Малабадский мост
Малабадский мост | |
---|---|
![]() нового арочного моста . Исторический мост Малабади на фоне | |
Координаты | 38 ° 09'13 "N 41 ° 12'13,8" E / 38,15361 ° N 41,203833 ° E |
Кресты | Река Бэтмен |
Местный | Рядом с Силваном , провинция Диярбакыр , регион Восточная Анатолия , Турция |
Характеристики | |
Дизайн | Остроконечный арочный мост |
Материал | Камень |
Общая длина | 150 м (160 ярдов) |
Ширина | 7 м (23 фута) |
Высота | 19 м (62 фута) |
Самый длинный пролет | 38,6 м (127 футов) |
Количество пролетов | 1 |
История | |
Начало строительства | 541 г. хиджры (1146/1147 г.) |
Окончание строительства | 548 г. хиджры (1153/1154 г.) |
Расположение | |
![]() |
Мост Малабади или мост Караман [ 1 ] [ 2 ] ( турецкий : Malabadi Köprüsü , курдский : Pira Malabadê ) — арочный мост через реку Батман недалеко от Малабади деревни в Силване на юго-востоке Турции . Строительство началось в 1146/47 году нашей эры в период Артукидов и, по-видимому, было завершено примерно к 1154 году (549 г. хиджры). [ 3 ] Мост был построен Хусам ад-Дином Тимурташем из Мардина , сыном Ильгази и внуком Артук-бея , одного из важных полководцев тюрков- огузов .
По словам местного историка XII века Ибн аль-Азрака аль-Фарики , современный мост заменил мост, построенный в 668/69 году (48 год хиджры), который рухнул в 1144 году (539 год хиджры). [ 4 ] Несоответствия между двумя сохранившимися рукописными копиями отчета Ибн аль-Азрака затрудняют окончательное определение моста Малабади как того, который он называет мостом Караман или Акраман. [ 5 ] Тем не менее, многие аспекты его географического описания и исторического описания подтверждают эту идентификацию. [ 5 ]
Ибн аль-Азрак говорит, что строительство нынешнего моста было инициировано артукидским правителем Маяфаракина и Мардином ас-Саидом Хусамом ад-Дином Темур-Ташем в 1146/47 году (541 год хиджры) под руководством бин аз-Захида Ремула. [ 6 ] После того, как аль-Захид построил восточное основание моста, оно было разрушено наводнением. [ 6 ] Аль-Захид был оштрафован за «недостаточное мастерство» и заменен Амиром Саифом ад-Дином Ширбариком Маудудом бин Али (бин Альп-Ярук) бин Артуком. [ 7 ] Ширбарик возобновил работы под руководством Абуль-Хайра бин аль-Хакима аль-Фасула, который использовал в строительстве массивные бревна. [ 6 ] К 1153 году мост был почти готов. [ 8 ] Однако на момент смерти Хусама ад-Дина Темур-Таша 18 января 1154 года арка еще не была завершена. [ 9 ] [ 10 ] Его преемник Наджм ад-Дин Альпи приступил к завершению строительства моста, и, хотя работы снова были прерваны из-за наводнения, «[он] построил и отремонтировал его и завершил соединение арки». [ 3 ]
Французский историк архитектуры Альбер Габриэль и эпиграфист Жан Соваже посетили мост в 1932 году, и Соваже распознал надпись на имя Темур-Таша, датированную 542 годом хиджры (1147/48), что, возможно, соответствует началу второго строительства при Ширбарике. . [ 11 ]
Мост был восстановлен в конце двенадцатого века, а недавно и в начале двадцатого века. Когда-то это был единственный мост через реку в этом районе, и он постоянно использовался до 1950-х годов, когда выше по течению был построен новый автомобильный мост.
Пролет . моста пересекает перпендикулярно реке, но проезжая часть проходит под углом к реке, поэтому на восточном и западном подходах имеются угловые разрывы Подходы поднимаются от уровня земли и встречаются с центральным пролетом, который представляет собой остроконечную арку, возвышающуюся над самой глубокой частью реки. Построенные из цветной сплошной каменной кладки , подходы имеют встроенные в них небольшие арки, пропускающие паводковые воды. Две опоры моста находятся в реке; западная опора украшена двумя резными фигурами: стоящей и сидящей. Мост имеет длину 150 м (160 ярдов), ширину 7 м (23 фута), высоту 19 м (62 фута) и главный пролет 38,6 м (127 футов). [ 12 ] На проезжей части есть две точки взимания платы за проезд, по одной с каждой стороны основного пролета. главной В перемычках арки расположены небольшие комнаты для утомленных путников. Мост Малабади в Сильване, Диярбакыр, получил свое название от Бада ибн Дустака , основателя Марванидов . означает (дом Бада) Малабади по -курдски . [ 13 ]
В 2016 году он был внесен в Предварительный список объектов всемирного наследия Турции . [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архитектурная оценка мостов провинции Батман и взаимосвязь между торговыми путями» (на турецком языке). Журнал наук о жизни Университета Бэтмена, том 7, выпуск 2/1 (2017).
Мост Хасанкейф, занимающий важное место среди мостов периода Артукидов, имеет некоторое сходство с мостом Малабади (Караман), построенным правителем Мардина Артукида Тимурташем на ручье Батман, впадающем в реку Тигр.
- ^ «Малабадский мост бросает вызов годам» (на турецком языке). Агентство Анадолу.
Новый мост строился в период Тимурташа. Этот мост, называемый Акарман или Караманский мост, обрушился во время наводнения через 2 года. Поэтому новый мост, который они построят, должен быть мостом с очень широким пролетом.
- ^ Перейти обратно: а б Хилленбранд 1979 , стр. 445–447.
- ^ Хилленбранд 1979 , с. 314.
- ^ Перейти обратно: а б Хилленбранд 1979 , стр. 445–446.
- ^ Перейти обратно: а б с Хилленбранд 1979 , с. 317.
- ^ Хилленбранд 1979 , стр. 317, 549.
- ^ Хилленбранд 1979 , с. 549.
- ^ Хилленбранд 1979 , стр. 446–447.
- ^ Хилленбранд 1979 , с. 560.
- ^ Габриэль 1940 , стр. 236.
- ^ Догангун и Урал 2007 , с. 183.
- ^ «Мост Малабади бросает вызов годам» .
- ^ «Мост Малабади» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 12 июня 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Догангун, А; Урал, А (2007). Характеристики анатолийских каменных арочных мостов и пример моста Малабади (PDF) . АРХ'07: 5-я Международная конференция по арочным мостам. стр. 179–186 . Проверено 2 января 2014 г.
- Габриэль, Альберт (1940), Восточной Турции ( Археологические путешествия по на французском языке)
- Хилленбранд, Кэрол (1979). История Джазиры 1100-1150 гг.: Вклад Ибн аль-Азрака аль-Фарики (докторская диссертация). Эдинбургский университет. п. 314, 317, 444, 445–447, 500, 549. HDL : 1842/7341 .
- Зданий и сооружений, построенных в 1154 году.
- Мосты, построенные в 12 веке.
- Палубные арочные мосты
- Анатолия Бейликс Мосты
- Здания и сооружения в провинции Диярбакыр
- Каменные мосты в Турции
- Бывшие платные мосты в Турции
- Арочные мосты в Турции
- Диярбакыр: Мосты
- Предварительный список всемирного наследия для Турции
- Архитектура Артукидов