Гу Чжун
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эта статья является частью серии, посвященной |
Либерализм в Китае |
---|
Гу Чжун ( кит . 顾准 ; 1915–1974) был китайским интеллектуалом, экономистом и пионером постмарксистского китайского либерализма . Став жертвой « антиправых » чисток, он провел свою дальнейшую жизнь в тюрьмах и центрах перевоспитания. [ нужна ссылка ]
Обнаружение и публикация тюремных дневников и теоретических работ Гу вызвали сенсацию в интеллектуальных кругах, когда они были опубликованы в середине 1990-х годов. Проведя свою жизнь в качестве высококвалифицированного экономиста с марксистскими убеждениями и героической карьеры революционера, его падение с благодати и жестокое наказание привели его к подлинному и глубоко личному обращению к ценностям либеральной демократии. Отрезанный от основного направления западной мысли 20-го века, он в каком-то смысле «заново изобрел колесо» либеральной теории. [ нужна ссылка ] Хотя некоторые критики назвали его идеи «смехотворными, если их перевести на английский язык», [ ВОЗ? ] с китайской либеральной точки зрения он представляет собой редкий случай подлинного изобретения либерализма, относительно свободного от подозрительного иностранного влияния. [ нужна ссылка ]
В юности Гу был экспертом по бухгалтерскому учету, присоединился к подпольной Коммунистической партии Шанхая в конце 1930-х годов, а позже был назначен на руководящие должности в налоговой администрации Шанхая после освобождения. Однако за дачу откровенных и нежелательных советов руководящему составу он в 1952 году был обвинен в контрреволюционных тенденциях, понижен в должности и приговорен к «переплавке».
В каждом из последующих циклов чисток, вдохновленных левыми, на Гу вновь навешивался ярлык «правого», а наказания возобновлялись. Реабилитированный в течение короткого периода политического расслабления в начале 1960-х годов, он был спасен от статуса изгоя экономистом Сунь Ефаном , с которым он был связан в шанхайском подпольном движении. Сунь организовал для Гу исследовательскую должность в Институте экономики отделения философии и социальных наук ( Сюэбу , 学部) Китайской академии наук (CAS). Сюэбу должна была составить ядро Китайской академии социальных наук (CASS), когда она отделилась от CAS в 1977 году. Многие высокопоставленные деятели CASS, такие как экономист У Цзинлянь , в этот период находились под формирующим влиянием Гу Чжуня.
Культурная революция снова поглотила людей правого происхождения. Гу снова подвергся жестокому карательному обращению, потеряв связь с женой и детьми. Его основной контакт с внешним миром был с его братом Чэнь Минчжи ( 陈敏之 ) (1920–?).
Современные интеллектуальные историки, такие как Чжу Сюэцинь, приветствовали творчество Гу Чжуня как главный источник современного китайского либерализма . Ли Шэньчжи , вице-президент CASS и известный либеральный активист, писал о Гу Чжуне как о человеке, который «поджег себя, чтобы просветить других». Критики, выступающие за КПК, называют это преувеличением, указывая на пределы интеллектуального диапазона Гу. [ ВОЗ? ]
Основная экономическая мысль
[ редактировать ](Большинство его работ были написаны в 1973 и 1974 годах.)
- Он ставил вопросы, на которые не решались задаваться его современники, и пытался дать приблизительные ответы. В этом процессе он постепенно отошел от идеализма, все еще действующего в коммунистической доктрине, и заново открыл англо-американский эмпиризм и присущую ему свободу.
- В то время, когда преобладали догмы централизованного планирования, он был среди мировых пионеров идеи, что социализм должен включать в себя рыночную экономику. Утверждая, что социализм нацелен на «хорошую рыночную экономику» в отличие от «плохой», существующей в капиталистических системах, он подчеркивал ценности верховенства закона и конституционализма.
- В 1965 году Гу Чжунь был вынужден работать в Синьяне провинции Хэнань. Во времена Мао в этом регионе от голода умерло около 200 000 человек. Были даже случаи каннибализма. Потрясенный увиденным, Гу начал задаваться вопросом, как коммунистический идеализм может быть доктринальным источником таких ужасов и как можно избежать такой трагедии в будущем. Он написал:
«… сегодня люди превращают идеализм в догмы во имя революции, поэтому я полностью обращаюсь к эмпиризму, плюрализму и демократии».
- В своей статье «О коммерческом производстве и теории стоимости при социализме» (1957) он настаивал на том, что основой производственных решений должен быть рынок, а не центральный план. Нельзя ожидать, что планирование охватит все, будет детально вмешиваться в процессы производства и передачи, не говоря уже о том, чтобы оно выполнялось с полной точностью. В то время, когда Карлу Марксу и Мао Цзэдуну приписывали квазибожественную мудрость, а их изречения считались непогрешимыми, неоспоримыми и неизменными, новая модель планирования Гу Чжуня была не чем иным, как ересью. В то время, если бы сообщалось, что обычный человек высказал такие идеи, его бы посадили в тюрьму или даже казнили. Однако именно эти взгляды просветили более поздних ключевых экономистов, таких как Сунь Юван и У Цзинлянь, и сформировали ядро реформ после Мао.
Почему капитализм возник в Великобритании?
[ редактировать ]- Британия унаследовала технологии, накопленные начиная с эпохи Возрождения, накопленный опыт управления, развитое в 16 веке судоходство, торговлю и выгодные последствия колонизации.
- было основано Соединенное Королевство, основная политика которого заключалась в защите расширения коммерческих интересов.
