Jump to content

Салиш плетение

Вождь Джордж и его дочь в традиционной одежде в 1902 году.

Салиш — опытные ткачи и вязальщицы с Тихоокеанского Северо-Запада . Они наиболее известны своими красивыми саржевыми одеялами, многие из которых очень старые. Внедрение новых тканей, красок и технологий ткачества позволяет нам сегодня изучать самые разнообразные плетения Салиша.

Согласно устным преданиям, одеяла использовались в церемониальных целях с незапамятных времен. Одеяла Салиш идентифицировали владельца как гражданского и религиозного лидера сообщества. Заслуженных людей украшали одеялом, чтобы отличить их, или они сидели или стояли на своих одеялах, чтобы поднять их в соответствии со своим почетным статусом. [1] Одеяла также символизировали богатство человека и часто раздавались членам общины или даже другим деревням, чтобы показать процветание. Из-за своей высокой стоимости одеяла также использовались в качестве валюты, за которую можно было покупать или обменивать другие товары.

Изготовлением одеял занимались женщины. Молодых девочек обучали их бабушки еще в десятилетнем возрасте, а в период полового созревания обучение было более интенсивным. Плетение одеял требовало серьезных усилий и могло занять много времени. Кроме того, они часто были связаны с духовными задачами или ритуалами, такими как воздержание. [2]

География

[ редактировать ]

Имя Салиш относится к группам коренных народов на северо-западе Тихого океана, чья речь и культура имеют достаточно общего, чтобы предположить древние отношения, аналогично названию индоевропейцев или названию полинезийцев . Регион, населенный этой группой, включает север от каньона Фрейзер до острова Ванкувер , до Абердина в Вашингтоне . В регионе Нуксалк , расположенном дальше на север, также говорят на салишском диалекте. Хотя салишанские народы были сильно расслоены , с относительно сложным разделением труда и мощной элитой , [3] [4] каждая деревня отличалась от других, регион Салиш не был единым, и люди, населявшие регионы Салиш, не считали себя частью единой группы Салиш, как индоевропейские и полинезийские народы. [2]

Традиции

[ редактировать ]

Во время церемонии потлача присутствующим раздавались одеяла в знак богатства. Пока обслуживающий персонал получал одеяла, донор приобретал престиж, что позволило ему повысить свой социальный статус. Иногда, чтобы обеспечить одеялами как можно больше людей, одеяла разрезали на части, чтобы больше посетителей могли получить подарок. Эти фрагменты часто переделывались и включались в более крупные одеяла. [1]

Зимой часто проводились танцы духов. Здесь группа мужчин исполняла танец. Изменение песни может привести к тому, что они станут «одержимыми», что позволит им исполнять танец, непохожий на других. Зрители часто дарили одеяла новым танцорам, чтобы почтить их память. [2]

Техники плетения

[ редактировать ]

Салиш переняли многие из многочисленных техник ткачества. К ним относятся: накидной, диагональный ажур , вертикальный и косой ажур, ажур, накладное, простое скручивание, трехстоечное скручивание, простой ажур и двойное скручивание. Наиболее частый метод - это полотняная техника, саржа и шпагат.

Простой дизайн

[ редактировать ]

Простой дизайн, также известный как шахматное или диагональное переплетение, включает в себя простое переплетение одной нити утка внутрь и наружу над одной нитью основы и под другой. Иногда при изготовлении корзин переплетение меняется, пропуская уток через два, под два или через один, под два. Это переплетение в основном используется при изготовлении циновок из кедровой коры, тростника и других грубых материалов. [5]

Пример узора саржевого переплетения одеяла из коллекции Музея археологии и этнологии Университета Саймона Фрейзера.

Этот тип переплетения, называемый SWOH-kwah-'tl , [ нужна ссылка ] используется при производстве одеял самых больших размеров. Основа . и уток обычно состоят из одного и того же материала Уток пересекает основу по двум, по двум или по двум, по одной. По краю уток поворачивают назад и плетут в противоположном направлении. Порядок пересечения основы меняется по мере плетения каждой линии – ступенчато по одной основе, но продолжается система над двумя, под одной на протяжении всего переплетения. [5]

Пример узора шпагатного переплетения одеяла из коллекции Музея археологии и этнологии Университета Саймона Фрейзера.

