Судебная система Китая
Китайский портал |
Судебная власть , организованная в соответствии с конституцией и органическим законом , является одним из пяти органов государственной власти, избираемых Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) в Китайской Народной Республике . В Китае нет судебной независимости или судебного контроля , поскольку суды не имеют полномочий, выходящих за рамки полномочий, предоставленных им ВСНП в рамках системы единой власти . Коммунистической Китая партии Центральная комиссия по политическим и правовым вопросам осуществляет эффективный контроль над судебной системой и ее персоналом. [1] [2] Гонконг и Макао имеют отдельные судебные системы в соответствии с доктриной « одна страна, две системы ».
Структура суда [ править ]
Согласно Конституции Китайской Народной Республики 1982 года и Органическому закону о народных судах, вступившему в силу 1 января 1980 года, китайские суды разделены на четырехуровневую судебную систему (верховную, высшую, промежуточную и первичную). ):
- На самом высоком уровне находится Верховный народный суд (ВНС) в Пекине , главный апелляционный суд страны и суд последней инстанции, который контролирует отправление правосудия всеми подчиненными «местными» и «специальными» народными судами. Он также учреждает шесть окружных судов за пределами столицы штата, которые выполняют те же функции для рассмотрения межпровинциальных дел в пределах соответствующей юрисдикции. [ нужна ссылка ]
- Местные народные суды — суды первой инстанции — рассматривают уголовные и гражданские дела. Эти народные суды составляют оставшиеся три уровня судебной системы и состоят из « высоких народных судов » на уровне провинций, автономных районов и специальных муниципалитетов; « промежуточные народные суды » на уровне префектур, автономных префектур и муниципалитетов; и « первичные народные суды » на уровне автономных уездов, городов и муниципальных округов. [ нужна ссылка ]
- Суды специальной юрисдикции (специальные суды) включают военные суды (военные), суд железнодорожного транспорта Китая (железнодорожный транспорт) и морские суды (водный транспорт), интернет-суды, суды по интеллектуальной собственности и финансовый суд. За исключением военных судов, все остальные суды специальной юрисдикции подпадают под общую юрисдикцию соответствующего высокого суда. [ нужна ссылка ]
Кандидаты на должность судьи должны сдать Национальный единый профессиональный квалификационный экзамен в области права . [ нужна ссылка ] Все юристы должны принести присягу в верности Коммунистической партии Китая . [3]
Параллельно судебной системе существует иерархия органов прокуратуры, называемых народными прокуратурами, высшим из которых является Верховная народная прокуратура. [ нужна ссылка ]
Местные департаменты юстиции могут отозвать лицензию у адвокатов; это право используется для преследования адвокатов, бросающих вызов авторитету государства, особенно адвокатов по правам человека. [4]
Юридическая процедура [ править ]
Верховный суд отвечает за установление и контроль юридических процедур в соответствии с законами и распоряжениями законодательных органов. [ нужна ссылка ]
Следуя традициям гражданского права, суды не создают юридически обязательных прецедентов. Верховный суд имеет право публиковать юридические разъяснения законов, имеющих обязательную юридическую силу, но право толкования конституции сохраняется за законодательными органами . [ нужна ссылка ] Приговор, вынесенный нижестоящим судом, может быть обжалован в вышестоящем суде, вплоть до Верховного суда, всего существует четыре уровня судов. Высший суд может также назначить любой из нижестоящих судов для рассмотрения апелляции, а не делать это самостоятельно. [ нужна ссылка ]
Судебные разбирательства в Китае обычно транслируются в прямом эфире, за исключением случаев, когда обсуждается секретная информация или когда несовершеннолетние дают показания. [5] : 125
Гражданский [ править ]
Помимо судебной системы, также рекомендуется разрешать гражданские конфликты посредством спонсируемой и регулируемой государством системы посредничества и арбитража. После первого слушания гражданского дела суд по закону обязан спросить обе стороны, готовы ли они разрешить свой конфликт посредством медиации. В случае согласия суд должен назначить посредника и контролировать процесс. Если обе стороны достигнут соглашения, оно станет юридически обязательным после того, как соглашение будет рассмотрено и задокументировано судьей суда. [ нужна ссылка ]
Исполнение гражданского приговора уже давно является предметом споров, что подрывает доверие людей к правовой системе. Чтобы решить проблему обеспечения соблюдения гражданского законодательства, Верховный народный суд создал систему, запрещающую должникам, не выполняющим гражданские приговоры, непомерные расходы, в том числе пятизвездочные отели, авиаперелеты и сверхскоростные поезда, хотя существуют разногласия относительно того, следует ли это дает суду слишком много полномочий. [6]
