Предыстория и причины иранской революции
История Иранская революция |
---|
Иранская революция была шиитской исламской революцией, которая заменила светскую монархию шаха Мохаммеда Резы Пехлеви теократической Хомейни Исламской Республикой во главе с аятоллой Рухоллой .
Ее причины продолжают оставаться предметом исторических дебатов и, как полагают, частично вызваны консервативной реакцией на сопротивление по вестернизации и секуляризации усилиям шаха, поддерживаемого Западом, . [1] а также из-за более популярной реакции на социальную несправедливость и другие недостатки старого режима . [2]
Предыстория (1906–1977)
[ редактировать ]Шиитское духовенство (или улемы ) исторически имело значительное влияние в Иране. Духовенство впервые показало себя мощной политической силой в оппозиции иранскому монарху во время бойкота протеста против табака в 1891 году , который фактически разрушил непопулярную уступку, предоставленную шахом, предоставляющую британской компании монополию на покупку и продажу табака в Иране. Некоторым этот инцидент продемонстрировал, что шиитские улемы были «первой линией защиты Ирана» от колониализма . [3]
Реза Шах
[ редактировать ]Династия, свергнутая революцией, – династия Пехлеви – была известна своей автократией , ориентацией на модернизацию и вестернизацию , а также пренебрежением религиозными [4] и демократические меры в конституции Ирана .
, которого современные историки считают отцом-основателем современного Ирана, Генерал армии Реза Шах Пехлеви заменил исламские законы западными и запретил традиционную исламскую одежду, разделение полов и хиджаб . [5] С женщин, сопротивлявшихся его запрету на публичное ношение хиджаба, насильно снимали и рвали чадры . В 1935 году по его приказу было подавлено восстание благочестивых шиитов у святилища Имама Резы в Мешхеде, в результате которого десятки человек были убиты и сотни ранены. [6] разрыв отношений между шахом и набожными шиитами в Иране. [7] [8]
К власти приходит последний шах Ирана
[ редактировать ]Реза-шах был свергнут в 1941 году в результате вторжения союзных британских и советских войск. [9] которые считали, что он симпатизирует врагу союзников нацистской Германии. Фактически Реза-шах не мог доверять союзным силам из-за долгой истории британского и российского вмешательства, разделения частей Ирана и контрактов, эксплуатирующих Иран. Его сын Мохаммад Реза Пехлеви согласился заменить своего отца на посту монарха. Принц Пехлеви (позже коронованный шахом) правил до революции 1979 года с одним кратким перерывом. В 1953 году он бежал из страны после борьбы за власть со своим премьер-министром Мохаммадом Мосаддыком . В Иране Мосаддыка помнят за то, что он пришел к власти на демократических выборах. Он был выбран шахом премьер-министром и представлен парламенту для утверждения в соответствии с конституционной процедурой Ирана. Шах поддержал своего премьер-министра, который защищал в Гаагском суде право Ирана национализировать контролируемые Великобританией нефтяные месторождения . Мосаддык был свергнут в результате военного переворота, организованного американским сотрудником ЦРУ при поддержке британской МИ-6 . Однако государственный переворот не мог бы произойти без критического участия важных иранских лиц и политических фракций, которые играли более значительную роль, чем иностранные державы. [10]
Шах поддерживал тесные отношения с обоими режимами, разделяя опасения перед экспансией на юг Советского Союза, могущественного северного соседа Ирана. Левые и исламистские группы атаковали его правительство за нарушение Конституции Ирана и политическое притеснение со стороны САВАК (тайной полиции).
Во времена правления шаха права женщин значительно улучшились. Городской и светский средний класс быстро рос. Было создано множество университетов и фондов образования, и многие молодые люди из низших и средних классов получили финансирование, чтобы они могли учиться в лучших университетах Запада. Большинство из этих новых поколений, обученных благодаря политике шаха, требовали быстрых политических изменений, что не было поддержано традиционными слоями общества.
Приход к власти аятоллы Хомейни
[ редактировать ]Шиитский священнослужитель аятолла Рухолла Хомейни, лидер иранской революции, [11] впервые приобрел политическую известность в 1963 году, когда возглавил оппозицию шаху и его программе реформ, известной как « Белая революция », целью которой было разбить земельные владения, принадлежащие некоторым шиитским духовенствам, позволить женщинам голосовать, а религиозным меньшинствам владеть землей. должность и, наконец, предоставить женщинам юридическое равенство в семейных вопросах.
Хомейни заявил, что шах «приступил к уничтожению ислама в Иране». [12] и публично осудил шаха как «несчастного, несчастного человека». После ареста Хомейни 5 июня 1963 года по всему Ирану вспыхнули три дня крупных беспорядков, в которых сторонники Хомейни заявили, что 15 000 человек были убиты полицейским огнем. [13] Хомейни был задержан и содержался под домашним арестом в течение 8 месяцев. После освобождения он продолжил агитацию против шаха, осуждая тесное сотрудничество режима с Израилем (это дало исламское дипломатическое признание в дополнение к тайной помощи) и его «капитуляции» – распространение дипломатического иммунитета на всех американских правительственных чиновников в Иране. В ноябре 1964 года Хомейни был повторно арестован и отправлен в ссылку, где он оставался 14 лет до революции.
Последовал период «недовольного спокойствия». [14] Несмотря на политические репрессии, зарождающееся исламское возрождение начало подрывать концепцию, согласно которой «вестернизация равна прогрессу», которая служила основой светского режима шаха. Противоположность этой идеи, что западная культура была Гарбзадеги -чума или отрава, которую мусульмане должны искоренить из своего общества/культуры/жизни, была привнесена интеллектуалом Джалалом Аль-Ахмадом и стала частью идеологии революции . [15] Также за это время распространились и приобрели слушателей, читателей и сторонников. видение Али Шариати ислама как единственного истинного освободителя третьего мира от деспотического колониализма , неоколониализма и капитализма ; [16] и популярные пересказы Мортезы Мотаххари о шиитской вере. [15] Самое главное, Хомейни проповедовал, что восстание и особенно мученичество против несправедливости и тирании являются частью шиитского ислама. [17] и что мусульмане должны отвергнуть влияние как капитализма , так и коммунизма с лозунгом «Ни Восток, ни Запад – Исламская Республика!» ( персидский : ни к востоку, ни к западу от Исламской Республики ).
Чтобы заменить шахский режим, Хомейни разработал идеологию велаят-э факих ( опеки над юристом ) как правительства, постулируя, что мусульманам – фактически всем – требуется «опека» в форме правления или надзора со стороны ведущих исламских юристов или юристов. . [18] Такое правило защитит ислам от отклонения от традиционных законов шариата и тем самым устранит бедность, несправедливость и «разграбление» мусульманской земли иностранными неверующими. [19] Установление этого исламского правительства и подчинение ему было «фактически выражением послушания Богу» , и в конечном итоге «более необходимым даже, чем молитва и пост» в исламе. [20] и заповедь для всего мира, а не только для Ирана. [21]
Публично Хомейни больше внимания уделял социально-экономическим проблемам шахского режима (коррупция, неравенство доходов и проблемы развития). [22] а не его решение правления исламских юристов.
