Юридическая история Китая
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Июль 2024 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2012 г. ) |
Часть серии о |
История Китая |
---|
![]() |
Зарождение действующего законодательства Китайской Народной Республики можно отнести к периоду начала 1930-х годов, во время образования Китайской Советской Республики . первый Верховный суд В 1931 году был создан . Хотя современная правовая система и законы не имеют прямых связей с традиционным китайским законодательством , их воздействие и влияние исторических норм все еще существуют.
В период между 1980 и 1987 годами был достигнут важный прогресс в замене власти мужчин верховенством закона . Законы, первоначально принятые в 1979 году и ранее, были изменены и дополнены, а юридические институты и юридические факультеты университетов, закрытые во время Культурной революции, были открыты для подготовки юристов и сотрудников судов. Это было только начало, но были предприняты важные шаги по развитию жизнеспособной правовой системы и обеспечению ответственности правительства и судов по невидимым стандартам.
Имперская эпоха
[ редактировать ]Современный социальный контроль уходит корнями в конфуцианское прошлое. Учение Конфуция оказало непреходящее влияние на жизнь Китая и обеспечило основу социального порядка на протяжении большей части истории страны. [1] Конфуцианцы верили в фундаментальную доброту человека и выступали за правление посредством моральных убеждений в соответствии с концепцией ли (приличия), набора общепринятых социальных ценностей или норм поведения. Ли навязывался обществом, а не судами . Образование считалось ключевым компонентом поддержания порядка, а своды законов предназначались только для дополнения , а не для замены его (см. «Сто школ мысли» ).
Конфуцианцы считали, что кодифицированного права недостаточно, чтобы обеспечить значимое руководство для всей панорамы человеческой деятельности, но они не были против использования законов для контроля над наиболее неуправляемыми элементами в обществе. Первый уголовный кодекс был обнародован где-то между 455 и 395 годами до нашей эры. Существовали также гражданские законы , в основном касающиеся сделок с землей.
Законничество , конкурирующая школа мысли в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.), утверждала, что человек по своей природе злой и должен контролироваться строгими правилами закона и единообразным правосудием. Наибольшее влияние легистская философия оказала во времена первой императорской династии Цинь (221–207 гг. до н.э.).
Династия Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) сохранила основную правовую систему, установленную при Цинь, но изменила некоторые из более жестких аспектов в соответствии с конфуцианской философией социального контроля, основанной на этических и моральных убеждениях. Большинство юристов были не только юристами , но и юристами, получившими образование в области философии и литературы . Первым зарегистрированным профессионалом, работавшим юристом, был Дэн Си (ок. 545 г. до н. э. – ок. 501 г. до н. э.), криминолог, который также опубликовал «Бамбуковый закон», который был одним из самых ранних законодательных актов в истории. [2] Местное конфуцианское дворянство, получившее классическое образование, играло решающую роль в качестве арбитров и разрешало все местные споры, кроме самых серьезных.
В последние годы правления династии Цин (1644–1911) сторонники реформ в правительстве реализовали определенные аспекты модернизированной японской правовой системы , которая сама изначально основывалась на немецких судебных прецедентах (см. «Реформа ста дней» ). Эти усилия были кратковременными и по большей части неэффективными. Китай также был местом экспериментов по экстерриториальности , в том числе через Шанхайский смешанный суд (1864-1927).
Республиканский Китай
[ редактировать ]После свержения династии Цин в 1911 году Китай оказался под контролем конкурирующих военачальников , и у него не было правительства, достаточно сильного, чтобы установить правовой кодекс, заменяющий кодекс Цин. Наконец, в 1927 году Чан Кайши силы националистические смогли подавить полевых командиров и получить контроль над большей частью страны (см. Республиканский Китай ). Основанное в Нанкине националистическое правительство попыталось создать правовую и пенитенциарную системы западного образца. Однако лишь немногие из кодексов Гоминьдана были реализованы по всей стране. Хотя лидеры правительства стремились к системе кодифицированного права, вдохновленной Западом, традиционное китайское предпочтение коллективных социальных санкций безличному законничеству препятствовало конституционному и правовому развитию. Дух новых законов так и не проник на низовой уровень и не обеспечил долгожданной стабильности. В идеале люди должны были быть равны перед законом , но эта предпосылка оказалась скорее риторической, чем материальной. В конце концов, большинство новых законов были отвергнуты, поскольку националистическое правительство стало озабочено коммунистическими силами и японским вторжением. [ нужна ссылка ]
Развитие после 1949 года
[ редактировать ]Согласно Коммунистической партии Китая (КПК) идеологии , партия контролировала государство, создавала и использовала законы для регулирования масс, реализации социализма и подавления контрреволюционеров. Поскольку, по мнению КПК, закон и правовые институты существуют для поддержки партийной и государственной власти, закон часто принимает форму общих принципов и меняющейся политики, а не детальных и постоянных правил. Коммунисты писали законы достаточно простым языком, чтобы каждый человек мог их понимать и соблюдать. От технических терминов и строгих юридических процедур в полиции и судах отказались, чтобы способствовать более широкому признанию правовой системы населением .
Более того, Мао Цзэдун утверждал, что революция непрерывна, и выступал против любой правовой системы, которая могла бы ее ограничить. В то время как западное право подчеркивало стабильность, Мао стремился к постоянным изменениям, подчеркивал противоречия в обществе и призывал к беспощадной классовой борьбе. В этой среде суды были инструментом достижения политических целей, а уголовное право использовалось партией для ведения классовой борьбы. Акценты постоянно менялись, часто выявлялись новые «враги». Мао считал неразумным кодифицировать уголовный закон, который впоследствии мог бы ограничить партию.
