Старый мост, Хасанкейф
Старый мост, Хасанкейф Старый мост | |
---|---|
![]() Опоры Старого моста Хасанкейфа через реку Тигр, вид в 2012 году. С 2020 года они погружены под воду из-за завершения строительства плотины Илису . | |
Координаты | 37 ° 42'52 "N 41 ° 24'40" E / 37,71444 ° N 41,41111 ° E |
Перекрещенный | Река Тигр |
Местный | Хасанкейф , провинция Батман , регион Восточная Анатолия , Турция |
Другое имя (а) | (Старый) Мост Тигра |
Характеристики | |
Дизайн | Арочный мост |
Материал | Каменная кладка и щебень, с небольшим количеством кирпича и дерева. |
Общая длина | 200 м (660 футов) |
Самый длинный пролет | ок. 40 м (130 футов) [ 1 ] |
Количество пролетов | 4 |
Пирсы в воде | 2 |
История | |
Начало строительства | после 541 г. хиджры (1146/1147) |
Окончание строительства | до 562 г. хиджры (1166/1167) |
Свернутый | до 1673 г. |
Расположение | |
![]() |
Старый мост ( турецкий : Eski Köprü ), также известный как Старый мост Тигра , — это разрушенный четырехарочный мост через реку Тигр в городе Хасанкейф в провинции Батман на юго-востоке Турции. Он был построен туркменами Артукидами в середине XII века, примерно между 1147 и 1167 годами, и в то время его центральная арка была одной из крупнейших в мире, если не самой большой. Мост был отремонтирован курдскими правителями Айюбидами и туркменскими правителями Ак Коюнлу в 14 и 15 веках и, похоже, в конечном итоге обрушился в начале или середине 17 века. Разрушенные опоры моста до сих пор стоят (две из них на реке Тигр), как и одна арка. С 2020 года руины моста, как и большая часть города Хасанкейф, были затоплены в результате заполнения водохранилища Илису .
Фон
[ редактировать ]В римские времена Кефа (Хасанкейф) была базой легионеров на границе с Персией и какое-то время столицей римской провинции Арзанен . [ 2 ] Существование римского моста через Тигр в Хасанкейфе рассматривается как «весьма вероятное» одним ученым, который предполагает, что (как и более поздний мост) он мог иметь «деревянную надстройку, основанную на опорах из каменной кладки и натурального камня». [ 3 ] Однако ни одна из сохранившихся конструкций моста, судя по всему, не относится к римским временам. [ 3 ]
У римских строителей были проблемы с переправой через крупные реки, которые подвергались весеннему паводку, такие как Тигр. [ 4 ] Тем не менее, еще в пятом веке нашей эры существовал по крайней мере один мост через Тигр выше по течению от Хасанкейфа, когда, как сообщается, епископ Иоанн Саоро из Амиды (назначенный в 483/484 году) построил мост, который составляет фундамент наши дни На Гёзлю Кёпрю недалеко от Диярбакыра. [ 5 ] [ 6 ] [ а ] Возможно, мосты через Тигр были даже ближе к Хасанкейфу, поскольку исследования 1989–1991 годов показали наличие двух мостов, пересекающих Тигр недалеко от его впадения в реку Батман , в 36 км (22 мили) вверх по течению от Хасанкейфа. Один из них, вероятно, был римским мостом в Кёпрюкёй , в 6 км (3,7 мили) вверх по течению от слияния рек; от этого моста сохранились три опоры, но датировать его можно лишь приблизительно. Вторым, возможно, был неоассирийский мост в Шахинли, немного ниже по течению от слияния; , сохранились лишь несколько камней южного подножия на берегу реки, недалеко от Хирбемердон-Тепе . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Самое раннее упоминание о мосте через Тигр в Хасанкейфе встречается в отчете о мусульманском завоевании Месопотамии в 638 году. [ 14 ] [ 15 ] В течение последующих пяти столетий Хасанкейф находился под властью халифатов Омейядов и Аббасидов , а затем полуавтономных правителей Хамданидов и Марванидов . Информации о переправах через реки в Хасанкейфе в этот период мало. Арабский географ конца X века аль-Мукаддаси описывает Хисн Кайфа как «место изобилия» с мощной цитаделью и множеством церквей, жители которых получают питьевую воду из Тигра, но не упоминает о мосте. [ 16 ] В 11 веке турки-сельджуки и их союзники -туркмены и гузы двинулись в восточную Анатолию , кульминацией чего стало поражение сельджуков византийских войск в битве при Манцикерте в 1071 году. Победа при Манцикерте быстро привела к тому, что силы сельджуков стали контролировать большую часть Анатолии и северной Месопотамии. . Сельджукский султан Рукн ад-Дин Баркиярук подарил Хасанкейф в феодальное владение в Артукидам 495 году хиджры (1101/1102). [ 14 ]
Контроль над торговлей на маршруте Диярбакыр - Мосул вниз по Тигру и с севера на юг между озером Ван и Евфратом обеспечил процветание Артукидов и обеспечил их власть в регионе. [ 14 ] Следовательно, наличие надежной переправы через реку для товаров и людей было приоритетом.
