Франц Фанон
Франц Фанон | |
---|---|
Рожденный | 20 июля 1925 г. |
Умер | 6 декабря 1961 г. Бетесда, Мэриленд , США | ( 36 лет
Альма-матер | Лионский университет |
Заметная работа | Черная кожа, Белые маски , Несчастные земли |
Супруг | Джози Фанон |
Область | Африканская философия |
Школа | марксизм Черный экзистенциализм Критическая теория Экзистенциальная феноменология |
Основные интересы | Деколонизация и постколониализм , революция , психопатология колонизации , расизм , Психоанализ |
Известные идеи | Двойное сознание , колониальное отчуждение , Стать черным , Социогения |
Франц Омар Фанон ( / ˈ f æ n ə n / , [2] США : / f æ ˈ n ɒ̃ / ; [3] Французский: [fʁɑ̃ts fanɔ̃] ; 20 июля 1925 — 6 декабря 1961) — француз афро-карибского происхождения . [4] [5] [6] психиатр , политический философ и марксист из колонии Мартиника французской (ныне французский департамент ). Его работы стали влиятельными в области постколониальных исследований , критической теории и марксизма . [7] Помимо того, что Фанон был интеллектуалом , он был политическим радикалом , панафриканистом и марксистским гуманистом, озабоченным психопатологией колонизации . [8] и человеческие, социальные и культурные последствия деколонизации . [9] [10] [11]
В ходе своей работы врачом и психиатром Фанон поддерживал войну Алжира за независимость от Франции и был членом Фронта национального освобождения Алжира . Фанона называют «самым влиятельным антиколониальным мыслителем своего времени». [12] На протяжении более пяти десятилетий жизнь и творчество Фанона вдохновляли национально-освободительные движения и другие движения за свободу и политические движения в Палестине , Шри-Ланке , Южной Африке и США. [13] [14] [15] Он сформулировал модель общественной психологии , полагая, что многие пациенты с психическими расстройствами имели бы лучший прогноз , если бы они были интегрированы в свою семью и сообщество вместо того, чтобы получать лечение в специализированных учреждениях . Он также помог основать область институциональной психотерапии , работая в Сен-Альбане под руководством Франсуа Тоскеля и Жана Ури . [16]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Франц Фанон родился на карибском острове Мартиника , который тогда был французской колонией , а сейчас является единым французским территориальным сообществом . Его отец, Феликс Казимир Фанон, работал таможенным агентом. Его мать, Элеанора Меделис, была афро-мартиниканского и белого эльзасского происхождения и работала продавцом в магазине. [17] Франц был третьим из четырех сыновей в семье, где было восемь детей. Двое из них умерли молодыми, в том числе его сестра Габриэль, с которой Франц был очень близок. Его семья принадлежала к социально-экономическому среднему классу . Они могли позволить себе оплату обучения в лицее Шельшера, в то время самой престижной средней школе на Мартинике, куда Фанон приезжал, чтобы восхищаться одним из учителей школы, поэтом и писателем Эме Сезером . [18] Фанон покинул Мартинику в 1943 году, когда ему было 18 лет, чтобы присоединиться к силам Свободной Франции . [19]
Мартиника и Вторая мировая война
[ редактировать ]После того, как Франция пала перед нацистами в 1940 году, французские военно-морские силы Виши оказались в блокаде Мартиники. Вынужденные остаться на острове, французские моряки захватили власть у народа Мартиникуана и установили коллаборационистский режим Виши. Перед лицом экономических трудностей и изоляции в условиях блокады они установили репрессивный режим; Фанон описал их как снявших маски и ведущих себя как «настоящие расисты». [20] Жители неоднократно жаловались на притеснения и сексуальные домогательства со стороны моряков. Жестокое обращение с народом Мартиникуана со стороны французского военно-морского флота повлияло на Фанона, усилив его чувство отчуждения и отвращение к колониальному расизму . В возрасте семнадцати лет Фанон бежал с острова как «диссидент» (термин, используемый для обозначения французов, присоединяющихся к силам Голлиста ), отправившись в Доминику , чтобы присоединиться к Силам Свободной Франции . [21] : 24 После трёх попыток он добрался до Доминики, но записываться на военную службу было уже поздно. поддерживавший Виши, После того, как режим Роберта, был свергнут на Мартинике в июне 1943 года, Фанон вернулся в Форт-де-Франс, чтобы присоединиться к недавно созданному, полностью черному 5e Bataillon de Marche des Antilles . [22]
Он вступил в армию Свободной Франции и присоединился к союзников конвою , который достиг Касабланки . Позже он был переведен на военную базу в Беджая на побережье Кабилии в Алжире . Фанон покинул Алжир из Орана и служил во Франции, особенно в сражениях при Эльзасе . В 1944 году он был ранен в Кольмаре и получил Военный крест . [23] Когда нацисты потерпели поражение и союзников войска переправились через Рейн в Германию вместе с фотожурналистами , полк Фанона был «отбелен» от всех небелых войск, поскольку Фанон и его товарищи -афро-карибские солдаты были отправлены в Тулон (Прованс). [14] Позже их перевели в Нормандию в ожидании репатриации . [24]
Во время войны Фанон подвергся еще большему воздействию белого европейского расизма . Например, европейские женщины, освобожденные чернокожими солдатами, часто предпочитали танцевать с фашистскими итальянскими пленными, а не брататься со своими освободителями. [17]
В 1945 году Фанон вернулся на Мартинику. Он пробыл там недолго. Он работал в парламентской кампании своего друга и наставника Эме Сезера , который оказал большое влияние на его жизнь. Сезер баллотировался по коммунистическому списку в качестве парламентского делегата от Мартиники на первое Национальное собрание Четвертой республики . Фанон пробыл там достаточно долго, чтобы получить степень бакалавра , а затем уехал в столичную Францию, где изучал медицину и психиатрию.