Маоисты хотели , чтобы отправление правосудия было как можно более децентрализованным, чтобы соответствовать « линии масс ». Районные комитеты и рабочие группы , контролируемые местными чиновниками, использовали давление со стороны коллег для решения большинства юридических проблем в соответствии с текущей центральной политикой. Полиции судам и оставалось заниматься только самыми серьезными делами. Как в традиционном, так и в современном Китае политическая и правовая теория имела тенденцию поддерживать такие методы. Мао не беспокоило, что человеку, оспаривающему результат группового решения, некуда обратиться за возмещением ущерба.
После 1949 года КПК также сильно изменила характер профессии юриста. Ряд юридических школ был закрыт, а большинство преподавателей вышли на пенсию. Юридическая работа велась горсткой специалистов, получивших образование на Западе, и большим количеством юридических кадров, спешно обученных в Китае. С самого начала эти две группы расходились во мнениях по поводу правовой политики, и развитие правовой системы отражало их постоянные споры как по форме, так и по существу.
Специалисты, получившие образование на Западе, были юристами времен Гоминьдана, которые предпочли сотрудничать с коммунистами. Поскольку их считали политически ненадежными, КПК изначально игнорировала большинство их аргументов в пользу современной правовой системы. Однако в течение 1950-х годов эта группа сыграла важную роль в принятии Китаем правовой системы, основанной на системе Советского Союза . В целом специалисты хотели кодифицированного закона , обеспечиваемого строгой юридической бюрократией советского типа. Без таких процедур, по их мнению, было бы слишком много произвола, и в конечном итоге правовая система стала бы неэффективной. Многие из этих специалистов ушли со сцены, когда в конце 1950-х годов от советской модели отказались, но некоторые стали членами КПК и заняли влиятельные позиции.
В первые тридцать лет существования Народной Республики новые юридические кадры, выбранные больше по идеологическим убеждениям, чем по юридическим знаниям, вели повседневную юридическую работу. Эти кадры поддерживали маоистскую систему социального и политического контроля и считали себя руководителями масс, разделявших общий набор коммунистических ценностей. Новые кадры считали, что эта общая идеология обеспечивает лучшее общее руководство, чем строгий правовой контроль. Они считали, что Китай слишком велик, чтобы им можно было управлять на основе какого-то единого набора фиксированных правил или юридической бюрократии. Они предпочитали отправлять правосудие с помощью упрощенных директив, адаптированных к потребностям местных сообществ, чтобы люди (и новые кадры) могли в полной мере участвовать в их реализации. В рамках этого плана кадры организовали « учебные группы » для ознакомления каждого гражданина с действующими директивами и циркулярами.
Большинство культур сходятся во мнении, что целью уголовного права является контроль девиаций: китайцы традиционно стремились сделать это через группы сверстников, а не через суд. Эта практика продолжалась и после 1949 года. В идеале сверстники помогали девианту посредством критики или шуофу (убеждения разговорами). Упор был сделан на образование и реабилитацию – политику, связанную с конфуцианским и маоистским принципом , согласно которому при наличии терпения и убеждения человек может быть исправлен.
Первые годы Народной Республики (1949–1953).
[ редактировать ]В 1949 году КПК отменила все гоминьдановские законы и судебные органы и учредила «Общую программу» — заявление о национальных целях, принятое на сентябрьской сессии Народного политического консультативного совета Китая в 1949 году — в качестве временной конституции . В рамках Общей программы было принято 148 в основном экспериментальных или временных законов и постановлений для установления нового социалистического правления. Наиболее важные и далеко идущие из этих законов касались брака , земельной реформы , контрреволюционеров и коррупции . трехуровневая единая апелляционная судебная Была создана Верховная народная прокуратура система, а также учреждены и местные народные прокуратуры. Прокуратура была создана для обеспечения строгого соблюдения государственными органами всех уровней, лицами, находящимися на государственной службе, и всеми гражданами Общей программы, а также политики, директив, законов и постановлений народного правительства. Они также должны были расследовать и преследовать контрреволюционные и другие уголовные дела; оспаривать незаконные или неправомерные решения, вынесенные судебными органами всех уровней; и расследовать незаконные меры, принимаемые местами содержания под стражей и органами трудовой реформы в любой точке страны. Они должны были рассматривать дела, поданные гражданами, недовольными решением об «отказе от преследования», вынесенным органами прокуратуры нижних уровней, а также вмешиваться в важные гражданские дела и административно-правовые действия, затрагивающие национальные интересы.
Период 1949-52 годов был периодом национальной интеграции после десятилетий разобщенности, беспорядков и войны и включал в себя усилия по приведению различных элементов разрушенного общества в соответствие с новым политическим направлением государства. Движение за земельную реформу 1949—51 сопровождалось в 1950 движением по подавлению контрреволюционеров. В 1952 году движение сан фан («три анти») выступало против коррупции, расточительства и бюрократизма, а движение у фан («пять анти») выступило против взяточничества, уклонения от уплаты налогов, кражи государственных активов, мошенничества с государственными контрактами и воровства. государственной экономической тайны (см. Кампании «Три анти/пять анти» ). За этот период в суд было передано лишь несколько дел. Вместо этого административные органы, особенно полиция, провели массовые судебные процессы с участием больших толп зрителей, выкрикивающих обвинения. Сотни тысяч были казнены в результате этих «процессов», а многие другие были отправлены в тюрьмы или трудовые лагеря. В относительно небольшом числе дел, которые рассматривались в официальных судах, судебные протоколы мало что указывали на то, какие законы использовались в качестве основы для вынесения решения.
