Саммит
Самит — роскошная и тяжелая шелковая ткань носили в средние века , саржевого переплетения , которую , часто с добавлением золотой или серебряной нити. Слово произошло от старофранцузского samit , от средневекового латинского samitum, exitatum, происходящего от византийского греческого ἑξάμιτον гексамитон «шесть нитей», обычно интерпретируемого как указание на использование шести нитей в основе . [1] [2] Самит до сих пор используется в церковных одеждах, облачениях, декоративных тканях и внутреннем убранстве. [3]
По своей структуре самит представляет собой сложный твил с уточной поверхностью , простой или фигурный (с рисунком), в котором основные нити основы скрыты с обеих сторон ткани поплавками грунта и узорчатых утков, при этом видны только переплетные основы. [4] [5] В период позднего средневековья термин « самит» применялся к любому богатому, тяжелому шелковому материалу, имевшему атласный блеск. [6] действительно, слово « сатин » началось как термин, обозначающий блестящую парчу. [7]
Происхождение и распространение в Европе
[ редактировать ]Фрагменты самита были обнаружены во многих местах вдоль Шелкового пути . [8] и особенно связаны с Сасанидской Персией . [9] Самит был «возможно, самым важным» шелковым плетением Византии . [4] а с IX века византийские шелка поступали в Европу через итальянские торговые порты. Викингов , связанных своими прямыми торговыми путями с Константинополем , в Х веке хоронили в парчовой ткани, расшитой серебряными нитями. [10] Само шелковоткачество зародилось в Лукке и Венеции в XII—XIII веках, а уставы гильдий шелкоткачей в Венеции специально отличали ткачей саммета от ткачей других видов шелковых тканей. [11]
Крестовые походы привели европейцев к прямому контакту с исламским миром и другими источниками самита, а также других восточных предметов роскоши. Парчовая седельная ткань, известная на Западе как Suaire de St-Josse , сейчас находится в Лувре . [12] был соткан в восточном Иране незадолго до 961 года, когда умер Абу Мансур Бахтегин, для которого он был соткан; он был привезен из Первого крестового похода Этьеном де Блуа и освящен в качестве дара по обету в аббатстве Сен-Жосс , недалеко от Булони. Во времена Первого крестового похода западной аудитории нужно было объяснить самит очевидца , как в «Песне д'Антиошии» (ccxxx):
Очень быстро он взял с собой переводчика и большого дромадера, нагруженного серебряной тканью, называемой на нашем языке «самите». Он послал их нашим прекрасным, храбрым людям... [13]
Четвертый крестовый поход принес крестоносцам, разграбившим Константинополь в 1204 году , неизвестные на Западе богатства , описанные Виллардуэном : «Добытая добыча была настолько велика, что никто не мог сказать вам ее конец: золото и серебро, сосуды и драгоценные камни, и парчовая ткань и шелковая ткань..." [14]
Использование в средневековой Европе
[ редактировать ]Самит был королевской тканью: в 1250-х годах он использовался в одежде достойного статуса, обеспечиваемой новаторским и следящим за стилем английским королем Генрихом III , его семьей и его приближенными. Для представителей королевской крови были одежды и мантии из парчи и золотой парчи . [15] Самит может быть переплетен нитями, обернутыми золотой фольгой. Его можно было еще больше обогатить за счет чрезмерной вышивки : в Кретьене де Труа « Персеваль, История Грааля » (1180-е годы): «На алтаре, уверяю вас, лежал убитый рыцарь. На нем была расстелена богатая крашеная парчовая ткань. ткань, вышитая множеством золотых цветов, и перед ним горела единственная свеча, ни больше, ни меньше». [16] В иллюминациях рукописей современные читатели часто интерпретируют богатые фигуративные узоры как вышитые, но Барбара Гордон [17] указывает, что их в равной степени можно раскрасить, и иллюстрирует самитскую епископскую митру , расписанную гризайлем в Кливлендском художественном музее . [18] По данным Лувра, самый известный образец расписного шелка, « Паремент Нарбонны» , несмотря на то, что он был изготовлен по королевскому заказу, был изготовлен только из «рифленого шелка, имитирующего парчию». [19]
В чужих руках самит может поставить под угрозу внешние признаки социальной стабильности; Самит был указан среди предметов роскоши, запрещенных городскому среднему классу в законах о роскоши судом Рене Анжуйского около 1470 года: «В городах торговые правительства ставили вне закона короны, шлейфы, ткани из парчи и драгоценных металлов, отделку из горностая и другие претензии на аристократическую моду. " [20] Во Флоренции, когда в 1343 году кондотьер Вальтер Бриенский нововведение — устроить роскошный пир предложил Сан-Джованни , летописец Виллани среди богатых атрибутов отметил: «Он добавил к другой стороне палио [21] малиновой парчи и полоска серой беличьей шкуры длиной с шест». [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Оксфордский онлайн-словарь английского языка «samite» (требуется подписка), по состоянию на 30 декабря 2010 г.
- ^ Лиза Маннас, Купцы, принцы и художники: шелковые ткани в северной и итальянской живописи 1300–1550 гг ., Приложение I: III «Типы и переплетения средневековых шелковых тканей», Yale University Press, 2008, ISBN 978-0-300-11117-0 ,п. 297.
- ^ Джордж Э. Линтон, Современный текстильный словарь, Нью-Йорк, 1954, стр. 561
- ^ Перейти обратно: а б Анна Мутезиус, «Шелк в средневековом мире». В книге Дэвида Дженкинса, изд.: Кембриджская история западного текстиля , Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2003, ISBN 0-521-34107-8 , с. 343
- ^ Дороти К. Бернэм , Основа и уток, Текстильная терминология , Королевский музей Онтарио , 1980, ISBN 0-88854-256-9 , с. 180.
- ^ Джордж С. Коул, Полный словарь галантерейных товаров , Чикаго, компания WB Conkey, 1892 г.
- ^ Одежда тринадцатого века , онлайн-текст 1928 года )
- ^ Пример см. «Шелковый путь» , веб-сайт Метрополитен-музея, получено 24 мая 2008 г.
- ^ Тканый текстиль: Текстиль от античности до эпохи Возрождения , Галерея Les Enluminures. Архивировано 8 сентября 2008 г. в Wayback Machine , получено 24 мая 2008 г.
- ↑ Кэролайн Прист-Дорман, «Вышивка викингов» , с упоминанием опубликованных раскопок могил в Вальсгарде , Швеция.
- ^ Мутезиус, «Шелк в средневековом мире», с. 332-337
- ^ Шейла С. Блэр и Джонатан М. Блум , «Мираж исламского искусства: размышления об изучении громоздкой области», The Art Bulletin 85.1 (март 2003: 152-184), стр. 154, рис. 1.
- ^ Текст, переведенный в режиме онлайн. Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Виллардуэн, Хроника Четвертого крестового похода и завоевания Константинополя ( текст в Интернете ).
- ↑ Отмечено Джеймсом Ф. Уиллардом в обзоре « Закрытые списки правления Генриха III, 1251–1253 гг. н.э.» в Speculum, 4.2 (апрель 1929: 222–223).
- ^ Кретьен, Найджел Брайант, тр. Персеваль: История Грааля 2006:207
- ^ Барбара Гордон, «Кнуты и ангелы: роспись по ткани в средневековый период» ( текст в Интернете сохранен на archive.org ).
- ^ Ее рисунок 12.
- ↑ Веб-сайт Лувра. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Дайан Оуэн Хьюз, «Регулирование женской моды», в «Истории женщин на Западе: молчание средневековья» , Жорж Дюби и др. (Издательство Гарвардского университета) 1992:139.
- ^ Знамя Сан-Джованни.
- ^ Виллани, Хроники , цитируется в Ричарде К. Трекслере, Общественная жизнь во Флоренции эпохи Возрождения (Cornell University Press) 1980:257f.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вышитая красная парчовая рубашка 1270 г.
- Самитский халат VIII-XI веков н.э. Музей Ага Хана
- Детское пальто из согдийского парчового шелка, VIII век, коллекция Pritzer, Чикаго (альбом Джулианны Лис Flickr, жемчужный медальон крупным планом)
- Детское пальто из согдийского парчового шелка VIII века (альбом Джулианны Лис на Flickr)
- Образцы текстиля из нью-йоркского Метрополитен-музея.
- Фрагмент самита из [Турфана] с узором в переплетении (ссылка неработающая)