Франция
[ редактировать ]Фанон получил образование в Лионе , где он также изучал литературу, драму и философию, иногда посещая Мерло-Понти лекции . За этот период он написал три пьесы, из которых сохранились две. [25] Получив квалификацию психиатра в 1951 году, Фанон прошел ординатуру по психиатрии в Сен-Альбан-сюр-Лиманьоль под руководством радикального каталонского психиатра Франсуа Тоскеля , который оживил мышление Фанона, подчеркнув роль культуры в психопатологии.
В 1948 году Фанон завязал отношения со студенткой-медиком Мишель Вейер, которая вскоре забеременела. Он оставил ее ради 18-летней ученицы средней школы Джози, на которой женился в 1952 году. По настоянию друзей он позже узнал свою дочь Мирей , хотя и не поддерживал с ней контакта. [26]
Во Франции, завершая резиденцию, Фанон написал и опубликовал свою первую книгу « Черная кожа, белые маски» (1952), в которой анализируются негативные психологические последствия колониального порабощения для чернокожих людей. Первоначально рукопись представляла собой докторскую диссертацию , представленную в Лионе, под названием «Очерк разобщения чернокожих», которая была ответом на расизм, который Фанон испытал во время изучения психиатрии и медицины в университете Лиона; отказ от диссертации побудил Фанона опубликовать ее в виде книги. На степень доктора философии он представил еще одну диссертацию более узкого масштаба и другой тематики. Левый философ Фрэнсис Джинсон , лидер сети Джинсон , выступающей за независимость Алжира , прочитал рукопись Фанона и в качестве старшего книжного редактора Éditions du Seuil в Париже дал книге новое название и написал эпилог. [27]
Получив рукопись Фанона в Сеуиле, Джинсон пригласил его на редакционное собрание. На фоне похвалы Джинсон книге Фанон воскликнул: «Неплохо для негра, не так ли?» Оскорбленный, Джинсон уволил Фанона из своего офиса. Позже Джинсон узнал, что его ответ принес ему пожизненное уважение писателя, и Фанон согласился с предложением Джинсона назвать книгу « Черная кожа, белые маски» . [27]
В книге Фанон описал несправедливое обращение с чернокожими людьми во Франции и то, как их не одобряли белые люди . Чернокожие люди также испытывали чувство неполноценности перед белыми. Фанон считал, что, хотя они и могут говорить по-французски, они не могут полностью интегрироваться в жизнь и среду белых людей. (Дальнейшее обсуждение « Черной кожи и белых масок в работе» см. ниже.)
Алжир
[ редактировать ]После ординатуры Фанон еще год практиковал психиатрию в Понторсоне , недалеко от Мон-Сен-Мишеля , а затем (с 1953 года) в Алжире . Он был шеф-поваром психиатрической больницы Блида-Жуанвиль в Алжире. Он работал там до своей депортации в январе 1957 года. [28]
Методы лечения Фанона начали развиваться, в частности, благодаря началу социотерапии, его пациентов направленной на изучение культурного наследия . Он также обучал медсестер и интернов. После начала алжирской революции в ноябре 1954 года Фанон присоединился к Фронту национального освобождения после установления контакта с Пьером Шоле в Блиде в 1955 году. Работая во французской больнице в Алжире, Фанон стал отвечать за лечение психологических расстройств французов. солдаты и офицеры, применявшие пытки с целью подавления антиколониального сопротивления. Кроме того, Фанон также отвечал за лечение алжирских жертв пыток .
Фанон совершил обширные поездки по Алжиру, главным образом в район Кабилии , с целью изучения культурной и психологической жизни алжирцев. его утраченное исследование « Марабут Примером может служить Си Слимана». Эти поездки также были средством для тайной деятельности, в частности, во время его визитов на горнолыжный курорт Хрея , где скрывалась база ФНО .
Вступление в ФНО и изгнание из Алжира
[ редактировать ]К лету 1956 года Фанон понял, что больше не может продолжать поддерживать усилия Франции, даже косвенно, через свою работу в больнице. В ноябре он подал свое «Заявление об отставке министру-резиденту», которое позже стало влиятельным текстом в антиколониалистских кругах. [29]
Наступает момент, когда молчание становится нечестностью. Господствующие намерения личного существования не соответствуют постоянным нападкам на самые обыденные ценности. В течение многих месяцев моя совесть была местом непростительных дебатов. И вывод – решимость не отчаиваться в человеке, то есть в себе. Решение, которое я принял, состоит в том, что я не могу продолжать нести ответственность любой ценой под ложным предлогом, что больше ничего нельзя сделать.
Вскоре после этого Фанон был изгнан из Алжира и переехал в Тунис , где открыто присоединился к ФНО. Он входил в редакционный коллектив « Аль-Муджахида» , для которого писал до конца жизни. Он также был послом ) в Гане Временного правительства Алжира ( GPRA . Он присутствовал на конференциях в Аккре , Конакри , Аддис-Абебе , Леопольдвилле , Каире и Триполи . Многие из его более коротких сочинений этого периода были посмертно собраны в книге « На пути к африканской революции» . В этой книге Фанон раскрывает тактические стратегии войны; в одной из глав он обсуждает, как открыть южный фронт для войны и как организовать линии снабжения. [28]
По возвращении в Тунис , после изнурительного путешествия через Сахару с целью открытия Третьего фронта, Фанону поставили диагноз лейкемия . Он поехал в Советский Союз на лечение и испытал ремиссию болезни. Когда он снова вернулся в Тунис, он продиктовал свое завещание «Несчастные Земли» . Когда он не был прикован к постели, он читал лекции офицерам Армии национального освобождения (ALN) в Гардимао на алжирско-тунисской границе. Он отправился в Рим на трехдневную встречу с Жан-Полем Сартром, который оказал большое влияние на его творчество. Сартр согласился написать предисловие к последней книге Фанона « Несчастные Земли» . [30]
Смерть и последствия
[ редактировать ]Поскольку его здоровье ухудшалось, товарищи Фанона убеждали его обратиться за лечением в США, как советовали его врачи. [31] В 1961 году ЦРУ организовало поездку, обещая скрытность, для дальнейшего лечения лейкемии в учреждении Национального института здравоохранения . [31] [32] Во время пребывания в США Фаноном занимался агент ЦРУ Оливер Иселин. [33] Как отмечает Льюис Р. Гордон, обстоятельства пребывания Фанона несколько спорны: «Однако ортодоксальностью стало то, что его держали в отеле без лечения в течение нескольких дней, пока он не заболел пневмонией». [31]
Впоследствии Фанон умер от двойной пневмонии в Бетесде, штат Мэриленд , 6 декабря 1961 года после того, как наконец начал лечение от лейкемии, хотя и слишком поздно. [34] Он был госпитализирован под именем Ибрагим Омар Фанон , ливийский псевдоним, который он принял, чтобы попасть в больницу в Риме после ранения в Марокко во время миссии Фронта национального освобождения Алжира . [35] Он был похоронен в Алжире после пребывания в Тунисе . Позже его тело было перенесено на мучеников ( Чухада ) кладбище в Айн-Керме в восточном Алжире.
