Китайская иностранная помощь
Китайский портал |
Китайская иностранная помощь может рассматриваться как как государственная (официальная), так и частная помощь в целях развития , а также гуманитарная помощь, исходящая из Китайской Народной Республики .
национальных государств Официальная помощь Китая – в отличие от большинства основных источников помощи – не регулируется и не измеряется в соответствии с протоколами ОЭСР по официальной помощи развитию (ОПР). По оценкам ОЭСР, в 2020 году официальная помощь развитию Китая увеличилась до 4,8 млрд долларов США. [1] В этом отношении программа по денежному размеру аналогична программам Норвегии и Канады. Однако Китай предоставляет больший объем финансирования развития в форме менее льготных кредитов. [2] Китайское правительство представляет свою помощь в рамках сотрудничества Юг-Юг и « не вмешивается во внутренние дела стран-получателей». [3]
История [ править ]
После создания в 1949 году Китайской Народной Республики под руководством Коммунистической партии Китая (КПК) Китай начал оказывать помощь другим странам в поддержку социалистических и антиимпериалистических целей. [4] Первым примером было пожертвование швейцарских франков Египту 20 миллионов в 1956 году во время Суэцкого кризиса . [4] Когда Китай начал свою программу иностранной помощи, он был единственной бедной страной, которая предоставляла исходящую иностранную помощь, даже оказывая помощь странам, у которых ВВП на душу населения был выше, чем у Китая. [5]
Во время холодной войны иностранная помощь Китая часто была мотивирована геополитикой, особенно вопросом международного признания КНР (в отличие от правительства Китайской Республики на Тайване). [6] : 105
С 1956 по 1976 год Китай предоставил странам третьего мира иностранную помощь на сумму 3,665 миллиарда долларов. [7] Китай предоставил десять процентов этих средств помощи странам Ближнего Востока. [7]
С 1970 по 1975 год Китай помогал финансировать и строить железную дорогу ТАЗАРА в Восточной Африке , стоимость которой составила около 500 миллионов долларов, и по состоянию на 2012 год она считалась крупнейшим в истории Китая проектом помощи по одному пункту. [8] В 1974 году (приближаясь к концу периода Мао Цзэдуна на посту лидера Китая) доля помощи достигла удивительно высокой доли - 2% валового национального продукта. После этого эта доля значительно снизилась, хотя абсолютный объем помощи увеличился по мере роста благосостояния Китая.
Мотивация помощи стала более прагматичной и меньше ориентированной на продвижение идеологии. [4] После Холодной войны участие Китая в иностранной помощи все больше мотивировалось экономическими интересами, особенно безопасностью ресурсов. [6] : 105
Китайское агентство международного развития и сотрудничества (CIDCA) было создано в 2018 году для упрощения процесса внешней помощи Китая, в котором министерства торговли и иностранных дел , а также Госсовет . также участвуют [9] С 2018 года он играет все более важную роль в координации помощи, уделяя при этом больше внимания внешнеполитическим целям , а не целям внешней торговли . [10] : 18
Сравнение с ОПР [ править ]
Китайская помощь, в отличие от помощи, предоставляемой большинством развитых стран, не подпадает под категории и ОЭСР Комитета содействия развитию не учитывается в международной статистике как официальная помощь развитию (ОПР). [9] Поскольку Китай не действует в рамках ОЭСР, он не называет свою иностранную помощь ОПР, а называет ее иностранной помощью/помощью ( дуйвай юаньчжу ). [10] : 115 Вместо того, чтобы быть «донором», Китай считает себя работающим в рамках сотрудничества Юг-Юг: [3]
Китай придерживается принципов ненавязывания каких-либо политических условий, невмешательства во внутренние дела стран-реципиентов и полного уважения их права самостоятельно выбирать собственные пути и модели развития. Основными принципами, которых придерживается Китай при оказании иностранной помощи, являются взаимное уважение, равенство, выполнение обещаний, взаимная выгода и взаимовыгодность.
