Ся Най
Ся Най | |||
---|---|---|---|
китайский | Ся Най | ||
|
Ся Най | |
---|---|
Ся Най | |
![]() Ся Най в 1935 году | |
Рожденный | 1910 |
Умер | 1985 (74–75 лет) |
Род занятий | Археолог, профессор, социолог |
Академическое образование | |
Образование | Университет Цинхуа Университетский колледж Лондона |
Научные консультанты | Ли Цзи |
Академическая работа | |
Дисциплина | Археология, египтология , экономическая история , социальные науки |
Субдисциплина | Археология Китая , история Китая. |
Учреждения | Центральный музей Академия Синика Чжэцзянский университет Китайская академия наук Китайская академия социальных наук |
Ся Най ( Уэйд-Джайлс : Шиа Наэ ; 1910–1985) был китайским археологом-новатором. Он родился в Вэньчжоу , южная провинция Чжэцзян . Он был вторым сыном Ся Юи (夏禹彝), богатого фермера. Ся получил имя Годун (國棟), но позже попросил, чтобы его называли Най (鼐), и назвал себя Мин (铭), когда после получения среднего образования стал интеллектуалом. [ 1 ] Он специализировался на экономической истории в Университете Цинхуа в Пекине (бакалавр, 1934 г.), получив стипендию для обучения за границей. По совету своего наставника Ли Цзи он поступил в Университетский колледж Лондона и изучал египтологию , получив докторскую степень, которая, наконец, была присуждена ему в 1946 году. Тем временем он вернулся в Китай, присоединившись к сотрудникам Центрального музея, а затем в 1944 году. поступил на факультет археологии Института истории и филологии Академии Синика (1943–49), став исполняющим обязанности директора в 1948 году. Когда в 1949 году институт переехал на Тайвань, Ся остался на материке, преподавал в Чжэцзянском университете. год присоединился к Китайской академии наук и в конечном итоге стал директором ее Института археологии (1962–82). Перед смертью он был первым вице-президентом Китайской академии социальных наук (CASS).
Когда в 1966 году началась Культурная революция , Ся подвергался преследованиям, публичным унижениям и каторжным работам. В 1970 году его вместе с другими археологами отправили в кадровую школу «Седьмого мая », где они прошли «перевоспитание». Благодаря заказу, полученному институтом от Албании, в 1972 году Ся вернулся в Пекин со своими коллегами и возобновил свою научную карьеру.
Благодаря своему вкладу в китайскую и мировую археологию Ся стал одним из самых почитаемых китайских ученых в академических кругах, получив членство в Британской академии, Немецком археологическом институте, Шведской королевской академии литературы, истории и древностей, Академии наук США. , Академия наук третьего мира, Международная ассоциация средиземноморских и восточных исследований и т. д. и другие.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Несмотря на то, что Ся родился в нестабильные времена (Императорский Цинский Китай был опустошен и свергнут Синьхайской революцией в 1911 году), семья Ся была довольно богатой, и Ся не приходилось беспокоиться об основных потребностях, в отличие от многих его современников того времени. [ 2 ] Он посещал сишу ( 私塾 ), начальную и среднюю школу в своем родном городе Вэньчжоу, а в 1927 году поехал в Шанхай, чтобы поступить в среднюю школу. После окончания средней школы в 1930 году он поступил в Университет Яньчин и в следующем году перевелся в Университет Цинхуа. [ 3 ] Ся изучал историю экономики, в 1934 году получил степень бакалавра искусств и получил стипендию для обучения за границей. [ 3 ] Согласно местной практике, студенты должны были пройти стажировку перед обучением за границей, поэтому Ся присоединился к проекту Лян Сиюна (梁思永) по раскопкам северо-западной королевской братской могилы династии Шан в 1935 году. [ 4 ] Хотя Люн предлагал Ся изучать археологию под руководством В. Гордона Чайлда в Эдинбургском университете, он считал, что Ся будет лучше изучить основы в Лондоне. [ 5 ]
Обучение в Соединенном Королевстве
