Демократические движения Китая
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на китайском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |
Демократические движения Китая | |
---|---|
Часть политики в Китае , протесты и инакомыслие в Китае | |
Дата | Ноябрь 1978 | – настоящее время (45 лет, 8 месяцев, 2 недели и 1 день)
Расположение | |
Вызвано | Различные, в том числе:
|
Статус | Непрерывный |
Движения в современном |
Китайская политическая мысль |
---|
![]() |
Демократические движения Китая — это серия организованных политических движений внутри и за пределами Китая , направленных против различных недовольств, включая возражения против социалистического бюрократизма и возражения против продолжения однопартийного правления ( самой Коммунистической партии Китая КПК). Движение «Стена демократии» , продолжавшееся с ноября 1978 года по весну 1981 года, обычно считается началом современного китайского демократического движения. Помимо движения «Стена демократии», события протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году являются одними из ярких примеров китайских демократических движений.
История
[ редактировать ]Началом демократических движений Китая обычно считается движение «Стена демократии» с ноября 1978 года по весну 1981 года. [1] Движение «Стена демократии» сформулировало ключевой вопрос как ликвидацию бюрократизма и бюрократического класса. [1] бывшие красногвардейцы как из повстанческих, так и из консервативных фракций. Ядро движения составляли [1] Участники «Стены демократии» согласились, что «демократия» была средством разрешения конфликта между бюрократическим классом и народом, а характер предлагаемых демократических институтов был основным источником разногласий. [1] Большинство участников движения предпочитали рассматривать движение как часть борьбы между правильными и неправильными представлениями о марксизме . [1] Многие участники отстаивали классические марксистские взгляды, черпавшие из Парижской Коммуны . вдохновение [1] В движение «Стена демократии» также входили немарксисты и антимарксисты, хотя эти участники составляли меньшинство. [1] Требования «демократии» звучали часто, но без согласованного смысла. [2] Участники движения по-разному связывали концепцию демократии с социализмом, коммунизмом, либеральной демократией, капитализмом и христианством. [2] Они использовали широкий спектр интеллектуальных ресурсов, «начиная от классических марксистских и социалистических традиций до философов Просвещения, [социалистических] экспериментов в Югославии и западной либеральной демократии». [2]
Важные документы Движения «Стена демократии» включают пятой модернизации» « Манифест Вэй Цзиншэна , который был приговорен к пятнадцати годам тюремного заключения за авторство этого документа. В нем Вэй утверждал, что политическая либерализация и расширение прав и возможностей трудящихся масс необходимы для модернизации, что КПК контролируется реакционерами и что люди должны бороться за свержение реакционеров посредством долгой и, возможно, кровавой борьбы. [ нужна ссылка ]
На протяжении 1980-х годов популярность этих идей среди китайцев с высшим образованием росла. В ответ на растущую коррупцию , экономические потрясения и ощущение того, что реформы в Советском Союзе и Восточной Европе оставили Китай позади, в 1989 году вспыхнули протесты на площади Тяньаньмэнь . Эти протесты были жестоко подавлены правительственными войсками 4 июня 1989 года. ряд продемократических организаций был создан зарубежными китайскими студенческими активистами , и это движение пользовалось значительной симпатией среди жителей Запада, которые сформировали Сеть поддержки Китая (CSN). [ нужна ссылка ]
Ответ правительства
[ редактировать ]В идеологическом плане первой реакцией правительства на демократическое движение была попытка сосредоточиться на личном поведении отдельных диссидентов и доказать, что они были инструментами иностранных держав. В середине 1990-х годов правительство начало использовать более эффективные аргументы, на которые оказали влияние китайский неоконсерватизм и западные авторы, такие как Эдмунд Берк . Основным аргументом было то, что главным приоритетом Китая является экономический рост , а экономический рост требует политической стабильности. Демократическое движение было ошибочным, поскольку оно способствовало радикализму и революции , которые ставили под угрозу завоевания Китая. В отличие от аргумента Вэя о том, что демократия необходима для экономического роста , правительство утверждало, что экономический рост должен предшествовать политической либерализации, что сравнимо с тем, что произошло в « Четырех азиатских тиграх» . [ нужна ссылка ]
Что касается политического инакомыслия , порожденного движением, правительство придерживается трехстороннего подхода. широко известные на Западе диссиденты, такие как Вэй Цзиншэн , Фан Личжи и Ван Дань Сначала депортируются . Хотя китайское уголовное законодательство не содержит каких-либо положений о высылке граждан, эти депортации проводятся путем сурового тюремного заключения диссидента с последующим условно-досрочным освобождением по медицинским показаниям . Во-вторых, выявляются и приговариваются к суровым тюремным заключениям менее известные лидеры диссидентского движения. Как правило, правительство преследует относительно небольшое число организаторов, которые играют решающую роль в координации движения и которым затем предъявляются обвинения в создании угрозы государственной безопасности или раскрытии официальной тайны. В-третьих, правительство пытается удовлетворить недовольство возможных сторонников движения. Это сделано для того, чтобы изолировать руководство движения и предотвратить объединение разрозненных протестов в общий организованный протест, который может поставить под угрозу власть КПК. [ нужна ссылка ]
Китайская социалистическая демократия
[ редактировать ]Лидеры КПК утверждают, что элементы демократии уже есть; они назвали термином «китайская социалистическая демократия» то, что они называют представительным правительством, основанным на широком участии. [3]
Академические интерпретации
[ редактировать ]Академик Линь Чун критикует фразу «демократическое движение», обычно используемую в научных дискуссиях и средствах массовой информации о Китае, отмечая, что этот термин часто используется исключительно для обозначения «требований и активности городской, образованной группы людей, стремящихся к либерализму, а не к демократические ценности». [4] Она отмечает, например, что политическая нестабильность в университетах в период с 1986 по 1989 год имела определенные горячие точки, варьирующиеся от гнева по поводу «слишком мягкой» позиции правительства в китайско-японских отношениях до плохого управления благосостоянием студентов. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Палтемаа, Лаури (24 октября 2007 г.). «Движение стены демократии, марксистский ревизионизм и вариации социалистической демократии». Журнал современного Китая . 16 (53): 601–625. дои : 10.1080/10670560701562325 . ISSN 1067-0564 . S2CID 143933209 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ву, Ичин (2014). Культурная революция на задворках: китайский социализм в кризисе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 213–215. ISBN 978-0-674-41985-8 . OCLC 881183403 .
- ^ «Интервью с послом Лю Сяомином на канале Nile TV International» . Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики . 11 января 2012 г. Архивировано из оригинала 11 января 2012 г. Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линь, Чун (2006). Трансформация китайского социализма . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 208. ИСБН 978-0-8223-3785-0 . OCLC 63178961 .