Он считал, что пропагандистская кампания западных империалистов настроила большинство иранцев против теократического правления. [23] [24]
Его книга, опубликованная в 1970 году, получила широкое распространение в религиозных кругах, особенно среди учеников Хомейни ( талабе ), бывших студентов (священнослужителей) и лидеров традиционного бизнеса ( базаари ). Внутри Ирана начала развиваться мощная и эффективная сеть оппозиции. [25] среди прочего, используя проповеди в мечетях и контрабандные кассеты с речами Хомейни. К этой религиозной оппозиции добавились светские и исламские студенты-модернисты и партизанские группы. [26] которые восхищались историей сопротивления Хомейни, хотя они столкнулись с его теократией и были подавлены его движением после революции.
Оппозиционные группы и организации
[ редактировать ]Конституционалистские , марксистские и исламистские группы выступали против шаха:
Самые первые признаки оппозиции в 1977 году исходили от иранских -конституционалистов либералов . принадлежащая к городскому среднему классу Эта часть населения, , была довольно светской и хотела, чтобы шах придерживался иранской конституции 1906 года, а не религиозного правления. [27] Видную роль в ней играл Мехди Базарган и его либеральная, умеренная исламская группа «Движение за свободу Ирана» , а также более светский «Национальный фронт» .
Духовенство было разделено и вступало в союзы с либералами, марксистами и исламистами . Различные антишахские группы действовали за пределами Ирана, в основном в Лондоне, Франции, Ираке и Турции . Выступления лидеров этих группировок были записаны на аудиокассеты для контрабанды в Иран. Хомейни, находившийся в изгнании в Ираке , работал над объединением под своим руководством клерикальной и светской, либеральной и радикальной оппозиции. [28] избегая конкретики – по крайней мере публично – которая могла бы разделить фракции. [29]
Считавшиеся олицетворением российской угрозы на севере, марксистские группы были незаконными и безжалостно подавлялись аппаратом внутренней безопасности САВАК . В их число входили коммунистическая партия Ирана Туде ; две вооруженные организации: Организация иранских народных партизан-федаев (OIPFG) и отколовшиеся иранские народные партизаны-федаи (IPFG); и некоторые второстепенные группы. [30] Целью партизан было победить режим Пехлеви путем убийств и партизанской войны. Хотя они сыграли важную роль в хаосе 1978 года перед свержением режима, они были значительно ослаблены правительственными репрессиями и фракционированием в первой половине 1970-х годов. [31] Впоследствии они не смогли представлять значительной угрозы режиму, когда он пришел к власти, хотя « Народные моджахеды Ирана» , организация, выступавшая против влияния духовенства, боролась против исламского правительства Хомейни.
Исламисты разделились на несколько групп. Помимо «Народных моджахедов Ирана» существовало « Движение за свободу Ирана» , состоящее из религиозных членов Национального фронта Ирана, которые хотели использовать законные политические методы против шаха; их возглавляли Базарган и Махмуд Талегани .
Исламистская группа, которая в конечном итоге одержала победу, содержала основных сторонников аятоллы Хомейни. Среди них было несколько мелких вооруженных исламистских группировок, которые объединились после революции моджахедов Организации Исламской Революции . Коалицию исламских обществ основали религиозные базары. [32] (традиционные торговцы). В Ассоциацию боевого духовенства вошли Мортеза Мотаххари , Мохаммад Бехешти , Мохаммад-Джавад Бахонар , Акбар Хашеми Рафсанджани и Мохаммад Мофаттех , которые позже стали крупными лидерами Исламской Республики. Они использовали культурный подход в борьбе с шахом.
Из-за внутренних репрессий оппозиционные группы за рубежом, такие как Конфедерация иранских студентов , зарубежное отделение Движения за свободу Ирана и Исламская ассоциация студентов , сыграли важную роль в революции.
1970–1977
[ редактировать ]Несколько событий 1970-х годов подготовили почву для революции 1979 года:
В октябре 1971 года состоялось празднование 2500-летия Персидской империи на месте Персеполя . На трехдневную вечеринку были приглашены только иностранные высокопоставленные лица, экстравагантность которой напоминала расточительность персидского царя Ахасвера примерно 2500 лет назад. Министерство суда оценило стоимость в 17 миллионов долларов (в долларах 1971 года); Ансари, один из организаторов, оценивает ее в 22 миллиона долларов (в долларах 1971 года). [33] Тем временем засуха опустошила провинции Белуджистан, Систан и даже Фарс, где проводились празднования.
К концу 1974 года нефтяной бум начал порождать не обещанную шахом «Великую цивилизацию», а «тревожный» рост инфляции и отходов, а также «ускоряющийся разрыв» между богатыми и бедными, городом и страной. [34] Националистически настроенные иранцы были возмущены десятками тысяч квалифицированных иностранных рабочих, приехавших в Иран, многие из которых помогали эксплуатировать и без того непопулярное и дорогое американское высокотехнологичное военное оборудование, на которое шах потратил сотни миллионов долларов.
В следующем году была создана политическая партия Растахиз . Она стала не только единственной партией, к которой было разрешено принадлежать иранцам, но и партией, к которой должно было принадлежать и платить взносы «все взрослое население». [35] Партия попыталась занять популистскую позицию, штрафуя и заключая в тюрьму торговцев в своих «антиспекуляционных» кампаниях, но это оказалось не только экономически вредным, но и политически контрпродуктивным. Инфляция превратилась в черный рынок, а деловая активность снизилась. Торговцы были возмущены и политизированы. [36]
В 1976 году правительство шаха разозлило набожных иранских мусульман, изменив первый год иранского солнечного календаря с исламской хиджры на восхождение на престол Кира Великого . «Иран в одночасье перепрыгнул из мусульманского 1355 года в роялистский 2535 год». [37] В том же году шах объявил о мерах жесткой экономии, чтобы снизить инфляцию и расточительство. Возникшая в результате безработица непропорционально сильно затронула тысячи бедных и неквалифицированных мигрантов, недавно приехавших в города. Культурные и религиозные консерваторы, многие из которых были предрасположены рассматривать секуляризм и вестернизацию шаха как «чужие и злые», [38] составил ядро демонстрантов и «мучеников» революции. [39]
нового американского президента Джимми Картера В 1977 году состоялась инаугурация . Картер представлял американскую внешнюю политику после вьетнамской войны, которая осуществляла бы власть более доброжелательно – держась на расстоянии от диктаторов и тиранов; (например, см. Операцию «Кондор» ). Он расширил Управление по правам человека, созданное его предшественником. [40] Офис продолжил отправлять шаху «вежливое напоминание» о важности политических прав и свобод. В ответ шах объявил в феврале амнистию 357 политическим заключенным и разрешил Красному Кресту посещать тюрьмы, положив начало, как говорят, «тенденции к либерализации». В конце весны, летом и осенью либеральная оппозиция формировала организации и публиковала открытые письма с осуждением режима. [41] Позже в том же году группа несогласных (Ассоциация писателей) собралась без обычных полицейских разгонов и арестов, положив начало новой эре политических действий противников шаха. [42]
В том же году также произошла смерть очень популярного и влиятельного модернистского исламистского лидера Али Шариати , предположительно от рук САВАК, устранившая потенциального революционного соперника Хомейни. В октябре умер сын Хомейни Мостафа. Хотя причиной, по всей видимости, стал сердечный приступ, антишахские группы обвинили в отравлении САВАКа и провозгласили его «мучеником». Последующая поминальная служба по Мостафе в Тегеране снова вернула Хомейни в центр внимания и положила начало процессу превращения Хомейни в главного противника шаха. [43] [44]
Общие причины
[ редактировать ]Иранская революция имела ряд уникальных и важных особенностей. Это привело к глубоким изменениям с огромной скоростью. [45] и заменил старейшую в мире империю теократией, основанной на опеке исламских юристов (или велаят-э факих ). Ее итог – Исламская республика «под руководством 80-летнего изгнанного религиозного ученого. [46] из Кума » – было, как выразился один учёный, «явно явлением, которое необходимо было объяснить…» [47]
Неожиданность и отсутствие привычных причин
[ редактировать ]Революция была уникальной, поскольку она произвела на весь мир сюрприз. [48] и следовал принципу казаться «невозможным», пока это не казалось «неизбежным». [49]
Некоторые из обычных причин революции, которых не хватало, включают
- поражение в войне,
- крестьянский бунт,
- гигантский государственный долг ,
- плохая экономика
- недовольные военные [50]
Свергнутый им режим считался надежно защищенным щедро финансируемой армией и службами безопасности. [51] [52] Как выразился один наблюдатель:«Мало кто ожидал, что режим шаха, имевший международную поддержку и современную 400-тысячную армию, рухнет перед лицом безоружных демонстрантов в течение нескольких месяцев». [53]
Другой историк отметил, что революция была «уникальной в анналах современной мировой истории, поскольку она привела к власти не новую социальную группу, оснащенную политическими партиями и светскими идеологиями, а традиционное духовенство, вооруженное кафедрами в мечетях и претендующее на божественное право контролировать все светские власти, даже высшие выборные представители страны». [54]
Причины
[ редактировать ]Выдвинутые объяснения того, почему революция произошла и приняла такую форму, включали политику и действия шаха, а также ошибки и успехи множества различных политических сил:
Политика и политические ошибки шаха
[ редактировать ]- Его сильная политика вестернизации и тесной идентификации с западной державой ( Соединенными Штатами мусульманской идентичностью Ирана ), несмотря на возникшее в результате столкновение с шиитской . [55] Это включало в себя его первоначальное назначение союзными державами и помощь ЦРУ в 1953 году в восстановлении его на троне, использование большого количества американских военных советников и технических специалистов, а также капитуляцию или предоставление дипломатического иммунитета им от судебного преследования. что привело националистически настроенных иранцев, как религиозных, так и светских [56] считать его марионеткой Запада; [57] [58]
- в 1976 году, отметив начало правления Кира Великого как первый день вместо миграции Мухаммеда Непопулярное пренебрежение исламской традицией проявилось в его переходе с исламского календаря на имперский календарь из Мекки в Медину . В одночасье год изменился с 1355 на 2535. [59]
- Расточительность, коррупция и элитарность (как реальная, так и предполагаемая) политики шаха и его королевского двора . [60] [61]
- Его неспособность привлечь сторонников среди шиитских религиозных лидеров, чтобы противостоять кампании Хомейни против него. [62] [63]
- Сосредоточение государственного надзора и репрессий на Народных моджахедах Ирана , коммунистической партии Ирана Туде и других левых группах, в то время как более популярная исламистская оппозиция организовывалась, росла и постепенно подрывала авторитет его режима. [64] [65] [66]
- Авторитарные тенденции , нарушившие Конституцию Ирана 1906 года , [67] [68] включая подавление инакомыслия службами безопасности , такими как САВАК , [69] за которым последовало умиротворение и проявление слабости по мере того, как революция набирала обороты. [70] [71] Идея Алексиса де Токвиля о том, что «когда народ, который долгое время мирился с репрессивным правлением без протеста, внезапно обнаруживает, что правительство ослабляет его давление, он поднимает против него оружие» [72] кажется применимым.
- «Для правозащитников того времени величайшей ошибкой шаха было отчуждение населения пытками и кровопролитием. Но, оглядываясь назад, некоторые историки говорят, что шах был слишком слаб, медлителен и нерешителен в репрессиях», - сказала Париса Хафези из Reuters . [73]
- Неспособность его чрезмерно амбициозной экономической программы 1974 года оправдать ожидания, вызванные неожиданными доходами от нефти. Короткий и резкий период экономического спада и спада в 1977–78 годах после значительного периода экономического роста, который, по мнению исследователя революций Крейна Бринтона, вызывает гораздо большее разочарование, «чем если бы люди все время оставались в бедности»; [74] вспомните пословицу : «Нельзя упустить то, чего у него никогда не было».
- Узкие места, дефицит и инфляция, за которыми последовали меры жесткой экономии, нападения на предполагаемых производителей цен и черный рынок, которые возмутили как базар , так и массы. [75]
- Его противодействие ранее аполитичным иранцам, особенно торговцам на базарах, с созданием однопартийной политической монополии ( партии Растахиз ), с обязательным членством и членскими взносами, а также общим агрессивным вмешательством в политические, экономические и религиозные проблемы жизни людей. . [76]
- Его самоуверенное пренебрежение управлением и озабоченность ролью мирового государственного деятеля во время нефтяного бума [77] с последующей потерей уверенности в себе и решимости [70] пары с ослаблением здоровья из-за рака [78] как революция набирала обороты. В то время неизлечимая болезнь шаха была секретом, но шах знал, что умирает от рака, а принимаемые лекарства сделали его «депрессивным и вялым». Кроме того, недавно умерли несколько ближайших советников шаха, а летом 1978 года, как сообщается, персонал дворца был полностью уволен; режим был без эффективного руководства. [79]
- Недооценка силы оппозиции – особенно религиозной оппозиции – и неспособность предложить достаточное количество пряников или кнутов . Попытки угодить оппозиции были «слишком незначительными и слишком запоздалыми». [80] и никакой согласованной контратаки против революционеров также предпринято не было. [70]
- Неспособность подготовить и обучить силы безопасности для борьбы с протестами и демонстрациями, неспособность использовать несмертельную тактику сдерживания толпы [81] (войска использовали боевые патроны, а не щиты или водометы), [82] и использование офицерского корпуса скорее как опоры, которую нужно баловать, чем как силы для контроля угроз безопасности. [83] Отсутствие подготовки превратило многие протесты в катастрофы, самой громкой из которых стали события 8 сентября 1978 года, также известные как « Черная пятница» . [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90]
- Персонализированный характер правительства шаха, когда предотвращение появления любого возможного конкурента монарху превзошло эффективное и действенное правительство и привело к тому, что корона культивировала разногласия внутри армии и политической элиты. [91] в конечном итоге это привело к отсутствию поддержки режима со стороны его естественных союзников, когда это было наиболее необходимо (тысячи иранцев из высшего и среднего класса вместе с их деньгами покинули Иран в начале революции). [92] Монарх «проявлял личный интерес к самым пикантным правительственным делам, препятствовал инициативе, часто отвергая и увольняя чиновников, а также отказываясь позволять чиновникам сотрудничать из-за страха перед цареубийственными заговорами. Шах старался встретиться с каждым из своих главных помощников и Генералы индивидуально. В отсутствие полноценно функционирующего шаха система не могла функционировать». [79]
Неудачи и успехи других иранских политических или культурных сил
[ редактировать ]- Самоуверенность, харизма и, самое главное, его способность захватывать воображение масс, ставя себя следующим по стопам любимого шиитского имама Хусейна ибн Али , изображая шаха как современную версию аятоллы Хомейни. врага Хусейна, ненавистного тирана Язида I. [93] Поочередно, находясь в далеком Париже, Хомейни исполнял роль Скрытого Имама , отправляя свои послания через специальных представителей. [94] При этом миллионы людей считали его фигурой-спасителем. [95] и вдохновил сотни людей на мученический подвиг в борьбе с режимом.
- Успех исламистов-модернистов Абольхасана Банисадра и Али Шариати в представлении исламской идеологии, которая «выглядела современной, либеральной и привлекательной», и тем самым завоевала большую часть иранского среднего класса. [96]
- Чрезмерная уверенность секуляристов и мусульман-модернистов, либералов и левых в своей силе и способности контролировать революцию, [97] убежденность в том, что «духовенство не сможет управлять государством... и ему придется передать власть другим», так что «даже противники исламистов поначалу признали их руководство революцией», [98] и неспособность предвидеть «тотальное господство Хомейни над иранской революцией», изучая его труды и пытаясь понять, каковы были его истинные цели. [99]
- 40-дневный ( Арбаин ) цикл траура шиитов, который новыми уличными протестами отмечает смерть предыдущих протестующих, тем самым усиливая и распространяя антишахские настроения на многие месяцы. [79]
- Проницательность аятоллы Хомейни в завоевании поддержки этих либералов и левых, когда он нуждался в них для свержения шаха, преуменьшая свою роль и избегая проблем (таких как правление священнослужителей или «опека юристов»), которые он планировал реализовать, но знал, что это приведет к стать препятствием для его более светских и модернистских мусульманских союзников. [100]
- Ум и энергия организаторов Хомейни в Иране, которые перехитрили силы безопасности шаха и завоевали широкую поддержку своей тактической изобретательностью – среди прочего, убедив иранцев, что безопасность шаха была более жестокой, чем была на самом деле. [83]
Неудачи и успехи иностранных сил
[ редактировать ]- Политика американского правительства: долгосрочная политика создала образ шаха как американской «марионетки» с их высоким авторитетом и подрывной деятельностью правительства в 1953 году от его имени, в то время как краткосрочная политика оказалась катализатором революции, оказывая давление на правительство. Шах провести либерализацию; и, наконец, возможное усиление радикализма революции из-за неспособности точно понять ее природу (особенно цели Хомейни) или четко отреагировать на нее. [101] [102] [103]
- Ослабление поддержки шаха среди западных политиков и средств массовой информации, особенно при администрации президента США Джимми Картера , в результате поддержки шаха повышения цен на нефть ОПЕК. [104]
- Предполагаемое предательство американцев и других иностранцев. Среди тех, кто обвиняет американские или западные силы в крахе режима шаха, можно назвать генерального директора французской разведки , который утверждал, что американский президент Джимми Картер «решил заменить» шаха; [105] один из шахских генералов, заявивший, что США «взяли шаха за хвост и бросили его в ссылку, как дохлую крысу»; [106] Иранские эмигранты, опрошенные в Южной Калифорнии, [107] и иранцы, опрошенные в Исфахане . [108] Следует отметить, что историки обычно упоминали эти убеждения как примеры того, как «иранцы, враждебно настроенные по отношению к революции, по-видимому, чувствовали себя более комфортно, обвиняя внешние силы, чем своих собственных соотечественников», а не как правдоподобное объяснение революции. [109] Еще одна теория заключается в том, что когда американский генерал Роберт Э. Хейсер , заместитель командующего американскими войсками в Европе, отправился в Иран, чтобы побудить иранских военных либо поддержать новое, но нереволюционное правительство Бахтияра, либо организовать государственный переворот, он был к нему обратились «представители революционных сил», которые ясно дали ему понять, что «если Соединенные Штаты не хотят, чтобы их личный состав пострадал или позволили неконтролируемым вооруженным партизанам, некоторые из которых имеют просоветские симпатии, получить доступ к своим сложным оружия», ему «лучше позаботиться о том, чтобы военные сдались народным революционным силам». Таким образом, по мнению Сепера Забиха, Хейсер выбирал между американским персоналом/техникой и стратегическим союзником Америки в Персидском заливе, и это объясняет, почему миссия Хейсера в Иран сопровождалась «распадом Имперской армии» в последние дни революции. . [110] Также утверждалось, что революция не могла бы увенчаться успехом без помощи изнутри иранских вооруженных сил на определенном уровне. [111]
- Политика ОПЕК , которая препятствовала распри между членами, чтобы создать единый фронт, чтобы наилучшим образом воспользоваться преимуществами нефтяного бума. ОПЕК заставила Иран и Ирак сесть и разобраться в своих разногласиях, что привело к относительно хорошим отношениям между двумя странами на протяжении 1970-х годов. В 1978 году шах обратился к тогдашнему вице-президенту Саддаму Хусейну с просьбой выслать эмигранта аятоллу Хоменеи из Ирака, который жил там в изгнании последние 15 лет. Учитывая сохранение хороших отношений с Ираном и то, что Хоменеи не слишком поддерживал нынешний иракский режим, Хусейн согласился сделать это. С этого момента Хоменеи переехал во Францию, где он лучше координировал зарождающуюся Исламскую революцию.
Внешние факторы
[ редактировать ]Великобритания, США и Советский Союз долгое время соперничали друг с другом за доминирование в Иране. Великобритания долгое время сохраняла контроль над иранской нефтяной промышленностью, используя свой союз с влиятельными блоками, землевладельцами и судами, и смогла уменьшить влияние Соединенных Штатов и Советского Союза в Иране. Британский контроль над нефтью уже был ненадежным, учитывая вывод их войск « к востоку от Суэца » в начале 1970-х годов. С другой стороны, Соединенные Штаты и Советский Союз были в основном заинтересованы в логистически важном расположении Ирана и хотели получить нефтяную концессию в северной части Ирана. Соединенные Штаты использовали свое влияние в армии и судах, в то время как Советский Союз пользовался полной поддержкой партии Туде и CCFTU. Сам шах был очень заинтересован в вовлечении Соединенных Штатов в усилия Ирана по реорганизации армии и стимулированию экономики с помощью США. США также могли бы уменьшить влияние коммунизма в Иране посредством более открытого присутствия в Иране. [112] Еще в конце 1950-х годов США были сыты по горло широко распространенной коррупцией в иранском правительстве и начали сокращать свою финансовую помощь Ирану. В 1958 году США безуспешно попытались заменить шаха главой иранской администрации, политиком, ориентированным на реформы, чтобы добиться социальных реформ в Иране. [113] Когда шах осознал, насколько зависимо его правительство и иранская экономика от США, он решил либерализовать свою политику. Поэтому в 1961 году шах, при некотором давлении со стороны администрации Кеннеди , сделал выбор в пользу группы Али Амини , у которой не было народной базы, но была полная поддержка США и четкая программа реформ.
В программу премьер-министра Амини входило проведение земельной реформы, снижение коррупции, стабилизация экономики, ограничение власти шаха и уменьшение размера и влияния армии. Несмотря на реформистскую идеологию, Амини не получил народной поддержки со стороны Национального фронта, отождествляемого с Мосаддыком, или партии Туде. Правительство Амини вызывало большое недоверие у народа из-за его печально известной поддержки Соглашения о консорциуме (реприватизации иранской нефти в 1954 году) и подвергалось широкой критике со стороны партии Туде как распространение антикоммунистической пропаганды; в результате многие воспринимали его как американскую марионетку. Правительство Амини распалось после пятнадцати месяцев борьбы с экономическими дилеммами, народным недоверием и попытками шаха убедить Кеннеди переключить свою поддержку с Амини на него. В 1962 году Амини подал в отставку, и Асадолла Алам , верный друг шаха, который не собирался проводить реформы, а лишь консолидировать власть монархии, стал новым премьер-министром и заложил основу для восстановления шаха своей диктатуры в начале 1963 года. [114]
В середине 1970-х годов шах снова оказался под давлением США за жестокое обращение и нарушение прав человека политических заключенных. Парализующий кризис государства заставил шаха задуматься о будущем своего трона. Хотя для шаха было крайне нежелательно проводить еще один раунд политики либерализации, первый раунд которого состоялся в начале 1960-х годов, у него не было другого выбора, кроме как сделать это. Поэтому в начале 1977 года шах объявил о политике либерализации, чтобы снова заручиться поддержкой США и разрешить государственный кризис. В середине 1977 года шах разрешил партии Растахиз создать открытый дискуссионный форум для публичного обсуждения социальных вопросов. Следуя политике либерализации, муллы сыграли решающую роль в мобилизации людей против режима.
Сомнения в причинах
[ редактировать ]Чарльз Курцман, автор книги «Немыслимая революция в Иране» [115] постулировал, что объяснения, предложенные наблюдателями, почему произошла революция, «действительны лишь частично» и что «чем внимательнее мы прислушиваемся к людям, совершившим революцию, тем больше аномалий мы обнаруживаем». [116]
Курцман отмечает, что одно из объяснений свержения шаха – 40-дневный ( арбаин ) цикл поминовения памяти протестующих – «остановился» 17 июня 1978 года, за полгода до кульминации революции. Умеренные религиозные лидеры, такие как Мохаммад Казем Шариатмадари, призвали к спокойствию и забастовке сидящих дома, что предотвратило новые жертвы, которые можно было бы отметить 40 дней спустя. [117] Курцман также утверждает, что траурные ритуалы в Иране раньше лишь однажды были политическим актом.
Могли ли мы в начале 1977 года сказать, что, поскольку иранская культура включает в себя сорокадневный цикл траура, в стране с большей вероятностью, чем в других странах, произойдет революция? Я думаю, что нет. Скорее, знающий наблюдатель, вероятно, заметил бы, что этот траурный цикл использовался в целях протеста только один раз в истории Ирана, в 1963 году, и это движение сошло на нет. [118]
Идея Алексиса де Токвиля о том, что «неуклонно растущее благосостояние не только не успокаивает население, но и повсюду способствует духу беспорядков», была предложена некоторыми наблюдателями в качестве объяснения восстания 1978–79 годов. [72] Но это не объясняет, почему «оппозиционной активности было очень мало» во время рецессии 1975–76 годов, когда безработица и инфляция были на уровне, аналогичном уровню 1978 года. [119] Более того, революции явно отсутствовали в других «быстрорастущих автократиях» – Венесуэле, Алжире, Нигерии, Ираке – в 1970-х и 1980-х годах, несмотря на то, что эти страны также страдали от проблем нефтяного богатства (коррупция, долги, мошенничество, репрессии). [120] Однако другая идея Токвиля заключается в том, что «когда народ, который в течение длительного периода без протеста мирился с репрессивным правлением, внезапно обнаруживает, что правительство ослабляет его давление, он поднимает против него оружие» [72] казалось бы, чтобы решить эту аномалию.
Другой причиной, или частичной причиной, вызывающей сомнения, является либерализация, проведенная шахом в результате поддержки президента Джимми Картера. Курцман отмечает, что «даже когда шах прибыл в Вашингтон» с государственным визитом в конце 1977 года, «частичная толерантность его режима к оппозиционной деятельности исчезала... В ноябре 1977 года, когда шах снискал расположение Джимми Картера, либералы стали в отступлении». [121]
Другой автор, Муджан Момен, задается вопросом, мог ли Картер «сказать или сделать» что-нибудь для спасения шаха – помимо отказа от своей политики в области прав человека – поскольку «любое прямое вмешательство Америки только усилило бы недовольство» против проамериканского шаха. [96]
Специальные теории
[ редактировать ]Культурная теория Скочпола
[ редактировать ]Теда Скочпол , американский социолог, специализирующийся на изучении социальных революций , предложила беспрецедентную культурную теорию для объяснения уникальных аспектов иранской революции, которая, по ее признанию, фальсифицировала ее прошлые, основанные на истории теории о причинах социальных революций.
Скочпол утверждал, что революция отличается от прошлых революций по трем различным направлениям:
- Похоже, что революция была вызвана исключительно чрезмерно быстрой модернизацией государства, которая привела к социальному распаду. Исследования Скочпола о предшествующих современных социальных революциях фальсифицировали эту популярную, но упрощенную теорию.
- В отличие от исторических прецедентов, большая современная армия и полиция режима потерпели поражение в результате внутренней революции без военного поражения во внешней войне и без внешнего давления, направленного на раскол между государством и доминирующими социальными классами.
- Иранская революция — единственная современная революция, которая была сознательно и последовательно спровоцирована революционным движением, состоящим из различных социальных классов, объединившихся под руководством высокопоставленного шиитского священнослужителя аятоллы Рухоллы Хомейни. Это было достигнуто посредством демонстраций и забастовок, яростно направленных против даже смертельных военных репрессий. Таким образом, революция достигла «того, о чем западные социалисты долгое время только мечтали».
Успех революции, возможно, зависел от постоянных чрезвычайных усилий городских иранцев по изматыванию и подрыву режима. [ нужна ссылка ] Несмотря на негативное влияние бурной модернизации шаха на традиционную городскую жизнь, она привела к тому, что все больше людей, особенно перемещенных сельских жителей и фермеров, вступали в контакт с членами традиционных городских сообществ, такими как базары и ремесленники, которые также были недовольны правлением шаха. Базары, в частности, стали центрами общественной жизни, где исламские группы и мероприятия объединяли людей посредством интерпретации священнослужителями исламских законов для разрешения коммерческих споров и налогообложения богатых, чтобы обеспечить благосостояние набожным более бедным последователям. Бесконечная череда молитвенных собраний и обрядов организовывалась как духовенством, так и мирянами. Базары также поддерживали связи с более современными слоями иранского общества, поскольку многие иранские студенты университетов принадлежали к купеческому классу. Но с 1970-х годов Шах вызвал защиту и сопротивление базара попытками взять под контроль их автономные советы и маргинализировать духовенство, взяв на себя его образовательную и благотворительную деятельность.
В массовых революционных движениях 1977-1978 годов традиционные городские сообщества сыграли незаменимую роль в обеспечении возможности устойчивой массовой борьбы. Рабочие полагались на экономическую помощь базара во время своих забастовок, а светские оппоненты зависели от союза с священнослужителями и мирскими лидерами базара для мобилизации масс. Без этих автономных источников поддержки и существования успешное сопротивление современным носителям политической и экономической власти было бы невозможно.
Следующий вопрос заключается в том, как в рамках уникального исторического прецедента миллионы иранцев были готовы встретить смерть в массовых демонстрациях против жестокого подавления со стороны армии и как священнослужители могли стать лидерами революции. Это объясняется потенциальной ролью шиитских верований и клерикальной организации в иранском обществе. Шиитский ислам воплощает в себе существенное символическое содержание, призванное вдохновлять сопротивление несправедливому правлению и оправдывать религиозных лидеров как альтернативу светской власти. Поскольку Шах стремился маргинализировать шиитское духовенство и устранить его влияние своей политикой модернизации, священнослужители в Куме и их последователи разработали популистскую, антиимпериалистическую интерпретацию шиитской теологии, чтобы лишить шаха легитимности за его несправедливость и его зависимость от антиисламских иностранных империалистов. . История справедливого восстания Хусейна против халифа-узурпатора Язида I и его возможной мученической смерти, а также вера в исламского Мессию Мухаммада аль-Махди , которого священнослужители утверждают, что представляли его во время его Оккультизмы оказали особое влияние на победу революции. Когда начались протесты против шаха, шиитские священнослужители могли претендовать на законное руководство протестами, а легенда о Хусейне послужила основой для характеристики шаха как современного воплощения тирана Язида. Революция также привлекла светских иранцев, которые рассматривали шиитский ислам и непоколебимое моральное лидерство Хомейни как местный способ выразить общую оппозицию высокомерному монарху, слишком тесно связанному с иностранцами. Послание и призыв Хомейни распространились через существующие сети социальных связей с городской жизнью и постепенно нашли отклик у большинства, которое считало Шаха подчиненным иностранным державам, а не местным требованиям своего собственного народа. Вдохновленные Хусейном, набожные иранцы последовательно бросали вызов армии с беспрецедентной в европейских революциях смелостью, несмотря на потери. Это устойчивое сопротивление постепенно подорвало моральный дух рядовых военных и их готовность продолжать стрелять в толпу, пока государство и армия не сдались перед революцией. Таким образом, очень «традиционная» часть иранской жизни может создать очень современное революционное движение. Это представляло собой первую революцию, когда-либо сознательно «совершенную» революционной идеологией и организацией, мобилизующей массовых последователей. [122]
См. также
[ редактировать ]- Хронология иранской революции
- Организации иранской революции
- История политического ислама в Иране
- Иран и красно-черная колонизация
- Годовщина Исламской революции
- Белая революция
- Лозунги иранской революции 1979 года.
- Политические лозунги Исламской Республики Иран
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Дель Джудиче, Маргарита (август 2008 г.). «Персия: Древняя душа Ирана». Нэшнл Географик .
- ^ Абрамян, Иран между двумя революциями , (1982), стр.534-5.
- ^ Наср, Вали, Шиитское возрождение , Нортон, (2006), стр. 117
- ^ Конституция Ирана 1906 г.
- ↑ Макки, Иранцы , (1996), стр.184.
- ^ Бахаш, Шауль, Правление аятолл: Иран и исламская революция Шауля, Бахаша, Basic Books, c1984, стр.22
- ^ Тахери, Амир, Дух Аллаха: Хомейни и Исламская революция, Адлер и Адлер, c1985, стр. 94-5.
- ^ Раджаи, Фарханг, Исламские ценности и мировоззрение: Фарханг Хомейни о человеке, государстве и международной политике, Том XIII. Архивировано 26 марта 2009 г. в Wayback Machine (PDF), University Press of America. ISBN 0-8191-3578-X
- ^ «Отставка Реза-шаха» . mashreghnews.ir. 16 сентября 2018 года . Проверено 10 февраля 2019 г.
- ^ Баяндор, Дариуш (2010). Иран и ЦРУ: новый взгляд на падение Мосаддека . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0-230-57927-9 . ОСЛК 455800695 .
- ^ «Руководство Имама Хомейни (и священнослужителей), Исламская революция» . hawzah.net . Проверено 10 февраля 2019 г.
- ^ Нехзат Рухани, том. 1 р. 195, цитируется по Moin, Khomeini (2000), p. 75.
- ^ Ислам и революция , с. 17; Позже гораздо более низкие оценки в 380 погибших можно найти в книге Мойн, Бакер, Хомейни: Жизнь аятоллы (2000), с. 112.
- ^ Грэм, Иран, 1980, с. 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккей, Иранцы (1996), стр. 215, 264–5.
- ^ Кедди, Современный Иран , (2003), стр. 201-7.
- ^ Последняя великая революция, беспорядки и трансформация в Иране , Робин РАЙТ.
- ^ Дабаши, Теология недовольства (1993), стр. 419, 443.
- ^ Хомейни; Алгар, Ислам и революция, стр. 52, 54, 80.
- ^ См.: Велаят-э факих (книга Хомейни) # Важность исламского правительства.
- ^ «Сохраняя курс: «ливанизация» Хизбаллы – Ливан – Аль Машрик» . almashriq.hiof.no .
- ^ Абрамян, Ерванд, Хомейнизм: Очерки Исламской Республики , Беркли: University of California Press, c1993. стр.30,
- ^ См.: Хокумат-е Ислами: Велаят-э факих (книга Хомейни) # Почему не было создано исламское правительство?
- ^ Хомейни и Алгар, Ислам и революция (1981), стр.34
- ^ Тахери, Дух Аллаха (1985), стр. 196.
- ^ Грэм, Иран (1980), с. 213.
- ^ Абрамян, Иран между (1980), стр. 502–3.
- ^ Маккей, Иранцы (1996), с. 276.
- ^ Абрамян, Иран между (1980), стр. 478–9.
- ^ «Идеология, культура и двусмысленность: революционный процесс в Иране» , Теория и общество , Том. 25, № 3 (июнь 1996 г.), стр. 349–88.
- ^ Курцман, Немыслимая революция в Иране , (2004), с. 145-6
- ^ Мойн, Хомейни (2000), стр.80
- ^ Хиро, Дилип. Иран при аятоллах. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. 1985. с. 57.
- ^ Грэм, Иран (1980) с. 94.
- ^ Мойн, Хомейни (2000), с. 174.
- ^ Грэм, Иран (1980), с. 96.
- ^ Абрамян, Иран (1982), стр. 444.
- ^ Мойн, Хомейни (2000), с. 163.
- ^ Грэм, Иран (1980), с. 226.
- ^ Кауфман, Виктор С. (1998). «Бюро по правам человека при администрации Картера». Историк . 61 (1): 51–66. дои : 10.1111/j.1540-6563.1998.tb01423.x . ISSN 0018-2370 . JSTOR 24450063 .
- ^ Абрамян, Иран (1982), стр. 501–3.
- ^ Мойн, Хомейни (2000), стр. 183–4.
- ^ Мойн, Хомейни (2000), стр. 184–5.
- ^ Тахери, Дух (1985), стр. 107–100. 182–3.
- ^ Амузегар, Джахангир, Динамика иранской революции, SUNY Press, стр.10.
- ^ в отношении аятоллы Хомейни, которому на момент возвращения в Иран было 76 лет.
- ^ Бенард, «Правительство Бога» (1984), с. 18.
- ^ Амузегар, Динамика иранской революции, (1991), стр.4, 9-12.
- ^ Сакс, Альби (1990). Мягкая месть борца за свободу . Издательство Калифорнийского университета. п. 164. ИСБН 9780520959446 .
- ^ Арджоманд, Тюрбан (1988), с. 191.
- ^ Харни, Священник (1998), с. 2.
- ^ Абрамианский Иран (1982), стр. 496.
- ^ Фред Холлидей (17 июля 2009 г.). «Ход истории Ирана: контрреволюция и после» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 года . Проверено 6 июля 2013 г.
- ^ Иран между двумя революциями , Ерванд Абрамян, стр.430-5.
- ^ Маккей, Иранцы (1998), стр. 259, 261.
- ^ Речь Хомейни против капитализма , Всемирная служба IRIB.
- ^ Брумберг, Новое изобретение Хомейни (2001).
- ^ Ширли, Знай своего врага (1997), с. 207.
- ^ Молави, Афшин; Мавлави, Афшин (27 января 2002 г.). Персидские паломничества: путешествия по Ирану . WW Нортон и компания. ISBN 9780393051193 – через Google Книги.
- ^ Харни, Священник (1998), стр. 37, 47, 67, 128, 155, 167.
- ^ Маккей, Иранцы (1998), стр. 236, 260.
- ^ Тахери, Дух Аллаха (1985), стр. 136.
- ^ Арджоманд Тюрбан (1998), с. 192.
- ^ Мойн, Хомейни (2000), с. 178.
- ^ Ховейда Шах (2003) с. 22.
- ^ Абрамян, Иран (1982), стр. 533–4.
- ^ Маккей, Иранцы (1998), с. 219.
- ^ Катузян (1981), Политическая экономия современного Ирана : деспотизм и псевдомодернизм, 1926–1979.
- ^ Капусцинский, шах шахов (1985).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тахери, Дух Аллаха (1985), стр. 234–5.
- ^ Харни, Священник (1998), с. 65.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Экономист Джахангир Амузегар цитировал Токвиля в своей книге « Динамика иранской революции: триумф и трагедия Пехлеви» , SUNY, 1991, стр. 241, 243.
- ^ Париса Хафези (6 октября 2022 г.). «Анализ: готовые подавить волнения, правители Ирана прислушиваются к урокам падения шаха» . Рейтер . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ↑ По словам Курцмана, среди учёных, писавших о революции и упоминавших об этом, были:
- Больные, все падают , стр.187;
- Фишер, Иран: от религиозного спора к революции , издательство Гарвардского университета, 1980, стр. 189;
- Кедди, «Иранские революции в сравнительной перспективе», American Historical Review , 1983, т.88, стр.589;
- Бахаш, Царствование аятолл , стр.13
- ^ Грэм, Иран (1980), стр. 19, 96.
- ^ Абрамян, Иран между двумя революциями (1982), стр. 442–6.
- ^ Тахери, Дух Аллаха (1985), с. 205.
- ^ Мойн, Хомейни (2000), с. 188.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Курцман, Немыслимая революция в Иране , (стр.107)
- ^ Грэм, Иран (1980) с. 231.
- ^ Грэм, Иран (1980) с. 228.
- ^ Харни, Священник (1998).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грэм, Иран (1980), с. 235.
- ^ Персидский сфинкс: Амир Аббас Ховейда и загадка иранской революции. Аббас Милани, стр. 292-293.
- ^ Семь событий, которые сделали Америку Америкой, Ларри Швейкарт , с.
- ^ Иранская революция 1978/1979 годов и как о ней сообщили западные газеты Эдгар Клюзенер, стр. 12
- ^ История культуры после Фуко Джона Нойбауэра, с. 64
- ^ Ислам в современном мире: Справочник по политике, религии, культуре и обществу Вернер Энде, Удо Штайнбах, с. 264
- ^ Иран от А до Я, Джон Х. Лоренц, с. 63
- ^ Ислам и политика Джона Л. Эспозито, с. 212
- ^ Арджоманд, Тюрбан (1998), стр. 189–90.
- ^ Тахери, Дух Аллаха (1985), стр. 233.
- ^ Брумберг, Новое изобретение Хомейни (2001), стр. 44, 74–5.
- ^ Момен, Муджан, Введение в шиитский ислам , издательство Йельского университета, 1985, стр.288
- ^ Тахери, Дух Аллаха (1985), стр. 238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Момен, Муджан, Введение в шиитский ислам , издательство Йельского университета, 1985, стр.287.
- ^ Ширази, Конституция Ирана (1997), стр. 293–4.
- ^ Ширази, Асгар, Конституция Ирана: политика и государство в Исламской Республике , Лондон; Нью-Йорк: IB Tauris, 1997, стр.292.
- ^ Забих, Сепер, Иран после революции , Johns Hopkins Press, 1982, стр.9
- ^ Мойн, Хомейни (2000), с. 200.
- ^ Харни, Священник (1998), с. 177.
- ^ Грэм, Иран (1980) с. 233.
- ^ Забих, Сепер, Иран после революции , Johns Hopkins Press, 1982, стр. 16
- ^ Эндрю Скотт Купер. Нефтяные короли: как США, Иран и Саудовская Аравия изменили баланс сил на Ближнем Востоке. Саймон и Шустер, 2011. ISBN 1439155178 .
- ^ Маранш, Александр де. Империя зла: Третья мировая война сейчас , интервью Кристин Окрент, транс-Саймона Ли и Джонатана Маркса, Лондон: Сиджвик и Джексон, 1988, стр.125
- ^ Командующий ВВС Амир-Хосейн Рабии цитируется в Арджоманде, Саид Амир, Тюрбан для короны , Oxford University Press, 1988, стр.114.
- ^ исследование, которое показало, что основным объяснением иранской революции являются иностранные заговоры, [Хакимфар, Бахрам Боб, «Падение покойного короля Мухаммада Резы Пехлеви: взгляд на иранскую общину в Южной Калифорнии», докторская диссертация, US International Университет
- ^ [интервью с семьями жертв ирано-иракской войны, согласно проповеди аятоллы Ахмада Джаннати, 20 декабря 2002 г., перевод BBC Worldwide Monitoring.]
- ^
- Амузегар, Джахангир, Динамика иранской революции , Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, 1991, стр.79-96.
- Данешвар, Парвиз, Революция в Иране , St. Martin's Press, 1996, стр.94, 126.
- Мошири, Фаррух, Государство и социальная революция в Иране , Нью-Йорк, Питер Ланг, 1985, стр. 220] * Немыслимая революция в Иране , (стр. 13)
- ^ Иран после революции , Сепер Заби Джонс Хопкинс Пресс, 1982, стр. 12-15.
- ^ «мертвая ссылка» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2012 года . Проверено 6 июля 2013 г.
- ^ Амджад, Мохаммед. Иран от королевской диктатуры к теократии. Нью-Йорк: Greenwood Press, Inc., 1989. с. 52
- ^ Амджад, Мохаммед. Иран от королевской диктатуры к теократии. Нью-Йорк: Greenwood Press, Inc., 1989. с. 74
- ^ Амджад, Мохаммед. Иран от королевской диктатуры к теократии. Нью-Йорк: Greenwood Press, Inc., 1989, стр. 74–79.
- ^ Курцман, Чарльз. Немыслимая революция в Иране (издательство Гарвардского университета, 2004 г.)
- ^ Курцман, Немыслимая революция в Иране , с. 163
- ^ Курцман, Немыслимая революция в Иране , (стр.51)
- ^ Курцман, Немыслимая революция в Иране , (стр.57)
- ^ Курцман, Немыслимая революция в Иране , с. 99
- ^ Курцман, Немыслимая революция в Иране , с. 93
- ^ Курцман, Немыслимая революция в Иране , (2004), с. 25
- ^ Скочпол, Теда (1994). «Государство-рантье и шиитский ислам в иранской революции» . Государство-рантье и шиитский ислам в иранской революции (глава 10) - Социальные революции в современном мире . стр. 240–258. дои : 10.1017/CBO9781139173834.011 . ISBN 9781139173834 . Проверено 24 июня 2017 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите )
Библиография
[ редактировать ]- Амузгар, Джахангир (1991). Динамика иранской революции: триумф и трагедия Пехлеви: 31 . СУНИ Пресс.
- Арджоманд, Саид Амир (1988). Тюрбан для короны: Исламская революция в Иране . Издательство Оксфордского университета.
- Абрамян, Ерванд (1982). Иран между двумя революциями . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691101347 .
- Бенард, Шерил и Халилзад, Залмай (1984). «Правительство Бога» – Исламская Республика Иран . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231053761 .
- Грэм, Роберт (1980). Иран, иллюзия силы . Пресса Святого Мартина.
- Харни, Десмонд (1998). Священник и король: рассказ очевидца иранской революции . ИБ Таурис.
- Харрис, Дэвид (2004). Кризис: президент, пророк и шах – 1979 год и приход воинствующего ислама . Маленький, Браун. ISBN 9780316323949 .
- Ховейда, Ферейдун (2003). Шах и аятолла: иранская мифология и исламская революция . Прегер.
- Капусцинский, Рышард (1985). Шах шахов . Харкорт Брейс, Йованович.
- Кедди, Никки (2003). Современный Иран: корни и результаты революции . Издательство Йельского университета.
- Кепель, Жиль (2002). Путь политического ислама . Издательство Гарвардского университета.
- Макки, Сандра (1996). Иранцы: Персия, ислам и душа нации . Даттон.
- Миллер, Джудит (1996). У Бога девяносто девять имен . Саймон и Шустер. ISBN 9780684832289 .
- Мойн, Бакер (2000). Хомейни: Жизнь аятоллы . Книги Томаса Данна.
- Рой, Оливье (1994). Крах политического ислама . перевод Кэрол Волк. Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674291409 .
- Рутвен, Малис (2000). Ислам в мире . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513841-2 .
- Ширази, Асгар (1997). Конституция Ирана . Таврида.
- Ширли, Эдвард (1997). Знай своего врага . Фарра.
- Тахери, Амир (1985). Дух Аллаха . Адлер и Адлер. ISBN 9780917561047 .
- Райт, Робин (2000). Последняя великая революция: беспорядки и трансформация в Иране . Альфред А. Кнопф: Распространено Random House.
- Забих, Сепер (1982). Иран после революции . Джонс Хопкинс Пресс.
- Зангане, Лила Азам, изд. (2006). Моя сестра, храни свою вуаль, мой брат, охраняй свои глаза: иранские голоса без цензуры . Маяк Пресс. ISBN 9780807004630 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Афшар, Халех, изд. (1985). Иран: революция в смятении . Олбани: SUNY Press. ISBN 978-0-333-36947-0 .
- Бартель, Гюнтер, изд. Иран: от монархии к республике . Берлин: Издательство Академии. <!— ISBN ?? ->.
- Дэниел, Элтон Л. (2000). История Ирана . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-30731-7 .
- Эспозито, Джон Л., изд. (1990). Иранская революция: ее глобальное влияние . Майами: Издательство Международного университета Флориды. ISBN 978-0-8130-0998-8 .
- Харрис, Дэвид (2004). Кризис: Президент, Пророк и Шах – 1979 год и приход воинствующего ислама . Нью-Йорк и Бостон: Литтл, Браун. ISBN 978-0-316-32394-9 .
- Хиро, Дилип (1989). Священные войны: рост исламского фундаментализма . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-90208-3 . (Глава 6: Иран: революционный фундаментализм у власти.)
- Капусцинский, Рышард . Шах шахов . Перевод с польского Уильяма Р. Брэнда и Катажины Мрочковской-Бранд. Нью-Йорк: Vintage International, 1992.
- Курцман, Чарльз . Немыслимая революция. Кембридж, Массачусетс и Лондон: Издательство Гарвардского университета, 2004.
- Ладжеварди, Хабиб (редактор), Мемуары Шапура Бахтияра , издательство Гарвардского университета, 1996.
- Легум, Колин и др., ред. Современный обзор Ближнего Востока: Том III, 1978–79. Нью-Йорк: Holmes & Meier Publishers, 1980. + *Легам, Колин и др., ред. Ближний Восток Конте
- Милани, Аббас , Персидский сфинкс: Амир Аббас Ховейда и загадка иранской революции , Mage Publishers, 2000, ISBN 0-934211-61-2 .
- Мансон, Генри-младший. Ислам и революция на Ближнем Востоке. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1988.
- Нафиси, Азар. «Читаю Лолиту в Тегеране». Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2003.
- Нобари, Али Реза , изд. Иран извергается: Независимость: новости и анализ иранского национального движения. Стэнфорд: Ирано-американская группа документации, 1978.
- Номани, Фархад и Сохраб Бехдад, «Класс и труд в Иране»; Имела ли революция значение? Издательство Сиракузского университета. 2006. ISBN 0-8156-3094-8
- Пехлеви, Мохаммад Реза , Ответ на историю , паб Stein & Day, 1980, ISBN 0-8128-2755-4 .
- Рахнема, Саид и Сохраб Бехдад, ред. Иран после революции: кризис исламского государства. Лондон: ИБ Таурис , 1995.
- Больной, Гэри. Все рушится: трагическая встреча Америки с Ираном. Нью-Йорк: Penguin Books, 1986.
- Шоукросс, Уильям , Последняя поездка шаха: Смерть союзника , Пробный камень, 1989. ISBN 0-671-68745-X .
- Смит, Фрэнк Э. Иранская революция. 1998.
- Общество иранских исследований, Иранская революция в перспективе. Специальный том иранских исследований, 1980. Том 13, вып. 1–4.
- Журнал Time , 7 января 1980 года. Человек года (аятолла Хомейни).
- Государственный департамент США, Основные документы американской внешней политики, 1977–1980 гг. Вашингтон, округ Колумбия: GPO, 1983. JX 1417 A56 1977–80 REF - 67 страниц об Иране.
- Япп, М.Э. Ближний Восток после Первой мировой войны: история до 1995 года. Лондон: Лонгман, 1996. Глава 13: Иран, 1960–1989.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исламская революция Ирана, Энкарта ( Архивировано 31 октября 2009 г.)
- Иранская революция, Британника
- Динамика иранской революции: триумф и трагедия Пехлеви
- Роль Запада в свержении шаха
- Тайное взаимодействие Америки с Хомейни
- США имели обширные контакты с аятоллой Хомейни до иранской революции
- В поисках Ганди, в поисках Хомейни