В 1952 году власти развернули общенациональное движение за судебную реформу, «чтобы исправить и очистить народные судебные органы на всех уровнях политически, организационно и идеологически, а также укрепить партийное руководство судебной работой». Судьи эпохи Гоминьдана были изгнаны из судов, а те, кто остался, с молчаливо снятых обвинений в «вопиющей контрреволюции» и поклявшихся поддерживать массовую линию в судебной работе, продолжали настаивать на более упорядоченной правовой системе советского образца. Эти судьи были уверены, что массовые движения вскоре прекратятся и что управляемое коммунистами правительство в конечном итоге поймет, что ему нужна более формальная судебная структура. Действительно, по инициативе юристов в 1953 году государство начало издавать отдельные уголовные законы.
Правовая система согласно Конституции 1954 года.
[ редактировать ]В конституции штата, обнародованной в сентябре 1954, была предпринята попытка закрепить в юридической форме основные задачи страны в переходный период середины 1950-х годов и регулировать шаги Китая по пути к социализму . Конституция штата обеспечила основу правовой системы, очень похожей на ту, которая действовала в Советском Союзе с 1921 по 1928 год. Большая часть советского правового кодекса была переведена на китайский язык, и советские юристы помогли переписать его в соответствии с китайскими условиями.
Конституция штата 1954 года предоставила Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей право назначать и увольнять судебный персонал, а также принимать правовые кодексы. Конституция штата защищала людей от ареста и задержания без одобрения народной прокуратуры и предоставляла гражданам свободу слова, переписки, демонстраций и религиозных убеждений. Граждане могли голосовать и баллотироваться на выборах . Они также получили право на образование, работу, отдых, материальную помощь в старости, возможность обращаться с жалобами в государственные органы. Каждому гражданину было предоставлено право на публичное судебное разбирательство и право на защиту при помощи «народного адвоката». Гражданам было предоставлено равенство перед законом , а женщинам были гарантированы равные юридические права . Согласно конституции штата 1954 года, местные прокуратуры , которые были ответственны как перед прокуратурой следующего более высокого уровня, так и перед правительством соответствующего уровня, были ответственны только перед прокуратурой следующего более высокого уровня. Технически судебная власть стала независимой, и Верховный народный суд стал высшим судебным органом государства.
законодательства по кодификации Кроме того, была создана комиссия для разработки первого уголовного кодекса Народной Республики и описания уголовной ответственности детального . Был установлен свод правил надлежащего поведения для сотрудников полиции и судебных органов, и «политической задачей» судов стало определение того, что является правонарушением, а что нет . , Были разработаны уголовный закон кодекс Уголовно-процессуальный и Гражданский кодекс , но ни один из них не был принят до тех пор, пока двадцать пять лет спустя.
Чтобы справиться с ожидаемой потребностью в большем количестве юристов , юридические школы расширили и обновили свои учебные программы . Большое количество юридических книг и журналов вновь появилось для использования студентами-юристами. Хотя все юристы должны были быть знакомы с современной идеологией , многие из них превратились в «специалистов по праву», больше заботящихся о законе, чем об идеологии. Хотя эта точка зрения была осуждена в 1957 году, когда была отвергнута правовая система советского образца, в 1954 году выяснилось, что Китай сделал первый шаг к упорядоченному отправлению правосудия.
В период с 1954 по 1957 год было приложено много усилий, чтобы заставить правовую систему работать, но основной конфликт между специалистами и кадрами, которых больше заботила идеология, чем правовая система, сохранялся. К 1956 году ситуация поляризовалась. Специалисты утверждали, что период острой классовой борьбы закончился и теперь все люди должны считаться равными перед законом и конституцией штата. Кадры, с другой стороны, утверждали, что классовая борьба никогда не закончится и что к классовым врагам следует применять отдельные стандарты. Они считали, что специалисты препятствуют революции, пытаясь подорвать новое государство и восстановить права старых классовых врагов.
В 1956 году Мао лично организовал массовое движение под классическим лозунгом «Пусть расцветают сто цветов , пусть соперничают сто школ мысли ». Его эссе «О правильном разрешении противоречий в народе», опубликованное в начале 1957 года, побуждало людей выражать свою критику, пока она была «конструктивной» («в народе»), а не «ненавистной и деструктивной» («между народом»). враг и мы сами»). Мао стремился снизить вероятность ответной реакции на коммунистическое правление, подобной той, которая произошла в Венгрии и Польше .
Юристы были одними из самых яростных критиков политики КПК и правительства. Они жаловались на то, что законов слишком мало и что Всекитайское собрание народных представителей медленно принимает уже разработанные законы. Они считали, что правовые институты созревают слишком медленно и что низкоквалифицированные кадры препятствуют работе этих институтов в своих политических целях. Юристы также высказались против тех, особенно членов партии, которые считали себя выше закона.
К августу 1957 года критика КПК и государственной политики стала слишком широкой и пронзительной, чтобы ее можно было игнорировать. Мао и его сторонники назвали критиков «правыми» и развернули против них кампанию. Среди первых жертв антиправой кампании были специалисты и их правовая система. Мао возражал против этой системы по нескольким причинам, в том числе по его мнению, что советская модель была слишком вестернизированной для Китая и что судебная система была слишком ограничительной.
Предложения специалистов по созданию судебной системы, свободной от партийного и политического вмешательства, были осуждены и высмеяны. Мао не хотел, чтобы судебная система выступала в качестве беспристрастного арбитра между КПК и кем-либо еще. Принцип презумпции невиновности был отвергнут, как и представление о том, что закон всегда должен действовать «в интересах государства и народа», а не партии.
Многие специалисты были переведены на внесудебные должности и заменены кадрами КПК . Все кодификационные комиссии прекратили работу, новых законов не разрабатывалось. Число юридических школ резко сократилось, поскольку большинство университетов переключили свои учебные программы на более политически приемлемые предметы. Позже, во время Культурной революции (1966–76), почти все оставшиеся юридические школы были закрыты.
