Ходден

Ходден — это грубая неокрашенная ткань из неокрашенной шерсти с доисторических времен широко носили крестьяне Шотландии , которую . Ходден и представляют вадмал две схожие культурные ткани в истории Шотландии. Ходден - это раннее современное название преимущественно гэльской ткани, ранее называвшейся лакданн. [1] на гэльском и даже более раннем лахтне [2] на староирландском языке; в то время как вадмал был скандинавской тканью, на нынешних шотландских островах и в Хайленде. Оба обычно ткут саржевым переплетением 2/2, но известны также полотняное или полосчатое переплетение. Оба представляют собой толстую, грубую, набитую домотканую ткань, обычно изготовленную из натуральной неокрашенной шерсти разноцветных североевропейских короткохвостых пород овец. Шотландцы предпочитали разводить породы овец в различных областях, чтобы обеспечить местный предпочтительный цвет натуральной шерсти, используемой для изготовления ткани для защиты бедных и сельских крестьян от непогоды.
На протяжении веков ходден ( лахданн ) сохранял шотландских крестьян Хайленда, островов и низменностей в тепле и сухости. Ходден ( лахданн ) был общим для всех кланов: символом класса и статуса, установленным кельтскими и гэльскими обычаями и шотландским законодательством с доисторических времен до 1698 года. Самые ранние известные образцы кельтской ткани происходят из соляных шахт Гальштата в Австрии и датируются периодом с 800 по 1698 год. 600 г. до н.э., и представляют собой в основном одноцветную ткань из натуральной шерсти, украшенную декоративными полосами из окрашенной шерсти, добавленными к манжетам и вырезам. [3]
Гэлы вторглись в Шотландию из Ирландии в IV в. й – 5 й век нашей эры. Они принесли с собой свои устные обычаи и традиции, к счастью записанные христианскими монахами в VIII в. й века, как «Законы Брегона», включая « Сенчус Мор», трактат о статусе. [4] Натуральные окрашенные растительные и животные волокна, обычно называемые лахтна на древнеирландском языке сенчус -мор и лахданн на более позднем гэльском языке, стали гэльским дресс-кодом для простых людей. После обретения Шотландией независимости эти ранние обычаи или кодексы одежды, требующие от простых людей носить неокрашенную ткань, были затем приняты в средневековом шотландском законодательстве в 1458 году. Эти законы об одежде были отменены в 1698 году. Только тогда простой шотландец мог носить современный окрашенный тартан на законных основаниях.
Термин ходден появляется в низинных шотландцах в 16-м веке. й века, заменив лахданн , который продолжал использоваться в Хайленде. Использование домотканого ходдена сократилось в 18-м веке. й век. Производство ткани Hodden в начале XIX века пришло в упадок. й век. Возрождение в виде ткани из твидовой смеси произошло в 1859 году по выбору командира Лондонского шотландского стрелкового добровольческого отряда (LSRV). Постепенно темнеющий с течением времени, ходден-серый до сих пор носит шотландский полк Торонто (собственный королевы Елизаветы, королевы-матери) в качестве своей церемониальной формы.
Древняя ткань
[ редактировать ]Древние корни
[ редактировать ]Гэльский и британский обычаи, восходящие к доисторическим временам, требовали, чтобы кельтский крестьянский класс носил неокрашенную одежду. Древняя протокельтская культура очень заботилась о статусе, продолжая концепции индоевропейских народов , мигрировавших с Ближнего Востока в Европу в третьем тысячелетии до нашей эры. Кельтская культура мигрировала на Британские острова около 500 г. до н. э., а протокельтская культура — намного раньше. Гэлы и британцы Британских островов в какой-то момент имели общий язык и культуру.
Гэльское (гоидельское) слово «бреакан» и валлийское (британское) «брихан» описывают ткань или одежду, которая «крапчатая, крапчатая, пятнистая или пегая». [5] Бреакан / брыхан был зимней одеждой или одеждой для ненастной погоды для дворян, знати и королевской семьи в обеих культурах в дополнение к одежде общего назначения для крестьянства. Корневое слово - брейк, описывающее форель, лосось-форель или лосось. [6] но теперь приобрел ассоциацию с клетчатым (двухцветным) и клетчатым (более двух цветов) современным тартаном. Сходство слова и значения позволяет предположить, что в доисторические времена существовал общий предок до разделения гойдельских и бриттских островных кельтских языков .
