Историография религии
Историография религии — это то, как историки изучали религию с точки зрения тем, источников и противоречивых идей. Историки обычно сосредотачиваются на одной конкретной теме общей истории религий с точки зрения географического региона или богословской традиции.
Историки на протяжении веков сосредоточивали свое внимание на теологическом развитии своего собственного религиозного наследия. Социологи XIX века проявляли большой интерес к «примитивной» и сравнительной религии . В 20 веке эта область была сосредоточена в основном на богословии , организации и развитии церкви. С 1970-х годов социально-исторический подход к религиозному поведению и убеждениям. важное значение приобрел [1]
Реформация
[ редактировать ]произошел драматический сдвиг что в историографии Реформации Джейкоб утверждает , . До 1960-х годов историки сосредоточивали свое внимание в основном на богословах 16-го века, таких как Мартин Лютер , Жан Кальвин и Хулдрих Цвингли . Их идеи были тщательно изучены. Однако возникновение новой социальной истории в 1960-х годах позволило взглянуть на историю снизу вверх, а не сверху вниз. Историки начали концентрироваться на ценностях, убеждениях и поведении людей в целом. Она считает, что «в современной науке Реформация теперь рассматривается как огромный культурный переворот, социальное и народное движение, разностороннее и богатое из-за своего разнообразия». [2]
1700-1900
[ редактировать ]Новые подходы к истории христианства были предложены Леопольдом фон Ранке (1795–1886) и Филиппом Шаффом (1819–92). Они подчеркнули необходимость большей нейтральности с целью понять историю такой, какая она есть на самом деле, а не продвигать или защищать свое богословское наследие. Фон Ранке в 1843 году закончил свою шеститомную « Историю Германии в эпоху Реформации», а затем обратился к многотомной «Истории пап за последние четыре столетия» . Шафф, глубоко воспитанный в немецкой традиции, переехал в Соединенные Штаты в 1844 году. Его «История христианской церкви» (7 томов, 1858–1890 гг.) установила новые стандарты для американского изучения церковной истории. Он продемонстрировал, как интегрировать литургические разработки. Он также познакомил европейских ученых с американской религией, утверждая, что американское сектантство, со всеми его недостатками, предпочтительнее европейского церковного этатизма. [3]
Пиетизм и доброжелательность
[ редактировать ]Пиетизм зародился в Германии XVIII века и получил подражание в соседних странах. Оно оказало большое влияние в Англии и Северной Америке, где повлияло на методистское движение и серию вспышек возрождения, известных как Великое пробуждение в Соединенных Штатах. Оно включало в себя интенсивное внутреннее сосредоточение на грехе и спасении через Христа, и в форме евангелизма оно остается мощной силой в протестантизме даже в 21 веке. Пиетизм подчеркивает ценность возрождения, ведущего к возрождению, и вдохновляет своих последователей устанавливать высокие моралистические стандарты общественного поведения, например, в таких областях, как противодействие алкоголю и рабству. [4]
Историки исследовали влияние новых религиозных настроений XVIII и XIX веков на организационное поведение мирян. Протестанты спонсировали добровольные благотворительные и религиозные общества, включая зарубежные миссии по всей империи, открывали воскресные школы , основывали благотворительные школы, распространяли Библии и религиозную литературу, создавали и подчеркивали гимны и коллективное пение, а также организовывали пробуждения. [5] Важным результатом стало начало международной борьбы против рабства как оскорбления протестантской морали. [6]
Сравнительные исследования
[ редактировать ]Социологи XIX века проявили сильный интерес к сравнительной и «примитивной» религии благодаря работам Макса Мюллера , Эдварда Бернетта Тайлора , Уильяма Робертсона Смита , Джеймса Джорджа Фрейзера , Эмиля Дюркгейма , Макса Вебера и Рудольфа Отто . [7]
20 век
[ редактировать ]Хартмут Леманн утверждает, что в истории христианства в XX веке доминировали четыре основные темы: возникновение «политических религий», радикальные технологические изменения, прогрессивная секуляризация и впечатляющий рост христианских общин в Южном полушарии. [8]
