Особые экономические зоны Китая
Оправдывая открытость и серию экономических реформ, которые последовали в Китае , Дэн Сяопин ссылался на Карла Маркса и его теории, которые предсказывали, что странам необходимо пройти урбанизацию и стадию капитализма для естественного социалистического перехода. Одной из самых известных реформ под руководством Дэна было создание четырех «особых экономических зон» вдоль юго-восточного побережья Китая: Шэньчжэнь , Шаньтоу и Чжухай расположены в провинции Гуандун , а Сямэнь — в провинции Фуцзянь . Все четыре вышеупомянутые специальные экономические зоны были созданы в период с 1980 по 1981 год. По состоянию на 2024 год было создано еще 3 специальные экономические зоны. В 1988 году Хайнань стал пятой «СЭЗ». В 1990 году район Пудун в Шанхае стал шестой «СЭЗ». В 2009 году район Биньхай в Тяньцзине стал седьмой «СЭЗ». Особым экономическим зонам ( СЭЗ ) в материковом Китае предоставляет более свободную рыночную экономическую политику и гибкие правительственные меры правительство Китая по сравнению с плановой экономикой . в другом месте.
Это позволяет СЭЗ использовать экономическое управление, которое более привлекательно для иностранного и отечественного бизнеса. В СЭЗ «...внешняя и внутренняя торговля и инвестиции осуществляются без разрешения центрального правительства Китая в Пекине» с « налоговыми и бизнес-стимулами для привлечения иностранных инвестиций и технологий». [1] Первоначально торговля контролировалась централизованным правительством Китая. Однако в этих особых зонах реализуется рыночная капиталистическая политика для привлечения иностранных инвестиций в Китай. В 1986 году Китай добавил еще 14 городов в список особых экономических зон.
История [ править ]
В конце 1970-х годов, особенно на 3-м пленарном заседании 11-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая в декабре 1978 года, китайское правительство инициировало политику реформ и открытости в качестве ответа на неспособность маоистской экономической политики привести к достижению результатов. экономический рост, который позволил бы Китаю быть конкурентоспособным не только с промышленно развитыми странами Запада, но и с растущими региональными державами: Японией, Кореей, Сингапуром, Тайванем и Гонконгом. [2]
Чиновники провинции Гуандун во главе с партийным секретарем провинции Си Чжунсюнем подхватили инициативу, начав с инвестиционного проекта в Секоу , подготовленного Юань Гэном от имени Гонконге базирующейся в компании China Merchants Steam Navigation Company . Этот проект, первоначально представлявший собой завод по разборке судов , был одобрен Ли Сяньнянем 31 января 1979 года. В апреле 1979 года Си Чжунсюнь и другие официальные лица провинции Гуандун представили в Пекине предложение предоставить более широкую гибкость прибрежным провинциям Гуандун и Фуцзянь для привлечения иностранных инвестиций. инвестиций , с дополнительными исключениями в четырех городах, а именно Шэньчжэне в районе дельты Жемчужной реки , Чжухае и Шаньтоу в Гуандуне и Сямыне. [3] : 158 (Сямэнь) в провинции Фуцзянь. Для них лидер китайской компании Paramount Дэн Сяопин придумал название «особые зоны». [4] [5] и охарактеризовал их как эксперименты по образцу коммунистических баз до 1949 года. [6] : 65 Предложение было одобрено 15 июля, а 26 августа 1979 года были официально созданы четыре специальные зоны. [7] В этих СЭЗ предприятия, ориентированные на экспорт, имели возможность быстро реагировать на спрос на зарубежных рынках. [8] : 50 Эти первые СЭЗ успешно привлекли иностранный капитал, в первую очередь из этнических китайцев на Тайване, в Гонконге и Юго-Восточной Азии. [9] : 90 Иностранные предприятия в этих областях, как правило, были заинтересованы в переносе производства в СЭЗ Китая из-за более низких затрат на рабочую силу, преференциальной экономической политики и общей тенденции к переводу более простого производства на офшоринг по мере роста глобализации. [9] : 90
Успехи в первых СЭЗ привели к созданию дополнительных СЭЗ в 14 прибрежных городах: [8] : 50 Далянь , Циньхуандао , Тяньцзинь , Яньтай , Циндао , Ляньюньган , Наньтун , Шанхай , Нинбо , Вэньчжоу , Фучжоу , Гуанчжоу , Чжаньцзян и Бэйхай . С 1988 года открытость материкового Китая внешнему миру распространилась на его приграничные районы, районы вдоль реки Янцзы и внутренние районы. Во-первых, государство решило превратить остров Хайнань в крупнейшую специальную экономическую зону материкового Китая (одобрено первой сессией седьмого ВСНП в 1988 году) и расширить остальные четыре специальные экономические зоны.