У Франца Фанона остались его жена-француженка Жози (урожденная Дюбле), их сын Оливье Фанон и дочь от предыдущих отношений Мирей Фанон-Мендес Франс . Позже Джози Фанон разочаровалась в правительстве и после многих лет депрессии и пьянства покончила жизнь самоубийством в Алжире в 1989 году. [28] [36] Мирей стала профессором международного права и разрешения конфликтов и является президентом Фонда Франца Фанона. Оливье стал президентом Национальной ассоциации Франца Фанона, созданной в Алжире в 2012 году. [37]
Работа
[ редактировать ]Черная кожа, белые маски
[ редактировать ]Книга «Черная кожа, белые маски» была впервые опубликована на французском языке под названием Peau noire, masques blancs в 1952 году и является одной из самых важных работ Фанона. В книге «Черная кожа, белые маски» Фанон психоанализирует угнетенного чернокожего человека, которого воспринимают как меньшее существо в белом мире, в котором он живет, и изучает, как он перемещается по миру посредством представления Белизны . [17] В частности, обсуждая язык, он говорит о том, что использование чернокожим человеком языка колонизатора рассматривается колонизатором как хищническое, а не преобразующее, что, в свою очередь, может создать неуверенность в сознании чернокожих. [38] Он вспоминает, что в детстве сам сталкивался со многими увещеваниями за использование креольского французского вместо «настоящего французского» или «французского французского», то есть «белого» французского. [17] В конечном итоге он заключает, что «владение языком [белых/колонизаторов] ради признания их белыми отражает зависимость, которая подчиняет человечность черных». [38]
На восприятие его работ повлияли английские переводы, которые, как признано, содержат многочисленные упущения и ошибки, в то время как его неопубликованные работы, включая докторскую диссертацию, не получили большого внимания. В результате утверждалось, что Фанона часто изображали как сторонника насилия (было бы точнее охарактеризовать его как диалектического противника ненасилия) и что его идеи были чрезвычайно упрощены. Этот редукционистский взгляд на творчество Фанона игнорирует тонкость его понимания колониальной системы. Например, пятая глава « Черной кожи», «Белые маски» , буквально переводится как «Жизненный опыт черных» («L'expérience vécue du Noir»), но в переводе Маркмана это «Факт черноты», в котором ничего не упоминается. огромное влияние феноменологии на ранние работы Фанона. [39]
Хотя Фанон написал «Черную кожу, белые маски» , еще находясь во Франции, большая часть его работ была написана в Северной Африке . Именно в это время он выпустил такие работы, как «L'An Cinq, de la Revolution Algérienne» в 1959 году ( пятый год алжирской революции ), позже переизданные как «Социология революции» , а еще позже как «Умирающий колониализм» . Первоначальное название Фанона было «Реальность нации»; однако издатель Франсуа Масперо отказался принять это название.
Три книги Фанона были дополнены многочисленными статьями по психиатрии, а также радикальной критикой французского колониализма в таких журналах, как Esprit и El Moudjahid .
Умирающий колониализм
[ редактировать ]«Умирающий колониализм» — это книга Фанона, вышедшая в 1959 году, в которой рассказывается о том, как во время алжирской революции народ Алжира боролся со своими угнетателями. Они изменили многовековые культурные модели и приняли некоторые древние культурные практики, которые их угнетатели-колонизаторы долгое время высмеивали как «примитивные», чтобы уничтожить угнетателей. Фанон использует пятый год Алжирской революции как отправную точку для объяснения неизбежной динамики колониального угнетения. В воинственной книге описывается понимание Фаноном того, что для колонизированных людей «иметь оружие — это единственный шанс, который у вас еще есть, придать смысл своей смерти». [40] Он также содержит одну из его самых влиятельных статей, «Разоблаченный Алжир», которая символизирует падение империализма и описывает, как угнетенные люди борются за деколонизацию своего «разума», чтобы избежать ассимиляции.
Несчастные Земли
[ редактировать ]В книге «Несчастные Земли» (1961, Les Damés de la terre ), опубликованной незадолго до смерти Фанона, Фанон защищает право колонизированного народа применять насилие для обретения независимости. Кроме того, он очертил процессы и силы, ведущие к национальной независимости или неоколониализму во время движения деколонизации, охватившего большую часть мира после Второй мировой войны . В защиту применения насилия колонизированными народами Фанон утверждал, что люди, которых не считают таковыми (колонизатор), не должны быть связаны принципами, применимыми к человечности, в их отношении к колонизатору. Его книга подверглась цензуре французского правительства.
