Гюль (дизайн)


Гюль гол (также пишется Азии , гёль и гюль ) — медальоноподобный элемент дизайна, типичный для традиционных ручной работы ковров из Центральной и Западной . В туркменском ткачестве они часто повторяются, образуя узор основного поля.
Форма
[ редактировать ]Гюль — это медальоны, часто восьмиугольные и часто несколько угловатые на обычном восьмиугольном плане, хотя они могут быть несколько закругленными в рамках ковроткачества, а некоторые имеют ромбовидную форму ( ромбы ). Обычно они обладают либо двойной вращательной симметрией , либо симметрией зеркального отражения (часто как влево/вправо, так и вверх/вниз). [1]
Гюль исторически описывался на Западе как мотив слоновой стопы. По другим западным предположениям, гул представлял собой рисунок круглой туркменской палатки, линии между палатками изображали оросительные каналы; или что эмблемой была тотемическая птица. Ни одно из этих описаний не имеет никакой основы в ткацкой традиции или культуре. [2]
Этимология
[ редактировать ]Термин гуль , гол , гёль или гюль широко используется в Центральной и Западной Азии, а также среди специалистов по коврам на Западе. Оно происходит от персидского слова «гол» (گل), что означает цветок или роза. [3] [4]
Использование
[ редактировать ]В туркменских тканях, таких как сумки и коврики, гулы часто повторяются, образуя основной узор на основном поле (за исключением каймы). [4] [5]
Различные туркменские племена, такие как Текке , Салор , Эрсари и Ёмут , традиционно ткали разнообразные гули, некоторые из которых имели древний дизайн, но узоры гул часто использовались более чем одним племенем, а также нетуркменами. [4] [5]
использовали сопоставление «дизайнерской лексики» племенных гулов, воспроизведенной на традиционных коврах . Западные авторы при изучении этногенеза азиатских народов [6]
В западной культуре
[ редактировать ]
Западные художники, в том числе Ганс Мемлинг, на нескольких своих картинах изображали восточные ковры из турецкой Анатолии с гулами, вплоть до того, что они известны как ковры Мемлинга . звезд или (крючковатых) драконов Эти гуль часто содержат мотивы 15 века , которые можно найти на коврах Конья . [7] Наличие крючковатого мотива определяет «ковер Мемлинга». [8] Художники Лоренцо Лотто и Ганс Гольбейн , которые аналогичным образом изображали анатолийские ковры, также назвали написанные ими разновидности ковров в их честь. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Галерея ковров. Ковер Турция (Курдский) 18 век» . МатФорум. 2012 . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Томпсон, Джон (1988). Ковры из палаток, дач и мастерских Азии . Барри и Дженкинс. п. 156. ИСБН 0-7126-2501-1 .
- ^ «Схемы и дизайны ковров» . Маленькая Персия. 2015 . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, Джон (1988). Ковры из палаток, дач и мастерских Азии . Барри и Дженкинс. п. 163. ИСБН 0-7126-2501-1 .
- ^ Jump up to: а б «Мотивы ковра: руководство для начинающих» . Арастан. 9 мая 2012 года . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Мейс, Рут; Холден, Клэр Дж.; Шеннан, Стивен (2005). Эволюция культурного разнообразия: филогенетический подход . Рутледж. стр. 118–120. ISBN 1-84472-099-3 .
- ^ Хоу, Р. Джон (2 октября 2010 г.). «Мотив «Мемлинга» Гюля, Лекция» . Р. Джон Хоу . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Кинг, Дональд и Сильвестр, Дэвид, ред. Восточный ковер в западном мире, с 15 по 17 века , Совет искусств Великобритании , Лондон, 1983, ISBN 0-7287-0362-9 . стр. 57
- ^ «Турецкий ковер» . Коллекция Килим. 2016 . Проверено 28 января 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Луиза В. Маки, Джон Томпсон (1980). Туркмены, племенные ковры и традиции . Музей текстиля (Вашингтон, округ Колумбия) .