Колониальность знаний

Колониальность знаний – это концепция, которую перуанский социолог Анибал Кихано разработал и адаптировал к современному деколониальному мышлению . Эта концепция критикует то, что сторонники называют европоцентричной системой знаний, утверждая, что наследие колониализма сохраняется в областях знаний. Для деколониальных ученых колониальность знаний занимает центральное место в функционировании колониальности власти и несет ответственность за превращение колониальных субъектов в жертв колониальности бытия — термин, который относится к жизненному опыту колонизированных народов.
Происхождение и развитие
[ редактировать ]Фрегосо Байлон и Де Лиссовой утверждают, что Хатуэй , воин таино из Испании (в которую входят Гаити и Доминиканская Республика), был одним из первых, кто признал «западные знания как колониальный дискурс». [2] Вдохновленный Хатуэем, Антонио де Монтесинос начал свою карьеру педагога в 1511 году, обучая Бартоломе де лас Касаса критическому мышлению. [2]
В современную эпоху Франц Фанон считается влиятельной фигурой благодаря своей критике интеллектуальных аспектов колониализма. По мнению Фанона, «колониализм — это не только материальный, но и психический и эпистемологический процесс». Кихано опирался на это понимание, развивая критику интеллектуальных аспектов колониализма. [2]
Концепция колониальности знаний исходит из теорий колониальности, [примечание 1] охватывающую колониальность власти, колониальность бытия и колониальность знаний. [примечание 2] Перуанский социолог Анибал Кихано представил концепцию колониальности знаний в 1992 году. [примечание 3] обсуждение глобальных систем власти, знаний, расовой иерархии и капитализма в истории Латинской Америки с четырнадцатого века до наших дней. [примечание 4] Деколониальные мыслители, такие как Уолтер Миньоло , Энрике Дюссель и Сантьяго Кастро-Гомес, позже расширили эту концепцию. [7]
Фон
[ редактировать ]По мнению Кихано, колониализм оказал особое влияние на способы познания, производства знаний, перспективы и видения колонизированных культур; и системы образов, символов и способов значения; вместе с их ресурсами, моделями и инструментами формализованного и объективированного выражения. По мнению Кихано, такое подавление знаний сопровождалось уничтожением коренного населения по всему континенту, а также коренных обществ и традиций. Кихано сказал, что модели подавления, экспроприации и навязывания знаний, созданных в колониальный период, преломленные через концепции расы и расовой иерархии, сохранились и после того, как колониализм был свергнут как «явный политический порядок». [8] Это сохраняется во многих «колониальных ситуациях», в которых отдельные лица и группы в исторически колонизированных регионах исключаются и эксплуатируются. Ученые-деколонисты называют это продолжающееся наследие колониализма «колониальностью», что описывает предполагаемое наследие колониализма в виде угнетения и эксплуатации во многих взаимосвязанных областях, включая знания. Ндлову-Гатшени цитирует Кихано, имея в виду «контроль над экономикой; контроль над властью, контроль над полом и сексуальностью; а также контроль над субъективностью и знаниями». [9]
Теоретическая перспектива
[ редактировать ]Для Нельсона Мальдонадо-Торреса колониальность означает давние властные структуры, которые развились в результате колониализма, но продолжают оказывать влияние на культуру, труд, межличностные отношения и производство знаний, выходящее далеко за формальные границы колониальных администраций. Он живет в литературе, стандартах академической успеваемости, культурных тенденциях, здравом смысле, представлениях людей о себе, личных целях и других аспектах современной жизни. [10] Анибал Кихано описал эту структуру власти как «колониальность власти», основанную на идее «колониальности знаний». [11] который является «центральным в функционировании колониальной власти». [12] В то время как термин «колониальность власти» относится к взаимосвязи между «современными формами эксплуатации и господства», термин «колониальность знаний» касается влияния колониализма на сферы производства знаний. [13] Карен Такер определяет «колониальность знаний» как «одну из множества пересекающихся форм угнетения» внутри системы «глобальной колониальности». [14] Колониальность знания «присваивает смысл» точно так же, как колониальность власти «забирает власть, присваивает землю и эксплуатирует труд». [15]
