Jump to content

Каменный мост (Адана)

Координаты : 36 ° 59'10 "N 35 ° 20'07" E  /  36,986111 ° N 35,335278 ° E  / 36,986111; 35.335278
Таскопру
Координаты 36 ° 59'10 "N 35 ° 20'07" E  /  36,986111 ° N 35,335278 ° E  / 36,986111; 35.335278
Кресты Река Сейхан
Местный Адана , регион Киликия , Турция
Официальное название Таскопру
Характеристики
Дизайн арочный мост
Материал Туф, мрамор, добычу
Общая длина 310 м
Ширина 11.4m
Количество пролетов изначально 21 арка
История
Окончание строительства 120–135 гг. н. э.?
Статистика
Ежедневный трафик пешеходы (ранее также транспортные средства, до 2007 г.)
Расположение
Карта

Ташкопрю ( итальянский : Ponte in pietra , английский: Каменный мост ), исторически известный как Понте Сарус , — римский мост через реку Сейхан в Адане , который, вероятно, был построен в первой половине второго века нашей эры. Мост был ключевым звеном древних торговых путей из Средиземного моря в Анатолию и Персию . До закрытия в 2007 году это был один из старейших мостов в мире, открытый для автотранспорта. С 2007 года здесь осуществляется только пешеходный трафик, а теперь проводятся социальные и культурные мероприятия.

Среди названий, используемых для моста на протяжении его истории, - мост Сарос, мост Юстиниана, мост аль-Валида и Ташкопрю («Каменный мост» на турецком языке). [1]

Ташкопрю несет в себе следы дополнений и реставраций нескольких цивилизаций. царь Сообщается , что хеттский Хаттусили I построил мост в Адане по пути в военную кампанию в Сирии , хотя неясно, был ли это первый мост Аданы через реку Сейхан (тогда известную как Сарус). [1]

Ташкопрю с Аданой и горами Кизилдаг , с точки зрения Эдвина Джона Дэвиса, опубликованной в журнале « Жизнь в азиатской Турции» в 1879 году.

Виктор Ланглуа , посетивший Адану в 1852–1853 годах, приписывает нынешний мост императору Адриану , который правил с 117 по 138 год нашей эры и путешествовал по Анатолии с 120 по 135 год нашей эры, сдавая в эксплуатацию здания во многих местах. Ланглуа сообщил, что на мосту была надпись с именем Адриана примерно за двадцать лет до его визита. [2]

Некоторые источники связывают строительство с римским архитектором конца 4-го века по имени Авксентий, который также построил мост в Риме в 384 году нашей эры. Эта атрибуция основана на надписи на греческом языке , которая какое-то время служила алтарем греческой церкви Аданы и сейчас находится в Археологического музея Аданы коллекции резьбы по камню . Надпись в 12 строк написана на плите высотой 122 см, шириной 93 см и толщиной 12 см. Однако полное прочтение, по-видимому, связывает эту надпись с акведуком, питающим водяные колеса, а не со строительством моста. [3]

Историк Прокопий Кесарийский записывает в « Зданиях Юстиниана» , написанных примерно в 557 году нашей эры, что Юстиниан I , правивший в 527–565 годах, приказал перестроить мост:

Часть этой кладки [пирсов], которая случайно оказалась под водой и поэтому постоянно подвергалась ударам ее мощного течения, в неисчислимый промежуток времени была по большей части разрушена. Таким образом, казалось, что весь мост через некоторое время упадет в реку. Каждый человек, пересекавший мост, всегда молился о том, чтобы он оставался прочным хотя бы в момент перехода. Но император Юстиниан выкопал для реки другое русло и заставил ее временно изменить русло; а затем, освободив от воды каменную кладку, о которой я только что упомянул, и удалив поврежденные части, он без промедления восстановил ее, а затем вернул реку на ее прежнее русло, которое они называют «руслом». Так и было сделано это. [4]

Мост неоднократно реставрировался на протяжении веков. После реставрации в 742 году, в период Омейядов , он был переименован в Джиср аль-Валид в честь правящего халифа II аль-Валида . Еще одна реставрация произошла в 840 году, во время правления халифа аль-Мутасима . Другие источники сообщают о работе, проделанной при халифах Харуне ар-Рашиде и аль-Мамуне . [1] До 17 века письменных упоминаний о другой реставрации нет. [1]

Кафе Ajemi на фоне Ташкопрю, тоже автор Эдвин Джон Дэвис.

империи мост несколько раз ремонтировался В период Османской . Самый старый зарегистрированный ремонт в Османской империи произошел во время правления Ахмета III в 1713 году. [1] Указ, изданный Осман-пашой, губернатором Аданы при Ахмете III, предписывающий ремонт старых частей моста, сохранился в протоколах шариатского суда Аданы. [1]

В Этнографическом музее Аданы хранится надпись (инвентарные № 505 и 506), размещенная на мосту после реставрационных работ в 1847 году, во время правления османского султана Абдулмеджида I. В нем говорится, что мост нуждался в восстановлении после длительного нахождения в плохом состоянии. [1] Дальнейшие реставрационные работы были заказаны губернатором Осман-пашой во время правления султана Абдул-Хамида II , о чем свидетельствует надпись Археологического музея Аданы (инвентарный № 2469). Салнам ( официальный ежегодник) времен правления Абдул-Хамида II объясняет статус моста и реставрации:

На упомянутой реке Сейхан стоит большой, прочный, стройный мост из 22 арок. Этот мост представляет собой редкий образец элегантности, и с течением времени его тротуары и некоторые арки износились, поэтому был построен аккуратный тротуар со стенами, чтобы люди и животные не падали и не погибли. Арки также были тщательно отремонтированы. [1]

Панорамный вид на Ташкопрю.