- Белая книга: Иностранная помощь Китая (2014 г.)
В учредительной декларации Форума китайско-африканского сотрудничества (FOCAC) содержится явная критика Китаем доминирующего в мире способа иностранной помощи, которая, по мнению Китая, приводит к плохому обращению с развивающимися странами: [11]
Каждая страна имеет право выбирать в ходе своего развития свою социальную систему, модель развития и образ жизни с учетом своих национальных условий. . . . Более того, следует решительно противостоять политизации правозащитных условий предоставления экономической помощи, поскольку они представляют собой нарушение прав человека.
В отличие от западных моделей помощи, включая модель ОЭСР, Китай не обуславливает помощь политическими изменениями или либерализацией рынка. [6] : 98
Как резюмирует профессор Доун К. Мерфи: «С точки зрения Китая, он не просто предлагает альтернативную модель иностранной помощи; он напрямую критикует нынешнюю систему и плохое обращение с развивающимися странами в этой системе». [12] Единственное политическое обязательство, которое Китай требует от получателей помощи, — это принятие ими принципа одного Китая ; В остальном Китай не требует уступок в вопросах управления. [12]
Подход Китая к финансовой помощи не изменился с течением времени, но объем его помощи увеличился по мере увеличения его собственных потребностей в экономическом развитии. [12]
По состоянию на 2017 год Китай не предоставляет полных данных о своей иностранной помощи. [13] По оценкам ОЭСР, объем помощи Китая в виде ОПР в 2018 году составил 4,4 миллиарда долларов. [14] Если бы это считалось ОПР, то в этом году Китай занял бы десятое место в списке стран-доноров, между Норвегией и Канадой, и значительно уступил бы Соединенным Штатам, которые предоставили 34 миллиарда долларов. Однако Китай предоставляет гораздо больший объем финансирования развития, которое не может квалифицироваться как ОПР, поскольку ему не хватает достаточного льготного элемента и/или оно связано с коммерческими сделками. [13] [2] Исследование, проведенное AidData в 2017 году, показало, что помощь Китая, подобная ОПР, эффективна для обеспечения экономического роста в странах-получателях. [13]
Администрация и бюджет [ править ]
До 2018 года Департамент иностранной помощи Министерства торговли (MOFCOM) был основным государственным органом, ответственным за координацию и распределение иностранной помощи. [10] : 73 Этот отдел был включен в CIDCA в 2018 году, и теперь CIDCA играет главную роль в этой области. [10] : 74 от декабря 2021 года В соответствии с «Мерами по управлению иностранной помощью» (1) CIDCA отвечает за разработку политики помощи, руководящих принципов, годовых планов и бюджетов; (2) Министерство финансов отвечает за реализацию проектов иностранной помощи и отбор фирм для их реализации; и (3) Министерство иностранных дел дает рекомендации, основанные на дипломатических потребностях, а его консульства и посольства контролируют зарубежные проекты. [10] : 146–147
Многие другие государственные органы также играют роль в управлении иностранной помощью и помощью в целях развития. [10] : 73 Национальная комиссия по развитию и реформам координирует помощь по вопросам сотрудничества в области климата. [10] : 73 Министерство финансов делает пожертвования многосторонним финансовым учреждениям. [10] : 73 Гуманитарную помощь возглавляет Министерство иностранных дел . [10] : 73 Министерство образования предоставляет государственные стипендии. [10] : 73 Национальная комиссия здравоохранения координирует зарубежные медицинские бригады Китая. [10] : 73
Экспортно -импортный банк Китая (China Exim), политический банк , предоставляет иностранную помощь в виде льготных кредитов. [10] : 74
Из-за секретности деталей программы помощи Китая (сколько именно, кому и для чего) установить трудно. [15]