[ редактировать ]Ся уехал учиться в Университетский колледж Лондона в июне 1935 года и позже в сентябре того же года прибыл в Соединенное Королевство. [ 6 ] Ко времени учебы Флиндерс Петри уже ушел из университета и именно Мортимер Уилер возглавлял Институт археологии и курс археологии в Университетском колледже Лондона. [ 3 ] Ся изучил древнеегипетские иероглифы под руководством профессора Стивена Гланвилля . [ 7 ] Хотя многие из его профессоров были хорошо известны и хорошо осведомлены, Ся раскритиковал Уолтера Персиваля Йетса , одного из своих профессоров археологии, за его некомпетентность как в китайском языке, так и в археологии, и поставил под сомнение его ироническую роль во главе кафедры китайского искусства и археологии в Лондонском университете. Он указал на то, что Йеттс не мог читать по-китайски, когда студент задал вопрос во время лекции, и как он изо всех сил пытался понять династический жаргон, анализируя подлинность оригинальной записи императорского двора Цин, хранящейся в Британском музее. [ 8 ] Ся накопил некоторый полевой опыт в археологии, участвуя в раскопках Уиллера в Мейденском замке в Дорсете в июле 1936 года, а позже в том же году вернулся в Лондон. [ 9 ] Он также участвовал в британских раскопках в Арманте, Египет, и Телль-Дувейре, Палестина. [ 3 ] Ся посетил Петри во время его пребывания в Палестине, когда тот выздоравливал в больнице в Иерусалиме. Несмотря на то, что он находился далеко от дома, он всегда был в курсе постоянно меняющейся ситуации в Китае, читая газеты и общаясь с другими китайскими студентами, обучающимися за рубежом. [ 10 ] Из-за начала Второй мировой войны Ся уехал домой в 1939 году. Однако Ся провел год, проводя египтологические исследования в Каирском музее, и почти год прибыл в Куньмин, Китай, только в 1941 году. [ 3 ]
Коллекция египетских бус.
[ редактировать ]Уильям Флиндерс Петри собрал коллекцию древнеегипетских бус после своих раскопок в Египте, но так и не смог полностью оценить коллекцию, однако он заявил, что «бусы с керамикой составляют алфавит археологических исследований», подчеркнув потенциальную пользу изучения бус. . [ 11 ] Вдохновленный Петри, Ся решил провести организацию и оценку коллекции древнеегипетских бус (Petrie Collection) в качестве своей докторской диссертации под руководством Стивена Гланвилля. [ 12 ]
Этот проект состоит из 1760 учетных карточек, каждая из которых включает регистрационный номер, происхождение, дату, использование, ссылку, примечания, номер рисунка и фотографии соответствующей нити бус. [ 13 ] Значение учетных карточек Ся заключалось в их ясности, прямоте и достоверности, обеспечиваемых включением как указателя, так и библиографии. Поэтому считалось, что эти карты были созданы намеренно для будущих исследовательских целей, поскольку его записи позволяли как ему самому, так и современным ученым легко понять его выводы. [ 14 ] В исследовании Ся обсуждались материал, типология (включая технические особенности), использование, расположение и графическое изображение бус применительно к девяти подразделениям древнеегипетских династий. Таким образом, его исследования осветили характеристики каждого из периодов, общее развитие от династии к династии и контакты Древнего Египта с зарубежными странами. [ 15 ] Его оценка бус также исправила многие ошибки Петри в отношении датировки и материала. Например, некоторые бусины были классифицированы как сделанные из одного и того же материала, поскольку они выглядели одинаково, или некоторые нити были датированы на основе датировки гробницы, из которой они были обнаружены, а не фактической датировки самих бус. [ 16 ] Ся также предложил новый метод классификации бус, таким образом создав первый в мире полный корпус бус, включающий древнеегипетские бусины всех периодов, датированных до арабского завоевания Египта. [ 17 ] Он разработал метод классификации, основанный на «группе материалов», которая подразделяется на две группы: «декорированные» и «недекорированные». [ 18 ] Он обосновал, что его метод классификации был одновременно научным и систематическим после оценки плюсов и минусов других ранее существовавших методов классификации бусинок Хораса К. Бека, Джорджа Рейснера , Гая Брантона и Германа Юнкера . [ 19 ]
Несмотря на важность результатов Ся для изучения египтологии, его работа не была опубликована до 2014 года, через 71 год после завершения исследования. Более того, он получил по заслугам за свой вклад в египтологию. [ 20 ] Есть несколько причин, по которым его имя относительно неизвестно в области египтологии: его собственный перерыв в египтологических исследованиях, начало Второй мировой войны, нежелательная политическая ситуация в Новом Китае и потенциально европейское исключение ученых-востоковедов.
