Jump to content

Лузотропизм

Лузотропикализм ( португальский : Lusotropicalismo ) — термин и «квазитеория». [1] разработан бразильским социологом Жилберто Фрейре для описания отличительного характера португальского империализма за рубежом, предполагая, что португальцы были лучшими колонизаторами , чем другие европейские страны. [2] [3]

Фрейре предположил, что из-за более теплого климата Португалии населяли кельты , римляне , вестготы , мавры и того, что в досовременные времена ее и некоторые другие народы, португальцы были более гуманными, дружелюбными и адаптируемыми к другим климатам и культурам. Он рассматривал «культуры португальского происхождения как культуры экуменической экспансии» и предположил, что «лузотропическая культура была формой сопротивления как «варварскому» советскому коммунистическому влиянию, так и также «варварскому» процессу американизации и капиталистической экспансии». [3]

Кроме того, к началу 20 века Португалия была безусловно европейской колониальной державой с старейшим территориальным присутствием за рубежом; в некоторых случаях его территории постоянно были заселены португальцами и управлялись ими в течение пяти столетий. [ нужна ссылка ] Лузотропикализм прославлял как реальные, так и мифологические элементы расовой демократии и цивилизаторской миссии в Португальской империи , включая смешанное отношение к колониям и заморским территориям. Идеология лучше всего иллюстрируется работами Фрейра. [3]

В Лиссабоне 1570-х годов среди населения было много чернокожих африканцев. Некоторые были рабами или работорговцами, другие были свободными. В городских церквях были статуи Черных святых, европейские и африканские танцы и кухня фьюжн как португальского, так и африканского происхождения. [4]

Начало Португальской империи обычно относят к завоеванию Сеуты в Северной Африке в 1415 году . В последующие десятилетия XV века португальские моряки путешествовали по всему миру: Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды в 1488 году; Васко да Гама достиг Индии в 1498 году; и Педро Альварес Кабрал высадились в Бразилии в 1500 году. Сначала португальцы были заинтересованы в первую очередь в выгодных торговых возможностях (включая работорговлю), а к концу 16 века португальцы основали торговые форпосты в Африке, Индии, Бразилии и других странах. Ближний Восток и Южная Азия . В это время португальские браки и поселения среди африканских и азиатских народов были минимальными. Португальцы гораздо чаще привозили азиатские и особенно африканские народы в Европу и Бразилию, чаще всего, хотя и не всегда, в качестве порабощенных людей. Еще в 1570-х годах в Лиссабоне проживало значительное и известное чернокожее африканское население, состоящее из порабощенных и свободных людей.

Во время новой империалистической борьбы за Африку в 1890-х годах Португалия расширила свои прибрежные африканские территории в современной Анголе , Мозамбике и Гвинее-Бисау вглубь страны. Как и другие европейские колониальные империи, Португалия добилась такого расширения главным образом за счет физического и экономического насилия против коренных народов. После Португальской революции 1910 года и в соответствии с официальной политикой диктатуры Estado Novo 1933–1974 годов чернокожие люди в португальской Африке де-юре имели право на полное португальское гражданство и сопутствующие ему права. На практике чернокожие люди вряд ли когда-либо достигали такого статуса, и во время Estado Novo даже белые португальцы, родившиеся в Африке, были лишены тех же юридических прав и защиты, что и белые, родившиеся в столичной Португалии.

Заявление во время Estado Novo

[ редактировать ]

До публикации Фрейром « Каса-Гранде и Сензала» немногие португальские политики и колониальные администраторы (если таковые вообще были вообще) воспринимали Португальскую империю как многокультурную, многорасовую и плюриконтинентальную нацию (идея о том, что Португалия была не колониальной империей, а национальным государством). распространились по континентам). [5] Они были более склонны думать о португальском колониализме как о логическом историческом продолжении Реконкисты . [5] Например, Арминдо Монтейру , министр колоний Португалии в период с 1931 по 1935 год, считал себя « социал-дарвинистом » и был сторонником традиционной колониальной « цивилизационной миссии » и белого савиоризма . [5] Монтейру считал, что на Португалии лежит «историческая обязанность» цивилизовать «низшие расы», жившие на ее африканских и азиатских территориях, обращая их в христианство и обучая их трудовой этике . [5]

Португальский диктатор Антониу де Оливейра Салазар решительно сопротивлялся идеям Фрейра на протяжении 1930-х и 1940-х годов, отчасти потому, что Фрейре утверждал, что португальцы более склонны к смешанным бракам, чем другие европейские страны. Он принял лузотропизм только после того, как спонсировал визит Фрейра в Португалию и некоторые из ее заморских территорий в 1951 и 1952 годах. работа Фрейра Aventura e Rotina ( «Приключения и рутина Результатом этой поездки стала »).

