Jump to content

Ксилографическая печать на текстиле

Традиционный принтер по дереву в Баге, Мадхья-Прадеш , Индия.
Дизайн ткани с ручным гравюрным рисунком, демонстрирующий сложность блоков, которые использовались для создания повторяющихся узоров в конце XIX века. Тюльпан и ива , Уильям Моррис, 1873 год.

Ксилографическая печать на текстиле — это процесс печати рисунков на тканях , обычно льняных , хлопковых или шелковых , с помощью резных деревянных блоков.

«Ксилография» известна как чхапа в Южной Азии, странах таких как Индия , Бирма , Бангладеш , Непал и Пакистан . [1] [2]

Сообщества

[ редактировать ]

В разных частях мира существует множество различных сообществ, связанных с искусством гравюры на дереве. Некоторые даже считают это своим традиционным занятием. [3] [4]

Сообщества или классы, такие как Чхипи , Чхимба , Чхапа, Чхапола в Индии, ремесленники и торговцы в Китае, а также Рёмин (良民) и Сенмин (賤民) в Японии, занимаются гравюрой на дереве . [5] [6]

Происхождение

[ редактировать ]
Ксилография, Индия, около 1900 г.
Индийский печатный блок в музее Хорнимана . Идентичен индийским этническим группам, таким как чхипи , чхимба , чхапола.

Печать узоров на текстиле тесно связана с другими методами обработки ткани, такими как рисование, крашение и плетение.

Ксилографическая печать на текстиле восходит к первобытному использованию блоков камня и дерева, вырезанных для создания отпечатков на различных материалах. Древние цивилизации, такие как Китай , Египет и Ассирия , вероятно, использовали печать на текстиле наряду с другими материалами с очень раннего периода. Например, есть прямые доказательства того, что народы Южной Азии , в том числе жители Пенджаба и Мумбаи , с давних времен широко использовали печать для украшения тканей. Начиная с 16 века европейские, особенно голландские купцы, покупали набивной и расписной бязь для торговли . Несмотря на большое мастерство, проявленное китайцами в орнаментальном ткачестве и других отраслях текстильного искусства , прямых свидетельств того, что они использовали печать для украшения тканей так широко, как в Индии, похоже, нет. В девятнадцатом веке гравюра на дереве в Европе была развита и модифицирована за счет использования машин, стереотипов и гравированных металлических пластин. [7]

Древний мир

[ редактировать ]

Как и в случае с ткачеством и вышивкой, образцы печатных изделий в последние годы были получены с заброшенных кладбищ Верхнего Египта ( Ахмим и другие места) и говорят нам о египетско-римском использовании таких вещей. Некоторые из них сейчас хранятся в европейских музеях. Чтобы указать на то, что ранние египтяне, греки и римляне были знакомы с этим процессом, нужно полагаться на меньшее количество доказательств. Из текстиля, расписанного египтянами, существует множество реальных примеров. Помимо них, существуют настенные росписи, например, работы Бени Хасана (ок. 2200–1800 гг. до н. э.), на которых изображены египтяне в костюмах с неравномерным рисунком из пятен, полос и зигзагов, которые, возможно, легче штамповать, чем вышивать или ткать. Более сложный и упорядоченный узор, хорошо подходящий для чеканки, встречается на картине около 1320 г. до н. э., изображающей Хатхор и царя Менепту I. Геродот , обращаясь к одежде жителей Кавказа , показывает изображения различных животных.

Когда Александр вторгся в Индию в 327 г. до н.э., как сообщается, там производился текстиль с блочной печатью. [8] [9] [10]

Плиний Старший описывает процесс окраски ткани, применявшийся в Египте. После прессования материала, сначала белого, его пропитывают не красками, а протравами, рассчитанными на поглощение цвета. Он не объясняет, как происходит это насыщение. Но поскольку очевидно, что с целью получения декоративного эффекта можно предположить, что протраву втыкают в материал штамповкой или кистью. Когда все было закончено, ткань погружали в котел с кипящей краской и в следующий момент вынимали полностью окрашенной. Примечателен также тот факт, что, хотя краска в кастрюле имеет один и тот же цвет, материал, вынутый из нее, имеет различные цвета в зависимости от природы протравы, которая была соответственно нанесена на него. Египетско-римские фрагменты набивного текстиля из Ахмима демонстрируют использование, примерно на триста лет позже времен Плиния, смело вырезанных блоков для штамповки фигурок и узоров на тканях. Почти одновременно с их открытием был обнаружен фрагмент набивного хлопка в Арль в могиле святого Цезаря, который был там епископом около 542 г. н. э. Не менее археологическую ценность имеют аналогичные фрагменты, найденные в древней гробнице в Кведлинбурге . Однако это сравнительно простые модели.

