Государственные предприятия Китая
![]() |
---|
![]() |
Государственное предприятие Китая ( китайский :国有企业) — это юридическое лицо, которое осуществляет коммерческую деятельность от имени правительства- владельца .
По состоянию на 2017 год [update]В Китае больше госпредприятий, чем в любой другой стране, и больше всего госпредприятий среди крупных национальных компаний. [1] [ нужна страница ] По состоянию на конец 2019 года государственные предприятия Китая представляли 4,5% мировой экономики. [2] а совокупные активы всех государственных предприятий Китая, включая те, которые работают в финансовом секторе, достигли 78,08 триллионов долларов США. [3]
На долю государственных предприятий пришлось более 60% рыночной капитализации Китая. в 2019 году [4] Китая По оценкам, они произвели около 23-28% ВВП в 2017 году и наняли от 5% до 16% рабочей силы . [5] Девяносто одно (91) из этих государственных предприятий принадлежит компаниям из списка Fortune Global 500 2020 года . [6]
Роль Коммунистической партии Китая (КПК) в госпредприятиях менялась в разные периоды, но возросла во время правления Си Цзиньпина , при этом с 2020 года КПК официально взяла на себя руководящую роль во всех госпредприятиях. [7] [8] Например, Лай Сяоминь , бывший президент государственной компании China Huarong Asset Management, объявил в 2015 году, что в ходе работы China Huarong Asset Management встроенный комитет КПК будет играть центральную роль, а члены партии будут играть образцовую роль. [9] Как Джин и др. написал в 2022 году, [10]
Главным принципом реформы госпредприятий является твердое внедрение партийного руководства и современной системы предприятий. Этот принцип создает систему политического управления на государственных предприятиях Китая — систему управления с доминированием партии, характеризующуюся партийным руководством, государственной собственностью, партийным управлением кадрами, участием партии в принятии корпоративных решений и внутрипартийным контролем.
Филиалы КПК внутри государственных предприятий Китая являются руководящими органами, которые принимают важные решения и насаждают свою идеологию . [11]
Роль [ править ]
Когда китайские госпредприятия были впервые созданы, они служили инструментами для достижения национальных целей и обеспечения социальной стабильности с помощью железной чаши для риса . [12] Финансовые показатели государственных предприятий не вызывали серьезного беспокойства до эпохи реформ в Китае. [13] За исключением небольшого числа национальных монополий, государственные предприятия конкурируют на рынке так же, как частные предприятия. [14] Государственная собственность не мешает государственным предприятиям стремиться к получению прибыли; скорее, они заинтересованы в получении прибыли для увеличения стоимости государственных активов. [15] : 7
Госпредприятия играют первостепенную роль в энергетическом секторе Китая . [16] Пять крупных государственных электрогенерирующих компаний: Datang , Guodian , Huadian , Huaneng и China Power Investment Corporation . [17] Его государственными сетевыми компаниями являются Государственная сетевая корпорация Китая (SGCC) и China Southern Power Grid Corporation . [18]
Большинство китайских университетов являются государственными предприятиями. [19]
Государственные предприятия Китая находятся в авангарде глобального строительства морских портов, и большинство новых портов, построенных ими, являются частью инициативы «Пояс и путь» . [20] Государственные банки являются важным источником финансирования строительства портов. [21]
Государственные предприятия, конкурирующие на рынке, в основном принадлежат правительствам провинций или субпровинций. [22] Значительная часть этих государственных предприятий представляет собой совместные предприятия с иностранными компаниями автомобильной промышленности . [22]
Помимо собственной деятельности, государственные предприятия инвестируют в частные предприятия. [23] С точки зрения этих частных предприятий, такая форма частичной государственной собственности полезна для получения финансирования от банков, особенно потому, что побуждает банки требовать меньше залога. [24] Иногда, инвестируя в частные предприятия, государственные предприятия приобретают достаточно акций для их национализации. [25] За период 2018–2020 годов таким образом были национализированы 109 публичных предприятий с совокупными активами более 100 миллиардов долларов. [25]
ГП помогают стабилизировать государственные финансы, в том числе позволяя правительству использовать активы в качестве залога для выпуска долговых обязательств или продажи акций для балансирования бюджетов. [26] По мнению академика Венди Лойтерт, государственные предприятия Китая «...вносят вклад в доходы центрального правительства и местных органов власти посредством дивидендов и налогов, поддерживают занятость в городах, поддерживают низкие цены на ключевые факторы производства, направляют капитал в целевые отрасли и технологии, поддерживают субнациональное перераспределение в пользу более бедных слоев населения». внутренние и западные провинции, а также помочь государству в реагировании на стихийные бедствия, финансовые кризисы и социальную нестабильность». [27]
История госпредприятий [ править ]
После победы КПК в гражданской войне в Китае одним из первых шагов партии была национализация предприятий, которые побежденные националисты . контролировали [28]
Во время кампании Третьего фронта по развитию тяжелой промышленности во внутренних регионах Китая почти 400 государственных предприятий были перебазированы из прибрежных городов в секретные объекты во внутренних районах Китая, где они были бы более защищены в случае иностранного вторжения. [29]
В 1984 году Государственный совет издал директиву о расширении автономии государственных предприятий. [30] ГП также было разрешено продавать излишки товаров на рынке после того, как они выполнили свои квоты. [30]
С целью стимулирования инноваций и эффективности к 1993 году более половины крупнейших государственных предприятий Китая создали центры технического развития. [16] В том же году КПК издала «Решение по вопросам, связанным с созданием социалистической системы рыночной экономики ». [31] На волне последующих реформ одной из целей было отделение управления госпредприятиями от правительства и предоставление избранной группе госпредприятий особых прав собственности и автономии. [31]
В соответствии со президента Цзян Цзэминя и премьер-министра Чжу Жунцзи стратегией , заключающейся в том, чтобы взять большое и отказаться от малого , в 1997 году произошла крупная реформа госпредприятий. [31] что представляло собой отход от ранее проводившихся поэтапных реформ. [32] Государству было предложено сохранить крупные госпредприятия и позволить более слабым «отпустить» их путем закрытия или консолидации. [33] Другие важные меры, которые были частью реформ 1997 года, включали выкуп акций руководством и сотрудниками, а также привлечение иностранных стратегических партнеров. [32]
Общая тенденция с 2000 года заключалась в том, что значение государственных предприятий увеличивалось в соответствии с более широким возрождением государственной деятельности на рынке. [34] Слияния государственных предприятий стали обычным явлением с 2000 года. [35] Начиная с 2003 года, при администрации Ху Цзиньтао , китайское правительство все активнее финансировало консолидацию госпредприятий, предоставляя огромные субсидии и отдавая предпочтение госпредприятиям с точки зрения регулирования. [36] Эти усилия помогли госпредприятиям вытеснить иностранных и отечественных конкурентов из частного сектора . [36]
В рамках китайской программы развития Великого Запада пять крупных государственных гидроэнергетических компаний Китая спланировали, подписали и построили большинство плотин на реке и ее притоках. [37]
Госпредприятия стали основными бенефициарами китайской программы стимулирования после глобального финансового кризиса 2008 года , который положил начало периоду ухода частного сектора и расширения государственного сектора. [38]
При Си Цзиньпине [ править ]
При Си Цзиньпине темпы слияний госпредприятий возросли. [35] Цели текущих слияний госпредприятий Китая включают в себя попытку создать более крупных и конкурентоспособных национальных лидеров с большей долей мирового рынка за счет снижения ценовой конкуренции между госпредприятиями за рубежом и усиления вертикальной интеграции. [35]
В целом, внимание Китая к госпредприятиям в эпоху Си Цзиньпина продемонстрировало приверженность использованию госпредприятий для достижения нерыночных целей и усиления контроля КПК над госпредприятиями. [39] при этом предпринимая некоторые ограниченные шаги по либерализации рынка, такие как увеличение смешанной (государственной и частной) формы собственности на госпредприятия. [40] Наряду с увеличением числа слияний продолжалось поощрение смешанной собственности и управления государственным капиталом; результаты были неоднозначными. [40] О переходе исключительно государственных предприятий в смешанную собственность было объявлено в 2013 году на 18-м созыве ЦК КПК и подтверждено 19-м съездом партии . [41]
В соответствии с директивой, принятой в августе 2015 года, в уставах государственных предприятий должно быть указано ведущую роль партийных организаций в их фирмах. [42] : 80 Директива 2015 года также повышает значимость партийных организаций внутри госпредприятий, требуя, чтобы секретарь партии и председатель правления были одним и тем же человеком. [42] : 80
По словам Си Цзиньпина, «нельзя изменить доминирующую роль государственной собственности, как и не может быть изменена ведущая роль государства-экономики». [36] В «Мысли Си Цзиньпина» подчеркивается историческое значение государственных предприятий: [36]
[Без] важного материального фундамента, который государственные предприятия заложили для развития Китая в течение длительного периода времени, без крупных инноваций и ключевых технологий, достигнутых государственными предприятиями, и без долгосрочных планов государственных предприятий. приверженность большому количеству социальных обязанностей, не будет экономической независимости и национальной безопасности Китая, не будет постоянного улучшения жизни людей и не будет социалистического Китая, стоящего на Востоке мира.
Идея Си Цзиньпина также подчеркивает роль госпредприятий как части доминирующего положения государственной собственности, необходимого для общего процветания . [43]
В 2019 году новое партийное правило потребовало, чтобы в уставе ГП содержалось требование, чтобы основные решения обсуждались партийным комитетом ГП, прежде чем они будут рассмотрены руководством или советом директоров. [42] : 80
В 2023 году несколько государственных предприятий, в том числе Шанхайская муниципальная инвестиционная группа , создали внутренние управления Народных вооруженных сил, которыми управляет Народно-освободительная армия . [44] [45] [46] Ожидается, что они «будут работать вместе с низовыми организациями для сбора разведданных и информации, устранения и/или устранения проблем безопасности на зарождающейся стадии», сообщает People's Liberation Army Daily . [45]
В 2024 году китайское правительство объявило, что управление госпредприятиями будет оцениваться на основе показателей фондового рынка. [47]
Государственный совет (центральное правительство) [ править ]
инвестиционная корпорация Китайская
SASAC Государственного совета [ править ]
По состоянию на 2022 год [update], SASAC контролирует 97 компаний с централизованным владением. [48] Это центральные государственные предприятия, которые охватывают отрасли, считающиеся наиболее значимыми для национальной экономики. [15] : 6 Компании, находящиеся под непосредственным контролем SASAC, были сокращены и консолидированы путем слияний в соответствии с планом реструктуризации государственных предприятий, при этом количество компаний SASAC сократилось с более чем 150 в 2008 году. [49]
Министерство финансов [ править ]
Министерство образования [ править ]
- Пекинский университет
- Группа основателей (70%)
- Группа ресурсов Пекинского университета (30% от группы основателей, 40% напрямую от Пекинского университета)
- Ресурсы Пекинского университета (холдинги) (65,96% в совокупности по группе основателей и группе ресурсов PKU)
- Основатель технологии
- Основатель холдинга
- Группа ресурсов Пекинского университета (30% от группы основателей, 40% напрямую от Пекинского университета)
- Программное обеспечение Jade Bird (48%)
- Beida Jade Bird Universal Sci-Tech (всего 24,05%)
- Sinobioway Group (40% миноритарного акционера)
- Группа основателей (70%)
Региональные правительства [ править ]
Правительства ниже национального уровня управляют портфелями государственных предприятий, которые работают как внутри страны, так и за рубежом. [48]
Провинция Аньхой [ править ]
Муниципалитет Пекина [ править ]
- Пекинское управление активами Guoxiang
- UBS Securities (33%)
- Пекинский государственный центр капитальных операций и управления
Муниципалитет Чунцина [ править ]
Провинция Ганьсу [ править ]
- Ганьсу САСАК
- Байинь Цветные металлы (36,16%)
Провинция Гуандун [ править ]
- Управление активами Guangdong Rising
- Инвестиционный холдинг Гуандун Hengjian (100%)
- Группа связи провинции Гуандун
- Инвестиционная группа по строительству железных дорог провинции Гуандун
- Гуандун Холдингс
- Гуандун Инвестиции (54,68%)
- Корпорация TCL (36%)
- Тонли Электроникс Холдингс Лимитед (48,70%)
Шэньчжэнь [ править ]
Город Чжухай [ править ]
- Гри Групп (100%)
- Gree Electric (продан в 2019 г.)
- Гре Недвижимость
Чжуанский автономный Гуанси район -
Провинция Гуйчжоу [ править ]
Провинция Хэбэй [ править ]
Провинция Хэйлунцзян [ править ]
- Специальная сталь Беймана (41,37%)
Провинция Хубэй [ править ]
Ухань [ править ]
- Группа Уханьских финансовых холдингов (100%)
- Основатель BEA Trust (67,51%) [51]
Провинция Ляонин [ править ]
Муниципалитет Шанхая [ править ]
- Шанхайский обмен данными
- Шанхайская группа Цзюши
- Шанхайская муниципальная инвестиционная группа
- Шанхайская международная портовая группа
Провинция Шаньдун [ править ]
Линьфэнь город [ править ]
Яньтай город [ править ]
По состоянию на 2019 год [update]
- Яньтай Гофэн (100%)
- Промышленная группа Ванхуа (39,497%)
- Ванхуа химическая группа (21,56%)
Провинция Шаньси [ править ]
- Угольнодобывающая группа Датун
- Группа по добыче антрацита Цзиньчэн
- Группа коксующегося угля Шаньси
- Группа газификации угля Тайюань (51%)
Муниципалитет Тяньцзинь [ править ]
автономный район Синьцзян - Уйгурский
- Синьцзянская группа инвестиционного развития (100%)
Провинция Чжэцзян [ править ]
Город Нинбо [ править ]
- Банк Нинбо (21,38%)
САР Гонконг [ править ]
- Гонконг Линк (100%)
- MTR Corporation (около 75% акций)
- Коулун-Кантонская железнодорожная корпорация (100%)
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Пикс и Хофман 2022 .
- ^ Вэй, Линлин (10 декабря 2020 г.). «Си Цзиньпин усиливает контроль над частным сектором. «У нас нет другого выбора, кроме как следовать за партией». " . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Архивировано из оригинала 21 августа 2022 г. Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Тян, Си Тек (17 октября 2020 г.). «Активы китайских государственных компаний растут, даже несмотря на то, что правительство настаивает на уменьшении долга» . Кайсинь . Архивировано из оригинала 7 января 2022 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Хисси, Ян (17 декабря 2019 г.). «Инвестирование в китайские государственные предприятия» . Insight.factset.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Чжан, Чуньлинь (15 июля 2019 г.). «Какой вклад государственные предприятия вносят в ВВП и занятость Китая?» (PDF) . Всемирный банк . Архивировано (PDF) из оригинала 13 августа 2023 года . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Тян, Ситек (18 августа 2020 г.). «Самый большой, но не самый сильный: место Китая в списке Fortune Global 500» . Центр стратегических и международных исследований . Архивировано из оригинала 7 октября 2020 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Дринхаузен, Катя; Легарда, Хелена (15 сентября 2022 г.). « Высвобождение «комплексной национальной безопасности»: как подход Си влияет на политику Китая внутри страны и за рубежом» . Институт китаеведения Меркатора. Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Ван, Оранжевый; Синь, Чжоу (8 января 2020 г.). «Китай закрепляет роль Коммунистической партии во главе своих государственных предприятий, и ей следует «исполнять волю партии» » . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 8 января 2020 года . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ «Секретарь и председатель парткома Китая Хуарун Лай Сяоминь отправился в отделение Гуандун для расследования и подчеркнул, что вся система должна обобщать, изучать и продвигать «Опыт провинции Гуандун», чтобы способствовать трансформации и развитию Китая Хуарун» . Архивировано из оригинала . 27 августа 2020 г. Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ Цзинь, Сянькунь; Сюй, Липин; Синь, Ю; Адхикари, Аджай (2022). «Политическое управление на государственных предприятиях Китая» . Китайский журнал бухгалтерских исследований . 15 (2): 100236. doi : 10.1016/j.cjar.2022.100236 . S2CID 248617625 .
- ^ Маркиз и Цяо 2022 , с. 14.
- ^ Джин 2023 , с. 84.
- ^ Джин 2023 , с. 84-85.
- ^ Ли 2024 , с. 117-118.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чен, Муян (2024). Восстание опоздавших: политические банки и глобализация финансирования развития Китая . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета . ISBN 9781501775857 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис 2023 , с. 24.
- ^ Льюис 2023 , с. 40.
- ^ Льюис 2023 , с. 41.
- ^ Льюис 2023 , с. 217.
- ^ Шахаб Уддин, Шанджида (2023). «Бангладеш и инициатива «Один пояс, один путь»: стратегическое обоснование». Китай и евразийские державы в многополярном мировом порядке 2.0: безопасность, дипломатия, экономика и киберпространство . Мгер Саакян. Нью-Йорк: Рутледж . п. 132. ИСБН 978-1-003-35258-7 . OCLC 1353290533 .
- ^ Шинн и Эйзенман, 2023 , с. 272.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли 2024 , с. 113.
- ^ Маркиз и Цяо 2022 , с. 217-218.
- ^ Маркиз и Цяо 2022 , с. 21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маркиз и Цяо 2022 , с. 218.
- ^ Ли 2024 , с. 116.
- ^ Пике и Хофман 2022 , с. 146.
- ^ Лю 2023a , с. 36.
- ^ Мейскенс 2020 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 2016 , с. 81.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Плотва 2022 , с. 215.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хайльманн 2018 , с. 96.
- ^ Плотва 2022 , с. 215-216.
- ^ Ху 2023 , стр. 129.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пике и Хофман, 2022 , с. 140.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Маркиз и Цяо 2022 , с. 217.