Колониальность знаний вызывает эпистемологические проблемы, такие как: кто какие знания создает и для какой цели, актуальность и нерелевантность знаний, а также то, как конкретные знания лишают возможностей или расширяют возможности определенных народов и сообществ. [16] Диссертация прямо или неявно ставит под сомнение фундаментальные эпистемологические категории и установки, такие как вера и стремление к объективной истине, концепция рационального субъекта, эпистемологическое различие между познающим субъектом и известным объектом, предположение об «универсальной значимости научного знания». и универсальность человеческой природы». Согласно этой теории, эти категории и взгляды представляют собой «евроцентрические конструкции», которые по своей сути пропитаны тем, что можно назвать «колониальной волей к доминированию». [17] Теоретики деколониализма ссылаются на «евроцентрическую систему знаний», которая, по их мнению, возложила создание знаний на европейцев и отдала приоритет использованию европейских методов производства знаний. По мнению Кихано, гегемония Европы над новой парадигмой глобальной власти консолидировала все формы контроля над субъективностью, культурой и, в частности, знаниями, а также созданием знаний под ее гегемонией. Это привело к отрицанию создания знаний завоеванными народами, с одной стороны, и подавлению традиционных форм производства знаний, с другой, на основе отношений превосходства/неполноценности иерархической структуры. [18]
Кихано характеризует евроцентрическое знание как «специфическую рациональность или перспективу знания, которая стала глобальной гегемонией» в результате переплетения колониализма и капитализма. мысли середины семнадцатого века Он работает путем построения бинарных иерархических отношений между «категориями объекта» и символизирует особую светскую, инструментальную и «технократическую рациональность», которую Кихано контекстуализирует в отношении западноевропейской и требований глобального капитализма девятнадцатого века. расширение. [8] По мнению Кихано, он кодифицирует отношения между Западной Европой и остальным миром, используя такие категории, как «примитивно-цивилизованный», «иррационально-рациональный» и «традиционно-современный»; и создает различия и иерархию между ними, так что «не-Европа» соответствует прошлому и, таким образом, является «низшей, если не всегда примитивной». [8] Точно так же он кодифицирует отношения между Западной Европой и «не-Европой» как отношения между субъектом и объектом, увековечивая миф о том, что Западная Европа является единственным источником надежных знаний. [19] По мнению Кихано, «западная эпистемологическая парадигма» предполагает:
только европейская культура рациональна, она может содержать «субъектов» – остальные нерациональны, они не могут быть или содержать «субъектов». Как следствие, другие культуры отличаются в том смысле, что они неравны и фактически неполноценны по своей природе. Они могут быть только «объектами» познания и/или практик доминирования. С этой точки зрения отношения между европейской культурой и другими культурами были установлены и поддерживаются как отношения между «субъектом» и «объектом». Таким образом, она блокировала все отношения коммуникации, взаимообмена знаниями и способов производства знаний между культурами, поскольку парадигма предполагает, что между «субъектом» и «объектом» может быть только отношение внешнего характера. [20]
- Анибал Кихано цитируется в книге Пола Энтони Чемберса, «Эпистемология и доминирование» , 2020 г.