Секуляризация
[ редактировать ]Секуляризация, устойчивый спад религиозной активности в исторически протестантских странах Европы, была важной областью исследований. [9] [10]
Миссии и расширение
[ редактировать ]Многие недавние исследования сосредоточены на распространении христианства в развивающихся странах. [11] [12] Протестантская и католическая религии, начав свои оплоты в европейских колониальных державах, в 20 веке распространились по всему третьему миру – особенно в Африке. Например, в Нигерии проживает гораздо больше англиканцев , чем в Великобритании. [13] Миссионеры, особенно из Соединенных Штатов, пропагандировали мормонизм , Свидетелей Иеговы , адвентистов седьмого дня , а также деноминации святости и пятидесятничества среди весьма восприимчивой аудитории. [14]
ислам
[ редактировать ]Историография ислама в ХХ веке развивалась медленно, а с 1980-х годов стала крупным проектом для ученых. [15]
См. также
[ редактировать ]- Историография
- Историография раннего ислама
- История религии в Соединенных Штатах
- Религиоведение
- Социальная история
Примечания
[ редактировать ]- ^ МакГриви, Джон Т. (март 1998 г.). «Вера и мораль в современных Соединенных Штатах, с 1865 г. по настоящее время». Обзоры по американской истории . 26 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 239–254. дои : 10.1353/rah.1998.0015 . JSTOR 30030882 . S2CID 144143538 .
- ^ Маргарет К. Джейкоб (1991). Жизнь в эпоху Просвещения: масонство и политика в Европе восемнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 215. ИСБН 9780199879304 .
- ^ Томас Альберт Ховард (март 2007 г.). «Филип Шафф: Религия, политика и трансатлантический мир». Журнал церкви и государства . 49 (2). Издательство Оксфордского университета: 191–210. дои : 10.1093/jcs/49.2.191 .
- ^ Стром, Джонатан (сентябрь 2002 г.). «Проблемы и перспективы исследования пиетизма». История Церкви . 71 (3). Издательство Кембриджского университета: 536–554. дои : 10.1017/S0009640700130264 . JSTOR 4146419 . S2CID 144635824 .
- ^ Брент С. Сирота (2014). Христианские наблюдатели: англиканская церковь и эпоха благотворительности, 1680–1730 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300199277 . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Глассон, Трэвис (2012). Освоение христианства: миссионерское англиканство и рабство в атлантическом мире . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199773961 . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Киппенберг, Ганс (2002). Открытие религиозной истории в современную эпоху . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691009094 . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Хартмут Леманн (сентябрь 2002 г.). «История христианства ХХ века как вызов историкам». История Церкви . 71 (3). Издательство Кембриджского университета: 585–599. дои : 10.1017/S0009640700130288 . JSTOR 4146421 . S2CID 163455754 .
- ^ Моррис, Джереми (март 2012 г.). «Секуляризация и религиозный опыт: аргументы в историографии современной британской религии». Исторический журнал . 55 (1). Издательство Кембриджского университета: 195–219. дои : 10.1017/S0018246X11000598 . S2CID 162230597 .
- ^ Браун, Каллум Г. (2001). Смерть христианской Британии: понимание секуляризации 1800–2000 гг . Рутледж. ISBN 9781135115463 . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Дэвид Б. Барретт; Джордж Томас Куриан; Тодд М. Джонсон (2001). Всемирная христианская энциклопедия: Сравнительный обзор церквей и религий в современном мире, Том 1 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195103182 . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Дэвид Б. Барретт и др. ред. Всемирная христианская энциклопедия: Сравнительный обзор церквей и религий в современном мире, том. 1. Мир по странам: религиозные деятели, церкви, министерства; том. 2: Мир по сегментам: религии, народы, языки, города, темы (2-е изд. 2001 г.)
- ^ Эндрю Вингейт и Кэрри Пембертон, ред. Англиканство: глобальное сообщество (Church Publishing, Inc., 1998).
- ^ Кортен, Андре (1997). «Рост литературы об афроамериканском, латиноамериканском и африканском пятидесятничестве». Журнал современной религии . 12 (3): 311–334. дои : 10.1080/13537909708580808 .
