Пергамский мост
Пергамский мост | |
---|---|
![]() Западный вход на мост | |
Координаты | 39 ° 07'18 "N 27 ° 10'58" E / 39,121583 ° N 27,182667 ° E |
несет | Красной Базилики Площадь |
Кресты | Селинус ( Пергамский ручей ) |
Местный | Пергамон , Турция |
Характеристики | |
Дизайн | Арочный мост |
Материал | Кладка из бутового камня , тесаного камня |
Ширина | 183 соотв. 196 м |
Самый длинный пролет | 9 м |
Количество пролетов | 2 |
Пирсы в воде | 1 |
Зазор ниже | 7,5 м |
История | |
Окончание строительства | Правление Адриана (117–138 гг. Н.э.) |
Расположение | |
![]() |
Пергамский мост — римский подземный мост через реку Селинус (современный Бергама-Чай ) в древнем городе Пергамон (сегодня Бергама ), современная Турция . Сооружение шириной 196 м (643 фута), крупнейшее в своем роде в древности . [1] был спроектирован во время правления Адриана (117–138 гг. н. э.) для того, чтобы образовать проход под большим двором перед монументальным храмовым комплексом « Красная базилика ». Две неповрежденные трубы, состоящие из несущих стенок, покрытых цилиндрическими сводами , до сих пор служат своему назначению.
Классификация как подземная конструкция моста
[ редактировать ]Хотя Пергамский мост из-за его необычайной ширины часто ошибочно называют туннелем, его скорее следует рассматривать как опорную конструкцию моста, поскольку вся конструкция была возведена над землей, что обуславливает необходимость строительных технологий, более близких к мостостроению и сильно отличающихся от те, кто занят прокладкой туннелей. [2]
Для городского развития такие подземные сооружения считаются особенно полезными для создания больших открытых пространств в густонаселенных городских районах. То же самое имело место и в Пергаме, поскольку для строительства храма Сераписа потребовалось перекрыть целый участок реки Селинус , чтобы создать достаточно места для большой платформы перед храмом.
Похожий городской проект был также реализован в другом древнем анатолийском городе, Нисе шириной 100 м (328 футов) , где мост Ниса поддерживал театральную площадку. [2]
Структура хранилища
[ редактировать ]Основание моста представляет собой два параллельных линейных цилиндрических свода, разделенных непрерывной перегородкой. В то время как входы в двойную трубу, расположенные вверх по склону, находятся на одном уровне, выходы со стороны нижней части долины расположены с интервалом 13 м (43 фута), что приводит к значительной разнице в длине между западными (183 м (600 футов) )) и восточная ветка (196 м (643 фута)). Из-за более позднего встроенного порога высотой 2 м (6 футов 7 дюймов) части западной трубы сегодня заилены. [3]
Размеры обеих полукруглых арок практически одинаковы: пролеты в свету — 9 м (30 футов) каждый, подъем от пружинящей линии до вершины арки — 4,5 м (15 футов), просвет до уровня земли — 7,5 м. м (25 футов). Своды построены из щебня, связанного раствором, и опираются на каменное основание из тесаного камня. [3]
Выше и ниже по течению от основания моста находятся еще два хорошо сохранившихся древних моста через Селинус, называемые Табак Кёпрюсю и Ук Кемер Кёпрюсю («Трёхарочный мост»). [4]
Разрядная емкость
[ редактировать ]Предел пропускной способности Пергамского моста в случае наводнений стал предметом гидравлических и гидрологических исследований. Уклон . туннеля был рассчитан как 0,6% с максимальной пропускной способностью 360 м³/с Превышение этого предела подвергает мост внутреннему давлению и при этом повреждает конструкцию. Учитывая, что длина Селинуса составляет 13,4 км (8,3 мили), средний уклон 2,2% и водосборный бассейн 101 км. 2 (39 квадратных миль) были рассчитаны следующие средние интервалы в зависимости от используемого метода:
- лет (метод Гюнермана)
- лет (метод DSI)
- 1100 лет (метод Мокуса)
- 8500 лет (метод Снайдера)
Исследование пришло к выводу, что статистически каждые 700 лет (это значение называют « средним арифметическим ») следует ожидать наводнений, которые превысят пропускную способность моста. [5]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Греве и Озис 1994 , стр. 350, 352.
- ^ Jump up to: а б Греве и Озис, 1994 , стр. 348–349.
- ^ Jump up to: а б Все данные: Grewe & Özis 1994 , с. 350
- ^ Греве и Озис 1994 , с. 349
- ^ Греве и Озис 1994 , стр. 351–352.
Источники
[ редактировать ]- Греве, Клаус; Озис, Юнал (1994), «Древние речные сооружения Пергама и Нисы (Турция)», Antike Welt , 25 (4): 348–352.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Озиш, Юнал; Харманчиоглу, Н. (1979), «Паводковые потоки и пропускная способность исторических туннелей Пергамон и Ниса в Анатолии», Международная ассоциация гидравлических исследований, 18. Материалы конгресса , 6 , Кальяри: 696–698.
- Озиш, Юнал (1987), «Древние водопроводные сооружения в Анатолии», Развитие водных ресурсов , 3/1 : 55–62
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Пергамским мостом, на Викискладе?