С Антиправой кампанией середины 1957 года и « Большим скачком» (1958–60) возникла новая массовая линия. Антиправая кампания остановила тенденцию к юридическому профессионализму , которая рассматривалась как угроза контролю КПК. Руководство партии решительно заявило о своей абсолютной власти в юридических вопросах. «Большой скачок» был направлен на возрождение революционного духа среди людей. Линия масс, поскольку она затрагивала общественный порядок , выступала за передачу все большего объема контроля и судебной власти массам. Это означало большее участие и авторитет местных комитетов и низовых массовых организаций.
Антиправая кампания положила конец усилиям, которые могли бы обеспечить некоторую степень судебной автономии и гарантий для обвиняемых, и страна перешла к полиции доминированию . К 1958 году полиция получила право налагать санкции по своему усмотрению. КПК уделяла мало внимания судам, и, поскольку многие судебные функции были переданы местным административным чиновникам, немногие квалифицированные люди предпочли остаться в еще действующих судах. Количество публичных судебных процессов сократилось, и к началу 1960-х годов судебная система практически перестала действовать. Одним из неожиданных побочных результатов перехода от формальных юридических органов к местному административному контролю стало то, что уголовные наказания стали мягче. Лица, признанные виновными в краже в особо крупных размерах , изнасиловании или непредумышленном убийстве, приговаривались лишь к трем-пяти годам тюремного заключения, а смертная казнь назначалась редко.
Во время «большого скачка» количество арестов, судебных преследований и осуждений увеличилось, поскольку полиция отправляла правосудие «на месте» даже за незначительные правонарушения. Тем не менее, эксцессы «Большого скачка» были мягче, чем в период 1949–1952 годов, когда многие из арестованных были казнены без суда и следствия. Лица, признанные виновными в ходе «большого скачка», считались способными к обучению. После 1960 года, в течение короткого периода господства умеренных политических сил , был некоторый упор на восстановление судебного сектора, но Культурная революция свела на нет большую часть прогресса, достигнутого в соответствии с конституцией штата 1954 года.
Правовая система согласно Конституции 1975 года.
[ редактировать ]Конституция штата, принятая в январе 1975 года, в подавляющем большинстве была вдохновлена идеями Мао Цзэдуна . Это подчеркнуло партийное лидерство и уменьшило власть Всекитайского собрания народных представителей . Упрощенный документ (30 статей по сравнению со 106 в 1954 году) еще больше ослабил конституционные ограничения для маоистов . Единственная статья новой конституции штата, касающаяся судебной власти, упразднила прокуратуру и передала ее функции и полномочия полиции. Заметное увеличение полномочий полиции устроило радикальных лидеров в иерархии КПК, которые хотели, чтобы силы общественной безопасности имели право производить аресты без необходимости проходить через другие судебные органы. [ нужна ссылка ]
Всекитайское собрание народных представителей теоретически все еще имело право принимать законы, выбирать и отклонять государственных чиновников, а также руководить судебной системой . Однако партия была высшим арбитром, и Верховный народный суд больше не считался высшим судебным органом страны, а упоминался лишь вскользь как один из судов, осуществляющих судебную власть.
Равенство перед законом , положение конституции штата 1954 года, было отменено. Более того, люди больше не имели права заниматься научными исследованиями, литературным или художественным творчеством, а также свободы менять место жительства. Были добавлены некоторые новые права, в том числе свобода пропагандировать атеизм и исповедовать религию . Граждане также получили «четыре больших права»: право свободно высказываться, полностью транслировать взгляды, проводить масштабные дебаты и писать масштабные плакаты. Эти «новые» формы социалистической революции наряду с правом на забастовку были примерами радикального политического активизма, популяризированного во время Культурной революции, которая была отменена в 1979 году.
« Социалистическая законность » согласно конституции штата 1975 года характеризовалась мгновенным произвольным арестом . Импровизированные судебные процессы проводились либо полицейским на месте, либо революционным комитетом (органом местного самоуправления, созданным в течение десятилетия Культурной революции), либо толпой. Спонтанные циркуляры и партийные постановления продолжали заменять кодекс уголовного права или судебно-процессуальный кодекс. Например, во время демонстраций на площади Тяньаньмэнь в Пекине в начале 1976 года трое демонстрантов были схвачены полицией и обвинены в контрреволюционной деятельности в поддержку Дэн Сяопина . Эти трое были «судимы» «массами» во время двухчасового « митинга борьбы », заседания, на котором тысячи зрителей выкрикивали свои обвинения. После этого «суда», в ходе которого обвиняемым было запрещено защищаться (даже если бы они того пожелали), все трое были приговорены к неопределенному количеству лет в трудовом лагере. В отличие от более мягких приговоров периода 1957 года, приговоры по конституции штата 1975 года были суровыми. Смертные приговоры часто выносились за «создание массовой паники», кражи со взломом, изнасилования и грабежи.
После смерти Мао в сентябре 1976 года и ареста «Банды четырех» менее чем через месяц правительство предприняло первые шаги по отмене конституции штата 1975 года и восстановлению правовой системы, существовавшей до Культурной революции. В январе 1977 года премьер-министр Хуа Гофэн поручил юристам начать восстановление судебных учреждений в духе конституции штата 1954 года. Китайская пресса начала публиковать истории о достоинствах документа 1954 года и злоупотреблениях им со стороны «Банды четырех». Позже в том же году Хуа объявил, что Китаю предстоит выполнить восемь важных задач, среди которых восстановление формальных правовых институтов.
