Кванзаа
Кванзаа | |
---|---|
Наблюдается | Афроамериканцы , часть африканской диаспоры |
Тип | Культурный и этнический |
Значение | Прославляет африканское наследие, единство и культуру |
Торжества |
|
Дата | с 26 декабря по 1 января |
Связано с | Панафриканизм |
Часть серии о |
Афроамериканцы |
---|
Кванзаа ( / ˈ k w ɑː n . z ə / ) — ежегодный праздник афроамериканской культуры с 26 декабря по 1 января, кульминацией которого является общий праздник под названием Караму , обычно на шестой день. [1] Он был создан активистом Мауланой Каренгой на основе африканских традиций праздника урожая из различных частей Западной , Восточной , а также Юго-Восточной Африки . Кванза впервые отмечалась в 1966 году. Оценки того, сколько американцев празднуют Кванзу в 21 веке, различаются: от полумиллиона до целых 12 миллионов. [2]
По данным опроса Национальной федерации розничной торговли , проведенного в 2019 году , 2,6 процента людей, планировавших отмечать зимний праздник, заявили, что будут отмечать Кванзу. [3]
История и этимология
[ редактировать ]Американский черный сепаратист [4] Маулана Каренга создал Кванзу в 1966 году после беспорядков в Уоттсе. [5] как нехристианин, [6] конкретно афроамериканский праздник . [7] Каренга сказал, что его цель состояла в том, чтобы «дать чернокожим людям альтернативу существующему празднику Рождества и дать чернокожим людям возможность прославлять себя и свою историю, а не просто имитировать практику доминирующего общества». [8] Для Каренги, деятеля движения «Власть черных » 1960-х и 1970-х годов, создание таких праздников также подчеркнуло важную предпосылку, что «перед насильственной революцией должна произойти культурная революция. Культурная революция дает идентичность, цель и направление. " [9]
По словам Каренги, название Кванза происходит от на суахили фразы matunda ya kwanza , что означает «первые плоды». [10] Фестивали первых фруктов существуют в Южной Африке и отмечаются в декабре/январе в день южного солнцестояния . Каренга был частично вдохновлен прочитанным им рассказом о зулусском фестивале Умхоси Воквешвама . [11] Название праздника было решено писать с дополнительной буквой «а», чтобы оно состояло из семи символических букв. [12]
В первые годы существования Кванзы Каренга говорил, что это должно было стать альтернативой Рождеству . Он считал, что Иисус был психотиком , а христианство было «белой» религией , которой чернокожим людям следует избегать. [13] По мере того, как Кванза приобрел основных приверженцев, Каренга изменил свою позицию, чтобы практикующие христиане не были отчуждены, заявив в книге 1997 года « Кванза: праздник семьи, сообщества и культуры» , что «Кванзаа не была создана для того, чтобы дать людям альтернативу их собственной религии или культуре». религиозный праздник». [14] Многие афроамериканцы, празднующие Кванзу, делают это помимо Рождества. [15]
После своего создания в Калифорнии Кванза распространилась за пределы США. [16] В декабре 2022 года преподобный Эл Шарптон , мэр Эрик Адамс , бизнесмен Роберт Ф. Смит , преподобный Конрад Тиллард , раввин Шмули Ботич и Элиша Визель присоединились, чтобы вместе отпраздновать Кванзу и Хануку в Карнеги-холле . [17] [18] [19] [20]
Нгузо Саба (Семь принципов)
[ редактировать ]Кванзаа прославляет то, что ее основатель назвал семью принципами Кванзаа, или Нгузо Саба (первоначально Нгузу Саба – семь принципов африканского наследия). Они были разработаны в 1965 году, за год до самой Кванзы. Все эти семь принципов являются словами на суахили и вместе составляют кавайду , или «общую» философию, синтез националистических, панафриканистских и социалистических ценностей.
Каждый из семи дней Кванзы посвящен одному из принципов, а именно: [21]
- Умоджа (Единство): Стремиться к и поддерживать единство в семье, сообществе, нации и расе.
- Куджичагулия ( Самоопределение ): определять и называть себя, а также создавать и говорить за себя.
- Удзима (Коллективная работа и ответственность): Вместе строить и поддерживать наше сообщество, превращать проблемы наших братьев и сестер в свои проблемы и решать их вместе.
- Уджамаа ( кооперативная экономика ): строить и поддерживать наши собственные магазины, магазины и другие предприятия и вместе получать от них прибыль.
