Jump to content

Тираз

Государь с повязкой с арабской надписью тираз .

Тираз ( арабский : طراز , латинизированный : ṭirāz ; персидский : تراز tarāz/terāz ) — средневековые исламские вышивки, обычно в виде повязок, пришитых к почётным одеждам ( хилатам ). Их вручали высокопоставленным чиновникам, проявившим лояльность к Халифату , и дарили знатным лицам. На них обычно были написаны имена правителей, вышивались нитями из драгоценных металлов и украшались сложными узорами. Тираз был символом власти; их производство и экспорт строго регулировались и контролировались назначенным правительством чиновником.

Очень вероятно, что на них повлиял таблион , украшенная нашивка, добавляемая к основной части мантии как знак ранга или положения в позднеримской и византийской одежде .

Этимология

[ редактировать ]
Человек на троне в платье каба с повязками из тираза , Кашан , конец XII - начало XIII века н.э. [1]

Первоначальное происхождение этого слова — персидское : دَرْز , латинизированное : darz «вышивка». [2] Слово тираз может использоваться для обозначения самого текстиля, но чаще всего оно используется как термин для обозначения средневековых тканей с арабскими надписями, или для полосы каллиграфических надписей на них, или для фабрик, производивших текстиль (известных как дар). аль-Тираз ). [3]

Тираз также известен как таразиден на персидском языке.

Культура и влияние

[ редактировать ]

Хотя термин тираз применим к любому роскошному текстилю, выпущенному до 1500 г. н.э., в первую очередь он относится к роскошному текстилю из исламского мира с арабской надписью. [4] До халифата Омейядов на этих тканях изначально было греческое письмо, но с приходом к власти халифа Абд аль-Малика ибн Марвана на тканях появилась арабская письменность. [4]

Самый ранний датируемый текстиль с полосой тираза можно отнести к халифату Омейядов, приписываемый правителю Марвану I или Марвану II , хотя существует общее мнение, что тираз предназначался для последнего халифа. [5] Однако институт тираза процветал в исламском мире под патронажем халифов Аббасидов и Фатимидов с конца IX по XIII век. [6]

Нарукавные повязки были не единственным предметом, который халифы отмечали своим именем. Тиразом халифа украшались такие предметы одежды, как тюрбаны и нарукавники, почетные одежды, подушки, занавески, верблюжьи чехлы и даже рожки придворных музыкантов. [4] Тюрбаны, или тадж , также являются синонимом слова «корона». [4] Мусульманские правители предпочитали помещать на тиразе свои имена и тексты, восхваляющие Бога, а не цифры. В это время полосы письменности, найденные в мечетях, также назывались тиразами, что делало этот термин применимым к широкому кругу сред. [4]

Копия мантии Роджера II, художественный текстиль Фатимидов.

По мере процветания халифата Омейядов в Испании влияние Тираза распространилось на соседние европейские страны, а также на их искусство и символику. Ярким примером является каминная полка Роджера II , поскольку по краю нижней части регалий на ней вышита надпись. Куфическое письмо использует цветистую дикцию, цитирует традицию Тираза и дарует благословения правителю. Поскольку арабский язык не был основным языком ни нормандского короля, ни Сицилии, а в украшении камина использовались традиционные мотивы, предназначенные для халифов, регалии явно отражали влияние завоеванной державы, которой был халифат Омейядов. Несмотря на то, что этот предмет одежды реализуется в европейской среде, считается, что он изготовлен мусульманскими мастерами в мастерской, расположенной в Палермо, Сицилия. Эстетику исламского текстиля можно также проследить в произведении Джотто «Мадонна с младенцем», поскольку узор вокруг головы Мадонны имитирует куфическое письмо и в конечном итоге опирается на влияние тираза как символа власти.

История исламского дресс-кода

[ редактировать ]
Этот тираз, приписываемый халифу Омейядов VII века Марвану I, является одним из самых ранних тиразов. В нем используется очень мелкое куфическое письмо и очень доминирующий узор, типичный для раннего тираза.

Понятие дресс-кода в исламском мире возникло в самом начале расширения новой империи. По мере расширения империи возникали культурные подразделения, каждое из которых имело свой собственный дресс-код. Арабы гияр , составляющие меньшинство в своей империи, отличились, установив правило, которое инициировало дифференциацию ( ) для сохранения идентичности. Регулирование такого рода было впервые приписано халифу Умару ( годы правления 634–644 ) в так называемом Пакте Умара , списке прав и ограничений для защищенных немусульман ( зимми ), который обеспечивал бы безопасность их личности, семей, и владения. По мере развития вестиментарной системы менялось и применение правил. Требования были также применены к арабским военным; например, арабским воинам, расквартированным в восточных провинциях, запрещалось носить персидский хафтан (кирасу) и бег (поножи). [7]

К концу правления Омейядского халифата в середине 8-го века закон о дресс-коде стал менее строгим. [7] Арабы, живущие в отдаленных провинциях, таких как Хорасан, ассимилировались с местной культурой, в том числе с тем, как они одевались. [8] Тенденция отхода от более строгой вестиментарной системы наблюдалась и среди высокопоставленных чиновников, даже в ранние времена. Зафиксировано, что арабские правители династии Омейядов уже носили пальто в персидском стиле с панталонами и калансуа тюрбанами . Высокопоставленные чиновники Омейядов также переняли обычай носить роскошные одежды из шелка, атласа и парчи, подражая византийским и сасанидским дворам . Одежда Тираза указывает на то, кому был предан ее владелец, посредством надписи (например, имени правящего халифа), аналогично чеканке имени халифа на монетах (сикка). [7]

Египет, период Фатимидов - Тираз с гильошированными полосами - 1941.95 - Художественный музей Кливленда

Банды Тираза были представлены верным подданным на официальной церемонии, известной как церемония хила почетное одеяние »), которая восходит к временам Мухаммеда . [9] Термин «хила» буквально означает «выброшенный», и первоначально хила была предметом одежды, который фактически носил правитель и передал другому. [10] К десятому веку халифские текстильные фабрики производили эти одежды специально для почетных целей. [10] Качественные золотые ленты-тиразы, вышитые на шелковых одеждах, дарились заслуженным визирам и другим высокопоставленным чиновникам; качество тираза отражало влияние (и богатство) получателя. [3] [11]

Позднее в 750 году н.э. на смену Омейядам пришли Аббасиды, но тираз все еще сохранял свою прежнюю символическую роль власти и пропаганды. Тираз имел такое сильное влияние в политическом контексте халифата Аббасидов, что временами использовался как средство узурпации. Это можно было увидеть по назначению аль-Муваффака , весьма влиятельной силы в халифате, наместником Востока в 875 году н. э. его братом, халифом аль-Мутамидом . Преемственность оказалась угрозой для Ахмада ибн Тулуна , тюркского правителя Египта, поскольку аль-Муваффак прекратил свои попытки дестабилизировать контроль над ним, аль-Муваффаком. В отместку Ибн Тулуну он прекратил упоминание аль-Муваффака в надписях тираза, что подчеркивало важность тираза в политическом контексте и его влияние на придворный статус в глазах общественности.

С распространением ислама возникли халифаты, что привело к смене парадигмы роли тираза. Власть халифата Аббасидов была ослаблена, поскольку они потеряли контроль над своими тюркскими рабскими армиями, а Фатимиды Египта и Омейяды Испании начали устанавливать свое правление. При дворе Фатимидов гильошированные стали использоваться украшения, а под римским влиянием была введена новая концепция сопоставления фигур с текстом. Благодаря своему созданию Фатимиды принесли с собой новое использование тираза: наделение почетными одеждами вне двора. По мере распространения обычая дарения почетных одежд общественные студии ( амма ) начали подражать обычаю дарения тираза, производя свои собственные тиразы для общественного пользования. В Фатимидском Египте люди, которые могли себе позволить «амма тираз», проводили собственную церемонию « хила » над семьей и друзьями, как это задокументировано в документах Каирской Генизы и реликвиях, найденных в Каире. Эти «общественные тиразы» считались семейными сокровищами и передавались как семейные реликвии. Тираз также подарили. Было зарегистрировано, что государь в Андалусии подарил тираз другому государю в Северной Африке. [7] [11]

Тираз также использовался в погребальных ритуалах. В египетской похоронной традиции Фатимидов вокруг головы умершего оборачивали повязку тираз, закрывая ею глаза. Благословения, полученные в тиразе от более ранней церемонии хильа , а также тот факт, что на нем были написаны стихи Корана, сделали тираз особенно подходящим для погребальных церемоний. [3]

К 13 веку производство тираза начало сокращаться. С ослаблением исламской власти дворяне стали продавать свой тираз на открытом рынке. Некоторые тиразы служили формой инвестиций, когда ими торговали и продавали. Несмотря на упадок, тираз продолжали производить вплоть до 14 века. [3]

Проектирование и производство

[ редактировать ]
Фрагмент ткани тираза X века из Йемена с яркими цветами и мотивом икат . [11]
На этом египетском тиразе X века начертано цветочное куфическое письмо.

Существовало два типа фабрик Тираза: официальные халифские ( хасса , что означает «частный» или «исключительный») и общественные ( «амма» , что означает «общественный»). В конструкции тираза, произведенного на халифских и общественных фабриках, нет различий, поскольку оба были созданы под одним и тем же именем правящего халифа и оба имели одинаковое качество. [3] Заводы Аммы производили тираз для коммерческого использования. Более официальные фабрики хасса больше походили на административные отделы, контролировавшие и нанимавшие мастеров, которые работали на производственных фабриках, расположенных вдали от центра, обычно в местах, известных производством определенной ткани. [9]

Одежда Тираз различается по материалу и дизайну в зависимости от времени ее производства, места и для кого. такие ткани, как лен, шерсть, хлопок или мулхам Для производства тираза использовались (смесь шелковой основы и хлопкового утка). Йеменский тираз имеет характерный полосатый ромб зеленого, желтого и коричневого цветов; это производится с помощью техники резистивного окрашивания и иката . В Египте тираз оставляли неокрашенным, но вышивали красной или черной нитью. Самый ранний тираз был украшен красочными мотивами медальонов или животных, но без надписей. Открытие тираза в разные периоды показывает постепенный переход от сасанидского, коптского и византийского стилей. В период Фатимидов в Египте 11 и 12 веков тенденция дизайна тираза демонстрирует возрождение этих стилей. [3]

Надписи обычно находили в Тиразе более поздних периодов. Надписи могут быть выполнены золотой нитью или нарисованы красками. Надписи были написаны на арабском языке. Куфическое письмо (и его вариация, цветочное куфическое письмо) были обнаружены в более раннем Тиразе. В более поздний период письмо насх или тулут стало обычным явлением. Надписи выполнены каллиграфическим способом и образуют художественный ритмический узор. [3] Надпись может содержать имя правящего халифа, дату и место изготовления, фразы, взятые из Корана или из многочисленных обращений к Аллаху . [9] Хассикия носил очень декоративный тираз , (царский телохранитель) мамлюкских султанов Египта вытканный золотой или серебряной металлической нитью. [12] В Фатимидском Египте шелковые тиразы, вытканные с золотой надписью, предназначались для визиря и других высокопоставленных чиновников, в то время как широкая публика носила льняные ткани. [3]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (2017). Турок в Духанге? Сравнительные взгляды на элитную одежду в средневековом Ладакхе и на Кавказе . Издательство Австрийской академии наук. п. 231 и 247.
  2. ^ Вульф, Ганс Э. (1966). Традиционные ремесла Персии; их развитие, технологии и влияние на восточные и западные цивилизации . Интернет-архив. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 216–218.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эхтиар и Коэн 2015 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Маки, Луиза В. (1 сентября 2016 г.). «Символы власти: роскошный текстиль из исламских стран, 7–21 века». West 86th: Журнал декоративного искусства, истории дизайна и материальной культуры . 23 (2): 85. дои : 10.1086/691619 . ISSN   2153-5531 .
  5. ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 3 ноября 2019 г.
  6. ^ Джонатан Блум, Шейла Блэр (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор. Том III . Издательство Оксфордского университета. п. 337.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Мери 2005 , с. 160.
  8. ^ Беквит 2009 , с. 132.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Фоссье 1986 , с. 263.
  10. ^ Перейти обратно: а б Мери 2005 , с. 180.
  11. ^ Перейти обратно: а б с «Фрагмент Тиразского текстиля» . Метрополитен-музей . 2017 . Проверено 12 ноября 2017 г.
  12. ^ Мери 2005 , стр. 180–1.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74dc80bf2dfcb9eebb0e94130c9fe0ec__1721073720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/ec/74dc80bf2dfcb9eebb0e94130c9fe0ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiraz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)