Мост Эсепа
Мост Эсепа (Голубиный мост) | |
---|---|
Центральный пирс (вид с юга) | |
Координаты | 40 ° 16'03 "N 27 ° 36'09" E / 40,267500 ° N 27,602500 ° E |
несет | Римская дорога на Кизик |
Кресты | Эсеп ( ручей Гёнен ) |
Местный | Древняя Мисия , ныне Гёнен район , провинция Балыкесир , Турция |
Характеристики | |
Дизайн | Арочный мост |
Материал | Камень |
Общая длина | в. 158 м |
Ширина | 5,60 м |
Самый длинный пролет | 12,20 м |
Количество пролетов | 11 (включая паводки) |
История | |
Окончание строительства | 4 или 5/6 века нашей эры. |
Расположение | |
![]() |
Мост Эсепа ( турецкий : Güvercin Köprüsü , « Голубиный мост ») — позднеантичный римский мост через реку Эсеп (сегодня Гёнен Чайы ) в древнем регионе Мисия на территории современной Турции . Он примечателен своей усовершенствованной системой полых камер, которая также использовалась в других римских мостах в регионе, таких как мост Макестос . В ходе полевого обследования, проведенного в начале 20 века, четыре главных свода моста были обнаружены в руинах, тогда как почти все опоры и семь второстепенных арок остались нетронутыми. Сегодня два оставшихся обрубка пирса в русле реки все еще сохранились, а состояние остальной конструкции определить сложно. [1] [2]
Местонахождение и знакомства
[ редактировать ]Мост Эсепа расположен на северо-западе Турции, в 8 км к северу от Сарыкёй, примерно в 5,6 км вверх по течению от места впадения реки Гёнен-Чай в Мраморное море , немного выше места, где узкая речная долина переходит в широкую устьевую равнину и современный мост. проходит шоссе 200 через Гёнен-Чай. [3] Мост Эсепа был частью римской дороги , которая в древности вела через Мисию к прибрежному городу Кизик и которая, сохранив часть своего первоначального римского мощения из небольших круглых камней глубиной 13–15 см, была в XIX веке по-прежнему предпочтительный маршрут для путешествий между близлежащей Бандырмой (Пандермой) и Богашехром . [4]
Самое раннее исследование моста Эсепа было опубликовано британским археологом Фредериком Хаслаком в 1906 году. Основываясь на структурном сходстве с другими полыми камерными мостами в Мисии, такими как Белый мост и мост Макестоса, а также мостом Константина , он датирует квартет мостов начало IV века нашей эры, в эпоху Константина Великого († 337 год нашей эры), когда Византия была возведена в столицу восточной половины империи . [5]
Однако, по мнению итальянского ученого Гальяццо, характерный рисунок чередующихся слоев кирпича и камня в разрыве арки (см. рисунок, показывающий арку восточного устоя ) скорее указывает на раннюю византийскую реконструкцию второй половины V или начала VI век нашей эры, время правления Юстиниана . По его мнению, только фундаменты опор и устои с малыми арками имеют однозначно римское происхождение. [3]
Структура
[ редактировать ]
Хотя во время визита Хаслака все четыре основные арки рухнули, оба пандуса и почти все опоры моста все еще стояли на полную высоту; только третий пирс с западного берега полностью исчез. [6] На открытой верхней части опор виднелись четыре параллельных щелевидных пустот, проходящих по всей длине конструкции, которые должны были уменьшить нагрузку на своды. [7] Сами пирсы со стороны верхнего и нижнего течения были защищены большими волнорезами с заостренными колпаками. [7]
Ширина моста 5,60 м. [4] и около 158 м в длину. [3] Хаслак указал, что пролеты третьего и седьмого проемов составляют 12,20 м каждый. [8] Облицовка, включая волнорезы и полые камеры, состоит из гранитных блоков, а внутренняя часть заполнена раствором , связанным щебнем . [7] Хорошо сохранившаяся брусчатка остальной дороги сложена из крупных, иногда прямоугольных камней и опирается на плиты крыши полых камер. [4]
Поскольку река Гёнен-Чай на этом месте проходит недалеко от западного склона долины, западный устой сравнительно короткий. [7] Его два арочных свода, только один из которых имеет полукруглую форму, построены из кирпича, при этом внешние вуссуары чередуются между группами камня и кирпича, что также типично для моста Макестос. [7] Восточный пандус длиной 58 м опирается на пять арок уменьшающегося размера (заросшая арка 9 была реконструирована Хаслаком лишь предположительно). [4] При подходе видны остатки кирпичной экседры , вокруг которой разветвляется дорога, такое же выравнивание можно найти у моста Сангариус ; Рядом с экседрой стоит цилиндрический камень высотой 80 см, который, возможно, использовался для записи ремонтных работ. [4]
Галерея
[ редактировать ]- Центральные пирсы (вид с севера)
- Конец восточного устоя
- Арка восточного устоя
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дорога Бурса Чанаккале» . Карты Гугл . Проверено 8 июля 2012 года .
- ^ «Мост Эсепа 2» . Корпорация Майкрософт . Проверено 8 июля 2012 года .
- ^ Перейти обратно: а б с Гальяццо 1994 , с. 417
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хаслук 1905–06 , с. 187
- ^ Хаслук 1905–06 , с. 189
- ^ Хаслук 1905–06 , с. 184с.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хаслук 1905–06 , с. 185
- ^ Хаслук 1905–06 , стр. 185, 187
Источники
[ редактировать ]- Гальяццо, Витторио (1994), Римские мосты. Общий каталог , том. 2, Тревизо: Edizioni Canova, стр. 417, ISBN 88-85066-66-6
- Хаслак, Фредерик Уильям (1905–1906), «Римский мост через Эсепа» , Ежегодник Британской школы в Афинах , 12 : 184–189, doi : 10.1017/s0068245400008066
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с мостом Эсепа , на Викискладе?