Лузотропизм
Лузотропикализм ( португальский : Lusotropicalismo ) — термин и «квазитеория». [1] разработан бразильским социологом Жилберто Фрейре для описания отличительного характера португальского империализма за рубежом, предполагая, что португальцы были лучшими колонизаторами , чем другие европейские страны. [2] [3]
Фрейре предположил, что из-за более теплого климата Португалии населяли кельты , римляне , вестготы , мавры и того, что в досовременные времена ее и некоторые другие народы, португальцы были более гуманными, дружелюбными и адаптируемыми к другим климатам и культурам. Он рассматривал «культуры португальского происхождения как культуры экуменической экспансии» и предположил, что «лузотропическая культура была формой сопротивления как «варварскому» советскому коммунистическому влиянию, так и также «варварскому» процессу американизации и капиталистической экспансии». [3]
Кроме того, к началу 20 века Португалия была безусловно европейской колониальной державой с старейшим территориальным присутствием за рубежом; в некоторых случаях его территории постоянно были заселены португальцами и управлялись ими в течение пяти столетий. [ нужна ссылка ] Лузотропикализм прославлял как реальные, так и мифологические элементы расовой демократии и цивилизаторской миссии в Португальской империи , включая смешанное отношение к колониям и заморским территориям. Идеология лучше всего иллюстрируется работами Фрейра. [3]
Фон
[ редактировать ]
Начало Португальской империи обычно относят к завоеванию Сеуты в Северной Африке в 1415 году . В последующие десятилетия XV века португальские моряки путешествовали по всему миру: Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды в 1488 году; Васко да Гама достиг Индии в 1498 году; и Педро Альварес Кабрал высадились в Бразилии в 1500 году. Сначала португальцы были заинтересованы в первую очередь в выгодных торговых возможностях (включая работорговлю), а к концу 16 века португальцы основали торговые форпосты в Африке, Индии, Бразилии и других странах. Ближний Восток и Южная Азия . В это время португальские браки и поселения среди африканских и азиатских народов были минимальными. Португальцы гораздо чаще привозили азиатские и особенно африканские народы в Европу и Бразилию, чаще всего, хотя и не всегда, в качестве порабощенных людей. Еще в 1570-х годах в Лиссабоне проживало значительное и известное чернокожее африканское население, состоящее из порабощенных и свободных людей.
Во время новой империалистической борьбы за Африку в 1890-х годах Португалия расширила свои прибрежные африканские территории в современной Анголе , Мозамбике и Гвинее-Бисау вглубь страны. Как и другие европейские колониальные империи, Португалия добилась такого расширения главным образом за счет физического и экономического насилия против коренных народов. После Португальской революции 1910 года и в соответствии с официальной политикой диктатуры Estado Novo 1933–1974 годов чернокожие люди в португальской Африке де-юре имели право на полное португальское гражданство и сопутствующие ему права. На практике чернокожие люди вряд ли когда-либо достигали такого статуса, и во время Estado Novo даже белые португальцы, родившиеся в Африке, были лишены тех же юридических прав и защиты, что и белые, родившиеся в столичной Португалии.
Заявление во время Estado Novo
[ редактировать ]До публикации Фрейром « Каса-Гранде и Сензала» немногие португальские политики и колониальные администраторы (если таковые вообще были вообще) воспринимали Португальскую империю как многокультурную, многорасовую и плюриконтинентальную нацию (идея о том, что Португалия была не колониальной империей, а национальным государством). распространились по континентам). [5] Они были более склонны думать о португальском колониализме как о логическом историческом продолжении Реконкисты . [5] Например, Арминдо Монтейру , министр колоний Португалии в период с 1931 по 1935 год, считал себя « социал-дарвинистом » и был сторонником традиционной колониальной « цивилизационной миссии » и белого савиоризма . [5] Монтейру считал, что на Португалии лежит «историческая обязанность» цивилизовать «низшие расы», жившие на ее африканских и азиатских территориях, обращая их в христианство и обучая их трудовой этике . [5]
Португальский диктатор Антониу де Оливейра Салазар решительно сопротивлялся идеям Фрейра на протяжении 1930-х и 1940-х годов, отчасти потому, что Фрейре утверждал, что португальцы более склонны к смешанным бракам, чем другие европейские страны. Он принял лузотропизм только после того, как спонсировал визит Фрейра в Португалию и некоторые из ее заморских территорий в 1951 и 1952 годах. работа Фрейра Aventura e Rotina ( «Приключения и рутина Результатом этой поездки стала »).
Салазар принял лузотропизм, утверждая, что, поскольку Португалия была многокультурной, многорасовой и плюриконтинентальной страной с 15 века, потеря ее заморских территорий в Африке и Азии расчленит страну и положит конец независимости Португалии. [3] По мнению Салазара, с геополитической точки зрения потеря этих территорий снизит самодостаточность португальского государства.