Суды позволяют истцам общаться с ним через WeChat , через который стороны могут подавать иски, участвовать в разбирательствах, представлять доказательства и выслушивать приговоры. [5] : 125 По состоянию на декабрь 2019 года более 3 миллионов сторон использовали WeChat для судебных разбирательств. [5] : 125
История [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2008 г. ) |
В период между Антиправой кампанией 1957 года и правовыми реформами 1979 года суды, которые левые считали проблемными и ненадежными, играли лишь небольшую роль в судебной системе. Большую часть их функций выполняли другие партийные или государственные органы. Однако в 1979 году Всекитайское собрание народных представителей начало процесс восстановления судебной системы. Мир смог увидеть ранний пример этой восстановленной системы в действии на показательном судебном процессе над « Бандой четырех» и шестью другими членами «клики Линь-Цзян» с ноября 1980 года по январь 1981 года (см. « Четыре модернизации »). Суд, который был разрекламирован, чтобы показать, что Китай восстановил правовую систему, которая сделала всех граждан равными перед законом , на самом деле показался многим иностранным наблюдателям скорее политическим, чем юридическим мероприятием. Тем не менее, это было призвано показать, что Китай привержен восстановлению судебной системы. [ нужна ссылка ]
Министерство юстиции , упраздненное в 1959 году, было восстановлено в рамках правовой реформы 1979 года для управления недавно восстановленной судебной системой. При поддержке местных судебных департаментов и бюро министерству было поручено контролировать управление персоналом, обучение и финансирование судов и связанных с ними организаций, а также было поручено контролировать юридические исследования и обмены с иностранными судебными органами. [ нужна ссылка ]
1980 года Органический закон о народных судах (пересмотренный в 1983 году) и Конституция штата 1982 года установили четыре уровня судов в общей административной структуре. Судьи избираются или назначаются собраниями народных представителей соответствующего уровня на срок не более двух пятилетних сроков. Большинство судебных процессов проводится коллегиальной коллегией, состоящей из одного-трех судей и трех-пяти заседателей. Заседатели, согласно Конституции штата, избираются местными жителями или собраниями народных представителей из числа граждан старше двадцати трех лет, обладающих политическими правами, либо назначаются судом по результатам их экспертизы . Судебные разбирательства проводятся по следственной системе , при которой как судьи, так и заседатели принимают активное участие в допросе всех свидетелей. Это контрастирует с состязательной системой , в которой судья должен быть беспристрастным арбитром между двумя соперничающими адвокатами. После того как судья и заседатели выносят решение по делу, они выносят приговор. Потерпевшая сторона может подать апелляцию в следующий вышестоящий суд. [ нужна ссылка ]
Органический закон о народных судах требует создания комитетов по вынесению решений в судах всех уровней. Комитеты обычно состоят из президента, вице-президентов, главных судей и заместителей председателя суда, которые назначаются и смещаются постоянными комитетами собраний народных представителей соответствующего уровня. Судебным главному комитетам поручено рассматривать основные дела с целью выявления ошибок в установлении фактов или применении закона, а также определять, следует ли судье отказаться от дела. Если дело передается в арбитражную комиссию, суд обязан соблюдать свое решение. Верховный народный суд стоит на вершине судебной структуры. Расположенный в Пекине, он обладает юрисдикцией над всеми нижестоящими и специальными судами, для которых он является высшей апелляционной инстанцией. Он напрямую подчиняется Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей , который избирает председателя суда. [ нужна ссылка ]
В Китае также есть «специальные» военные суды , суды по железнодорожному транспорту , водному транспорту и лесному хозяйству . Эти суды рассматривают дела о контрреволюционной деятельности, грабежах , взяточничестве , саботаже или безразличии к своим обязанностям, которые приводят к серьезному повреждению военных объектов, рабочих мест или государственного имущества или угрожают безопасности солдат или рабочих. [7]