- Соединенное Королевство значительно расширилось за счет колонизации. Однако целью было не создание империи римского типа, подобной Наполеону, а установление колониального порядка в греческом стиле , который был бы относительно независим от метрополии.
- Бизнес принял форму компаний-монополистов (Ост-Индская компания, Компания Южно-Китайского моря и др.), состоящих преимущественно из предприимчивых аристократов. В середине XIX века Милль в своих работах подчеркивал, что государству нецелесообразно напрямую управлять бизнесом. Фактически это были стандартные взгляды британского правительства с 17 века.
- (В Китае ситуация была прямо противоположной: монополии на соль и железо существовали от династии Хань до династии Цин. Традиционно все эти предприятия контролировались и управлялись центральным правительством).
- Эффекты различных подходов к войне. Наполеоновская война, выигранная Англией и проигранная Францией, была примером Гу Чжуня. Франция, чье историческое наследие во многом было похоже на британское, приняла стандартную династическую политику. Практически все без исключения это привело к подавлению развития. С другой стороны, в Британии войны привели к накоплению богатства, что в конечном итоге привело к промышленной революции.
Империализм («высшая ступень капитализма», по Ленину) не пошел по пути, предсказанному Лениным, так же как капитализм не развивался по предсказаниям Карла Маркса.
Маркс предсказал неизбежную гибель капитализма на том основании, что:
- Ядро капитализма ⇒ умножение капитала ⇒ высокая прибыль ⇒ снижение заработной платы ⇒ недостаточное потребление ⇒ порождает панику;
- Более того, когда органический состав капитала увеличивается, соизмеримая производительность прибавочной стоимости для все более снижающейся нормы прибыли на капитал. Таким образом, маржинальная прибыль на капитал стремится к нулю: капитализм не может существовать в долгосрочной перспективе и в конце концов умрет;
- С точки зрения социальной структуры капитал имеет тенденцию быть централизованным. По мере того как все больше и больше капиталистов будут обделены, противоречия между капиталом и частной собственностью будут возрастать. Социализм в конце концов потребует лишь небольшого усилия.
- Эти предсказания были опровергнуты реалиями начала 20 века, что заставило Ленина предложить модифицированную теорию. К сожалению, это тоже не подтвердилось. Великая депрессия, последовавшая за экономическим кризисом 1929 года (третий «международный» общий кризис 1930-х годов), способствовала новому открытию Маркса. Прошло 40 лет (т.е. ко времени написания Гу Чжуном), но повторения Великой Депрессии не произошло и маловероятно, что оно когда-либо произойдет. Почему?
Причина огромной жизнеспособности капитализма, помимо новых технологий, продуктов и материалов; и крупные компании, правительства и профсоюзы; и в дополнение к своей плюралистической философии, академической свободе и демократической политике, она не ограничивала, а пыталась развивать критику. Капитализм может быть грудой зла, но этот факт постоянно разоблачается и ему уделяется постоянное внимание. Таким образом, можно добиться больших или малых улучшений. Следовательно, капитализму было позволено продолжать существовать; «…Я вижу, что капитализм не может быть уничтожен посредством насильственной революции, поскольку его улучшение посредством критики…»
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Иньхан куайцзи [Банковский бухгалтерский учет] Шанхай: Коммерческая пресса, 1930. «Банковский бухгалтерский учет»
- Chuji shangye buji jiaokeshu [Начальный учебник по коммерческой бухгалтерии] «Начальный учебник по коммерческой бухгалтерии»
- Буджи чуцзе [Элементарная бухгалтерия] «Элементарная бухгалтерия»
- Гуфэнь юсянь гунси куайцзи [Бухгалтерский учет в обществе с ограниченной ответственностью] «Бухгалтерский учет акционерного общества»
- Чжунхуа иньхан куайцзи чжиду [Учетные системы китайских банков]"Учетные системы китайских банков"
- Суодэ шуй юаньли ю шиу [принципы и практика подоходного налога] ( принципы и практика подоходного налога )
- Чжунхуа чжэнфу куайцзи чжиду [Системы бухгалтерского учета правительства Китая] ( 中华государственная система бухгалтерского учета )
- Чэнь Минчжи, Во ю Гужун [Гу Чжун и я], Шанхай: Шанхай Вэньи чубанше, 2003 ( 陈民之: «Гу Чжун и я») Шанхай: Шанхайское издательство литературы и искусства ).
- Ло Иньшэн, Гу Чжунь хуачжуань [Иллюстрированная биография Гу Чжуня], Пекин Туаньцзе чубанше 2005 (Ло Иньшэн, «Гу Чжунь Хуачжуань», Пекин: Издательство Туаньцзе ).
- Гу Чжун цюаньцзи [Полное собрание сочинений Гу Чжуня], Гуйян: Guizhou People 's Press, 1994 .
- Гу Чжун риджи [Дневник Гу Чжуня], Пекин Цзинцзи рибао чубанше, 1997 ( 《Дневник Гу Чжуня》, Пекин: Economic Daily Press, 1997 )
- « О коммерческом производстве и теории стоимости при социализме» ( «Экономические исследования» , 1957, № 3).
- « Некоторые теоретические проблемы бухгалтерского учета при социализме » [Несколько теоретических проблем бухгалтерского учета при социализме] (1978)
- « От идеализма к эмпиризму » [От идеализма к эмпиризму] (1974)
- 《希腊城邦制度》 «Конституция города-государства Греции» (написана в 1974 году? Опубликована Chinese Social Science Press в 1982 году)
- Перевод: Йозеф Шумпетер, Капитализм, социализм и демократия (коммерческая пресса, 1979 г.)