Официальный дискурс и китайский академический дискурс об иностранной помощи обычно не описывают Китай как страну-донора, вместо этого используют такие термины, как взаимная помощь, совместное развитие и сотрудничество Юг-Юг . [6] : 97 по иностранной помощи Китая за 2011 год В официальном документе иностранная помощь характеризуется как модель, которая придерживается равенства и взаимной выгоды, избегая навязывания политических условий странам-получателям. [6] : 97
Опубликованное RAND . исследование «Иностранная помощь Китая и инвестиции, спонсируемые правительством» оценивает сумму как традиционной помощи, так и гораздо более широко определенных инвестиций, спонсируемых государством, которые были обещаны Китаем в 2011 году, составила 189,3 миллиарда долларов США [16]
«самым подробным исследованием китайской помощи», Согласно исследованию 2017 года, названному AidData в период с 2000 по 2014 год Китай предоставил около 75 миллиардов долларов и одолжил около 275 миллиардов долларов — по сравнению с 424 миллиардами долларов, предоставленными Америкой за тот же период. . [15] Пятая часть этой китайской помощи, 75 миллиардов долларов, была в виде грантов (примерно эквивалентных британской), тогда как остальная часть представляла собой льготное кредитование по процентным ставкам ниже рыночных. [15]
В 2019 году Китай предоставил иностранную помощь примерно на 5,9 миллиарда долларов. [17] : 256
Формы помощи и получатели [ править ]
Официальные источники делят финансовую помощь на три категории: гранты, беспроцентные кредиты и льготные кредиты. [6] : 97 Льготные кредиты субсидируются за счет налоговых поступлений Китая и поэтому недороги для заемщиков. [10] : 74
Дебора Бротигам выделяет девять видов помощи из Китая, включая «медицинские бригады, обучение и стипендии, гуманитарную помощь, молодежных волонтеров, облегчение долгового бремени, бюджетную поддержку, проекты «под ключ» или «полное производство» [инфраструктура, заводы], помощь в натуральной форме. и техническая помощь». [18]
Гранты или беспроцентные кредиты профинансировали 2025 комплексных инфраструктурных проектов с начала оказания помощи до 2009 года в таких категориях, как сельское хозяйство, водоснабжение, конференц-здания, образовательные учреждения, энергоснабжение, транспорт, промышленные объекты и другие проекты. [19] Пожалуй, самым известным проектом является футбольный стадион, который получил название « дипломатия стадиона» . [20] Аналогичным проектом, которому уделяется внимание, является строительство театров и оперных театров . [21]
К 2019 году Китай предоставил странам с формирующимся рынком и развивающимся странам больше капитала , чем все западные институты развития вместе взятые. [10] : 1
Африка [ править ]
Основное внимание уделяется Африке: в 2009 году около 45% помощи было направлено в африканские страны. [22] и большинство отправится в африканские страны в 2019 году. [17] : 256 В отчете AidData, исследовательской лаборатории Колледжа Уильяма и Мэри, говорится, что по состоянию на 2014 год большая часть китайской официальной помощи в целях развития направлялась в Африку. [23] Крупнейшими получателями китайской помощи в странах Африки к югу от Сахары являются (в порядке убывания) Кот-д'Ивуар, Эфиопия, Зимбабве, Камерун, Танзания, Гана, Мозамбик и Республика Конго. [24]
В августе 2022 года Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики объявило, что простит 23 беспроцентных кредита со сроком погашения в конце 2021 года 17 неуказанным африканским странам. [25]
Азия [ править ]
В декабре 2005 года Китай пожертвовал 20 миллионов долларов Азиатскому банку развития для регионального фонда борьбы с бедностью; это был первый подобный фонд в Китае, созданный в рамках международного учреждения. [26]
