Jump to content

Чжу Жунцзи

Чжу Жунцзи
Чжу Жунцзи
Чжу в 2000 году
Премьер Китая
В офисе
17 марта 1998 г. - 16 марта 2003 г.
Президент Цзян Цзэминь
вице-премьер Ли Ланьцин
Цянь Цичень
У Банго
Вэнь Цзябао
Предшественник Ли Пэн
Преемник Вэнь Цзябао
Первый вице-премьер Китая
В офисе
29 марта 1993 г. - 17 марта 1998 г.
Премьер Ли Пэн
Предшественник Яо Илинь
Преемник Ли Ланьцин
Управляющий Народного банка Китая
В офисе
2 июля 1993 г. - 30 июня 1995 г.
Премьер Ли Пэн
Предшественник Ли Гуйсянь
Преемник Дай Сянлун
Секретарь Коммунистической партии Шанхая
В офисе
1 августа 1989 г. - 20 марта 1991 г.
Предшественник Цзян Цзэминь
Преемник У Банго
Мэр Шанхая
В офисе
25 апреля 1988 г. - 20 марта 1991 г.
Предшественник Цзян Цзэминь
Преемник Хуан Цзюй
Личные данные
Рожденный ( 1928-10-23 ) 23 октября 1928 г. (95 лет)
Чанша , Хунань , Китайская Республика
Политическая партия Коммунистическая партия Китая (1949–1958; 1978–)
Супруг
( м. 1956)
Дети Чжу Янлай (дочь)
Чжу Юнлай (сын)
Альма-матер Университет Цинхуа ( бакалавр )
Профессия Инженер-электрик
Китайское имя
Упрощенный китайский Чжу Жунцзи
Традиционный китайский Чжу Жунцзи

Чжу Жунцзи ( китайский : 朱镕基 ; IPA : [ʈʂú ɻʊ̌ŋ.tɕí] ; родился 23 октября 1928 года) - китайский политик на пенсии, который занимал пост премьер-министра Китая с 1998 по 2003 год и член Постоянного комитета Политбюро Китая Коммунистической партии ( КПК) с 1992 по 2002 год вместе с генеральным секретарем КПК Цзян Цзэминем .

Чжу родился в Чанше провинции Хунань. Он стал членом КПК в 1949 году, в том же году была основана Китайская Народная Республика . Он работал в Государственной плановой комиссии с 1952 по 1958 год и критиковал лидера КПК Мао Цзэдуна экономическую политику во время кампании «Сто цветов» в 1957 году, из-за чего его заклеймили как «правого» в последующей антиправой кампании , возглавив Чжу быть разжалованным и исключенным из КПК. После этого его отправили работать в удаленную кадровую школу. Он был помилован, хотя и не реабилитирован политически, в 1962 году, после голода, вызванного « Большим скачком» , и снова был назначен в Госплан. Он был снова подвергнут чистке во время Культурной революции , куда его отправили на перевоспитание в Кадровую школу Седьмого мая .

После смерти Мао в 1976 году и последующего прихода к власти Дэн Сяопина Чжу был политически реабилитирован и ему разрешили воссоединиться с КПК. Он работал в Министерстве нефти с 1976 по 1979 год, а в 1979 году поступил на работу в Государственную экономическую комиссию, преемницу Госплана; он занимал должность заместителя министра комиссии с 1983 по 1987 год. В 1988 году он стал мэром Шанхая, где проводил экономические реформы. Он работал с секретарем КПК Шанхая Цзян Цзэминем, которого он сменил на посту секретаря КПК Шанхая в 1989 году, когда Цзян был назначен генеральным секретарем КПК.

Чжу стал первым вице-премьером в 1993 году, работая под руководством премьер-министра Ли Пэна , где он проводил дальнейшие экономические реформы. В 1998 году его повысили до премьер-министра. В качестве первого вице-премьера и премьер-министра Чжу считался ведущей фигурой, стоящей за экономической политикой Китая . Чжу имел репутацию жесткого, но прагматичного администратора. Во время его правления экономика Китая демонстрировала двузначный рост. Чжу также был гораздо более популярен среди китайской общественности, чем его предшественник Ли Пэн. Однако оппоненты Чжу утверждают, что его жесткая и прагматичная политическая позиция была нереалистичной и ненужной, и многие из его обещаний остались невыполненными. Чжу вышел на пенсию в 2003 году и с тех пор не был публичным деятелем.

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Чжу Жунцзи родился в Чанше , провинция Хунань , 23 октября 1928 года. [1] [2] в семье интеллектуалов [3] и богатые землевладельцы. По семейной традиции, его род происходил от Чжу Юаньчжана , первого императора династии Мин . Его отец умер еще до его рождения, а мать умерла, когда ему было девять лет. Впоследствии Чжу воспитывал его дядя Чжу Сюэфан, который продолжал поддерживать образование Чжу. [4]

Чжу получил местное образование и после окончания средней школы поступил в престижный университет Цинхуа в Пекине . [3] В Цинхуа он стал студенческим лидером и принимал участие в мероприятиях, организованных Коммунистической партией. [5] Он получил степень в области электротехники и вступил в Коммунистическую партию Китая (КПК) в 1949 году, в том же году, когда Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику . [3]

Китайская Народная Республика

[ редактировать ]