После своего возвращения в Китай в 1941 году и завершения оценки древнеегипетских бус в 1943 году Ся не стал заниматься дальнейшими исследованиями в области египтологии. Неясно, потерял ли он интерес к этому предмету или был слишком занят китайской археологической работой из-за своих должностей в соответствующих академиях. Однако следует отметить, что Ся всегда был предан китайской археологии и изначально намеревался заниматься археологией, а не египтологией. [ 21 ]
Начало Второй мировой войны также ненадолго приостановило его исследования, поскольку Университетский колледж Лондона был закрыт, и ему пришлось вернуться в Китай. К счастью, защита диссертации в 1943 году принесла ему в 1946 году степень доктора египетской археологии без необходимости защиты. [ 22 ] Точно так же напряженная политическая ситуация в Китае не позволяла Ся проводить египтологические исследования. Особенно во время Культурной революции 1966 года участие Ся в любых исследованиях, связанных с зарубежными странами, могло доставить ему неприятности. Тем не менее, Коммунистическая партия по-прежнему преследовала его, хотя с 1943 года он полностью сосредоточился на китайской археологии (о чем будет сказано в следующем разделе), что не позволяло ему потенциально продолжать изучение египтологии из соображений самозащиты.
Предположение о возможности исключения европейцами ученых-востоковедов основано на том факте, что многие неевропейские ученые были исключены из изучения египтологии. Так продолжалось до тех пор, пока Дональд Рид не опубликовал свою книгу «Чьи фараоны?» Археология, музеи и египетская национальная идентичность от Наполеона до Первой мировой войны , в которой он задался вопросом, почему роль египтян не так заметна, как роль европейских ученых. [ 23 ] Это также может быть связано с последствиями Холодной войны, в которой Китай участвовал в оппозиционном блоке капиталистического блока. Следовательно, для жителей Запада не было бы сюрпризом подорвать авторитет отдельного «коммунистического врага». Несмотря ни на что, тот факт, что усилия Ся не были официально признаны публикацией лишь 71 год спустя, остается правдой, и было бы почти невозможно понять точные причины того, что это произошло после смерти Ся.
Вернуться в Китай
[ редактировать ]Ся присоединился к коллективу Центрального музея по возвращении в Китай. Он присоединился к сформированному впоследствии отделу археологии Института истории и филологии Академии Синица (1943–49) и стал его директором в 1948 году. [ 24 ] Он решил остаться в Китае, когда учреждение переехало на Тайвань в 1949 году, предвидя поражение Гоминьдана от Коммунистической партии Китая (КПК) в гражданской войне в Китае . Он ненадолго вернулся в свою родную провинцию, чтобы преподавать в Чжэцзянском университете. В 1950 году он был назначен заместителем декана недавно созданной Китайской академии наук и возглавил полевые археологические проекты. [ 25 ] Позже в том же году он провел свои первые раскопки в провинции Хэнань (河南), в ходе которых были обнаружены артефакты династии Шан. [ 25 ] Ся стремился передать свои навыки и методы раскопок своим ученикам, поскольку однажды он научил их, что успех археолога определяется не тем, что ему или ей удается обнаружить, а тем, как он или она восстанавливает артефакты. [ 25 ] Ся был назначен деканом академии в 1962 году после смерти Ляна и Чжэн Чжэньфэна (鄭振鋒) (первоначального декана академии). [ 26 ]
Он вступил в КПК в 1959 году и был избран депутатом Всекитайского собрания народных представителей со второго по шестой созывов. [ 27 ] Помимо активного руководства археологическими раскопками, Ся в 1966 году также начал издавать первые китайские археологические журналы «Каогу» и «Каогу Тунсюнь» и занял должность главного редактора. [ 28 ] Публикации обоих журналов были приостановлены в 1966 году из-за Культурной революции, но, к счастью, публикации были возобновлены в 1972 году с одобрения генерального секретаря Чжоу Эньлая. [ 29 ] Несмотря на его преданность и преданность китайской археологии и Китаю, он вместе со многими своими коллегами и учениками был отнесен к категориям «путешественников капитализма» (走資派), «правых» и «коровьих демонов и змеиных духов» (牛鬼蛇神), которые были препятствуя достижению цели революции по искоренению социальных классов. Следовательно, на протяжении всей Культурной революции (до 1972 года) Ся выставлялся напоказ вместе с другими публично, а его вещи, такие как дневники, были конфискованы Красной гвардией. [ 30 ] В то время даже его студенческая диссертация была использована против него, поскольку она содержала пронационалистическое (гоминдановское) содержание (что Ся отметил в своем дневнике, что Чан заставил его сделать это тогда). [ 31 ] Затем его отправили в «коровник» (牛棚) — термин, обозначающий лагеря перевоспитания, созданные во время Культурной революции и ориентированные на интеллектуалов, в Пекине. [ 32 ] Его также заставили посещать Кадровую школу «Седьмого мая» , целью которой было «перевоспитать» студентов в отношении величия Мао Цзэдуна . [ 33 ]