Финансовая помощь Китая в развитии инфраструктуры значительно увеличила производственно-сбытовой потенциал в Южной Азии, особенно среди небольших стран Южной Азии, начиная с середины 2000-х годов. [27] Непал получил выгоду от увеличения китайской помощи, в том числе от финансирования строительства железной дороги от Катманду до Лхасы . [27] Китай был важным поставщиком иностранной помощи Шри-Ланке с момента окончания гражданской войны в Шри-Ланке в 2009 году. [27] В Бангладеш китайская иностранная помощь также становится все более важной. Помимо других проектов, Китай построил шесть крупных «мостов дружбы» в Бангладеш. [27] Поскольку Китай имеет положительное сальдо торгового баланса с этими странами, предоставление им иностранной помощи рассматривается меньшими странами Южной Азии как средство обеспечения взаимовыгодности их соответствующих двусторонних отношений с Китаем. [27]
Сообщается, что с 1970-х по 2022 год Китай реализовал более 100 проектов помощи островным странам Тихого океана. [28]
С 2000 по 2014 год Камбоджа получила 132 проекта, финансируемых за счет китайской помощи, — больше проектов, чем любой другой получатель китайской помощи. [29] : 103
Роль Китая в экономике Армении стала основной силой роста и развития. С начала 2000-х годов Китай стал крупнейшим иностранным донором Армении, предоставив в период с 2000 по 2017 год иностранную помощь на сумму более 2 миллиардов долларов. Иностранная помощь Китая Армении была в основном сосредоточена на инфраструктурных проектах, таких как дороги, электростанции и телекоммуникационные сети, а также в качестве помощи в области здравоохранения и образования. В 2020 году президент Китая Си Цзиньпин объявил о новом инвестиционном пакете для Армении в размере 1 миллиарда долларов, который будет использован для финансирования инфраструктурных и других экономических проектов. Иностранная помощь Китая Армении стала катализатором экономического роста и развития страны. За пять лет с 2000 по 2005 год ВВП Армении рос в среднем на 6,8% ежегодно, что более чем вдвое превышало средний показатель в 2,9% за тот же период в бывшем Советском Союзе. Этот рост во многом был обусловлен поддержкой Китаем армянских инфраструктурных проектов, которые помогли снизить транспортные расходы, способствовать диверсификации экономики и повысить общую экономическую конкурентоспособность страны. Помимо инфраструктурных проектов, Китай также оказывал помощь в других сферах экономики Армении. В 2017 году Китай предоставил Армении гранты и кредиты на сумму более 15 миллионов долларов для финансирования развития систем образования и здравоохранения. Китай также предоставил техническую помощь в областях сельского хозяйства, энергетики и технологий. Инвестируя в эти сектора, Китай помог Армении стать более самодостаточной и конкурентоспособной экономикой. Иностранная помощь Китая также помогла укрепить стабильность и легитимность правительства Армении. В 2020 году Си Цзиньпин объявил об инвестиционном пакете для Армении в размере 1 миллиарда долларов, который включал ряд инфраструктурных и экономических проектов. Этот пакет был воспринят как знак приверженности Китая экономическому развитию Армении и стал серьезным стимулом для легитимности правительства Армении. В целом, иностранная помощь Китая Армении стала основной силой экономического роста и развития страны. Благодаря своим инвестициям в инфраструктуру, здравоохранение, образование и другие сектора Китай помог Армении стать более самодостаточной и конкурентоспособной экономикой. [30]
См. также [ править ]
- Список агентств помощи развитию
- Список стран-доноров помощи в целях развития
- Иностранная помощь Китаю
- Инициатива «Пояс и путь»
- Внешняя политика Китая
Ссылки [ править ]
- ^ «Китай | Профили сотрудничества в целях развития - Другие официальные поставщики | iLibrary ОЭСР» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «След глобального развития Китая» . АидДанные . Архивировано из оригинала 12 ноября 2019 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Иностранная помощь Китая (2014)» . Государственный совет Китайской Народной Республики . Архивировано из оригинала 5 января 2020 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ли, Сяоюнь. «Иностранная помощь Китая и помощь Африке» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 марта 2020 г. Проверено 08 февраля 2021 г.