Для Фанона в «Несчастных на Земле » присутствие колонизатора в Алжире основано исключительно на военной мощи. Любое сопротивление этой силе также должно носить насильственный характер, поскольку это единственный «язык», на котором говорит колонизатор. Таким образом, насильственное сопротивление — это необходимость, навязанная колонистами колонизированным. Актуальность языка и реформирование дискурса пронизывают большую часть его работ, поэтому они настолько междисциплинарны, охватывая психиатрические проблемы и охватывая политику, социологию, антропологию, лингвистику и литературу. [41]
Его участие в Алжирском фронте национального освобождения с 1955 года определило его аудиторию как колонизированную Алжиром. Именно им была адресована его последняя работа, Les Damés de la terre (переведенная на английский Констанс Фаррингтон как «Бедные Земли »). Это предупреждение угнетенным об опасностях, с которыми они сталкиваются в вихре деколонизации и переходе к неоколониалистскому , глобализированному миру. [42]
Часто упускаемый из виду аспект творчества Фанона заключается в том, что он не любил писать свои произведения физически. Вместо этого он диктовал своей жене Джози, которая писала все, а в некоторых случаях вносила свой вклад и редактировала. [38]
Влияния
[ редактировать ]Фанон находился под влиянием различных мыслителей и интеллектуальных традиций, включая Жан-Поля Сартра , Жака Лакана , Негритюда и марксизма . [13]
Эме Сезер оказал особенно значительное влияние на жизнь Фанона. Сезер, лидер движения Негритюд , был учителем и наставником Фанона на острове Мартиника. [43] Фанон впервые познакомился с Негритюдом во время его учебы в лицее на Мартинике, когда Сезер придумал этот термин и представил свои идеи в Tropiques , журнале, который он редактировал вместе с Сюзанной Сезер, своей женой, в дополнение к своему ставшему уже классическим Cahier d'un retour au pays natal. (Журнал возвращения на родину). [44] Фанон ссылался на сочинения Сезера в своих произведениях. Он, например, подробно цитировал своего учителя в «Жизненном опыте черного человека», , составленном из большого количества антологий эссе из книги «Черные шкуры, белые маски» . [45]
Наследие
[ редактировать ]Фанон оказал влияние на антиколониальные и национально-освободительные движения . В частности, «Проклятые на земле» оказали большое влияние на творчество таких революционных лидеров, как Али Шариати в Иране, Стив Бико в Южной Африке, Малкольм Икс в США и Эрнесто Че Гевара на Кубе . Из них только Гевару в первую очередь интересовали теории Фанона о насилии; [46] для Шариати и Бико главным интересом к Фанону были «новый человек» и « черное сознание » соответственно. [47]
Что касается американской освободительной борьбы, более известной как «Движение за власть черных» , работа Фанона имела особенное влияние. Его книга «Несчастные Земли» цитируется непосредственно в предисловии книги Стокли Кармайкла (Кваме Туре) и Чарльза Гамильтона « Власть черных: политика освобождения». [48] который был опубликован в 1967 году, вскоре после того, как Кармайкл покинул Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC). Кроме того, Кармайкл и Гамильтон включили большую часть теории Фанона о колониализме в свою работу, начиная с представления ситуации бывших рабов в Америке как колонии, расположенной внутри нации. «Иными словами, не существует «американской дилеммы», потому что чернокожие люди в этой стране образуют колонию, и их освобождение не в интересах колониальной державы» (Туре Гамильтон, 5). [48] Другим примером является обвинение черного среднего класса или того, кого Фанон называл «колонизированными интеллектуалами», как идеологически обработанных последователей колониальной власти. Фанон утверждает: «Местный интеллектуал облек свою агрессивность в едва завуалированное желание ассимилироваться с колониальным миром» (47). [49] Третий пример — это идея о том, что коренные жители (афроамериканцы) должны строить новые социальные системы, а не участвовать в системах, созданных поселенческим населением. Туре и Гамильтон утверждают, что «черные люди должны создавать, а не подражать» (144). [48]
Группой Black Power, на которую Фанон оказал наибольшее влияние, была Партия Черных Пантер (BPP). В 1970 году Бобби Сил , председатель BPP, опубликовал сборник записанных наблюдений, сделанных во время его пребывания в тюрьме, под названием « Лови время: история партии Черных пантер и Хьюи П. Ньютона» . [50] Эта книга, хотя и не является академическим текстом, является первоисточником, описывающим историю БПП глазами одного из ее основателей. Описывая одну из своих первых встреч с Хьюи П. Ньютоном , Сил рассказывает, как принес ему копию « Несчастных Земли» . Есть как минимум три других прямых ссылки на книгу, и все они указывают на то, каким образом книга оказала влияние и как она была включена в учебную программу, необходимую для всех новых членов BPP. Помимо простого прочтения текста, Сил и БПП включили большую часть работы в свою партийную платформу. План «Пантеры» из 10 пунктов содержал 6 пунктов, которые прямо или косвенно ссылались на идеи работы Фанона, включая их утверждение о том, что необходимо положить конец «грабежам со стороны белых людей» и «образованию, которое учит нас нашей истинной истории и нашей роли в современное общество» (67). [50] Одним из наиболее важных элементов, принятых БПП, была необходимость формирования «человечности» туземцев. Фанон утверждал, что осознание туземцем того, что он/она человек, ознаменует начало стремления к свободе (33). [49] BPP воплотила эту идею в жизнь своих общественных школ и программ бесплатных завтраков .
Боливийский индийский деятель Фаусто Рейнага также имел некоторое влияние Фанона и упоминает «Несчастных Земли» в своем выдающемся произведении «Революция Индии» , выступая за деколонизацию коренных жителей Южной Америки от европейского влияния. В 2015 году Рауль Зибечи заявил, что Фанон стал ключевой фигурой для Латинской Америки левых сил . [51] В августе 2021 года книга Фанона «Голоса освобождения» принесла была одной из тех, что Элиза Лонкон в новую «многонациональную библиотеку» Конституционного собрания Чили . [52]
Влияние Фанона распространялось на освободительные движения палестинцев , тамилов , афроамериканцев и других. Его работа оказала ключевое влияние на Партию Черных Пантер , особенно на его идеи относительно национализма , насилия и люмпен-пролетариата . Совсем недавно радикальные южноафриканские движения бедняков, такие как база Абахлали Мьондоло означает «люди, живущие в хижинах» (что на языке зулу ), испытали влияние работ Фанона. [53] оказала ключевое влияние на бразильского педагога Пауло Фрейре Его работа также .