- Ниа (Цель): Сделать нашим коллективным призванием построение и развитие нашего сообщества, чтобы вернуть нашему народу его традиционное величие.
- Куумба (Творчество): Всегда делать как можно больше и так, как мы можем, чтобы наше сообщество стало более красивым и полезным, чем мы его унаследовали.
- Имани (Вера): Верить всем сердцем в наш народ, наших родителей, наших учителей, наших лидеров, а также в праведность и победу нашей борьбы.
Символы
[ редактировать ]Праздничные символы Кванзы включают циновку ( Мкека ), на которой размещены другие символы:
- Кинара ) ( подсвечник на семь подсвечников [22] )
- свечей Семь
- mazaoпосевы
- Махинди ( кукуруза ) символизирует празднование детей (кукуруза может быть частью праздничной трапезы). [23]
- Кикомбе ча Умоджа (чаша единства) для чествования и выражения шукрани (благодарности) африканским предкам.
- Завади (подарки).
Дополнительные изображения включают плакат Нгузо Саба, [24] черная , красная и зеленая бендера (флаг), а также африканские книги и произведения искусства — все они представляют ценности и концепции, отражающие африканскую культуру и вклад в строительство и укрепление сообщества. [25]
Обряды
[ редактировать ]Семьи, празднующие Кванзу, украшают свои дома предметами искусства, красочной африканской одеждой, такой как кенте , особенно ношением кафтанов женщинами, и свежими фруктами, которые символизируют африканский идеализм. Принято включать детей в церемонии Кванзы и выражать уважение и благодарность предкам. Возлияния разделяются, как правило, из общей чаши «Кикомбе ча Умоджа» , которую раздают всем празднующим. Неафроамериканцы также празднуют Кванзу. [27] «Радостная Кванзаа» может использоваться как приветствие во время праздника. [28] [29] [30]
Церемония Кванзаа может включать в себя игру на барабанах и музыкальные подборки, возлияния, чтение «Африканской клятвы» и «Принципов черноты», размышление о панафриканских цветах , обсуждение африканского принципа дня или главы африканской истории, зажжение свечи. -ритуал зажжения, художественное представление и, наконец, праздник веры (Караму Я Имани). [31] [32] Приветствие каждого дня Кванзы — Хабари Гани? , [33] что на суахили означает «Как дела?» [34]
Поначалу наблюдатели Кванзы избегали смешивания праздника или его символов, ценностей и обычаев с другими праздниками, поскольку это нарушило бы принцип куджичагулья (самоопределения) и, таким образом, нарушило бы целостность праздника, которая частично задуман как восстановление важных африканских ценностей. Сегодня некоторые афроамериканские семьи празднуют Кванза наряду с Рождеством и Новым годом . [35]
Среди культурных выставок - «Дух Кванзы» - ежегодный праздник, проводимый в Центре исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди, где представлены интерпретирующие танцы , африканские танцы , песни и поэзия. [36] [37] [38]
Грамм
[ редактировать ]Караму Я Имани ( Праздник веры ) — это праздник, который обычно проводится 31 декабря, на шестой день периода Кванзаа. Праздник Караму был разработан в Чикаго во время общегородского движения панафриканских организаций в 1971 году. Это было предложено Ганнибалом Африком из Shule ya Watoto в качестве рекламной и образовательной кампании для всего сообщества. Первое Караму Я Имани произошло 1 января 1973 года на собрании 200 человек в клубе Риджленд. [39]
В 1992 году Национальный объединенный фронт чернокожих Чикаго провел одно из крупнейших празднований Караму Я Имани в стране. Он включал в себя танцы, молодежный ансамбль и программную речь NBUF и известного лидера черных националистов Конрада Уоррилла . [40]
Празднование включает в себя следующие практики:
- Приветствуя
- Вспоминая
- Переоценка и повторное принятие обязательств
- Радуясь
- Заявление о возлиянии
- Тамши ла Тутаонана (Прощальное заявление)
Приверженность
[ редактировать ]Популярность празднования Кванзы снизилась вместе с падением популярности черного сепаратистского движения. [41] [42] [43] [44] Наблюдение за Кванзой снизилось как в общественном, так и в коммерческом контексте. [45] [46] [47] Университета Миннесоты Профессор Кейт Мэйес не сообщил точных цифр, отметив, что также сложно определить их для трех других главных афроамериканских праздников, которые он называет Днем Мартина Лютера Кинга-младшего , Днем Малкольма Икс и 11 июня . [48] Мэйс добавил, что белые учреждения теперь также отмечают это событие. [27]
По данным опроса Национальной федерации розничной торговли , проведенного в 2019 году , 2,6 процента людей, планировавших отмечать зимний праздник, заявили, что будут отмечать Кванзу. [3]
Начиная с 1990-х годов праздник становился все более коммерциализированным: первая карта Hallmark была продана в 1992 году. [49] Некоторые выразили обеспокоенность по поводу того, что это может нанести ущерб ценностям праздника. [50]
Признание
[ редактировать ]Первая марка Кванзы, разработанная Синтией Сент-Джеймс , была выпущена почтовым отделением США в 1997 году, и в том же году Билл Клинтон выступил с первой президентской декларацией по случаю праздника. [51] [52] Последующие президенты Джордж Буш , [53] Barack Obama , [54] Дональд Трамп , [55] и Джо Байден [56] также передал поздравления по случаю празднования Кванзы.