Строительство и период Артукидов
[ редактировать ]Дата
[ редактировать ]Современные исследования предполагают, что мост был построен в середине XII века, не ранее 1147 и не позднее 1167 года. [ 14 ] [ 17 ]
Ученые конца 19-го и начала 20-го веков обычно датировали его строительство 510 годом хиджры (1116/17) и описывали мост как перестроенный на месте какого-то неописанного более раннего моста. Большинство ученых того времени приписывали эту дату анонимному писателю, который сделал аннотации к так называемой парижской рукописи Ибн Хаукаля спустя Сурат аль-Ард некоторое время после 534 г. хиджры (1139/40 г.). [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Английский историк-географ Гай Ле Стрейндж , используя в качестве источника аннотацию Ибн Хаукаля, конкретно говорит, что мост был восстановлен Кара Арсланом в 510 году хиджры (1116/17). [ 20 ] Такую же дату реконструкции дал Генри Хойл Ховорт со ссылкой на Хамданидов правителя Сайфа ад-Даула . [ 22 ]
Поддержка датировки 510 г. хиджры ослабла после более внимательного прочтения пары рукописей историка Артукидов XII века ибн аль-Азрака аль-Фарики, хранящихся в Британской библиотеке. Ибн аль-Азрак пишет, что мост был построен по приказу Фахр ад-Дина Кара Арслана из династии Артукидов . [ 18 ] [ 14 ] Ибн аль-Азрак также утверждает, что мост Хасанкейф был построен позже, чем мост Малабади , самый ранний в Дияр-Бакре . Строительство моста Малабади началось в 541 году хиджры (1146/47) при артукидском правителе Мардина Хусам ад-Дине Тимурташе и завершилось в 548 году хиджры (1153/54) при его сыне Наджм ад-Дине Альпи . [ 18 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Дата строительства моста Хасанкейф позднее 541 г. хиджры (1146/47 г.) соответствует тому, что Кара Арслан спонсировал его строительство, поскольку его вступление на престол по-разному датируется 539 или 543 г. хиджры (1144/45 или 1148/49 г.), и он правил Хасанкейфом до хиджры. 562 (1166/67). [ 14 ] [ 17 ] [ б ]
В обзоре сельджукских и османских мостов 1994 года Фюген Ильтер датировал мост периодом между 1155 и 1175 годами. [ 26 ]
Из одних и тех же первоисточников также имеется противоречивая информация о том, был ли мост Хасанкейф построен совершенно новым или был перестроен на основе более ранней конструкции. Немецкий историк исламского искусства Михаэль Майнеке цитирует сообщение Ибн аль-Азрака о том, что мост был заменой более раннего и менее существенного. [ 14 ] Ле Стрэндж (цитируя аннотатора Ибн Хаукаля) говорит, что он был «восстановлен»; Ховорт (цитируя Сайфа ад-Даулу) говорит, что его «восстановили заново». [ 20 ] [ 22 ]
Строительство
[ редактировать ]
Мост имел четыре основные арки. На реке были построены два огромных пирса, поддерживающих главную арку шириной 40 м (130 футов). Опять же, существует некоторая путаница относительно того, как была построена эта главная арка. Некоторые ученые описывают его как деревянную конструкцию, прикрепленную к каменным опорам, и описывают цель, чтобы позволить легко разобрать переправу во время войны. [ 27 ] В других источниках, в том числе нескольких из периода до разрушения моста, деревянный элемент не упоминается, несмотря на подробное описание моста. [ 28 ] А один источник 17-го века, в котором упоминается деревянный центральный пролет, описывает его как ремонт из-за более раннего обрушения. [ 29 ]
Как бы она ни была построена, эта центральная арка имела пролет около 40 м (130 футов). [ 14 ] Это было примерно на 1,4 м (4,6 фута) больше, чем близлежащий мост Малабади , что означает, что он, вероятно, имел самый большой пролет из всех одиночных арок с момента его строительства до завершения строительства моста Пон-дю-Дьябль в Княжестве Каталония (ныне Франция). в 1341 году.
Проезжая часть моста поднималась от северного берега (где он находится чуть выше поймы реки) к южному берегу (где он встречается с вершиной скалы, на которой расположен нижний город). [ 3 ] По бокам главной арки с севера и юга располагались арки немного меньшего размера, при этом проезжая часть поднималась к центру моста. [ 30 ] Четвертая арка, меньшая по размерам, чем остальные, и единственная, еще сохранившаяся в некоторой степени нетронутой, вела проезжую часть к северному устою. На юге, где дорога сходится с крутым склоном, ведущим к цитадели, не было необходимости в соответствующей пятой арке, и фланговая арка вела прямо к массивной каменной конструкции устоя. Южный устой пронизан арочными воротами, и, похоже, некоторые авторы считали их пятой структурной аркой.