Дуализм субъекта-объекта, предложенный Кихано и другими деколониальными мыслителями, такими как Энрике Дюссель, основан на особом прочтении Рене Декарта идеи cogito . «Я» в культовом выражении «Я мыслю, следовательно, существую» — это имперское «Я», которое, по словам Кихано, «позволило опустить всякую ссылку на любой другой «субъект» вне европейского контекста». [20] [21]
До Лиотара, Ваттимо и Деррида в Европе аргентинец Энрике Дюссель обозначил последствия хайдеггеровской критики западной метафизики и привлек внимание к внутренней связи между современным субъектом Просвещения и европейской колониальной властью. За картезианским ego cogito , открывающим современность, стоит скрытый логоцентризм, благодаря которому просвещенный субъект обожествляет себя и становится своего рода демиургом, способным конституировать мир объектов и доминировать над ним. Таким образом, современное ego cogito становится волей к власти: «Я думаю» эквивалентно «Я побеждаю», эпистемическому фундаменту, на котором зиждется европейское господство с XVI века. [21]
- Сантьяго Кастро-Гомес цитируется в книге Пола Энтони Чемберса, «Эпистемология и доминирование» , 2020 г.
Согласно деколониальной перспективе, колониальность знаний, таким образом, относится к исторически укоренившимся и расово обусловленным интеллектуальным практикам, которые постоянно совершенствуют формы знаний и «принципы создания знаний» колонизирующих цивилизаций, одновременно принижая формы колонизированных обществ. Он подчеркивает роль знаний в «насилиях», которые определяли колониальное правление, а также функцию знаний в поддержании предполагаемой расовой иерархии и угнетения, которые были созданы в этот период времени. [14]
Аспекты
[ редактировать ]Сара Люсия Хоугланд выделила четыре аспекта колониальности «англо-европейской практики знаний»: [22]
- Колониальность знаний влечет за собой англо-евроцентрические практики, в которых «единственным дискурсом для описания жизни женщин третьего мира является нормирующий и нормативный англо-европейский дискурс». [23] По мнению Хоугланда, западные исследователи оценивают своих незападных субъектов через призму западной концепции «женщины». При этом западные феминистки интерпретируют свои темы через западные категории и идеалы, интерполируя их в западную семиотику и практики. По ее словам, многие западные исследователи-феминистки воспринимают своих испытуемых через культурные конструкции, которые видят в них лишь несоответствие западным представлениям о женственности и, следовательно, отчаянную «нужность в просвещенном спасении». [23]
- Предмет исследования анализируется исключительно с точки зрения рациональности, определенной современной эпистемологией. Хоугланд цитирует Анибала Кихано, который утверждает, что колониальность практик знания началась с испанской колонизацией Америки в пятнадцатом веке, что делает «немыслимым принять идею о том, что познающий субъект возможен за пределами субъекта знания, постулируемого самой концепцией знания». рациональность», закрепленная в современной эпистемологии. [24]
- Методологии исследования предполагают, что «знающие (уполномоченные) субъекты» являются единственными агентами исследовательской деятельности, и их «прерогативой» является интерпретация и упаковка информации внутри санкционирующих учреждений. [25] Следовательно, «западная научная практика» [25] устанавливает исследователя «судьей достоверности и стражем его авторитета», что она определяет как «дискурсивное установление колониальных отношений». [25] Такой подход основан на предположении, что западные ученые привыкли воспринимать «интерпретацию и упаковку информации» как область «познающего субъекта», исследователя, а не «субъекта познания, того, кого исследуют». [26] Потому что считается, что только исследователь имеет на это законное право. [26] По мнению Хоугланда, познающий субъект должен быть исследован с той же степенью тщательности, что и предметы познания, которые изучают познающие субъекты. [27]
Разговор «нас» с «нами» о «них» — это разговор, в котором «они» замалчиваются. «Они» всегда стоят на другой стороне холма, обнаженные и безмолвные, едва присутствующие в своем отсутствии. [25]
