .
- Д'Антонио, Майкл (30 января 2000 г.). «Война открытий Наполеона Шаньона» . Журнал Лос-Анджелес Таймс . Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Архивировано из оригинала 8 февраля 2002 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- Дрегер, Алиса (2011). « тьмы Нашествие » на Американскую антропологическую ассоциацию . Человеческая природа . 22 (3): 225–246. дои : 10.1007/s12110-011-9103-y . ПМК 3178026 . ПМИД 21966181 .
- Икин, Эмили (13 февраля 2013 г.). «Как Наполеон Шаньон стал нашим самым противоречивым антропологом» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- Фергюсон, Р. Брайан (1995). Война Яномами . Санта-Фе, Нью-Мексико: ЮАР. ISBN 978-0933452381 .
- Фергюсон, РБ (2001). «Материалистические, культурные и биологические теории о том, почему яномами развязывают войну». Антропологическая теория . 1 (1): 99–116. дои : 10.1177/14634990122228647 . S2CID 14061870 .
- Габриэльсен, Пол (2014). «Профиль Наполеона А. Шаньона» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 111 (47): 16636–16638. Бибкод : 2014PNAS..11116636G . дои : 10.1073/pnas.1419269111 . ПМК 4250134 . ПМИД 25349397 .
- Льюис, ЭД (2004). «Введение: Тимоти Аш в Америке и Австралии». Тимоти Аш и этнографический фильм . Рутледж. ISBN 978-1134336883 .
- МакГи, Р. Джон; Уормс, Ричард Л. (2007). Антропологическая теория: Вводная история (4-е изд.). МакГроу-Хилл. ISBN 978-0073405223 .
- Повинелли, Элизабет (15 февраля 2013 г.). «Племенная война: «Благородные дикари» Наполеона А. Шаньона» (Рецензия на книгу) . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 марта 2013 года.
- Сахлинс, Маршалл (10 декабря 2000 г.). «Лихорадка джунглей» . Вашингтон Пост . п. Х01. Архивировано из оригинала 28 февраля 2013 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- Салинс, М. (2013). «Национальная академия наук: прощай все это». Антропология сегодня . 29 (2): 1–2. дои : 10.1111/1467-8322.12013 .
- Шавит, Дэвид (1992). Соединенные Штаты в Латинской Америке: Исторический словарь . Гринвуд. ISBN 978-0313275951 .
- Сильва, Стейси (20 января 1988 г.). «Знакомство с жестокими людьми» (PDF) . Ежедневный Нексус . Архивировано (PDF) из оригинала 31 октября 2013 года . Проверено 9 июня 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]
Цитаты, связанные с Наполеоном Шаньоном, в Wikiquote
- Брокманн, Джон . «Edge Special Event с участием Наполеона Шаньона» , Edge.org , 6 июня 2013 г.
- Гроссман, Эндрю. «Ватерлоо Наполеона Шаньона» , The Dartmouth Review , 30 октября 2000 г.
- Уоллес, Скотт . «Наполеон в изгнании» , журнал National Geographic Adventure , апрель 2002 г.
- Наполеон Шаньон на IMDb