Чилкат плетение

Чилкатское плетение – традиционный вид ткачества. практикуется тлинкитами , хайда , цимшианами и другими народами северо-западного побережья Аляски и Британской Колумбии. Халаты чилкат носят высокопоставленные члены племени в гражданских или церемониальных случаях, включая танцы. Одеяла почти всегда черные, белые, желтые и синие.
Фон
[ редактировать ]

Название происходит от тлинкитов региона Чилкат (Джилхаат). [2] недалеко от Клюквана, Аляска, на реке Чилкат . подтверждается . По мнению некоторых тлинкитских ткачей, эту технику изобрели нисгаа, хотя в цимшианских источниках это не Чилкатное плетение можно применять для одеял, халатов, танцевальных туник, фартуков, леггинсов, [2] рубашки, жилеты, сумки, шляпы и гобелены. [3] Одежда Чилкат имеет длинную шерстяную бахрому , которая колышется во время танца. [2] Традиционно вожди носили мантии Чилкат во время церемоний потлача . [4]
Чилкатское плетение – одна из самых сложных техник плетения в мире. [5] Его уникальность заключается в том, что художник может создавать криволинейные и круглые формы внутри самого переплетения. На плетение халата Чилкат может уйти год. Традиционно шерсть горных коз , собачий мех и кору желтого кедра . в ткачестве Чилкат используют [6] Сегодня можно использовать овечью шерсть. В дизайне использовались формы Северо-Западного побережья , традиционный эстетический язык, состоящий из элементов овоидной, U-образной и S-образной формы. [7] создавать сильно стилизованные, но репрезентативные клановые гербы и фигуры из устной истории - часто животных и особенно их черты лица. Желтый и черный цвета являются доминирующими в тканях. [6] как и натуральный желтоватый цвет неокрашенной шерсти. Синий может быть второстепенным цветом. [8] Ткацкие станки, используемые в ткачестве Чилкат, имеют только верхнюю раму и вертикальные опоры, а нижнюю рамку не имеют, поэтому нити основы свисают свободно. Ткач работает вертикальными секциями, а не перемещается горизонтально из конца в конец. [6] Следовательно, многие конструкции разбиты на вертикальные столбцы. Как и большинство произведений искусства Северо-Западного побережья, эти колонны двусторонне симметричны .
Возрождение
[ редактировать ]
В 1990-х годах только шесть человек все еще практиковали настоящее ткачество чилкат, но сегодня эта техника переживает возрождение. Клан Каагваантаан, женщина-хит Гуч Дженни Тлунаут (1891–1986) была знаменитой ткачихой из Чилката, чьи знания в области дизайна форм были настолько глубокими, что она могла создавать свои собственные модели, следуя традиционным правилам. [9] Тлунаут обучал женщину клана Гаанаштейди Анну Браун Элерс и женщину клана Т'ахдейнтаан Клариссу Ризал . [10] [11] Ризал и другие работали над обучением нового поколения ткачей, и с тех пор все больше людей начали ткать в общинах тлинкитов, хайда и цимшианцев.
Эти племена также создают ткани из Вороньего хвоста и одеяла с пуговицами .
См. также
[ редактировать ]- Лили Хоуп
- Урсала Хадсон
- Кларисса Ризал
- Дженни Тлунаут
- Искусство Северо-Западного побережья
- Индейское искусство
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Одеяло Чилкат Одеяло Чилкат » (на французском языке). Кристи . Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 года.
Нетипичный внешний вид этого одеяла (отсутствие кедровой коры в нитях основы, два ряда бахромы, эксцентричная вышивка и шевроны) является визитной карточкой этого художника.
- ^ Jump up to: а б с Ширар 2000 , с. 28.
- ^ Браун 1998 , с. 124.
- ^ Дубин 1999 , с. 403.
- ^ Христодулидес, Кристи (29 февраля 2012 г.). «Распаковка фразы: Одеяло Чилкат» . Музей Берка . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Ширар 2000 , с. 29.
- ^ Дубин 1999 , с. 398.
- ^ Браун 1998 , стр. 126–127.
- ^ Браун 1998 , с. 125.
- ^ Кларисса Хадсон. Студия Клариссы Хадсон. (получено 17 марта 2009 г.). Архивировано 28 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Анна Браун Элерс: Чилкат Уивер. Архивировано 2 ноября 2008 г. в Wayback Machine (получено 17 марта 2009 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Стивен С. (1998). Родные видения: эволюция искусства северо-западного побережья с восемнадцатого по двадцатый век . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97658-6 .
- Дубин, Лоис Шерр (1999). Ювелирные изделия и украшения североамериканских индейцев: от предыстории до наших дней . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-3689-5 .
- Ширар, Шерил (2000). Понимание искусства Северо-Западного побережья . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. ISBN 0-295-97973-9 .
- Джонс, Закари Р. (2019). «Жизнь, нарисованная пряжей: биография тлинкитской Чилкат Уивер Клары Ньюман Бенсон». История Аляски Том. 34, нет. 2 (осень 2019 г.): 26–43.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Элерс, Энн Браун. «Ткач Чилкат сохраняет живые традиции Юго-Востока» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
- Энн Дорнфельд (29 августа 2017 г.). «Ваши произведения искусства коренных американцев принадлежат вам — или их племени?» . КУОВ-FM .
- Chilkat Blanket (март 2014 г.) Канадская энциклопедия