Военные суды составляют самую большую группу специальных судов и рассматривают все дела о государственной измене и шпионаже . Хотя они независимы от гражданских судов и напрямую подчиняются Министерству национальной обороны , решения военных судов рассматриваются Верховным народным судом. Специальные военные суды были впервые созданы в 1954 для защиты особых интересов всех командиров, политических комиссаров и солдат, но они прекратили свою деятельность во время Культурной революции (1966–76). Военные суды и прокуратуры были восстановлены в октябре 1978 года, а открытые военные суды возобновились в декабре того же года. [ нужна ссылка ]
В апреле 1986 года на четвертой сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва Общие принципы Гражданского кодекса были утверждены как «один из основных законов Китая». Кодекс, состоящий из более чем 150 статей, был призван регулировать внутренние и внешние экономические отношения Китая с целью создания стабильной базы, способствующей торговле и привлекательной для иностранных инвесторов . Многие его положения определяют правовой статус хозяйствующих субъектов и реализуемые ими права собственности. В кодексе четко оговаривалось, что частная собственность на средства производства охраняется законом и не может быть конфискована или нарушена каким-либо лицом или организацией. Он также признает партнерства и предприятия, полностью принадлежащие иностранцам или совместные предприятия. [8]
В марте 2011 года Всекитайское собрание народных представителей приняло пересмотренный Уголовно-процессуальный закон, который запрещает самообвинение , допускает сокрытие доказательств, полученных незаконным путем, и обеспечивает быстрое судебное разбирательство в отношении подозреваемых. В официальном документе Госсовета о судебной реформе 2012 года, в отличие от предыдущих документов, не упоминается о подчинении судебной системы «руководству» КПК, а упоминания партии в других местах заменены на «Китай». [9] [ нужен лучший источник ]
В 2013 году SPC опубликовал «Заключения относительно руководящих указаний по вынесению наказаний за часто совершаемые правонарушения», целью которых было добиться единообразия в вынесении приговоров за аналогичные правонарушения. Поэтому Китай разделил руководящие принципы на четыре раздела: руководящие принципы вынесения приговоров, базовая методология вынесения приговоров, применение общих смягчающих и отягчающих факторов и приговоры за общеуголовные правонарушения. [10] Эти руководящие принципы представили методологию расчета приговоров, включающую три компонента: отправную точку приговора, базовый приговор и окончательный приговор. Отправная точка определялась на основе основных фактов, составляющих преступление, тогда как базовый приговор учитывал второстепенные факты, связанные с преступлением. Окончательный приговор был вынесен на основе скорректированного основного приговора с учетом различных смягчающих и отягчающих факторов. Однако эти руководящие принципы применимы только к менее тяжким правонарушениям, в результате чего серьезные преступления остаются без конкретных указаний. [10]
С 2014 по 2017 год судебная система претерпела значительную реформу, направленную на сдерживание судебного фаворитизма. [11] : 212 Среди ключевых положений реформы была рецентрализация кадровых назначений и финансового управления судами первой и промежуточной инстанций, причем теперь эти решения принимаются правительствами провинций. [11] : 212
В 2015 году Китай начал публиковать все судебные решения по гражданским и уголовным делам всех уровней судебной власти. [5] : 125 Эта база данных China Judgment Online представляет собой крупнейшую в мире коллекцию судебных решений. [11] : 141 Хотя Верховный народный суд требует, чтобы все местные суды публиковали свои решения, соблюдение местными судами этого требования варьируется. [11] : 41 В 2021 году были отменены миллионы судебных приговоров, в том числе все о смертной казни . приговоры [12] В 2023 году было снято и административное производство. [13]
Верховный народный суд в 2018 году начал продвигать приложение Mobile Micro Court. [11] : 207 По состоянию на март 2020 года приложением Mobile Micro Court воспользовались более 1,3 миллиона человек, и через него было зарегистрировано более 437 000 дел. [11] : 207
В 2019 году город Ханчжоу учредил пилотную программу Интернет-суда , связанными с Интернетом на основе искусственного интеллекта для рассмотрения споров, связанных с электронной торговлей и исками об интеллектуальной собственности . [5] : 124 Стороны предстают перед судом посредством видеоконференции, а ИИ оценивает представленные доказательства и применяет соответствующие правовые стандарты. [5] : 124 Вслед за Интернет-судом Ханчжоу были созданы Интернет-суд Пекина и Интернет-суд Гуанчжоу. [11] : 206 В этих судах все аспекты судебного процесса, от подачи дела до его завершения, решаются в режиме онлайн. [11] : 206 В крупных городах, включая Шанхай, Тяньцзинь, Шэньчжэнь, Ухань и Чэнду, созданы специализированные судебные подразделения для рассмотрения дел, возникающих в результате онлайн-споров. [11] : 206
