Jump to content

Аблак

Зал приемов дворца Азем в Дамаске , Сирия , в технике аблак (18 век)

Аблак ( араб . أبلق ; разноцветный; буквально «пегий»). [1] ) — архитектурный прием, включающий чередующиеся или колеблющиеся ряды светлого и темного камня. [2] [3] Это арабский термин [4] описание техники, связанной с исламской архитектурой в арабском мире . [5] Возможно, оно берет свое начало в более ранней византийской архитектуре региона, где при строительстве использовались чередующиеся слои белого камня и оранжевого кирпича. [3] Техника используется в первую очередь для декоративного эффекта.

Происхождение

[ редактировать ]

Византийской империи Считается, что декоративная техника аблак, возможно, является производной от древней , в архитектуре которой использовались чередующиеся последовательные ряды светлого тесаного камня и более темного оранжевого кирпича. [3] Первое четко зарегистрированное использование кладки аблак встречается при ремонте северной стены Великой мечети Дамаска в 1109 году. [3]

Эта техника, возможно, возникла в Сирии, где местные поставки камня могли способствовать использованию чередующихся слоев светлого и темного камня. В южной части Сирии изобилие черного базальта , а также белого известняка . Запасы каждого из них примерно равны, поэтому вполне естественно, что использовались приемы кладки со сбалансированными пропорциями. [3]

Использование в исламской архитектуре

[ редактировать ]
Интерьер Купола Скалы , построенного в VII веке, с аблаком в арках.

Купол Скалы в Иерусалиме , первоначально построенный в конце VII века во времена Омейядов , имеет светлые и темные каменные вуссуары в арках внутренней колоннады. [6] [7] Происхождение обработки мрамора аблак на Куполе Скалы противоречиво: некоторые ученые предполагают, что они произошли от первоначальной конструкции, а некоторые говорят, что они были более поздними дополнениями (и тогда они различались относительно дат и личности строителей). [4] [6] Чередование красной и белой кладки в арок Великой мечети Кордовы , построенной в конце 8-го века и расширенной до 10-го века , является еще одним ранним примером такой техники, который может быть связан с более ранними примерами в Иерусалиме. и Дамаск с которыми омейядские правители Кордовы . , были знакомы [6] Эндрю Петерсен, исследователь исламского искусства и археологии, утверждает, что аблак (чередующиеся слои белого известняка и черного базальта) является «характерной чертой монументальной каменной кладки Дамаска». [8]

Каменная кладка Аблак в мечети Алаеддин в Конье (13 век)

Каменная кладка Аблака встречается в некоторых зданиях 12 и 13 веков в Диярбакыре, построенных при Артукидах , а также в некоторых поздних зданиях Айюбидов в Дамаске. [9] Он также появляется на порталах некоторых сельджукских памятников 13-го века в Конье , таких как мечеть Алаеддина и , медресе Каратай возможно, из-за влияния сирийских мастеров. [10]

Входной портал мечети аз-Захира Бейбарса в Каире, Египет (13 век)

Аблак стал заметной особенностью мамлюкской архитектуры в Сирии, Египте и Палестине в 14 и 15 веках. В этот период часто использовался черный и белый камень, а также красный кирпич в повторяющихся рядах, образуя трехцветное полосатое здание. [3] Каменная кладка Аблака дополняла другие декоративные приемы, такие как использование «извилистых» вуссуаров в арках, где камни чередующихся цветов были вырезаны во взаимосвязанные формы. [11]

В 1266 году мамлюкский султан аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари построил в Дамаске дворец, известный как Каср аль-Аблак Дворец Аблак »), который был построен с изменением светлой и темной кладки. Это название показывает, что термин «аблак» регулярно использовался для обозначения этого типа кладки в 13 веке. [3]

В Иордании мамлюкский хан-хан в Акабе представляет собой средневековую крепость, созданную по образцу тех, что использовались крестоносцами . Он содержит арку над защищенным входом. имеет Подковообразная арка каменную кладку аблак , напоминающую мамлюкскую архитектуру Египта. [12]

Хан Асад-паша в Дамаске, Сирия (18 век)

Строительство с чередующимися слоями кирпича и камня часто использовалось в ранней османской архитектуре в Анатолии и на Балканах , но оно вышло из моды в более поздней османской имперской архитектуре . [13] [14] [15] Традиционная техника аблак продолжала использоваться на региональном уровне в архитектуре Османской Сирии (16 век и позже). [3] [16] Примеры в Дамаске включают Сулеймания Такаяя (16 век), [17] Азмский дворец (18 век), [3] и хан Асад-паша (18 век). [18]

Использование в христианской Европе

[ редактировать ]
Чередование белого и темного камня в соборе Монцы в Италии (14 век) [19]

Техника чередования светлых и темных каменных конструкций также появилась в христианской Европе примерно в середине XII века, но неясно, произошло ли это развитие независимо или под влиянием существующих примеров в Сирии. [3] Яркие примеры включают соборы 13-го века в Монце , Сиене и Орвието , а также дворец в Генуе. [3]

Пизанские церковные памятники - особенно Пизанский собор и церковь Сан-Сеполькро (начато строительство в 1113 году) - использовали аблак , а не просто «черно-белую облицовку» между завоеванием Иерусалима в ходе Первого крестового похода (1099 г.) и завершением последнего. ок. различные архитектурные мотивы — аблак 1130. Использовались , зигзагообразная арка, вуссуар (гофрированный и равнинный). По мнению ученого Терри Аллена, эти украшения были прямым заимствованием мусульманской архитектуры, возникшим в результате паломничества в Иерусалим и войн в Леванте в результате Первого крестового похода . Посетители Иерусалима могли увидеть аблак на Куполе Скалы и в Храме Гроба Господня , а также другие примеры, которые, возможно, уже не сохранились. Таким образом, зигзаги и аблак стали частью репертуара романской архитектуры . [4] [20]

  1. ^ Хилленбранд, Роберт (1999). Исламское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. п. 146. ИСБН  978-0-500-20305-7 .
  2. ^ Раббат, Насер О. «10. Становление Цитадели как королевской резиденции» . Программа Ага Хана по исламской архитектуре . Массачусетского технологического института Школа архитектуры . Проверено 28 января 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Петерсен, Эндрю (1996). «аблак» . Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 1–2. ISBN  978-0-415-21332-5 .
  4. ^ Jump up to: а б с Аллен, Терри (2008). Пиза и Купол Скалы (электронное издание) (2-е изд.). Запад, Калифорния: Solipsist Press. ISBN  978-0-944940-08-2 . Проверено 28 января 2012 г.
  5. ^ Вермёлен, Урбен; Де Смет, Д.; ван Стинберген, Дж. (1995). Египет и Сирия в эпоху Фатимидов, Айюбидов и мамлюков . Том. 3. Издательство Питерс. п. 288. ИСБН  978-90-6831-683-4 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 28 января 2012 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Евангелату, Мария (2021). «Иерохронотопия: шаг во временное пространство через дверь Бонанно двенадцатого века в Пизанский собор» . В Богданович, Елена (ред.). Иконы космоса: достижения в иеротопии . Рутледж. С. 171–172 (см. прим. 77). ISBN  978-1-000-41086-0 .
  7. ^ Милрайт, Маркус (2014). «Купол Скалы». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN  9789004161658 .
  8. ^ Петерсен, Эндрю (3 октября 2011 г.). «Дамаск – история, искусство и архитектура» . Исламское искусство и архитектура. Архивировано из оригинала 14 января 2015 года . Проверено 28 января 2012 г.
  9. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 112–116. ISBN  9780195309911 .
  10. ^ Благословение, Патрисия (2016). Восстановление Анатолии после монгольского завоевания: исламская архитектура в землях Рума, 1240–1330 гг . Рутледж. п. 44. ИСБН  978-1-351-90628-9 .
  11. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Мамлюки» . Словарь исламской архитектуры . Тейлор и Фрэнсис . п. 172. ИСБН  978-0-415-21332-5 .
  12. ^ Петерсен, Эндрю (9 сентября 2011 г.). «Хашимитское Королевство Иордания – Архитектура и История» . Исламское искусство и архитектура . Архивировано из оригинала 28 марта 2016 года . Проверено 29 января 2012 г.
  13. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Османы (турецкий: Osmanli)» . Словарь исламской архитектуры . Тейлор и Фрэнсис . п. 217. ИСБН  978-0-415-21332-5 .
  14. ^ Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. п. 145. ИСБН  9781851496044 .
  15. ^ Чагаптай, Суна (2020). Первая столица Османской империи: религиозная, архитектурная и социальная история Бурсы . Издательство Блумсбери. п. 67. ИСБН  978-1-83860-552-0 .
  16. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 169. ИСБН  9780195309911 .
  17. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Дамаск» . Словарь исламской архитектуры . Тейлор и Фрэнсис . п. 61. ИСБН  978-0-415-21332-5 .
  18. ^ Шуп, Джон А. (2018). История Сирии . АВС-КЛИО. п. 76. ИСБН  978-1-4408-5835-2 .
  19. ^ Скотт, Лидер (2021). Строители соборов . ФилРужВицеверса. ISBN  978-3-98594-283-1 .
  20. ^ Аллен, Терри (1986). «4». Классическое возрождение в исламской архитектуре . Висбаден. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Раббат, Насер О. (1995). «Цитадель Каира: новая интерпретация королевской мамлюкской архитектуры». Исламская история и цивилизация . 14 . Лейден/Нью-Йорк: Э.Дж. Брилл. ISBN  90-04-10124-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80967389a887eb031ffcca596cc09b86__1721522160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/86/80967389a887eb031ffcca596cc09b86.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ablaq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)