- ^ Азиз Аль-Азме (2007). Времена истории: универсальные темы исламской историографии . Будапешт, Венгрия: Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9789637326738 . Проверено 17 декабря 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Мир
[ редактировать ]- Киппенберг, Ганс. Открытие религиозной истории в современную эпоху (2001)
- Маклеод, Хью. «Религия и город», Ежегодник городской истории (1978), стр. 7-22. обзоры исследований религии в городах Европы и Америки 1820-1970-х гг.
- Рейнджер, ТО и Исария Кимамбо. Историческое исследование африканской религии (Калифорнийский университет Press, 1972)
- Санне, Ламин и Майкл МакКлимонд, ред. Спутник Уайли Блэквелла по мировому христианству (2016).
Европа
[ редактировать ]- Беббингтон, Дэвид В. Евангелизм в современной Британии: история с 1730-х по 1980-е годы (Routledge, 2003)
- Браун, Каллум Г. Социальная история религии в Шотландии с 1730 года (Метуэн, 1987).
- Дэви, Грейс. Религия в Великобритании с 1945 года: вера без принадлежности (Блэквелл, 1994).
- Гаяно, София Беш., «Итальянская религиозная историография в 1990-х годах» , Журнал современных итальянских исследований (1998) 3 № 3, стр. 293–306.
- Ся, По-Цзя, изд. Спутник мира реформации (2006)
- Левитин Дмитрий, «От священной истории к истории религии: язычество, иудаизм и христианство в европейской историографии от Реформации к «Просвещению»» , Исторический журнал 55 № 4 (2012): 1117–1160.
- Маккалок, Диармайд; Лавен, Мэри; Даффи, Имон., «Последние тенденции в изучении христианства в Европе шестнадцатого века» , Renaissance Quarterly (2006) 58 № 3, стр. 697–731.
- Маршалл, Питер. «(Пере) определение английской Реформации» , Журнал британских исследований (2009), 48 № 3, стр. 564–586.
- Менчи, Сильвана Зайдель, «Эпоха Реформации и контрреформации в итальянской историографии, 1939–2009 гг.» , Архив истории реформации (2009), Том 100, стр. 193–217.
- Томас, Кейт. Религия и упадок магии: исследования популярных верований в Англии шестнадцатого и семнадцатого веков (1991)
- Вебер, Ойген. «Религия и суеверия во Франции девятнадцатого века» , «Исторический журнал» (1988), 31 № 2, стр. 399–423.
Америка
[ редактировать ]- * Чаппель, Джеймс, «За пределами Токвиля: призыв прекратить «серьезно относиться к религии»» , Modern Intellectual History (2013) 10 № 9, стр. 697–708.
- Долан, Джей П. и Джеймс П. Винд, ред. Новые измерения в американской истории религии: очерки в честь Мартина Э. Марти (Эрдманс, 1993)
- Фокс, Ричард Вайтман. «Опыт и объяснение американской религиозной истории двадцатого века», « Новые направления в американской религиозной истории», изд. Гарри Стаут и Д.Г. Харт (1997), стр: 394–413.
- Фрей, Сильвия Р. «Видимая церковь: историография афроамериканской религии со времен Работо», « Рабство и отмена рабства » (2008) 29 № 1, стр. 83–110.
- МакГриви, Джон Т., «Вера и мораль в современных Соединенных Штатах, с 1865 г. по настоящее время» , Обзоры по американской истории 26.1 (1998): 239–254.
- Шульц, Кевин М.; Харви, Пол. «Везде и нигде: последние тенденции в американской истории религии и историографии», Журнал Американской академии религии , март 2010 г., Vol. 78 № 1 стр. 129–162
- Смит, Тимоти Л., «Религия и этническая принадлежность в Америке» , American Historical Review (1978): 1155–1185.
- Стаут, Гарри С. и Д.Г. Харт, ред. Новые направления в американской истории религии (1997)
- Мило, Леонард И., изд. Коммуникация и изменения в американской религиозной истории (1993), стр. 355–479.
- Уилсон, Джон Ф. Религия и американская нация: историография и история (2003) 119 стр.