В конце концов он был освобожден в 1971 году, когда власти сочли его «годным», и он возобновил свою археологическую работу. Благодаря улучшению отношений Китая с Западом в результате советско-китайского раскола Ся смог посещать зарубежные конференции и принимать иностранных ученых. Визит албанцев в 1971 году для ремонта исторических книг, а также визит японцев в том же году с целью академического обмена были среди множества возможностей, в которых он принял участие. [ 34 ] Ся редактировал многочисленные китайские археологические публикации, в том числе « Отчет о раскопках в районе Хуэй» (Отчет о раскопках Хуэйсянь) и « Отчет о раскопках в Чанше» (Отчет о раскопках Чанши) до Культурной революции. [ 28 ] Однако одним из его наиболее важных вкладов в китайские археологические публикации была его роль главного редактора Археологического тома Китайской энциклопедии (中國大百科全書·考古學卷), который включал полный отчет об археологических находках и открытиях в Китае. начиная с каменного века вплоть до династии Мин. [ 27 ] Позже Ся стал первым президентом Китайской академии социальных наук (CASS) в 1982 году. [ 35 ] Ся также внес большой вклад в сохранение китайских артефактов, рекомендовав разработку Закона о защите культурных реликвий, отметив, что раздел «Торговля реликвиями» следует исключить, поскольку он прямо противоречит намерению закона защитить реликвии. [ 36 ]
Открытие Китая в 1970-е годы позволило Ся воссоединиться со своими учителями и провести обмены с коллегами-иностранными учеными. Вклад Ся в область археологии был наконец признан на международном уровне и признан уважаемыми учреждениями. В 1974–1985 годах он получил одиннадцать членов от Британской академии, Немецкого археологического института, Шведской королевской академии литературы, истории и древностей, Академии наук США, Академии наук третьего мира, Международной ассоциации средиземноморских и восточных исследований. и т. д. [ 37 ]
Ся и развитие египтологии в Китае
[ редактировать ]Ся был первым китайским доктором, изучавшим египтологию. Хотя могли быть и другие люди, такие как Го Сунтао , дипломат империи Цин, который путешествовал в Египет, или Дуаньфан , ученый, который собирал следы египетских стел, ни один из них по-настоящему не понимал и не разработал технику проведения тщательных раскопок, как Ся. поскольку они не собирались должным образом изучать египтологию. [ 38 ] Ся вернул свои знания в области египтологии и археологии, полученные во время учебы в Соединенном Королевстве, чтобы помочь в своей археологической работе в Китае. Хотя он считается первым законным китайским «египтологом», он полностью отказался от египтологических исследований после защиты докторской диссертации в 1943 году, и, следовательно, развитие египтологии в Китае было приостановлено. [ 39 ] Опубликованная статья Ся «Китайская параллель египетской идиоме» указывает на сходство между тем, как китайцы и древние египтяне проводили связь между «молодостью» и «запахом изо рта после употребления грудного молока». [ 40 ] Ся также считается «первой волной» (и единственным представителем этого поколения) китайских исследователей-египтологов, чья важность заключается в его способности считать себя пионером в области египтологии. Он служит источником вдохновения для будущих поколений и напоминает им о важности китайской точки зрения во вкладе в «новое понимание» Древнего Египта. [ 41 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Э. Филд и Ван Тао, «Ся Най: связь с Лондоном», в журнале Orientations , июнь 1997 г.
- К.С. Чанг , «Ся Най (1910–1985)», в журнале «Американский антрополог» , новая серия, Vol. 88, № 2 (июнь 1986 г.), стр. 442–444.
- Лю Вэньсуо и Клейтон Д. Браун, «Ся Най и Ли Цзи» в «Исследованиях о прошлом и настоящем» , т. 20 (декабрь 2009 г.): 61–74.
- Ся Най, Древние египетские бусы , Лондон, 2014 г. ISBN 978-3-642-54868-0 (докторская диссертация Ся Ная из UCL).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ся, Най (2009). Дневник Ся Най, Том 2. Шанхай: Издательство Восточно-Китайского педагогического университета, стр. 438.
- ^ Ся, Най (2009). Дневник Ся Най, Том 1. Издательство Восточно-Китайского педагогического университета, стр. 1–3. Шанхай : 978-7-5617-7173-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ван, Чжуншу «Биография доктора Ся Най». Acta Archaeologica Sinica 79 ( 4): 407.
- ^ Ван, «Биография доктора Ся Най», стр. 407-9.
- ^ Ся, Дневник Ся Ная , Том 1 , стр.343-4.
- ^ Ся, Дневник Ся Най , Том 1 , стр. 367-402.
- ^ Ся, Дневник Ся Ная, Том 2 , стр. 100-2.
- ^ Ся, Дневник Ся Ная, Том 2 , стр. 120-1.
- ^ Ся, Дневник Ся Най, Том 2 , стр.78-96.
- ^ Ся, Дневник Ся Ная, Том 2 , стр. 102-3.
- ^ Петри, Флиндерс (1915). Справочник египетских древностей . Лондон. п. 15.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ся, Най (2014). Древние египтяне из бисера . Спрингер. стр. в.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ся, Бусины Древнего Египта , стр. vii-x.
- ^ Фелпс, Кристин А. «Природа индекса Ся Най» . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Ся, Бусины Древнего Египта , стр. xiii, 71-2.
- ^ Ся, Бусины Древнего Египта , стр. 71-2.
- ^ Ся, Бусины Древнего Египта , стр. XIII, 57.
- ^ Ся, Бусины Древнего Египта , стр. 56-7.
- ^ Ся, Бусины Древнего Египта , стр. 53-7.
- ^ Квирк, Стивен. «Ся Най и его египетский корпус бус» . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Ся, Дневник Ся Най , Том 1 , стр.335-43.
- ^ Квирк, «Ся Най и его корпус египетских бус».
- ^ Рид, Дональд Малкольм (2003). Чьи фараоны?: археология, музеи и египетская национальная идентичность от Наполеона до Первой мировой войны . Беркли. стр. 287–97.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ван, «Биография доктора Ся Най», с. 407–8.
- ^ Jump up to: а б с Ван, «Биография доктора Ся Най», стр. 408.
- ^ Ван, «Биография доктора Ся Най», с. 410.
- ^ Jump up to: а б Ван, «Биография доктора Ся Най», стр. 412–4.
- ^ Jump up to: а б Ван, «Биография доктора Ся Най», стр. 412.
- ^ Ван, «Биография доктора Ся Най», стр. 412–3.
- ^ Ся, Най (2009). Дневник Ся Най, Том 7. Шанхай: Издательство Восточно-Китайского педагогического университета, стр. 321–51.
- ^ Ся, Дневник Ся Ная, том 7 , стр. 306–7.
- ^ Ся, Дневник Ся Ная, том 7 , стр.332.
- ^ Ся, Дневник Ся Най, том 7 , стр.350-71.
- ^ Ся, Дневник Ся Най, том 7 , стр. 374–6.
- ^ Ван, «Биография доктора Ся Най», с. 413.
- ^ Ван, «Биография доктора Ся Най», с. 413–4.
- ^ Ван, «Биография доктора Ся Най», с. 414.
- ^ Ли, Сяодун. «Египтология в Китае». Оксфордский справочник по египтологии : 64–5.
- ^ Ли «Египтология в Китае», стр.66.
- ^ Шиах (Ся), Наэ (Най) (1938). «Китайская параллель египетской идиоме». Журнал египетской археологии . 24 (1): 127–8. дои : 10.1177/030751333802400116 . S2CID 192290885 .
- ^ Ли «Египтология в Китае», стр.69–70.
- 1910 рождений
- 1985 смертей
- Выпускники Университета Цинхуа
- Выпускники Университетского колледжа Лондона
- Преподаватели Университетского колледжа Лондона
- Иностранные сотрудники Национальной академии наук
- Члены Британской академии
- Китайские археологи
- Преподаватели из Вэньчжоу
- Академический состав Чжэцзянского университета
- Китайская академия социальных наук
- Китайские египтологи
- Археологи 20 века