История китайской археологии
Часть серии о |
История Китая |
---|
Китайская археология практикуется со времен династии Сун (960–1279) с ранними практиками антиквариата . Хотя коренное китайское антикварство разработало некоторые строгие методы раскопок, изучения и каталогизации древних артефактов, область археологии в Китае так и не превратилась в отрасль исследований за пределами китайской историографии . Исследования коренных китайцев, занимающихся антиквариатом, пошли на убыль после периода Сун, но возродились во время династии Цин (1644–1912). Строгие стандарты современной китайской археологии были впервые разработаны на рубеже 20-го века китайскими археологами, получившими образование на Западе и в ранней Китайской Республике (1912–1949) .
История
[ редактировать ]Археология в Китае делится на два этапа: традиционную эпиграфику и современную археологию.
Традиционная эпиграфика
[ редактировать ]Во времена династии Сун (960–1279), когда китайское дворянство занималось коллекционированием произведений искусства, ученые-чиновники извлекали древние реликвии из археологических раскопок, чтобы возродить использование древних сосудов в церемониях государственного ритуала. [2] Ученые-чиновники утверждали, что обнаружили древние бронзовые сосуды, созданные еще во времена династии Шан (1600–1046 гг. до н. э.), на которых были написаны письменные знаки эпохи Шан . [3] Некоторые пытались воссоздать эти бронзовые сосуды, используя только воображение, а не наблюдая осязаемые свидетельства существования реликвий, - практика, подвергнутая критике Шэнь Го в его «Очерках бассейна снов», опубликованных в 1088 году. [2] Он также возражал против идеи своих коллег о том, что древние реликвии были созданы известными в преданиях «мудрецами» или древним аристократическим сословием , справедливо рассматривая обнаруженные ремесленные изделия и древние сосуды как работу ремесленников и простолюдинов предыдущих эпох. [2] Шэнь также не одобрял занятия своих коллег археологией просто для усиления государственных ритуалов, поскольку он не только использовал междисциплинарный подход к изучению археологии, но также делал упор на изучение функциональности и изучение первоначальных процессов изготовления древних реликвий. . [2] Шен использовал древние тексты и существующие модели армиллярных сфер , чтобы создать одну, основанную на древних стандартах, и экспериментировал с древними музыкальными мерами , предложив повесить древний колокол за полую ручку. [2]
Ученый Оуян Сю (1007–1072) проанализировал предполагаемые древние артефакты с архаическими надписями на бронзе и камне , которые он сохранил в коллекции, насчитывающей около 400 оттисков ; [4] Патрисия Эбри пишет, что он был пионером первых идей в эпиграфике . [5]
Каогуту каталогов (考古圖) или «Иллюстрированный каталог изученных древностей» (предисловие датировано 1092 годом), составленный Лю Далином (呂大臨) (1046–1092), является одним из старейших известных , в которых систематически описываются и классифицируются обнаруженные древние артефакты. [6] Другим каталогом был « Чонг сю Сюаньхэ богуту» (重修宣和博古圖), или «Пересмотренный иллюстрированный каталог глубоко изученной древности Сюаньхэ» (составленный с 1111 по 1125 год), заказанный императором Хуэйцзуном Сун (годы правления 1100–1125), а также представлены иллюстрации около 840 сосудов и натертостей. [1] [4] [7] Этот каталог подвергся критике со стороны Хун Май (1123–1202), который обнаружил, что описания некоторых древних сосудов, относящихся к династии Хань, были неверными, когда он сравнивал их с реальными образцами династии Хань, которые он получил для изучения. [7]
Исследователи песни установили формальную систему датировки этих артефактов, исследуя их надписи, стили декоративных мотивов и физические формы. [6] Чжао Минчэн (1081–1129) подчеркивал важность использования древних надписей для исправления неточностей и ошибок в более поздних текстах, обсуждающих древние события, например, с датами, географическим местоположением исторических событий, генеалогиями и официальными названиями. [4] [6] [8]
Брюс Г. Триггер пишет, что интерес к антикварным исследованиям древних надписей и артефактов ослаб после династии Сун, но был возрожден благодаря ученым ранней династии Цин (1644–1912), таким как Гу Яньу (1613–1682) и Ян Жоцзюй (1636–1704) . ). [1] Крейг Клунас также утверждает, что эпиграфические исследования не возрождались до династии Цин, но что печатные копии богуту Чунсю Сюаньхэ были широко распространены в 16 веке во времена династии Мин (1368–1644). [9] что археология как отдельная дисциплина никогда не развивалась в Китае до тех пор, пока в наше время не были приняты западные методы , и вместо этого всегда считалась отраслью историографии Триггер утверждает , . [10]
Современная археология
[ редактировать ]Современная археология представляет собой трансформацию и эволюцию древней китайской археологии, то есть традиционной эпиграфики в современную археологию, и ее характеристиками являются столкновение и сближение восточных и западных ученых.
