Сангариусский мост
Сангариусский мост | |
---|---|
![]() Сангариусский мост | |
Координаты | 40 ° 44' с.ш. 30 ° 22' в.д. / 40,74 ° с.ш. 30,37 ° в.д. |
несет | Дорога из Константинополя на восток в византийские времена |
Кресты | Уил-Крик (Древность: Сангариус) |
Местный | Рядом с Адапазары , Турция |
Характеристики | |
Дизайн | Арочный мост Водорезы с обеих сторон |
Материал | Известняковые блоки |
Общая длина | 429 м |
Ширина | 9,85 м |
Высота | 10 м |
Самый длинный пролет | 24,5 м |
Количество пролетов | 7 основных арок + 5 протоков |
Пирсы в воде | 6 |
История | |
Окончание строительства | 562 г. н. э. |
Расположение | |
![]() |
Мост Сангариус или Мост Юстиниана ( турецкий : Justinianos Köprüsü или Beşköprü ) — позднеримский мост через реку Сакарья ( латинский : Sangarius , греческий Σαγγάριος) в Анатолии , на территории современной Турции . Он был построен восточно-римским императором Юстинианом I (527-565 гг. н.э.) для улучшения сообщения между столицей Константинополем и восточными провинциями его империи. Мост длиной 430 м упоминался несколькими современными писателями и был связан с предполагаемым проектом, впервые предложенным Плинием Младшим императору Траяну . [1] построить судоходный канал в обход Босфора . [2]
Местоположение и история
[ редактировать ]Мост Сангариус расположен на северо-западе Анатолии , в древнем регионе Вифиния , ок. В 5 км к юго-западу от города Адапазары . [3] Сегодня мост пересекает небольшой ручей Чарк Дерези (в древности называвшийся Мелас), который вытекает из близлежащего озера Сапанджа; современное русло гораздо более широкой Сакарьи лежит в 3 км к востоку. [3]
В древности и вплоть до средневековья мост служил важной цели: он был точкой пересечения стратегически важной военной дороги от Босфора к восточным провинциям Римской империи, которым угрожала империя Сасанидов. . [4] До того, как был построен каменный мост, существовал деревянный понтонный мост , который, по словам Прокопия , часто смывался во время разлива реки, что стоило жизни многим людям. [5]
Дату постройки каменного моста можно точно определить по современным источникам: два хвалебных стихотворения Павла Силенциария и Агафия , датированные 562 годом, отмечают его завершение, а летописец Феофан записывает, что работы начались в Anno Mundi 6052, что соответствует 559–560. [6] И наоборот, поскольку Прокопий утверждает, что мост все еще строился, когда он писал свою работу о строительных проектах Юстиниана ( De Aedificiis ), это означало бы, что он был написан в 560–561 годах и отмечался в 562 году, на пять-шесть лет позже, чем предполагалось ранее. [7] Однако, учитывая, что датировка Феофана несколько неточна, вполне возможно, что строительство моста первоначально началось ок. 554. [8]
Строительство
[ редактировать ]Мост построен из блоков известняка и, включая устои на каждом конце, имеет длину 429 м, ширину 9,85 м и высоту до 10 м. [9] Мост опирается на семь основных арок . Пролет центральных пяти арок составляет от 23 до 24,5 м, опоры между ними ок. Толщина 6 м. С обеих сторон их дополняет арка меньшего размера с пролетом ок. 20 м. [3] Ручей Чарк Дерези сегодня протекает через одну из западных арок. [9] Кроме того, на берегах русла реки есть еще пять арок (две на западе и три на востоке) высотой от 3 до 9 м, которые служили водосбросами на случай разлива реки. [10] Восточная часть моста частично разрушена в результате строительства железнодорожной линии по течению реки. [9] Семь главных опор, по-видимому, были украшены небольшими христианскими крестами , которые, за исключением двух, похоже, были разрушены. [11]