- Трин Т. Минь-ха , Женщина, Туземец, Другое, цитируется в Саре Люсии Хоугланд , Аспекты колониальности знаний , 2020 г. - Колониальность знаний «предполагает соизмеримость с западным дискурсом» и представляет собой практику «перевода и переписывания других культур, других знаний и других способов существования» в западную систему мышления. [28] Хоугланд сказал, что переосмысление требований коренных народов, чтобы сделать их понятными внутри западных институтов, равносильно переписыванию, приводящему к уничтожению культуры коренных народов. Поскольку к такому субъекту познания исследования не «подходят как к познающему субъекту на его собственных условиях», поскольку «он не соответствует познающему субъекту в западных терминах», он не «рационален» и не функционирует с индивидуальностью и не принимает ее. [29]
По мнению Ника Шепарда, колониальность знаний имеет три измерения; структурные и логистические, эпистемологические, этико-моральные. [30] По мнению Шеперда, данные или информация текли в одном направлении и носили по сути добывающий характер. Информация, наблюдения и артефакты транспортировались с глобального юга и востока в Европу и Северную Америку, где обрабатывались и публиковались. Ученые из столичных учреждений в конечном итоге получили приоритет в ранге и иерархии дисциплины, в то время как ученые с глобального юга считались «местными помощниками или сотрудниками на местах». [30] Их часто называли «информаторами», «копателями» или просто «мальчиками». [30] Хотя это было определено как историческая ситуация, Шепард сказал, что такая практика продолжается и формирует структурные и логистические аспекты колониальности знаний. [30]
По мнению Шепарда, в своем эпистемологическом измерении колониальность знаний ставит под сомнение общепринятые категории и понятия, характеризующие интеллектуальный процесс, а также понимание того, что такое знание и как оно работает. Это предполагает понимание того, как совокупность колониализма и современности проявляется в способах концептуализации и формирования знаний в различных дисциплинах. [30] В своих этических и моральных аспектах колониальность знаний относится к правам и привилегиям, которые дисциплинарные практики приобретают в рамках своего обучения, что позволяет им вмешиваться в места и обстоятельства как научное право и как моральный акт. Шеперд приводит примеры из археологии, когда добычи проводились в священных местах, почитаемых местными жителями. [30]
Точно так же Арам Зиай и др. определили «проблему колониальности» на трех различных, но взаимосвязанных уровнях производства знаний.
На уровне порядков знаний мы видим это в эпистемологии (Чей опыт и знания считаются действительными научными знаниями? Как теория универсально значимого знания связана с обесцениванием и уничтожением других знаний?), а также в онтологии (Какая теория универсально значимого знания связана с обесцениванием и уничтожением других знаний?) элементы составляют наш мир и составляют основу наших исследований и которые рассматриваются как не имеющие значения, повлияла ли на это легитимация доминирования, воспринимаем ли мы наши единицы анализа как индивидуальные и дискретные или как всегда исторически переплетенные и запутанные?). На уровне методологии исследования мы видим это в отношениях власти, существующих между субъектами и объектами исследования (Кто считается способным производить знания? Кто определяет цель исследования? Кто предоставляет данные для исследования и кто участвует в исследовании). построение теории и карьера на этой основе?). На уровне академических кругов мы видим это в учебных программах (Какой тип знаний и каких авторов преподают в университетах?), а также в наборе ученых (какие механизмы исключения сохраняются в системе образования, определяя, кто будет стать производителем знаний в вузах?). [31]
— Бендикс, Д.; Мюллер, Ф.; Зиай, А., За пределами инструментов мастера?: Деколонизация порядков знаний, методы исследования и преподавание , 2020
Эффекты
[ редактировать ]По словам Уильяма Мпофу, колониальность знаний превращает колониальных субъектов в «жертв колониальности бытия», «состояние неполноценности, периферизации и дегуманизации», что делает «первичную ссылку на жизненный опыт колонизации и ее влияние на язык». ". [32] [13] Тезис о колониальности знаний утверждает, что образовательные учреждения отражают «переплетение колониальности, власти и эпистемической эго-политики знаний». [3] что объясняет «предвзятость», которая продвигает вестернизированное производство знаний как беспристрастное, объективное и универсальное, отвергая при этом производство знаний, на которое влияет «социально-политическое местоположение, жизненный опыт и социальные отношения», как «неполноценное и псевдонаучное». [3] Полома и др. заявили, что мировое доминирование евро-американской университетской модели олицетворяет колониальность знаний, которая усиливается за счет канонизации западных учебных программ, примата английского языка в обучении и исследованиях, а также фетишизма глобальных рейтингов и евро-американской сертификации. в странах третьего мира. [3]