Затем Чжу начал свою карьеру в качестве государственного служащего в Министерстве промышленности Северо-Восточного Китая , где он был назначен заместителем начальника управления планирования производства . В 1951 году он стал председателем Студенческого союза Цинхуа . С 1952 по 1958 год работал в Госплане , где был начальником группы, заместителем директора, заместителем начальника отдела. [6] В 1957 году во время кампании «Сто цветов » [4] он раскритиковал экономическую политику Мао, заявив, что она способствует «иррациональному высокому росту». его назвали «правым» Его комментарии привели к тому, что впоследствии в 1958 году во время антиправой кампании , за что он подвергся преследованиям, понижению в должности, [3] опозорен и исключен из Коммунистической партии в январе 1958 года. [7] В конце 1950-х годов его семья также подверглась репрессиям за дореволюционный статус богатых помещиков, а родовой особняк был разрушен. [4]

После преследования как правого Чжу отправили работать в удаленную кадровую школу. В 1962 году, после голода и промышленного коллапса, вызванного « большим скачком» , [8] Чжу был помилован (но не реабилитирован политически) и направлен на работу инженером в Народно-экономическое бюро Госплана. Во время Культурной революции Чжу снова подвергся чистке. С 1970 по 1975 год его отправили на «перевоспитание» в Кадровую школу «Седьмого мая» — специальную ферму для опальных государственных служащих и бывших членов партии. [6] Во время своего пятилетнего изгнания в сельской местности Чжу работал чернорабочим, разводил свиней и крупный рогатый скот, выносил человеческие отходы и сеял рис. [5]

Вскоре после смерти Мао в 1976 году Дэн Сяопин к власти пришел , который впоследствии инициировал политические реформы , ведущие к реабилитации жертв Культурной революции. [8] С 1976 по 1979 гг. он работал инженером в Министерстве нефтяной промышленности, а также занимал должность директора Промышленно-экономического бюро Китайской академии общественных наук . [7] В 1978 году он был официально реабилитирован и ему разрешили вновь вступить в КПК. [8] В конце 1970-х годов позиции Чжу были относительно скромными, но после того, как Дэн консолидировал свою власть в 1980-х годах и правительство стало более меритократическим, Чжу получил повышение на все более требовательные должности. У него было мало связей в армии, партии или бюрократии, и он смог подняться по служебной лестнице в правительстве в основном благодаря своим собственным навыкам. [8] В 1979 году его перевели в Государственную экономическую комиссию, преемницу Госплана, где он занимал должность вице-министра с 1983 по 1987 год. [3]

После политической реабилитации и возвращения на государственную службу Чжу возобновил связи со своей альма-матер, Университетом Цинхуа. В 1984 году он был назначен деканом-основателем Школы экономики и менеджмента Университета Цинхуа . Он занимал должность декана Цинхуа в течение 17 лет, на протяжении большей части своей последующей общественной карьеры. [9] По мере того, как он становился все более способным встречаться и устанавливать связи с иностранными учеными и мировыми лидерами, он смог способствовать тесным академическим отношениям между Цинхуа и Массачусетским технологическим институтом. Позже в своей карьере он приобрел репутацию наставника для подчиненных - привычка, которую наблюдатели интерпретировали как как результат его должности педагога в Цинхуа. [8]

Чжу (второй слева) возглавляет китайскую делегацию на Европейском форуме менеджмента в 1986 году.

Политическая карьера в Шанхае

[ редактировать ]

В 1988 году, после того как мэр Цзян Цзэминь партийным секретарем Шанхая, Чжу был назначен мэром Шанхая , стал который в то время был крупнейшим, наиболее промышленно развитым и богатейшим городом Китая. Во время пребывания Чжу на посту мэра Шанхая он курировал масштабные и быстрые улучшения в сфере телекоммуникаций, городского строительства и транспорта, особенно в Пудуне , большой и известной специальной экономической зоне . [3]

В начале своего пребывания на посту мэра Чжу он произнес речь «Пусть предприятия плавают сами по рынкам», в которой он призвал предприятия и людей «проходить через рынки», заявив, что «каждый может устанавливать связи через рынки». [10] : 45  Эта речь помогла ему завоевать репутацию сторонника экономической либерализации. [10] : 45 

Именно во время своего пребывания на посту мэра Шанхая он приобрел общественную репутацию решительного противника коррупции. [3] и талантливый экономический реформатор. [8] Его усилия по упрощению процесса одобрения правительством деловых сделок принесли ему прозвище «Чжу с одним ударом». Чтобы улучшить отношения с зарубежным бизнес-сообществом и получить совет извне, он сформировал консультативный комитет, состоящий из иностранных бизнесменов. Работая в Шанхае, он начал свои длительные рабочие отношения с последующим генеральным секретарем КПК Цзян Цзэминем (тогдашним секретарем партии Шанхая), которые продолжались на протяжении всей карьеры Чжу. [5]

Во время управления Шанхаем он также стал известен своим строгим соблюдением закона и партийной дисциплины, а также отказом оказывать внесудебные услуги своим близким. Однажды в 1988 году, когда некоторые члены семьи за ужином спросили его, может ли он обойти китайское законодательство о проживании ( хукоу ), чтобы позволить им переехать в Шанхай, он отказал им, ответив: «То, что я могу сделать, я уже сделал. То, что я могу сделать, я уже сделал. не могу сделать, я никогда не сделаю». [8]