Вскоре после этого Госсовет расширил открытые прибрежные территории, расширив в открытый прибрежный пояс открытые экономические зоны дельты реки Янцзы , дельты Жемчужной реки , треугольника Сямэнь — Чжанчжоу — Цюаньчжоу на юге провинции Фуцзянь, полуострова Шаньдун , полуострова Ляодун ( в провинции Ляонин ), провинции Хэбэй и Гуанси автономном районе . В июне 1990 года китайское правительство открыло новый район Пудун в Шанхае для иностранных инвестиций, а также дополнительные города вдоль долины реки Янцзы, сделав новый район Пудун в Шанхае « головой дракона ». [10]
С 1992 года Госсовет открыл ряд приграничных городов и, кроме того, все столицы внутренних провинций и автономных округов. Кроме того, 15 зон свободной торговли , 32 зоны экономического и технологического развития государственного уровня, а также 53 зоны нового и высокотехнологичного в крупных и средних городах созданы промышленного развития. Поскольку эти открытые территории проводят различную преференциальную политику, они играют двойную роль «окна» в развитии экономики, ориентированной на иностранные рынки , генерируя иностранную валюту за счет экспорта продукции и импорта передовых технологий, а также «излучателей» в ускорении внутреннего экономического развития.
Большинство китайских СЭЗ расположены в бывших договорных портах и, следовательно, имеют символическое значение, демонстрируя «поворот судьбы» в отношениях Китая с иностранцами после столетия унижений . [8] : 51 Исследователь Цзунъюань Зои Лю пишет, что «успех этих городов в качестве «красных» договорных портов представляет собой еще один шаг в общем плане реформ и открытости Китая, одновременно узаконивая лидерство КПК над китайским государством и народом». [8] : 51
Пять СЭЗ, ориентированные в первую очередь на экспорт обработанных товаров, представляют собой зоны, ориентированные на внешнюю торговлю , которые интегрируют науку, промышленность и инновации с торговлей. Иностранные фирмы получают выгоду от преференциальной политики, такой как более низкие налоговые ставки , смягчение регулирования и специальные системы управления. В 1999 году объем производства новой и высокотехнологичной промышленности Шэньчжэня достиг 81,98 миллиарда юаней , что составляет 40,5% от общего объема промышленного производства города.
С момента своего основания в 1992 году новый район Шанхая Пудун добился прогресса как в поглощении иностранного капитала, так и в ускорении экономического развития долины реки Янцзы. Правительство распространило специальную преференциальную политику на новый район Пудун, которой в настоящее время не пользуются специальные экономические зоны. Например, в дополнение к преференциальной политике снижения или отмены таможенных пошлин и подоходного налога , общей для зон экономического и технологического развития, государство также разрешает зоне разрешать иностранным бизнесменам открывать финансовые учреждения и управлять третичными отраслями промышленности . Кроме того, государство разрешило Шанхаю создать фондовую биржу , расширить полномочия по проверке и утверждению инвестиций и разрешить банкам, финансируемым из-за рубежа, заниматься бизнесом в юанях . В 1999 году ВВП нового района Пудун составил 80 миллиардов юаней, а общий объём промышленного производства — 145 миллиардов юаней.
В мае 2010 года КНР объявила город Кашгар в Синьцзяне СЭЗ. Годовой темп роста Кашгара в 2009 году составил 17,4 процента, и с тех пор присвоение Кашгару статуса привело к увеличению цен на туризм и недвижимость в городе. Кашгар находится недалеко от границы Китая с независимыми государствами бывшей советской Центральной Азии , и СЭЗ стремится извлечь выгоду из международных торговых связей между Китаем и этими государствами. [11]
В 2015 году тогдашний судья округа Цзиньмэнь (КР) Чэнь Фу-хай вместе с некоммерческой тайваньской организацией, «имеющей тесные связи с КПК», [12] предложил провести референдум, на котором Цзиньмэнь станет специальной экономической зоной и получит свободу торговли и свободные инвестиции между ним и соседней СЭЗ Сямэнь на материке. План вызвал споры из-за того, что инвестиции КНР в Китайскую республику в остальном строго контролировались; его высоко оценили правительственный чиновник Сямыня и государственные СМИ КНР, но референдум не дал результатов. [ нужна ссылка ] получить одобрение правительства Тайваня до истечения срока полномочий Чена в 2018 году.
Список СЭЗ и открытых прибрежных городов [ править ]
В рамках своих экономических реформ и политики открытости миру в период с 1978 по 1984 год Китай создал специальные экономические зоны (СЭЗ) в Шаньтоу , Шэньчжэне и Чжухае в провинции Гуандун и Сямэнь в провинции Фуцзянь , а также определил всю островную провинцию Хайнань как особая экономическая зона. [13]
В 1984 году Китай открыл еще 14 прибрежных городов для иностранных инвестиций (перечислены с севера на юг): Далянь , Циньхуандао , Тяньцзинь , Яньтай , Циндао , Ляньюньган , Наньтун , Шанхай , Нинбо , Вэньчжоу , Фучжоу , Гуанчжоу , Чжаньцзян и Бэйхай . Эти прибрежные города были обозначены как «открытые прибрежные города» ( упрощенный китайский : 沿海开放城市 ; традиционный китайский : 沿海開放城市 ; пиньинь : yánhǎi kāifàng chéngshì ). [14] [15]
Затем, начиная с 1985 года, центральное правительство расширило прибрежную зону, создав следующие открытые экономические зоны (перечисленные с севера на юг): полуостров Ляодун , провинция Хэбэй (окружающая Пекин и Тяньцзинь ; см. Цзин-Цзинь-Цзи ), Полуостров Шаньдун , дельта реки Янцзы , Сямынь - Чжанчжоу - Цюаньчжоу треугольник в южной провинции Фуцзянь , дельта Жемчужной реки и Гуанси-Чжуанский автономный район .
В 1990 году китайское правительство решило открыть новый район Пудун в Шанхае для иностранных инвестиций, а также другие города в долине реки Ян Цзы.
С 1992 года Госсовет открыл ряд приграничных городов и все столицы внутренних провинций и автономных районов.
Кроме того, в крупных и средних городах созданы 15 зон свободной торговли, 32 зоны экономического и технологического развития государственного уровня, 53 зоны нового и высокотехнологичного промышленного развития. В результате в Китае сформировалась многоуровневая диверсифицированная схема открытия и интеграции прибрежных территорий с речными, приграничными и внутренними территориями. [16]
Тип | Город | Провинция |
---|---|---|
Особая экономическая зона – Область | – | Хайнань |
Особая экономическая зона – Город | Сямэнь | Фуцзянь |
Шаньтоу | Гуандун | |
Шэньчжэнь | ||
Чжухай | ||
Кашгар | Синьцзян | |
Открытый прибрежный город | Шанхай | |
Тяньцзинь | ||
Фучжоу | Фуцзянь | |
Гуанчжоу | Гуандун | |
Чжаньцзян | ||
Бэйхай | Гуанси | |
Циньхуандао | Хэбэй | |
Ляньюньган | Цзянсу | |
Наньтун | ||
Далянь | Ляонин | |
Циндао | Шаньдун | |
Яньтай | ||
Нинбо | Чжэцзян | |
Вэньчжоу |
Экономическая политика СЭЗ [ править ]
Экономическая политика СЭЗ включала освобождение от налогов, снижение таможенных пошлин, снижение цен на землю и повышение гибкости при заключении трудовых и финансовых контрактов. [17] : 37 СЭЗ также было разрешено разрабатывать собственное законодательство. [6] : 84 Особая экономическая зона Шэньчжэнь была наиболее активной СЭЗ для законодательных экспериментов в период 1979-1990 годов, и они сыграли значительную роль в формировании национального экономического законодательства по внешней торговле и инвестициям. [6] : 84
Шэньчжэня Экономическая трансформация
Из особых зон, пожалуй, самой успешной оказался Шэньчжэнь. Он превратился из деревень площадью 126 квадратных миль в деловой мегаполис. [18] Как видно из таблицы ниже, десять лет экономических реформ с 1980 по 1990 год увеличили население Шэньчжэня в шесть раз, ВВП примерно в шестьдесят раз, а валовой объем промышленного производства — в двести раз. До 1980 года ВВП Шэньчжэня составлял всего 0,2 процента от ВВП Гонконга. В 2018 году ВВП города достиг 2,42 триллиона юаней (372 миллиарда долларов США), обогнав Гонконг. [19] Успехи в Шэньчжэне побудили центральные власти Китая поручить провинциальным чиновникам учиться у Шэньчжэня. [20] : 114
Год | Население (тыс. человек) | ВВП (млн юаней) | Валовая промышленная продукция (млн юаней) |
---|---|---|---|
1980 | 332.9 | 270 | 99 |
1982 | 449.5 | 826 | 424 |
1985 | 881.5 | 3902 | 3119 |
1990 | 2019.4 | 17,167 | 20,912 |
Зарубежные СЭЗ [ править ]
С 1990 по 2018 год китайские предприятия создали одиннадцать СЭЗ в странах Африки к югу от Сахары и на Ближнем Востоке, включая Нигерию (две), Замбию, Джибути, Кению, Маврикий, Мавританию, Египет, Оман и Алжир. [21] : 177 Как правило, китайское правительство придерживается подхода невмешательства, оставляя китайским предприятиям работу по созданию таких зон (хотя оно предоставляет поддержку в виде грантов, кредитов и субсидий, включая поддержку через Китайско-Африканский фонд развития ). [21] : 177 Такие зоны подпадают под китайскую политику выхода и конкуренции на мировом уровне. [21] : 182 Форум по китайско-африканскому сотрудничеству активно продвигает эти СЭЗ. [21] : 177–182
В Юго-Восточной Азии как государственные , так и частные китайские компании активно развивают СЭЗ за рубежом в соответствии со стратегическими приоритетами китайского правительства. [22] : 55 Усилия в этих СЭЗ часто рассматриваются как часть инициативы «Пояс и путь» . [22] : 55 Китай участвует в создании СЭЗ Юго-Восточной Азии, которые включают промышленные парки, специальные зоны экспортной переработки, технологические парки и инновационные зоны. [22] : 55 С точки зрения правительства Китая, участие Китая в зарубежных СЭЗ помогает увеличить спрос на китайскую технику и оборудование и помогает реструктурировать внутреннюю китайскую производственно-сбытовую цепочку за счет перемещения низкопроизводительной производственной деятельности за границу. [22] : 55 Это также может помочь обойти торговые барьеры в периоды трений, таких как торговая война между США и Китаем, путем облегчения экспорта в Европу и Северную Америку. [22] : 55
Китайское правительство определило некоторые СЭЗ Юго-Восточной Азии в качестве приоритетных направлений для китайских инвестиций. [22] : 55 К числу таких выделенных зарубежных СЭЗ относятся: Kawasan Industri Terpadu Индонезия-Китай, Особая экономическая зона Сиануквиль в Камбодже, Таиландско-Китайский индустриальный парк Районг (RIP), Индустриальный парк Лунцзян во Вьетнаме, Зона развития Вьентьян-Сайсетта в Лаосе и Малайско-Китайский промышленный парк Куантан. . [22] : 55–56
Особая экономическая зона Сиануквиля началась с сосредоточения внимания на производстве потребительских товаров с целью перехода к производству машин, фотоэлектрических материалов и химикатов. [23] : 132–133 Китая Он получил поддержку Министерства торговли и Экспортно-импортного банка Китая . [23] : 132 По состоянию на март 2020 года в Особой экономической зоне Сиануквиля насчитывалось 174 завода, на которых работало более 30 000 человек. [23] : 133
RIP — крупнейший промышленный кластер Китая и экспортная зона производства в Таиланде. [22] : 56 По состоянию на конец 2018 года в состав RIP входило более 120 компаний, принадлежащих китайцам, в ней работало 35 000 человек (в основном граждане Таиланда), а валовой объем промышленного производства составлял 12 миллиардов долларов. [22] : 56