Мейнеке описывает мост в целом как «уникальный шедевр архитектурной инженерии». [ 14 ] Общая длина от одного устоя до другого составляет около 200 м (660 футов). Мейнеке отмечает, что по бокам моста были проходы, по которым в случае чрезвычайной ситуации могли разместиться горожане по обе стороны реки. Наличие бойниц указывает на то, что эти ходы имели оборонительное назначение. [ 31 ]
Украшение
[ редактировать ]На западных (верхних по течению) гранях треугольных контрфорсов находится серия рельефов интерпретировала , которые Эстель Уилан ) Кара Арслана как хашакийя (его пажский корпус или телохранитель . [ 23 ] Из общего числа рельефов, которое, по оценкам Уилана, первоначально было восемь, осталось пять, по два на каждой из четырех верхних стенок двух основных опор. На каждом изображена одна человеческая фигура, вырезанная на вертикальном блоке и установленная в среднем ряду каменной кладки. На западном пирсе изображена стоящая человеческая фигура в кафтане , сапогах и шапке, известной как шарбуш . Его согнутые руки опираются на прямой предмет, который может быть стрелой или булавой . Фигура на внутренней стене того же пирса опирается на луку, а другая фигура на этой стене держит птицу. [ 32 ]
В начале 2018 года, когда турецкое правительство готовилось засыпать озеро за плотиной Илису, четыре рельефа были перенесены в сад провинциального музея Батмана . [ 33 ]
Сравнение с современными мостами
[ редактировать ]Мейнеке сравнивает стиль моста в Хасанкейфе со стилем двух других мостов: моста Малабади (построенного в 541–548 годах хиджры (1146/47–1153/54)) через реку Бэтмен примерно в 60 км (37 миль) к северу от Хасанкейфа на приказам правителя Артукидов Хусама ад-Дина Тимурташа и мост в Джизре (построенный до 558 г. хиджры). по приказу визиря Мосула Джамал ад (1162/63 ) -Дина Мухаммада аль-Исфахани . [ 23 ] Мейнеке записывает заявление Ибн аль-Азрака о том, что мост Хасанкейф был создан по образцу моста Малабади, но не объясняет, почему мост Хасанкейф, очевидно, предшествует мосту Малабади. [ 23 ] Все три моста содержат одинаковые панели с фигурными рисунками и имеют схожую конструкцию. [ 23 ] Мейнеке также отмечает, что мосты Хасанкейф и Джизре имеют схожие следы каменщика Артукида , как и Большой дворец в цитадели Хасанкейф. [ 34 ]
Описывая мост в Хасанкейфе в «Муджам аль-Булдане » («Словаре стран», 1224–1228 гг.), арабский географ Якут аль-Хамави писал: «Я не видел большего [моста] ни в одной из земель, которые я видел. путешествовали». Якут описывает мост как имеющий одну большую арку над двумя меньшими, и это описание, возможно, было предназначено для обозначения боковых арок.
Восстановление в периоды Айюбидов и Ак-Коюнлу
[ редактировать ]Хасан ибн аль-Мунши записывает в « Тахрих байт Айюб» (822 г. хиджры (1419/1420 г.)), что к началу 14 века мост был непригоден для использования. [ 35 ] Он был восстановлен во время правления Айюбидов султана аль-Адиля Гази , 742–768 гг. Хиджры (1341–1367). [ 36 ]
Есть свидетельства того, что дополнительный ремонт был произведен примерно в 878 году хиджры (1473/1474), когда Хасанкейф находился под властью могущественного Ак Коюнлу бея Узун Хасана , который отвоевал Хасанкейф у Айюбидов в 1462 году. Историк Томас Александр Синклер датирует ремонт кирпича на сохранившаяся северная арка периода Ак-Коюнлу. [ 37 ] Мейнеке рассматривает наличие кирпичной кладки, в частности глазурованного кирпича с бирюзовой поверхностью , как свидетельство того, что ремонт был выполнен группой иранских мастеров, которые также работали над близлежащей гробницей Зейнель-бея вместе с местными каменщиками . [ 38 ] Мейнеке предполагает, что среди лидеров иранской мастерской был Пир Хасан б. устадх Абд ар-Рахман, чье имя начертано на плитке входной ниши гробницы Зейнель-бея. Он полагает, что они действовали как наемные мастера, и прослеживает их путь от работ над Голубой мечетью в Тебризе до 870 г. хиджры (1465/1466 г.) до стамбульского Чинили Кёшка в 877 г. гробница и мост в Хасанкейфе около 878 г. хиджры (1473/1474 гг.), прежде чем перейти к южный айван Исфаханской - Масджид и Джума в 880 году хиджры (1475/1476). [ 38 ]
Венецианский купец, посетивший Хасанкейф около 1507 года , дает подробное описание моста: [ с ]
Подойдя к городу с этого рынка, пересекаешь реку по великолепному каменному мосту, который чудесно построен и не имеет, по моему мнению, лучшего. Он имеет пять высоких, широких и массивных арок; [ д ] тот, что посередине, построен на прочном фундаменте из камней, в два и три шага [ и ] длинный и более чем на один шаг [ и ] широкий. Этот фундамент настолько велик, что его длина составляет около двадцати шагов. [ и ] по окружности выполнен в виде колонны и поддерживает центральную арку, закрепленную посередине реки. Арка настолько широка и высока, что судно водоизмещением в триста тонн, [ ж ] со всеми поднятыми парусами может пройти под ним; и по правде говоря, много раз, когда я стоял на нем и смотрел на реку, огромная высота заставляла меня содрогнуться. Но пока я это вспоминаю, скажу, что считаю великими чудесами три вещи в Персии: этот мост Асанчифа, дворец Ассамбей-султана. [ г ] и замок Чимишасак .
— Венецианский купец Delle Navigationi et Viaggi. [ 28 ]
Османский период
[ редактировать ]После султана Селима I победы в битве при Чалдыране Османская империя получила контроль над Хасанкейфом в 1515 году. Прямых упоминаний о Хасанкейфе или мосте в следующем столетии мало, но официальные данные указывают на то, что город оставался ключевым перевалочным пунктом. точка на Тигре. Исследование налоговых отчетов Османской империи, проведенное в 1997 году , показало, что за один налоговый цикл по мосту перешло около 858 500 овец. [ 43 ] Вероятно, их пасли кочевники, перемещавшиеся между пастбищами в горах и пастбищами в степи. [ 44 ]
Ко второй половине 17 века количество поездок в этот регион, очевидно, увеличилось, и три сообщения предполагают, что мост оставался работоспособным, хотя, возможно, с некоторыми повреждениями.