Когда выращивание хлопка расширилось после Ибрагима-паши Египта правления над Киликией в середине 19-го века, рабочие-мигранты собирались в Ташкопрю на еженедельный рынок труда в весенние месяцы, чтобы их нанимали надзиратели для временной работы на полях региона. Из-за этого мост был настолько переполнен, что жители Аданы не смогли его пересечь. [5]

Архитектура

[ редактировать ]

Хотя на протяжении многих периодов строительства и реставрации использовались различные материалы, мост обычно строился из туфа , мрамора и сполии . В частности, восточная часть моста несет в себе множество следов первоначальной постройки. Мост построен методом засыпки.

Весной 2009 года в Ташкопрю пройдет церемония открытия театрального фестиваля Сабанджи.

Текущая длина моста составляет 310 метров (1020 футов). [1] Османский путешественник Эвлия Челеби во время своего визита зарегистрировал длину 550 футов (170 м). [1] Мост имеет 21 арку: 15 основных арок, которые переносят настил через реку, и шесть небольших разгрузочных арок внутри больших опор. [1] Мост был укорочен, поскольку части подхода на обоих концах были засыпаны во время работ по стабилизации берегов реки. [1] Проезжая часть вымощена булыжником и имеет ширину 11,4 метра (37 футов), включая тротуары. [1] Скульптурное оформление моста включает рельеф льва на северной стороне 11-й арки и различные произведения искусства в виде звезд и полумесяцев.

Гравюры, опубликованные в отчетах путешественников по Османской империи, изображают дорогу слишком узкой, чтобы вместить две конные повозки рядом. [1] Считается, что изначально ширина палубы составляла не более 3 метров (9,8 футов) и была расширена в начале 20 века. В результате работ по расширению к нижней стороне моста были добавлены новые арки. [1] Неясно, когда были сделаны эти дополнения, но есть записи о масштабной реставрации, проведенной Государственным дорожным агентством в 1948 году. [1] После пристроек ширина проезжей части была увеличена примерно до 8 метров (26 футов) или 8,5 метров (28 футов). [1]

Художественная выставка в Ташкопрю во время театрального фестиваля Сабанджи.

Брусчатка, ставшая предметом многих народных песен, была построена губернатором Аданы Сулейманом Бахри-пашой (1899–1908). [1] Павильон, опирающийся на четыре колонны, был построен на полпути через мост губернатором Махмутом Пашой, но позже был снесен. [6] [1]

Опоры, поддерживающие арки, со временем сильно изношены. [1] Они демонстрируют несколько интересных архитектурных приемов. Техника боссажа видна на нижней стороне восточных пирсов. На верхних гранях пирсов видны ступенчатые водорезы и опоры. [1] Эти ступенчатые опоры являются типичной особенностью римского строительства. [1] Две разгрузочные арки (пятая и седьмая арки с западного конца) имеют открытую верхнюю сторону, но засыпаны нижнюю по течению. [1] Размеры арок различаются из-за сложной истории их строительства. [1] Верхние грани пирсов теперь имеют треугольные водорезы . Все они были перестроены во время одной из османских реставраций, что объясняет их единый внешний вид сегодня. [1]

Сегодняшний день

[ редактировать ]

В 2007 году мост был закрыт для движения автотранспорта. С тех пор он стал местом проведения социальных и культурных мероприятий. Опросы 1996 и 2008 годов показали, что мост является местом, которое чаще всего ассоциируется у ее жителей с Аданой. Исследователи предполагают, что это больше связано с его функцией достопримечательности, чем с широким знанием его истории. Они предлагают использовать мост в качестве «отправной точки для восстановления идентичности города». [7]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • «Мост Аданы сделан из камня...» [Каменный мост Аданы...] (на турецком языке). Adanadan.biz . Проверено 18 февраля 2015 г.
  • Гратьен, Крис (август 2014 г.). «Рабочие-мигранты в Османской Анатолии» (Подкаст) . Проверено 17 февраля 2015 г.
  • Ланглуа, Виктор (1861), Киликии и Таврским горам ( Путешествие по на французском языке), Дюпра
  • О'Коннор, Колин (1993), Роман Бриджес , издательство Кембриджского университета, стр. 127 (E28), ISBN  0-521-39326-4
  • Сабан Окесли, Дуйгу; Гюрчинар, Юсуф (2012). «Исследование городского имиджа и идентичности: выводы из Аданы» . Журнал Института социальных наук Университета Чукурова . 21 (1): 37–52 . Проверено 18 февраля 2015 г.
  • Прокопий (1940), «Глава 5: Здания в Азии» , De Aedificiis [ Здания Юстиниана, Книга V ], ​​издание Прокопия (Том VII) Классической библиотеки Леба (на латыни), перевод Генри Бронсона Дьюинга, Леб, стр. 339 , получено 18 февраля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 807a7a1a5b552993b926a3bf11e42de4__1721096280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/e4/807a7a1a5b552993b926a3bf11e42de4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stone Bridge (Adana) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)