Плетение - это тип переплетения, и его модификации двойного сплетения, а также двух- и трехпрядного сплетения используются во многих лучших образцах плетения Салиш. Создаваемый дизайн аналогичен с обеих сторон полотна. Основа полностью закрыта и может быть из другого материала. [5]

Материалы

[ редактировать ]

Жители Салиша выбирают материалы для плетения, которые в изобилии растут в их местной среде. Археологические раскопки, проведенные в этом районе, обнаружили большое количество плетений и волокон, что позволило определить, какие материалы использовались исторически.

Шерсть горной козы

[ редактировать ]

Салиш использовали шерсть горных коз, или САХ-ай . [ нужна ссылка ] в качестве основного источника волокна для ткачества. Одеяла из козьей шерсти были самыми ценными. [2] Первоначально салиш добывали шерсть высоко в горах, где горные козлы проводили лето и сбрасывали старую шерсть. Шерсть можно найти запутавшейся или запутавшейся в низких кустах. В этот сезон они также сохраняли шерсть, полученную от коз, убитых в пищу. Они сворачивали шкуру мякотью вместе, и через несколько дней шерсть линяла естественным путем. Затем его сорвали и изготовили пряжу . необработанного волокна сделать Прежде чем из работоспособные нити, его смешивали с белой мелоподобной глиной, которая впитывала жир, позволяя волокнам шерсти сцепляться друг с другом. Шерсть отечественных овец в настоящее время полностью заменила шерсть горных коз, которая является редкой и труднодоступной. [5]

Волосы собаки

[ редактировать ]

Помимо сбора шерсти горных коз, салиш держали (в основном белых) шерстистых собак , чтобы использовать их мех в качестве волокон для плетения. В журнале 1792 года капитан Джордж Ванкувер написал, что «собаки, принадлежащие к этому племени... были многочисленными и напоминали померанских , хотя в целом несколько крупнее. Все они были острижены до кожи, как овцы в Англии; и Их шерсть была настолько компактной, что большие части можно было поднять за угол, не создавая никакого разделения». [6]

были У народа столо собаки, похожие на койота, с глубоким, пушистым подшерстком, покрытым более грубой длинной шерстью. Собак выщипывали ради шерсти, а не стригли. Часто салиш включали в волокно пух водоплавающих птиц или пух молочая при его прядении в пряжу. [5]

Кедровая кора

[ редактировать ]

У Салиш было много кедровой коры, или СЛА. [ нужна ссылка ] и использовал его для многих вещей, включая одежду. Более мягкая внутренняя кора использовалась для плетения. Его делали мягче и податливее путем кипячения в течение двух дней. Затем они работали с полосками, сгибая, скручивая и потирая их руками, покрытыми защитными перчатками из оленьей кожи. После изготовления полоски снимали и использовали для плетения или плетения ажурных корзин . При изготовлении одежды кору сначала растирали в клочья, а затем расчесывали на мелкие отдельные волокна. Затем из него плели тонкую бечевку или шнур, по мере необходимости. [5]

Другими типами материалов, используемых для плетения, были индийская конопля , волокно крапивы, волокно молочая, камыш и тростник, кора ивы и, в последнее время, шерсть одомашненной овцы.

Индийская конопля

[ редактировать ]

) , произрастающую во многих регионах, Индийскую коноплю ( Apocynum cannabinum собирали и сушили до созревания. Траву варили, чтобы сделать их мягкими и податливыми. При использовании для ткачества волокна оставались влажными. Индийская конопля использовалась людьми, говорящими на салише, недалеко от Спуццума на реке Фрейзер, в качестве основного материала для основы. На травяной основе ткали покрывало из мягкой собачьей шерсти или шерсти горного козла. [5]

Крапивное волокно

[ редактировать ]

Шпагат из коры стеблей крапивы широко использовался при изготовлении изделий, требующих прочности благодаря твердой, прочной нити основы. Сушеную крапиву увлажняли, чтобы кора стала достаточно гибкой, а сердцевина стебля оставалась сухой и ломкой. Если расколоть стебель и потереть его о тупой край, кора отделится от сердцевины. Затем эту кору взбивали и прочесывали или прочесывали в мягкую ткань, которую можно было прясть с помощью веретена, аналогично прядению шерсти. Шпагат из крапивного волокна имел большую прочность и использовался при изготовлении сетей и лески, а также в качестве основы в ткачестве. [5]

