Шарбуш

Шарбуш Харбуш или , Сарпош, Серпуш ( арабский : شَربوش , латинизированный : шарбуш , греческий : σαρπούζιν , турецкий : Серпуш ), вероятно, произошел от персидского слова Серпуш, [1] что означает «головной убор». [2] — особая тюркская военная меховая шапка, которую носили в Средней Азии и на Ближнем Востоке в средние века . Он заметно появляется на миниатюрах, изображающих Бадр ад-Дина Лу'лу (годы правления 1234–1259 гг.). [3] Это была жесткая фуражка военного класса с треугольной передней частью, иногда украшавшейся металлической бляшкой. Иногда его дополняли небольшим платком , образувшим небольшой тюрбан, называемый тахфифа . [4] Ношение шарбуша было одним из ключевых графических и портновских элементов, отличавших тюркские фигуры от арабских в средневековых ближневосточных миниатюрах. [5]
Шарбуш эмира мог различаться по размеру и форме, иногда принимая огромные размеры, как в изображении на фронтисписе Макамата аль-Харири 1237 года . [5] Форма шарбуша , по-видимому, менялась в зависимости от географических регионов:
- Шарбуш пример из рукописей Артукида ( ) имеет очень высокую шапку за головным убором, а использование меха по краю ограничено; [6]
- Сельджукский , шарбуш который можно увидеть на персидской керамике или на предметах из Мосула, таких как кувшин Блакас , или в рукописях Джазиры и Сирии, имел гораздо более низкую шапку, почти скрытую за полосой меха, окружающей голову и лобную пластину; [6]
- На фронтисписе Багдадского Шефера Макамата изображен еще один шарбуш , состоящий из высокой массы меха, скрывающей шапку из виду. [6]
Головной убор из шарбуша был объединяющим знаком Саладина , и он носил его на своих Майяфарикин . монетах [7] [8] Когда Генрих II, граф Шампанский , король Иерусалима , попытался построить дружеские отношения с Саладином, он попросил в подарок халат каба и шапку- шарбуш , которые он носил в Акре . [9] [10] [11]
Шарбуш также был символом института при египетских мамлюках , поскольку он был частью хила, дарованного эмиру по случаю его восшествия на престол. [8] Шарбуш . носили высокопоставленные офицеры Айюбидов и Бахри Мамлюков периода [12] [13]
В мамлюкском Египте ношение шарбуша было запрещено в 1382 году. [14] [15]
- Правый фронтиспис: правитель в тюркском платье (длинные косы, большая меховая шапка Шарбуш , сапоги, облегающее пальто), в Макамате аль-Харири , 1237 г. н.э., вероятно, Багдад. [5]
- Тюркский амир с охраной, в тюркском головном уборе Шарбуш , в сцене проповеди в Рае в макаме 21 (л. 58в–59р), Макамат аль-Харири , 1237 г. [16] [5]
- одеянии, в тюркском головном уборе шарбуш , De Materia Medica Диоскорида Воин в тюркском , Ирак, 1224 год. Гарвардский художественный музей. [17]
- Артукид Шарбуш, 1206 г. ( г-жа Ахмет III 3472 г. )
- Шарбуш Бадр ад-Дина Лу'лу ( Китаб аль-Агани , 1219 г. н.э.)
- Макамат аль-Харири (BNF Arabe 3929, около 1200–1210), деталь тюркского правителя в шарбуше с высокой шапкой.
- Макамат аль-Харири (BNF Arab 6094), район Джазира , 1222 г.
- Шарбуш в армянской рукописи «Ахбатское Евангелие», 1211 г. [18]
- Фигура донора в шарбуше , кабе и тиразе . Церковь Архангелов , Земо-Крихи, Рача, северная Грузия. 11 век, инв. № 03086-75. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла , 1913-1936. БРИЛЛ. п. 891. ISBN 9789004097940.
- ^ Маджид, Раад Матар (01.01.2015). Влияние эпохи искусства Возрождения на исламскую живопись: аналитическое историческое исследование (на арабском языке). Аль Манхал. п. 212. ИСБН 9796500168913 .
- ^ Райс, Д.С. (1953). «Миниатюры Агани и религиозная живопись в исламе» . Журнал Берлингтон . 95 (601): 128–135. ISSN 0007-6287 .
- ^ Йедида Калфон Стиллман, Норман А. Стиллман (2003). Арабская одежда: краткая история: от зари ислама до наших дней . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 67. ИСБН 9789004113732 .
Обычным головным убором военного класса была жесткая фуражка с треугольной передней частью, которая в некоторых случаях представляла собой металлическую бляшку. Иногда его отделывали мехом и называли шарбУшем (см. ил. 23, на котором изображен сельджукский атабег в шарбуше и тирииз кабии, а также фото 19), а иногда вокруг него повязывали небольшой платок, образуя своего рода тюрбан, который назывался тахфифа. Шарбуш был абсолютно необходим для эмира.
- ^ Перейти обратно: а б с д Контадини, Анна (2012). Мир зверей: иллюстрированная арабская книга тринадцатого века о животных (Китаб Нат аль-Хаяван) в традиции Ибн Бахтишу . Лейден Бостон: Брилл. п. 127. ИСБН 978-90-04-20100-2 .
Уже упоминалось о сочетании сапог и шарбуша как маркеров официального статуса (...) это сочетание является стандартным, даже отражено в коптских картинах XIII века, и служит для различения, по формулировке Грабаря, мира Турецкий правитель и арабский правитель. (...) Тип, который носили официальные лица в Макамате 1237 года, изображенный, например, на л. 59r,67 состоит из золотой шапки, увенчанной небольшой круглой вершиной и меховой отделкой, образующей треугольную область спереди, которая либо показывает золотую шапку, либо представляет собой отдельную бляшку. Особенно впечатляющим примером в этой рукописи является массивный шарбуш с гораздо большим количеством меха, чем обычно, который носит княжеский чиновник на правом фронтисписе на л. 1в.
- ^ Перейти обратно: а б с Уорд, Рэйчел (1 января 1985 г.). «Свидетельства о школе живописи при дворе Артукидов» . Оксфодские исследования исламского искусства, Том. 1, стр. 69-83 : 77.
- ^ Перейти обратно: а б Николь, Дэвид (20 декабря 2011 г.). Саладин . Издательство Блумсбери. п. 26. ISBN 978-1-84908-318-8 .
На этом медном дирхаме, отчеканенном в Майяфарикине в 587 году хиджры (1190/01 года нашей эры), изображен Саладин в шапке-шарбуше турецкого правителя в стиле Салджук.
- ^ Перейти обратно: а б с Лесли Бейкер, Патрисия (1988). История исламской придворной одежды на Ближнем Востоке (PDF) . СОАС, Лондонский университет. п. 119. дои : 10.25501/SOAS.00033676 .
К концу XII века ношение шарбуша продемонстрировало поддержку Салах ад-Дина. При более поздних мамлюках-бахри в Египте и Сирии он составлял часть хила, вручаемого эмиру при его вступлении в должность.
- ^ Габриэли, Франческо. Арабские историки крестовых походов . Издательство Калифорнийского университета. п. 242.
Когда король Англии уехал домой, Генрих послал гонца к Саладину, чтобы примирить его и завоевать его расположение. Он попросил у него в подарок почетное одеяние и сказал: «Ты знаешь, что надевать каба и шарбуш у нас не одобряется, но я бы надел их, если бы они исходили от тебя, из-за уважения, которое я есть для тебя». Саладин послал ему роскошные почетные одежды, в том числе кабу и шарбуш, и он носил их в Акре.
- ^ Майер, Лео Ари (1952). Костюм мамлюка: обзор . А. Кундиг. стр. 27–28.
Более того, ношение шарбиша и кабы считалось настолько характерным для сарацинского амира, что даже крестоносец был готов надеть их, чтобы продемонстрировать некую дружбу (если не преданность) Саладину.
- ^ Кедар, Бенджамин З.; Филлипс, Джонатан; Райли-Смит, Джонатан (5 августа 2016 г.). Крестовые походы: Том 4 . Тейлор и Фрэнсис. п. 87. ИСБН 978-1-351-98575-8 .
- ^ Лесли Бейкер, Патрисия (1988). История исламской придворной одежды на Ближнем Востоке (PDF) . СОАС, Лондонский университет. п. 119. дои : 10.25501/SOAS.00033676 .
В текстах упоминается, что высокопоставленные военные офицеры в ранний период Бахри носили шарбуш, как и в периоды Сельджуков и Айюбидов.
- ^ Дози, Рейнхарт Питер Энн; Нидерландский институт wetenschappen, Letterkunde en schoone kunsten (1845 г.). Подробный словарь названий одежды у арабов; работа награждена и опубликована Третьим классом Королевского института Нидерландов . Амстердам Й. Мюллер. стр. 220–224.
- ^ Йедида Калфон Стиллман, Норман А. Стиллман (2003). Арабская одежда: краткая история: от зари ислама до наших дней . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 67. ИСБН 9789004113732 .
- ^ Николас, Ник; Балоглу, Джордж (2003), Занимательная история о четвероногих: перевод и комментарии , издательство Колумбийского университета, стр. 63, ISBN 9780231127608
- ^ Хилленбранд 2010 , с. 118, примечание 10.
- ^ Контадини, Анна (2012). Мир зверей: иллюстрированная арабская книга тринадцатого века о животных (Китаб Нат аль-Хаяван) в традиции Ибн Бахтишу . Лейден Бостон: Брилл. п. 127. ИСБН 978-90-04-20100-2 .
Уже упоминалось о сочетании сапог и шарбуша как маркеров официального статуса (...) это сочетание является стандартным, даже отражено в коптских картинах XIII века, и служит для различения, по формулировке Грабаря, мира Турецкий правитель и арабский правитель. (...) Тип, который носили официальные лица в Макамате 1237 года, изображенный, например, на л. 59r,67 состоит из золотой шапки, увенчанной небольшой круглой вершиной и меховой отделкой, образующей треугольную область спереди, которая либо показывает золотую шапку, либо представляет собой отдельную бляшку. Особенно впечатляющим примером в этой рукописи является массивный шарбуш с гораздо большим количеством меха, чем обычно, который носит княжеский чиновник на правом фронтисписе на л. 1в. (...) Они относятся к еще одному типу и идентичны тем, что изображены на чиновнике слева, держащем копье, на картине «Пурпурная бетония» Диоскорида 1224 года (рис. 65б)
- ^ Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781316711774 . ISBN 9781316711774 .
- ^ Балог (1980). Чеканка Айюбидов . Лондон: Королевское нумизматическое общество. п. Монета 182. , также Тип III Уилана, 258–60; Альбом 791.4
- ^ Аналогичная монета в Британском музее, отчеканенная в 586/1190 году хиджры: «Монета Саладина Британского музея» . www.britishmuseum.org . , и еще один, также отчеканенный в 1190 году:
. Также [1] , [2]
- ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (2017). Турок в Духанге? Сравнительные взгляды на элитную одежду в средневековом Ладакхе и на Кавказе . Австрийская академия наук. п. 253, рис. 20.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Хилленбранд, Роберт (1 января 2010 г.). «Шефер Харири: исследование исламского дизайна фронтисписа» . Арабская живопись : 117–134. дои : 10.1163/9789004236615_011 . ISBN 978-90-04-23661-5 .