- ^ Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 168. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мэн, Вентинг (2024). Мир развития: теоретизирование подхода Китая к международному миростроительству . Там же. Издательство Колумбийского университета . ISBN 9783838219073 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Азиатское восприятие безопасности в Персидском заливе . Ли-Чен Сим, Джонатан Фултон. Абингдон, Оксон: Рутледж . 2022. с. 31. ISBN 978-1-003-22737-3 . OCLC 1347700067 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Сьюд, Хилал К. (11 апреля 2012 г.). «ТАЗАРА: Как была построена великая железная дорога Ухуру» . Посольство Китайской Народной Республики в Объединенной Республике Танзания . Архивировано из оригинала 1 сентября 2014 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линч, Лия; Андерсен, Шэрон; Чжу, Тяньюй (09 июля 2020 г.). «Иностранная помощь Китая: учебник для стран-получателей, доноров и поставщиков помощи» . Центр глобального развития . Архивировано из оригинала 04 августа 2020 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Чен, Муян (2024). Восстание опоздавших: политические банки и глобализация финансирования развития Китая . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета . ISBN 9781501775857 .
- ^ Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния. стр. 82–83. ISBN 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 172. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дреер, Аксель; и др. (октябрь 2017 г.). «Помощь, Китай и экономический рост: данные из нового набора данных по финансированию глобального развития» (PDF) . Аидданные . Архивировано (PDF) из оригинала 31 октября 2017 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Другие официальные поставщики, не отчитывающиеся перед ОЭСР» . ОЭСР . Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Несмотря на свою репутацию, китайская помощь весьма эффективна» . Экономист . 12 октября 2017 г.
- ^ Иностранная помощь Китая и инвестиционная деятельность, спонсируемая правительством (PDF) . РЭНД. 2013.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйзенман, Джошуа; Хегинботэм, Эрик (2023). «Отношения Китая с глобальным Югом». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . ISBN 978-1-03-239508-1 .
- ^ «Анализ: за структурой помощи Китая» . ИРИН . 17 сентября 2013 г.
- ^ «Иностранная помощь Китая» . Синьхуа . 21 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2011 года.
- ^ Иностранная помощь: дипломатия, развитие и внутренняя политика . Издательство Чикагского университета. 2007. с. 32.
- ^ «Оперный театр Алжира» . КОМАНДОПера . 21 апреля 2010 г.
- ^ «Китай предоставляет почти половину иностранной помощи африканским странам» . Блумберг . 21 апреля 2011 г.
- ^ Мерфи, Том (31 октября 2017 г.). «Узнайте некоторые (но не все) секреты внешней помощи Китая» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 170. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
- ^ Бэкхаус, Эндрю (22 августа 2022 г.). «Китай прощает долги 17 африканским странам на фоне обвинений в дипломатии долговой ловушки» . news.com.au. Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Чжао, Суйшэн (2023). Дракон ревет в ответ: трансформационные лидеры и динамика китайской внешней политики . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 70. ИСБН 978-1-5036-3415-2 . OCLC 1332788951 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Келегама, Саман (2016). «Китай как балансир в Южной Азии». Новая большая игра: Китай, Южная и Центральная Азия в эпоху реформ . Томас Фингар. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 198. ИСБН 978-0-8047-9764-1 . OCLC 939553543 .
- ^ «Информационный бюллетень: сотрудничество между Китаем и островными странами Тихого океана» .
- ^ Чеснок, Джереми (2024). Преимущество Китая: проводник перемен в эпоху глобальных потрясений . Академик Блумсбери . ISBN 978-1-350-25231-8 .
- ^ «Развитие и «переход» в Армении: контексты и концепции» , Армения и Европа , IB Tauris, 2019, doi : 10.5040/9781788315418.ch-001 , ISBN 978-1-7883-1174-8 , S2CID 239311810 , получено 9 декабря 2022 г.