Медресе Каратай
Медресе Каратай | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Округ | Konya |
Провинция | Konya |
Область | Центральная Анатолия |
Расположение | |
Расположение | ![]() |
Архитектура | |
Тип | Медресе |
Стиль | Сельджук |
Завершенный | 1251 |
Минарет (а) | 1 |
Медресе Каратай — медресе (школа часто, но не абсолютно религиозной направленности) в Конье , Турция , расположенное у подножия холма-цитадели, напротив руин сельджукского дворца и с видом на мечеть Алаеддина . С 1954 года здание служило музеем, в котором представлена коллекция исторического изразцового искусства, особенно периода сельджуков. Медресе и Каратай Хан , караван-сарай, построенный в 1240-х годах, являются крупнейшими сохранившимися памятниками в Конье и ее ближайших регионах. [1]
История
[ редактировать ]Он был основан в 1251 году визирем Джалал ад-Дином Каратаем (ум. 1254) во время совместного правления братьев Кайкубада II , Кайкауса II и Кылыдж Арслана IV . [2] [3] [1] Медресе было построено рядом с медресе Кучук Каратай, которого больше нет. [1] Памятник был построен после монгольского вторжения в Анатолию , поэтому его дизайн не является строго сельджукским. [3] Джалал ад-Дин, скорее всего, похоронен в боковой комнате медресе Каратай, где находится кенотаф. [1] : 44
В записях Шамс ад-Дина Ахмада Афлаки , биографа Руми , медресе было местом, где собрания как суфиев , так и учёных. происходили [1] Несмотря на зарегистрированное присутствие суфиев, в документе, перечисляющем пожертвования медресе (вакфийя), говорится: «И он [основатель] поставил условие, что мюдеррис ( учитель исламского права в медресе) должен быть ханафитом ...», вероятно, потому, что сельджуки правители были в основном ханафитами. [1]
Изготовление плитки медресе, вероятно, координировал Мухаммад ат-Туси, мастер-керамист из иранского города Тус в Хорасане, который также отвечал за отделку плиткой медресе Сырчалы . [4]
Архитектура
[ редактировать ]Медресе имеет прямоугольную форму размером примерно 31,5 на 26,5 метра (103 на 87 футов). [5]
Вход в него осуществляется через вестибюль на юго-восточной стороне, в углу здания. Снаружи вход представляет собой богато украшенный каменный портал с арабскими надписями, геометрическими и цветочными мотивами, каменной кладкой аблак (чередующиеся полосы серого и белого мрамора) и навесом из мукарнаса над дверным проемом. [5] Портал, не соединенный с корпусом здания, аналогичен порталу мечети Алаеддина; каменная кладка, вероятно, является работой мастеров из северной Сирии 1220-х годов. Возможно, что портал был построен ранее одновременно с мечетью Алаеддина и повторно использовался для медресе. [1] : 26, 44
Вестибюль ведет в большой купольный зал или центральный двор размером 12 на 12 метров (39 на 39 футов). [1] : 47 В центре зала находится квадратный бассейн с водой. [5] На вершине купола находится окулус шириной около 5 метров (16 футов). [5] Купол и переходные элементы (известные также как «турецкие треугольники») под ним покрыты богатой облицовкой из плитки и мозаичной плитки преимущественно черного и бирюзового цвета. [1] [5] Плитки украшены сложными геометрическими мотивами , а также переплетающимися куфическими надписями вдоль основания купола и вокруг окулуса. [1] Нижние участки стен украшены шестиугольными плитками бирюзового цвета, украшенными золотым орнаментом, большая часть которых представляет собой надписи. [1]
Вокруг этого главного зала несколько дверных проемов ведут в то, что раньше было небольшими отдельными комнатами или спальными помещениями для студентов, но к 20 веку они пришли в упадок, а их нынешний вид восходит к реконструкции 1970-х годов. [5] На западной стороне зала находится айван ( сводчатая комната , выходящая прямо в главный зал). По обе стороны от айвана также существуют две куполообразные комнаты, в которые можно попасть прямо из главного зала. Вероятно, это были классные комнаты, из которых айван, вероятно, был главным, а остальные, возможно, предназначались для зимнего использования. [5] Тот, что на северной стороне айвана, также был разрушен в наше время. Южный использовался как погребальная камера и содержит кенотаф, скорее всего, основателя Джалал ад-Дина Каратая. [5] [1] : 44
- Внешний вид медресе
- Входной портал
- Деталь каменной кладки аблака и мукарнаса на портале
- Главный зал медресе/музея
- Купол над главным залом
- арка айвана . Вид на переход купола, под которым видна
- Деталь плитки купола
- Айван, ответвляющийся от главного зала
- Гробница в юго-западном углу, где, вероятно, похоронен Джалал ад-Дин Каратай.