Критика
[ редактировать ]Ответ Фрейра на критику
[ редактировать ]Жизнь Фрейра после публикации Casa-Grande & Senzala стала вечным источником объяснений. Он несколько раз повторил, что не создал мифа о расовой демократии и что тот факт, что в его книгах признается интенсивное смешение «рас» в Бразилии, не означает отсутствия предрассудков или дискриминации. Он отметил, что многие люди утверждают, что Соединенные Штаты были «образцовой демократией», тогда как рабство и расовая сегрегация присутствовали на протяжении большей части истории США : [6]
«Толкование тех, кто хочет причислить меня к социологам или антропологам, заявляющим, что расовые предрассудки среди португальцев или бразильцев никогда не существовали, является крайними. Я всегда предполагал, что такие предрассудки минимальны... по сравнению с теми, которые все еще действует в других местах, где законы все еще регулируют отношения между европейцами и другими группами».
«Дело не в том, что в Бразилии отсутствуют расовые предрассудки или социальные предрассудки, связанные с цветом лица. Они существуют. Но никто здесь не подумал бы о церквях «только для белых». Никто в Бразилии не подумал бы о законах против межрасовых браков.. Братский дух среди бразильцев сильнее, чем расовые предрассудки, цвет кожи, класс или религия. Это правда, что равенство так и не было достигнуто с момента окончания рабства... Среди владельцев плантаций существовали расовые предрассудки, между хозяевами существовала социальная дистанция. и рабы, между белыми и черными.... Но немногие богатые бразильцы были так озабочены расовой чистотой, как большинство на Старом Юге ». [6]
См. также
[ редактировать ]- Евразийство
- Лусосфера
- Заморская провинция
- Плюриконтинентализм
- Расовая демократия
- Лусо-африканский
- Тропикализм
- Пятая Империя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берк, Питер; Палларес-Берк, Мария Люсия Г. (2008). Жилберто Фрейре: Социальная теория в тропиках . Уитни, Оксфордшир, Англия: Питер Лэнг Оксфорд. стр. 188–189.
- ^ Фойгт, Лиза (14 октября 2017 г.). Написание плена в Атлантике раннего Нового времени: распространение знаний и власти в иберийском и английском имперских мирах . Книги прессы UNC. ISBN 9780807831991 – через Google Книги.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мигель Вале де Алмейда , Колониальный комплекс Португалии: от колониального лузотропизма к постколониальной лузофонии
- ^ «Африканское присутствие — самое важное, что у нас есть» ( Diário de Notícias ) https://www.dn.pt/sociedade/a-presenca-africana-ea-mais-importante-que-temos-5336490.html
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кастело, Клаудия (5 марта 2013 г.). «Лузо-тропикализм и поздний португальский колониализм» . Буала (на португальском, английском и французском языках) . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Важность Жилберто Фрейре для строительства бразильской нации - Часть II - Instituto Millenium» . 11 декабря 2009 года . Проверено 14 октября 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кастело, Клаудия, Португальский образ жизни в мире. Лузотропикализм и португальская колониальная идеология (1933–1961) . Порту: Edições Afrontamento, 1999.
- Каэн, Мишель, «Португалия в небе: концептуальные соображения по поводу сообществ, лузитанства и лузофонии», в книге Э. Морье-Жену и М. Каэна (редакторы), Imperial Migrations. Колониальные сообщества и диаспора в португальском мире , Лондон: Пэлгрейв, 2012.
- Нери да Фонсека, Эдсон. Вокруг Жилберто Фрейре . Ресифи: Редакция Массангана, 2007.
- Нери да Фонсека, Эдсон. Жилберто Фрейре от А до Я – основные ссылки на его жизнь и творчество . Рио-де-Жанейро: редактор Zé mario, 2002.
- Рибейро, Ана Беатрис. Мечты о модернизации, Лузотропические обещания: глобальный взгляд на дискурс о развитии Бразилии и Мозамбика (Афро-европейская группа междисциплинарных исследований, том 23). Лейден: Брилл, 2020.
- Вакил, Абдулкарим, «'Mundo Pretuguês': колониальные и постколониальные диаспорические разногласия», в книге Э.Морье-Жену и М.Каэна (редакторы), Imperial Migrations. Колониальные сообщества и диаспора в португальском мире , Лондон: Пэлгрейв, 2012.
- Виллон, Виктор. Португальский мир, который создал Жилберто Фрейре, а затем диалоги с Эдсоном Нери да Фонсека . Рио-де-Жанейро, Вермельо Мариньо, 2010 год.