Разноцветная шерсть и шотландская одежда.
[ редактировать ]До промышленной революции домотканые ткани производились дешево по необходимости из-за ограниченности времени процесса в сочетании с неопределенностью того, какой и какой цвет будет получен от нескольких овец, которых разрешалось выращивать крестьянам. Прядение и ткачество из шерсти для одежды, одеял, ковриков и т. д. было лишь частью повседневной домашней рутины, обычно выполняемой крестьянами на небольших ручных ткацких станках.

) или вадмаль лучшего качества Ходден ( лахданн могли быть изготовлены из отборной белой шерсти и окрашены или выбраны натуральные цвета, сплетены в одноцветную пряжу, но это был трудоемкий и дорогостоящий процесс в домашнем ремесленном хозяйстве, существовавшем в 14 веке. й века в Англии и Уэльсе, а еще позже в Шотландии. Крестьянские ткани были гораздо грубее, чем дворянские и их свиты, изготавливались из подручных материалов и смешивались с любыми натуральными красками, которые были под рукой, в разноцветную (смесовую) пряжу. Результирующий общий цвет обычно становился оттенком бежевого или серого, который в викторианские времена описывался как диапазон теплого и холодного серого.

Шерсть различных цветов часто грубо смешивали, пряли, а затем ткали в клетчатую ткань (используемую для изготовления одежды, называемой « бреакан» по-гэльски или «плед» по-шотландски), которая отличалась своим грубым, неравномерным внешним видом, на котором были видны крапинки, крапинки, крапинки с легким блеском. коричневатого или желтовато-коричневого цвета. Современное описание - смешанная ткань. На гэльском языке эта версия была lachdann (светло-коричневый). Выдающиеся шотландские художники Дэвид Аллан и сэр Дэвид Уилки нарисовали эту версию ходдена, которая теперь называется ходден-серым. Обратите внимание, что это желто-коричневый цвет, а не серый в современном понимании. Это одежда, подходящая для использования на открытом воздухе: теплая, ветронепроницаемая и водонепроницаемая.
Более часто цитируемая формула ходден-серого цвета — получается путем смешивания черного и белого флиса в пропорции один к двенадцати при ткачестве. [7] - дает дымчато-серый цвет, который был дороже и вошел в моду гораздо позже при большей доступности белой шерсти улучшенных пород овец. Эта более поздняя версия ходден-серого цвета была более элегантной и стала одеждой для слуг или свиты в поместье лорда Лоуленда в XVIII веке. й и 19 й века.
Шотландские археологические данные о крестьянской одежде скудны. Основные находки (Дава Мур, Морейшир; Баррок, Кейтнесс; Ганнистер, Шетландские острова; и Арниш Мур, Льюис ) датируются примерно периодом с 1675 по 1725 год. Все они представляют собой изодранную однотонную одежду, свидетельствующую о ее возрасте и интенсивном использовании.
Кельтский обычай становится шотландским законом
[ редактировать ]Британский и гэльский обычай
[ редактировать ]Шотландский дресс-код требует длинной традиции и законов, предписывающих неокрашенную ткань лахданн простым людям носить и ходден.
У бриттов и каледонцев был дресс-код, плохо описанный в ранней литературе. Молмутинские законы Дифнвала Моэлмуда , короля Кимри (450–470 гг. н.э.), были подтверждены Хиуэлом Дда , королем Дифеда, Поуиса и Гвинеда (942–950 гг. н.э.). Особенности валлийского дресс-кода отсутствуют, но эта одежда была неотъемлемой частью положения (привилегии/статуса) мужчины. [8] То, что британские законы о статусе использовались на ранних этапах, можно показать из легенды о валлийских тринадцати сокровищах острова Британия , написанной в 8 веке, о волшебном красном плаще Падарна Бейсрудда (предполагаемого деда Кунедды (ок. 600 г.) CE), вождь бриттов против англов). «Если бы ее надел человек родовитого происхождения, она была бы ему по размеру; если бы он был грубияном (крестьянином), на него это не пошло бы».