Средневековая Европа

[ редактировать ]

Музейные образцы подтверждают тот факт, что более важная печать рисунков на текстиле стала развитой отраслью промышленности в некоторых частях Европы к концу 12-го и началу 13-го века.

По словам Форрера ( Die Kunst des Zeugdrucks , 1898), средневековые рейнские монастыри были колыбелью художественного ремесла декоративной штамповки или резки блоков, хотя сейчас признано, что некоторые из примеров, на которые он опирался, являются современными подделками. В редких монастырских рукописях, датируемых ранее XIII века, начальные буквы (особенно те, которые часто повторялись) иногда отпечатывались на блоках, вырезанных вручную; а в немецких документах XIV века в качестве свидетелей упоминаются имена резчиков блоков и штамповщиков текстиля. Среди более древних реликвий рейнского набивного текстиля есть тонкие шелковые ткани с узорами, выполненными золотой и серебряной фольгой. Образцы этих материалов, а также значительного числа более поздних, окрашенных в разные цвета прочных льняных тканей с узорами, напечатанными в темных или черных тонах, были собраны в реликвариях, гробницах и старых церквях.

Первое письменное упоминание о печатном текстиле в Европе встречается во флорентийских торговых правилах пятнадцатого века. В 1437 году Ченнино Ченнини опубликовал трактат, описывающий эту технику. [11]

Ранняя современная Европа

[ редактировать ]

Аугсбург, известный в 17 веке своей печатью на полотне и т. д., снабжал Эльзас и Швейцарию многими мастерами этого процесса. После отмены Нантского эдикта французские беженцы приняли участие в открытии мануфактур как расписных, так и набивных тканей в Голландии , Англии и Швейцарии; некоторым беженцам разрешили вернуться во Францию, чтобы они сделали то же самое в Нормандии : мануфактуры были также открыты в Париже, Марселе, Нанте и Анжере; но еще большая активность наблюдалась в Женеве, Нейхтеле, Цюрихе, Санкт-Галле и Базеле. Говорят, что первые текстильные типографии в Великобритании были начаты в конце 17 века французом на берегу Темзы недалеко от Ричмонда, а вскоре после этого была основана более значительная фабрика в Бромли-холле в Миддлсексе; многие другие были открыты в Суррее в начале 18 века. В Мюхаусе предприятие Кехлина, Шматцера и Дольфуса в 1746 году, а также предприятие Оберкампфа в Жуи привели к еще более широкому распространению промышленности в Эльзасе. [ нужны разъяснения ] Почти во всех местах Европы, где он был принят и соблюдался, он встречался с местными и национальными запретами или правилами и законами о защите торговли, которые, однако, постепенно преодолевались.

Фрагмент ткани размером 24 х 21 см, изготовленный примерно в 1545–1645 годах нашей эры. Произведено в Индии на экспорт, найдено в Фустате , Египет. Узор коричневого цвета образуется за счет протравы, наносимой на грунтовую ткань одним штампом. Затем была нанесена красная краска. Слабо виден контур квадратного блока, образующего четыре четверти круга со звездой посередине.

Подготовка блока

[ редактировать ]

Деревянные блоки для текстильной печати могут быть изготовлены из дерева самшита , липы, падуба, платана, платана или груши, причем последние три используются чаще всего. Они значительно различаются по размеру, но всегда должны иметь толщину от двух до трех дюймов, в противном случае они подвержены деформации, от чего дополнительно защищают выбранную древесину двумя или более кусками более дешевой древесины, такой как сосна или сосна. Несколько частей или блоков имеют шпунты и канавки, чтобы соответствовать друг другу, а затем надежно склеиваются вместе под давлением в один сплошной блок, причем волокна каждой альтернативной части направлены в разном направлении.