Осенью 1977 года Народно-освободительная армия (НОАК) и ополчение начали передавать ответственность за общественную безопасность гражданскому сектору. Сотрудники судебных органов и органов общественной безопасности проводили встречи, чтобы найти пути «укрепления строительства правовых сил... и социалистических правовых систем». Группа теоретических исследований Верховного народного суда подтвердила, что суды и органы общественной безопасности несут единоличную ответственность за поддержание общественного порядка, и призвала людей принять точку зрения вышестоящих властей.
Правительство поставило задачу как можно скорее полностью реорганизовать все судебные процедуры и создать кодексы уголовного права и судопроизводства. Юридические школы были вновь открыты, в них вновь наняты профессора, вновь появились юридические книги и журналы. Сообщается, что к концу 1977 года правовая система и суды были сильнее, чем когда-либо с периода 1954-56 годов.
1978-1981
[ редактировать ]Новая конституция, призванная обеспечить структурную основу для возвращения к социалистической законности, была принята на Пятом Всекитайском собрании народных представителей в марте 1978 года. Правовая реформа считалась необходимой не только для предотвращения возвращения к власти радикалов, но и для обеспечения правовой структуры. для экономического развития страны, предусмотренного руководством КПК. [ нужна ссылка ]
Конституция штата 1978 года подтвердила принцип равенства всех граждан перед законом , удаленный из конституции штата 1975 года . Он гарантировал право на публичное судебное разбирательство , за исключением случаев, связанных с национальной безопасностью, сексуальными преступлениями или несовершеннолетними, и вновь подтверждал право гражданина на защиту, которое также было исключено в 1975 году.
Всекитайское собрание народных представителей призвало как можно быстрее разработать новые уголовные, процессуальные, гражданские и экономические кодексы, используя в качестве руководства новую конституцию штата. Делегаты процитировали слова Мао Цзэдуна в 1962 году о том, что «нам нужен не только уголовный кодекс , но и гражданский кодекс », и они ссылались на авторитет Мао против тех, кто считал упорядочение правовой системы контрреволюционным .
В ноябре 1978 года Юридический институт Китайской академии общественных наук , работая совместно с Комиссией по правовым вопросам Всекитайского собрания народных представителей, предложил укрепить социалистическую правовую систему, которая, как он объяснил, была основана на демократии, социалистических принципах и трудовых принципах. -крестьянский союз. Институт добавил, что система должна быть сформулирована, внедрена и использована людьми для экономического развития и против таких групп, как «Банда четырех». Конституция штата 1978 года предоставила Всекитайскому собранию народных представителей единоличное право интерпретировать, обнародовать и изменять законы. Он также восстановил народные прокуратуры и возложил на них ответственность как перед прокуратурой следующего более высокого уровня, так и перед народным правительством на том же уровне, как это было до 1954 года.
О радикальных реформах правовой системы Китая было объявлено на второй сессии V Всекитайского собрания народных представителей, состоявшейся в июне и июле 1979 года. Изменения, вступившие в силу с 1 января 1980 года, отражали убежденность руководства в том, что для успеха экономической модернизации люди должны — которые пострадали от унижений, капризных арестов и массовых гражданских беспорядков во время Культурной революции (1966–1976 гг.), — должны были быть уверены, что они больше не будут подвергаться насилию или заключаться в тюрьму на основании слухов или произвольных политических заявлений.
В середине 1979 года Китай обнародовал ряд новых законов, в том числе первый в стране уголовный закон, первый уголовно-процессуальный закон и обновленные законы о судах и прокуратуре. Этому объявлению предшествовала обширная подготовка. Например, с начала 1979 года в средствах массовой информации велись дебаты по таким темам, как независимость судебной власти, презумпция невиновности и равенство всех граждан перед законом. Национальная конференция прокуратур в январе 1979 года подчеркнула необходимость тщательного расследования всех дел и уважения доказательств. Участники конференции предупредили, что вымогаемые признания больше не будут приниматься и что полиция не может производить аресты без санкции прокуратуры. Если обстоятельства не позволяли получить предварительное разрешение, разрешение должно было быть получено постфактум, иначе задержанный должен был быть освобожден.
Конференции по судебной работе были проведены по всему Китаю, чтобы дать рекомендации Всекитайскому собранию народных представителей относительно независимой судебной власти . Согласно рекомендациям, китайские суды в будущем будут основывать свои решения на законе, продолжая при этом "работать под единым руководством местных партийных комитетов". Короче говоря, партийная политика больше не будет эквивалентом закона, но независимость судебной власти в Китае все еще может быть изменена партийным руководством.
Пэн Чжэнь, директор Комиссии по правовым вопросам и активный участник реформ в начале 1960-х годов, объявил о новых законах в июне 1979 года и вскоре после этого опубликовал их. Согласно заявлению Пэна, законы были основаны на проектах 1954 и 1963 годов и обеспечили основу для социалистической правовой системы и, в конечном итоге, социал-демократии . Он подтвердил, что судебная власть будет независимой и подчиняется только закону; что все люди, независимо от их старшего возраста, будут равны перед законом; и что членам партии и кадрам придется отказаться от особого обращения и подать пример народу. В ноябре 1979 года Пэн был назначен генеральным секретарем Постоянного комитета Пятого Всекитайского собрания народных представителей, и с этой должности он мог контролировать восстановление правовой системы.
Среди законов, одобренных второй сессией Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва и вступающих в силу 1 января 1980 года, был Органический закон о местных собраниях народных представителей и местных народных правительствах . Революционные комитеты, принявшие на себя судебную власть в 1967-76 гг., были ликвидированы; их власть перешла к местным властям, а судебная ответственность была возвращена соответствующим судам.
Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей , также вступивший в силу 1 января 1980 года, предусматривал прямые выборы некоторых прокуроров и судей. Органический закон о народных судах был разработан для создания более упорядоченной среды и заверения людей в том, что хаотичные годы Культурной революции, когда не было ни судов, ни юридических гарантий, закончились. Закон, представляющий собой пересмотренную версию проектов 1954 года, гарантировал обвиняемым равенство перед законом независимо от расы, национальности, пола, социального происхождения или религиозных убеждений и давал людям право на адвоката. В некоторых случаях адвокат назначается судом. Закон призывал к независимости судебной власти от политического вмешательства. Суды имели право создавать судебные комитеты для оказания им помощи в сложных делах, и существовало положение о том, что граждане избирались в качестве заседателей для участия вместе с судьями в вынесении решений по делам. Местный язык должен был стать средством ведения судебного разбирательства и написания судебных решений. Дела, связанные со смертной казнью, должны были рассматриваться Верховный народный суд , и все ответчики имели право подать апелляцию в следующий вышестоящий суд.
Органический закон о народных прокуратурах , измененная версия закона 1954 года, возложил на прокуроров ответственность за надзор за соблюдением законов со стороны полиции, судов и административных органов. Прокуратура была связана с прошлым Китая, поскольку она функционировала как цензурная система имперского Китая. Оно служило глазами и ушами правительства, точно так же, как цензурная система была сторожевым псом императора.
Прокуроры избирались местными собраниями народных представителей и утверждались следующим высшим уровнем прокуратуры для рассмотрения только уголовных дел. Независимость прокуратуры была гарантирована конституцией. Тем не менее, их обязанности были трудными, особенно в любом случае, когда речь шла о высокопоставленном партийном чиновнике. Согласно новому закону, прокуратуры всех уровней должны были создавать прокурорские комитеты, практиковать демократический централизм и принимать решения путем обсуждения. В идеале прокуратура на более низком уровне должна руководиться, а не диктоваться прокуратурой на следующем более высоком уровне. Каждая прокуратура была подотчетна постоянному комитету собрания народных представителей соответствующего уровня.
На всех уровнях были восстановлены собрания народных представителей, которым поручена работа по принятию законов. Одним из инновационных способов является использование посреднических комитетов – информированных групп граждан, которые разрешают около 90 процентов гражданских споров в Китае и некоторых мелких уголовных дел бесплатно для сторон. Таких комитетов насчитывается более 800 000 как в сельской, так и в городской местности. Основная мотивация заключалась в том, чтобы ограничить произвол влиятельных чиновников и обеспечить стандарты управления социальными, экономическими и политическими отношениями, включая иностранные инвестиции. Закон воспринимается как ключевой элемент легитимности режима, поскольку он служит институционализации экономических реформ.
Уголовный закон 1980 года был призван защитить государственную собственность, а также личные и имущественные права граждан от незаконных посягательств со стороны любого лица или учреждения. Он гарантировал основные права, предусмотренные конституцией штата 1978 года, и предписывал наказания за контрреволюционную деятельность (преступления против государства) и другие уголовные преступления. Подчеркивалось предупреждение преступности и реабилитация посредством образования (принимая во внимание реальные условия в Китае в 1979 году). Незаконное заключение под стражу, фабрикации, судебное преследование и запугивание были запрещены, но положения закона не имели обратной силы.
Уголовный закон содержал положение, запрещающее привлекать к уголовной ответственности лицо, имевшее «реакционные», то есть антипартийные, идеи, но не совершившее «реакционных» действий. Как отметил Пэн Чжэнь в конце 1979 года, поскольку «большинство противоречий было среди людей», включая конструктивную критику, не враждебную партии или государству, наказание было неуместным (см. Китайский интеллектуализм ). Как и в некоторых других областях права, фактическое решение суда иногда противоречило этому конкретному принципу.
Закон дает определение преступным деяниям и проводит различие между реальными преступлениями и несчастными случаями. Он также установил срок исковой давности как для демонстрации «гуманитарного духа» уголовного кодекса, так и для того, чтобы позволить сотрудникам правоохранительных органов сосредоточиться на преступлениях, доказательства которых все еще имелись. Закон сохранил важный правовой принцип аналогии , согласно которому действия, не определенные конкретно, могут считаться преступлениями. Уголовные обвинения не могли быть предъявлены, если не было доказательств совершения преступления; единственным основанием для судебного преследования были проверяемые доказательства. Закон также определил основные понятные правила доказывания . Смертная казнь могла быть назначена за грубые контрреволюционные действия, а также за убийства , поджоги , преступные умыслы в организации взрывов и другие правонарушения такого рода. Пересмотр закона 1983 года значительно увеличил количество преступлений, караемых смертной казнью.
Закон об уголовном процессе был принят в целях реформирования судебных процедур по обеспечению соблюдения Уголовного закона. Он был разработан для обучения граждан, установления судебной юрисдикции и упрощения судебного обжалования и рассмотрения. Закон описывал отношения между органами общественной безопасности (расследование и предварительное задержание), прокуратурой (санкционирование ареста, возможные прокурорские расследования, судебное преследование и надзор за полицией и пенитенциарными учреждениями) и судами (судебное разбирательство и вынесение приговора). Он также гарантировал обвиняемым право защищаться на открытом судебном заседании в присутствии адвоката.
Органы общественной безопасности, прокуратуры и суды должны были основывать свои решения на проверенных доказательствах, используя закон в качестве меры. Существовали строгие ограничения по времени на действия суда и полиции во избежание чрезмерно длительного содержания под стражей.
Более того, с точки зрения лидеров КПК, кодифицированные законы и усиленная правовая система рассматривались как важные средства предотвращения возможного возврата радикальной политики и повторения эпохи, когда «Банда четырех» правила указами и непоследовательными партийными правилами. . Помимо создания правового кодекса, которым будет труднее манипулировать коррумпированным чиновникам, новые законы возложили на суды ответственность за применение всех санкций, кроме незначительных, а также сделали полицию ответственной перед судами. Прокуратура , вышедшая из употребления во время Культурной революции, была восстановлена для расследования уголовных дел, пересмотра судебных решений и расследования законности действий, предпринятых полицией и другими правительственными организациями. Ожидалось, что усиление роли судов и независимых расследований затруднит представление политически окрашенных показаний в залах суда .