- ^ Харрелл 2023 , с. 220.
- ^ Маркиз и Цяо 2022 , с. 216.
- ^ Пике и Хофман 2022 , с. 138.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пике и Хофман, 2022 , с. 141.
- ^ Ли 2024 , с. 120.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Цанг, Стив ; Чунг, Оливия (2024). Политическая мысль Си Цзиньпина . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780197689363 .
- ^ Маркиз и Цяо 2022 , с. 223.
- ^ «Крупные китайские государственные предприятия создают вооруженные формирования, связанные с армией» . Радио Свободная Азия . 3 октября 2023 г. Архивировано из оригинала 06 октября 2023 г. Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лю, Натали (07 ноября 2023 г.). «Почему Китай выделяет ополченцев на государственных предприятиях?» . Голос Америки . Архивировано из оригинала 09.11.2023 . Проверено 9 ноября 2023 г.
По данным китайских СМИ, в этом году подразделения были созданы как минимум в 23 государственных предприятиях по всей стране, девять из них — в Ухане.
- ^ Он, Лаура (21 февраля 2024 г.). «Крупные компании Китая создают свои собственные добровольческие армии» . CNN . Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 г. Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Хардинг, Робин; Сандлунд, Уильям (17 апреля 2024 г.). «Китай реформирует свои нелюбимые государственные предприятия, чтобы вернуть инвесторов» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2024 г. Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пике и Хофман, 2022 , с. 137.
- ^ «Китай предоставляет госкомпаниям 8 миллиардов долларов на борьбу с замедлением экономики» . Рейтер . 28 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2020 г. Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ «Чжунго баоу «учан» сёугоу муган гангтие цзяньбин чунцзо тису» «Бесплатное» приобретение China Baowu компании Maanshan Iron & Steel, слияние и реорганизация ускоряются . 第一财经 (Ицай) (на китайском языке (Китай)). Шанхай. 3 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ «Ответ о корректировке структуры капитала Founder East Asia Trust Co., Ltd» (на китайском языке CBRC, 4 ноября 2016 г.). Архивировано из оригинала 9 января 2017 г. Проверено 9 января 2017 г.
Библиография [ править ]
- Анг, Юэнь Юэнь (2016). Как Китай выбрался из ловушки бедности . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-1-5017-0020-0 . JSTOR 10.7591/j.ctt1zgwm1j .
- Джин, Кейю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-1-9848-7828-1 .
- Льюис, Джоанна И. (2023). Сотрудничество ради климата: опыт международного партнерства в секторе чистой энергетики Китая . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 978-0-262-54482-5 . \
- Ли, Дэвид Даокуи (2024). Мировоззрение Китая: демистификация Китая для предотвращения глобального конфликта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0393292398 .
- Лю, Цзунъюань Зоэ (2023a). Суверенные фонды: как Коммунистическая партия Китая финансирует свои глобальные амбиции . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета . дои : 10.2307/jj.2915805 . ISBN 9780674271913 . JSTOR jj.2915805 . S2CID 259402050 .
- Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN 978-0-300-26883-6 . JSTOR j.ctv3006z6k . OCLC 1348572572 . S2CID 253067190 .
- Мейскенс, Ковелл Ф. (2020). Третий фронт Мао: милитаризация Китая времен холодной войны . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-78478-8 . OCLC 1145096137 .
- Пик, Фрэнк Н ; Хофман, Берт, ред. (2022). Фьючерсы КТК Новая эра социализма с китайской спецификой . Сингапур: Издательство Национального университета Сингапура . дои : 10.56159/eai.52060 . ISBN 978-981-18-5206-0 . OCLC 1354535847 .
- Харрелл, Стеван (2023). Экологическая история современного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 9780295751719 .
- Хайльманн, Себастьян (2018). Красный лебедь: как неортодоксальная политика способствовала подъему Китая . Издательство Китайского университета Гонконга . дои : 10.2307/j.ctv2n7q6b . ISBN 978-962-996-827-4 . JSTOR j.ctv2n7q6b . S2CID 158420253 .
- Ху, Ричард (2023). Переосмысление китайского города . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21101-7 .
- Роуч, Стивен С. (2022). Случайный конфликт: Америка, Китай и столкновение ложных повествований . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.12987/9780300269017 . ISBN 978-0-300-26901-7 . JSTOR j.ctv2z0vv2v . OCLC 1347023475 .
- Шинн, Дэвид Х .; Эйзенман, Джошуа (2023). Отношения Китая с Африкой: новая эра стратегического взаимодействия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21001-0 .