Кенте ткань
Кенте — это ганский текстиль, изготовленный из полосок шелка и хлопка, сотканных вручную. [1] Исторически ткань носили как тогу члены королевской семьи Ашанти и Акан . Согласно устной традиции Ашанти, он произошел из Бонвира в регионе Ашанти в Гане. В современной Гане ношение ткани кенте стало широко распространенным в ознаменование особых случаев, а бренды кенте, возглавляемые мастерами-ткачами, пользуются большим спросом. Кенте также носят в некоторых частях Того и Кот-д'Ивуара народы эве и акан.
Из-за популярности кенте [2] Выкройки тканей, производство массовых принтов с узорами кенте стали популярными во всей Западной Африке и, как следствие, во всей Африке. Во всем мире принт используется при оформлении академических палантинов на выпускных церемониях. [3]
Этимология
[ редактировать ]Кенте происходит от слова kɛntɛn , что означает «корзина» на диалекте асанте языка акан , что указывает на его корзинообразный рисунок. В Гане этническая группа акан также называет кенте нвентома , что означает «тканая ткань». В фольклоре ашанти есть история о том, как ткачи изобрели кенте, пытаясь повторить узоры паука Ананси . [4]
История
[ редактировать ]Культуры Западной Африки ткали ткани на протяжении тысячелетий. [5] [ не удалось пройти проверку ] Археологические свидетельства старейшей формы ручного ткачества в Южной Гане были обнаружены в Бего и Боно Мансо . [6] Обнаруженные на этих стоянках веретена и красильные отверстия датируются XIV–XVIII веками. [6] [7] В Вэньчи веретена датируются 16–17 веками. [6]
Устная традиция Асанте сообщает о происхождении Кенте человеку из Бонвира , который представил ткацкий станок среди Асанте из Боно Гьямана во время правления Нана Оти Акентена в 17 веке. [6] Другой устный источник утверждает, что он был разработан местными жителями Бонвайра во время правления Осея Кофи Туту I , которых вдохновили паутины паука . [8] [9] В 18 веке Asantehene Opoku Ware I задокументировали производство датские агенты Ног и Л.Ф. Рёмер , которое способствовало расширению ремесла. Во время его правления Асантехене основали фабрику по обновлению ткачества в Империи Ашанти . [8] [10] Это были ранние этапы производства Kente. Датские агенты описали работу фабрики следующим образом:
Некоторые из его подданных умели прясть хлопок и плели из него ленты шириной в три пальца. Когда двенадцать длинных полос были сшиты вместе, получился «Pantjes» или пояс. Одна полоса могла быть белой, другая - синей, а иногда и красной... [Асантехене] Опоке [Посуда] покупала шелковую тафту и материалы всех цветов. Художники их разгадали.
- Еще. [8]
К концу 18 - началу 19 веков кенте из шелка было полностью развито в Ашанти. [8] В 1817 году Томас Эдвард Боудич отметил, что ткачество в Ашанти продвинулось до такой степени, что ткани изготавливались «всех разновидностей цветов, а также узоров, [и] они имели невероятный размер и вес». [6] Слово «Кенте», возможно, применялось торговцами Фанте к тканям Ашанти. [8]
Овечий вариант Кенте состоит из лент двойного плетения . [11] Согласно устному преданию, ткачество овец восходит к 16 веку, когда ткачи были среди мигрантов, переселившихся в Гану из Республики Бенин и Западной Нигерии. В 18 веке Кета стала центром ткачества среди эве-мигрантов, поселившихся в Южной Гане. Самое раннее описание ткачества среди южных овец содержится в отчете 1718 года представителя Голландской Вест-Индской компании во время его визита в Кету. [6] К 1881 году ткачество было видным занятием среди северных овец, мигрировавших к северу от реки Вольта . [6]
Производство
[ редактировать ]Производство кенте можно разделить на три версии: аутентичная ткань кенте, изготовленная традиционными ткачами, принт кенте, производимый такими брендами, как Vlisco и Akosombo Textile Ltd, и узоры кенте массового производства, обычно производимые в Китае для жителей Западной Африки. Настоящая ткань кенте самая дорогая, а цена с принтом кенте варьируется в зависимости от стиля производства.
Что касается настоящего кенте, то города Бонвире , Сакора Вону, Нтонсо, Сафо и Адавамасе известны ткачеством кенте и расположены в регионе Ашанти . [12]
Ткачество осуществляется на деревянном ткацком станке, на котором несколько нитей окрашенной ткани спрессованы вместе. Ткачи обычно проходят обучение у мастера или компании в течение нескольких лет, прежде чем создавать свои собственные выкройки. Затем на рулоны ткани наносится клеймо, подтверждающее подлинность. [9]
Пол оказывает влияние на производство ткани. Ткачество кентэ традиционно считается мужским занятием. [13]
Характеристики
[ редактировать ]Существуют сотни различных видов узоров кентэ. [14] Узоры Кенте различаются по сложности: каждый узор имеет имя или послание ткача. Ганцы выбирают ткани кенте не только по названию, но и по цветам и узорам. Хотя ткани идентифицируются в первую очередь по узорам, обнаруженным на продольных (основных) нитях, часто между внешним видом и названием существует небольшая корреляция. Имена взяты из нескольких источников, включая пословицы, исторические события, важных вождей, королев-матерей и растения. Ткань символизирует высокую ценность.
Ахвепан относится к простому дизайну полос основы , созданному с использованием полотняного переплетения и одной пары изломов . Узоры и мотивы тканей кентэ традиционно абстрактны, но некоторые ткачи также включают в свои работы слова, цифры и символы. [3] Примеры сообщений включают adweneasa , что переводится как «Я исчерпал свои навыки», представляет собой богато украшенный тип кенте с уточными узорами, вплетенными в каждый доступный блок полотняного переплетения. Из-за замысловатых узоров для плетения ткани адвенеаса требуется три ремизки. [15] [16]
Символические значения цветов
[ редактировать ][17] [ нужен лучший источник ]
- Черный: взросление, усиление духовной энергии, духи предков, преходящие обряды, траур и похороны.
- Синий: миролюбие, гармония и любовь.
- Зеленый: вегетация, посадка, сбор урожая, рост, духовное обновление.
- Золото: королевская власть, богатство, высокий статус, слава, духовная чистота.
- Серый: ритуалы исцеления и очищения; связанный с пеплом
- Бордовый: цвет матери-земли; связанный с исцелением
- Розовый: связан с женской сущностью жизни; мягкий, нежный оттенок красного
- Фиолетовый: связан с женскими аспектами жизни; обычно носят женщины
- Красный: политические и духовные настроения; кровопролитие; жертвенные обряды и смерть.
- Серебро: спокойствие, чистота, радость; связанный с луной
- Белый: очищение, обряды освящения и праздники.
- Желтый: драгоценность, королевская власть, богатство, плодородие, красота.
Споры
[ редактировать ]В июне 2020 года лидеры Демократической партии в США вызвали споры, надев палантины из ткани кенте, чтобы продемонстрировать поддержку против системного расизма. [18] Хотя это было названо актом единства с афроамериканцами, многие, в том числе Джейд Бентил, ганско-нигерийский исследователь, выразили возражение, написав в Твиттере: «Мои предки не изобрели ткань Кенте, чтобы ее носили (одержимые рекламой) политики, как «активизм» в 2020 году». С другой стороны, фракции чернокожих в Конгрессе председатель Карен Басс заявила на пресс-конференции, посвященной введению в действие Закона о правосудии в полиции 2020 года , что нечерные законодатели проявили солидарность, и Эйприл Рейн, которой приписывают инициацию #OscarsSoWhite хэштег, [19] хотя он и не является поклонником символизма, он предположил, что судьба закона более актуальна, чем событие в Зале Эмансипации Капитолия.
Также существует разногласие по поводу использования Louis Vuitton печатной версии кенте с монограммой в своей коллекции осень-зима 2021 года американского креативного директора Вирджила Абло , чья бабушка была уроженкой Ганы. Дополнительно рассматриваются вопросы владения ткацким ремеслом, его имиджа и местонахождения мастерских по производству кентэ. На вопрос о культурном присвоении ответ Абло прессе в 2020 году был таким: «Провенанс — это реальность, право собственности — миф. Точно так же мы не можем контролировать свое вдохновение, мы не можем маркировать природное или культурное наследие как торговую марку как территорию современного искусства». ." Это совпало с первым появлением этого дизайна ткани кенте, напечатанного на платье американской поэтессы Аманды Горман для обложки майского номера Vogue 2021 года .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анкуанда, Джеймс; Канкпеенг, Бенджамин (2014). Современные перспективы археологии Ганы . Коллектив африканской книги. ISBN 978-9988-8602-6-4 .
- ^ «Письмо из Африки: Кенте — ганская ткань, которая на подиуме» . Новости Би-би-си . 24 марта 2021 г. Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Боатенг, Боатема (2011). Авторское право здесь не работает: одежда и интеллектуальная собственность Адинкра и Кенте в Гане . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 978-0-8166-7679-8 . OCLC 741751637 .
- ^ Конаду, Кваси (2007). Местная медицина и знания в африканском обществе . Рутледж. стр. 30–31. ISBN 9780203941393 .
- ^ Коллин Э. Кригер (2006) , стр. 22–23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Афиди, Филип Ацу (2013). «Начало ткачества Эве и Асанте». Труды Исторического общества Ганы (15): 27–38. JSTOR 43855010 .
- ^ Коллин Э. Кригер (2006) , стр. 76.
- ^ Jump up to: а б с д и Джозеф К. Аджайе и Эдрианн Р. Эндрюс (1997). Язык, ритм и звук: популярные культуры чернокожих в XXI веке . Издательство Питтсбургского университета . стр. 24–5. ISBN 9780822971771 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Ши Кларк (1975). «Мотивы ткани Кенте» . Африканское искусство . 9 (1): 36–39. дои : 10.2307/3334979 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 3334979 . S2CID 192101516 .
- ^ Джоэнн МакГрегор, Хизер М. Аку и Никола Стилиану (2022). Создание историй африканской моды: политика, музеи и швейная практика . Издательство Университета Индианы . п. 50. ISBN 9780253060143 .
- ^ Боатенг Боатема (2011) , с. 23
- ^ «Ткацкая деревня Бонвир Кенте» . touringghana.com . 26 марта 2016 г. Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Боатенг, Боатема (5 апреля 2011 г.), Авторское право здесь не работает , University of Minnesota Press, doi : 10.5749/minnesota/9780816670024.003.0007 , ISBN 978-0-8166-7002-4 , получено 14 мая 2021 г.
- ^ Асамоа-Яу, Э. (23 февраля 2017 г.). Ткань Кенте: история и культура . Корпорация Xlibris. ISBN 978-1-5245-9682-8 . OCLC 976443076 .
- ^ Гилфой, Пегги (1987). Узоры жизни: традиции западноафриканского полосатого плетения . Опубликовано издательством Smithsonian Institution Press для Национального музея африканского искусства. п. 47. ИСБН 9780874744750 .
- ^ «Обертка (кенте, ойокоман адвиреасу)» . Смитсоновский национальный музей африканского искусства . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ↑ Kente Cloth . Архивировано 6 января 2009 года в Wayback Machine . «Африканское путешествие». projectexploration.org. 25 сентября 2007 г.
- ^ Ли, Алисия (8 июня 2020 г.). «Демократов Конгресса раскритиковали за ношение ткани Kente на мероприятии в честь Джорджа Флойда» . CNN . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Григгс, Брэндон (14 января 2016 г.). «И снова #OscarsSoWhite» . CNN . Проверено 12 июня 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Боатенг Боатема (2011). Авторское право здесь не работает: ткань Адинкра и Кенте и интеллектуальная собственность в Гане . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-7002-4 .
- Коллин Э. Кригер (2006). Ткань в истории Западной Африки . Роуман Альтамира . ISBN 978-0-7591-0422-8 .