Jump to content

Идеология иранской революции

Идеологию иранской революции назвали «сложной комбинацией» панисламизма , политического популизма и шиитского исламского «религиозного радикализма»; [ 1 ] «борьба против язычества, угнетения и империи. [ 2 ] Возможно, самой важной из разнообразных идеологических интерпретаций ислама в рамках великого союза, приведшего к революции 1979 года, был хомейнизм , Али Шариати , исламская левая идеология [ 3 ] Мехди Базаргана Либерально-демократический ислам . Менее могущественными были социалистические партизанские группы исламского и светского вариантов, а также светский конституционализм в социалистических и националистических формах. [ 4 ] В число сторонников этой идеологии также входил Джалал Аль-Ахмад , который сформулировал идею Гарбзадеги о том, что западную культуру необходимо отвергнуть и бороться с ней, как с чумой или опьянением, которое отчуждает мусульман от их корней и идентичности. [ 5 ]

Лозунг, скандируемый демонстрантами, — «Независимость, свобода и Исламская Республика» (Эстиклал, Азади, Джомхури-е Ислами!) [ 6 ] — было названо «основным, но широким требованием» революционеров. [ 7 ] Революционеры выступали против коррупции, расточительности и автократического характера правления Пехлеви; [ 8 ] политика, которая помогала богатым за счет бедных; и экономическое и культурное доминирование/эксплуатация Ирана иностранцами-немусульманами, особенно американцами. [ 9 ]

Хомейни в 1970-е годы

Однако автором, который в конечном итоге сформулировал идеологию революции, был человек, который доминировал в самой революции – аятолла Хомейни . Он проповедовал, что восстание и особенно мученичество против несправедливости и тирании являются частью шиитского ислама. [ 10 ] что священнослужители должны мобилизовать и вести свою паству к действию, а не просто давать ей советы. Он ввел коранические термины — мустазафин («слабый»). [ 11 ] и мустакбирин («гордый и могучий») [ 12 ] — для марксистской терминологии различия угнетателей и угнетённых. [ 13 ] Он отверг влияние как советских, так и американских сверхдержав в Иране с лозунгом «ни Восточная, ни Западная — Исламская Республиканская» ( персидское : Ни Восточная, ни Западная Исламская Республика ).

Историк Ерванд Абрамян утверждает, что у революции было более одной идеологии не только потому, что революция была выиграна коалицией сил, но и потому, что идеология со временем развивалась. Одна очень резкая точка эволюции произошла между идеями, продвигаемыми Хомейни во время борьбы за власть (основанными на классовой борьбе и популизме), и идеями, составившими основу правления после падения шаха (правление юриста-хранителя). [ 14 ]

Вилаят-э Факих

[ редактировать ]

В своих знаменитых лекциях для студентов в Наджафе в январе-феврале 1970 года Хомейни изложил свою систему « исламского правительства », основанную на принципе велаят-э факих . Он утверждал, что, поскольку мусульманам, а по сути всем, требуется «опека» в форме правления или надзора, истинное исламское правительство должно осуществляться ведущими исламскими юристами или юристами, такими как сам Хомейни. [ 15 ] Это было необходимо, потому что ислам требует подчинения только традиционному исламскому закону шариата . Следование этому закону было не только правильным с исламской точки зрения, но и предотвратило бедность, несправедливость и разграбление мусульманской земли иностранными неверующими. Но для того, чтобы все это произошло, шариат должен был быть защищен от нововведений и отклонений, а это потребовало передачи контроля над правительством в руки тех, кто был экспертом в исламском праве, а именно исламских юристов. [ 16 ]