Принятие современной правовой системы было инициировано центральным правительством в Пекине . Хотя экономические реформы приветствовались большей частью населения, новые правовые институты все еще не получили поддержки. Даже на рынке, где традиционные нормативные рамки ослабли после десятилетий социалистического подавления, слабость механизмов правоприменения по-прежнему препятствует соблюдению закона.
Правовые реформы в соответствии с Конституцией 1982 года
[ редактировать ]В конце 1982 года Всекитайское собрание народных представителей приняло новую конституцию штата . Конституция штата 1982 года включает в себя многие положения законов, принятых с 1978 года, и проводит различие между функциями государства и КПК, предписывая, что «ни одна организация или частное лицо не может пользоваться привилегией быть выше Конституции и закона» (статья 5). . Китайские наблюдатели интерпретировали эту статью как включающую лидеров КПК. Конституция штата также определила основные права и обязанности граждан, включая защиту от клеветы, незаконного ареста или задержания, а также незаконного обыска.
Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей продолжали принимать законы для удовлетворения юридических и других потребностей своих юрисдикций. Проект Закона о гражданском процессе, вступивший в силу с октября 1982 года, содержал правила рассмотрения гражданских дел. Эти дела составляли большинство судебных исков в Китае, и в 1980-е годы их число быстро росло. В некоторых судах низшей инстанции почти все дела были гражданскими.
Серьезной проблемой при применении новых уголовных и гражданских законов была острая нехватка подготовленного юридического персонала. В августе 1980 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей попытался восполнить этот недостаток, приняв Временный закон об адвокатах Китайской Народной Республики, который вступил в силу 1 января 1982 года. До того, как закон вступил в силу, существовало только 1300 юридических консультаций и 4800 юристов в Китае. К середине 1983 года их число увеличилось до 2300 юридических консультаций, в которых работало более 12 000 юристов (приблизительно 8600 штатных и 3500 неполный рабочий день). Чтобы удовлетворить растущий спрос на юристов, юридические институты и юридические факультеты университетов, закрытые во время Культурной революции, были вновь открыты, а также были созданы дополнительные. К середине 1985 года около 3000 юристов ежегодно выпускали 5 юридических институтов и 31 юридический факультет университета, расположенные по всей стране.
Закон также учредил юридические консультативные бюро на всех уровнях власти и установил обязанности, права и квалификацию юристов. Квалификацию юриста может получить любой гражданин Китая, обладающий правом голоса, прошедший тест на профессиональную компетентность после формального обучения или после двух-трех лет опыта юридической работы. Ожидалось, что адвокаты будут выступать в качестве юрисконсультов правительственных и неправительственных организаций, а также в качестве государственных и частных истцов в гражданских исках, защищать обвиняемых по уголовным делам по запросу ответчика или по поручению суда, а также предоставлять юридические консультации по номинальную плату для любого, кто ее запросит. Закон 1982 года гарантировал, что при выполнении этих обязанностей адвокатам будет разрешено встречаться и переписываться со своими клиентами без вмешательства со стороны какой-либо организации или частного лица. Судя по всему, закон имел положительный эффект. Хотя существовала серьезная нехватка юристов и большое неравенство в профессиональной компетентности практикующих юристов, Китай в середине 1980-х годов добился прогресса в создании корпуса юристов для удовлетворения своих юридических потребностей.
Правовая реформа замедлилась после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, но снова стала приоритетом правительства после поездки Дэн Сяопина по южному Китаю в 1992 году. Были приняты важные законы, касающиеся коммерческих сделок, административных разбирательств и судебной системы. Когда это произошло, правовая реформа сделала все, что могла.
В значительной степени правовая реформа была вызвана экономической либерализацией. Несмотря на сопротивление политически чувствительным правовым концепциям в некоммерческих или государственных законах, изменения просочились из законов, связанных с торговлей. Например, Закон об административных наказаниях (1996 г.) и Закон об административных процедурах (1990 г.) были приняты с целью остановить вмешательство государства в деятельность государственных предприятий. Те же законы позволяют гражданам подавать в суд на должностных лиц за злоупотребление властью или должностные преступления.
Кроме того, в реформированное уголовное законодательство 1997 года и уголовно-процессуальное законодательство были внесены существенные изменения. Поправки в уголовное законодательство отменили преступление «контрреволюционной» деятельности, но только на бумаге. Фактически этот термин изменился на «преступления, ставящие под угрозу национальную безопасность», но международные ученые сходятся во мнении, что новый заголовок охватывает в основном те же положения, что и в уголовном законе 1979 года.
Реформы уголовного судопроизводства также способствовали созданию более прозрачного и состязательного судебного процесса. Мелкие преступления, такие как проституция и употребление наркотиков, иногда рассматриваются в рамках перевоспитания в соответствии с трудовым законодательством.
В некоторых случаях Китай был готов принять целые разделы иностранной правовой системы. Примерами могут служить система банковского дела и ценных бумаг (находящаяся под сильным влиянием США ) и законы о промышленной собственности (копия немецкой системы).
Они способствовали установлению правового порядка на внутреннем рынке, привлечению иностранных инвестиций и сближению внутреннего рынка с международным рынком.
Коммерческое право
[ редактировать ]Для продвижения своей политики рыночных реформ Китай перенял зарубежные подходы к правовому регулированию, особенно в области коммерческого права . В настоящее время в Китае создана комплексная система законодательства, включающая национальные законы, административные правила и местные правила.