В 1989 году, когда широкомасштабные протесты вспыхнули во многих городах Китая, крупные, хорошо организованные протесты прошли и в Шанхае. В отличие от жестокого подавления протестующих в Пекине, предпринятого правительством, Чжу смог мирно урегулировать местную ситуацию. В какой-то момент группа протестующих сошла с рельсов и сожгла поезд, за что несколько участников были арестованы и казнены, но в остальном человеческих жертв было немного, и Чжу смог сохранить значительную общественную симпатию на протяжении всего мероприятия. [3] На встрече с Дэвидом М. Лэмптоном в сентябре 1989 года Чжу объяснил свой успех в разрешении протестов в Шанхае подходом правительства в Пекине, заявив: «Всеми демонстрациями и беспорядками руководили люди в Пекине, поэтому, пока Пекин не решил проблему, Шанхай мог Нет, решение в Пекине позволило решить ситуацию в Шанхае мирным путем». [11] : 186 

После насильственного разрешения протестов на площади Тяньаньмэнь произошла непродолжительная борьба за контроль над китайским правительством внутри Коммунистической партии. Чжу был назначен секретарем Коммунистической партии Шанхая в 1989 году . Чжу помог Дэну восстановить свой престиж и авторитет, помогая Дэну в организации его южного турне в 1992 году . [12]

В 1990 году Чжу возглавил делегацию китайских мэров, которая встретилась с местными и национальными политическими и деловыми лидерами из Соединенных Штатов, пытаясь поддерживать и улучшать политические и деловые отношения. Это была первая высокопоставленная группа из Китая, посетившая Соединенные Штаты после подавления протестов 1989 года. [13] : 188  Среди официальных лиц, с которыми Чжу встретился во время визита, были Ричард Никсон , Генри Киссинджер , Боб Доул и Нэнси Пелоси . Во время визита Чжу выступил с речами без сценария на китайском и английском языках, и американские журналисты, политики и бизнес-лидеры хвалили его за откровенность, открытость, энергию и техническую подготовку. [14]

Хотя он продемонстрировал желание и способность провести масштабные, тщательные правовые и экономические реформы, а также политические реформы, направленные на то, чтобы сделать китайское правительство более эффективным и прозрачным, Чжу ясно дал понять, что он не поддерживает кардинальные политические изменения. На пресс-конференции во время своей поездки в США в 1990 году Чжу заявил: «У вас есть ваша система демократии, а у нас есть наша система демократии. Но это не значит, что у нас нет ничего общего». [13] : 188  На вопрос западных журналистов, был ли он китайским Горбачевым , он ответил: «Нет, я китайский Чжу Жунцзи». [11] : 186 

вице-премьерство

[ редактировать ]

В 1991 году, во многом благодаря своим успехам в управлении развитием Шанхая, [7] Чжу был назначен в центральное правительство в Пекине, где он сосредоточился на планировании и решении экономических проектов и проблем в качестве вице-премьера Государственного совета при премьер-министре Ли Пэне и директора производственного офиса Государственного совета. Он также занимал должность управляющего Народного банка Китая с 1993 по 1995 год. [10] : 45  Его первыми задачами после прибытия в Пекин были реструктуризация долгов государственных предприятий , а также упрощение и оптимизация процесса продажи фермерами своего зерна правительству. Чжу смог провести относительно далеко идущие реформы во многом благодаря широкой поддержке Дэн Сяопина, который отметил, что Чжу «имеет свои собственные взгляды, смеет принимать решения и знает экономику». [3] Сравнивая Чжу со своими коллегами при рассмотрении вопроса о его назначении, Дэн сказал: «Нынешнее руководство не разбирается в экономике... Чжу Жунцзи — единственный, кто разбирается в экономике». [15]

Когда в 1992 году произошла глобальная рецессия , Китай столкнулся с проблемой чрезмерных инвестиций в основной капитал, чрезмерной денежной массы и хаотичных финансовых рынков. [8] Уровень инфляции превысил 20%. [16] Будучи директором центрального банка, вице-премьером и главой Управления экономики и торговли Государственного совета, Чжу решал эти проблемы, ограничивая денежную массу, устраняя дублирующие низкотехнологичные промышленные проекты. [17] девальвация китайской валюты, снижение процентных ставок, реформирование налоговой системы, [8] и инвестирование государственного капитала в транспортный, сельскохозяйственный и энергетический секторы. [17] Он попытался реформировать государственный банковский сектор, введя более строгий надзор, чтобы препятствовать безрассудному кредитованию, введя «компании по управлению активами» для управления многими крупными, необслуживаемыми кредитами, которые накопили многие китайские банки, и приватизировав крупные банки, чтобы разоблачить их. к свободной рыночной конкуренции. [18] Под руководством Чжу китайская экономика смогла поддерживать стабильный рост и избежать резких колебаний цен. Способность Чжу стабилизировать экономику привела к тому, что он был включен в состав Постоянного комитета Политбюро КПК на 14-м съезде партии в 1992 году, после чего он сохранил и другие свои посты. [8] [17]

В июле 1993 года на первой Национальной конференции по финансам Чжу выступил с речью в качестве управляющего Народного банка Китая. [10] : 47  Чжу объяснил свою точку зрения на то, как должна быть структурирована финансовая система Китая, заявив, что государство «должно создать систему финансовых учреждений под надзором центрального банка, в основном состоящую из национальных политических банков и государственных коммерческих банков, но это включает в себя различные финансовые учреждения[.]" [10] : 47  Предложенные им институты включали экспортно-импортный банк, национальную систему межбанковского кредитования, рынок краткосрочных бумаг и механизм обменного курса юаня, основанный на рыночном курсе. [10] : 47  степени основаны на институтах, которые Чжу задумал в 1993 году Как пишет исследователь Цзунъюань Зоэ Лю: «Современная экономическая мощь и . финансовое влияние партии в значительной крупнейших в мире институциональных инвесторов, обладающих значительным влиянием на финансовые рынки и проецирующих власть партии за границу». [10] : 47 

