Основа и уток
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
При производстве ткани , основа и уток являются двумя основными компонентами ткачества которые превращают нити и пряжу в текстильные ткани. Вертикальные нити основы удерживаются в натяжении неподвижно на ткацком станке (раме), в то время как горизонтальный уток (также называемый утком ) протягивается через (вставляется сверху и снизу) нить основы. [1] В терминологии ткачества каждая нить основы называется концом основы (синонимы — укладочная пряжа и укладочная пряжа ); кирка — это одна уточная нить, пересекающая нить основы. [2] [3]
В 18 веке промышленная революция способствовала индустриализации производства текстильных тканей с помощью «ковыря». [4] и « летающий челнок », изобретенный Джоном Кеем в 1733 году. Механизированный ткацкий станок был запатентован Эдмундом Картрайтом в 1785 году, что позволяло производить шестьдесят операций в минуту. [4]
Этимология
[ редактировать ]Слово уток происходит от древнеанглийского слова wefan — ткать. Warp означает «то, через что перебрасывается уток». ( Древнеанглийское Wearp , от weorpan — бросать, ср. немецкое werfen , голландское werpen ). [5]
Деформация
[ редактировать ]Основа — это набор нитей или других материалов, натянутых на ткацком станке до введения утка в процесс ткачества. Под ним понимают продольный набор готового полотна с двумя и более наборами элементов. [6]
Этот термин также используется для обозначения набора нитей, созданных до переплетения уточных нитей каким-либо другим методом, например манипуляцией пальцами, с получением обернутых или сплетенных структур. В очень простых ткацких станках используется спиральная основа , в которой основа состоит из одной очень длинной пряжи, намотанной по спирали вокруг пары палочек или балок. [7]
Основа должна быть прочной, чтобы выдерживать большое натяжение во время процесса плетения, в отличие от утка, который почти не испытывает натяжения. чтобы пряжа, используемая для концов основы, или отдельные нити основы, была изготовлена скрученного из Для этого необходимо , волокна . натуральные волокна, такие как шерсть , лен , альпака и шелк Традиционно использовались . Однако усовершенствования прядильных технологий во время промышленной революции позволили создать хлопчатобумажную пряжу достаточной прочности для использования в механизированном ткачестве. Позже синтетические волокна, такие как нейлон или вискоза стали использовать .
В то время как большая часть ткачества осуществляется по утку, ткани с основой создаются с использованием плотно расположенных нитей основы. В них дизайн находится в основе, поэтому все цвета должны быть выбраны и размещены во время первой части процесса плетения, которую нельзя изменить. Такие ограничения в размещении цвета создают переплетения, определяемые продольными полосами и вертикальными узорами. Многие южноамериканские культуры, в том числе древние инки и аймары, использовали плетение на ремне , при котором вес тела ткача контролирует натяжение ткацкого станка. [8]
Уток
[ редактировать ]Поскольку уток не обязательно растягивать на ткацком станке, как основу, он обычно может быть менее прочным. Обычно он изготавливается из пряжи, первоначально шерсти , льна и хлопка, а сегодня часто из синтетических волокон, таких как нейлон или вискоза.
Уток продевается через основу с помощью « челнока », воздушных форсунок или «рапирных захватов». Ручные ткацкие станки были оригинальным инструментом ткача, при этом челнок вручную продевался через поочередно поднятые основы.
Как метафора
[ редактировать ]Выражение «основа и уток» (также «основа и уток» и «уток и основа») используется метафорически, как и «ткань»; например, «основа и уток студенческой жизни» приравнивается к «ткани студенческой жизни». [9] Основа и уток иногда используются в литературе даже в более широком смысле для описания базовой дихотомии мира, в котором мы живем, например, «вверх/вниз», «внутрь/снаружи», черное/белое, Солнце/Луна, инь/ян и т. д. Выражение также используется аналогичным образом для обозначения базовой структуры, на которой что-то построено. Термины «основа» и «уток» также встречаются в некоторых английских переводах Библии при обсуждении плесени, обнаруженной на тканевых материалах, в книге Левит 13:48-59.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Уток» . Музей Университета Джорджа Вашингтона и Музей текстиля . Вашингтон, округ Колумбия: Университет Джорджа Вашингтона . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 г. Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ Бернхэм (1980), стр. 170, 179.
- ^ Барбер (1991), с. 79.
- ^ Jump up to: а б Аспин, Крис (1981). Хлопковая промышленность . Ширская библиотека. п. 20 . ISBN 978-0-85263-545-2 .
- ^ «Деформация | Поиск в онлайн-словаре этимологии» . www.etymonline.com . Проверено 26 февраля 2018 г.
- ^ «Деформация | Музей Университета Джорджа Вашингтона и Музей текстиля | Университет Джорджа Вашингтона» . Museum.gwu.edu . Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ Бернэм (1980), с. 132
- ^ Ткачество в Перуанском нагорье , Нильда Калланаупа Альварес
- ^ «варп и гав» . Словарь.com . Проверено 14 июля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Барбер, EJW (1991). Доисторический текстиль . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-00224-Х .
- Бернхэм, Дороти К. (1980). Основа и уток: текстильная терминология . Королевский музей Онтарио . ISBN 0-88854-256-9 .