Закон о китайско-иностранных совместных предприятиях , первый закон, регулирующий иностранные инвестиции, был принят в 1980 году. С тех пор было опубликовано более 300 законов и постановлений, большинство из которых относятся к экономической сфере.
Модернизация юридической практики Китая
[ редактировать ]Китая После реформ и открытости КПК подчеркнула верховенство закона как основную стратегию и метод государственного управления. [3] : 110
С момента создания нынешней правовой системы Китая в 1978-81 годах экзамен на получение адвоката в Китае сыграл важную роль в повышении квалификации китайских юристов. В настоящее время процент сдачи экзамена на адвоката в Китае составляет всего 10 процентов. [ нужна ссылка ] Кроме того, будучи развивающейся страной , Китай обеспокоен негативными последствиями открытия своего сектора юридических услуг для иностранной конкуренции. Однако приезд иностранных юристов в Китай увеличил юридическую экспертизу китайских юристов в международной практике. [ нужна ссылка ]
Иностранные юристы сопровождали иностранный капитал и их клиентов в Китай. В начале 1980-х годов Министерство экономики и торговли, предшественник сегодняшнего Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества (MOFTEC), обнародовало постановление, разрешающее создание консалтинговых фирм для обслуживания внешней торговли. В результате многие иностранные юридические фирмы зарегистрировали консалтинговые фирмы в своих странах или Гонконге , а затем открыли дочерние компании в Пекине или Шанхае для предоставления юридических услуг. [ нужна ссылка ]
1 июля 1992 года, чтобы удовлетворить растущий спрос, китайское правительство открыло рынок юридических услуг для иностранных юридических фирм, разрешив им открывать офисы в Китае, когда Министерство юстиции и Государственное управление промышленности и торговли (SAOIC) издали постановление. Временное регулирование открытия офисов иностранными юридическими фирмами. [4]
Цзян Цзэминь призвал к установлению социалистического верховенства закона на 15-м Национальном конгрессе Коммунистической партии Китая в 1997 году. [3] : 110
По-прежнему существует множество нормативных барьеров для входа на рынок, призванных защитить отечественную юридическую отрасль. Например, только иностранные юридические фирмы, а не отдельные иностранные юристы, могут подать заявку на получение разрешения на открытие офиса в Китае. Новый офис может быть только филиалом иностранной фирмы. Вопросы, касающиеся китайского законодательства, должны передаваться китайским юридическим фирмам. Иностранным юристам также запрещено интерпретировать или применять на практике китайское законодательство, а также представлять своих клиентов в суде. [ нужна ссылка ]
В то время как тенденция в правовой сфере Китая заключается в продолжении открытия юридического рынка, законы и правила Китая помогли ряду отечественных китайских фирм специализироваться на коммерческом праве для удовлетворения спроса.
Си Цзиньпин выступает против западных взглядов на верховенство закона, таких как требование независимости судебной власти. [3] : 113 Си Цзиньпин считает, что руководство КПК имеет важное значение для поддержания социалистического верховенства закона. [3] : 114 Си Цзиньпин заявляет, что двумя фундаментальными аспектами социалистического верховенства закона являются: (1) политические и правовые органы (включая суды, полицию и прокуратуру) должны верить в закон и поддерживать закон, и (2) все политические и юридические чиновники должны следовать за КПК. [3] : 115 Взгляд Си на верховенство закона имеет тенденцию приравнивать верховенство закона к развитию законодательства. [3] : 112–113 В своих трудах о социалистическом верховенстве закона Си Цзиньпин подчеркивал традиционные китайские концепции, включающие людей как основу государства ( минбэнь ), «идеал отсутствия судебных исков» ( тянься усонг ), «уважение обрядов и упор на закон» ( лонли чжунфа ). , «сначала добродетель, потом наказание» ( дэчжу синфу ) и «поощрение добродетели и осмотрительность в наказании» ( миндэ шэньфа ). [3] : 110–111
См. также
[ редактировать ]- Судебная система Китайской Народной Республики
- Правоохранительные органы в Китайской Народной Республике
- Министерство юстиции Китайской Народной Республики
- Пенитенциарная система в Китае
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фарах, Паоло Давиде, Влияние конфуцианства на построение китайской политической и юридической системы (2008). ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, Джованни Бомбелли, Бруно Монтанари, ред., стр. 193-226, Vita e Pensiero, 2008. Доступно на SSRN: http://ssrn.com/abstract=1288392.
- ^ «Первый пионер китайской юридической науки: Дэн Си» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фан, Цян (2024). «Понимание верховенства закона в Китае Си Цзиньпина». В Фанге, Цян; Ли, Сяобин (ред.). Китай при Си Цзиньпине: новая оценка . Издательство Лейденского университета . ISBN 9789087284411 . JSTOR jj 15136086 .
- ^ Интернационализация рынка юридических услуг Китая. Архивировано 21 августа 2002 г., archive.today .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альберт Х.И. Чен, «Введение в правовую систему Китайской Народной Республики», Гонконг: Lexis Nexis, 2004.
- Чэнь Шоуи, Теории Faxue jichu lilun на основе юридической науки Пекин: Beijing Daxue Chubanshe (издательство Пекинского университета), 1984.
- Шэнь Цзунлин (ред.), Фали Сюэ 法理学 (Юриспруденция). Тайбэй: Книжное издательство Вунань, 1994.
- Ван Чэнгуан и Чжан Сяньчу, «Введение в китайское право» . Гонконг: Sweet & Maxwell Asia, 1997.
- Чен, PH, Китайская правовая традиция при монголах (Princeton U. Press, 1979)
Внешние ссылки
[ редактировать ] В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . [1]