Салазар принял лузотропизм, утверждая, что, поскольку Португалия была многокультурной, многорасовой и плюриконтинентальной страной с 15 века, потеря ее заморских территорий в Африке и Азии расчленит страну и положит конец независимости Португалии. [3] По мнению Салазара, с геополитической точки зрения потеря этих территорий снизит самодостаточность португальского государства.

Ответ Фрейра на критику

[ редактировать ]

Жизнь Фрейра после публикации Casa-Grande & Senzala стала вечным источником объяснений. Он несколько раз повторил, что не создал мифа о расовой демократии и что тот факт, что в его книгах признается интенсивное смешение «рас» в Бразилии, не означает отсутствия предрассудков или дискриминации. Он отметил, что многие люди утверждают, что Соединенные Штаты были «образцовой демократией», тогда как рабство и расовая сегрегация присутствовали на протяжении большей части истории США : [6]

«Толкование тех, кто хочет причислить меня к социологам или антропологам, заявляющим, что расовые предрассудки среди португальцев или бразильцев никогда не существовали, является крайними. Я всегда предполагал, что такие предрассудки минимальны... по сравнению с теми, которые все еще действует в других местах, где законы все еще регулируют отношения между европейцами и другими группами».

«Дело не в том, что в Бразилии отсутствуют расовые предрассудки или социальные предрассудки, связанные с цветом лица. Они существуют. Но никто здесь не подумал бы о церквях «только для белых». Никто в Бразилии не подумал бы о законах против межрасовых браков.. Братский дух среди бразильцев сильнее, чем расовые предрассудки, цвет кожи, класс или религия. Это правда, что равенство так и не было достигнуто с момента окончания рабства... Среди владельцев плантаций существовали расовые предрассудки, между хозяевами существовала социальная дистанция. и рабы, между белыми и черными.... Но немногие богатые бразильцы были так озабочены расовой чистотой, как большинство на Старом Юге ». [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Берк, Питер; Палларес-Берк, Мария Люсия Г. (2008). Жилберто Фрейре: Социальная теория в тропиках . Уитни, Оксфордшир, Англия: Питер Лэнг Оксфорд. стр. 188–189.
  2. ^ Фойгт, Лиза (14 октября 2017 г.). Написание плена в Атлантике раннего Нового времени: распространение знаний и власти в иберийском и английском имперских мирах . Книги прессы UNC. ISBN  9780807831991 – через Google Книги.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мигель Вале де Алмейда , Колониальный комплекс Португалии: от колониального лузотропизма к постколониальной лузофонии
  4. ^ «Африканское присутствие — самое важное, что у нас есть» ( Diário de Notícias ) https://www.dn.pt/sociedade/a-presenca-africana-ea-mais-importante-que-temos-5336490.html
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кастело, Клаудия (5 марта 2013 г.). «Лузо-тропикализм и поздний португальский колониализм» . Буала (на португальском, английском и французском языках) . Проверено 15 апреля 2022 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Важность Жилберто Фрейре для строительства бразильской нации - Часть II - Instituto Millenium» . 11 декабря 2009 года . Проверено 14 октября 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кастело, Клаудия, Португальский образ жизни в мире. Лузотропикализм и португальская колониальная идеология (1933–1961) . Порту: Edições Afrontamento, 1999.
  • Каэн, Мишель, «Португалия в небе: концептуальные соображения по поводу сообществ, лузитанства и лузофонии», в книге Э. Морье-Жену и М. Каэна (редакторы), Imperial Migrations. Колониальные сообщества и диаспора в португальском мире , Лондон: Пэлгрейв, 2012.
  • Нери да Фонсека, Эдсон. Вокруг Жилберто Фрейре . Ресифи: Редакция Массангана, 2007.
  • Нери да Фонсека, Эдсон. Жилберто Фрейре от А до Я – основные ссылки на его жизнь и творчество . Рио-де-Жанейро: редактор Zé mario, 2002.
  • Рибейро, Ана Беатрис. Мечты о модернизации, Лузотропические обещания: глобальный взгляд на дискурс о развитии Бразилии и Мозамбика (Афро-европейская группа междисциплинарных исследований, том 23). Лейден: Брилл, 2020.
  • Вакил, Абдулкарим, «'Mundo Pretuguês': колониальные и постколониальные диаспорические разногласия», в книге Э.Морье-Жену и М.Каэна (редакторы), Imperial Migrations. Колониальные сообщества и диаспора в португальском мире , Лондон: Пэлгрейв, 2012.
  • Виллон, Виктор. Португальский мир, который создал Жилберто Фрейре, а затем диалоги с Эдсоном Нери да Фонсека . Рио-де-Жанейро, Вермельо Мариньо, 2010 год.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6815aa2ff44e66cbd5664cce9fd969e2__1717223160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/e2/6815aa2ff44e66cbd5664cce9fd969e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lusotropicalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)