В « Чиханнуме» , начатой в 1648 году, османский географ Катип Челеби кратко описывает Хишн Кайфу и отмечает существование «моста между городом и горой с крепостью на ней». [ 46 ]
Неродственный османский путешественник Эвлия Челеби посетил Хасанкейф в 1656 году во время своего третьего крупного путешествия по Курдистану. Путешествие Челеби на север от Багдада, которое привело его через Джизре , Хасанкейф и Нусайбин , записано во фрагментарных заметках в томе 4 его «Сейахатнаме» (написанном в 1673 году), которые еще не опубликованы полностью. [ 47 ] Выдержки из рукописи показывают, что Челеби был явно впечатлен «великим мостом» в Хасанкейфе, который он сетует на свою неспособность адекватно захватить его. [ 48 ] Он отмечает, что на мостах Хасанкейф и Бэтмен были помещения для путешественников с обеих сторон. [ 49 ] Челеби также упоминает мост в Хасанкейфе позже в пятом томе как один из нескольких примечательных мостов, который был менее впечатляющим, чем мост Узункопрю 15-го века недалеко от Эдирне . [ 50 ] [ 49 ] Ни в одной из ссылок мост не описывается как разрушенный, и поэтому подразумевается, что мост Хасанкейф действовал в 1656 году.
Молодой венецианский дворянин Амбросио Бембо спустился по Тигру и 6 февраля 1673 года достиг Хасанкейфа. Он дает четкое описание состояния моста. «Над рекой стоит разбитый каменный мост из четырех арок, одна из которых обрушилась и была переделана в деревянную. В середине моста есть крытое место, служащее караульным помещением. Раньше весь мост был крытым. в древние времена кругом было несколько рельефных фигур, но мне не удалось получить никакой информации от этих невежественных людей». [ 29 ] Учитывая, что центральная арка, вероятно, всегда была деревянной и опиралась на каменные опоры, Бембо мог принять это за ремонт упавшей арки или же мост мог быть действительно поврежден к этому моменту.
Значение Хасанкейфа уменьшилось, начиная с 17 века, и в последующих исторических записях юго-восточной Анатолии мост не упоминается. Поэтому предполагалось, что мост стал непригодным для использования из-за повреждений, произошедших в конце 17 века. [ 51 ]
Путешественники XIX века
[ редактировать ]К 19 веку европейские путешественники стали чаще проезжать через этот регион по пути в Месопотамию. В то время как многие из них путешествовали по дороге между Диярбакыром и Мосулом через Тур-Абдин , некоторые отважились вдоль Тигра, часто на плотах, называемых калаками , и прошли мимо Хасанкейфа. Эти посетители неизменно отмечали уже разрушенный мост с его впечатляющими разрушенными опорами и регулярно размышляли о том, кто его построил.
Среди первых из этих путешественников были три прусских офицера, базирующихся в Анатолии, которые работали над модернизацией Османской армии в ответ на кампании Мухаммеда Али в Египте : капитан Карл фон Винке , генерал-майор Фридрих Леопольд Фишер и капитан Хельмут. Граф фон Мольтке , позднее начальник генерального штаба прусской и немецкой армий. 15 апреля 1838 года они отправились из Диярбакыра на калаках в Джизре . [ 52 ] Описание Хасанкейфа, данное Мольтке, включает в себя такую оценку: «Но самым примечательным объектом являются остатки моста, который в виде огромной арки длиной от 80 до 100 футов пересек Тигр. Я не знаю, можно ли приписать столь смелое сооружение старые армянские цари, греческие императоры или, скорее, халиф». [ 53 ] [ ч ] [ я ] Краткий комментарий Мольтке несколько двусмысленен относительно точного состояния моста на момент его визита.
Британский консул в Диярбакыре Джон Тейлор посетил Хасанкейф в октябре 1861 года. [ 54 ] Он перешел реку вброд и описал этот «благородный мост из трех больших и трех меньших остроконечных арок» как «ныне лежащий в руинах». [ 55 ] Однако его комментарий о том, что опоры «выглядят намного старше надстройки», [ 55 ] предполагает, что, возможно, были попытки восстановить мост после его первоначального обрушения. Тейлор упоминает рельефные фигуры на двух центральных опорах, которые он интерпретировал как парфянские , а также отмечает общее сходство с Малабадским мостом. [ 56 ]
К 1873 году в отчете отмечалось, что «единственная сохранившаяся арка» упала в 1869 году. [ 57 ] Поскольку самая маленькая арка все еще стоит, это, вероятно, связано с обрушением одной из двух арок, обрамляющих главный пролет. Художник Тристрам Джеймс Эллис путешествовал на плоту по Тигру из Диярбакыра в марте 1880 года и в «Хасан-Кейфе» заметил «несколько высоких башен, стоящих в реке, с минаретом на одной стороне и огромными пропастями, поднимающимися из воды прямо на берегу». передний." Он правильно определил эти башни как «опсы сарацинского остроконечного арочного моста, ныне разрушенного, по которому когда-то через реку проходила великая персидская караванная дорога». [ 58 ] Во время путешествия на плоту по Тигру в апреле 1909 года Эли Баннистер Соан встретил «огромные опоры некогда колоссального моста… которые возвышаются над головой и затеняют прохожего в его скромном калаке ». Соан высказал теорию, что мост был римским или венецианским. [ 59 ]
Современный период и археологические исследования
[ редактировать ]Внешние изображения | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Современное дорожное движение пересекает Тигр немного восточнее по современному трехарочному бетонному мосту, построенному в 1967 году. [ 60 ] Старый мост уже много лет находится в центре архитектурного и исторического интереса учёных.