Волокно молочая

[ редактировать ]

Шпагат изготавливался из коры молочая, растения, произрастающего в районе реки Томпсон. Из коры можно было сделать тончайший шпагат, а из семян — мягкий пух. В сочетании с козьей и собачьей шерстью из него получилось тончайшее волокно для плетения одеял. [5]

Камыши и камыши

[ редактировать ]

Используются два типа камыша: плоский и круглый стебель. Собранные для использования в конце лета тростники срезали на уровне воды или ниже, а затем раскладывали на стеллажах для просушки. Их ткали для изготовления циновок или сумок или разделывали для использования в качестве шпагата, бечевки и сумок. [5]

Кора ивы

[ редактировать ]

Из внутренней коры было сплетено множество форм, которые сохраняли свою форму и демонстрировали значительную прочность и долговечность. Кипячение сделало его мягким и податливым, поэтому ему можно было придавать нужную форму. [5]

Домашняя овечья шерсть

[ редактировать ]

Овечья шерсть , или мах-тоо-ЭХЛ-кель , [ нужна ссылка ] — наиболее распространенный материал, используемый для современного ткачества Салиш. Некоторые вязальщицы по-прежнему покупают стриженую шерсть и проходят большую часть традиционной подготовки, но большинство покупает вымытую и прочесованную шерсть непосредственно на коммерческой чесальной фабрике. [7] Флис слегка стирают в ванне с теплой водой, а затем вывешивают на улицу сушиться. Затем его расщипывают или разбирают пальцами, чтобы удалить спутанные участки и рыхлую грязь. Затем шерсть прочесывают, оставляя шерсть в виде мягких войлоков, где волокна лежат вдоль. Поступая на прядильную машину, шерсть ловко вручную подается на ось веретена . Это разделяет части мотка шерсти и позволяет выполнить необходимое количество прядений до того, как натяжение ослабнет и намотать шерсть на веретено. Когда веретено заполнено, шерсть разматывают и хранят в клубках или мотках. [5]

Крашение

[ редактировать ]
Пример разноцветного одеяла из коллекции Музея археологии и этнологии Университета Саймона Фрейзера.
Пример включений красной ткани на белом шерстяном одеяле из коллекции Музея археологии и этнологии Университета Саймона Фрейзера.

Все красители , доступные салишам, происходят из натуральных растительных и минеральных источников. Например, такой как красный из красной ольхи или западного красного кедра. [8]

Здесь описан современный процесс ручного окрашивания, который может быть аналогичен ранее использовавшемуся процессу. Все эти процессы требуют, чтобы пряжа была пропитана в кастрюле, содержащей источник цвета и уже кипяченную воду. Затем пряжу помещали в ванну с протравой и оставляли кипеть более часа. Алюминиевая протрава придает желтый цвет, медный купорос дает зеленый цвет, а сульфат железа/железная протрава придает серый вид. Другими протравителями являются хром и олово. На последнем этапе краситель смешивали с пряжей и кипятили более часа, после чего окрашенную пряжу снимали, прополаскивали и оставляли сушиться. [2]

Некоторые красные включения, обнаруженные в некоторых одеялах, могут быть изготовлены из шерстяной ткани и использовались ткачами Салиша в последней четверти 1800-х годов. Полоски отрывали от привозных одеял или других материалов и использовали в ткачестве. [ нужна ссылка ] Вероятно, введение этих иностранных материалов в ткачество было основано на цвете; полоски ярко окрашенной ткани распространены в более поздних однотонных или однотонных одеялах Салиш, в то время как яркая коммерческая пряжа включена во многие декоративные одеяла. В большинстве случаев в представленных тканевых полосках и пряже используются цвета, недоступные при использовании натуральных растительных или минеральных красителей. [2]

Процесс прядения

[ редактировать ]