Китайское правительство также способствует развитию системы «умного суда», чтобы расширить использование таких технологий, как искусственный интеллект и блокчейн, для оптимизации судебных разбирательств. [11] : 206 Интернет-суд Ханчжоу был первым судом в Китае, который принял доказательства, полученные с помощью блокчейна, для подтверждения содержания веб-сайта в определенный момент времени, а не метод публичного нотариуса, традиционно используемый для этого. [5] : 124–125
В феврале 2023 года Главное управление Коммунистической партии Китая опубликовало текст под названием « Мнения об усилении юридического образования и исследований в области теории права в новую эпоху» , в котором содержался призыв к устранению «западных ошибочных взглядов» из юридического образования, включая конституционное правительство , разделение властей и т. д . и независимость судебной власти . [14] Текст КПК основан на адаптации и реализации взглядов на судебную теорию и социалистическое верховенство закона с китайской спецификой, рассмотренных в опубликованном тексте Си Цзиньпина «Мысли о верховенстве закона». [15]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Ахль, Бьёрн (06 мая 2019 г.). «Юдициализация в авторитарных режимах: Расширение полномочий Верховного народного суда Китая» . Международный журнал конституционного права . 17 (1): 252–277. дои : 10.1093/icon/moz003 . ISSN 1474-2640 .
- ^ « Хождение по тонкому льду» – контроль, запугивание и преследование адвокатов в Китае» . Хьюман Райтс Вотч . 28 апреля 2008 года . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Вонг, Эдвард (22 марта 2012 г.). «Китайские юристы недовольны новой присягой Коммунистической партии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Дэвидсон, Хелен (5 января 2021 г.). «Китай пытается наказать адвокатов, которые помогали гонконгским активистам» . Хранитель . Архивировано из оригинала 5 января 2021 года . Проверено 5 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Шимальчик, Матей (2023). «Власть по закону». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . стр. 114–127. дои : 10.4324/9781003350064-12 . ISBN 978-1-03-239508-1 .
- ^ «Сеть раскрытия информации правоохранительных органов Китая» . zxgk.court.gov.cn . Архивировано из оригинала 29 мая 2019 г. Проверено 26 мая 2019 г. .
- ^ Ли, Линг (2016). «Коммунистическая партия Китая и народные суды: судебная зависимость в Китае». Американский журнал сравнительного права . 64 (1): 37–74. дои : 10.5131/AJCL.2016.0002 . ISSN 0002-919X . JSTOR 26386882 .
- ^ «ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ» . Юридическая база данных AsianLii, законы Китайской Народной Республики. 12 апреля 1986 года . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Лабман, Стэнли (28 октября 2012 г.). «Читая между строк о китайской судебной реформе» . Уолл Стрит Джорнал. Архивировано из оригинала 29 октября 2012 г. Проверено 29 октября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линь, Чжицю (2016). «Достижения и разногласия в недавних реформах системы наказаний в Китае». Информация о Китае . 30 (3): 357. дои : 10.1177/0920203X16674193 . S2CID 148879303 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Чжан, Анджела Хуюэ (2024). High Wire: как Китай регулирует крупные технологические отрасли и управляет своей экономикой . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/oso/9780197682258.001.0001 . ISBN 9780197682258 .
- ^ Се, Эхо (26 июня 2021 г.). «Миллионы судебных решений удалены из официальной китайской базы данных» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 26 сентября 2023 г. Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Бойд, Александр (25 марта 2023 г.). «Административные разбирательства — «Люди, подающие в суд на правительство» — удалены из китайской юридической базы данных, что является новым ударом по прозрачности» . Китайская цифровая газета Times . Архивировано из оригинала 26 сентября 2023 г. Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Китай очищает юридическое образование от «ошибочных взглядов Запада»» . Ассошиэйтед Пресс . 27 февраля 2023 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2023 г. Проверено 28 февраля 2023 г.
- ^ «Мнения Верховного народного суда об усилении теоретико-правовых исследований народных судов в новую эпоху» . Главное управление Коммунистической партии Китая. 1 января 2024 года . Проверено 18 июня 2024 г.
Источники [ править ]
- В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Китай: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел .