Касури
Касури ( 絣 ) — японский термин, обозначающий ткань, сотканную из волокон , специально окрашенных для создания узоров и изображений на ткани, обычно относящийся к тканям, производимым в Японии с использованием этой техники. Это форма окрашивания икат , традиционно приводящая к созданию узоров, характеризующихся размытым или матовым внешним видом. [1]
Нити основы и утка перед окрашиванием подвергаются резистивному окрашиванию по определенным рисункам, при этом участки нитей основы и утка плотно обматываются нитью, чтобы защитить их от красителя. При переплетении неокрашенные области переплетаются, образуя узоры, с возможностью достижения множества вариаций, в том числе ярких пиктографических и разноцветных результатов. Узоры касури можно наносить либо на основу, либо на уток, либо на то и другое, чтобы создать результирующий тканый узор, при этом ткань классифицируется по разным названиям в зависимости от используемого метода. [2]
Хотя термины касури и мейсен часто путают, они не являются взаимозаменяемыми. В то время как касури относится к технике окрашивания, мейсен , что буквально переводится как «обычная шелковая ткань», относится к типу ткани, сотканной из нитей, скрученных из ноля . Мейсен — это прочная, износостойкая, жесткая шелковая ткань с легким блеском. Путаница возникает из-за того, что ткани мейсен очень часто, хотя и не всегда, окрашивают в технике касури . [3] : 79
История
[ редактировать ]Техники иката практиковались в Королевстве Рюкю (современная Окинава ) в 12 или 13 веке. [4] и текстиль касури производился на экспорт в 14 веке. После вторжения в королевство Рюкю в 1609 году техника касури проникла на юг Японии и к 1750 году переместилась на север, в Нара район на Хонсю . Общий рост производства хлопка позволил фермерам ткать и красить хлопчатобумажные ткани для собственного использования и на продажу.
Поскольку производство касури продолжало распространяться по всей стране, [5] некоторые сельские деревни стали производственными центрами. Отдельные семьи связывали мотки и ткали ткань, но крашение обычно производилось на общественных красильнях. [4] К 1850 году касури производилось в нескольких областях, в том числе в районе Куруме на Кюсю , в районе Иё на Сикоку , а также в регионах Бинго и Сан-ин на Хонсю. Некоторые источники утверждают, что касури была изобретена молодой девушкой Дэн Иноуэ (1788–1869). [6]
Рост производства продолжался до 1930-х годов, когда национальное правительство передало его новым колониям, отправляя предварительно окрашенные нити за границу, где рабочая сила была дешевле. принудительный труд Использовался ; в 1928 году 54% плетения иката в Японии выполнялось заключенными, не получавшими зарплату, в Китае и Корее. К последней четверти 20-го века мало кто мог позволить себе время, необходимое для покраски и ручного плетения ткани. Однако современные ремесленники продолжают производить ценный текстиль традиционными методами. [4] [5]
Классификация и терминология
[ редактировать ]
Окрашенная основа и/или уток
[ редактировать ]- Тате гасури : букв. « вертикальное касури » , где окрашена только основа
- Йоко гасури : красится только уток.
- Татэ-ёко гасури : окрашены и основа, и уток. Классифицируется как техника двойного иката . [1] : 7 [5]
Цвет красителя
[ редактировать ]- Кон гасури : синий касури с белыми резистами на индиго-синем фоне.
- Сиро гасури : букв. « белый касури » , инверсия кон гасури ; синий на белом фоне.
- Чиа гасури : касури с использованием коричневого цвета вместо индиго.
- Иро гасури'ун : касури, использующее несколько цветов. [2] [5]
Техника
[ редактировать ]![]() | Эта статья или раздел, похоже, противоречат сами себе по поводу нескольких названий окраски только по основе и только по утку, см. разделы выше и ниже . ( апрель 2022 г. ) |
- Тегукури гасури : пучки пряжи связываются вручную. [5]
- Сурикоми гасури : краситель наносится прямо на мотки натянутой пряжи с помощью шпателя. Чаще всего это используется в иро гасури .