Музей
[ редактировать ]С 1954 года [6] это место служит музеем, где объединены сельджукские плитки , а артефакты из камня или дерева выставлены в медресе Минарета Индже , также в Конье. [7] [8] Коллекция музея Каратай была особенно обогащена находками, собранными в Кубадабадского дворца летней королевской резиденции на берегу озера Бейшехир , в восьмидесяти милях от Коньи к западу, раскопки которой проводились с 1960-х годов. [9] [10]
Реставрация здания была проведена в 2006 году. [11] По состоянию на 2019 год еще один проект реставрации находился в стадии реализации. [12] [ нужно обновить ]
- Керамические тарелки на выставке в музее
- восстановленная изразцовая мозаика из Кубадабадского дворца. На выставке представлена
- Плитка Кубадабадского дворца
- Плитка Кубадабадского дворца
- Фрагменты гипсовых украшений
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Благословение, Патрисия (2016). Восстановление Анатолии после монгольского завоевания: исламская архитектура в землях Рума, 1240–1330 гг . Рутледж. стр. 23–47. ISBN 978-1-351-90628-9 .
- ^ Блум, Джонатан; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . Издательство Оксфордского университета. п. 118. ИСБН 978-0-19-530991-1 .
- ^ Jump up to: а б Благословение, Патрисия (2022). Архитектура и материальная политика в Османской империи пятнадцатого века (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 89–90. дои : 10.1017/9781009042727 . ISBN 978-1-009-04272-7 .
- ^ Кэнби, Шейла Р.; Беязит, Дениз; Руджади, Мартина; Павлин, САУ (2016). Двор и космос: Великая эпоха сельджуков . Метрополитен-музей. стр. 283–284. ISBN 978-1-58839-589-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Демиральп, Йекта. «Каратай медресе» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Мюлайим, Сельчук (2001). «Каратай медресе» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ МакКлари, Ричард П. (2017). Рум Сельджукская архитектура, 1170-1220: покровительство султанов . Издательство Эдинбургского университета. п. 23. ISBN 978-1-4744-1748-8 .
- ^ Ренард, Джон (1998). Окна в дом ислама: мусульманские источники о духовности и религиозной жизни . Издательство Калифорнийского университета. п. 287. ИСБН 978-0-520-21086-8 .
- ^ Уокер, Бетани; Фенвик, Коризанда; Инсолл, Тимоти, ред. (2020). Оксфордский справочник по исламской археологии . Издательство Оксфордского университета. п. 154. ИСБН 978-0-19-998787-0 .
- ^ МакКлари, Ричард П. (2017). Рум Сельджукская архитектура, 1170-1220: покровительство султанов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 38 (см. примечание 37). ISBN 978-1-4744-1748-8 .
- ^ «Музей плиточного завода Конья Каратай | Турецкие музеи» . Турецкий музей . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ «Музей плитки | Конья, Турция | Достопримечательности» . Одинокая планета . Проверено 13 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Медресе XIII века
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 1251 году.
- Здания и сооружения в Конье
- Здания и сооружения Султаната Рум
- Медресе в Турции
- 1954 заведения в Турции
- Музеи, основанные в 1954 году.
- Археологические музеи Турции
- Туристические достопримечательности Коньи
- Предварительный список всемирного наследия для Турции
- Незавершенные турецкие здания и сооружения