Фанон также глубоко повлиял на современную африканскую литературу. Его работы служат важным теоретическим глоссом для таких писателей, как Айи Квей Армах из Сенегала из Ганы, Кен Бугул и Усман Сембен , Зимбабве из Цици Дангарембга и Кении из Нгоги ва Тионго . Нгоги заходит так далеко, утверждая в «Деколонизации разума» (1992), что «невозможно понять, что лежит в основе африканской письменности», не прочитав « Несчастных на Земле» Фанона . [54]
Карибская философская ассоциация предлагает Премию Франца Фанона за работу, способствующую деколонизации и освобождению человечества. [55]
Работы Фанона о сексуальности чернокожих в книге «Черная кожа, белые маски» привлекли критическое внимание ряда ученых и исследователей квир-теории . Исследуя точку зрения Фанона на природу чернокожего гомосексуализма и мужественности, ученые квир-теории предложили множество критических ответов на слова Фанона, балансируя его позицию в постколониальных исследованиях с его влиянием на формирование современной черной квир-теории . [56] [57] [58] [59] [60] [61]
Наследие Фанона еще больше расширилось до исследований чернокожих, а точнее, до теорий афропессимизма и критической теории черных. Такие мыслители, как Сильвия Винтер , Дэвид Марриотт , Фрэнк Б. Уилдерсон III , Джаред Секстон, Кэлвин Уоррен и Заккия Иман Джексон, взяли на вооружение онтологический , феноменологический и психоаналитический анализ Фанона негров и «зоны небытия». развивать теории борьбы с чернотой. Поведя Фанона в беседу с такими выдающимися мыслителями, как Сильвия Винтер, Саидия Хартман и Гортензия Спиллерс , и сосредоточив внимание прежде всего на переводе Чарльза Лама Маркмана « Черная кожа, белые маски» , черные критические теоретики и афропессимисты серьезно относятся к онтологическим последствиям «Факта Чернота» и «Негр и психопатология», формулирующие Черного или Раба как нереляционный, фобический объект, составляющий гражданское общество . [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68]
Сочинения Фанона
[ редактировать ]- Черная кожа, белые маски (1952), (перевод Чарльза Лама Маркманна, 1967: Нью-Йорк: Grove Press )
- Умирающий колониализм (1959), (перевод Хокона Шевалье , 1965 год : Нью-Йорк, Grove Press)
- Несчастные Земли (1961), (перевод Констанс Фаррингтон, 1963 год: Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд)
- На пути к африканской революции (1964), (перевод Хокона Шевалье , 1969 : Нью-Йорк: Grove Press)
- Отчуждение и свобода (2018), редакторы Джин Халфа и Роберт Дж. К. Янг , исправленное издание (перевод Стива Коркорана: Лондон: Bloomsbury )
Книги на Фаноне
[ редактировать ]- Энтони Алессандрини (редактор), Франц Фанон: Критические перспективы (1999, Нью-Йорк: Routledge)
- Гэвин Арналл, Подземный Фанон: подземная теория радикальных изменений (2020, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета)
- Стефан Берд-Поллан, Гегель, Фрейд и Фанон: Диалектика эмансипации (2014, Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishers Inc.)
- Хусейн Абдилахи Булхан, Франц Фанон и психология угнетения (1985, Нью-Йорк: Plenum Press), ISBN 0-306-41950-5
- Дэвид Коут, Франц Фанон (1970, Лондон: У. Коллинз и компания)
- Алиса Черки , Франц Фанон. Портрет (2000, Париж: Éditions du Seuil)
- Патрик Элен, Франц Фанон: духовная биография (2001, Нью-Йорк: Перекресток 8-й авеню), ISBN 0-8245-2354-7
- Джоби Фанон, Франц Фанон, Мой брат: доктор, драматург, революционер (2014, США: Lexington Books)
- Питер Гейсмар, Фанон (1971, Grove Press)
- Ирен Гендзьер, Франц Фанон: критическое исследование (1974, Лондон: Wildwood House), ISBN 0-7045-0002-7
- Найджел К. Гибсон (редактор), «Переосмысление Фанона: продолжающийся диалог» (1999, Амхерст, Нью-Йорк: Humanity Books)
- Найджел К. Гибсон, Фанон: Постколониальное воображение (2003, Оксфорд: Polity Press)
- Найджел К. Гибсон, Фанонские практики в Южной Африке (2011, Лондон: Palgrave Macmillan)
- Найджел К. Гибсон (редактор), Живой Фанон: междисциплинарные перспективы (2011, Лондон: Пэлгрейв Макмиллан и Университет Ква-Зулу-Натал Press)
- Найджел К. Гибсон и Роберто Бенедьюс Франц Фанон, психиатрия и политика (2017, Лондон: Rowman and Littlefield International и The University of Witwatersrand Press)
- Александр В. Гордон , Франц Фанон и борьба за национальное освобождение (1977, Москва: Наука, на русском языке)
- Льюис Р. Гордон , Фанон и кризис европейского человека: очерк философии и гуманитарных наук (1995, Нью-Йорк: Routledge)
- Льюис Гордон, «Что сказал Фанон» (2015, Нью-Йорк, Фордхэм) ISBN 9780823266081
- Льюис Р. Гордон, Т. Денин Шарпли-Уайтинг и Рене Т. Уайт (редакторы), Фанон: критический читатель (1996, Оксфорд: Блэквелл)
- Питер Худис, Франц Фанон: Философ баррикад (2015, Лондон: Pluto Press)
- Кристофер Дж. Ли, Франц Фанон: на пути к революционному гуманизму (2015, Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо)
- Дэвид Мейси , Франц Фанон: Биография (2012, 2-е изд., Лондон: Verso), ISBN 978-1-844-67773-3
- Дэвид Марриотт, Куда Фанон?: Исследования черноты бытия (2018, Пало-Альто, Стэнфордский университет), ISBN 9780804798709
- Ричард К. Онвуанибе, Критика революционного гуманизма: Франц Фанон (1983, Сент-Луис: Уоррен Грин)
- Адам Шац, Клиника повстанцев: Революционная жизнь Франца Фанона (2024, Фаррар, Штраус и Жиру), ISBN 9780374176426
- Ато Секьи-Оту , Диалектика опыта Фанона (1996, Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета)
- Т. Денин Шарпли-Уайтинг , Франц Фанон: конфликты и феминизмы (1998, Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishers Inc.)
- Ренате Захар, Франц Фанон: колониализм и отчуждение (1969, пер. 1974, Monthly Review Press)
Фильмы на Фаноне
[ редактировать ]- Исаак Жюльен , Франц Фанон: Черная кожа, белая маска (документальный фильм) (1996, Сан-Франциско: Калифорнийская кинохроника)
- Франц Фанон, жизнь, борьба, творчество , документальный фильм 2001 года.
- О насилии : Девять сцен из документального фильма «Антиимпериалистическая самооборона» 2014 года, написанного и снятого Йораном Олссоном и основанного на эссе Франца Фанона «О насилии» из его книги 1961 года « Несчастные Земли » .
- Люс : Главный герой фильма написал статью о Франце Фаноне и, как говорят, был вдохновлен его идеологией.
См. также
[ редактировать ]- Любыми необходимыми средствами
- Деколонизация
- Двойное сознание
- Французская философия
- История Мартиники
- Политическое насилие
- Фронт национального освобождения (Алжир)
- Негритуд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Худис, Питер. Франц Фанон: Философ баррикад, с. 21-22. Великобритания, Pluto Press, 2015.
- ^ «Фанон | Определение Фанона на Dictionary.com» . Словарь.com .
- ^ "Франц Фанон" . Словарь американского наследия . Хоутон Миффлин Харкорт. 2020.
- ^ «Франц Фанон | Биография, произведения и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ Мейси, Дэвид (13 ноября 2012 г.). Франц Фанон: Биография . Книги Версо. стр. 316, 355, 385. ISBN. 9781844678488 .
- ^ Бумгар, Сара (12 июля 2019 г.). «Был ли Франц Фанон лишен французского гражданства?» . Освобождение (на французском языке).
- ^ Биография Франца Фанона . Энциклопедия мировой биографии . Проверено 8 июля 2012 года .
- ^ Себ Брах. «Франц Фанон в Деиле: «Будьте осторожны, Бумедьен — психопат» . academia.edu .
- ^ Гордон, Льюис (1995), Фанон и кризис европейского человека , Нью-Йорк: Routledge.
- ^ Хусейн Абдилахи Булхан, Франц Фанон и психология угнетения (1985), Нью-Йорк: Plenum Press.
- ^ Фанон, Франц. «Полный текст «О насилии» » . Openanthropology.org .
- ^ Янсен, Ян К.; Остерхаммель, Юрген (2017). Деколонизация: Краткая история . Издательство Принстонского университета. п. 165. ИСБН 978-1-4008-8488-9 .
- ^ Jump up to: а б Алиса Черки, Франц Фанон. Портрет (2000), Париж: Seuil.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Мейси, Франц Фанон: Биография (2000), Нью-Йорк: Picador Press.
- ^ Найджел Гибсон, Фанонские практики в Южной Африке , University of KwaZulu-Natal Press, Питермарицбург, 2011.
- ^ Дюран, Эдуардо-1, Бонни-2 (1996). Постколониальная психология коренных американцев . Библиотека Конгресса: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 186. ИСБН 0-7914-2354-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Гордон, Льюис Р.; Корнелл, Друцилла (1 января 2015 г.). Что сказал Фанон: философское введение в его жизнь и мысли . Издательство Фордхэмского университета. п. 26. ISBN 9780823266081 .
- ^ Патрик Элен, Франц Фанон: Духовная биография (2001), Нью-Йорк: Перекресток 8-й авеню.
- ^ Николлс, Трейси. Интернет-энциклопедия философии. http://www.iep.utm.edu/fanon/#H1
- ^ Дэвид Мейси, «Франц Фанон, или Трудность быть мартиниканцем» , Журнал History Workshop , Project Muse. Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ Цейлиг, Лео (2021). Франц Фанон: Политическая биография (Первое изд.). Лондон: Блумсбери. ISBN 9780755638239 .
- ^ Мейси, Дэвид (декабрь 1996 г.). «Франц Фанон 1925-1961». История психиатрии . 7 (28): 489–497. CiteSeerX 10.1.1.858.188 . дои : 10.1177/0957154X9600702802 . ПМИД 11618750 . S2CID 45834503 .
- ^ Мейси, Дэвид (декабрь 1996 г.). «Франц Фанон 1925-1961» . История психиатрии . 7 (28): 490. дои : 10.1177/0957154X9600702802 . ISSN 0957-154X . ПМИД 11618750 . S2CID 45834503 .
- ^ Фанон, Франц (14 ноября 2011 г.). «Франц Фанон, прирожденный писатель» . Афроамериканский реестр . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Фанон, Франц (2015). Записи об отчуждении и свободе. Архивировано 13 января 2017 года в Wayback Machine . Издания La Découverte, Париж. ISBN 978-2-7071-8871-7
- ^ Цейлиг, Л. (2016) Франц Фанон, воинствующий философ освобождения третьего мира. ООО «ИБТаурис и Ко» стр. 31
- ^ Jump up to: а б Черки, Алиса (2006). Франц Фанон: Портрет . Издательство Корнельского университета. п. 24 . ISBN 978-0-8014-7308-1 .
- ^ Jump up to: а б с Черки, Алиса (2000), Франц Фанон. Портрет , Париж: Сёй; Мейси, Дэвид (2000), Франц Фанон: Биография , Нью-Йорк: Picador Press.
- ^ Азар, Майкл (6 декабря 2000 г.). «Во имя Алжира: Франц Фанон и алжирская революция» . Еврозин . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Мэсси, Дэвид (2000). Франц Фанон: Биография . Пикадор.
- ^ Jump up to: а б с Льюис, Гордон Р. (30 апреля 2016 г.). «Реквием по хорошо прожитой жизни: Памяти Фанона» . В Гибсоне, Найджел К. (ред.). Живой Фанон: глобальные перспективы . Спрингер. п. 25. ISBN 978-0-230-11999-4 .
- ^ Кодевилла, Анджело, Информирование государственного управления (1992, Нью-Йорк).
- ^ Мини, Томас (2019), «Франц Фанон и человек ЦРУ», The American Historical Review 124 (3): 983–995.
- ^ Мейси, Дэвид (13 ноября 2012 г.) [2000]. Франц Фанон: Биография . Книги Версо. п. 484. ИСБН 978-1-84467-848-8 .
- ^ Бхабха, Хоми К. «Предисловие: Создание Фанона» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 мая 2020 г. Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Цейлиг, Л. (2016) Франц Фанон, воинствующий философ освобождения третьего мира. ООО «ИБТаурис и Ко» стр. 232
- ^ Франц Фанон (29 октября 2015 г.). Сочинения об отчуждении и свободе . Ла Декурверт. п. 14. ISBN 978-2-7071-8871-7 .
- ^ Jump up to: а б с Гордон, Льюис (2015). Что сказал Фанон . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета.
- ^ Мотен, Фред (весна 2008 г.). «Дело о черноте». Критика . 50 (2): 177–218. дои : 10.1353/crt.0.0062 . S2CID 154145525 .
- ^ Краткое содержание книги «Умирающий колониализм» издательства Grove Atlantic. Просмотрено 15 января 2019 г. [1] .
- ^ Фанон, Франц (1961). «Франц Фанон | Биография, произведения и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ «Два столетия назад бывшая европейская колония решила догнать Европу. Это удалось настолько хорошо, что Соединенные Штаты Америки превратились в монстра, в котором пороки, болезни и бесчеловечность Европы выросли до ужасающих размеров.Товарищи, нет ли у нас другой работы, кроме создания третьей Европы? [...] Речь идет о том, чтобы Третий мир начал новую историю человечества, историю, которая будет учитывать порой потрясающие тезисы, выдвигаемые Европой, но которая также не забудет преступления Европы, из которых наиболее ужасное было совершено в сердце человека и заключалось в патологическом разрыве его функций и распаде его единства. А в рамках коллектива существовали дифференциация, расслоение и кровожадная напряженность, подпитываемая классами; и, наконец, в огромных масштабах человечества существовала расовая ненависть, рабство, эксплуатация и, прежде всего, бескровный геноцид, который заключался в изгнании пятнадцати миллиардов миллионов людей.Итак, товарищи, давайте не будем отдавать должное Европе, создавая государства, институты и общества, черпающие из нее свое вдохновение». Несчастные Земли – «Выводы» .
- ^ Антология теории и критики Нортона , второе издание, 2010, стр. 1438.
- ^ Гордон, Льюис Р.; Корнелл, Друцилла (1 января 2015 г.). Что сказал Фанон: философское введение в его жизнь и мысли . Издательство Фордхэмского университета. ISBN 9780823266081 .
- ^ Семан, Имре и Тимоти Капоси (редакторы), Теория культуры: антология , 2011, Wiley-Blackwell, стр. 431.
- ^ « Черная кожа, белая маска» Документальный фильм о революционере Франце Фаноне . Сайт Originalpeople.org . 5 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2020 г. . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Льюис Р. Гордон , Т. Денин Шарпли-Уайтинг и Рене Т. Уайт (редакторы), Фанон: критический читатель (1996: Оксфорд: Блэквелл), стр. 163, и Бьянки, Юджин К., Религиозный опыт революционеров (1972: Doubleday), стр. 163. 206.
- ^ Jump up to: а б с Кармайкл, Стокли (1992). Черная власть: политика освобождения в Америке . Гамильтон, Чарльз В. (Винтажное издание). Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-0679743132 . ОСЛК 26096713 .
- ^ Jump up to: а б Фанон, Франц (1983). Несчастные земли . Хармондсворт: Пингвин. ISBN 9780140224542 . OCLC 12480619 .
- ^ Jump up to: а б Сил, Бобби (1991). Лови время: история партии «Черные пантеры» и Хьюи П. Ньютона . Балтимор, Мэриленд: Black Classic Press. ISBN 978-0933121300 . OCLC 24636234 .
- ^ Горячий интерес к Фанону , Рауль Зибечи, 2015 г.
- ^ Ретамал Н., Пабло (3 августа 2021 г.). «Книги, которые Элиза Лонкон показала на съезде, указывают на «многонациональную библиотеку» » . Третий (на испанском языке) . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Гибсон, Найджел К. (ноябрь 2008 г.), «Прямой и свободный: Фанон в Южной Африке, от Бико до движения хижин (база Абахлали Мьондоло) », Social Identities , 14:6, стр. 683–715.
- ^ Винсент Б. Лейтч и др. (ред.), Антология теории и критики Нортона , второе издание, 2010 г.: Нью-Йорк: WW Norton & Company [www.politicsweb.co.za/politicsweb/view/politicsweb/en/page71619?oid=393903&sn=Detai], Politicsweb , 25 июля 2013 г.
- ^ [2] Энрике Дюсселя Веб-сайт . Архивировано 17 апреля 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Алессандрини, Энтони К. (1999). Франц Фанон: критические перспективы . Рутледж.
- ^ Пеллегрини, Энн (1997). Тревоги по поводу производительности: инсценировка психоанализа, инсценировка гонки . Рутледж.
- ^ Стекопулос, Гарри (1997). «Фанон: раса и сексуальность». Раса и субъект мужественности . Издательство Университета Дьюка. стр. 31–38.
- ^ Марс-Джонс, Адам. «Черный — это цвет» .
- ^ Мерсер, Кобена (1996). «Факт черноты: Франц Фанон и визуальное представление». В Риде, Алан (ред.). Деколонизация и разочарование: чтение сексуальной политики Фанона . Сиэтл: Бэй Пресс.
- ^ Фусс, Диана (1994). «Внутренние колонии: Франц Фанон и политика идентификации». Диакритика . 24 (2/3): 19–42. дои : 10.2307/465162 . JSTOR 465162 .
- ^ Фанон, Франц. Черная кожа, белые маски . Маркманн, Чарльз Лам., Сардар, Зиауддин, Бхабха, Хоми К., 1949- (Новое издание). Лондон. ISBN 9781435691063 . OCLC 298658340 .
- ^ Уилдерсон III, Фрэнк Б. (2010). Красный, белый и черный: кино и структура антагонизмов США . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822346920 . OCLC 457770963 .
- ^ Марриотт, Д. (2018). Куда Фанон?: Исследования черноты бытия . Стэнфорд, Калифорния. ISBN 9780804798709 . OCLC 999542477 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джаред, Секстон (2008). Схемы объединения: античернота и критика мультирасизма . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 9780816656639 . OCLC 318220788 .
- ^ Хартман, Саидия В. (1997). Сцены подчинения: террор, рабство и самосовершенствование в Америке девятнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195089839 . OCLC 36417797 .
- ^ Уоррен, Кэлвин Л. (10 мая 2018 г.). Онтологический террор: чернота, нигилизм и эмансипация . Дарем. ISBN 9780822371847 . OCLC 1008764960 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Спиллерс, Гортензия Дж. (2003). Черное, белое и цветное: Очерки американской литературы и культуры . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0226769798 . OCLC 50604796 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Станиланд, Мартин (январь 1969 г.). «Франц Фанон и африканский политический класс». Дела Африки . 68 (270): 4–25. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a095826 . JSTOR 719495 .
- Хансен, Эммануэль (1974). «Франц Фанон: портрет революционного интеллектуала». Переход . 46 (46): 25–36. дои : 10.2307/2934953 . JSTOR 2934953 .
- Декер, Джеффри Луи (1990). «Терроризм (не) замаскированный: Франц Фанон и женщины Алжира». Культурная критика . 17 (17): 177–95. дои : 10.2307/1354144 . JSTOR 1354144 .
- Мазруи, Аламин (1993). «Язык и поиски освобождения в Африке: наследие Франца Фанона». Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 14 (2): 351–63. дои : 10.1080/01436599308420329 .
- Адам, Хусейн М. (октябрь 1993 г.). «Франц Фанон как теоретик демократии». Дела Африки . 92 (369): 499–518. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a098663 . JSTOR 723236 .
- Гибсон, Найджел (1999). «За пределами манихейства: диалектика в мысли Франца Фанона». Журнал политических идеологий . 4 (3): 337–64. дои : 10.1080/13569319908420802 .
- Грос, ГК (2008). «Франц Фанон и африканская революция». Журнал современных африканских исследований . 6 (4): 543–56. дои : 10.1017/S0022278X00017778 . S2CID 145286728 .
- Худис, Питер (декабрь 2020 г.). 2Революционный гуманизм Франца Фанона» , «Якобинец», 26 декабря 2020 г.
- Лопес, Руи; Баррос, Виктор (2019). «Амилкар Кабрал и освобождение Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде: международные, транснациональные и глобальные измерения». Обзор международной истории . 42 (6): 1230–1237. дои : 10.1080/07075332.2019.1703118 . hdl : 10362/94384 . S2CID 214034536 .
- Морган, В. Джон и Гильерме, Александр (2016), «Контрастные философии Мартина Бубера и Франца Фанона: политическое в образовании как диалог или как неповиновение2», Диоген , Том 61 (1) 28–43, DOI: 10.1177 /0392192115615789 Впервые опубликовано на французском языке в 2013 году.
- Тронто, Джоан (декабрь 2004 г.). «Франц Фанон» (PDF) . Современная политическая теория . 3 (3): 245–52. дои : 10.1057/palgrave.cpt.9300182 . S2CID 195282851 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2016 года.
- фон Хольдт, Карл (март 2013 г.). «Насилие порядка, приказы насилия: между Фэнноном и Бурдье». Современная социология . 61 (2): 112–31. дои : 10.1177/0011392112456492 . S2CID 220701604 .
- Шац, Адам (январь 2017 г.). «Там, где жизнь захвачена» , Лондонское обозрение книг , Vol. 39, № 2, страницы 19–27.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив Франца Фанона в Интернет-архиве марксистов
- Фонд Франца Фанона (на французском языке)
- Франц Фанон: дело колонизированных народов (на французском языке) (архивировано в феврале 2011 г.)
- Франц Фанон на IMDb
- Работы Франца Фанона или о нем в Internet Archive
- Интервью с Джози Фанон. Архивировано 27 мая 2021 года в Wayback Machine (вдова Фанон) в Нью-Йорке, ноябрь 1978 года (на французском и английском языках).
- Франц Фанон, запись в Стэнфордской энциклопедии философии
- Коллекция Франца Фанона , включающая переписку и рукописи работ Фанона, хранится в Институте мемуаров современного издания (IMEC) в Сен-Жермен-ла-Бланш-Эрб, Франция.
- Франц Фанон
- 1925 рождений
- 1961 смертей
- Французские философы XX века
- Французские врачи XX века
- Французские писатели XX века
- Алжирские активисты за независимость
- Похороны в Алжире
- Карибские эмигранты
- Смертность от лейкемии в Мэриленде
- Экзистенциалисты
- Французские историки-марксисты
- Французские писатели-марксисты
- Французские марксисты
- Французские писатели-медики
- Персонал французской армии времен Второй мировой войны
- Свободные французские военнослужащие времен Второй мировой войны
- Французские панафриканисты
- Французы Мартиникского происхождения
- Французские психиатры
- Мартинике люди французского происхождения
- Философы Мартиникеа
- Писатели Мартинике
- Марксистские гуманисты
- Теоретики марксизма
- Панафриканисты
- Люди из Фор-де-Франс
- Постколониальные теоретики
- Лауреаты Croix de Guerre 1939–1945 (Франция).
- Теоретики революции
- Выпускники Лионского университета
- Городские теоретики
- Люди из Французской Вест-Индии