Самым активным противником планов Чжу по реформированию китайской экономики был премьер Ли Пэн . Ли и Чжу столкнулись в первые два года после назначения Чжу заместителем председателя; но к тому времени, когда в 1993 году у него случился сердечный приступ, Ли потерял влияние в правительстве и больше не мог блокировать многие реформы Чжу. [19] То, что реформы Чжу быстро получили широкую поддержку в центральном правительстве, стало ясно в процессе утверждения Ли во время съезда партии в 1992 году: хотя назначение Ли уже было согласовано с высшим руководством Китая, Чжу получил относительно большое и необычное количество голосов протеста со стороны многих членов партии. Партийные делегаты. [20] На протяжении всего срока Чжу на посту вице-премьера и премьер-министра Ли удавалось блокировать Чжу от введения регулирования или государственного надзора за энергетическими компаниями Китая. [21] и они оставались частными монополиями, по существу управляемыми семьей Ли на протяжении всего срока полномочий Чжу. [22]

Чжу однажды использовал термин «патриотические организации» в своей речи в середине 1990-х годов, чтобы описать триады , ссылаясь на их историю как тайные общества, противостоящие иностранным захватчикам и играющие ключевую роль в истории Китая. Некоторые наблюдатели интерпретировали это как указание на культурную связь между триадами и Коммунистической партией. [23]

Вклад в социалистическую рыночную экономику

[ редактировать ]

Чжу был сторонником рынков, но при этом считал незаменимой роль государства в определении стратегического направления рынков. [10] : 45  В целом он скептически относился к эффективности комплексного государственного планирования экономики. [24] : 134  Чжу часто выступал в пользу косвенных экономических инструментов, например, на Даляньской конференции в июне 1993 года, хотя он также рассматривал директивы центрального правительства как жизнеспособный инструмент. [11] : 194 

Видение Чжу и Дэна будущего Китая заключалось не просто в стремлении к быстрому росту. Он включал программу непрерывных реформ, которые, по их мнению, были необходимы для достижения такого роста. Для реализации этого видения, по мнению Чжу, были необходимы две основные цели, которые Чжу начал, будучи вице-премьером Китая. Его первой целью была рационализация и централизация налогово-бюджетной и финансовой системы. Вторая цель заключалась в оптимизации и укреплении государственного сектора. [25]

Первой задачей Чжу было восстановить централизованный контроль над растущими, но опасно децентрализованными налоговыми поступлениями страны. Прежде чем реформировать налоговую систему Китая, он лично посетил каждую провинцию Китая, чтобы продать новую идею «распределения налогов», созданную по образцу федеральной налоговой системы США . Согласно этой новой политике, доходы от провинций сначала поступят в Пекин, а затем часть будет возвращена провинциям. После введения этой налоговой системы доля общего дохода центрального правительства увеличилась более чем на 20% за один год, что сбалансировало центральный бюджет и поставило ресурсы Пекина на путь надежного увеличения с течением времени. Чтобы управлять финансовыми делами Китая, он назначил себя управляющим Народного банка Китая, в юрисдикцию которого входит денежно-кредитная политика и финансовое регулирование, что привело к более тесному контролю высоко децентрализованной банковской системы под контролем Пекина. [26]

Следующей задачей Чжу было разобраться с четырьмя колоссальными государственными банками Китая, которые накопили миллиарды долларов в виде необслуживаемых кредитов из-за расточительного местного кредитования убыточных государственных предприятий (ГП). Он изолировал эти плохие кредиты во вновь созданных «компаниях по управлению активами» и рекапитализировал банки через государственные облигации в рамках стратегии реструктуризации. После своего назначения на пост премьер-министра в 1998 году Чжу спас крупнейшие госпредприятия и допустил банкротство тысяч других малых и средних фирм и фабрик, полагая, что новый рост частного сектора может смягчить любой всплеск безработицы. Эта стратегия привела к тому, что миллионы рабочих лишились своих « железных рисовых чаш » гарантий постоянного трудоустройства, медицинских пособий и пенсий. Чжу призвал менеджеров основывать заработную плату на результатах работы и рыночной конкурентоспособности, а также сделал прибыльность и производительность определяющими факторами при продвижении по службе руководителей и руководителей в сохранившихся государственных предприятиях. [27]

В 1994 году Чжу отменил валютные сертификаты , которые Китай использовал в качестве параллельной валютной системы для иностранцев. [11] : 194 

Все эти усилия Чжу по экономическим реформам не привели к демонтажу государственного сектора, а оптимизировали его с целью реализации новой формы рыночного социализма Дэна. Хотя многие на Западе скептически отнеслись к заявлению Дэна о том, что он будет стремиться к «социализму с китайской спецификой», реформы Чжу помогли увеличить богатство и власть Китая, оставив его под твердой хваткой Коммунистической партии. [28]

Чжу также сыграл важную роль в снижении инфляции. [11] : 194 

Премьерство

[ редактировать ]