Гертруда Белл сфотографировала мост во время визита в Хасанкейф в апреле и мае 1911 года. В то время реку можно было пересечь только на плоту. В архиве Гертруды Белл в Университете Ньюкасла хранится множество ее фотографий моста, сделанных во время этого визита. [ 61 ]
Первое детальное обследование было выполнено французским историком архитектуры Альбертом Габриэлем , дважды посетившим Хасанкейф в 1932 году вместе с эпиграфистом Жаном Соваже . Их обзор города был опубликован в качестве главы « Археологических путешествий Габриэля в восточной Турции» . [ 62 ] Сюда входили подробный план и чертежи фасада моста. [ 63 ]
Воздействие плотины Илису
[ редактировать ]Хотя первые планы строительства плотины на реке Тигр ниже Хасанкейфа были сделаны в 1954 году, только в 1997 году Государственный гидротехнический завод включил плотину Илису в свою официальную программу. [ 64 ]
Ожидается, что остатки моста будут затоплены в результате заполнения водохранилища за плотиной Илису . [ 51 ] Ожидалось, что это начнется в 2018 году и займет не менее года. [ 65 ] Ожидается, что озеро будет иметь высоту поверхности 525 м (1722 фута), что на 65 м (213 футов) выше нынешнего уровня реки в Хасанкейфе. [ 51 ] Водохранилище плотины начало заполняться в 2019 году. [ 66 ] [ 67 ] В феврале 2020 года опоры моста еще были частично видны, но к августу 2020 года мост полностью исчез под водой вместе со старым городом. [ 66 ] [ 68 ]
Спасательная археология
[ редактировать ]После объявления о планах строительства плотины Илису мост вошел в число различных исторических мест Хасанкейфа, требующих более пристального внимания. Основываясь на записях коротких визитов в июне 1975 года и мае 1989 года, известный исламский ученый Майкл Мейнеке уделил этому значительное внимание в главе о Хасанкейфе в своей книге 1996 года « Модели стилистических изменений в исламской архитектуре» . [ 1 ] С 1986 года профессор М. Олуш Арик из Университета Анкары был главным исследователем, документирующим археологическое наследие Хасанкейфа. В конце 2002 года Арик помог организовать обследование территории Центром исследований и оценки исторической среды (TAÇDAM) Ближневосточного технического университета , в результате которого был составлен подробный план города и моста. [ 60 ]
В период с 2006 по 2013 год Управление археологических раскопок Хасанкейфа провело три раскопки у северного подножия моста, на участках Имама Абдуллы Завии, Караван-сарая и мостового пирса. При раскопках мостового пирса (фактически самого дальнего от моста) была исследована территория размером 25 × 25 м (82 × 82 фута) к западу от подъездной дороги. В результате был обнаружен комплекс из 15 комнат без окон со стенами из бутового камня, в основном сцементированными глиной, и полами из камня и утрамбованной земли. Археологи предположили, что помещения освещались через отверстия в крышах, которые, вероятно, имели сводчатую конструкцию. Три комнаты могли быть кухнями, поскольку в них были печи. Исследование предположило, что в комплексе проживала одна большая семья. Это место не было датировано, и археологи предположили, что оно могло быть заселено в любое время между неолитом и XIX веком. [ 69 ]
Раскопки Караван-сарая находятся непосредственно к западу от северного подхода к мосту. В ходе исследования была исследована территория размером 35 м (115 футов) с востока на запад и 20 м (66 футов) с севера на юг. [ 70 ]
В ходе раскопок Имама Абдуллы Завии в 2006 году была исследована завия или религиозный комплекс на участке к северо-востоку от дороги, приближающейся к северному основанию моста. Комплекс построен вокруг двора, который с тех пор стал кладбищем. [ 71 ] Наиболее заметными постройками являются куполообразный мавзолей на северной стороне двора с минаретом или башней, примыкающими к востоку. [ 27 ] [ 71 ] Посетители входили во двор через восточную стену, а вдоль внутренней части этой стены была построена завия . Вдоль южной стороны двора находится мечеть , или молитвенный зал. [ 27 ] [ 71 ] В мавзолее находится могила имама Абдуллы, который, как говорят, является потомком Мухаммеда . [ 71 ] Раскопки 2006 года подтвердили более ранние предположения о том, что завия была первоначально построена Артукидами в 12 веке. [ 27 ] [ 71 ] Гробница была перестроена в период Айюбидов султаном Муваххидом Такийя ад-Дином Абдуллой (1249–1294). Эпиграф над входом в гробницу свидетельствует о более позднем ремонте, проведенном одним из сыновей Ак-Коюнлу туркменского лидера Узуна Хасана в 878 году хиджры (1473/1474). [ 71 ] Синклер посетил это место в 1979 году и, заметив плитку на южной стене молитвенного зала с благословения Двенадцати Имамов , предположил, что здание в какой-то момент использовалось шиитской группой, такой как Кара Коюнлу или Кызылбаш. . [ 27 ] Синклер видит параллели с сирийскими изделиями из дерева XII века в оригинальных дверях гробницы с замысловатой резьбой, которые сейчас находятся в музее Диярбакыра . [ 27 ]
Предлагаемый переезд
[ редактировать ]По мере продвижения строительства плотины турецкое правительство все больше внимания уделяло идее перемещения или сохранения некоторых исторических построек в Хасанкейфе, которые будут затоплены водохранилищем. Первоначальные планы предусматривали включение опор моста в основную группу памятников, которые будут перенесены на новые места. Хотя в конечном итоге было решено переместить некоторые памятники, такие как гробница Зейнель-бея, от этого подхода к сохранению разрушенного моста, похоже, отказались. В апреле 2017 года сообщалось, что ведутся работы по укреплению опор моста новой кладкой и предположительно непроницаемым раствором. [ 72 ] Сообщается, что турецкие власти планируют включить «историческое подводное плавание» вокруг затопленных пирсов в число мероприятий, которые будут предложены туристам после заполнения водохранилища. [ 73 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Палмер отмечает, что в Хрониках 819 года записано назначение Саоро епископом Амиды в 795 году нашей эры. В сирийских хрониках обычно используются даты, основанные на Anno Graecorum , или эпохе Селевкидов , которая началась 1 октября 312 года до нашей эры по юлианскому календарю . [ 7 ] Это датирует назначение епископа периодом между 1 октября 483 г. и 30 сентября 484 г. Неясно, когда именно Сахоро построил мост через Тигр возле Диярбакыра, но Палмер говорит, что видел фотографию надписи на базальтовом блоке, которая обнаружена только в конца лета, на котором написано «В восемь [сотом году]» и подразумевается, что строительство началось в пятом веке. [ 8 ]
- ↑ Майнеке на самом деле называет 579 хиджры датой воцарения Кара-Арслана, но дата 1144 по григорианскому календарю ясно дает понять, что он намеревался 539 хиджры. Он называет 567 хиджры концом правления Кара-Арслана, но дата 1167 по григорианскому календарю ясно дает понять, что это должен быть 562 хиджры. в соответствии с мнением других ученых.
- ↑ Отчет купца был опубликован во втором томе книги Джованни Баттисты Рамузио « Delle Navigationi et Viaggi» в 1559 году. [ 28 ] Английский перевод был опубликован в 1873 году как «Рассказ об итальянских путешествиях по Персии в пятнадцатом и шестнадцатом веках». [ 39 ]
- ↑ Купец, возможно, посчитал окно на южном устое пятой аркой.
- ^ Jump up to: а б с Итальянский термин здесь — passo , который буквально переводится как «темп», и в средневековой Италии его размер составлял около 1,74 м (5,7 фута).
- ↑ В издании лорда Стэнли trecento botti переводится как «триста тонн». Тем не менее, ботта , используемая венецианскими кораблестроителями 16-го века, по-видимому, соответствовала примерно 0,7 или 0,8 длинных тонн . [ 40 ]
- ^ Ассамбей Султан был Ак Коюнлу правителем Узун Хасаном . [ 41 ] Дворцом был ныне разрушенный дворец Хашт-Бехешт в Тебризе . [ 42 ]
- ↑ В немецком оригинале: «Но самым примечательным объектом являются остатки моста, который переправил здесь Тигр по огромной арке натяжения от 80 до 100 футов. Я не знаю, можно ли отнести столь смелое сооружение к древние армянские цари, греческие императоры или, скорее, халифы».
- ^ Единица Fuß (фут), использовавшаяся в Пруссии около 1840 года, была немного длиннее имперского фута и составляла примерно 0,314 метра, поэтому оценка Мольтке соответствует размаху примерно 25–31 метр (82–102 фута).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Майнеке 1996 , стр. 58–60, 80.
- ^ Синклер 1989 , с. 370.
- ^ Jump up to: а б с Комфорт 2009 , стр. 63–64.
- ^ Комфорт 2009 , с. 52.
- ^ Комфорт 2009 , стр. 52, 60.
- ^ Палмер 1990 , стр. 12, 116, 191.
- ^ Палмер 1990 , с. XVIII.
- ^ Палмер 1990 , с. 116.
- ^ Меллинк 1991 , с. 136.
- ^ Хаммер 2012 , стр. 100, 109.
- ^ Альгазе 1989 .
- ^ Альгазе 1991 .
- ^ Комфорт 2009 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Майнеке 1996 , с. 58.
- ^ Путеводитель Мартины и .
- ^ Аль-Мукаддаси 1994 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Уилан 1988 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б с Уилан 1988 , с. 237 примечание 29.
- ^ Габриэль 1940 , стр. 77–78.
- ^ Jump up to: а б с Странное 1930 , с. 113.
- ^ Берхем и Стржиговский 1910 , стр. 74.
- ^ Jump up to: а б Ховорт 1888 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б с д и Майнеке 1996 , с. 60.
- ^ Амедроз 1902 , с. 794.
- ^ Хилленбранд 1979 , стр. 445–447.
- ^ Фильтр 1994 , с. 488.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Синклер 1989 , с. 238.
- ^ Jump up to: а б с Рамузиус 1559 , с. 80
- ^ Jump up to: а б Бембо 2007 , стр. 106–107.
- ^ Meinecke 1996 , стр. 58, 59 рис. 15.
- ^ Майнеке 1996 , стр. 58–60.
- ^ Уилан 1988 , стр. 219–222.
- ^ Информационное агентство Доган и 14 февраля 2018 г.
- ^ Майнеке 1996 , стр. 60–61.
- ^ Майнеке 1996 , с. 80.
- ^ Майнеке 1996 , стр. 66, 80.
- ^ Синклер 1989 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Майнеке 1996 , стр. 77–80.
- ^ Олдерли 1873 , с. 155.
- ^ Лейн 1992 , стр. 246–248.
- ^ Олдерли 1873 , с. 166, примечания 3 и 4.
- ^ Олдерли 1873 , стр. 173–178.