Подготовка волокна представляла собой обширный процесс, который включал в себя очистку и чеканку волокна, прядение и скручивание пряжи, окрашивание цветной пряжи и, наконец, ткачество. Для изготовления пряжи использовался стержень длиной обычно 2–3 фута, на котором удерживается камень или, предпочтительно, оборот китового уса. Вращение веретена осуществляется ударами правой руки по нижней стороне мутовки, при этом верхний конец черенка удерживается между большим и указательным пальцами другой руки, а нижний конец опирается на землю. С помощью веретена две нити пряжи скручиваются друг вокруг друга в одну нить. Козьи волосы всегда пряли буквой «s», что означало, что при прядении завиток поворачивался против часовой стрелки. Поскольку козья шерсть всегда изготавливалась из двухслойной пряжи, двойную пряжу пряли путем присоединения двух отрезков однослойной пряжи «s» и последующего поворота завитка по часовой стрелке с поворотом «z». [2]

Целью плетения одеяла было не только создание чего-то функционального, но также значимого и символического. Примером может служить зигзагообразный дизайн, встречающийся на многих одеялах Салиш. Узор более чем эстетичен и может изображать такие вещи, как след, молнию или змею. [2]

Инструменты

[ редактировать ]

Салишская технология

[ редактировать ]

Ткацкий станок Салиша состоит из двух вертикальных стоек, которые поддерживают две горизонтальные перекладины длиной около 6 футов. На этих горизонтальных перекладинах ткутся одеяла, которые регулируются на вертикальных стойках для изменения размера. Основа оборачивается вокруг горизонтальной перекладины и крепко удерживается в процессе плетения. [2]

Наследие

[ редактировать ]

В начале 20 века ткачество одеял Салиш пришло в упадок. В 1884 году был принят закон, запрещающий религиозные обряды коренных народов, как часть попытки колонизаторов «цивилизовать» коренное население. Этот закон действовал до 1920-х годов. В этот запрет входила важная церемония потлача. В дополнение к этим законам колонизаторы также привезли с собой свои собственные шерстяные одеяла, наиболее известные из которых — не совсем белые одеяла компании Гудзонова залива с красными, желтыми и зелеными полосами. Из-за быстрого производства эти одеяла HBC были в двадцать раз дешевле, чем традиционные одеяла Салиш. Традиционные одеяла из козьей шерсти стоили в двадцать раз дороже одеял Гудзонова залива из-за лучшего материала и более трудоемкого производства. Когда плетение одеял пришло в упадок, женщины Салиш начали вязать свитера и другую одежду. Эти свитера, известные как «Коуичан» в честь общины Салиш на острове Ванкувер, были сделаны из овечьей шерсти, полученной от поселенцев. По форме это был традиционный европейский кардиган, но в одежде были вплетены такие салишские мотивы, как орлы и киты. Хотя эта вязаная одежда не имела такого же церемониального или символического значения, как тканые одеяла, ее, тем не менее, носили во время заметных гражданских и религиозных мероприятий. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Криска Бирверт. Плетение красоты, плетение времени в Сабадебе Дары: искусство и художники Салиша на тихоокеанском побережье. ред. Барбара Бразертон. Художественный музей Сиэтла: 2008.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Паула Густафсон. Салишское плетение . Дуглас и Макинтайр: Ванкувер, 1980.
  3. ^ Дональд, Лиланд (август 1997 г.). Рабство аборигенов на северо-западном побережье Северной Америки . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520918115 . Проверено 7 февраля 2014 г.
  4. ^ Эймс, Кеннет (октябрь 1981 г.). «Эволюция социального рейтинга на северо-западном побережье Северной Америки». Американская древность . 46 (4): 789–805. дои : 10.2307/280106 . JSTOR   280106 . S2CID   161600600 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Плетение Салиш: примитивное и современное в практике индейцев Салиш на юго-западе Британской Колумбии, Оливер Н. Уэллс, 1969 г.
  6. ^ Хоуэй Ф.В., «Одеяла из собачьей шерсти на побережье Салиш», Washington History Quarterly, 9/2 (1918), 83-92.
  7. ^ Мейкле, Маргарет (1987). Ковичанское индийское вязание . Музей антропологии Университета Британской Колумбии, примечание 21, стр.7.
  8. ^ Тернер (1998). Технология растений первых народов Британской Колумбии . ЮБК Пресс. ISBN  9780774806879 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ada99dfe457850922226326d7d3545fd__1682465820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/fd/ada99dfe457850922226326d7d3545fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salish weaving - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)