На совместной пресс-конференции с президентом США Биллом Клинтоном Чжу Жунцзи разъяснил позицию Китая по трем вопросам, касающимся отношений между двумя сторонами пролива: i) влияние вооруженных сил США на отношения между двумя сторонами пролива; ii) существует ли график объединения Китая ; iii) готов ли он посетить Тайвань? Чжу ответил, что относительно объединения политики Китая в отношении Китая он не будет давать дальнейших комментариев, и указал на предыдущие заявления генерального секретаря КПК Цзян Цзэминя . Он заявил, что Китай придерживается принципа «одна страна, две системы» и сохранил высокую степень автономии в Гонконге, и сравнил Тайвань с Гонконгом, отметив, что Китай позволяет Тайваню сохранять свою собственную армию и готов позволить лидеру Тайваня стать заместителем лидера Китая в случае объединения. [29]

Позиция Чжу по Тайваню изменилась за время его пребывания на посту премьер-министра. Во время президентских выборов Китайской республики на Тайване в 2000 году Чжу предупредил тайваньских избирателей не голосовать за ДПП , которая выступает за дистанцирование Тайваня от Китая, заявив, что «у тех, кто выступает за независимость Тайваня, не будет хорошего конца». [30] Его отношение к Тайваню изменилось после выборов. Три года спустя, в своей прощальной речи перед Всекитайским собранием народных представителей в 2003 году, Чжу призвал китайских политиков использовать более мягкие формулировки при обсуждении вопроса отношений материкового Китая и Тайваня, заявив, что материковый Китай и Тайвань должны улучшить экономические, транспортные и культурные связи. чтобы улучшить свои отношения. Во время выступления Чжу случайно назвал Китай и Тайвань «двумя странами», прежде чем быстро поправился и назвал их «двумя сторонами». Тайваньские СМИ сообщили об инциденте как о «оплошности». [31]

Экономическая либерализация

[ редактировать ]

Чжу был выбран пятым премьер-министром Китая в марте 1998 года, во многом благодаря его успехам в управлении крупными макроэкономическими проектами. [7] В течение своего срока Чжу продолжал уделять внимание вопросам, связанным с экономическим развитием. В целом он выступал за стабильное, устойчивое развитие, подкрепленное надежными мерами макроэкономического контроля и жесткой денежно-кредитной политикой. Он продолжал способствовать инвестициям в промышленный и сельскохозяйственный секторы Китая. [32]

В начале своего срока он начал программу приватизации, которая продолжалась на протяжении всего периода его пребывания у власти, во время которой частный сектор Китая переживал быстрый рост. Он отреагировал на азиатский финансовый кризис 1997 года , резко сократив размер государственной бюрократии. [32] поддержание строгого контроля за движением капитала и финансирование масштабных инфраструктурных проектов. [33] Во время кризиса он отказался девальвировать китайский юань и гневно защищал свое решение, когда некоторые международные лидеры предлагали ему это сделать. [34] После кризиса Чжу выступал за улучшение международных финансовых рынков, чтобы предотвратить вредные рыночные спекуляции. [33]

Чжу основал Форум развития Китая в 2000 году. [35] : 290  Поначалу форум представлял собой относительно камерную встречу китайских лидеров и иностранных экспертов. [35] : 290  Чжу рассматривал встречу как стресс-тест для ведущих чиновников и поощрял политические дебаты и дискуссии с присутствовавшими иностранными экспертами. [35] : 290 

Ему удалось сократить размер официальной бюрократии вдвое к концу своего срока в 2003 году, хотя бюрократия в районах, удаленных от столицы, продолжала расширяться, что привело к усилению напряженности между некоторыми местными органами власти и фермерами, доходы которых их поддерживают. . [36] Его реформа государственных предприятий привела к увольнению примерно 35% их рабочей силы, сорока миллионов человек, в течение пяти лет. [18] [37] Чжу провел ограниченные реформы в жилищной системе Китая, впервые позволив жителям владеть собственными квартирами по субсидированным ставкам. [8]

К концу срока Чжу на посту премьер-министра китайская экономика была стабильной и уверенно росла. Хотя в 2000 году прямые иностранные инвестиции (ПИИ) во всем мире сократились вдвое, приток капитала в материковый Китай увеличился на 10%. В то время как глобальные компании изо всех сил старались не пропустить китайский бум, ПИИ в Китай выросли на 22,6% в 2002 году. опережающее импорт. он встречается с президентом Южной Кореи Ким Дэ Чжуном и Ли Хи Хо в 2001 году. [ нужна ссылка ]

Антикоррупционные инициативы

[ редактировать ]

Чжу заработал репутацию сильного и строгого администратора, нетерпимого к коррупции, кумовству и некомпетентности. В Пекине его иногда называли «Безумец Чжу» и «Босс Чжу» за его твердую, прозрачную трудовую этику и склонность игнорировать бюрократический статус-кво. [8] Помимо расследования отдельных примеров потенциальной официальной коррупции, Чжу попытался сделать китайское правительство более регулируемым и прозрачным, увеличив количество и полномочия независимых регулирующих комиссий, сократив правительственную бюрократию, открыв государственные должности для сторонних экспертов и реформировав государственную систему найма сотрудников. и продвижение по службе на основе заслуг, а также улучшение административной предсказуемости за счет укрепления верховенства закона. [21]