Майя Анжелу озвучила документальный фильм 2008 года о Кванзе « Чёрная свеча» , сценарий и режиссёр М. К. Асанте , с участием Чака Д. [57] [58]
Практика за пределами США
[ редактировать ]Другие страны, которые празднуют Кванзу, включают Ямайку , Францию , Канаду и Бразилию . [59]
В Канаде его отмечают в провинциях, включая Саскачеван. [60] и Онтарио . Впервые неделя Кванзы была объявлена в Торонто в 2018 году. [61] Есть местные отделения, которые возникли в 2010-х годах в таких провинциях, как Британская Колумбия , где проживают гораздо меньшие группы диаспоры, членами-учредителями могут быть иммигранты из таких стран, как Уганда . [62]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Почему Кванзаа Видео» . Маулана Каренга . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Эми Маккивер (22 декабря 2020 г.). «Кванзаа прославляет афроамериканское наследие. Вот как оно возникло и что оно означает сегодня» . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «От «Умоджи» до «Имани» Кванза «завоевала сердца и умы африканцев по всему миру» . США сегодня .
- ^ Уайльд, Анна Дэй (31 декабря 2020 г.). «7 Внедрение Кванзы». Мы то, что мы празднуем : 120–130. дои : 10.18574/ню/9780814722916.003.0009 . ISBN 9780814722916 .
- ^ Уайльд, Анна Дэй. «Внедрение Кванзы». Общественный интерес 119 (1995): 68–80.
- ^ Блюменфельд, Уоррен Дж.; Джоши, Кьяти Ю.; Фэйрчайлд, Эллен Э. (1 января 2009 г.), «Христианские учителя и христианские привилегии» , Исследование христианских привилегий и религиозного притеснения в Соединенных Штатах , Брилл, стр. 133–149, номер документа : 10.1163/9789087906788_009 , ISBN 978-90-8790-678-8 , получено 7 декабря 2023 г.
- ^ Александр, Рон (30 декабря 1983 г.). «Вечерние часы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 декабря 2006 г.
- ^ Кванзаа прославляет культуру и принципы. Архивировано 8 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Мэйес, Кейт А. (2009). Кванза: сила черных и создание афроамериканской праздничной традиции . Тейлор и Фрэнсис. стр. 63–65. ISBN 978-0415998550 . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ Холли Хартман. «Кванза – Почитание ценностей древних африканских культур» . Infoplease.com . Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ Мэйес, Кейт А. (2009). Кванза: сила черных и создание афроамериканской праздничной традиции . Рутледж. п. 84. ИСБН 9781135284008 .
- ^ Мэйес, Кейт А. (2009). Кванза: сила черных и создание афроамериканской праздничной традиции . Рутледж. п. 228. ИСБН 9781135284015 .
- ^ Каренга, Маулана (1967). «Религия». В Клайд Халиси, Джеймс Мтум. Цитируемая Каренга . Лос-Анджелес: Университет Санкоре Пресс. стр. 25. 23769.8.
- ^ Каренга, Маулана (1997). Кванза: праздник семьи, сообщества и культуры . Университет Санкоре Пресс. п. 121 . ISBN 978-0943412214 .
- ^ Уильямс, Лена (20 декабря 1990 г.). «В домах чернокожих встречаются духи Рождества и Кванзы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 мая 2010 г.
- ^ «Кванза – афроамериканский праздник» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 6 января 2020 г.