- ^ Göyünç & Hütteroth 1997 , стр. 132.
- ^ Хаммер 2012 , с. 143.
- ^ Захария 2012 .
- ^ Челеби 2021 .
- ^ ван Брюнессен 2000 , стр. 1–2.
- ^ Эрташ 2011 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Эрташ 2011 , с. 47.
- ^ Каратэке 2013 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с EIAR 2005 , с. 3–72.
- ^ Мольтке 1841 , с. 234.
- ^ Мольтке 1841 , с. 237.
- ^ Тейлор 1865 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1865 , с. 33.
- ^ Тейлор 1865 , стр. 32–35.
- ^ Олдерли 1873 , с. 155 Примечание 1.
- ^ Эллис 1881 , стр. 83–84.
- ^ Соан 1912 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б EIAR 2005 , с. 3–62.
- ^ Белл 1911 .
- ^ Майнеке 1996 , с. 57.
- ^ Габриэль 1940 , рис. 57.
- ^ Сердца 2013 .
- ^ Европа Ностра 2015 .
- ^ Jump up to: а б « История исчезает», когда воды плотины затопляют древний турецкий город» . Рейтер . 25 февраля 2020 г. Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ «Печаль и надежда: плотина начинает затоплять исторический город Хасанкейф» . Ежедневный Сабах . 21 февраля 2020 г. Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Тейлор, Алан. «Фотографии: затопленный древний город — Хасанкейф под водой — Атлантика» . www.theatlantic.com . Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ HKFK-06-KA: Пирс моста, 2014 г. .
- ^ HKFK-06-HAN: Караван-сарай 2014 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж HKFK-06-IA: Имам Абдулла Завия, 2014 г.
- ^ Инициатива Хасанкейфа 2017 .
- ^ Старр 2017 .
Источники
[ редактировать ]- Лорд Стэнли Олдерли, изд. (1873), Путешествие в Тану и Персию
- Альгазе, Гильермо (1989), «Новый рубеж: первые результаты проекта археологической разведки Тигра и Евфрата, 1988», Журнал ближневосточных исследований , 48 (4): 241–281, doi : 10.1086/373408 , JSTOR 544449 , S2CID 162368650
- Альгазе, Гильермо (1991), «Проект археологической разведки Тигра и Евфрата: предварительный отчет о сезонах 1989–1990 годов», Анатолика (17), Лейден: NINO : 176–240, ISSN 0066-1554
- Амедроз, HF (1902), «Три арабских рукописи по истории города Майяфарикин» , Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии : 794
- «Древний город Хасанкейф и его окрестности, Турция» . Европа Ностра. 10 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2015 г. Проверено 30 июня 2016 г.
- Бембо, Амбросио (2007), Энтони Уэлч (редактор), «Путешествия и журнал Амбросио Бембо» , перевод Клары Барджеллини, University of California Press , ISBN 9780520940130
- Берхем, Йозеф; Стржиговский, Макс (1910), Амида: Материал для эпиграфики и истории мусульман Диярбакыра [ Амида: Материал для эпиграфики и истории мусульман Диярбакыра ] (на французском языке)
- ван Брюнессен, Мартин (2000), Эвлии Челеби «Курдистан в 16 и 17 веках, как отражено в Seyahatname » (PDF) , Журнал курдских исследований , 3 : 1–11, doi : 10.2143/JKS.3.0.519238
- «Позвоните голландской компании Bresser, чтобы остановить перемещение гробницы Зейнель-бея!» . Инициатива по сохранению жизни Хасанкейфа. 23 апреля 2017 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- Комфорт, Энтони Мартин (14 мая 2009 г.). Дороги на границе между Римом и Персией: Евфратия, Осроена и Месопотамия с 363 по 602 год нашей эры (доктор философии). Университет Эксетера. hdl : 10036/68213 .
- Каэн, Клод (1935). «Дияр Бакр во времена первых Уртукидов» . Азиатский журнал . 227 : 219–276.
- Каэн, Клод (1955). «Вклад в историю Дияра Бакра в четырнадцатом веке». Азиатский журнал . 243 : 65–100.
- Челеби, Катиб (2021), Хаген, Готфрид; Данкофф, Роберт (ред.), Османская космография: перевод Cihannümā , Справочник по востоковедению. Раздел 1 Ближний и Средний Восток, вып. 142, Брилл
- Эллис, Тристрам Джеймс (1881), На плоту и через пустыню , том. 1, Поле и Туер
- Эрташ, Мехмер Яшар (2011), «Дороги в Сеяхатнаме Эвлии: шоссе, мосты и караван-сараи», Журнал Института социальных наук Университета Памуккале [Журнал Института социальных исследований Университета Памуккале] (на турецком языке) (10): 43–53
- Габриэль, Альберт (1940), «Хин Кайфа», Восточной Турции ( Археологические путешествия по на французском языке)
- «Архив Гертруды Белл - Альбом S (1911)» . Университет Ньюкасла . 2014 . Проверено 27 ноября 2014 г.
- Гёюнч, Нежат; Хюттерот, Вольф-Дитер (1997), Земля на границе: Османская администрация в сегодняшней турецко-сирийско-иракской приграничной зоне в 16 веке [ Земля на границе: Османская администрация в сегодняшней турецко-сирийско-иракской приграничной зоне в 16 веке ] (на немецком языке), Стамбул: Эрен, с. 132
- Хаммер, Эмили Луиза (2012). Местные ландшафты кочевников-скотоводов на юго-востоке Турции (pdf) (доктор философии). Гарвардский университет . Проверено 20 ноября 2018 г.
- Харт, Джулия (22 августа 2013 г.). «Редкие кадры Илису: плотина, которая затопит дома и история по всей южной Турции» . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 11 апреля 2015 года . Проверено 18 августа 2015 г.
- «HKFK-06-HAN: Караван-сарай» . Хасанкейфские археологические раскопки . Хасанкейфское управление археологических раскопок. 2014 . Проверено 19 февраля 2018 г.
- «HKFK-06-IA: Имам Абдулла Завия» . Хасанкейфские археологические раскопки . Хасанкейфское управление археологических раскопок. 2014 . Проверено 19 февраля 2018 г.
- «HKFK-06-KA: Мостовая пристань» . Хасанкейфские археологические раскопки . Хасанкейфское управление археологических раскопок. 2014 . Проверено 21 июля 2017 г.
- Хилленбранд, Кэрол (1979). История Джазиры 1100–1150: вклад Ибн аль-Азрака аль-Фарики (Диссертация). Эдинбургский университет. hdl : 1842/7341 .
- Ховорт, Генри Хойл (1888), «III. Хулагу-хан (продолжение)» , История монголов: собственно монголы и калмыки , том. 2, Лондон: Лонгманс, Грин и Ко, с. 161
- Плотина Илису и ГЭС: Отчет об оценке воздействия на окружающую среду (PDF) , Анкара: Консорциум Илису, 31 июля 2005 г., архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2015 г.
- Ильтер, Фюген (1994), «Основные особенности сельджукских, бейликских и османских мостов турецкой анатолийской архитектуры с XII по XVI века» , Belleten , 57 (219): 481–494, doi : 10.37879/ belleten.1993.481 , S2CID 193527544
- Каратеке, Хакан (2013), Путешествие Эвлии Челеби из Бурсы в Дарданеллы и Эдирне: Из пятой книги Сеяхатнаме , Брилл, ISBN 9789004252950
- Лейн, Фредерик Чапин (1992), Венецианские корабли и кораблестроители эпохи Возрождения , JHU Press, ISBN 9780801845147
- Ле Стрэндж, Гай (1930), Земли Восточного Халифата: Месопотамия, Персия и Центральная Азия , Cambridge University Press
- Мартина. «Юго-Восточная Анатолия: Хасанкейф» . Проверено 11 ноября 2014 г.
- Мейнеке, Майкл (1996), «3. Хасанкейф / Хишн Кайфа на Тигре: региональный центр на перекрестке иностранных влияний» , Модели стилистических изменений в исламской архитектуре: местные традиции и мигрирующие художники , New York University Press, ISBN 9780814754924
- Меллинк, Махтелд Дж. (январь 1991 г.), «Археология в Анатолии», Американский журнал археологии , 95 (1): 123–153, doi : 10.2307/505160 , JSTOR 505160 , S2CID 245275550
- Мольтке (граф фон), Хельмут (1841), Письма об условиях и событиях в Турции с 1835 по 1839 годы [ Письма об условиях и событиях в Турции между 1835 и 1839 годами ] (на немецком языке), ES Mittler, стр. 236 -238
- Аль-Мукаддаси (1994), Лучшие отделы по изучению регионов [ Ахсан аль-Такасим фи Марифат аль-Акалим ], перевод Коллинза, Бэзила Энтони, Центр вклада мусульман в цивилизацию и Garnet Publishing Limited, ISBN 978-1873938140
- Палмер, Эндрю (1990), Монах и Мейсон на границе Тигра: ранняя история Тура Абдина , Cambridge University Press, ISBN 9780521360265
- Рамузио, Джованни Баттиста (1559 г.), «Путешествие купца в Персию» , Delle Navigationi et Viaggi [ Путешествия и путешествия ] (на итальянском языке) (переведено в Олдерли, 1873 г.)
- Синклер, Т. А. (1989), Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование , том. 3, Пиндар Пресс, ISBN 978-0907132349
- Соан, Эли Банистер (1912), В Месопотамию и Замаскированный Курдистан (PDF) , Лондон: Джон Мюррей, заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Альтернативный URL
- Старр, Стивен (3 апреля 2017 г.), «Финал древнего Хасанкейфа в Турции уже виден» , Irish Times
- «Камни на затопленном мосту Хасанкейф перевезены в музей» . 14 февраля 2018 года . Проверено 5 июля 2018 г.
- Тейлор, Джон Г. (1865), «Путешествие по Курдистану с уведомлениями об источниках Восточного и Западного Тигра и древних руинах в их окрестностях» , Журнал Королевского географического общества , 35 , Лондон: 21–58, doi : 10.2307/3698077 , JSTOR 3698077
- Уилан, Эстель (1988), «Представления Хасакии и происхождение мамлюкских эмблем», в Соучек, Присцилла (редактор), Содержание и контекст изобразительного искусства в исламском мире , Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета
- Зекерия, Куршун (2012), «Принадлежит ли катарская карта Тигра и Евфрата Эвлии Челеби?» (PDF) , Журнал османских исследований (39): 1–15, заархивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные со Старым мостом Хасанкейф, на Викискладе?
- Мосты, построенные в 12 веке.
- Палубные арочные мосты
- Анатолия Бейликс Мосты
- Здания и сооружения в провинции Батман
- Каменные мосты в Турции
- Туристические достопримечательности провинции Батман
- Здания и сооружения, построенные в 12 веке.
- Арочные мосты в Турции
- Мосты через реку Тигр
- Хасанкейфский район