Первые китайские зарубежные СЭЗ облегчили вывод трудоемких и менее конкурентоспособных отраслей, например, текстильной промышленности. [21] : 177 Как резюмирует профессор Доун К. Мерфи, эти зоны теперь «направлены на передачу успехов Китая в области развития другим странам, расширение деловых возможностей для китайских производственных компаний, избежание торговых барьеров путем создания зон в странах с преференциальным торговым доступом к важным рынкам и создание позитивная бизнес-среда для китайских малых и средних предприятий, инвестирующих в эти регионы». [21] : 177 Зарубежные СЭЗ также способствуют поддержке Китая в международной системе и помогают отстаивать интересы развивающихся стран посредством сотрудничества Юг-Юг . [21] : 182 Они «помогают Китаю продемонстрировать, что он действует как ответственная великая держава в этих регионах». [21] : 182
и Эффективность наследие
Дэн охарактеризовал китайские СЭЗ как «социальные и экономические лаборатории, где можно наблюдать за иностранными технологиями и управленческими навыками», в том числе в области развития производственных технологий, рынка частной недвижимости и методов управления. [20] : 113
Многие ученые утверждают, что СЭЗ сыграли решающую роль в развитии Китая и успехе коммунизма, реализованного в Китае. С момента своего создания СЭЗ обеспечили 22% ВВП Китая, 45% общего объема прямых иностранных инвестиций в страну и 60% экспорта. По оценкам, СЭЗ создали более 30 миллионов рабочих мест, увеличили доходы участвующих фермеров на 30% и ускорили индустриализацию, модернизацию сельского хозяйства и урбанизацию. [24] Одной из основных теоретических основ СЭЗ является их способность развивать форму инноваций, которая уникально нисходящая (поддерживается правительством) и восходящая (характеризуется решением местных проблем), используя при этом ресурсы и исследования на каждом уровне. СЭЗ отражали желание КПК Дэн Сяопина быть экспериментальной, гибкой и локализованной при проведении коммунистических реформ.
Однако критики СЭЗ указывают на такие проблемы, как приоритетность краткосрочных выгод, охват ограниченного числа отраслей и отсутствие поддержки предпринимательства. Другие, такие как Гопалакришнан, отмечают, что «не учитываются неравенство в развитии, потеря пахотных земель, спекуляции недвижимостью и трудовое насилие», а также серьезные проблемы с прозрачностью бюрократии. [25]
Китай получил выгоду от СЭЗ благодаря иностранным предприятиям, привнесшим опыт, технологии и оборудование. [17] : 37 В свою очередь, частные фирмы получили выгоду от недорогой рабочей силы, благоприятной для бизнеса среды, надежной инфраструктуры и большого внутреннего рынка Китая. [17] : 37–38
СЭЗ стали местом назначения рабочих со всего южного и юго-западного Китая, особенно молодых женщин, которые могли зарабатывать значительно больше, работая на фабриках, чем в своих родных городах. [26] : 66
Исследование, проведенное в 2022 году в American Economic Journal, показало, что СЭЗ в Китае привели к увеличению инвестиций в человеческий капитал и улучшению результатов образования. [27]
См. также [ править ]
- Экономика Китая
- Мегаполисы в Китае
- Новые территории
- Особые административные районы Китая
- План возрождения северо-восточного региона
Примечания [ править ]
- ^ «Особая экономическая зона (ОЭЗ) – экономика Китая» . Британская энциклопедия .
- ^ Уорден, Роберт Л.; Савада, Андреа М.; Долан, Рональд Э. (1 июля 1987 г.). «Китай: страновое исследование» . Форт Бельвуар, Вирджиния. дои : 10.21236/ada205396 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Анг, Юэнь Юэнь (2016). Как Китай выбрался из ловушки бедности . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-1-5017-0020-0 . JSTOR 10.7591/j.ctt1zgwm1j .
- ^ Столтенберг, Клайд Д. (1984). «Особые экономические зоны Китая: их развитие и перспективы». Азиатский опрос . 24 (6): 637–654. дои : 10.2307/2644396 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2644396 .