Хотя Кванзаа – это в первую очередь афроамериканский праздник, его стали отмечать и за пределами Соединенных Штатов, особенно в странах Карибского бассейна и других странах, где проживает большое количество потомков африканцев.
- ^ «Мэр Эрик Адамс, преподобный Эл Шарптон и другие собираются на совместное празднование Кванзы, Хануки» . Нью-Йорк Амстердам Новости . 21 декабря 2022 г.
- ^ Стюарт Эйн и ТаРесса Стовалл (23 декабря 2022 г.). «Кванзакка: способ прославить двойное наследие и бороться с ненавистью» . Форвард .
- ^ «Мэр Эрик Адамс, преподобный Эл Шарптон, Роберт Ф. Смит, Роберт Ф. Смит, преподобный Конрад Тиллард, раввин Шмули Ботич и Элиша Визель объединяются, чтобы провести программу «15 дней света», посвященную Хануке и Кванзе» . ДЖНС .
- ^ «Лидеры чернокожих и евреев собираются в Карнеги-холле, чтобы выступить против антисемитизма и расизма» . Яху . 20 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2022 года . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Каренга, Маулана (2008). «Нгузо Саба» . Официальный веб-сайт Кванзы . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ «Определение КИНАРА» . www.merriam-webster.com . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Раабе, Эмили (2001). Поваренная книга праздника Кванза . Розен Паблишинг. п. 12 . ISBN 978-0823956296 .
- ^ Ангаза, Майтефа (2007). Кванза – От отпуска к каждому дню: полное руководство, как сделать Кванза частью вашей жизни . Нью-Йорк: Дафина Букс. п. 56 . ISBN 978-0758216656 .
- ^ «Символы Кванзы» . Официальный сайт Кванзы . Архивировано из оригинала 4 декабря 2016 года . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ «Принципы и значение Кванзы» . Опра Дейли . 7 декабря 2020 г. . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Скотт, Меган К. (17 декабря 2009 г.). «Празднования в Кванзе продолжаются, но бум закончился, популярность угасает» . Обычный дилер . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ Буш, Джордж У. (23 декабря 2004 г.). «Послание президента Кванзы, 2004 г.» . Кабинет пресс-секретаря . Проверено 24 декабря 2007 г.
- ^ «Клинтон предлагает праздничные послания» . Си-Эн-Эн. 23 декабря 1997 года . Проверено 24 декабря 2007 г.
- ^ Гейл, Элейн (26 декабря 1998 г.). «Привлекательность Кванзы продолжает расти; праздники: сегодня отмечается начало семидневного праздника африканской культуры, который начался в Уоттсе 32 года назад и теперь наблюдается миллионами» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 24 декабря 2007 г.
- ^ Джонсон, Джеймс В.; Джонсон, Ф. Фрэнсис; Слотер, Рональд Л. (1995). Нгузо Саба и фестиваль фруктов . Издательство Гамбс и Томас. п. 42. ИСБН 9780936073200 .
- ^ «Великий праздник Кванзаа – Кванзаа» . Epicurious.com .
- ^ «Послание основателя 2000» . Официальный веб-сайт Кванзы. Архивировано из оригинала 4 декабря 2016 года . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ «Полезные фразы на суахили» . Омниглот.com . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ «Кванза (до 1 января) в США» . Timeanddate.com . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ «Дух Кванзы - Центр исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди» . Кеннеди-центр.org . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ «Институт танца Вашингтона» . 21 февраля 2001 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2001 года . Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ «Кванзаа изображена на праздничной почтовой марке США в этом году» . 19 октября 2004 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2004 года . Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ Мэйес, Кейт (2006). Пениэль Джозеф (ред.). Движение за власть черных: переосмысление эпохи гражданских прав и власти черных . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. 244–245. ISBN 978-0-415-94596-7 .
- ^ Макфарланд, Мелани (25 декабря 1992 г.). «Кванза – время размышлений» . Чикаго Трибьюн . Проверено 24 декабря 2011 г.
- ^ Стэнли, Шэрон (2017). Несбыточная мечта? : расовая интеграция в США . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190639976 .
- ^ Холл, Раймонд (1977). Черный сепаратизм и социальная реальность: риторика и разум . Нью-Йорк: Пергамон Пресс. ISBN 9780080195100 .
