Карамагарский мост
Карамагарский мост | |
---|---|
![]() Одноконечная арка пролетом 17 м. | |
Координаты | 38 ° 55'30 "N 38 ° 39'31" E / 38,924961 ° N 38,658486 ° E |
несет | Римская дорога в Мелитену |
Кресты | Ручей Арапгир |
Местный | Рядом с Агыном , провинция Элязыг , регион Восточная Анатолия , Турция |
Характеристики | |
Дизайн | Остроконечный арочный мост |
Материал | Камень |
Самый длинный пролет | 17 м |
Количество пролетов | 1 |
История | |
Окончание строительства | 5 или 6 век нашей эры. |
Расположение | |
![]() |
Мост Карамагара ( турецкий : Karamağara Köprüsü , «Мост Черной пещеры») — византийский или позднеримский мост в древнем регионе Каппадокия на востоке Турции и, возможно, самый ранний известный остроконечный арочный мост. [1]
Мост, как и большая часть долины Арапгир-Чайы, был затоплен после завершения строительства плотины Кебан в 1975 году, в результате чего уровень воды в долине Евфрата и некоторых его верхних притоках резко поднялся. [2]
Местоположение и ситуация
[ редактировать ]Единственная арка высотой 17 м пролегает между скалами скалистого ущелья Арапгир-Чай , притока Евфрата . [3]
Сооружение принадлежало римской дороге в Мелитену , которая была вырублена в скале возле моста по обе стороны реки. Ее название Карамагара («черная пещера»), вероятно, происходит от искусственно расширенной пещеры на южном берегу, высеченной в темной скале на высоте 75 м над сооружением и служившей для защиты переправы. Мост довольно часто упоминался ранними европейскими путешественниками. [4]
Как и другие памятники в регионе, это место было исследовано Ближневосточным техническим университетом Анкары. перед затоплением [5] Ниже по течению, в деревне Бахадин, остатки еще одного ныне затопленного римского моста могут указывать на существование более старого пункта пересечения. [4]
Остроконечная арка
[ редактировать ]Заостренное арочное ребро было построено без раствора между вуссуарами . [2] На его восточной стороне, расположенной ниже по течению, почти неповрежденная христианская надпись на греческом языке по большей части его длины проходит , почти дословно цитирующая 121 Псалом , 8-й стих Библии . [6] Текст гласит:
Господи Боже, храни вход твой и выход твой отныне и во веки веков, аминь, аминь, аминь.
Kýrios ho Theos phyláxei tēn eisodón sou ke tēn exodon sou apó tou nyn kai heos tou ainos, amḗn, amḗn, amḗn.
[Господь Бог может охранять твой вход и твой выход отныне и во веки веков, аминь, аминь, аминь.
Палеографический . анализ форм греческих букв позволяет определить дату строительства моста в V или VI веке нашей эры [7] При этом основная масса римских каменных мостов опирается на полукруглые арки или, в меньшей степени, на сегментные арки , [8] Мост Карамагара представляет собой столь же редкий и ранний пример использования остроконечных арок не только в позднеантичном мостостроении, но и в истории архитектуры в целом. [9] Наряду с другими позднеримскими и сасанидскими образцами, главным образом свидетельствующими о строительстве ранних церквей в Сирии и Месопотамии , мост доказывает доисламское происхождение остроконечной арки в ближневосточной архитектуре, которую мусульманские завоеватели . впоследствии переняли и построили [9] Камни с греческими надписями были сняты с моста и доставлены в музей Элязыга в 1972 году. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гальяццо 1995 , с. 92; Уоррен 1991 , стр. 61–63
- ^ Перейти обратно: а б Гальяццо 1995 , с. 92
- ^ Гальяццо 1995 , с. 92; О'Коннор 1993 , с. 129
- ^ Перейти обратно: а б Хильд 1977 , с. 145
- ↑ Обреченные плотиной 1967 , стр. 54–57.
- ^ Хильд 1977 , с. 145 (В переводе Библии Вульгаты это Псалом 120, который используется в источнике.)
- ^ Гальяццо 1995 , с. 92; О'Коннор 1993 , с. 129; Хильд 1977 , с. 145; Хелленкемпер 1977–1999 , стр. 730–731; Гийу 1993 , с. 36; Манго 1976 , с. 129; Тунч 1978 , с. 108
- ^ Гальяццо 1995 , стр. 429–437; О'Коннор 1993 , с. 171
- ^ Перейти обратно: а б Уоррен 1991 , стр. 61–63.
- ^ Отбросьте, Лоран. Затопленные истории со стороны археологической науки: история и политика проекта спасения плотины Кебан (1967–1975) в Восточной Турции (докторская диссертация). Калифорнийский университет, Беркли. стр. 14–15. S2CID 126773006 . Проверено 7 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Гальяццо, Витторио (1995), Римские мосты , т. 1, Тревизо: Edizioni Canova, стр. 92, 93 (рис. 39), ISBN 88-85066-66-6
- Гийу, Андре (1993), Византийская цивилизация, объекты и послание , Рим: Герма Бретшнейдера, стр. 36, 62 (рис. 24), ISBN 978-88-7062-801-2
- Хелленкемпер, Х. (1977–1999), «Мост: строительство византийского моста», Лексикон средневековья , том. 2, Штутгарт: Мецлер, стр. 730–731.
- Хильд, Фридрих (1977), «Византийская дорожная система в Каппадокии», в книге «Голод», Герберт (ред.), Публикации Комиссии Tabula Imperii Byzantini , vol. 2, Вена: Издательство Австрийской академии наук, с. 145, ISBN 3-7001-0168-6
- Манго, Сирил (1976), Византийская архитектура , Нью-Йорк: HN Abrams, стр. 129 (табл. 138), ISBN 0-8109-1004-7
- О'Коннор, Колин (1993), Роман Бриджес , издательство Кембриджского университета, стр. 129 (E38), ISBN 0-521-39326-4
- Тунч, Гюльгюн (1978), Наши каменные мосты , Анкара, стр. 108
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уоррен, Джон (1991), «Использование Кресвеллом теории датировки по остроте остроконечных арок в ранней мусульманской архитектуре», Мукарнас , том. 8, Брилл, стр. 59–65, номер документа : 10.2307/1523154 , JSTOR 1523154.
- Обреченный плотиной. Исследование памятников, которым угрожает создание зоны затопления плотины Кебан, Элязыг, 18–29 октября 1966 г. , том. 9, Ближневосточный технический университет , факультет архитектуры, 1967, стр. 54–57.