Вторгшиеся гэлы принесли с собой законы Бреона, включая Сенчус Мор, трактат о статусе. Предполагаемый самый ранний крестьянский дресс-код (возможно, V или VI век нашей эры) в Сенчус Мор гласит, что сыновья, находящиеся на воспитании в других семьях:
«Черную, желтоватую, серую и блеклую (OED: бледная, бледная, бледная, бесцветная. Древнеирландский: lachtna ) одежду следует носить сыновьям степеней Фейни (простых людей)». [9]
Простые люди – бедняки и сельские крестьяне, ремесленники и мелкие фермеры-арендаторы – вероятно, составляли 85% населения Шотландии в конце 17 века. [10]
Более поздняя цитата, предположительно VIII века, гласит:
«Одежда… — по рангу каждого человека, от самого скромного до короля, есть одежда сына. Бледно-желтую, и черную, и белую одежду должны носить сыновья низших рангов;…» . [11]
Этот обычай ассоциировать низкий статус с серым и белым цветами упоминается в Законах четырех городов времен правления короля Давида I (1124–1153). Один из законов заключался в том, что человек, вынужденный из-за бедности распорядиться наследством земли, должен был носить серую или белую одежду, отражающую его новый пониженный статус. [12]
шотландское право
[ редактировать ]Поскольку шотландская королевская семья и дворянство во время войн за независимость (1296–1357) преимущественно имели англо-нормандское происхождение, ценности и имущество (Брюсы, Комины, Баллиолы, все они имели земли в северной Англии и Шотландии), ранний английский дресс-код ( 37) Edw. 3. c. 14) 1363 г. для «малообеспеченных людей» применялось бы: [13]
«Извозчики, пахари, погонщики плуга, пастухи, пастухи, пастухи, молочники и все другие скотоводы, молотильщики кукурузы и все люди из поместья конюха, занимающиеся земледелием, и все другие люди, которые не имеющие 40 единиц товаров или движимого имущества, не должны носить никакой ткани, кроме одеяла (серого) и красновато-коричневой шерсти стоимостью 12 пенсов, и будут носить льняные пояса в соответствии со своим состоянием».
После обретения независимости эти ранние обычаи или кодексы одежды были закреплены в средневековом шотландском законодательстве в 1458 году:
«Ни рабочие, ни мужья не носят в рабочие дни никаких цветов, кроме серого или белого, а в святые дни — только светло-синего, зеленого и красного». [14]
Сомнительно, мог ли простой горец нарушать этот дресс-код и позволить себе тартан в современном понимании. Поскольку тартан был символом социального положения, высшие классы, управлявшие системой правосудия, наказывали любого самозванца или узурпатора. На сегодняшний день ни одно болотное тело не противоречит этому утверждению. Что касается стоимости, то суд барона Бредалбейна от 11 января 1622 года установил максимальную плату за ткачество ткани в бартерных условиях. Цена простой серой ткани должна была составлять два пенса и один кусок муки за элль, а тартан стоил 4 пенса плюс 1 пек, два пенса муки за эл, что более чем в два раза превышало стоимость серой ткани. [15] Лишь немногие простые горцы или жители Лоуленда могли позволить себе не подчиняться дресс-коду.
Эти законы о роскоши были отменены в 1698 году, после чего все шотландцы могли носить современный тартан, если могли себе это позволить. Не многие могли это сделать, поэтому домотканый ходден продолжал оставаться типичным деревенским платьем в начале 19-го века. й век.
Цвета района Ходдена
[ редактировать ]Различные народы, поселившиеся на севере Британии в период с 1000 г. до н.э. по 1000 г. н.э., привезли с собой своих животных, в данном случае овец и их естественные цвета шерсти. У коренных каледонцев был Соай ; гэлы — предки Клада; скандинавы — старонорвежские овцы , а англосаксы — хайдшнуке . Все это были породы североевропейского семейства пестрых короткохвостых овец. Со временем в результате скрещивания появилась доминирующая, но ныне вымершая, разноцветная порода под названием шотландский данфейс, чьим ближайшим потомком, как полагают, являются шетландские овцы . От этой овцы множество гроздей разного окраса определяли районный колорит крестьянства.
Джеймс Андерсон (1793), известный знаток овец того времени, отметил необходимость того, чтобы породы овец производили шерсть обязательного цвета из неокрашенной шерсти. Андерсон резюмировал ассоциацию шотландских овец, цвета кожи и крестьянской одежды в Хайленде следующим образом:
«Во всех отдаленных частях Шотландии, где овец в значительной степени пренебрегали и позволяли размножаться беспорядочно, без какого-либо отбора, можно найти поразительное разнообразие окрасов: и, среди прочего, буланых овец. коричневатый цвет, переходящий в неясный желтый цвет, нередко встречается…Когда какая-либо разновидность этих овец становится фаворитом конкретного человека, для разведения отбираются овцы этого окраса; и таким образом часто случается, что люди одного цвета начинают преобладать в одном месте больше, чем в другом. Именно по этой причине, а также для того, чтобы избавить вас от необходимости красить; что эти бедные люди в Хайленде разводят черных, рыжих, коричневых и других цветных овец больше, чем в любой стране, где шерсть регулярно поставляется на рынок. На острове Мэн до сих пор очень распространена порода буланых овец». [16]
Результатом этой культурной практики является большое количество редких пород овец, встречающихся сегодня в Шотландии. Считается, что североевропейские короткохвостые овцы были завезены первыми фермерами в Северную Европу в эпоху неолита.
Для сравнения с Андерсоном, написанного 40 лет спустя, Джеймс Логан (1831) написал в «Шотландском гаэле» :
«По всей Шотландии, особенно в Северном Хайленде, ткань изготавливалась из неокрашенной шерсти, причем белый и черный цвета обычно использовались для одеял или пледов, а для верхней одежды — серый для чулок и рукавиц для гудемана. Ходден-серый был основной одеждой среди фермеров, как и до сих пор в большинстве внутренних районов страны и в Ирландии». [17]
Отчет Логана отражает быстрое истребление местных разноцветных овец в конце 1700-х годов в Хайленде и быстрое появление «улучшенных» белокшерстных овец в качестве замены, отмеченной в Первом статистическом отчете Шотландии (1790–1799) к 1831 году. Следовательно, , устоявшееся предпочтение серого цвета в Лоуленде было приписано Хайленду в 1831 году. Использование Ходдена сократилось с общим искоренением крестьянских разноцветных короткохвостых пород овец в Шотландии в пользу улучшенных пород длиннохвостых овец в середине и конце концов. конец 18 века. Эти улучшенные породы давали в основном белую шерсть, которую можно было эффективно красить и, следовательно, она была более ценной. Краситель, натуральный или синтетический, не меняет навсегда цвет шерсти с естественным пигментом.
Джеймс Андерсон мог заметить, что древние шотландские обычаи и законы все еще соблюдались в 1793 году, и строка в стихотворении Уильяма Теннанта «Анстер Фэйр» (1812): «Арендатор и Лэрд, и одетый хеджер Ходден», [18] – оба спустя столетие после отмены – показывают повсеместное распространение ходдена в шотландском обществе.

Происхождение слова ходден
[ редактировать ]У слова «ходден» нет точного происхождения. Термин появляется в языке шотландцев (особенно на северо-востоке) и северной Англии в конце 16 в. й век. [19] называлась lachdann Раньше ткань на гэльском языке . Статуты Ионы (1609 г.) и Акты Тайного совета (1616 г.) способствовали развитию шотландского языка, что вынудило англизированное слово hodden заменить гэльское lachdann . Есть два возможных происхождения.
Во-первых, этот термин, как полагают, является заимствованным словом в шотландский язык из старофризского/среднеголландского hoed-en ( = охранять, защищать) и нижненемецкого houd-en . [20] Ходден, как плед, представлял собой дешевую ткань для внутреннего и экспортного производства, которая использовалась для защиты как шотландских, так и фламандских крестьян от холода и сырости с 15-го века. й век. Время введения предполагает, что заимствованное слово было принято и возвращено английскими и шотландскими наемниками, работавшими в Нидерландах, которые использовали фризско-голландское слово для обозначения экспортной ткани lachdann, продаваемой во Фландрии.
Второе возможное происхождение - от английского к шотландскому диалекту; в Нидерландах . «скрытый» превращается в «ходден» в шотландском языке, отражая его изменчивый оттенок при разном освещении - характеристика, также общая с hoed-en / huod-en
Первое использование слова ходден в шотландской литературе относится к 1579 году. Фраза «ходдинг серый» впервые используется в 1586 году, но, похоже, стала широко использоваться после 1705 года. [21] Этот термин становится популярным в Шотландии и за ее пределами благодаря Аллану Рамзи в его пьесе «Кроткий пастырь» (1725). Книга Роберта Бернса « Человек для всего этого» (1795) является наиболее цитируемым современным использованием:
- Хотя мы обедаем скромно,
- Носите серый костюм и тому подобное;
- Они обманывают их шелка и обманывают их вино;
- Для этого мужчина есть мужчина».
сэра Вальтера Скотта «Старая смертность» Шарлотты Бронте (1816 г.) и «Виллетта» (1853 г.) с воспоминаниями детства, действие которых происходит в Йоркшире, также продемонстрировали ее использование в Шотландии и северной Англии в XIX веке. й столетия и увековечил память ткани.
Современное увековечивание
[ редактировать ]повторное открытие
[ редактировать ]Промышленная революция в прядении и ткачестве в сочетании с улучшением пород овец, обеспечивающих значительное увеличение доступности белой шерсти, сделала домотканый ходден неэкономичным. К 1820 году разноцветные овцы были истреблены, за исключением отдаленных шотландских островов. Домотканый ходден был заменен промышленной смесовой тканью.
Краткая история современного открытия и развития ходден-серого начинается с паники/паники вторжения в 1859 году, которая сделала очевидной необходимость в значительных силах внутренней обороны в дополнение к регулярной британской армии и ополчению. Фрэнсис Чартерис, лорд Элчо, член парламента, был одним из главных сторонников новых Добровольческих сил и Национальной стрелковой ассоциации. Он выступал за изменение стандартных армейских учений и униформы добровольцев из-за изменений в военно-технологических силах. Лорд Элчо был избран командиром Лондонского шотландского стрелкового добровольческого отряда (LSRV) в 1859 году и выбрал пепельно-серый твидовый материал (вскоре названный ходден-серым) для свободной стрелковой одежды полковой униформы, а также успешно продвигал этот цвет для стандартная форма добровольцев. Нейтральный и изменчивый цвет Ходдена служил камуфляжем. Добровольцы были задуманы как застрельщики, а не линейная пехота, и для этой роли была необходима незаметность в сочетании с точной дальней стрельбой и быстрым движением. Как сказал лорд Эльчо: «Солдат – это охотник на людей, ни больше, ни меньше, и как охотник на оленей использует наименее заметные цвета, так и солдат должен быть одет». [22] Все чины должны были покупать себе униформу, поэтому она должна была быть недорогой, практичной и одеждой, которую можно было бы использовать в повседневной жизни в Лондоне. Серый твид Ходдена идеально подходил к бриджам, которые он изначально предлагал.
Однако Добровольческим силам наполеоновской войны были выданы алые туники, и они выглядели как части регулярной армии. Эта униформа субсидировалась правительством и патриотическими обществами, а не отдельными людьми. Члены Добровольческого отряда 1859 года стремились создать образ «тонкой красной линии» Крымской войны, отражающий славу наполеоновской войны, посредством выпуска алых туник для боевой одежды. И снова лорд Эльчо возразил: «…из всей богом забытой одежды для солдат красные мундиры с белыми глиняными поясами были самыми такими; лучшей мишени, о которой не может пожелать ни один стрелок, чем люди, одетые таким образом». [23] Это стремление продолжалось до тех пор, пока в 1902 году не были выпущены цвета хаки/серого цвета в качестве боевой формы для всей британской армии. В этот период LSRV и его потомки, обычно называемые лондонскими шотландцами , постепенно перешли на более темные версии ходдена, такие как образец Elcho Grey 1895 года из смеси бордово-коричневой и белой шерсти. [24] показано здесь, поскольку полевые испытания продемонстрировали лучшие варианты, подходящие для современной войны в Европе. Износостойкая оригинальная твидовая ткань, подходящая для брюк или брюк, вскоре превратилась в более мягкую и элегантную саржевую ткань. Со временем появилась лондонская шотландская версия ходдена, принятая на вооружение и другими добровольческими шотландскими полками. Со временем термины «Элчо» и «Ходден Грей» стали взаимозаменяемыми.
Ходден сегодня
[ редактировать ]Два военных полка в наше время носили серый цвет Эльчо (ходден); Лондонский шотландский полк и Шотландский полк Торонто. В 2022 году рота «А» (Лондонский шотландский) Лондонский полк - потомок LSRV и Лондонского шотландского полка - была переименована в роту «G» (Мессин) Шотландской гвардии, 1 ул. Батальон Лондонского гвардейского полка больше не носит серый цвет Эльчо (Ходден). Шотландцы Торонто решили принять лондонскую шотландскую форму с канадскими отличиями в 1921 году, поскольку военные подвиги и репутация лондонских шотландцев в Первой мировой войне были легендарными. Шотландский полк Торонто (собственный полк королевы Елизаветы, королевы-матери) теперь является единственным активным носителем серого цвета Эльчо (ходден).