Установление этого исламского правительства и подчинение ему было настолько важно, что оно было «фактически выражением послушания Богу», и в конечном итоге «более необходимым даже, чем молитва и пост» для Ислама, потому что без него истинный Ислам не выживет. [ 17 ] Это был универсальный принцип, не ограничивавшийся Ираном. Весь мир нуждался и заслуживал справедливого правительства, то есть настоящего исламского правительства, а Хомейни «рассматривал экспорт исламской революции как императив». [ 18 ] (Его заявления по этому щекотливому вопросу были противоречивы. Он заявил: «Мы экспортируем нашу революцию на весь мир. Пока крик «Нет бога, кроме Аллаха» не прозвучит над всем миром, будет борьба»; [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] : 66  ] еще раз сказал: « экспорт революции ... не означает вмешательство в дела других стран», [ 23 ] но «отвечая на их вопросы о познании Бога».) [ 24 ] [ 25 ] [ примечание 1 ]

Однако этот план/идеология была раскрыта его ученикам и религиозному сообществу, но не получила широкой огласки. [ 27 ] [ примечание 2 ]

Популизм

[ редактировать ]

На протяжении оставшейся части 1970-х годов, пока он становился лидером революции, Хомейни не упоминал свою теорию исламского правления, почти или вообще не упоминал какие-либо детали религиозной доктрины или конкретной государственной политики. [ примечание 3 ] Он заверил общественность, что его правительство будет «не только исламским, но и демократическим» и что «ни он, ни его сторонники-клерикалы не питают никакого тайного желания «управлять» страной». [ 30 ] но в основном и придерживался нападок на иранского монарха (шаха) «по множеству весьма чувствительных социально-экономических вопросов»:

Обвинили его в увеличении пропасти между богатыми и бедными; поддержка друзей, родственников... трата нефтяных ресурсов на постоянно растущую армию и бюрократию... обречение рабочего класса на жизнь в нищете, страданиях и тяжелой работе... пренебрежение жильем для малообеспеченных", зависимость от Запада, поддержка США и Израиль, подрывающие ислам и Иран «культурным империализмом», [ 31 ]

часто звучат не просто популистски, но и левые («Угнетенные мира, объединяйтесь», «Проблемы Востока исходят от Запада - особенно от американского империализма»), [ 32 ] включая упор на классовую борьбу . Классами, которые боролись, были угнетенные ( мостазафин ), которых он поддерживал, и угнетатели ( мостакберин ). [ 33 ] (состоящее из правительства шаха, богатых и имеющих хорошие связи, которые будут свергнуты в результате революции). Благодаря такой дисциплине посланий Хомейни объединил широкое коалиционное движение, которое ненавидело шаха, но включало умеренных, либералов и левых, с которыми у Хомейни было мало общего. [ 34 ]

Излишне говорить, что теократия юристов находилась в противоречии с надеждами и планами иранских демократических секуляристов и исламских левых. В то же время Хомейни знал, что необходима широкая революционная база, и без колебаний призывал эти силы объединиться со своими сторонниками для свержения шаха. [ 35 ] Следовательно, идеология революции была известна своей «неточностью». [ 36 ] или «неопределенный персонаж» [ 37 ] до своей победы, со специфическим характером велаят-э факихов/теократии, ожидающим обнародования в подходящее время. [ 38 ] Хомейни утверждал, что оппозиция велаят-э-факихам/теократическому правительству со стороны других революционеров была результатом пропагандистской кампании иностранных империалистов, стремившихся помешать исламу положить конец их грабежам. Эта пропаганда была настолько коварной, что проникла даже в исламские семинарии и заставила «соблюдать принципы такийи » (т.е. сокрытия истины в защиту ислама, т.е. лжи), когда говорили (или не говорили об) исламском правительстве. [ 39 ] [ 40 ]

Идеология у власти

[ редактировать ]

После свержения шаха в 1979 году идеология велаят-э-факих усилилась, а популизм пошел на убыль.

  • Хомейни и его основная группа приступили к созданию исламского правительства правящего юриста (Хомейни был юристом) и чистке нежелательных союзников : либералов, умеренных мусульман ( Временное правительство ), а затем левых шиитов (таких как президент Аболхассан Банисадр и партизаны МеК ). В конце концов, «одна фракция», [ 41 ] одна «социальная группа» осталась получать финансовую выгоду от революции - «базарные торговцы и предприниматели, связанные с политико-религиозной иерархией». [ 42 ]
  • К 1982 году, консолидировав власть, Хомейни также «смягчил» свой популистский язык, «смягчил» свою классовую риторику». [ 43 ] нашел время похвалить базары и их торговцев, [ 44 ] больше не прославляли праведных и разгневанных бедняков – мостазафин теперь использовался как политический термин, охватывающий всех тех, кто поддерживал Исламскую Республику; [ 45 ]
  • Подчеркнул, насколько (по мнению Хомейни) шиитские священнослужители были важны для защиты ислама и Ирана; они сохранили «национальное сознание» и выступили «крепостью независимости» против империализма и королевского деспотизма в протесте против табака 1891 года, персидской конституционной революции 1906 года, во время правления Реза-шаха , восстав против Мухаммеда Реза-шаха в 1963. [ 46 ]

В конце 1987 и начале 1988 года Хомейни поразил многих, заявив, что Исламская Республика обладает «абсолютной властью» над всем, включая «вторичные постановления», то есть законы шариата, такие как « Пять столпов ислама» .

«Я должен заявить, что правительство, которое является частью абсолютного заместителя Пророка, является одним из основных предписаний Ислама и имеет приоритет над всеми другими второстепенными предписаниями, даже над молитвами, постом и хаджем». [ 47 ]

Это заявление было объяснено необходимостью иметь дело с тупиковой ситуацией между популистами и консерваторами в его правительстве, где Хомейни пытался подтолкнуть консерваторов в опекунском совете к тому, чтобы они не накладывали вето на подоходный налог и «смягченный» трудовой закон (который совет одобрил). до сих пор выступали как неисламские). [ 48 ]

Нехомейниские источники идеологии

[ редактировать ]

Гарбзадеги

[ редактировать ]
Джалал Аль-э-Ахмад

В 1962 году Джалал Аль-э-Ахмад опубликовал книгу или брошюру под названием «Оксидентоз ( Гарбзадеги ): Чума с Запада». Аль-э-Ахмад, который происходил из глубоко религиозной семьи, но имел западное образование и был членом партии Туде (Коммунистической партии) , [ 49 ] утверждал, что Иран был отравлен или увлечен ( задеги ) западными ( гарб ) технологиями, культурой, продуктами и поэтому стал жертвой «токсинов» или болезней Запада. Принятие и имитация западных моделей и западных критериев в образовании, искусстве и культуре привели к утрате иранской культурной идентичности и превращению Ирана в пассивный рынок для западных товаров и пешку в западной геополитике. [ 50 ] [ 51 ] Аль-э-Ахмад «возглавил» поиск западными образованными/светскими иранцами «исламских корней», и хотя он выступал за возвращение к исламу, его работы «содержали сильный марксистский оттенок и анализировали общество через классовую перспективу». [ 52 ]

Аль-э-Ахмад «был единственным современным писателем, когда-либо получившим положительные отзывы от Хомейни», который в послании 1971 года к иранским паломникам о совершении хаджа написал:

«Ядовитая культура империализма [проникает] в глубь городов и деревень всего мусульманского мира, вытесняя культуру Корана , массово вербуя нашу молодежь на службу иностранцам и империалистам...» [ 53 ]

По крайней мере, один историк (Ерванд Абрамян) предполагает, что Аль-э-Ахмад, возможно, повлиял на отход Хомейни от традиционного шиитского мышления в сторону популизма, классовой борьбы и революции. [ 52 ] Борьба с Гарбзадеги стала частью идеологии Иранской революции 1979 года — упор на национализацию промышленности, «самодостаточность» в экономике, независимость во всех сферах жизни как от западного (и советского) мира. Он также оказал большое влияние на будущего президента Исламской Республики Ахмадинежада . [ 54 ] Исламская Республика выпустила почтовую марку в честь Аль-э-Ахмада в 1981 году. [ 55 ]

Социалистический шиизм и Али Шариати

[ редактировать ]
Али Шариати ( персидский : Али Шариати Мазинани ; 1933—1977)

Одним из элементов иранской революции, которого не было в суннитских исламистских движениях, было то, что стало называться «социалистическим шиизмом». [ 56 ] (также «красный шиизм» в отличие от «черного шиизма» священнослужителей). [ 57 ]

Система образования Ирана «существенно превосходила» систему образования его соседей, и к 1979 году в ней обучалось около 175 000 студентов, 67 000 человек. учится за границей, вдали от надзора репрессивных сил безопасности САВАК. В начале 1970-х годов по всему миру произошел «расцвет марксистских групп», в том числе среди иранских студентов. [ 56 ]

После одного неудавшегося восстания некоторые молодые революционеры, понимая, что религиозные иранские массы не имеют отношения к марксистским концепциям, начали проецировать «мессианские ожидания коммунистических народов и народов третьего мира на революционный шиизм», то есть социалистический шиизм. [ 56 ] Али Шариати был «самым откровенным представителем этой группы» и фигурой, не имеющей аналогов по «известности и влиянию» в суннитском исламе. [ 56 ] Он происходил из «строго религиозной семьи», но учился в Париже и находился под влиянием произведений Жана-Поля Сартра , Франца Фанона и Че Гевары . [ 58 ]

Социалистические шииты считали Имама Хусейна не просто святой фигурой, но и первоначальным угнетенным ( музлуном ), а его убийцей, суннитским халифатом Омейядов, «аналогом» «угнетения шаха» современного иранского народа. [ 56 ] Его убийство в Кербеле было не просто «вечным проявлением истины, но и революционным поступком революционного героя». [ 59 ]

Шариати также резко критиковал традиционное духовенство усули (включая аятуллу Хади аль-Милани ), которое, как он и другие левые шииты, считали, стояло на пути революционного потенциала масс. [ 60 ] сосредоточив внимание на трауре и скорби по мученикам, ожидающим возвращения мессии, тогда как им следовало бы бороться «против государственной несправедливости, начатой ​​Али и Хусейном». [ 61 ]

Шариати оказал влияние не только на молодых иранцев и молодых священнослужителей, [ 62 ] он оказал влияние на Хомейни. Шариати популяризировал поговорку XIX века: «Каждое место должно быть превращено в Кербелу, каждый месяц в Мохаррам и каждый день в Ашару». [ 59 ] Позже Хомейни использовал это как лозунг. [ 63 ]

«Феноменальная популярность» шариата среди «молодой интеллигенции» [ 64 ] [ 57 ] помог открыть Хомейни «современный средний класс». Шариати часто был антиклерикален, но Хомейни смог «завоевать расположение своих последователей, открыто осуждая монархию; отказываясь присоединиться к коллегам-теологам в критике Хусейни-и Эршада; открыто нападая на аполитичных и прорежимных сторонников режима. улемы, подчеркивая такие темы, как революция, антиимпериализм и радикальное послание Мухаррама, и включая их в свои публичные заявления; Фанонисты выражаются так: «мостазафины унаследуют землю», «стране нужна культурная революция», а «народ сбросит эксплуататоров на свалку истории». [ 64 ]

Шариати также находился под влиянием антидемократических исламистских идей мыслителей «Братьев-мусульман» в Египте, и он пытался встретиться с Мухаммедом Кутбом во время посещения Саудовской Аравии в 1969 году. [ 65 ] Заядлый курильщик, Шариати умер от сердечного приступа, находясь в добровольной ссылке в Саутгемптоне , Великобритания, 18 июня 1977 года. [ 66 ]

Аятулла Хади Милани, влиятельный Усули Марджа в Мешхеде в 1970-х годах, издал фетву, запрещающую его последователям читать книги Али Шариати и исламистскую литературу, созданную молодыми священнослужителями. За этой фетвой последовали аналогичные фетвы аятоллы Мараши Наджафи , аятоллы Мухаммада Рухани, аятоллы Хасана Коми и других. Аятолла Хомейни отказался от комментариев. [ 67 ]

Махмуд Талегани

[ редактировать ]

Махмуд Талегани (1911–1979) был еще одним политически активным иранским шиитским священнослужителем, современником Хомейни и самостоятельным лидером движения против шаха Мохаммеда Резы Пехлеви . Член-основатель Движения за свободу Ирана , он был описан как представитель тенденции многих «шиитских священнослужителей смешивать шиитские идеалы с марксистскими идеалами, чтобы конкурировать с левыми движениями за молодых сторонников» в 1960-х и 1970-х годах. [ 68 ] ветеран борьбы против режима Пехлеви , он несколько раз заключался в тюрьму на протяжении десятилетий «как молодой проповедник, как священнослужитель среднего ранга и как высокопоставленный религиозный лидер незадолго до революции». [ 69 ] и отсидел в общей сложности дюжину лет тюремного заключения. [ 70 ] Во время пребывания в тюрьме он установил связи с левыми политическими заключенными, и влияние левых на его мышление отразилось в его знаменитой книге «Ислам и собственность» (Ислам ва Малекият), в которой он выступал в поддержку коллективной собственности, «как если бы это была статья вера в ислам». [ 69 ]

Талегани сыграл важную роль в «формировании массового движения», которое привело к иранской революции, и был председателем могущественного и тайного Революционного совета во время Исламской революции . [ 70 ] он также был первым имамом, совершившим пятничную молитву в Тегеране после падения временного правительства Ирана в конце июля 1979 года. [ 71 ] Он вступил в конфликт с Хомейни в апреле 1979 года, предостерегая руководство от «возврата к деспотизму». После ареста двух его сыновей [ 70 ] революционной гвардией, тысячи его сторонников маршировали по улицам, скандируя: «Талегани, ты душа революции! Долой реакционеров!» Хомейни вызвал Талегани в Кум, где он подвергся резкой критике, после чего Хомейни позвонил прессе и сказал: «Г-н Талегани с нами, и он сожалеет о том, что произошло». Хомейни демонстративно не называл его аятоллой Талегани. [ 72 ]

Идеология на практике

[ редактировать ]

После революции его идеология проявилась в социальной, экономической и культурной политике.

Что касается одежды, были запрещены галстуки в западном стиле для мужчин и открытые волосы, руки и многие другие места для женщин. Но были и нерелигиозные изменения, такие как упор на пролетарскую одежду, манеры и обычаи в отличие от западной аристократической или буржуазной элегантности и экстравагантности эпохи шаха. Например, в первые дни революции наблюдатели отмечали «столовый» характер ресторанных обедов, призванный «подчеркнуть триумф мусульманского пролетариата». В мужском костюме судья описал «мгновенную трансформацию» Министерства юстиции в Тегеране в феврале 1979 года:

На мужчинах больше не было костюмов и галстуков, а были простые брюки и рубашки без воротников, многие из которых были изрядно помяты, а некоторые даже испачканы. Даже мой нос уловил запах перемен. Легкий запах одеколона или духов, который витал в коридорах, особенно по утрам, отсутствовал. [ 73 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Предлагая альтернативу, Хомейни публично не ссылался на свою работу об исламском правительстве; напротив, его окружение позже отвергло эту работу, утверждая, что это была либо подделка САВАК, либо черновые записи студента-слушателя». [ 26 ]
  2. ^ «Предлагая альтернативу, Хомейни публично не ссылался на свою работу об исламском правительстве; напротив, его окружение позже отвергло эту работу, утверждая, что это была либо подделка САВАК, либо черновые записи студента-слушателя». [ 28 ]
  3. Хомейни «не стремился к точным предложениям и конкретным планам; как позже заметил один журналист, «неточность была образом жизни» для его окружения. [ 29 ]
  1. ^ Абрамян, Ерванд, История современного Ирана , 2008, стр.143.
  2. ^ Бернард Льюис | Исламская революция
  3. ^ Кедди, Современный Иран , (2003), стр.201-7.
  4. ^ «Ежеквартальный анализ Ирана, том 1, №» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 г. Проверено 6 июля 2013 г.
  5. ^ Маккей, Иранцы (1996), стр. 215, 264–5.
  6. ^ Исламизм и образование в современном Иране, с особым упором на гендерные социальные взаимодействия и отношения. Архивировано 6 апреля 2012 г. в Wayback Machine , H Godazgar: 498.
  7. Иран: зеленая волна за жизнь и свободу, Асеф Баят, 7 июля 2009 г. Архивировано 10 октября 2017 г. на Wayback Machine, доступ 14 июля 2009 г.
  8. ^ Авраамический Иран , (1982) стр.478-9.
  9. ^ Грэм, Иран (1980), стр.233-4.
  10. ^ Последняя великая революция, беспорядки и трансформация в Иране , Робин РАЙТ.
  11. ^ из Q4:75
  12. ^ Вопрос 16: 22-23
  13. ^ Дабаши, Теология недовольства (1993)
  14. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993, глава 1, стр. 13-37.
  15. ^ Дабаши, Теология недовольства (1993), стр. 419, 443.
  16. ^ Хомейни; Алгар, Ислам и революция, стр. 52, 54, 80.
  17. ^ См.: Велаят-э факих (книга Хомейни) # Важность исламского правительства.
  18. ^ Оставаясь на курсе: «ливанизация» Хизбаллы - Ливан - Аль Машрик
  19. 11 февраля 1979 г. (по словам Дилипа Хиро в книге «Самая долгая война» , стр.32), стр.108 из «Выдержек из речей и посланий имама Хомейни о единстве мусульман» .
  20. ^ Гленн, Кэмерон; Нада, Гаррет (28 августа 2015 г.). «Соперничающие исламские государства: ИГИЛ против Ирана» . Центр Вильсона . Центр Вильсона.
  21. ^ Риффер-Фланаган, Барбара Энн (2009). «Исламская Realpolitik: двухуровневая внешняя политика Ирана». Международный журнал о мире во всем мире . 26 (4): 19. ISSN   0742-3640 . JSTOR   20752904 .
  22. ^ Райт, Робин (2010). Последняя великая революция: беспорядки и трансформация в Иране . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-0-307-76607-6 .
  23. ^ Устроить революцию не значит вмешиваться в дела народов других стран.
  24. ^ Скорее, это означает ответ на интеллектуальные вопросы человеческой жажды божественного знания .
  25. ^ «Послание имама Горбачеву» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 г. Проверено 6 июля 2013 г.
  26. ^ цитируется Дж. Кокрофтом, «Иранский Хомейни», «Семь дней», 23 февраля 1979 г., цитируется в книге «Иран между двумя революциями» Ерванда Абрамяна, Princeton University Press, 1982, стр. 17-18.
  27. ^ Абрамян, Иран между двумя революциями , 1982: стр.478-9.
  28. ^ цитируется Дж. Кокрофтом, «Иранский Хомейни», «Семь дней», 23 февраля 1979 г., цитируется в книге «Иран между двумя революциями» Ерванда Абрамяна, Princeton University Press, 1982, стр. 17-18.
  29. ^ Иран между двумя революциями , Ерванд Абрамян, Princeton University Press, 1982, стр. 17-18]
  30. ^ источник: Комитет по прекращению вмешательства США в Иран, Выдержки из интервью аятоллы Хомейни (Маунтвью, Калифорния, 1978); цитируется в книге «Иран между двумя революциями» Ерванда Абрамяна (Princeton University Press, 1982), стр. 14-15.
  31. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.30.
  32. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.31.
  33. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.47.
  34. ^ Кепель, Джихад , 2002, стр. 112-118.
  35. ^ Абрамян, Иран , (1983), стр. 478,479, 524.
  36. ^ Авраамический Иран (1982), стр.478-9.
  37. ^ Амузегар, Динамика иранской революции (1991), стр.10
  38. ^ Ширази, Конституция Ирана (1997), стр.29-32.
  39. ^ См.: Хокумат-э Ислами: Велаят-э факих (книга Хомейни) # Почему исламское правительство не было создано
  40. ^ Хомейни и Алгар, Ислам и революция (1981), стр.34
  41. ^ Аббас Джавади (25 февраля 2010 г.). «Разница между Марьей и Верховным лидером» . РЛРФЭ . Проверено 5 мая 2023 г.
  42. ^ Кепель, Джихад , 2002, стр. 364.
  43. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.51.
  44. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.53.
  45. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.52.
  46. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.25-26.
  47. ^ Мавани, Хамид (весна 2013 г.). «Возвращение к концепции управления юристами (вилаят аль-Факих) Хомейни: последствия президентских выборов в Иране 2009 года» . Ближневосточный журнал . 67 (2): 209 . Проверено 19 апреля 2023 г.
  48. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.56.
  49. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1994, стр.23.
  50. ^ Аджайи, Акин (5 апреля 2016 г.). « Вестоксификация» и что еще хуже: исследование бурной истории Ирана» . Гаарец . Проверено 20 февраля 2020 г.
  51. ^ Гершон, Ливия (05 сентября 2019 г.). «Прогресс – это не то же самое, что вестернизация» . JSTOR Daily . Проверено 20 февраля 2020 г.
  52. ^ Jump up to: а б Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.23.
  53. ^ «Послание паломникам» (Послание, отправленное иранским паломникам во время хаджа в Саудовской Аравии из Хомейни в изгнании в Наджафе) 6 февраля 1971 г., Ислам и революция: сочинения и декларации имама Хомейни , (1981), стр.195
  54. ^ Авиде Мэйвилл, «Религиозная идеология реформ в Иране» в книге Дж. Гарольда Элленса (ред.), Победные революции: психосоциальная динамика восстаний за свободу, справедливость и права [3 тома] , ABC-CLIO (2013), п. 311
  55. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.22, рисунок 1.
  56. ^ Jump up to: а б с д и Кепель, Джихад , 2002, стр.107-8.
  57. ^ Jump up to: а б Наср, Вали, Шиитское возрождение , Нортон, (2006), стр. 129.
  58. ^ Кепель, Джихад , 2002, стр.37.
  59. ^ Jump up to: а б Наср, Вали, Шиитское возрождение , Нортон, (2006), стр. 128.
  60. ^ Рахнема 2000 , стр. 123–124.
  61. ^ Кепель, Джихад , 2002, стр.38.
  62. ^ Наср, Вали, Шиитское возрождение , Нортон, (2006), стр. 129-130.
  63. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993, стр.29.
  64. ^ Jump up to: а б «Иран между двумя революциями» , Ерванд Абрамян, Princeton University Press, 1982, стр.534.
  65. ^ Богдан 2020 , с. 256.
  66. ^ Рахнема 2000 , стр. 368.
  67. ^ Рахнема 2000 , стр. 274–276.
  68. ^ Наср, Вали, Шиитское возрождение , Нортон, (2006), стр. 126–7.
  69. ^ Jump up to: а б Наср, Вали, Шиитское возрождение , Нортон, (2006), стр. 127
  70. ^ Jump up to: а б с «Вехи, 24 сентября 1979 года» . 24 сентября 1979 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г. - на сайте time.com.
  71. ^ «Кончина аятоллы Талегани» . Центр документов исламской революции. Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 21 июня 2016 г.
  72. ^ Маккей, Иранцы , (1998), с. 291
  73. ^ Эбади, Ширин, Пробуждение Ирана , автор Ширин Эбади с Азаде Моавени, Random House New York, 2006, стр. 185, 41

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d23135c7ee1ce89f5cd110017bc0fc32__1719768480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/32/d23135c7ee1ce89f5cd110017bc0fc32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ideology of the Iranian Revolution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)