- ^ Даттел, Джин (2019). «Сепаратизм против интеграции: может ли разделение быть равным?». Академические вопросы . 32 (4): 476–486. doi : 10.1007/s12129-019-09822-4 (неактивен 31 января 2024 г.). S2CID 214460772 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ "Кванза все еще актуальна?" . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Фантоцци, Мэдисон. «Полкские мероприятия прославляют ценности африканской культуры» . Леджер .
- ^ «Значение изменений в Кванзе с годами» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Шумахер-Матос, Эдвард (7 января 2013 г.). «Получение или потеря доверия путем гуманизации репортера: история Кванзы» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Мэйс, Кейт (2009). Кванза: сила черных и создание афроамериканской праздничной традиции . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 210, 274. ISBN. 9780415998550 .
- ^ Мартин, Дуглас (20 декабря 1993 г.). «Маркетинг Кванзы; отдых чернокожих американцев зарабатывает доллары, вызывая беспокойство» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ «Коммерциализация Кванзы беспокоит энтузиастов» . Газета Биллингса . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ «Уильям Дж. Клинтон: Послание о соблюдении Кванзы, 1997 г.» . www.presidency.ucsb.edu . Архивировано из оригинала 31 декабря 2017 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Плек, Элизабет (2001). «Кванза: Создание черной националистической традиции, 1966–1990» (PDF) . Журнал американской этнической истории . 20 (4): 3–28. дои : 10.2307/27502744 . JSTOR 27502744 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2017 г.
- ^ «Послание президента Кванзы, 2004 г.» (пресс-релиз). Белый дом . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «Заявление президента и первой леди по поводу Кванзы» (Пресс-релиз). Белый дом. 26 декабря 2015 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «Послание президента по Кванзе» (Пресс-релиз). Белый дом. 26 декабря 2019 года . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Байден, Джо [@POTUS] (26 декабря 2021 г.). «Когда мы начинаем семь дней Кванзы, мы с Джилл посылаем наши наилучшие пожелания всем, кто празднует» ( Твит ) . Проверено 24 декабря 2022 г. - через Twitter .
- ^ «Празднование Кванзы запечатлено в «черной свече» » . Национальное общественное радио . 15 декабря 2008 г.
- ^ «Чак Ди и Майя Энджелоу в документальном фильме о Кванзе» . Сущность . 18 декабря 2009 г.
- ^ Лорд, Марк (22 декабря 2016 г.). «Празднование жизнеутверждающих постулатов Кванзы» . Квинс Хроники . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Саск. Музей афро-канадского наследия празднует Кванзу в Реджайне - CBC News» . ЦБК . 28 декабря 2019 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Прокламации, объявляющие неделю Кванзы в Торонто и Брэмптоне первой в Канаде» . ВБФО . 27 декабря 2018 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Кванза, 7 самых важных дней в году, приближающихся для многих афроканадцев» . Новости Саанича . 14 декабря 2021 г. . Проверено 30 декабря 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Медеарис, Анджела Шельф (1994), Семь дней Кванзы , учебные книги в мягкой обложке, ISBN 0-590-46360-8
- Сетон, Сюзанна (2000), Простые удовольствия для праздников , Конари, ISBN 1-57324-515-1
- Брэди, Эйприл А. (2000), Кванзаа Караму , Lerner Publishing Group, ISBN 0-87614-842-9
- Каренга, Маулана (1998), Кванза: праздник семьи, сообщества и культуры , University of Sankore Press, ISBN 0-943412-21-8
- Марш, Кэрол (2003), Кванза: занятия, поделки, рецепты и многое другое! , Gallopade International, ISBN 0-635-02173-0
- Анганза, Майтефа (2007), Кванза: от праздника к каждому дню , Kensington Publishing Corporation, ISBN 978-0-7582-1665-6
- Гэмбл-Гамбс, Ида (1998), Как спланировать празднование Кванзы , Culture Expressions, Inc., ISBN 0-9629827-1-7
- Хинц, Мартин (1996), Кванза: Почему мы празднуем его так, как делаем , Capstone Press, ISBN 1-56065-329-9
- Асанте, Леви К.; Мазама, Ама (2005), Энциклопедия исследований чернокожих , SAGE, ISBN 0-7619-2762-Х
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Черная свеча на IMDb
- Почему Кванзаа была создана Каренгой. Архивировано 30 декабря 2007 года в Wayback Machine.
- Исторический канал: Кванзаа
- «Значение Кванзы в 2003 году» . Шоу Тэвиса Смайли . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 26 декабря 2003 г. Интервью: Каренга обсуждает эволюцию праздника и его значение.