- ^ Холмс, Фрэнк (21 апреля 2017 г.). «Новая особая экономическая зона Китая вызывает воспоминания о Шэньчжэне» . Форбс . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хайльманн, Себастьян (2018). Красный лебедь: как неортодоксальная политика способствовала подъему Китая . Издательство Китайского университета Гонконга . ISBN 978-962-996-827-4 .
- ^ Фогель, Эзра Ф. (2011). Дэн Сяопин и трансформация Китая . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета. п. 398.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лю, Цзунъюань Зоэ (2023). Суверенные фонды: как Коммунистическая партия Китая финансирует свои глобальные амбиции . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета . дои : 10.2307/jj.2915805 . ISBN 9780674271913 . JSTOR jj.2915805 . S2CID 259402050 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шебеня, Мартин (2023). «Китайское экономическое чудо». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . ISBN 978-1-03-239508-1 .
- ^ Чен, Явэй (06 октября 2020 г.). «Финансирование городской реконструкции: преобразование набережной Шанхая» . Политика землепользования . 112 : 105126. doi : 10.1016/j.landusepol.2020.105126 . ISSN 0264-8377 .
- ^ Фиш, Исаак Стоун (25 сентября 2010 г.). «Новый Шэньчжэнь» . Newsweek . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ Ли, Имоу; Хунг, Фейт (8 октября 2015 г.). «Китай превращает огневую мощь в мягкую силу, чтобы попытаться завоевать крошечный остров, удерживаемый Тайванем» . Рейтер . Архивировано из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ «Кратко о Китае — china.org.cn» . www.china.org.cn . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «Особая экономическая зона | Экономика Китая» . Британская энциклопедия . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Верде, Джакомо (26 октября 2020 г.). «Узнайте все об особых экономических зонах в Китае» . ПИИ Китай . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Стол, Журнал (01.11.2020). «Китай и история его особых экономических зон» . Глобальное деревенское пространство . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джин, Кейю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-1-9848-7828-1 .
- ^ Дин, Сюэцзе (2001). «Ежегодник Шэньчжэня 2001» .
- ^ «Почему технологический мегаполис Китая рискует стать ловушкой для высоких доходов» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 16 марта 2021 г. Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симпсон, Тим (2023). Ставки на Макао: капитализм казино и потребительская революция в Китае . Серия «Глобализация и сообщество». Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты . ISBN 978-1-5179-0031-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хан, Энзе (2024). Волновой эффект: комплексное присутствие Китая в Юго-Восточной Азии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-769659-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кертис, Саймон; Клаус, Ян (2024). Город «Один пояс, один путь»: геополитика, урбанизация и поиск Китаем нового международного порядка . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/jj.11589102 . ISBN 9780300266900 . JSTOR jj 11589102 .
- ^ «Особые экономические зоны Китая» (PDF) .
- ^ Гопалакришнан, Шанкар (2007). «Негативные аспекты особых экономических зон в Китае» . Экономический и политический еженедельник . 42 (17): 1492–1494. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4419511 .
- ^ Хаммонд, Кен (2023). Китайская революция и поиски социалистического будущего . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги 1804 г. ISBN 9781736850084 .
- ^ Лу, Фангвэнь; Сунь, Вайзенг; Ву, Цзяньфэн (2022). «Особые экономические зоны и инвестиции в человеческий капитал: 30 лет опыта Китая» . Американский экономический журнал: Экономическая политика . 15 (3): 35–64. дои : 10.1257/pol . ISSN 1945-7731 . S2CID 236623774 .
Ссылки [ править ]
- Чи Киан Леонг, 2007 г., «Повесть о двух странах: открытость и рост в Китае и Индии» [1]. Архивировано 19 июля 2011 г. на конференции Wayback Machine , Dynamics, Economic Growth and International Trade (DEGIT).
- Чи Киан Леонг, (готовится к печати), Особые экономические зоны и рост в Китае и Индии: эмпирическое исследование, [2] Международная экономика и экономическая политика.
Внешние ссылки [ править ]
- Чунг-Тонг Ву. Особые экономические зоны Китая: пять лет спустя – Азиатский журнал государственного управления
- Особые экономические зоны: уроки Китая Бхаскар Госвами
- Служба поддержки при въезде в зоны развития материкового Китая