Подробно ширина основных архитектурных элементов (пролеты выделены жирным шрифтом , опоры в скобках) в метрах: [11]
- 3 (NA) 7 (9,5) 19,5 (6) 23 (6 24,5 ) 24,5 (6) (6) 24 (6) 24,5 (6) 20 (9,5) 9 (NA) 6 (NA) 3

Пирсы имеют такую форму, что действуют как водорезы : закругленные со стороны верхнего течения и заостренные со стороны нижнего течения. Единственным исключением является самый широкий пирс на западном берегу, имеющий клиновидную форму с обеих сторон. Эта особенность моста Сангариус отличает его от большинства известных римских мостов, которые обычно имеют заостренные водорезы вверх по течению, а, если они существуют, также и вниз по течению. [11]
У западного входа стояла триумфальная арка , а на восточной стороне сохранились остатки апсиды , функция которой неясна, но, возможно, служила религиозной святыней. [3] Апсида представляет собой полукупол, ориентированный на восток, высотой 11 м и шириной 9 м. [12] Остатки ныне исчезнувшей арки изображены на эскизах, сделанных в 1838 году Леоном де Лабордом: на них изображен арочный дверной проем из каменной кладки, лежащий непосредственно у входа на мост. [13] На следующем эскизе приведены некоторые измеренные размеры: дверной проем имел высоту 10,37 м и ширину 6,19 м, а толщина колонн по обеим сторонам составляла 4,35 м. [14]
Мост также украшала надпись с эпиграммой греческой Агафия . Надпись не сохранилась, но ее содержание сохранилось в трудах императора Константина VII Багрянородного :
И ты, с жаждущими гесперийцами, и с мидянами, и со всем варварским стадом, держись, ты таким образом порабощен ладонью руки здесь;
И ты, вместе с гордой Гесперией , и мидийскими народами, и всеми варварскими стадами, Сангарием, чей бурный путь сломлен этими сводами, так рукой государя порабощен. Когда-то непроходимый для кораблей, когда-то необузданный, теперь вы лежите в кандалах из несгибаемого камня.
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Плиний 10.41-42, 61-62.
- ^ Мур 1950 , с. 109
- ^ Jump up to: а б с д Уитби 1985 , с. 129
- ^ Уитби 1985 , с. 141
- ^ Прокопий, De Aedificiis, 5.3.8-11.
- ^ Уитби 1985 , стр. 136–141.
- ^ Уитби 1985 , стр. 141–147.
- ^ ПЛРЕ , Том. III, стр. 1064-1065.
- ^ Jump up to: а б с Уитби 1985 , с. 46
- ^ Уитби 1985 , стр. 129 и далее.
- ^ Jump up to: а б с Уитби 1985 , с. 130
- ^ Уитби 1985 , с. 47
- ^ Лаборд (1838), Таблица XIV, № 30.
- ^ Лаборд (1838), Таблица XIV, № 31.
Источники
[ редактировать ]- Фрорип, Зигфрид (1986), «Водный путь в Вифинии. Усилия римлян, византийцев и османов», Древний мир , 2-е, специальное издание: 39–50
- де Лаборд, Леон (1838), «Путешествие по Малой Азии» , Париж, стр. 32–34 и таблица XIV, номера. 30–31
- Мур, Фрэнк Гарднер (1950), «Три проекта каналов, римский и византийский», Американский журнал археологии , 54 (2), Археологический институт Америки: 97–111, номер документа : 10.2307/500198 , JSTOR 500198
- Уитби, Майкл (1985), «Мост Юстиниана через Сангарий и дата Прокопия de Aedificiis», Журнал эллинистических исследований , 105 , Общество содействия эллинистическим исследованиям: 129–148, doi : 10.2307/631526 , JSTOR 631526
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с мостом Сангариус, на Викискладе?
40 ° 44'15 "N 30 ° 22'22" E / 40,737428 ° N 30,372853 ° E