Блок, будучи совершенно гладким и совершенно плоским, затем наносится на него или переносится на него. Последнее достигается путем стирания с его плоской поверхности начертанных сажей и маслом очертаний масс рисунка. Части, которые необходимо оставить рельефными, затем окрашивают между их контурами аммиачно-кармином или пурпурным цветом, чтобы отличить их от тех частей, которые необходимо вырезать. Поскольку для каждого отдельного цвета в дизайне требуется отдельный блок, для каждого цвета необходимо сделать отдельную обводку и перенести (или, так сказать, нанести ее) в отдельный специальный блок.

Получив таким образом прорисовку рисунка, блок тщательно увлажняют и поддерживают в таком состоянии, накрывая влажными тряпками в течение всего процесса резки. Резак по блокам начинает с вырезания древесины вокруг более тяжелых частей сначала, оставляя более тонкую и тонкую работу до последней, чтобы избежать риска повредить древесину во время резки более грубых частей. Когда в узоре встречаются большие массы цвета, соответствующие части блока обычно вырезаются по контуру, а предмет между контурами заполняется фетром, который не только лучше впитывает цвет, но и дает гораздо более равномерное впечатление, чем он. можно получить с большой поверхностью древесины. В законченном виде блок имеет вид плоской рельефной резьбы, дизайн которого напоминает типографский.

Мелкие детали очень трудно вырезать из дерева, и даже при успешной резке они очень быстро изнашиваются или ломаются при печати. Поэтому они почти всегда состоят из латунных или медных полосок, изогнутых по определенной форме и вбитых ребром в плоскую поверхность блока. Этот метод известен как меднение, и с его помощью можно напечатать множество тонких маленьких форм, таких как звезды, розетки и мелкие пятна, которые в противном случае было бы совершенно невозможно изготовить вручную или машинной ксилографией.

Также часто процесс омеднения используется с целью изготовления формы, из которой можно изготовить целый блок и дублировать его сколь угодно часто путем литья. В этом случае металлические полосы вбиваются на заданную глубину в лицевую сторону куска липы, разрезанного поперек волокон, и, когда вся конструкция завершена таким образом, блок кладется металлом вниз в лоток. из расплавленного металла или припоя, который передает достаточно тепла вставленным частям медных полосок, чтобы они могли обуглить древесину сразу же при контакте с ними, и в то же время прочно прикрепляется к выступающим частям. В холодном состоянии легким постукиванием молотком по тыльной стороне липового бруска легко отделяется корка типа-металла или сплава и вместе с ней, конечно, полоски меди, к которым он прочно припаян, оставляя матрицу, или форма из дерева оригинального дизайна. Отливка изготавливается из легкоплавкого сплава, анти, после охлаждения опиливается или шлифуется до тех пор, пока все ее выступы не станут одинаковой высоты и идеально гладкими, после чего навинчивается на деревянную подставку и готова к печати. Подобные формы также изготавливаются путем выжигания линий рисунка раскаленным стальным пуансоном, который можно поднимать или опускать по желанию и под которым блок вручную перемещают по линиям рисунка.

Другие инструменты

[ редактировать ]

Помимо гравируемого блока необходим печатный стол и цветное сито. Стол состоит из прочного каркаса из дерева или железа, поддерживающего толстую каменную плиту, размер которой варьируется в зависимости от ширины печатаемой ткани. Над каменной столешницей плотно натянут толстый кусок шерстяного одеяла для печати, чтобы обеспечить эластичность, необходимую для того, чтобы дать блоку все шансы произвести хорошее впечатление на ткани. На одном конце стол снабжен парой железных кронштейнов для крепления рулона ткани для печати, а на другом расположен ряд направляющих роликов, доходящих до потолка, для подвешивания и сушки ткани. недавно напечатанная продукция. Цветное сито представляет собой ванну (известную как купальня), наполовину наполненную крахмальным клейстером, по поверхности которой плавает рамка, покрытая снизу туго натянутым куском макинтоша или промасленной бязи. На него помещается собственно цветное сито, рамка, похожая на предыдущую, но покрытая тонкой шерстяной тканью, которая в своем положении образует своего рода эластичную цветную ванну, по дну которой краска равномерно распределяется с помощью кисти.

Процесс печати

[ редактировать ]
Женщина занимается ксилографией в деревне Халасур, Карнатака , Индия.

Принтер начинает с того, что натягивает кусок ткани из рулона на стол и помечает его кусочком цветного мела и линейкой, чтобы указать, где должен быть нанесен первый оттиск блока.