До того, как Чжу пришел к власти, работа в китайской бюрократии в основном обеспечивалась за счет пребывания в должности и политических связей. Чжу попытался модернизировать систему старшинства бюрократии и улучшить способность правительства привлекать и удерживать талантливых работников, открывая должности высшего и среднего звена для государственного отбора, а также реформируя систему экзаменов на государственной службе. [21] Он приложил значительные усилия для привлечения и продвижения экономистов и технократов из академических кругов и частного сектора для работы под его началом в качестве советников в центральном правительстве, и ему удалось привлечь небольшое ядро ​​из нескольких десятков таких чиновников для работы под его руководством и консультирования. [8] Открывая назначения на средний уровень для внешних экспертов, он смог добиться того, чтобы китайские бюрократы, получившие повышение во время его пребывания на посту премьер-министра, в целом поддерживали его идеи. [21]

Во время своего пребывания на посту премьер-министра Чжу часто предпринимал широкомасштабные усилия по борьбе с официальной коррупцией. [38] Сообщалось, что одно время он читал 16 000 писем в год, присылаемых ему обиженными гражданами, чтобы лучше понять положение простых китайцев. [8] Он часто совершал официальные визиты за пределы Пекина для проверки условий труда, особенно на юге . Вскоре после прихода к власти, в 1998 году, он потребовал от Народно-освободительной армии отказаться от участия в бизнес-интересах, которые приносили богатство высокопоставленным офицерам и их детям, а позже запретил государственным служащим участвовать в коммерческих предприятиях. Он попытался ввести более строгий и формальный надзор, чтобы удержать провинциальных руководителей от получения откатов от бизнесменов и растраты государственных средств. [38]

Расследование Чжу коррупции среди чиновников привело к раскрытию многочисленных крупномасштабных правонарушений со стороны провинциальных чиновников. Обнаружив, что 25,8 миллиардов юаней, выделенных на закупку зерна за шесть лет, пропали, он начал расследование, в результате которого пришел к выводу, что по меньшей мере 10 миллиардов юаней были вместо этого использованы на строительство отелей и роскошных квартир, а также на спекулятивные бизнес-инвестиции. В ходе одной инспекционной поездки в 2001 году Чжу раскрыл крупнейшую коррупционную сеть в современной истории Китая, обнаружив, что многие из высокопоставленных чиновников провинции Фуцзянь вступили в сговор с целью создания масштабной сети контрабандистов. В результате чистки многие высокопоставленные партийные лидеры и губернаторы были арестованы и казнены. Во время одной инспекционной поездки, заметив, что дамбы прорвались из-за того, что средства, выделенные на их строительство, были разворованы коррумпированными чиновниками, он пришел в ярость из-за таких «сукинских строек», которые не были редкостью в Китае. в то время. Говоря о своих усилиях по борьбе с коррупцией, он однажды сказал: «Я приготовлю 100 гробов для коррупционеров и один для себя, потому что я умру от усталости». Большая часть его усилий по повышению роли частного рынка в экономике, улучшению правовой защиты бизнеса и внедрению настоящей коммерческой банковской системы были неявно предприняты в интересах сокращения официальной коррупции и расточительства, которые он обнаружил через его личные расследования в отношении правительственных чиновников. [39]

Он возглавил переговоры о вступлении Китая во Всемирную торговую организацию , чего страна добилась в 2001 году и получила признание внутри страны и за рубежом. [8] Вступление в ВТО открыло Китаю возможность увеличения иностранных инвестиций, но также потребовало от него соблюдения международных конвенций в области торговли, интеллектуальной собственности и управления окружающей средой. Чжу ожидал, что вступление Китая в ВТО приведет к экономическому росту, но также надеялся, что вступление в ВТО приведет к экономическим и правовым изменениям внутри Китая, на реализацию которых у самого Чжу было мало возможностей. [37]

Чжу вместе со своим преемником Вэнем пытались установить ограничения на полномочия местных чиновников взимать различные сборы и сборы за услуги, чтобы защитить фермеров от неизбирательного налогообложения со стороны коррумпированных чиновников. [40]

После выхода на пенсию

[ редактировать ]

Чжу ушел со своего поста члена Постоянного комитета Политбюро КПК в ноябре 2002 года и премьер-министра в марте 2003 года соответственно, когда его заменил Вэнь Цзябао . [32] Вэнь был единственным союзником Чжу, который появился в последующем Постоянном комитете Политбюро КПК из девяти человек . После выхода на пенсию Чжу отказался от любого очевидного участия в китайской политике. [41] но он сохранил связи с Университетом Цинхуа, куда продолжал наносить многочисленные визиты во время церемоний и специальных мероприятий. В 2014 году он написал редкое публичное письмо по случаю 30-летия Школы экономики и менеджмента Цинхуа , но не смог присутствовать из-за плохого здоровья. [9] В письме он призвал студентов престижной бизнес-школы посетить бедные и сельские районы Китая, чтобы лучше понять условия жизни большинства китайцев.Он появился на похоронах Хуан Цзюя 5 июня 2007 года. [42]

С тех пор, как он покинул свой пост, Чжу написал множество книг, которым посвящено множество книг. Первая книга Чжу « Чжу Жунцзи знакомится с прессой» — сборник речей и интервью с иностранными и китайскими журналистами и официальными лицами — вышла в 2009 году. [42] (английский перевод книги вышел в 2011 году). [32] Вторая книга, « Ответы Чжу Жунцзи на вопросы журналистов» , представляет собой четырехтомный сборник выступлений, статей и писем Чжу, также была выпущена в 2011 году. Вторая книга была переведена и опубликована на английском языке в 2013 году под названием: « Чжу Жунцзи» в протоколе: Дорога к реформам . [42] К концу 2013 года было продано более шести миллионов экземпляров его книг. [43] Генри Киссинджер писал, что перевод его книг на английский язык представляет собой значительный вклад в китайско-американские отношения и способствует международному пониманию китайской культуры и политики. [44] Одна западная биография Чжу поощряла лидеров других развивающихся стран изучать и подражать его реформам и сравнивала его влияние на практическую экономическую теорию с влиянием Кейнса . [15] Хотя он опубликовал книги, составленные на основе его выступлений и интервью, его дочь сообщила, что он не заинтересован в написании мемуаров. [45]

Выйдя на пенсию, Чжу посвятил большую часть своего времени и энергии общественной благотворительности. Только в 2013 и 2014 годах он пожертвовал на благотворительность 40 миллионов юаней (около 6,5 миллионов долларов США). Сообщается, что пожертвованные деньги были получены в виде гонораров за его книги и переданы в благотворительный фонд, способствующий образованию в бедных сельских районах. Выданная сумма денег была сочтена необычной среди китайских политиков на пенсии, что привело к спекуляциям о китайской политической культуре. Пожертвования побудили некоторых комментаторов сравнить его характер с персонажем первого премьер-министра Китая Чжоу Эньлая . [42]

В марте 2022 года, согласно отчету, опубликованному The Wall Street Journal , Чжу выразил свое несогласие с нынешним генеральным секретарем КПК Си Цзиньпином , добивающимся беспрецедентного третьего срока подряд, поскольку это нарушит устоявшуюся партийную систему преемственности руководства . [46]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Чжу Жунцзи и его жена Лао Ань (1956)

Чжу Жунцзи был признан хорошим оратором и на протяжении своей карьеры отличался хорошим знанием английского языка. Он часто выступал с публичными речами без помощи сценария, и когда он это делал, его речи считались занимательными и драматичными. [6]

Он любит литературу и, как сообщается, большую часть своей пенсии провел за чтением книг, на которые у него не было времени читать, пока он находился на посту. Он играет на эрху , инструменте, похожем на двухструнную скрипку. Он увлекается Пекинской оперой и однажды появился на сцене в качестве актера в спектакле. [47]

Его жена Лао Ань когда-то была заместителем председателя совета директоров China International Engineering and Consulting. Она и Чжу вместе учились в двух школах: сначала в Первой средней школе провинции Хунань, затем в Университете Цинхуа. У них двое детей, сын и дочь. [6] Их сын Чжу Юнлай родился в 1957 году. [48] Когда-то он был президентом и главным исполнительным директором одного из самых успешных инвестиционных банков Китая, China International Capital Corp. [49] Их дочь Чжу Яньлай родилась в 1956 году. [50] В настоящее время она является помощником исполнительного директора Банка Китая (Гонконг) и занимает место в Национальном комитете Народной политической консультативной конференции Китая . [45]

Наследие

[ редактировать ]
В 2001 году Чжу Жунцзи встретился с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми и президентом Южной Кореи Ким Дэ Чжуном.

Премьерство Чжу, особенно в связи с реформами свободного рынка, было неоднозначным. Перед выходом на пенсию Чжу публично признал, что он не смог завершить многие из желаемых реформ до истечения своего срока. В 2003 году он выступил с 90-минутным обращением к нескольким тысячам делегатов в Большом зале народных собраний , обрисовав в общих чертах «нерешенные трудности и проблемы», с которыми, как он ожидал, придется столкнуться его преемнику на посту премьер-министра Вэнь Цзябао. [36] После того, как Чжу ушел в отставку, Вэнь попытался продолжить многие реформы, которые Чжу задумал и разработал, создав и расширив полномочия независимых регулирующих комиссий и реструктуризировав бюрократию на основе заслуг. [21] Некоторые реформы Чжу были отменены под руководством , Ху Цзиньтао а другие реформы, которые, как он надеялся, будут реализованы новой администрацией, не были реализованы. Примечательно, что государственным предприятиям было разрешено вырасти и сохранить решающее место в китайской экономике, а значительные области банковского сектора остались нерегулируемыми. Ху, возможно, изменил прежнюю позицию китайского правительства и стал продвигать государственные предприятия в целях содействия социальной стабильности. [37] Во время правления Вэня многие реформы, предложенные Чжу, встречали сопротивление со стороны консервативных министров правительства, в частности, бывшего торговли министра Бо Силая . [21] Пост Чжу на посту главы центрального банка был передан одному из его близких соратников, Чжоу Сяочуаню , и взгляды Чжу сохранили некоторое влияние в финансовом секторе Китая после его выхода на пенсию. [51]

Среди международных лидеров, с которыми он встречался и вел переговоры в качестве премьер-министра, он приобрел репутацию человека умного, энергичного, нетерпеливого к некомпетентности, проницательного человека, которого следует уважать даже среди тех, кто его не любил. Журналисты отметили его хорошее владение английским языком и «обезоруживающее» чувство юмора. [8] К моменту выхода на пенсию Чжу стал заметно популярнее своего предшественника Ли Пэна как в Китае, так и за рубежом. Экономисты отметили, что за время своего пребывания у власти он показал себя гораздо лучше в управлении экономикой, чем Ли Пэн. [36]

Чжу был хорошо известен своими усилиями по борьбе с официальной коррупцией, но не смог сдержать официальную коррупцию за свой срок. После 18-го Национального конгресса КПК в 2012 году один из протеже Чжу, Ван Цишань , стал главой Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины , главного органа Коммунистической партии, отвечающего за расследование внутренней коррупции. [52] Чжу публично поддержал КПК Си Цзиньпина генерального секретаря антикоррупционную кампанию , в которой Ван сыграл важную роль. Он не появился на 70-летии КНР 1 октября 2019 года за 22 дня до своего 91-летия. Он также не появился на праздновании 100-летия КПК 1 июля 2021 года. Он отсутствовал вместе с бывшим генеральным секретарем КПК Цзян Цзэминем и бывшим членом Политбюро КПК Ло Ганем . 23 октября 2020 года, во время пандемии COVID-19 , он отпраздновал свой 92-й день рождения . [45]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Чжу Жунцзи исполнилось 90 лет, что является данью его непессимизму и смелости в преодолении опасных отмелей 23 октября ». Архивировано из оригинала 02 июля 2019 г. Проверено 2018 г.
  2. ^ «Старый декан Чжу Жунцзи: девяносто лет жизни, никогда не забывай первоначальное намерение_Цинхуа СЭМ» . октября Проверено Архивировано из оригинала 06 июля 2019 г. 23 2018 г. .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Песня 429
  4. ^ Jump up to: а б с Маккарти
  5. ^ Jump up to: а б с Ли 141
  6. ^ Jump up to: а б с д Народная газета
  7. ^ Jump up to: а б с д Дамбо и Мартин 8
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Уэтерли 180
  9. ^ Jump up to: а б Чжан
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лю, Цзунъюань Зоэ (2023). Суверенные фонды: как Коммунистическая партия Китая финансирует свои глобальные амбиции . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета . дои : 10.2307/jj.2915805 . ISBN  9780674271913 . JSTOR   jj.2915805 . S2CID   259402050 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и Лэмптон, Дэвид М. (2024). Живые отношения США и Китая: от холодной войны к холодной войне . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд . ISBN  978-1-5381-8725-8 .
  12. ^ Центр американо-китайских отношений
  13. ^ Jump up to: а б Минами, Казуши (2024). Народная дипломатия: как американцы и китайцы изменили американо-китайские отношения во время холодной войны . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN  9781501774157 .
  14. ^ Национальный комитет по отношениям США и Китая
  15. ^ Jump up to: а б ЛаМоши
  16. ^ Шмидт xiii
  17. ^ Jump up to: а б с Песня 429–430
  18. ^ Jump up to: а б Фоли
  19. ^ Маккеррас, МакМиллен и Уотсон 137
  20. ^ CNN.com
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Чэнь Чжэньчжэнь
  22. ^ Лам 1
  23. ^ Манторп 118
  24. ^ Хайльманн, Себастьян (2018). Красный лебедь: как неортодоксальная политика способствовала подъему Китая . Издательство Китайского университета Гонконга . ISBN  978-962-996-827-4 .
  25. ^ Шелл и Делюри 337
  26. ^ Шелл и Делюри 337–340
  27. ^ Шелл и Делюри 340–341
  28. ^ Шелл и Делюри 342–343
  29. ^ Пегги Ши (03.04.2018), «Говоря о тайваньской проблеме, используйте Линкольна в качестве примера и заставьте Клинтона любой ценой провозгласить политику одного Китая ». Архивировано из оригинала от 2019-05 года. -28 Проверено 17 января 2019 г.
  30. ^ Пусть 104
  31. ^ AP и Рейтер
  32. ^ Jump up to: а б с д Песня 430
  33. ^ Jump up to: а б Шмидт xiv
  34. ^ Ли 143
  35. ^ Jump up to: а б с Роуч, Стивен С. (2022). Случайный конфликт: Америка, Китай и столкновение ложных повествований . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.12987/9780300269017 . ISBN  978-0-300-26901-7 . JSTOR   j.ctv2z0vv2v . OCLC   1347023475 .
  36. ^ Jump up to: а б с Экономист
  37. ^ Jump up to: а б с Песок
  38. ^ Jump up to: а б Ли 142
  39. ^ Ли 142–143
  40. ^ China.org.cn
  41. ^ Ли 144
  42. ^ Jump up to: а б с д Yu
  43. ^ Лю
  44. ^ Киссинджер и Шмидт
  45. ^ Jump up to: а б с Чэнь Чу-чунь
  46. ^ Вэй, Линлин (15 марта 2022 г.). «Откат экономической кампании Си Цзиньпина обнажает трещины в его власти» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN   0099-9660 . Проверено 28 июня 2023 г.
  47. ^ Ли 143–144
  48. Краткое представление сына Чжу Жунцзи Чжу Юньлая CICC (фото). Архивировано 23 ноября 2010 г., в Wayback Machine.
  49. ^ Юэ
  50. ^ Янлай Чжу: Профиль и биография руководителя - Businessweek [ мертвая ссылка ]
  51. ^ Бэррон
  52. ^ Ву

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Партийно-политические офисы
Предшественник Секретарь Шанхайского комитета КПК
1989–1991
Преемник
Государственные учреждения
Предшественник Мэр Шанхая
1988–1991
Преемник
Предшественник Управляющий Народного банка Китая
1993–1995
Преемник
Предшественник Первый вице-премьер Госсовета
1993–1998
Преемник
Предшественник Премьер Китая
1998–2003
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a8e130ea1ee9f25758a885115e756803__1720704060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/03/a8e130ea1ee9f25758a885115e756803.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zhu Rongji - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)