В начале 20 века появился « игупай », и историки разделились в изучении древней китайской истории. Фу Синиан выступал за использование археологии для решения этой проблемы и хотел проверить исторические материалы с помощью подземных культурных реликвий. Он внес большой вклад в раскопки руин Инь . Под защитой Фу Синиана археологическая группа Института Шиюй провела в общей сложности 13 раскопок руин Инь. [11]
Непрерывная археология руин Инь вырастила первое поколение археологов в Китае, которые придерживались современных научных стандартов. Продвижение археологии в основной китайской науке было развито группой ведущих археологов, представленных Ли Цзи (1896–1979), Лян Сиюном (1904–1954) и Ся Наем (1910–1985), получившими строгую антропологическую и археологическую подготовку. на Западе. Создание археологической группы Института истории и лингвистики Академии Синица стало в то время учреждением национального уровня, специализирующимся на археологии.
Создание Института геологической разведки в 1916 году стало знаком научных исследований, проводимых китайскими академическими учреждениями в наше время. Под руководством основателя, директора Дин Вэньцзяна, геология добилась больших успехов в Китае, наняла много иностранных экспертов, подготовила группу профессиональных местных полевых работников, распространила большое количество западных научных знаний и способствовала внедрению науки в практику. создание новой парадигмы научных исследований в Китае. [12]
В 1921 году шведский учёный Андерссон открыл культуру Яншао и предложил «западное происхождение» китайской культуры. Хотя позже эта точка зрения была в значительной степени отвергнута в академических кругах, [13] Андерссон олицетворял распространение современной археологии, основанной на полевых исследованиях и материалах раскопок, в Китае.
В 1926 году Ли Цзи провел раскопки на месте деревни Сийинь уезда Ся провинции Шаньси, что стало первыми полевыми раскопками, проведенными китайскими учеными. В 1928 году археологическая группа Института Шиюй раскопала руины Иньсюя.
Ван Говей однажды предложил «метод двойных доказательств», который объединяет письменные документы и подземные реликвии для изучения истории. «Метод двойных доказательств» не только способствует новому развитию исторических исследований, но и закладывает теоретические и методические основы археологических исследований.
Весной и осенью 1931 года Лян Сиюн руководил раскопками на стоянке Хоуган в Аньяне , провинция Хэнань , где он обнаружил специфические отношения слоев между культурой Сяотунь , культурой Луншань и культурой Яншао. Культура Луншань возникла раньше культуры Сяотунь и позже культуры Яншао.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Триггер (2006), 74–75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Фрейзер и Хабер 1986 , с. 227.
- ^ Fairbank & Goldman 2006 , с. 33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клунас (2004), 95.
- ^ Эбри (1999), 148.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Триггер (2006), 74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рудольф (1963), 171.
- ^ Рудольф (1963), 170.
- ^ Клунас (2004), 97.
- ^ Триггер (2006), 75–76.
- ^ Чжан, Хуачжэнь (2019). «Фу Синиан и современная китайская археология». Юй Цзяньшан . Цзяньдин Вэньу
- ^ Чжун, Цзянхуа (2013). «Академическое образование современной китайской археологии». Вэньчжоу Вэньу : 87–92.
- ^ Пэн, Пэн (1 октября 2021 г.). «Децентрализация происхождения цивилизации: ранние археологические усилия в Китае» . История гуманитарных наук . 6 (2): 515–548. дои : 10.1086/715935 . ISSN 2379-3163 . S2CID 244133983 .
Ссылки
[ редактировать ]- Клунас, Крейг . (2004). Лишние вещи: материальная культура и социальный статус в Китае раннего Нового времени . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-2820-8 .
- Эбри, Патрисия Бакли (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66991-X (мягкая обложка).
- Фэрбенк, Джон Кинг; Голдман, Мерл (2006) [1992], Китай: Новая история (2-е расширенное издание), Кембридж; Лондон: Издательство Belknap Press Гарвардского университета , ISBN 978-0-674-01828-0
- Фрейзер, Джулиус Томас; Хабер, Фрэнсис К. (1986), Время, наука и общество в Китае и на Западе , Амхерст, Массачусетс: University of Massachusetts Press , ISBN 978-0-87023-495-8
- Рудольф, Р.К. «Предварительные заметки по сунской археологии», Журнал азиатских исследований (том 22, номер 2, 1963): 169–177.
- Триггер, Брюс Г. (2006). История археологической мысли: второе издание . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-84076-7 .