Мечеть Алаеддина
37 ° 52'22 "N 32 ° 29'31" E / 37,872655 ° N 32,492046 ° E Мечеть Алаеддина ( турецкий : Alâeddin Camii) — главный памятник на холме Алааддин (Алааддин Тепеси) в центре Коньи , Турция . Часть комплекса цитадели на вершине холма, в которой находился Дворец Сельджуков, она служила главным молитвенным залом сельджукских султанов Рума , а во дворе ее находятся места захоронения нескольких султанов. Он был построен поэтапно между серединой 12 и серединой 13 веков. Это самая большая из нескольких сохранившихся сельджукских мечетей в Конье.
Мечеть Алаеддина | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Провинция | Konya Province |
Область | Центральная Анатолия |
Церковный или организационный статус | Мечеть |
Расположение | |
Расположение | Konya , Turkey |
Географические координаты | 37 ° 52'24,75 "N 32 ° 29'33,25" E / 37,8735417 ° N 32,4925694 ° E |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Стиль | Сельджук |
Завершенный | 1235 |
Технические характеристики | |
Направление фасада | Север |
Длина | 56 м |
Ширина | 71 м |
угрожать (а) | 1 |
И мечеть, и холм, на котором она стоит, названы в честь сельджукского султана Алааддина Кейкубада I ( Алааддин Тепеси и Алааддин Джами ).
История
[ редактировать ]Алаэддин Хилл
[ редактировать ]Холм Алаэддин в древности был известен как холм Кавания и Каоания. Эфлатун Мескиди, переоборудованная византийская церковь Айос Амфилохий , до 1920-х годов делила холм с мечетью. [1] Сама мечеть Алааддина, вероятно, была построена на месте бывшей христианской базилики . Эта гипотеза подтверждается раскопками 20-го века и древними сполиями, повторно использованными внутри мечети. [2] [3] [4] [5] Комплекс расположен недалеко от искусственного городского кургана, на месте которого когда-то стоял древний акрополь города. [1]
Мечеть
[ редактировать ]Сельджукский султан Месуд I начал строительство мечети в 1155 году. [6] Хотя есть свидетельства того, что это датируется более ранним 1120 годом. [2] Надпись датирует прекрасный из черного дерева минбар 1155 годом, что делает его первым датированным образцом искусства сельджуков в Анатолии . [7] Полихромная керамическая рама михраба и купол над ним также могут датироваться этим периодом. Восточное крыло мечети, колонны которого построены из повторно использованных византийских колонн и капителей, необычайно открыто и просторно. [8]
Месуда I Сын Кылычарслан II продолжил дело своего отца в строительстве мечети. [9] В 1219 году Кайкаус I начал масштабную программу реконструкции, переместив главный вход с запада на север, напротив михраба, и добавив монументальный фасад на северной стороне, с видом на город и дворцом Сельджуков. Во дворе было начато строительство мраморной гробницы. Строительные работы Кайкауса были прерваны его смертью в том же году, но были возобновлены его братом и преемником Алааддином Кейкубадом I. Кейкубад изменил несколько надписей своего брата и забрал все улучшения мечети себе. В 1235 году он добавил к востоку от михраба большую комнату, поддерживаемую сорока двумя колоннами. Мечеть получила свое название от Кейкубада.
Минарет , мраморный михраб (1891 г.) и восточная дверь , через которую большинство посетителей входят в мечеть, относятся к османскому периоду.
Во дворе мечети находятся две типично сельджукские гробницы ( кумбеты ), одна из которых была построена Кылычарсланом II и до сих пор сохранила голубую черепицу на крыше. [10] В основании крыши одной из гробниц изображен тронный стих из Корана .
Надписи
[ редактировать ]Над главным входом в мечеть надпись приписывает ее завершение султану Алааддину Кейкубаду I в 617 году хиджры (1220-221). [11] Справа другая надпись приписывает одному и тому же султану ответственность за мечеть и гробницы. В другой надписи упоминается сирийский мастер Мухаммад бен Хаулан из Дамаска. Надписи на фасаде также показывают имена Алааддина, Иззеддина Кейкавуса и атабега , который отвечал за работу над мечетью во время правления Алааддина и Иззеддина. Иззеддин отвечал за строительство главного молитвенного зала мечети. [10]
Гробницы султанов-сельджуков
[ редактировать ]Во дворе мечети Алаеддина находятся две монументальные мавзолеи , известные как тюрбе или кюмбеты . Судя по надписи на фасаде, Кылыччарслан II заказал десятигранную гробницу с конической крышей. [12] который стал местом захоронения династии Сельджуков, в котором находятся саркофаги восьми сельджукских султанов Рума:
- Рукнеддин Месуд I (ум. 1156)
- Иззеддин Кылычарслан II (р. 1196)
- Сулейман Шах (ум. 1204)
- Гияседдин Кайхусрев I (р. 1210)
- Алааддин Кейкубад I (ум. 1237)
- Гияседдин Кайхусрев II (р. 1246)
- Рукнеддин Киличарслан IV (ум. 1266)
- Гияседдин Кайхусрев II (р. 1283).
Строительство второго восьмиугольного мавзолея было начато Кайкаусом I , но на момент его смерти в 1219 году оно все еще не было завершено. Этот незавершенный мраморный мавзолей известен как Адсиз Тюрбе , или «Безымянный мавзолей», поскольку имена похороненных внутри него неизвестны. .
Новейшая история
[ редактировать ]В 1945 году мечеть перешла в ведение Министерства образования, которое превратило ее в музей вместе с Каратайским медресеси . До 1951 года мечеть находилась в ведении Главного управления благочестивых пожертвований (Vakıflar Genel Müdürlüğü). [13] В 1952 году музей снова стал мечетью, но споры по поводу его статуса продолжались, поскольку двор теперь принадлежал Главному управлению древностей и музеев (Eski Eserler ve Müzeler Genel Müdürlüğü). [14]
Реставрация
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны мечеть использовалась для хранения армейской техники. Попыток восстановить его не предпринималось до окончания войны. [14] В ходе четырехлетней реставрации на купол западной части были уложены свинцовые листы и тяжелые бетонные плиты с водонепроницаемым слоем. [15]
В 2014 году начались работы по полной реставрации мечети в рамках более широкого проекта по восстановлению оставшихся следов старого сельджукского дворца. К 2020 году работы были практически завершены. [16]
См. также
[ редактировать ]- Дворцовый футбол
- Saint Amphilochius (Konya)
- Медресе Каратай , Конья
- Ince Minaret Medrese , Konya
- Список великих мечетей Турции
Галерея
[ редактировать ]-
Мечеть Алааддина на гравюре 1849 года.
-
Мечеть Алаеддина со стороны
-
Молитвенный зал мечети
-
Михраб
-
Купол
-
Кафедра
-
Кафедра мечети Аладдина
-
Надпись
-
Надпись на мечети Аладдина
-
Надпись на мечети Аладдина
-
Главный вход в мечеть Алааддина
-
Ковер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Скотт Редфорд, Новый взгляд на мечеть Алаеддина в Конье , Искусство Азии , Том. 51, нет. 1/2, 1991:54
- ^ Перейти обратно: а б Скотт Редфорд, Новый взгляд на мечеть Алаеддина в Конье , Искусство Азии , Том. 51, нет. 1/2, 1991:57
- ^ Оустерхаут, Роберт Г. (2019). Восточная средневековая архитектура: строительные традиции Византии и соседних земель . Издательство Оксфордского университета. п. 579. ИСБН 978-0-19-005840-1 .
- ^ Бейхаммер, Александр Дэниел (2017). Византия и возникновение мусульманско-турецкой Анатолии, ок. 10:40-11:30 . Тейлор и Фрэнсис. п. 280. ИСБН 978-1-351-98386-0 .
- ^ Гринхал, Майкл (2009). Мраморное прошлое, монументальное настоящее: здание с древностями в средневековом Средиземноморье . Брилл. п. 473. ИСБН 978-90-04-17083-4 .
- ^ Конья , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove , Том 2, (Oxford University Press, 2009), 391.
- ^ Скотт Редфорд, Пересмотр мечети Алаеддина в Конье , Искусство Азии , Том. 51, нет. 1/2, 1991:55
- ^ Архитектура , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove , Том 2, (Oxford University Press, 2009), 117.
- ^ Свободно, Джон (1998). Западные внутренние районы Турции (1-е изд.). Стамбул: СЕВ. п. 237. ИСБН 9758176226 .
- ^ Перейти обратно: а б Редфорд, Скотт (1991). «Переосмысление мечети Алаеддина в Конье». Искусство Азии 51 (1/2): 56. дои : 10.2307/3249676 . JSTOR 3249676 .
- ^ Лэмб, Дороти (2013). «Заметки о сельджукских постройках в Конии» . Издательство Кембриджского университета . 21 :32–33 – через JSTOR.
- ^ Скотт Редфорд, Пересмотр мечети Алаеддина в Конье , 55.
- ^ Онге, Мустафа. «Сохранение культурного наследия на холме Алаеддин в Конье с 19 века до наших дней». 183. Неопубликованная докторская диссертация Мету, 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Онге, Мустафа. «Сохранение культурного наследия на холме Алаеддин в Конье с 19 века до наших дней». 184. Неопубликованная докторская диссертация Мету, 2011 г.
- ^ Онге, Мустафа. «Сохранение культурного наследия на холме Алаеддин в Конье с 19 века до наших дней». 214. Неопубликованная докторская диссертация Мету, 2011 г.
- ^ «Граждане собрались на пятничную молитву после завершения восстановления 800-летней старейшей мечети Коньи, мечети Алааддина» . www.iletisim.gov.tr (на турецком языке) . Проверено 23 июля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Редфорд, Скотт (1991). «Переосмысление мечети Алаеддина в Конье». Искусство Азии 51 (1/2). Цюрих: Издательство Artibus Asiae: 54–74. дои : 10.2307/3249676 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3249676 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Мечеть Алаеддина в Конье» . АрхНет . Архивировано из оригинала 18 февраля 2006 г.
- «Открытие искусства Сельджуков в Конье» . Билкентский университет . Проверено 5 сентября 2007 г.