Силова и др. заявили, что колониальность производства знаний невольно сформировала академическую идентичность, как социализируя «незападных или не очень западных» исследователей в западном образе мышления, так и маргинализируя их в процессах создания знаний. [33] что приводит к «академическому миметизму» или «интеллектуальной мимикрии». [34] Колониальность знаний привела к формированию барьера знаний, который не позволяет студентам и ученым генерировать новые знания путем принятия незападных концепций. Это также оказывает значительное влияние на основную учебную программу, которая основана на тех же западных понятиях и парадигмах, что затрудняет выход студентов за пределы западных эпистемологических рамок. [35]
Критика
[ редактировать ]В статье 2020 года Пол Энтони Чемберс сказал, что теория колониальности знаний, которая предлагает связь между наследием колониализма и производством, проверкой и передачей знаний, является «проблемной» в некоторых отношениях, особенно в ее критике Картезианская эпистемология. [36] Примером последнего является глава Сары Люсии Хоугланд 2012 года, в которой цитируется Кихано и говорится, что картезианская методология практикует «когнитивное игнорирование всего, что лежит за пределами ее смысла… что приводит к очень сложному европоцентризму». [37] По мнению Хоугланда, эта традиция поддерживает «отношения власти, отрицая эпистемическую достоверность объектов/субъектов знания, которые маргинализированы, написаны подчиненными, стерты, криминализированы... и тем самым отрицают реляционность». [37] (Чемберс и Хоугланд цитируют Кихано, но не цитируют друг друга.)
Хотя Чемберс согласился со многим из того, что утверждает теория колониальности знаний, он раскритиковал ее за «неспособность адекватно продемонстрировать», как картезианская/западная эпистемология связана с несправедливыми моделями глобального производства знаний, а также с более крупными формами доминирования. и эксплуатация. [38] Чемберс признал «проблемные политические и социологические аспекты производства знаний», которые, по его словам, также подчеркивали деколониальные мыслители, но он возражал против некоторых основных аргументов тезиса, в которых картезианская эпистемология обвинялась в «несправедливых структурах глобального производства знаний»; он утверждал, что этот тезис не может объяснить, как картезианская эпистемология оказала влияние, о котором заявляли деколониальные мыслители. [39]
Чемберс сказал:
Утверждения Кихано основаны на сомнительной связи между картезианскими эпистемологическими категориями субъекта и объекта и идеологической и расистской верой в то, что европейцы по своей природе превосходят индейцев и другие колонизированные народы, которых считали (хотя и не все европейцы, например Лас Касас) низшие, потому что неспособны к рациональному мышлению и, следовательно, более похожи на детей и, следовательно, фактически неавтономны «объекты». [40]
Он также сказал: «Хотя такая точка зрения печально известна у Канта, у Декарта нет ее доказательств». [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Beer & Mackenthun 2015 , с. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Fresh Dance & Лисовой 2018 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Полома и Селеный 2018 , с. 3.
- ^ Мамуква, Лессем и Шиффер, 2016 , стр. 23.
- ^ Штейн и Мпофу 2021 , с. 115.
- ^ Беньера и др. 2020 , с. 53.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чемберс 2020 , с. 3-36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Такер 2018 , с. 219.
- ^ Дрейер 2017 , с. 2.
- ^ Ндлову 2018 , с. 98.
- ^ Ибарра-Коладо 2006 , с. 464.
- ^ Конвей 2013 , с. 23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мальдонадо-Торрес 2007 , стр. 242.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Такер 2018 , с. 220.
- ^ Салазар 2012 , с. 228.
- ^ Хейнс 2020 , с. 130.
- ^ Чемберс 2020 , с. 1-36.
- ^ Кихано 2000 , с. 540.
