Jump to content

Сангариусский мост

Координаты : 40 ° 44'15 "N 30 ° 22'22" E  /  40,737428 ° N 30,372853 ° E  / 40,737428; 30.372853
Сангариусский мост
Сангариусский мост
Координаты 40 ° 44' с.ш. 30 ° 22' в.д.  /  40,74 ° с.ш. 30,37 ° в.д.  / 40,74; 30.37
несет Дорога из Константинополя на восток в византийские времена
Кресты Уил-Крик (Древность: Сангариус)
Местный Рядом с Адапазары , Турция
Характеристики
Дизайн Арочный мост
Водорезы с обеих сторон
Материал Известняковые блоки
Общая длина 429 м
Ширина 9,85 м
Высота 10 м
Самый длинный пролет 24,5 м
Количество пролетов 7 основных арок + 5 протоков
Пирсы в воде 6
История
Окончание строительства 562 г. н. э.
Расположение
Карта

Мост Сангариус или Мост Юстиниана ( турецкий : Justinianos Köprüsü или Beşköprü ) — позднеримский мост через реку Сакарья ( латинский : Sangarius , греческий Σαγγάριος) в Анатолии , на территории современной Турции . Он был построен восточно-римским императором Юстинианом I (527-565 гг. н.э.) для улучшения сообщения между столицей Константинополем и восточными провинциями его империи. Мост длиной 430 м упоминался несколькими современными писателями и был связан с предполагаемым проектом, впервые предложенным Плинием Младшим императору Траяну . [1] построить судоходный канал в обход Босфора . [2]

Местоположение и история

[ редактировать ]

Мост Сангариус расположен на северо-западе Анатолии , в древнем регионе Вифиния , ок. В 5 км к юго-западу от города Адапазары . [3] Сегодня мост пересекает небольшой ручей Чарк Дерези (в древности называвшийся Мелас), который вытекает из близлежащего озера Сапанджа; современное русло гораздо более широкой Сакарьи лежит в 3 км к востоку. [3]

В древности и вплоть до средневековья мост служил важной цели: он был точкой пересечения стратегически важной военной дороги от Босфора к восточным провинциям Римской империи, которым угрожала империя Сасанидов. . [4] До того, как был построен каменный мост, существовал деревянный понтонный мост , который, по словам Прокопия , часто смывался во время разлива реки, что стоило жизни многим людям. [5]

Дату постройки каменного моста можно точно определить по современным источникам: два хвалебных стихотворения Павла Силенциария и Агафия , датированные 562 годом, отмечают его завершение, а летописец Феофан записывает, что работы начались в Anno Mundi 6052, что соответствует 559–560. [6] И наоборот, поскольку Прокопий утверждает, что мост все еще строился, когда он писал свою работу о строительных проектах Юстиниана ( De Aedificiis ), это означало бы, что он был написан в 560–561 годах и отмечался в 562 году, на пять-шесть лет позже, чем предполагалось ранее. [7] Однако, учитывая, что датировка Феофана несколько неточна, вполне возможно, что строительство моста первоначально началось ок. 554. [8]

Строительство

[ редактировать ]

Мост построен из блоков известняка и, включая устои на каждом конце, имеет длину 429 м, ширину 9,85 м и высоту до 10 м. [9] Мост опирается на семь основных арок . Пролет центральных пяти арок составляет от 23 до 24,5 м, опоры между ними ок. Толщина 6 м. С обеих сторон их дополняет арка меньшего размера с пролетом ок. 20 м. [3] Ручей Чарк Дерези сегодня протекает через одну из западных арок. [9] Кроме того, на берегах русла реки есть еще пять арок (две на западе и три на востоке) высотой от 3 до 9 м, которые служили водосбросами на случай разлива реки. [10] Восточная часть моста частично разрушена в результате строительства железнодорожной линии по течению реки. [9] Семь главных опор, по-видимому, были украшены небольшими христианскими крестами , которые, за исключением двух, похоже, были разрушены. [11]

Подробно ширина основных архитектурных элементов (пролеты выделены жирным шрифтом , опоры в скобках) в метрах: [11]

3 (NA) 7 (9,5) 19,5 (6) 23 (6 24,5 ) 24,5 (6) (6) 24 (6) 24,5 (6) 20 (9,5) 9 (NA) 6 (NA) 3
Эскиз сохранившихся частей моста, включая ныне исчезнувшую триумфальную арку на западном конце и апсиду на восточном конце (1838 г.)

Пирсы имеют такую ​​форму, что действуют как водорезы : закругленные со стороны верхнего течения и заостренные со стороны нижнего течения. Единственным исключением является самый широкий пирс на западном берегу, имеющий клиновидную форму с обеих сторон. Эта особенность моста Сангариус отличает его от большинства известных римских мостов, которые обычно имеют заостренные водорезы вверх по течению, а, если они существуют, также и вниз по течению. [11]

У западного входа стояла триумфальная арка , а на восточной стороне сохранились остатки апсиды , функция которой неясна, но, возможно, служила религиозной святыней. [3] Апсида представляет собой полукупол, ориентированный на восток, высотой 11 м и шириной 9 м. [12] Остатки ныне исчезнувшей арки изображены на эскизах, сделанных в 1838 году Леоном де Лабордом: на них изображен арочный дверной проем из каменной кладки, лежащий непосредственно у входа на мост. [13] На следующем эскизе приведены некоторые измеренные размеры: дверной проем имел высоту 10,37 м и ширину 6,19 м, а толщина колонн по обеим сторонам составляла 4,35 м. [14]

Мост также украшала надпись с эпиграммой греческой Агафия . Надпись не сохранилась, но ее содержание сохранилось в трудах императора Константина VII Багрянородного :

И ты, с жаждущими гесперийцами, и с мидянами, и со всем варварским стадом, держись, ты таким образом порабощен ладонью руки здесь;
И ты, вместе с гордой Гесперией , и мидийскими народами, и всеми варварскими стадами, Сангарием, чей бурный путь сломлен этими сводами, так рукой государя порабощен. Когда-то непроходимый для кораблей, когда-то необузданный, теперь вы лежите в кандалах из несгибаемого камня.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Плиний 10.41-42, 61-62.
  2. ^ Мур 1950 , с. 109
  3. ^ Jump up to: а б с д Уитби 1985 , с. 129
  4. ^ Уитби 1985 , с. 141
  5. ^ Прокопий, De Aedificiis, 5.3.8-11.
  6. ^ Уитби 1985 , стр. 136–141.
  7. ^ Уитби 1985 , стр. 141–147.
  8. ^ ПЛРЕ , Том. III, стр. 1064-1065.
  9. ^ Jump up to: а б с Уитби 1985 , с. 46
  10. ^ Уитби 1985 , стр. 129 и далее.
  11. ^ Jump up to: а б с Уитби 1985 , с. 130
  12. ^ Уитби 1985 , с. 47
  13. ^ Лаборд (1838), Таблица XIV, № 30.
  14. ^ Лаборд (1838), Таблица XIV, № 31.

Источники

[ редактировать ]
  • Фрорип, Зигфрид (1986), «Водный путь в Вифинии. Усилия римлян, византийцев и османов», Древний мир , 2-е, специальное издание: 39–50
  • де Лаборд, Леон (1838), «Путешествие по Малой Азии» , Париж, стр. 32–34 и таблица XIV, номера. 30–31
  • Мур, Фрэнк Гарднер (1950), «Три проекта каналов, римский и византийский», Американский журнал археологии , 54 (2), Археологический институт Америки: 97–111, номер документа : 10.2307/500198 , JSTOR   500198
  • Уитби, Майкл (1985), «Мост Юстиниана через Сангарий и дата Прокопия de Aedificiis», Журнал эллинистических исследований , 105 , Общество содействия эллинистическим исследованиям: 129–148, doi : 10.2307/631526 , JSTOR   631526
[ редактировать ]

СМИ, связанные с мостом Сангариус, на Викискладе?

40 ° 44'15 "N 30 ° 22'22" E  /  40,737428 ° N 30,372853 ° E  / 40,737428; 30.372853

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73360aa03b41cd70944b19178a946190__1681577280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/90/73360aa03b41cd70944b19178a946190.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sangarius Bridge - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)