- Итаджимэ гасури : перед окрашиванием расположенные нити помещаются между двумя выгравированными пластинами или досками. Пластины плотно скреплены между собой болтами, так что при их погружении в краситель давление выступающих точек действует как сопротивление. [2] : 13, 19 [5]
- Оридзимэ гасури : уточные нити ткут на основе толстой хлопчатобумажной пряжи. Уток сильно отбит, что позволяет плотно упаковать уток. Когда ткань окрашивается, большая часть утка защищена от красителя тяжелой основой. Затем утки ткут с новыми основами (нормального диаметра), в результате чего получается тонкий точечный узор. Шелковые касури Амами Осима и рами касури Миякодзима , Окинава, известны этой техникой. [2] : 19
- Хогуши гасури ( букв. « распутать касури » ): окрашена только основа. Это можно сделать, завязав нити вручную. [7] [ сомнительно – обсудить ] Альтернативно, неокрашенную основу ткут с грубым временным утком. Затем на этой ткани печатается рисунок. Временный уток удаляют, а основу возвращают на ткацкий станок. Затем ткань ткут по простому утку. [2] : 21
- Хэйё гасури ( букв. « использовать оба касури » ): и основа, и уток окрашены или напечатаны по трафарету. [8] или окрашены вручную. [9]
- Куси-оши гасури : основа помещается на специальную печатную доску и печатается в технике блочной печати. Окрашенную основу затем ткут.
- Фукиёсэ гасури : пряжа окрашивается методом окунания . [2] : 21
- Бокаси гасури : перед окрашиванием пряжа скручивается или сплетается, так что части пряжи создают свой собственный резист. См. Бокаши (значения) .
По месту производства
[ редактировать ]Из-за региональных различий некоторые виды касури классифицируются по месту производства. Примеры включают в себя:
- Осима-цумуги : шелковые нити окрашены грязью и красителем из коры дерева Шаринбай, создавая глубокий черный цвет. окрашенные в грязь, Нити касури, сплетаются вручную для создания узоров. [10]
- Курумэ : э-гасури (изображение касури )
- Нара : касури из конопляного волокна с сино-гасури. [5]
- Миякодзима, Окинава из волокна рами . : касури
- Исэсаки , Хонсю и Амами Осима : касури из шелкового волокна.
- Окинава : иро-гасури шелковое волокно касури. [2] : 22
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Томито, Джун; Томита, Норико (1982). Касури: японское плетение икат, техника касури . Оксфорд: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-9043-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Грисволд, Ральф (1967). «Японские техники окрашивания резистом» . Обзор CIBA . 4 (1967/4). СИБА Лимитед. Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 года . Проверено 23 марта 2016 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Диз, Ян (2009). Кимоно Тайсё: Говоря о прошлом и настоящем . Милан: Скира Эдиторе. ISBN 978-88-572-0011-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дайан Рич; Ёсико Вада (1975). Икат: Введение . Красильная мастерская Касури. ISBN 978-0-593-32794-4 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 г. - скачать в формате pdf. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Остин, Джим. «Касури, японская техника икат» . Кимонобой Японский народный текстиль . Архивировано из оригинала 7 октября 2016 года . Проверено 25 марта 2016 г.
- ^ Легран, Кэтрин (2012). Индиго: цвет, изменивший мир . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-51660-7 .
- ^ «Коллекции Халили | Японское кимоно | Кимоно для женщины» . Коллекции Халили .
- ^ «К39: Кимоно для женщины» . Коллекция Халили.
- ^ «Коллекции Халили | Японское кимоно | Кимоно для женщины» . Коллекции Халили .
- ^ «Об Осиме Цумугимуре |Оошиме Цумуги Муре» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Японское плетение икат, Техники Касури, Джуна и Норико Томита. Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-9043-9
- Икат: Введение , Ритч, Д. и Вада, Ю.И., Беркли: Kasuri Dyeworks, 1-е издание 1973 г., переиздание 1982 г. - скачать в формате pdf.