- ^ Такер 2018 , с. 219-220.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чемберс 2020 , с. 4-36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чемберс 2020 , с. 10-36.
- ^ Хоагланд 2020 , с. 48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хогланд 2020 , с. 50.
- ^ Хоагланд 2020 , с. 52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хогланд 2020 , с. 54.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хогланд 2020 , с. 53.
- ^ Хоагланд 2020 , с. 49.
- ^ Хоагланд 2020 , с. 56.
- ^ Хоагланд 2020 , с. 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Шеперд, Ник (2019). «Эпистемическая деколонизация» . ЭХО: Европейское колониальное наследие в запутанных городах . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 г.
- ^ Бендикс, Мюллер и Зиай 2020 , с. 6.
- ^ Мпофу 2020 , стр. 46.
- ^ Силова, Миллей и Пяттоева 2017 , стр. 80.
- ^ Ндлову-Гатшени 2013 , с. 394.
- ^ Fregous Dance & Лисовой 2018 , с. 5.
- ^ Чемберс 2020 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоагланд 2012 , с. 101.
- ^ Чемберс 2020 , с. 2-36, 3-36.
- ^ Чемберс 2020 , с. 2-36, 10-36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чемберс 2020 , с. 8-36.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Асабе В. Полома; Каталин Селеньи: «Колониальность знаний, концепция, заимствованная из теорий колониальности, предполагает, что образовательные учреждения представляют собой переплетение колониальности, власти и эпистемической эго-политики знаний». [3]
- ^ Мамуква, Лессем и Шиффер: «В центре колониальности лежат три важные концепции: «колониальность власти», «колониальность знаний» и «колониальность бытия». [4] Стейн и Мпофу: «Колониальность стоит на трех столпах: колониальность знаний, колониальность власти и колониальность бытия». [5] Беньера и др.: «Три элемента составляют глобальную колониальность, а именно колониальность власти, колониальность бытия и колониальность знаний». [6]
- ^ Пол Энтони Чемберс: «Тезис о колониальности знаний отчасти уходит корнями в статью, первоначально опубликованную на испанском языке в 1992 году перуанским социологом Анибалом Кихано, в которой он ввел термин« колониальность власти »». [7]
- ^ Карен Такер: «Поскольку я стремилась понять связи и разъединения между этими различными подходами к «традиционным знаниям», я нашла полезным мыслить в терминах «колониальности знаний». Эта концепция наиболее тесно связана с перуанским социологом. Анибаль Кихано, который разработал его как часть более широкого размышления о глобальных структурах власти, знаний, расовой иерархии и капитализме в свете латиноамериканского исторического и культурного опыта с пятнадцатого века до наших дней». [8]
Источники
[ редактировать ]- Пиво, Андреас; Макентун, Геза, ред. (2015). "Введение". Беглые знания. Утрата и сохранение знаний в зонах культурного контакта (PDF) . Ваксманн Верлаг ГмбХ. дои : 10.31244/9783830982814 . ISBN 978-3-8309-3281-9 .
- Бендикс, Д.; Мюллер, Ф.; Зиай, А. (2020). За пределами инструментов мастера?: Деколонизация порядков знаний, методы исследования и преподавание . Киломбо: международные отношения и колониальные вопросы. Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-78661-360-8 .
- Беньера, Э.; Ситхол, Т.; Джазбхай, Ах; Том, Т.; Томи, К.; Мазородзе В.; Хаба, МБ; Одок, Г.Э.; Пфуква, К.; Муд, Т. (2020). Разрыв колониального «контракта»: от угнетения к автономному деколониальному будущему . Лексингтонские книги. ISBN 978-1-7936-2274-7 .
- Чемберс, Пол Энтони (2020). «Эпистемология и доминирование: проблемы колониальности знаний в латиноамериканской деколониальной теории» . Дадос . 63 (4). ФапЮНИФЕСП (SciELO). дои : 10.1590/дадос.2020.63.4.221 . ISSN 1678-4588 . S2CID 229267050 .
- Конвей, Дж. М. (2013). Грани глобальной справедливости: Всемирный социальный форум и его «другие» . Онлайн-доступ по подписке: Proquest Ebook Central. Рутледж. ISBN 978-0-415-50621-2 .
- Дрейер, Жако С. (2017). «Практическая теология и призыв к деколонизации высшего образования в Южной Африке: размышления и предложения» . HTS Теологические исследования . 73 (4): 1–7. дои : 10.4102/hts.v73i4.4805 . ISSN 0259-9422 .
- Фрегосо Байлон, Рауль Ольмо; Де Лисовой, Ной (2018). «Против колониальности: к эпистемически-повстанческой учебной программе». Будущее политики в образовании . 17 (3). Публикации SAGE: 355–369. дои : 10.1177/1478210318819206 . ISSN 1478-2103 . S2CID 150034890 .
- Хейнс, Дж. (2020). Мир, политика и религия . МДПИ АГ. ISBN 978-3-03936-664-4 . Проверено 20 октября 2021 г.
- Хоугланд, Сара Люсия (2020). «Аспекты колониальности знаний». Критическая философия расы . 8 (1–2). Издательство Пенсильванского государственного университета: 48–60. дои : 10.5325/critphilrace.8.1-2.0048 . ISSN 2165-8684 . S2CID 212859120 .
- Хоугланд, Сара Люсия (2012). «Отрицание реляционности» . В Салливане, С.; Туана, Н. (ред.). Раса и эпистемологии невежества . Серия SUNY «Философия и раса». Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-8003-8 .
- Ибарра-Коладо, Эдуардо (2006). «Организационные исследования и эпистемическая колониальность в Латинской Америке: мышление об инаковости с маргиналов». Организация . 13 (4). Публикации SAGE: 463–488. дои : 10.1177/1350508406065851 . ISSN 1350-5084 . S2CID 16218442 .
- Мальдонадо-Торрес, Нельсон (2007). «О колониальности бытия». Культурологические исследования . 21 (2–3). Информа Великобритания Лимитед: 240–270. дои : 10.1080/09502380601162548 . ISSN 0950-2386 . S2CID 151309019 .
- Мамуква, Э.; Лессем, Р.; Шиффер, А. (2016). Интегральный зеленый Зимбабве: восстание африканского феникса . Интегральное зеленое общество и экономика. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-11551-9 .
- Мпофу, Уильям (2020). «Колониальность и миф об универсализме в западном университете» . В Мпофу, Уильям; Ндлову-Гатшени, С. (ред.). Динамика изменения высшего образования на глобальном Юге . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-5275-5553-2 .
- Ндлову-Гатшени, Сабело Дж. (2013). «Деколониальная эпистемическая перспектива и панафриканская идентичность в 21 веке». В Мучи, М.; Лухеле-Олорунджу, П.; Акпор, О.Б. (ред.). Африканский союз десять лет спустя: решение африканских проблем с помощью панафриканизма и африканского возрождения . Африканский институт Южной Африки. ISBN 978-0-7983-0387-3 .
- Ндлову, Морган (2018). «Колониальность знаний и проблемы создания африканского будущего» . Уфахаму: Журнал африканских исследований . 40 (2). Калифорнийская цифровая библиотека (CDL). дои : 10.5070/f7402040944 . ISSN 2150-5802 .
- Полома, Асабе В.; Селени, Каталин (2018). «Колониальность знаний, гибридизация и выживание коренных народов: изучение транснационального развития высшего образования в Африке с 1920-х по 1960-е годы». Сравните: Журнал сравнительного и международного образования . Информа UK Limited: 1–19. дои : 10.1080/03057925.2018.1445962 . ISSN 0305-7925 . S2CID 149112783 .
- Кихано, Анибал (2000). «Колониальность власти и евроцентризм в Латинской Америке». Международная социология . 15 (2). Публикации SAGE: 215–232. дои : 10.1177/0268580900015002005 . ISSN 0268-5809 . S2CID 144941229 .
- Салазар, Э.М. (2012). Глобальная колониальность власти в Гватемале: расизм, геноцид, гражданство . Латиноамериканские исследования. Социология. Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-4122-9 . Проверено 20 октября 2021 г.
- Силова, Ивета; Миллей, Жужа; Пяттоева, Нелли (2017). «Прерывание колониальности производства знаний в сравнительном образовании: постсоциалистические и постколониальные диалоги после холодной войны» . Сравнительный обзор образования . 61 (С1). Издательство Чикагского университета: S74–S102. дои : 10.1086/690458 . ISSN 0010-4086 . S2CID 152179473 .
- Стейн, М.; Мпофу, В. (2021). Деколонизация человека: размышления Африки о различиях и угнетении . Издательство Университета Витса. ISBN 978-1-77614-655-0 .
- Такер, Карен (2018). «Распутывание колониальности в международных отношениях: знания, взаимоотношения и стратегии взаимодействия» . Международная политическая социология . 12 (3). Издательство Оксфордского университета (OUP): 215–232. дои : 10.1093/ips/oly005 . hdl : 1983/8295837d-c242-4659-b365-51d09bccf808 . ISSN 1749-5679 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анхель Бакеро, Серхио; Кайседо Ортис, Джулиан Эндрю; Рич Уолнат, Джон Чарльз (1 сентября 2015 г.). «Колониальность знаний и социальных наук: методология понимания воображаемого » Политический анализ . 28 (85). Национальный университет Колумбии: 76–92. дои : 10.15446/anpol.v28n85.56248 . ISSN 0121-4705 .
- Лоу, Лиза; Манджапра, Крис (2019). «Сравнительные глобальные гуманитарные науки после человека: альтернативы колониальности знаний». Теория, культура и общество . 36 (5). Публикации SAGE: 23–48. дои : 10.1177/0263276419854795 . ISSN 0263-2764 . S2CID 199779277 .
- Китинг, Клара (2019). «Колониальность знаний, Ch’ixinakax utxiwa и межкультурный перевод». Язык, культура и общество . 1 (1). Издательство Джона Бенджамина: 141–146. doi : 10.1075/lcs.00010.kea . hdl : 10316/87009 . ISSN 2543-3164 . S2CID 150766677 .
- Краббе, Джулия Суарес (2009). «Введение: Колониальность знаний и эпистемологии трансформации» . КУЛЬТ. Постколониальный Темасери . 6 (Специальный выпуск): 1–10. ISSN 1904-1594 .
- Пикрен, Уэйд Э. (2020). «Колониальность бытия и познания в истории психологии». Психология и критика . Висбаден: Springer Fachmedien Wiesbaden. стр. 329–343. дои : 10.1007/978-3-658-29486-1_15 . ISBN 978-3-658-29485-4 . S2CID 214552628 .
- Мпофу, Уильям Джетро (2017). «Колониальность в борьбе за африканские знания: деколониальная политическая перспектива» . Африканский . 43 (2). UNISA Press: 105–117. дои : 10.25159/0304-615x/2305 . ISSN 2663-6522 .
- Шубринг, Герт (2021). «О процессах колониальности и деколониальности знаний: понятия для анализа международной истории преподавания математики» . ЗДМ Математическое образование . 53 (7). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1455–1469. дои : 10.1007/s11858-021-01261-2 . ISSN 1863-9690 . S2CID 236565723 .
- Тлостанова, Мадина (2015). «Может ли постсоветское мыслить? О колониальности знаний, внешней имперской и двойной колониальной разнице» . Перекрестки . 1 (2). дои : 10.17356/ieejsp.v1i2.38 . ISSN 2416-089X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Колониальность знаний — Ростокский университет
- Что такое колониальность знаний? - Воскресные новости
- Свидетельствование и колониальность знаний — Международная ассоциация женщин-философов