Тираз

Тираз ( арабский : طراز , латинизированный : ṭirāz ; персидский : تراز tarāz/terāz ) — средневековые исламские вышивки, обычно в виде повязок, пришитых к почётным одеждам ( хилатам ). Их вручали высокопоставленным чиновникам, проявившим лояльность к Халифату , и дарили знатным лицам. На них обычно были написаны имена правителей, вышивались нитями из драгоценных металлов и украшались сложными узорами. Тираз был символом власти; их производство и экспорт строго регулировались и контролировались назначенным правительством чиновником.
Очень вероятно, что на них повлиял таблион , украшенная нашивка, добавляемая к основной части мантии как знак ранга или положения в позднеримской и византийской одежде .
Этимология
[ редактировать ]
Первоначальное происхождение этого слова — персидское : دَرْز , латинизированное : darz «вышивка». [2] Слово тираз может использоваться для обозначения самого текстиля, но чаще всего оно используется как термин для обозначения средневековых тканей с арабскими надписями, или для полосы каллиграфических надписей на них, или для фабрик, производивших текстиль (известных как дар). аль-Тираз ). [3]
Тираз также известен как таразиден на персидском языке.
Культура и влияние
[ редактировать ]Хотя термин тираз применим к любому роскошному текстилю, выпущенному до 1500 г. н.э., в первую очередь он относится к роскошному текстилю из исламского мира с арабской надписью. [4] До халифата Омейядов на этих тканях изначально было греческое письмо, но с приходом к власти халифа Абд аль-Малика ибн Марвана на тканях появилась арабская письменность. [4]
Самый ранний датируемый текстиль с полосой тираза можно отнести к халифату Омейядов, приписываемый правителю Марвану I или Марвану II , хотя существует общее мнение, что тираз предназначался для последнего халифа. [5] Однако институт тираза процветал в исламском мире под патронажем халифов Аббасидов и Фатимидов с конца IX по XIII век. [6]
Нарукавные повязки были не единственным предметом, который халифы отмечали своим именем. Тиразом халифа украшались такие предметы одежды, как тюрбаны и нарукавники, почетные одежды, подушки, занавески, верблюжьи чехлы и даже рожки придворных музыкантов. [4] Тюрбаны, или тадж , также являются синонимом слова «корона». [4] Мусульманские правители предпочитали помещать на тиразе свои имена и тексты, восхваляющие Бога, а не цифры. В это время полосы письменности, найденные в мечетях, также назывались тиразами, что делало этот термин применимым к широкому кругу сред. [4]

По мере процветания халифата Омейядов в Испании влияние Тираза распространилось на соседние европейские страны, а также на их искусство и символику. Ярким примером является каминная полка Роджера II , поскольку по краю нижней части регалий на ней вышита надпись. Куфическое письмо использует цветистую дикцию, цитирует традицию Тираза и дарует благословения правителю. Поскольку арабский язык не был основным языком ни нормандского короля, ни Сицилии, а в украшении камина использовались традиционные мотивы, предназначенные для халифов, регалии явно отражали влияние завоеванной державы, которой был халифат Омейядов. Несмотря на то, что этот предмет одежды реализуется в европейской среде, считается, что он изготовлен мусульманскими мастерами в мастерской, расположенной в Палермо, Сицилия. Эстетику исламского текстиля можно также проследить в произведении Джотто «Мадонна с младенцем», поскольку узор вокруг головы Мадонны имитирует куфическое письмо и в конечном итоге опирается на влияние тираза как символа власти.
История исламского дресс-кода
[ редактировать ]
Понятие дресс-кода в исламском мире возникло в самом начале расширения новой империи. По мере расширения империи возникали культурные подразделения, каждое из которых имело свой собственный дресс-код. Арабы гияр , составляющие меньшинство в своей империи, отличились, установив правило, которое инициировало дифференциацию ( ) для сохранения идентичности. Регулирование такого рода было впервые приписано халифу Умару ( годы правления 634–644 ) в так называемом Пакте Умара , списке прав и ограничений для защищенных немусульман ( зимми ), который обеспечивал бы безопасность их личности, семей, и владения. По мере развития вестиментарной системы менялось и применение правил. Требования были также применены к арабским военным; например, арабским воинам, расквартированным в восточных провинциях, запрещалось носить персидский хафтан (кирасу) и бег (поножи). [7]
К концу правления Омейядского халифата в середине 8-го века закон о дресс-коде стал менее строгим. [7] Арабы, живущие в отдаленных провинциях, таких как Хорасан, ассимилировались с местной культурой, в том числе с тем, как они одевались. [8] Тенденция отхода от более строгой вестиментарной системы наблюдалась и среди высокопоставленных чиновников, даже в ранние времена. Зафиксировано, что арабские правители династии Омейядов уже носили пальто в персидском стиле с панталонами и калансуа тюрбанами . Высокопоставленные чиновники Омейядов также переняли обычай носить роскошные одежды из шелка, атласа и парчи, подражая византийским и сасанидским дворам . Одежда Тираза указывает на то, кому был предан ее владелец, посредством надписи (например, имени правящего халифа), аналогично чеканке имени халифа на монетах (сикка). [7]

Банды Тираза были представлены верным подданным на официальной церемонии, известной как церемония хила (« почетное одеяние »), которая восходит к временам Мухаммеда . [9] Термин «хила» буквально означает «выброшенный», и первоначально хила была предметом одежды, который фактически носил правитель и передал другому. [10] К десятому веку халифские текстильные фабрики производили эти одежды специально для почетных целей. [10] Качественные золотые ленты-тиразы, вышитые на шелковых одеждах, дарились заслуженным визирам и другим высокопоставленным чиновникам; качество тираза отражало влияние (и богатство) получателя. [3] [11]
Позднее в 750 году н.э. на смену Омейядам пришли Аббасиды, но тираз все еще сохранял свою прежнюю символическую роль власти и пропаганды. Тираз имел такое сильное влияние в политическом контексте халифата Аббасидов, что временами использовался как средство узурпации. Это можно было увидеть по назначению аль-Муваффака , весьма влиятельной силы в халифате, наместником Востока в 875 году н. э. его братом, халифом аль-Мутамидом . Преемственность оказалась угрозой для Ахмада ибн Тулуна , тюркского правителя Египта, поскольку аль-Муваффак прекратил свои попытки дестабилизировать контроль над ним, аль-Муваффаком. В отместку Ибн Тулуну он прекратил упоминание аль-Муваффака в надписях тираза, что подчеркивало важность тираза в политическом контексте и его влияние на придворный статус в глазах общественности.
С распространением ислама возникли халифаты, что привело к смене парадигмы роли тираза. Власть халифата Аббасидов была ослаблена, поскольку они потеряли контроль над своими тюркскими рабскими армиями, а Фатимиды Египта и Омейяды Испании начали устанавливать свое правление. При дворе Фатимидов гильошированные стали использоваться украшения, а под римским влиянием была введена новая концепция сопоставления фигур с текстом. Благодаря своему созданию Фатимиды принесли с собой новое использование тираза: наделение почетными одеждами вне двора. По мере распространения обычая дарения почетных одежд общественные студии ( амма ) начали подражать обычаю дарения тираза, производя свои собственные тиразы для общественного пользования. В Фатимидском Египте люди, которые могли себе позволить «амма тираз», проводили собственную церемонию « хила » над семьей и друзьями, как это задокументировано в документах Каирской Генизы и реликвиях, найденных в Каире. Эти «общественные тиразы» считались семейными сокровищами и передавались как семейные реликвии. Тираз также подарили. Было зарегистрировано, что государь в Андалусии подарил тираз другому государю в Северной Африке. [7] [11]
Тираз также использовался в погребальных ритуалах. В египетской похоронной традиции Фатимидов вокруг головы умершего оборачивали повязку тираз, закрывая ею глаза. Благословения, полученные в тиразе от более ранней церемонии хильа , а также тот факт, что на нем были написаны стихи Корана, сделали тираз особенно подходящим для погребальных церемоний. [3]
К 13 веку производство тираза начало сокращаться. С ослаблением исламской власти дворяне стали продавать свой тираз на открытом рынке. Некоторые тиразы служили формой инвестиций, когда ими торговали и продавали. Несмотря на упадок, тираз продолжали производить вплоть до 14 века. [3]
Проектирование и производство
[ редактировать ]

Существовало два типа фабрик Тираза: официальные халифские ( хасса , что означает «частный» или «исключительный») и общественные ( «амма» , что означает «общественный»). В конструкции тираза, произведенного на халифских и общественных фабриках, нет различий, поскольку оба были созданы под одним и тем же именем правящего халифа и оба имели одинаковое качество. [3] Заводы Аммы производили тираз для коммерческого использования. Более официальные фабрики хасса больше походили на административные отделы, контролировавшие и нанимавшие мастеров, которые работали на производственных фабриках, расположенных вдали от центра, обычно в местах, известных производством определенной ткани. [9]
Одежда Тираз различается по материалу и дизайну в зависимости от времени ее производства, места и для кого. такие ткани, как лен, шерсть, хлопок или мулхам Для производства тираза использовались (смесь шелковой основы и хлопкового утка). Йеменский тираз имеет характерный полосатый ромб зеленого, желтого и коричневого цветов; это производится с помощью техники резистивного окрашивания и иката . В Египте тираз оставляли неокрашенным, но вышивали красной или черной нитью. Самый ранний тираз был украшен красочными мотивами медальонов или животных, но без надписей. Открытие тираза в разные периоды показывает постепенный переход от сасанидского, коптского и византийского стилей. В период Фатимидов в Египте 11 и 12 веков тенденция дизайна тираза демонстрирует возрождение этих стилей. [3]
Надписи обычно находили в Тиразе более поздних периодов. Надписи могут быть выполнены золотой нитью или нарисованы красками. Надписи были написаны на арабском языке. Куфическое письмо (и его вариация, цветочное куфическое письмо) были обнаружены в более раннем Тиразе. В более поздний период письмо насх или тулут стало обычным явлением. Надписи выполнены каллиграфическим способом и образуют художественный ритмический узор. [3] Надпись может содержать имя правящего халифа, дату и место изготовления, фразы, взятые из Корана или из многочисленных обращений к Аллаху . [9] Хассикия носил очень декоративный тираз , (царский телохранитель) мамлюкских султанов Египта вытканный золотой или серебряной металлической нитью. [12] В Фатимидском Египте шелковые тиразы, вытканные с золотой надписью, предназначались для визиря и других высокопоставленных чиновников, в то время как широкая публика носила льняные ткани. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (2017). Турок в Духанге? Сравнительные взгляды на элитную одежду в средневековом Ладакхе и на Кавказе . Издательство Австрийской академии наук. п. 231 и 247.
- ^ Вульф, Ганс Э. (1966). Традиционные ремесла Персии; их развитие, технологии и влияние на восточные и западные цивилизации . Интернет-архив. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 216–218.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эхтиар и Коэн 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маки, Луиза В. (1 сентября 2016 г.). «Символы власти: роскошный текстиль из исламских стран, 7–21 века». West 86th: Журнал декоративного искусства, истории дизайна и материальной культуры . 23 (2): 85. дои : 10.1086/691619 . ISSN 2153-5531 .
- ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Джонатан Блум, Шейла Блэр (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор. Том III . Издательство Оксфордского университета. п. 337.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мери 2005 , с. 160.
- ^ Беквит 2009 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б с Фоссье 1986 , с. 263.
- ^ Перейти обратно: а б Мери 2005 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б с «Фрагмент Тиразского текстиля» . Метрополитен-музей . 2017 . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Мери 2005 , стр. 180–1.
Источники
[ редактировать ]- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400829941 .
- Эхтиар, Марьям; Коэн, Джулия (2015). «Тираз: Текстиль с надписями раннего исламского периода» . Метрополитен-музей . Хайльбрунн. Хронология истории искусств. Нью-Йорк . Проверено 10 ноября 2017 г.
- Фоссье, Роберт (1986). Кембриджская иллюстрированная история средних веков . Том. 1. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521266444 .
- Мери, Йозеф В. (2005). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 9781135455965 .
- Стиллман, Йедида Кальфон (2003). Норман А. Стиллман (ред.). Арабская одежда, Краткая история: от зари ислама до наших дней (пересмотренное второе изд.). Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-11373-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тиразом, на Викискладе?