Книга десяти трактатов глаза

Книга Хунайна ибн Исхака « Десять трактатов о глазе» ( араб . كتاب العشر مقالات في للعين, Китаб аль-Ашр Макалат фил-Айн ) представляет собой теорию зрения 9-го века , основанную на космологической природе путей от мозга к воспринимаемый объект. Эта офтальмологическая композиция в значительной степени заимствована из Галена De placitis Hippocratis у Платониса и De usu partium , как с точки зрения анатомии , так и с точки зрения физиологии описываемой . Триумф Хунайна обусловлен систематическим представлением частей глаза и последующими дополнениями, которые он внес в космологические аспекты работы. Его ранний перевод на латынь также предоставил средневековым офтальмологам на Западе возможность познакомиться с работами Галена. [1]
Обзор
[ редактировать ]Есть четыре основных доктрины, которые легли в основу диссертации Хунайна о зрении и анатомии глаза:
- Структурный порядок: каждый из отдельных компонентов глаза имеет свою собственную природу и расположен так, что находится в космологической гармонии.
- Медицинская телеология – существование каждого из этих отдельных компонентов продиктовано их конечной целью, видением. Их вторичная цель, обусловленная их непосредственной природой, определяет, как будет достигнуто видение.
- Стихии – каждый из четырех элементов земли, огня, воздуха и воды соответствует одному смыслу. Пятое чувство представляет собой комбинацию двух из четырех описанных элементов.
- Применимость компонентов – эффективность каждого из пяти чувств во многом зависит от компонента, который является как бы объектом его ощущения.
Хунайн полагается на эти принципы при построении своей концепции зрения, которая включает в себя анатомию глаза таким образом, что обсуждение одного без другого становится непродуктивным. [2]
Анатомия глаза
[ редактировать ]
Структура глаза представлена в виде иерархии, начиная с той части, которая наиболее непосредственно отвечает за зрение, и заканчивая частями, существующими только для облегчения этой функции. Линза , описанная как белая, прозрачная и светящаяся , имеет состав, позволяющий быстро воспринимать цвета. В отличие от более математической концепции Галена о плоской линзе, Хунейн выбирает более сферическую форму, которая обеспечивает большее поле зрения. Хунайн неоднократно подчеркивал, что, по его мнению, хрусталик находится точно в центре глаза. Возможно, Хунайн был автором этой идеи. Идея центрального хрусталика широко распространена со времен Хунайна до конца 1500-х годов. [3] Он описывает систему глаз, которая соединяет их с мозгом, начиная со склеры — толстой твердой мембраны, защищающей внутренние части нервов от повреждений. Хориоид, тонкая и мягкая структура, наполненная венами и артериями , следует за ней и обеспечивает питание всей структуры. Наконец, сетчатка передает питательные вещества самим хрусталикам. Затем Хунайн представляет систему, отвечающую за защиту глаз. На самом внешнем уровне это конъюнктива , роговица и сосудистая оболочка глаза . В то время как и конъюнктива, и роговица обеспечивают защиту, сводя к минимуму помехи для хрусталиков, сосудистая оболочка выполняет дополнительную функцию по концентрации пневмы, выходящей из глаза, чтобы предотвратить ее рассеивание под действием света. [4]
Использование мозга
[ редактировать ]Мозг, являющийся источником восприятия , произвольного движения и свободы воли , также описывается как источник психической пневмы. Начинаясь из сердца как жизненная пневма, она движется к мозгу, где далее очищается до специализированной пневмы, используемой для зрения. Хунайн также вводит концепцию иерархии чувств, помещая зрение на вершину списка с соответствующим элементом огня. Он также описывает три уровня этого элемента: пламя, красное тепло и свет, рационализируя включение света, описывая создание пламени после его концентрации с помощью магнитного стекла. [5] Хунайн объединяет все эти идеи, ссылаясь на тот факт, что мозг работает непосредственно, обеспечивая глаза пневмой, необходимой для выполнения его функций, а свет обеспечивает освещение, необходимое для различения рассматриваемого объекта.
Функция пневмы и зрения
[ редактировать ]
Однажды сконцентрировавшись в мозгу, высокожидкая психическая пневма перемещается по сети глаза, пока не проникнет в переднюю область. Пневма смешивается с уже существующей водянистой жидкостью , заполняя сосудистую оболочку и вызывая растяжение зрачка . Если один глаз закрыт, а другой оставлен открытым, пневма, предназначенная для закрытого глаза, вместо этого перенаправляется в открытый, вызывая наблюдаемое впоследствии расширение зрачка. Собираясь в сосудистой оболочке, эта пневма затем перемещается в воздушной среде, вызывая трансформацию, соответствующую форме вокруг нее, отправляя этот сигнал обратно в глаз. [6] Аналогию : для описания этого явления предлагает Хунайн
Если человек идет в темноте, держит палку в руке и вытягивает ее во всю длину перед собой, а палка встречает предмет, который мешает ей продвигаться дальше, он сразу по аналогии узнает, что предмет, мешающий палке продвигаться вперед, это твердое тело, которое сопротивляется всему, что сталкивается с ним... то же самое и со зрением.
Другими словами, воздух действует как палочка, которая позволяет пневме идентифицировать объект и передавать его обратно в глаз, чтобы обеспечить зрение, пока есть свет. И свет, и пневма действуют вместе, устраняя барьеры и направляя немедленный переход ощущений к глазу, таким образом достигая зрения. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линдберг, Дэвид К. (1996). Теории зрения от аль-Кинди до Кеплера. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 33–34
- ^ Иствуд, Брюс Стэнфилд. «Элементы зрения: микрокосмология визуальной теории Галена согласно Хунайну ибн Исхаку». Труды Американского философского общества 72, часть 5 (1982): 1–2.
- ^ Леффлер К.Т., Хади Т.М., Удупа А., Шварц С.Г., Шварц Д. (2016). «Средневековое заблуждение: хрусталик в центре глаза» . Клиническая офтальмология . 2016 (10): 649–662. дои : 10.2147/OPTH.S100708 . ПМЦ 4833360 . ПМИД 27114699 .
- ^ Иствуд, стр. 3–12.
- ^ Иствуд, стр. 17–20.
- ^ Иствуд, стр. 29–37.
- ^ Рашед, Рошди (1996). Энциклопедия истории арабской науки. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 682–683