Затем они прикладывают блок в двух разных направлениях к цвету на сите и, наконец, плотно и устойчиво прижимают его к ткани, обеспечивая хорошее впечатление, энергично ударяя его по спине деревянным молотком. Второй оттиск делается таким же образом, печатник следит за тем, чтобы он точно соответствовал первому, в чем он может убедиться с помощью штифтов, которыми блоки снабжены в каждом углу и которые расположены таким образом, что когда те, что находятся на правой стороне или вверху блока, падают на те, что находятся на левой стороне или внизу предыдущего оттиска, два отпечатка точно соединяются и продолжают узор без разрыва. Каждый последующий оттиск производится точно таким же образом, пока вся длина ткани на столе не будет полностью отпечатана. После этого его наматывают на сушильные валики, таким образом выдвигая новый отрезок, подлежащий аналогичной обработке.

Если рисунок содержит несколько цветов, ткань обычно сначала печатают одним цветом, затем сушат, перематывают и печатают вторым, причем те же операции повторяют до тех пор, пока не будут напечатаны все цвета.

Время от времени пробовалось множество модификаций ксилографии, но из них только две — тобиинг и радуга — имеют практическую ценность. Целью тобиинга является печать нескольких цветов многоцветного рисунка за одну операцию, и для этой цели используется блок, на котором вырезан весь рисунок, и специально сконструированное цветное сито. Сито состоит из толстого деревянного бруска, на одной стороне которого выдолблено несколько ячеек, примерно соответствующих по форме, размеру и положению различным предметам, вырезанным на бруске. Верх перегородок этих отсеков затем покрывают расплавленной смолой, а кусок тонкой шерстяной ткани натягивают на всю поверхность и хорошо прижимают к смоле так, чтобы прочно приклеиться к верху каждой стенки; наконец, к шерстяной материи по линиям перегородок приклеивают кусок веревки, смоченной смолой, и после просверливания отверстия в дне каждого отделения сито готово к употреблению. В процессе работы каждое отделение наполняется своим особым цветом через трубку, соединяющую его с цветной коробкой, расположенной сбоку от сита и немного над ним, чтобы оказать достаточное давление на краску, чтобы аккуратно протолкнуть ее через шерстяную ткань. , но не настолько, чтобы заставить его выйти за свои пределы, образованные пропитанными смолой граничными линиями струны.

Затем брусок осторожно прижимают к ситу, и, поскольку разные части его рисунка попадают на разные части сита, каждая принимает определенный цвет, который он передает на ткань обычным способом. С помощью этого метода тобиинга за одну операцию можно напечатать от двух до шести цветов, но он применим только к рисункам, в которых объекты разного цвета расположены на некотором небольшом расстоянии друг от друга, и поэтому его применение имеет лишь ограниченное применение.

Блочная печать

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Что означает печать на дереве?» . www.jovifashion.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
  2. ^ «Деревянные блоки (чхапа для печати)» . HinduReligiousItems.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
  3. ^ Искусство, Авторы: Кафедра Азии. «Гравюры на дереве в стиле укиё-э | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 28 декабря 2023 г.
  4. ^ «Искусство плавучего мира — студия Такэдзасадо в Киото» . РОЖДЕНИЕ . 17 марта 2017 г. Проверено 28 декабря 2023 г.
  5. ^ «Кастовая система | Мировая цивилизация» . Courses.lumenlearning.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
  6. ^ Гордон, Джун А. (2017). «Каста в Японии: Буракумин» . Биография . 40 (1): 265–287. ISSN   0162-4962 .
  7. ^ «Ксилографическая печать» . www.johnsteins.com . 19 января 2010 года . Проверено 11 июня 2024 г.
  8. ^ «Текстильная печать: история и методы | Study.com» . Study.com . Проверено 20 мая 2018 г.
  9. ^ Имагава, Мисаки. «Печать в процессе... - История гравюры на дереве» . Проверено 3 июня 2018 г.
  10. ^ «Текстиль – Полиграфия» . Британская энциклопедия . Проверено 3 июня 2018 г.
  11. ^ «Печатное полотно» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 12 июня 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 514fc84b35f16c44fc8d4076c3dd291c__1718393220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/1c/514fc84b35f16c44fc8d4076c3dd291c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Woodblock printing on textiles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)