В других культурах производились шерстяные ткани, аналогичные ходдену, но они известны под другими названиями. Лоден до сих пор носят в Австрии, Германии и Италии. Duffel производился в Бельгии и стал очень популярен в Великобритании. Мелтон до сих пор производится в Великобритании как материал для пальто.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Армстронг, Р.А. (1825 г.). Гэльский словарь . Лондон: Дункан. п. 338.
- ^ «Словарь ирландского языка: лахтна» . Словарь ирландского языка . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Музей естественной истории, Вена, Австрия» . Музей естественной истории, Вена, Австрия . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Сенчус Мор, Часть II, Законы о бедствии, Законы о поручительствах в отношении заложников, Воспитании, владении Саер-Сток и социальных связях от имени Комиссии по закону Брегона . Дублин: HMSO 1869. с. 149.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Я Факлер Биг со словарем Dwelly» . Словарь . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Я Факлер Биг со словарем Dwelly» . Словарь . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ходден ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 556. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Древние законы и институты Уэльса: Состоят из законов, которые предположительно были приняты Хауэлом Добрым (Хиуэл Дда), Том 2, Книга XIII, Глава ii, № 53 . Лондон: HMSO 1841. с. 493.
- ^ Сенчус Мор, Часть II, Законы о бедствии, Законы о залоге-поручительстве, приеме на воспитание, о владении Саер-Сток, Даэр-Сток-владение и социальных связях, Древние законы и институты Ирландии, от имени Юридической комиссии Брегона . Дублин: HMSO 1869. с. 149.
- ^ Партингтон, Энтони (1 ноября 2022 г.). Ходден Грей: от шотландской домотканой одежды к современной боевой одежде . Торонто, Онтарио: Издательство Words Indeed. стр. XXVI. ISBN 978-1-989243-02-2 .
- ^ Сенчус Мор, Часть II, Законы о бедствии, Законы о залоге-поручительстве, приеме на воспитание, о владении Саер-Сток, Даэр-Сток-владение и социальных связях, Древние законы и институты Ирландии, от имени Юридической комиссии Брегона . Дублин: HMSO 1869. с. 147.
- ^ Древние законы и обычаи бургов Шотландии 1124–1424 гг., Том. 1, Законы Бурга № 42 (PDF) . Эдинбург: Шотландское бургское общество. 1868. с. 21.
- ^ Хронологический указатель состояния королевства [1101–1713]; Одежда . Абердин, Шотландия: Колледж Маришальского университета. 1828. с. 24.
- ^ «Акты Королевского парламента Шотландии: 1458/3/14» . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Данбар, Дж. Т. (1981). Костюм Шотландии . Лондон: Бэтсфорд. п. 36. ISBN 0713425342 .
- ^ Андерсон, Джеймс (11 сентября 1793 г.). « Овис Таврика » . Пчела, или Литературный еженедельник . 17:50 – через Hathitrust.
- ^ Логан, Джеймс (1831). Шотландский гэль или кельтские манеры (5-е американское изд.). Лондонское горное общество (опубликовано в 1850 г.). п. 157.
- ^ Анстер Фэйр: Поэма в шести песнях с другими стихотворениями: Песнь 2 . Бостон, Массачусетс, США: Уэллс и Лилли (опубликовано в 1818 г.). 1812. с. 21.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Словарь шотландского языка: ходден, ходдинг» . Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Джеймисон, Дж. (1808 г.). Этимологический словарь шотландского языка (под ред. Дж. Лонгмюра и Д. Дональдсона). Пейсли: Александр Гарднер (опубликовано в 1880 г.). п. 600.
- ^ «Словарь шотландского языка: ходден» . Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Робсон, Дж.О. (1960). Униформа лондонских шотландцев 1859–1959 годов . Лондон: Лондонский шотландский полк Огилби Траст. п. 7.
- ^ Граф Уэмисс (апрель 1896 г.). «Воспоминания о лорде Вемиссе, адъютанте, почетном полковнике ЛСРВ-№ III». Лондонская шотландская полковая газета . 4 (1): 41.
- ^ Харрисон, ЕС (1968). Наши проверки шотландского округа . Эдинбург: Национальная ассоциация шотландских производителей шерсти. п. 22.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )