Аблак

Аблак ( араб . أبلق ; разноцветный; буквально «пегий»). [1] ) — архитектурный прием, включающий чередующиеся или колеблющиеся ряды светлого и темного камня. [2] [3] Это арабский термин [4] описание техники, связанной с исламской архитектурой в арабском мире . [5] Возможно, оно берет свое начало в более ранней византийской архитектуре региона, где при строительстве использовались чередующиеся слои белого камня и оранжевого кирпича. [3] Техника используется в первую очередь для декоративного эффекта.
Происхождение
[ редактировать ]Византийской империи Считается, что декоративная техника аблак, возможно, является производной от древней , в архитектуре которой использовались чередующиеся последовательные ряды светлого тесаного камня и более темного оранжевого кирпича. [3] Первое четко зарегистрированное использование кладки аблак встречается при ремонте северной стены Великой мечети Дамаска в 1109 году. [3]
Эта техника, возможно, возникла в Сирии, где местные поставки камня могли способствовать использованию чередующихся слоев светлого и темного камня. В южной части Сирии изобилие черного базальта , а также белого известняка . Запасы каждого из них примерно равны, поэтому вполне естественно, что использовались приемы кладки со сбалансированными пропорциями. [3]
Использование в исламской архитектуре
[ редактировать ]
Купол Скалы в Иерусалиме , первоначально построенный в конце VII века во времена Омейядов , имеет светлые и темные каменные вуссуары в арках внутренней колоннады. [6] [7] Происхождение обработки мрамора аблак на Куполе Скалы противоречиво: некоторые ученые предполагают, что они произошли от первоначальной конструкции, а некоторые говорят, что они были более поздними дополнениями (и тогда они различались относительно дат и личности строителей). [4] [6] Чередование красной и белой кладки в арок Великой мечети Кордовы , построенной в конце 8-го века и расширенной до 10-го века , является еще одним ранним примером такой техники, который может быть связан с более ранними примерами в Иерусалиме. и Дамаск с которыми омейядские правители Кордовы . , были знакомы [6] Эндрю Петерсен, исследователь исламского искусства и археологии, утверждает, что аблак (чередующиеся слои белого известняка и черного базальта) является «характерной чертой монументальной каменной кладки Дамаска». [8]

Каменная кладка Аблака встречается в некоторых зданиях 12 и 13 веков в Диярбакыре, построенных при Артукидах , а также в некоторых поздних зданиях Айюбидов в Дамаске. [9] Он также появляется на порталах некоторых сельджукских памятников 13-го века в Конье , таких как мечеть Алаеддина и , медресе Каратай возможно, из-за влияния сирийских мастеров. [10]

Аблак стал заметной особенностью мамлюкской архитектуры в Сирии, Египте и Палестине в 14 и 15 веках. В этот период часто использовался черный и белый камень, а также красный кирпич в повторяющихся рядах, образуя трехцветное полосатое здание. [3] Каменная кладка Аблака дополняла другие декоративные приемы, такие как использование «извилистых» вуссуаров в арках, где камни чередующихся цветов были вырезаны во взаимосвязанные формы. [11]
В 1266 году мамлюкский султан аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари построил в Дамаске дворец, известный как Каср аль-Аблак (« Дворец Аблак »), который был построен с изменением светлой и темной кладки. Это название показывает, что термин «аблак» регулярно использовался для обозначения этого типа кладки в 13 веке. [3]
В Иордании мамлюкский хан-хан в Акабе представляет собой средневековую крепость, созданную по образцу тех, что использовались крестоносцами . Он содержит арку над защищенным входом. имеет Подковообразная арка каменную кладку аблак , напоминающую мамлюкскую архитектуру Египта. [12]

Строительство с чередующимися слоями кирпича и камня часто использовалось в ранней османской архитектуре в Анатолии и на Балканах , но оно вышло из моды в более поздней османской имперской архитектуре . [13] [14] [15] Традиционная техника аблак продолжала использоваться на региональном уровне в архитектуре Османской Сирии (16 век и позже). [3] [16] Примеры в Дамаске включают Сулеймания Такаяя (16 век), [17] Азмский дворец (18 век), [3] и хан Асад-паша (18 век). [18]
Использование в христианской Европе
[ редактировать ]
Техника чередования светлых и темных каменных конструкций также появилась в христианской Европе примерно в середине XII века, но неясно, произошло ли это развитие независимо или под влиянием существующих примеров в Сирии. [3] Яркие примеры включают соборы 13-го века в Монце , Сиене и Орвието , а также дворец в Генуе. [3]
Пизанские церковные памятники - особенно Пизанский собор и церковь Сан-Сеполькро (начато строительство в 1113 году) - использовали аблак , а не просто «черно-белую облицовку» между завоеванием Иерусалима в ходе Первого крестового похода (1099 г.) и завершением последнего. ок. различные архитектурные мотивы — аблак 1130. Использовались , зигзагообразная арка, вуссуар (гофрированный и равнинный). По мнению ученого Терри Аллена, эти украшения были прямым заимствованием мусульманской архитектуры, возникшим в результате паломничества в Иерусалим и войн в Леванте в результате Первого крестового похода . Посетители Иерусалима могли увидеть аблак на Куполе Скалы и в Храме Гроба Господня , а также другие примеры, которые, возможно, уже не сохранились. Таким образом, зигзаги и аблак стали частью репертуара романской архитектуры . [4] [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хилленбранд, Роберт (1999). Исламское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. п. 146. ИСБН 978-0-500-20305-7 .
- ^ Раббат, Насер О. «10. Становление Цитадели как королевской резиденции» . Программа Ага Хана по исламской архитектуре . Массачусетского технологического института Школа архитектуры . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Петерсен, Эндрю (1996). «аблак» . Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 1–2. ISBN 978-0-415-21332-5 .
- ^ Jump up to: а б с Аллен, Терри (2008). Пиза и Купол Скалы (электронное издание) (2-е изд.). Запад, Калифорния: Solipsist Press. ISBN 978-0-944940-08-2 . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Вермёлен, Урбен; Де Смет, Д.; ван Стинберген, Дж. (1995). Египет и Сирия в эпоху Фатимидов, Айюбидов и мамлюков . Том. 3. Издательство Питерс. п. 288. ИСБН 978-90-6831-683-4 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Евангелату, Мария (2021). «Иерохронотопия: шаг во временное пространство через дверь Бонанно двенадцатого века в Пизанский собор» . В Богданович, Елена (ред.). Иконы космоса: достижения в иеротопии . Рутледж. С. 171–172 (см. прим. 77). ISBN 978-1-000-41086-0 .
- ^ Милрайт, Маркус (2014). «Купол Скалы». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Петерсен, Эндрю (3 октября 2011 г.). «Дамаск – история, искусство и архитектура» . Исламское искусство и архитектура. Архивировано из оригинала 14 января 2015 года . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 112–116. ISBN 9780195309911 .
- ^ Благословение, Патрисия (2016). Восстановление Анатолии после монгольского завоевания: исламская архитектура в землях Рума, 1240–1330 гг . Рутледж. п. 44. ИСБН 978-1-351-90628-9 .
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Мамлюки» . Словарь исламской архитектуры . Тейлор и Фрэнсис . п. 172. ИСБН 978-0-415-21332-5 .
- ^ Петерсен, Эндрю (9 сентября 2011 г.). «Хашимитское Королевство Иордания – Архитектура и История» . Исламское искусство и архитектура . Архивировано из оригинала 28 марта 2016 года . Проверено 29 января 2012 г.
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Османы (турецкий: Osmanli)» . Словарь исламской архитектуры . Тейлор и Фрэнсис . п. 217. ИСБН 978-0-415-21332-5 .
- ^ Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. п. 145. ИСБН 9781851496044 .
- ^ Чагаптай, Суна (2020). Первая столица Османской империи: религиозная, архитектурная и социальная история Бурсы . Издательство Блумсбери. п. 67. ИСБН 978-1-83860-552-0 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 169. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Дамаск» . Словарь исламской архитектуры . Тейлор и Фрэнсис . п. 61. ИСБН 978-0-415-21332-5 .
- ^ Шуп, Джон А. (2018). История Сирии . АВС-КЛИО. п. 76. ИСБН 978-1-4408-5835-2 .
- ^ Скотт, Лидер (2021). Строители соборов . ФилРужВицеверса. ISBN 978-3-98594-283-1 .
- ^ Аллен, Терри (1986). «4». Классическое возрождение в исламской архитектуре . Висбаден.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Терри (2008). Пиза и Купол Скалы (электронное издание) (2-е изд.). Запад, Калифорния: Solipsist Press . ISBN 978-0-944940-08-2 . Проверено 28 января 2012 г.
- Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры (PDF) . Рутледж. ISBN 978-0-415-21332-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Раббат, Насер О. (1995). «Цитадель Каира: новая интерпретация королевской мамлюкской архитектуры». Исламская история и цивилизация . 14 . Лейден/Нью-Йорк: Э.Дж. Брилл. ISBN 90-04-10124-1 .
- Арки и своды
- Архитектура в Сирии
- Византийская архитектура
- Арабская архитектура
- Исламские архитектурные элементы
- Мамлюкская архитектура
- каменная кладка
- Мавританская архитектура
- Османская архитектура
- Орнаменты (архитектура)
- Архитектура в Ливане
- Архитектура в Государстве Палестина
- Архитектура в Иордании
- Архитектура в Египте